Синергетический подход в педагогике - ABCD42.RU

Синергетический подход в педагогике

Синергетический подход в педагогике

Вы будете перенаправлены на Автор24

Применение синергетического подхода в современной педагогике

Современный этап общественного развития требует коренных преобразований во всех сферах жизнедеятельности. Система образования более всего нуждается в реформировании, поскольку от нее зависит воспитание и образование подрастающего поколения, обучение квалифицированных специалистов, профессионалов в сферах научно-технического и информационного направления.

В этой связи широкое распространение получило новое научное направление — синергетика. Она связана с объединением процессов, которые приумножают и укрепляют воздействия систем друг на друга.

Синергетика базируется на понятии открытой системы, которая существует только во взаимосвязи с окружающей средой и непрерывном притоке энергетического вещества из нее. Это способствуют самоорганизации всех ее системных процессов. Такая самоорганизация протекает на основе распада, ранее имевшейся структуры и развитием нового способа построения. Это происходит по принципу обратного взаимодействия.

С этой точки зрения можно объяснить взаимодействие системы с окружающей средой, которая оказывает значительное влияние на ее развитие, эволюционные изменения. При этом, система должна быть устроена таким образом, чтобы подвергаться и принимать подобное внешнее воздействие.

Процесс самоорганизации составляет фундамент эволюции. От нее зависит появление и развитие совершенно новых форм и моделей, структур, более качественных и сложных по своему развитию и функциональному значению.

Поскольку педагогическая наука представляет собой открытую систему, то синергетический подход актуален для применения в ней. Его использование в педагогике основывается на том, каким образом можно организовать процесс управления образовательной системой, не управляя ею, грамотно и результативно, но не навязчиво направлять учащихся на правильный путь, способствовать формированию у них навыков самовоспитания, самообразования, саморазвития и самосовершенствования.

Синергетический подход в педагогике исключает диктатуру и авторитет педагога в учебно-воспитательном процессе. Педагог должен не опекать ребенка и принуждать к действию, а лишь мотивировать его развивать познавательную активность и заинтересованность в непрерывной учебной работе, открывать себя, познавать окружающий мир и искать собственный путь развития.

Готовые работы на аналогичную тему

Синергетический подход является методологическим направлением в учебной и воспитательной деятельности, который основывается на использовании комплексной системы, включающей идеи, понятия, приемы и методы исследования и координации открытыми нелинейными системами, способными к самоорганизации.

В образовательной сфере, синергетический подход связан с применением специальных методик и технологий, направленных на поиск нового знания, открытия истин нового значения, носящих приближенный характер и базирующихся не интуиции, творческих началах, фантазии, воображении. Он основывается на гуманистических началах и личностном ориентировании. Его применение помогает достичь положительных результатов и разрешить многие проблемы современного общества.

Синергетический подход в педагогике базируется на идее о том, что процессы воспитания и образования всегда будут носить нелинейный и ассиметричный характер, поскольку они подвержены воздействию социально-экономических факторов.

Все субъекты педагогического процесса рассматриваются, как отдельные подсистемы, поэтапно развивающиеся и переходящие к саморазвитию.

Рисунок 1. Синергетический подход в педагогике. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Принципы синергетического подхода

В качестве принципов синергетического подхода применяются паттерны – модели синергетического мышления. Паттерны позволяют расширить представление о многих процессах и явлениях педагогики, за счет содержания новых знаний о методах самоорганизации и саморазвития систем нелинейного типа.

Основными принципами или паттернами синергетического подхода являются:

  1. Принцип нелинейности и открытости всех мировых систем. Поскольку все системы способны обмениваться энергией, информационными данными, веществами с окружающей средой, находятся на удаленном расстоянии от точки равновесия и могут подвергнуться разрушению структуры при неравновесности системы, то такие системы являются открытыми и нелинейными и функционируют на базе процессов самоорганизации и саморазвития.
  2. Принцип хаотичности. Хаос является механизмом построения системы, поскольку он способствует объединению простых элементов в сложное системное строение, посредством координации темпов эволюционных процессов и при этом, может разрушить ее структуру при сложной системной организации. Хаотичность выполняет роль разрушителя, что необходимо для последующего построения чего-то нового, которое также разрушится после построения.
  3. Принцип жизнедеятельности. Саморегулирующиеся системы должны быть, как устойчивыми и способным к противодействию внешних факторов, так и функционировать на основе протекания случайных, неустойчивых процессов.
  4. Принцип признания последовательного развития системных процессов. Система функционирует по конкретной логике и алгоритму, представляющему определенную поэтапность действий. Нельзя навязывать системе нелогичный и противоречащий ее сути порядок деятельности.
  5. Принцип резонансного воздействия на все системные элементы. Внешнее воздействие на систему и ее отдельные элементы должно согласовывать с внутренними характеристиками и особенностями ее функционирования. При этом, важно, правильно распределить внешнее воздействие, не акцентируя внимания на его интенсивности и силе.
  6. Принцип недопущения закрытия системы. Система должна иметь открытый характер, чтобы принимать внешнюю энергию и позволять внедрять в себя новаторские разработки. Закрытая система будет устойчивой к изменениям, легко противостоять им, что в итоге приведет к ее торможению в развитии, замораживанию эволюционных процессов в образовательной сфере.

Синергетический подход в педагогике

  • Что такое синергетический подход в педагогике
    • История возникновения
  • Основные понятия и характеристики
  • Принципы и методы синергетического подхода в образовательном процессе

Что такое синергетический подход в педагогике

Синергетический подход в педагогике — методологическим направлением в учебной и воспитательной деятельности, который основывается на использовании комплексной системы, включающей идеи, понятия, приемы и методы исследования и координации открытыми нелинейными системами, способными к самоорганизации.

Педагогическая наука — это открытая система, поэтому синергетический подход применим к ней. Его внедрение в педагогику основано на том, чтобы грамотно организовать сферу образования и ненавязчиво направлять учеников и студентов на верный путь, способствовать их самовоспитанию, саморазвитию и самосовершенствованию.

Синергетика в педагогике проявляется:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • в отсутствии диктатуры и авторитарности педагогов в учебном процессе;
  • в мотивации учащихся к познавательной деятельности, учебе, познании себя и окружающего мира.

История возникновения

Синергетика возникла в семидесятые годы XX века на стыке двух наук: физики и химии, а затем ей был присвоен статус междисциплинарного подхода.

«Синергетика» — это термин, который происходит от греческого sinergia — «сотрудничество» или «совместное действие».

Огромный вклад в становление этой новой отрасли науки внесли такие известные ученые, как Герман Хакен, Илья Пригожин, Анатолий Жаботинский и Борис Белоусов.

Основные понятия и характеристики

Синергетика занимается исследованием механизмов возникновения новых структур за счет разрушения старых.

Основные понятия синергетики — это:

  1. Самоорганизация — совокупность про­цессов, которые происходят в системе, и способствуют ее оптимальному функционированию.
  2. Открытость — такое свойство системы, которое обеспечивает ей обмен информацией и энергией с внешней средой.
  3. Нелинейность — это вариативность реакций системы на внешние воздействия.
  4. Неравновесность — качество систем, которые находятся вне состояния равновесия.
  5. Бифуркация — это раздвоение путей развития нелинейной открытой системы.
  6. Флуктуация — случайное изменение характеристик системы, которое может привести к появлению новой структуры.
  7. Диссипативными называются новые структуры, которые возникают внутри неравновесных систем.
  8. Аттрактором называется устойчивое, конечное состояние системы.
Читайте также  Организация режима питания

Принципы и методы синергетического подхода в образовательном процессе

Принципами синергетического подхода в образовании являются модели синергетического мышления (паттерны), которые позволяют по-другому увидеть многие процессы и явления в педагогике. Происходит это за счет новых знаний о системах нелинейного типа.

Основные принципы синергетического подхода — это:

  1. Открытость и нелинейность всех систем в мире.
  2. Хаотичность. Хаотичность является тем самым фактором, благодаря которому простые элементы эволюционируют в сложные. В то же время хаос — это разрушитель, который необходим для создания чего-то нового.
  3. Жизнедеятельность. Системы, с одной стороны, являются устойчивыми к воздействию внешних условий, с другой стороны, функционируют на основе случайных процессов, возникающих в них.
  4. Последовательное развитие системных процессов. Функционирование происходит по конкретному логическому алгоритму.
  5. Резонансное воздействие на элементы в системе. Внешнее воздействие должно находить отклик во внутренних характеристиках системы.
  6. Недопущение закрытия системы. Открытый характер очень важен, так как позволяет внедрять новаторские идеи и с легкостью откликаться на изменения и эволюционировать.

Методами синергетического подхода в педагогике являются:

  1. Диалог. Учебно-воспитательный процесс — это диалог между педагогом и учеником, направленный на всестороннее развитие учащегося с учетом его личностно-психологических качеств.
  2. Сценарное мышление или мозговой штурм, направленный на поиск различных вариантов решения сложных вопросов и проблем.

Выступление на педагогическом совете на тему: «Синергетический подход в воспитании и образовании»

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Синергетический подход в воспитании и образовании

В связи с проблемами современной жизни, которые характерны для постсоветских стран, происходит грандиозный процесс изменения в обществе, который остро задел образование. Чувство тревоги и растерянности возникают не только в связи с экономическим кризисом, но и массой новой информации, которая способна изменить не только отношения между людьми, удовлетворенность результатами своего труда, но и мировоззрение.

Синергетика – новое научное направление, которое возникло более двадцати лет назад и означает кооперативность процессов, усиливающее влияние одной системы на другую. В качестве фундаментального, вводится понятие открытой системы, существование которой нуждается в постоянном притоке энергии и вещества извне. Согласован н ое взаимодействие приводит такую систему к самоорганизации. Видными исследователями данной проблемы являются немецкий физик Герман Хакен и уче н ный русского происхождения И.Р.Пригожин.

Синергетическая самоорганизация связана с разрушением старой структуры и возникновением нового порядка, соответственно этому она опирается на принцип положительной обратной связи.

С такой позиции удается объяснить взаимодействие системы с окружающей средой, так как внешние условия, среда обитания оказывают огромное влияние на эволюцию, но она, несомненно, зависит от характера состояния и внутренней предрасположенноти системы к таким изменениям.

Более того, процесс самоорганизации, не только сводится к констатации влияния и связи между случайным и необходимым, а является результатом взаимодействия таких случайностей, благодаря которым и возможно возникновение нового в мире, о чем говорили еще античные философы.

Таким образом, самоорганизация выступает как основа эволюции, так как она служит источником возникновения качественно новых и более сложных структур в развитии.

Однако, синергетика не рассматривается сегодня как новая идеология, она лишь пытается обнаружить закономерности в процессах эволюции живых и неживых систем. Теория самоорганизации применима к пониманию самых разных явлений природы, мира, человека, социума.

Известно, что педагогика – развивающаяся наука и совокупность разных ее отраслей представляет собой открытую систему. Исходя из вышесказанного, сущность синергетического подхода в педагогике может состоять в следующем: как управлять не управляя, ненавязчиво направлять учащихся на позитивный путь развития,

как обеспечить их самовоспитание, самообразование, саморазвитие. По своей природе синергетическое действие – это действие исподволь, исходя из собственных форм, сил и способностей, что означает невозможность диктата со стороны учителя.

Отказавшись от мелочной опеки, учитель должен поощрять самостоятельность, вовремя заметить успех, поддержать инициативу, побуждать интерес к открытию себя, окружающего мира, постоянному поиску собственного пути развития.

То есть, синергетика учит не угнетать,а видеть в учащемся личностную значимость, на которую нужно опираться, а если ее нет, то учителю необходимо помочь ребёнку ее обрести.

По мнению В.А.Сухомлинского, воспитание заключается в том , чтобы умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячи граней, найти ту которая, если ее как алмаз шлифовать, засияет неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние принесет человеческое счастье.

Роль учителя в обучении и воспитании – научить, усиливая желание больше узнать, докопаться до истины, помочь, подбодрить, быть другом и советчиком.

Для синергетического подхода в образовании характерна опора на методы поиска нового знания, открытия новых истин, которые имеют эвристический характер и опираются не столько на правила, сколько на интуицию, воображение и творчество.

Примером такой работы с учащимися может послужить построение на уроках мысленного эксперимента и модельных представлений на основе применения “позитивной эвристики,”правила которой указывают возможность выбора теорий, их изменение, развитие и модификацию. По мнению кандидата педагогических наук Новаченко Т.В. , это способствуе т раскрепощению личности, приобретению уверенности в себе, желанию поиска истины.

Ш.А.Амонашвили обосновал личностно-гуманный подход в образовании, цель которого заложить в человеке способность к самореализации, саморазвитию, саморегуляции, самовоспитанию так необходимых для становления личности и ее взаимоотношении с культурой, социумом, цивилизацией.

Фактически гуманизация образования и идеи синергетики видят в человеке наивысшую ценность. Такой суммарный синергетический и гуманный подход в педагогической деятельности дает возможность достичь позитивных результатов в воспитании и обучении школьников. Следуя теории самоорганизации необходимо видеть в учащемся свободную личность, широко используя игровые методы обучения, учителю осторожно, без насилия, воздействовать на его внутренний мир, способствуя развитию позитивных черт его ха- рактера, а также разнообразных способностей. Таким образом, синергетический подход в образовании и воспитании – это эффективный путь в решении некоторых проблем современного общества.

Современные подходы к организации педагогического процесса синергетического и аксиологического подходов

  • Синергетический подход

Синергетика(от греч. «синергейя) – совместное действие, сотрудничество.
Этот термин в науку ввел немецкий физик профессор Штутгартского университета Г. Хакен.
Синергетика – достаточно молодая отрасль науки, которая стала самостоятельным научным направлением лишь в 70-е годы XX века. Синергетика изучает процессы самоорганизации и саморазвития, протекающие в природных и социальных системах.
Коснулись идеи синергетики и педагогической науки и практики, сформировав новые представления о механизмах функционирования и развития таких самоорганизующихся и саморазвивающихся систем как:

  • личность ребенка и учителя;
  • ученический коллектив и сообщество педагогов;
  • учреждение образования и его окружающая среда.

Основные понятия синергетического подхода:

Основными понятиями синергетики являются:
Самоорганизация – это процесс или совокупность процессов, происходящих в системе, способствующих поддержанию ее оптимального функционирования, способствующих достраиванию, самовосстановлению и самоизменению данного системного образования;

Открытость – это свойство системы, обусловленное наличием у нее коммуникативных каналов с внешней средой для обмена веществом, энергией и информацией;

Читайте также  Полномочия президента Российской федерации 2

Нелинейность – это наличие у системы множества вариантов, в том числе и альтернативных, возможных путей развития и способов ответных реакций системы на воздействия извне;

Неравновесность – это качество системы, находящейся вдали от состояния равновесия;

Принципы синергетического подхода:

Роль принципов в синергетическом подходе выполняют паттерны (образцы) синергетического мышления.
Опираясь на публикации известных ученых-синергеттиков, назовем те паттерны, которые содержат в себе новое знание о самоорганизации и саморазвитии открытых нелинейных систем и позволяют обогатить наши представления о педагогических явлениях и процессах.
К числу таких паттернов относится:

  • Практически все существующие системы являются нелинейными и открытыми. А, следовательно, их функционирование и развитие строится на основе механизмов и процессов самоорганизации и саморазвития.

Для возникновения и протекания процессов самоорганизации и саморазвития служат предпосылками:
а) способность системы обмениваться со средой энергией, веществом и информацией;
б) достаточная удаленность системы от точки равновесия;
в) неравновесность системы может привести к дезорганизации прежней структуры.

  • Хаос выполняет конструктивную роль в процессах самоорганизации с одной стороны, но разрушителен так как хаотичность в определенных условиях приводят к разрушению сложных систем; с другой – он созидателен, так как хаос лежит в основе механизма объединения простых структур в сложные, согласования темпов их эволюции, вывода системы на аттрактор развития. Разрушая, хаос строит, а строя, он приводит к разрушению.
  • Для жизнедеятельности саморегулирующихся систем важное значение имеет не только устойчивость и необходимость, но и неустойчивость и случайность.
  • Системе нельзя навязывать то, что вступает в противоречие с ее внутренним содержанием и логикой развертывания ее внутренних процессов. Эффективное управление системой возможно при осознании тенденций ее развития и осуществлении на систему и ее компоненты резонансного воздействия, при котором внешнее влияние согласуется (гармонично сопряжено) с внутренними свойствами системы. При резонансном воздействии важна не его сила и интенсивность, а правильная пространственная организация влияния.
  • Замкнутость системы способна рождать такой тип устойчивости, который может препятствовать ее развитию или даже привести к эволюционному тупику.

Итак, синергетический подход — это методологическая ориентация в познавательной и практической деятельности предполагающая применение совокупности идей, понятий и методов в исследовании и управлении открытыми нелинейными самоорганизующимися системами.

Идея синергетического подхода:

Воспитание зависит от множества факторов, существенно влияющих на этот процесс. С одной стороны, невозможно регламентировать многочисленные влияния на ребенка, формирующие у него определенные установки на отношения к различным группам людей. С другой стороны, процесс воспитания всегда будет нелинейным и асимметричным в силу постоянно меняющихся обстоятельств.
Соотношение управляемости и спонтанности процесса воспитания может быть в полной мере реализовано в синергетическом подходе.
Синергетический подход позволяет рассматривать каждый субъект педагогического процесса (дети, воспитатели, родители) как саморазвивающиеся подсистемы, осуществляющие переход от развития к саморазвитию. В аспекте социального развития детей данный подход предусматривает, к примеру, постепенную смену общих ориентаций педагога в становлении основных видов деятельности (от восприятия — к воспроизведению по образцу — к самостоятельному воспроизведению — к творчеству).
Использование синергетического подхода в педагогической деятельности способствует обогащению учебно-воспитательного процесса диалоговыми приемами и методами педагогического взаимодействия, что сделает более интенсивным процесс развития учащихся и личностно-професссиональный рост педагогов.
Диалог мнений, мотивов, ценностных установок детей и взрослых содействует формированию духовно богатой, нравственно чистой и эмоционально благоприятной атмосферы в школьном коллективе, раскрытию и развитию индивидуальности каждого.

  • Аксиологический подход

Аксиологический подход свойственен гуманистической педагогике, так как человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития.
Человек живет в состоянии мировоззренческой оценки происходящих событий, он ставит перед собой задачи, принимает решения, реализует свои цели. При этом его отношение к окружающему миру (обществу, природе, самому себе) связано с двумя подходами – практическим и абстрактно-теоретическим (познавательным). Роль связующего звена между практическим и познавательным подходами выполняет аксиологический (ценностный) подход.

Идеи аксиологического подхода:
Вне человека и без человека понятие ценности существовать не может, так как оно представляет собой особый человеческий тип значимости предметов и явлений. Ценности не первичны, они производны от соотношения мира и человека; ценности подтверждают значимость того, что создал человек в процессе истории. К ценностям относятся только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом.

Ценность(по В.П. Тугаринову) – не только предметы, явления и их свойства, которые нужны людям определенного общества и отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей, но также идеи и побуждения в качестве нормы и идеала.

Ценности сами по себе, по крайней мере, основные из них, остаются постоянными на разных этапах развития человеческого общества. Такие ценности, как жизнь, здоровье, любовь, образование, труд, мир, красота, творчество и т.д., являются значимыми для человека во все времена.
Наш мир – это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует каждого отдельного человека. Гуманистические начала, утверждение самоценности человеческой личности, уважение к ее правам, достоинстве и свободе нельзя привнести в общественную жизнь извне. Процесс социального развития – это процесс роста и вызревания этих начал в человеке.

Принципы аксиологического подхода.
К числу аксиологических принципов относятся:

  • равноправие всех философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей (при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей);
  • равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности открытия в настоящем и будущем;
  • равенство людей, прагматизм вместо споров об основаниях ценностей; диалог вместо безразличия или отрицания драг друга.

Эти принципы позволяют включиться в диалог и совместно работать различным наукам и течениям, искать оптимальные решения.

Таким образом, в основе педагогической аксиологии лежат понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности и образования в целом. Значимую ценность представляет собой и идея гармонично развитой личности, связанная с идеей справедливого общества, способного реально обеспечить каждому человеку условия для максимальной реализации заложенных в нем возможностей. Эта идея определяет ценностные ориентации культуры и ориентирует личность в истории, обществе, деятельности.
Педагогические ценности, как и любые другие духовные ценности, зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе, которые во многом влияют на развитие педагогики.
С изменением социальных условий жизни, развитием потребностей общества и личности трансформируются и педагогические ценности. Ценностные ориентации являются одной из главных «глобальных» характеристик личности, а их развитие основной задачей гуманистической педагогики и важнейшим путем развития общества.

Аксиологический подход позволяет определить совокупность приоритетных ценностей в образовании, воспитании и саморазвитии человека. Применительно к социальному развитию учащихся в качестве таковых могут выступать ценности коммуникативной, сексуальной, национальной, этнической, правовой культуры.

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2020

СИНЕРГЕТИКА КАК НОВЫЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ

  • Авторы
  • Файлы работы
  • Сертификаты
Читайте также  Современные оздоровительные виды гимнастики

Смена научных парадигм на рубеже XX и XXI столетия заключалась в том, что на смену кибернетической парадигмы, господствовавшей в науках вторую половину XX века, пришла синергетическая парадигма.

Синергетика переводится как «энергия совместного действия» (от греч. «син» — «со-», «совместно» и «эргос» — «действие»), созданное профессором Штутгартского университета Германом Хакеном междисциплинарное направление, которое занимается изучением систем, состоящих из многих подсистем различной природы (электронов, атомов, молекул, клеток, нейронов, людей, транспортных средств и т.д.), и выявлением того, каким образом взаимодействие таких подсистем приводит к возникновению пространственных, временных или пространственно-временных структур в макроскопическом масштабе.[5]

Синергетика представляет собой науку, изучающую основные законы самоорганизации сложных систем. В нее входят такие области как нелинейная динамика, детерминированность, хаос, фракталы, катастрофы, бифуркации, волны, полевые эффекты и т.д. Растущая в наше время популярность синергетики объясняется тем, что она становится языком междисциплинарного общения, понятным для специалистов в областиматематики, физики, химики, биологи, психологи и др., хотя каждый понимает синергетические модели по-своему.

Синергетика как модель самоорганизации несет новые возможности стратегий в мышления, дающие нетрадиционные подходы ко многим проблемам. В синергетике ставится более общая и широкая проблема изучения возникновения самой самоорганизации так, как она происходит в естественных, природных процессах. Сначала объекты ведут себя абсолютно независимо и в движении не наблюдается никакой взаимной упорядоченности. Такое первоначальное состояние нередко характеризуют понятием «хаос» и «беспорядок». Затем при некоторых критических значениях поступающей извне энергии или информации возникает взаимодействие между объектами и они начинают участвовать в согласованном, детерминированном движении.

Беспорядок сменяется порядком, из хаоса возникает определенная устойчивая структура, то есть устанавливается постоянная взаимосвязь между компонентами, которые из прежних автономных объектов превращаются в элементы упорядоченной системы.

Исследователи и специалисты разных отраслей знаний увидели в синергетике новое направление в науке, позволяющее превращать хаос в порядок, выводить системы на качественно новый уровень развития.

Таким образом, синергетика — это наука о сложных системах, взаимодействующих с внешней средой, в которых наблюдается коллективное действие разнородных элементов, приводящее к развитию системы через целый ряд относительно устойчивых состояний.

Синергетика оказалась таким направлением в науке, которое сразу же стало востребованным практически в различных отраслях деятельности. В синергетике специалисты разных научных направлений открыли множество новых возможностей.

Сама история создания науки синергетики является свидетельством мощного интеграционного процесса, приведшего в конце XX века к синергетическому процессу — созданию универсальной мировоззренческой науки с большим потенциалом во многих отраслях знания и деятельности.

На базе синергетики Г. Хакена в последней четверти XX века стали возникать синергетические школы различного направления. Возникла электронная синергетика, биологическая синергетика, химическая синергетика, физическая синергетика, экономическая синергетика. Системно-синергетический подход, новая научная парадигма ,используемая для решения таких проблем, которые не поддавались решению другими, более классическими методами.

Не остались в стороне и педагогика, организация учебно-воспитательного процесса. В этой отрасли знания и деятельности на смену мышлению, в основе которого — детерминистский подход, появилось все больше примеров, объясняющих явления с позиций синергетики.

Смена парадигмы мышления привела к отказу от линейных моделей в пользу нелинейных, самоорганизующихся.

Все это приводит к формированию парадигмы педагогической синергетики, синергетического подхода к процессу учебно-воспитательной деятельности.

В свете синергетического подхода – человек – непросто элемент системы, развивающийся вместе с ней, а сила, способная к преодолению кризисов, упорядочиванию системы, ее стабилизации.

C инергетический подход к воспитанию основан на использовании свойств нелинейности, открытости педагогических систем, их способности адаптироваться к условиям окружающей среды на основе самоорганизации.

В реальных воспитательных системах, при этом подходе, ведущим звеном являются инновационные механизмы и средства воспитания и обучения, которые должны быть системными, комплексными, скоординированными в пространстве и времени, последовательны многоаспектны и непрерывны.[2>

Парадигмы, новые научные концепции, инновационные технологии выполняют роль флуктаций (колебаний) и, прежде чем они реализуются в педагогике, они проходят ряд этапов самоорганизации и, затем, внедрения в педагогические системы.

Концептуально-методологическая новизна идей самоорганизации связана с признанием способности различных систем к самоорганизации, саморазвитию не только за счет притока энергии, информации извне, но прежде всего за счет использования своих внутренних возможностей.[5]

Исходя из этого, новая синергетическая концепция может способствовать глубокому познанию таких сложных систем, как система образования.

Спектр направлений, в которых может протекать развитие воспитательной и образовательной системы задается природой этой системы, которая претерпевает эволюцию в процессе своего развития. Другими словами он, этот спектр определяется бифуркацией – разветвлением старого качества на конечное множество вполне определенных потенциально новых качеств. Цепочка бифуркаций может не только увести самоорганизующуюся систему от исходного состояния, но и вернуть ее в это состояние. Для конкретной воспитательной системы, взаимодействующей с конкретной средой, существует свой аттрактор – предельное состояние, достигнув которого, система уже не может вернуться ни в одно из своих прежних состояний.[2]

1. Ворожбитова, А. А. Синергетический аспект вузовского образования в свете лингвориторического подхода / А. А. Ворожбитова // Вестник высшей школы. — 1999. — № 2. — С. 22-26.

2. Игнатова, В. А. Педагогические аспекты синергетики / В. А. Игнатова // Педагогика. — 2001. — № 8. — С. 26-31.

3. Князева, Е. Н. Синергетика как средство интеграции естественнонаучного и гуманитарного образования / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов // Высшее образование в России. — 1994. — № 4. — С. 31-36.

4. Таланчук, Н. М. Системно-синергетическая философия как методология современной педагогики / Н.М.Таланчук // Магистр. — 1997.- СВ. — С.32-41.

5. Хакен, Г. Синергетика: пер. с англ. Г. Хакен. — М., 1980. — 406 с.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: