Система здравоохранения в России - ABCD42.RU

Система здравоохранения в России

Национальные системы здравоохранения в РФ и мире

Вы будете перенаправлены на Автор24

Определение и классификация национальных систем здравоохранения

Система здравоохранения является огромным комплексом, включающим в себя все государственные ресурсы, организации, институты и инструменты (в том числе финансовые средства, информационные и кадровые ресурсы, коммуникации, транспорт, материалы и оборудование, всеобщее руководство и управление), главной целью которого является улучшение здоровья населения за счет постоянного совершенствования уровня оказания медицинских услуг в стране.

Национальные системы здравоохранения имеют свои особенности, присущие разным государством, которые сложились на их территории исторически в связи со спецификой экономических отношений в данной сфере общественной жизнедеятельности.

Основные экономические характеристики, по которым отличаются различные системы здравоохранения:

  • отношение собственности объектов здравоохранения;
  • источники получения ресурсов (финансирования) для развития проектов здравоохранения;
  • механизмы стимулирования производителей медицинских услуг (медицинских работников) и потребителей этих услуг (населения);
  • методы и формы контроля качества и объема оказанной медицинской помощи.

Наиболее популярной классификацией систем здравоохранения является разделение их на три основные группы, предложенное экспертами ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения).

Согласно данной классификации выделяют три первичные, основные, модели систем здравоохранения:

  1. Государственная система (система Бевериджа).
  2. Социально-страховая система, основанная на страховании здоровья граждан (система Бисмарка).
  3. Рыночная (негосударственная, или частная) система здравоохранения.

В чистом виде какая-либо из систем здравоохранения существует редко, чаще всего государственные системы здравоохранения имеют признаки одновременно нескольких из основных их моделей.

Готовые работы на аналогичную тему

Характеристики моделей системы здравоохранения в РФ и в мире

Государственная система (система Бевериджа).

В организации такой системы здравоохранения значительную (исключительную) роль играет государство. Такую систему здравоохранения также иногда называют госбюджетной или просто бюджетной.

Главным источником финансирования здравоохранения является государственный бюджет, формирующийся за счет налогов с населения и предприятий.

Граждане страны получают медицинскую помощь бесплатно (кроме небольшого перечня медицинских услуг, не имеющих отношения к лечению состояний, угрожающих жизни человека).

То есть главным поставщиком и одновременно покупателем медицинской помощи является государство, тем самым оно обеспечивает удовлетворение потребностей в услугах здравоохранения большую часть общества.

Рынок в данной системе здравоохранения играет второстепенную роль и обычно находится под контролем государства.

Такая система здравоохранения раньше всех сформировалась в Великобритании, также она характерна для Ирландии, Дании, Италии, Португалии, Испании, Греции.

Социально-страховая система, основанная на страховании здоровья граждан (система Бисмарка).

Такая модель здравоохранения основана на принципах смешанной экономики (принципах регулирования рынка с помощью системы многоканального финансирования и социального страхования), сочетает в себе обеспечение социальных гарантий и доступность медицинской помощи абсолютно для всех слоев населения и рынок медицинских услуг, что обеспечивается развитой системой государственного контроля и регулирования.

Главной характеристикой данной системы здравоохранения является наличие обязательного медицинского страхования для всего (или почти всего) населения страны, с определенным участием в финансировании страховых фондов государства.

Государство в такой системе здравоохранения является гарантом удовлетворения потребностей в медицинской помощи всех или подавляющего большинства граждан в независимости от их уровня доходов, при этом также не нарушаются рыночные принципы оплаты медицинских услуг.

Рынку в данной системе отводится роль удовлетворения потребностей населения в медицинских услугах сверх гарантированного уровня, чем обеспечивается свобода выбора и суверенитета потребителей.

Благодаря многоканальной системе финансирования, включающей в себя отчисления от зарплаты, прибыль страховых организаций, государственный бюджет, создается необходимая устойчивость и гибкость финансовой базы социально-страховой системы здравоохранения.

Данная система здравоохранения наиболее ярко представлена в ФРГ, Австрии, Франции, Бельгии, Нидерландах, Канаде, Швейцарии и Японии.

Рыночная (негосударственная, или частная) система здравоохранения.

Также иногда такую систему здравоохранения называют американской, или системой частного страхования.

При такой системе медицинская помощь преимущественно предоставляется на платной основе, за счет средств самого потребителя, единая система государственного медицинского страхования отсутствует и рынок медицинских услуг является основным инструментом для удовлетворения потребностей населения в медицинских услугах.

Потребности пенсионеров, малообеспеченных слоев населения, безработных не удовлетворяются рынком медицинских услуг, оказание им медицинской помощи обеспечивает государство путем финансирования и разработки общественных программ по предоставлению медицинской помощи.

Наиболее типичным представителем рыночной системы здравоохранения являются США.

В Российской Федерации в настоящее время действует смешанная система здравоохранения — бюджетно-страховая, а также имеется частный рынок медицинских услуг.

Финансирование системы здравоохранения складывается из следующих источников:

  • средства государственного бюджета (федерального, регионального и муниципального уровней);
  • страховые отчисления работодателей в фонд ОМС из зарплаты трудоустроенных у них граждан;
  • средства добровольного медицинского страхования;
  • налоговые отчисления от прибыли аптек, полученной от оплаты приобретаемых в розничных сетях лекарств, медицинских организаций,
  • легально предоставляющих медицинские услуги на платной основе, и других отчислений.

Система здравоохранения в России

3.3. Система здр авоохранения в Росси и
и ее роль в социа льном выравнивании

В российском обществе обозначился сдвиг от ценностей выживания, проблем потребления предметов первой необходимости, низких доходов и социальных выплат, как было в 1990-х гг. С 2000-х гг. другой уровень проблем, поворот в сторону приоритетов человеческого развития – ЖКХ, жилья, образования, здравоохранения, личной безопасности и эффективного правосудия.

Одной из точек кристаллизации общественных интересов является система охраны здоровья, затрагивающая 100 % населения России как по формальным признакам (100 %-й охват обязательным медицинским страхованием), так и в реальности, поскольку каждый из нас обращается за медицинской помощью неоднократно в течение жизни.

Система здравоохранения – одна из систем социального выравнивания, один из важнейших элементов социального государства. Особенно важно стабильное функционирование таких систем в государствах с огромной разницей в доходах беднейших и богатейших слоев населения. И население судит об эффективности работы государства во многом по эффективности работы системы здравоохранения.

Рассмотрим основные понятия.

Охрана здоровья населения – это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. К охране здоровья населения привлечен и комплекс контрольных служб Федерации и субъектов РФ – Росприроднадзор, Ростехрегулирование, Ростехнадзор, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Росатомнадзор и др.

С истема здравоохранен ия – совокупность институтов и механизмов оказания медицинской помощи (медицинские учреждения), обеспечения населения лекарствами и контроля над ними со стороны государства с участием профессиональных, пациентских и иных общественных или некоммерческих организаций (НКО).

Любое социальное государство обязано содействовать охране здоровья населения. В основном обязанности государства и соответственно права гражданина России в этом отношении прописаны в ст. 7 и 41 Конституции России (соблюдаются частично, поскольку часть обязательств государства обеспечивать бесплатность услуг не выполняется).

Система здравоохранения и система социальной защиты – универсальные системы, затрагивающие интересы большинства граждан и влияющие на социальное самочувствие общества и электоральные предпочтения. Вокруг системы здравоохранения постоянно ведутся дискуссии, особенно в предвыборные периоды. Причем это характерно не только для нашей страны. Одним из факторов, повлиявших на победу Б. Обамы на выборах президента США, было его обещание ввести всеобщее медицинское страхование, а неудачи реализации его обещаний в 2013–2014 гг. снизили рейтинги его популярности, что использовали его оппоненты.

Влияет здравоохранение и на индекс потребительской уверенности населения. Рассчитывается он как среднее пяти индексов: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения (1–2), произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации (3–4), благоприятности условий для крупных покупок (5). Для 77 % населения России покупка лекарств наносит ощутимый удар по бюджету семьи, а 69 % населения иногда или часто отказывались от приобретения лекарств из-за дороговизны. По результатам различных социологических опросов, более 60 % населения России, так или иначе, не удовлетворены медицинской помощью в нашей стране. Не устраивает существующее положение и более 60 % медицинских работников.

Существует несколько моделей здравоохранения (или их комби­наций):

• частная медицина (без возмещения затрат пациенту);

• частная медицина с максимальным возмещением затрат пациенту;

• государственная медицина за счет бюджета;

• государственная медицина с софинансированием пациента;

• смешанная медицина бюджетно-страховая;

• страховая медицина с обеспечением части льготников за счет бюджета.

После ликвидации СССР мы унаследовали советскую (социалистическую) модель организации здравоохранения, которая была полностью бюджетной (то есть бесплатной), финансировалась централизованно и поэтому характеризовалась жесткой вертикальной структурой, хорошей организацией и ориентацией на первичное звено здравоохранения и была сравнительно экономичной. Это признано Международной конференцией Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по первичной медико-санитарной помощи 12 сентября 1978 г. и отражено в Алма-Атинской дек ларации ВОЗ .

К концу 1980-х гг. в СССР были отлажены вся система здравоохранения и система всеобщей диспансеризации населения, но страдало качество оказания медицинской помощи, и к этому времени выявились серьезные проблемы с финансированием, в том числе заработной платы. Это побудило использовать так называемый новый экономический механизм и искать дополнительное финансирование. Предпринималась попытка ввести обязательное медицинское страхование, но распад СССР и тяжелое состояние экономики в 1990-е гг. не позволили этого сделать. Обвал курса рубля и кризис финансирования здравоохранения в эти годы привел систему на грань краха.

В 1991–1993 гг. принято два ключевых базовых закона, определяющих и регулирующих систему здравоохранения, – «О медицинском страховании граждан в РФ» 1 , по прошествии 20 лет преобразованный в закон «Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации», и «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г., которые в 2010 и 2011 г. преобразованы в новые федеральные законы. Следует отметить, что до 2010–2011 гг. действовали отдельные нормативные акты советского времени (1975–1990).

Сейчас сферу здравоохранения так или иначе регулируют более 40 законов на федеральном уровне, указов президента, постановлений правительства, государственных и федеральных целевых программ и большое количество законов субъектов Федерации.

Центральные проблемы современной системы здравоохранения в России:

– отсутствие единой системы охраны здоровья; фактически есть несколько систем: государственная (в том числе субъектов РФ), муниципальная, ведомственная, правоохранительных органов, обороны и МЧС, акционерная с долей государства 100 % и менее, частная (кроме того, медицинские услуги оказывают организации различной организационно-правовой формы; названия их часто вводят в заб­луждение потребителей);

– несбалансированность госгарантий и финансов при оказании бесплатной медпомощи;

– резкие различия подушевого финансирования медпомощи: исправить ситуацию пытаются переходом на одноканальное финансирование здравоохранения через систему обязательного медицинского страхования (ОМС) объединив три источника: собственно системы ОМС (42 % от всех бюджетных расходов), бюджетов субъектов Федерации (примерно 43 % расходов) и расходы федерального бюджета, чтобы как можно равномернее распределить собираемые средства между территориями;

Читайте также  Органы кроветворения и иммунной защиты

– отсутствие лекарственного страхования;

– слабое развитие инфраструктуры и ресурсного обеспечения здравоохранения (лекарства, медицинская аппаратура и изделия в основном импортные);

– отсутствие стимулов для инвестиций и платежей физических и юридических лиц в здравоохранение, что не позволяет снизить долю теневого сектора;

– низкая мотивации руководителей и работников (зарплата), страховщиков – к обеспечению интересов граждан;

– резкие различия доступности и качества медпомощи между муниципалитетами, регионами, городом и селом, для бедных и богатых;

– острый дефицит кадров в первичном звене и квалифицированных кадров – в госпитальном сегменте;

– несформированность единого информационного пространства (реестра застрахованных, больных, мощностей, лекарств, телемедицины и др.);

– отсутствие элементов профессионального саморегулирования;

– неразвитость государственно-частного партнерства и системы софинансирования услуг;

– слабость общественных институтов контроля системы здраво­охранения;

– отсутствие эффективной системы воспитания, пропаганды и стимулирования здорового образа жизни.

В результате, по расчетам ВОЗ, по эффективности медицинской системы Россия находится на 130-м месте, а относительно подушевых затрат на эту систему – в седьмом десятке стран мира. Таким образом, реформирование здравоохранения – насущная необходимость.

В начале XXI в. ввиду глубокого кризиса здравоохранения руководство России предприняло ряд серьезных шагов по укреплению этого сектора, который занимает по расходам в целом около 3 % в сравнении с 10–15 % в развитых экономиках. Решено увеличить объем федерального финансирования здравоохранения, поскольку большая часть субъектов РФ остается дотационной. Приняты следующие важные решения по преодолению кризиса в здравоохранении (2004–2014).

1. Введение дополнительного (бесплатного) лекарственного обеспечения льготных категорий населения (ДЛО), в дальнейшем переименованное в программу обеспечения жизненно-важными и необходимыми лекарствами (ЖВНЛП), включая редкие болезни. Объем бюджетных средств ежегодно увеличивался и достиг 100 млрд руб.

2. Монетизация льгот, то есть перевод их из натуральной формы в денежные выплаты, что позволило оценить необходимые затраты и более равномерно распределить деньги между нуждающимися группами населения.

3. Запущен Национальный приоритетный проект «Здоровье», который позволил направить адресно более 1,5 трлн руб. в муниципальное звено здравоохранения и в учреждения других уровней, в том числе вузы, на подготовку кадров, на повышение зарплаты в первичном звене и скорой помощи.

4. С 2011 г. под давлением населения и Минздравсоцразвития РФ существенно повышены страховые платежи в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (с 3,1 до 5,1 % от фонда заработной платы). Полученные дополнительные 460 млрд руб. были направлены на двухлетний проект модернизации здравоохранения, предусматривающий переоснащение и реконструкцию государственного звена здравоохранения, а также выполнение стандартов оказания медицинской помощи (в том числе повышение зарплаты), информатизацию здравоохранения.

5. С 2009 г. началась системная реформа устаревшей нормативно-правовой базы.

6. 17 февраля 2011 г. постановлением правительства Российской Федерации № 91 утверждена Федеральная целевая программа (ФЦП) «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Основные задачи этой программы – технологическое перевооружение производственных мощностей отечественной фармацевтической и медицинской промышленности. Очень важным является укрепление государственных учреждений науки и образования и создание научно-исследовательского потенциала для выпуска конкурентоспособной продукции. Конечными целями является выпуск отечественной фармацевтической и медицинской промышленностью стратегически значимых лекарственных средств, а также медицинской техники и медизделий с целью импортозамещения. Предполагается рост экспортного потенциала отечественной фармацевтической и медицинской промышленности в 8 раз по сравнению с 2010 г. 2

7. Учитывая, что с 2009 г. рост финансирования здравоохранения (по покупательной способности) фактически приостановился и показатели здоровья населения стали улучшаться очень медленно, В. В. Путин в мае 2012 г. издал ряд указов, посвященных развитию здравоохранения.

Вокруг развития здравоохранения идет борьба сил, либерально и социально ориентированных. Эта борьба проявляется в следующих установках:

– система здравоохранения – рыночная система; однако это прежде всего система социального выравнивания, компонент социальной защиты, гуманитарно ориентированный механизм;

– система здравоохранения в России должна быть дешевле, чем в развитых странах, и медики должны руководствоваться принципом «Low cost – but high quality» («дешево, но высокого качества»); однако в условиях глобализации цен на медицинские услуги, оборудование и лекарства это в принципе невозможно: доказано ВОЗ, что стабильная работа здравоохранения начинается с финансирования более 1 300 долл. США на душу населения в год (у нас только 650–700 долл.);

– обязательное медицинское страхование в состоянии покрыть все затраты на медицинскую помощь; но ФОМС обеспечивает только 42 % финансирования медпомощи и, если поднимать выше, то необходимо поднять страховые взносы в ОМС до 10–12 % от фонда заработной платы, что очень тяжело для предпринимателей;

– кризис в социальной сфере России имеет те же особенности, что и в государствах западного мира после «общества всеобщего благоденствия»; однако «общество всеобщего благоденствия» на Западе достигло высоких социальных стандартов для большинства населения (включая безработных); если оно и вынуждено снижать социальные затраты, то с того уровня, которого мы не только не достигли, но и не планируем в обозримой перспективе достичь (там снижают затраты на здравоохранение с уровня 3–6 тыс. долл. на душу населения в год, а нам предлагают – с 700 долл.);

– роль систем социального выравнивания, таких, как здравоохранение, в России может быть проигнорирована, и это не грозит социальным взрывом, пока ресурс терпения населения не исчерпан; однако есть протестные движения, конференции и съезды, направляющие письма протеста и резолюции в адрес п равительства и Президента России (Союз пациентских организаций, Союз онкологов, Общество врачей России и др.).

1 Закон РФ от 28 января 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в РФ» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 27. Ст. 920).

Как COVID-19 изменит систему здравоохранения

Пандемия COVID-19 обнажила некоторые проблемы здравоохранения в большинстве развитых стран, отмечает руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением, д.м.н., MBA Гарвардского университета Гузель Улумбекова в материале Информационно-аналитической системы фонда «Росконгресс»: дефицит стационарных коек, медицинского персонала и средств индивидуальной защиты, дезинтеграцию управления между центром и регионами, а также неповоротливость систем финансирования медицинской помощи.

Жертвами вируса в первые четыре месяца стали страны с достаточно высокими национальными расходами на здравоохранение: Италия (вложила в отрасль в 2019 году, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), 8,9% ВВП), Испания (9%), США (17,1%), Франция (11,5%) и Великобритания (9,8%). Для сравнения: в Южной Корее эти расходы составили 7,3% ВВП, в Китае — 5%, в России — 5,3%.

По данным Европейского бюро ВОЗ, на регион приходится 31% общего числа заболевших и 43% общего числа умерших во всем мире.

Эксперты Фонда Международного медицинского кластера (ММК) в аналитическом отчете по международному опыту борьбы с COVID-19 отмечают положительно разве что опыт Германии. Централизованная система здравоохранения, достаточное количество оборудования для респираторной поддержки, большой коечный фонд и возможности его расширения, а также высокий уровень дисциплины населения позволили более эффективно справиться с оперативным лечением тяжелых больных и сокращением социальных контактов в группах риска, отмечает директор по внешним коммуникациям и международным отношениям ММК Фаина Филина.

США, набравшие 83,5 балла из 100 по общему показателю безопасности страны для здоровья граждан и готовности к вспышкам инфекционных заболеваний «Глобального индекса безопасности здравоохранения — 2019» (Global Health Security Index, GHS), остаются лидерами по числу подтвержденных случаев коронавируса и общему количеству смертельных исходов — более 133 тыс. (данные Университета Джона Хопкинса на середину июля). Негативную роль сыграла противоречивая политика властей, отмечают аналитики ММК. А также низкая эффективность исключительно страховой системы здравоохранения, говорит заведующий лабораторией геномной инженерии МФТИ Павел Волчков.

Сейчас по распространению вируса вслед за США (более 3 млн зараженных и 4,4% смертельных исходов) идут Бразилия — 1,8 млн зараженных (смертность 3,9%) Индия — 849,4 тыс. (2,8%) и Россия — 727 тыс. (1,5%), по данным ВОЗ.

Высокая численность населения в этих странах не первопричина продолжающегося распространения вируса. Пример Китая, где впервые было выявлено заболевание, показывает, что даже в стране с 1,4 млрд жителей можно сдерживать распространение инфекции, считают авторы аналитического доклада «Влияние коронавируса COVID-19 на ситуацию в российском здравоохранении» Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения Минздрава РФ.

Азиатские системы здравоохранения, в первую очередь Китая, а также Южной Кореи, Японии и Сингапура по быстроте реакции и качеству оказания медицинской помощи задали стандарты реагирования на подобные угрозы, считает Павел Волчков: «Скорость принятия решений органами госуправления и эффективность системы здравоохранения — ключевые факторы успешной борьбы с пандемией».

Опыт столицы

Основной удар эпидемии в России пришелся на Москву (плотность населения — почти 5 тыс. человек на 1 кв. км) и Московскую область. Число заболевших в столице по-прежнему самое высокое в стране — свыше 229 тыс., в Московской области — более 60 тыс. Но удельная доля заболевших, приходящаяся на Москву, снижается с каждым днем, отмечают в ММК: доля новых случаев заболевания в столице сократилась с 70–80% суммарного российского показателя в начале эпидемии до примерно 10%.

Фаина Филина,
директор по внешним коммуникациям
и международным отношениям Фонда
Международного медицинского кластера:

« В Москве централизованная система оказания медпомощи, что позволяет оперативно перераспределять коечные мощности, и достаточно необходимого для лечения коронавирусных больных оборудования. В столице с самого начала применялись достаточно эффективные инструменты для борьбы с коронавирусом: оперативное принятие карантинных мер и самоизоляция, взаимодействие с населением — информирование об актуальной эпидемиологической ситуации, создание нескольких эшелонов защиты, в том числе с перепрофилированием госпиталей и быстрым строительством новых — например, современного инфекционного госпиталя МКЦИБ «Вороновское» (ГБУЗ им. Демихова). Все это позволило взять эпидемиологическую ситуацию под контроль » .

Сотрудники медкластера, в частности, курировали строительство инфекционных блоков инфекционной больницы в поселении Вороновское. Постоянный современный технологичный госпиталь площадью более 80 тыс. кв. м общей вместимостью 800 койко-мест (при уплотнении — до 900 койко-мест) был построен буквально за месяц и оснащен современным медицинским оборудованием, необходимым для борьбы с COVID-19.

Читайте также  Проблемы энергосбережения в системах электроснабжения

Тимур Андрбаев,
директор по строительству
Фонда Международного медицинского
кластера:

«Пандемия повысит востребованность экспертизы в области возведения медицинских зданий по международным стандартам, проектирования их с возможностью быстрой перепланировки, в зависимости от задач и масштабов работы клиники».

Новые блоки больницы в Коммунарке также были возведены с учетом принципов бережливого здравоохранения, отмечает заместитель заведующего лабораторией анализа показателей здоровья населения и цифровизации здравоохранения МФТИ Станислав Отставнов. По его словам, необходимо расширять сети пунктов санитарно-медицинской помощи по стандартам XXI века (с системой воздухоподготовки, с современными условиями для изоляции инфекционных больных) и в других регионах.

Подобные проекты, по мнению Павла Волчкова, вполне смогут стать сетевыми хабами для борьбы с возможными будущими инфекциями и эпидемиями. По его словам, фактически работы по созданию системы противодействия пандемиям и ЧС уже ведутся. Большинство клиник пишут протоколы, как принимать пациентов, тестировать их на входе, говорит он: «Создается алгоритм, какие клиники при каких объемах в будущем будут переключаться с профильной деятельности на инфекционную. Эти процессы сейчас будут отрабатываться».

От центра к регионам

Рассредоточенность населения большей части нашей страны (плотность населения России в 2017 году составляла 8,6 человека на 1 кв. км, в Великобритании — 271,9, Италии — 200,9, США — 33,8), относительно низкие мобильность и туристическая активность населения как внутри страны, так и на зарубежных направлениях в первые месяцы сдерживали распространения вируса в регионах и позволили подготовить систему здравоохранения к отпору пандемии, отмечается в докладе Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения Минздрава РФ.

Однако финансовые условия многих медицинских организаций к началу эпидемии не позволяли регионам самостоятельно решать задачи, связанные с борьбой с коронавирусом, отмечается в докладе «Влияние коронавируса COVID-19 на ситуацию в российском здравоохранении». На создание дополнительного или перепрофилируемого коечного фонда, обеспечение его кислородом, врачей — средствами индивидуальной защиты, а также оснащение реанимационных и пульмонологических отдалений региональных и муниципальных медучреждений в марте и апреле этого года из федерального бюджета было выделено более 65 млрд руб.

По данным мониторинга ВОЗ, правительство РФ также направило 46,7 млрд руб. на доплаты медикам и другим специалистам, задействованным в борьбе с пандемией, 10 млрд руб. — на закупки оборудования, в том числе аппаратов искусственной вентиляции легких, 10,7 млрд руб. — на строительство и оснащение новых инфекционных центров в 15 регионах, 5,2 млрд руб. — на покупку машин скорой помощи в регионах.

Коронавирус ускорил финансовые вливания в отрасль, отмечают аналитики Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения Минздрава РФ: «Многие направления закупок совпадают с планировавшимися в рамках национального проекта «Здравоохранение».

В целом система выдержала испытание коронавирусом, считает ректор Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова Петр Глыбочко. Несмотря на рост заболеваемости вирусом, отмечается низкий уровень смертности в стране от COVID-19.

Фактическое количество смертей как по Москве, так и по другим регионам еще будет уточняться, отмечают авторы доклада «Какого количества смертей от COVID-19 удалось избежать российскому обществу» НИУ ВШЭ. Однако в целом поведение россиян и принятые меры, по подсчетам НИУ ВШЭ, позволили сохранить от 80 тыс. до 3,8 млн жизней (худший вариант, был бы возможен при неизменности поведения граждан и отсутствии информации о развитии эпидемии).

Время перемен

Борьба с пандемией идет на пределе возможностей, и дальнейшая жизнеспособность системы здравоохранения требует кардинальных перемен, в управлении и финансировании отрасли, приводят слова Гузели Улумбековой в аналитических материалах «Росконгресса». К началу эпидемии российское здравоохранение, по ее оценке, находилось в ситуации хронического недофинансирования. С 2012 по 2018 год обеспеченность стационарными койками в государственных и муниципальных медицинских организациях сократилась на 15% (на 160 тыс. единиц, оказавшись на 15% ниже, чем в Германии), а обеспеченность практикующими врачами — на 12% (на 46 тыс. человек).

Низкие должностные оклады привели к массовому исходу кадров из отрасли и огромным перегрузкам оставшегося персонала, говорит Гузель Улумбекова. В сельской местности, в малых и средних городах, а также в «первичном звене» здравоохранения врачей меньше необходимого количества в полтора раза (на 36 тыс. человек), среднего медперсонала — в 1,8 раза (на 66 тыс. человек), фельдшеров — в 1,9 раза (на 20 тыс. человек).

Система здравоохранения в России была оптимизирована под эпидемию неинфекционных заболеваний, а сами санитарно-эпидемиологические службы не смогли предотвратить вспышку COVID-19, отмечает Станислав Отставнов: «Поэтому специалисты выступают за изменения в Роспотребнадзоре — именно это ведомство фактически ответственно за борьбу с пандемией».

В частности, авторы резолюции по итогам VIII Международного онлайн-конгресса «Оргздрав-2020» настаивают на создании единой вертикали управления здравоохранением и подчинении Минздраву службы санитарно-эпидемиологического надзора, установлении единых базовых окладов по основным квалификационным группам медицинских работников и законодательно обоснованных норм трудовой нагрузки, а также увеличении госфинансирования отрасли минимум до 6,5 трлн руб. к 2022 году.

Централизация системы здравоохранения — обязательное условие решения проблемы кадрового голода отрасли в регионах, отмечает директор Института экономики здравоохранения ВШЭ Лариса Попович. Также необходимо активнее привлекать частный сектор в систему обязательного медицинского страхования (ОМС), создавая условия референтной цены. «Должны быть единые тарифы за услугу определенного качества, и не важно, кто будет эту услугу предоставлять — государственное или частное медицинское учреждение, они должны находиться в равных условиях. Пациентам нужно предоставить возможность выбирать и платить за выбор врачей, а не страховых компаний», — говорит эксперт.

Медицинское сообщество предлагает объединить средства ОМС, федерального и регионального бюджетов, передать функции частных страховых медицинских организаций государственным, территориальные отделения ФОМС сделать финансовыми подразделениями региональных органов управления здравоохранением, а медорганизации перевести на оплату по смете с элементами поощрения за качество и объем услуг. «Это необходимо для обеспечения бесперебойного финансирования медицинской помощи и оптимального планирования потоков пациентов», — говорится в резолюции «Оргздрав-2020».

Похоже, что на фоне пандемии, парализовавшей экономику, во многих вопросах власти и медицинское сообщество будут солидарны. По крайней мере, необходимость трансформации системы реагирования на санитарно-эпидемиологические вызовы обсуждают в правительстве. О том, что необходимо как минимум сохранить резерв созданных для борьбы с COVID-19 оснащенных кислородом больничных коек, сформировать заказ для медицинской промышленности на средства индивидуальной защиты и необходимое оборудование, а также повышать квалификацию медиков, заявила в конце июня вице-премьер Татьяна Голикова. Минздрав намерен создать мобилизационную инфекционную службу. Кроме того, в мае министр здравоохранения России Михаил Мурашко говорил о необходимости повышать прозрачность и объемы финансирования системы обязательного медицинского страхования. О необходимости совершенствования системы ОМС заявляли и в Совете Федерации.

Система здравоохранения России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 13:03, реферат

Описание работы

К государственной системе здравоохранения относится Минздрав Российской Федерации, Минздрав составляющих ее республик, здравоохранительные органы автономных областей, академия медицинских наук, госкомитет санэпидстанций РФ. Все эти государственные структуры осуществляют реализацию политики здравоохранения нашего государства, выполняют всевозможные программы по улучшению здравоохранения и занимаются развитием медицинских наук.

Содержание работы

Введение. 3
Глава 1. Система здравоохранения России. 4
Глава 2. Современное состояние здравоохранения в России. 6
2.1 Демографическая ситуация. 6
2.2 Финансовое обеспечение здравоохранения. 8
Глава 3.Развитие системы здравоохранения России. 12
Глава 4. Проблемы и перспективы развития здравоохранения в России. 14
4.1 Проблемы развития здравоохранения. 14
4.2 Перспективы развития здравоохранения. 16
Заключение. 18
Список использованной литературы. 19

Файлы: 1 файл

Здравоохранение.doc

Глава 1. Система здравоохранения России. . . 4

Глава 2. Современное состояние здравоохранения в России. . 6

2.1 Демографическая ситуация. . . 6

2.2 Финансовое обеспечение здравоохранения. . . 8

Глава 3.Развитие системы здравоохранения России. . 12

Глава 4. Проблемы и перспективы развития здравоохранения в России. 14

4.1 Проблемы развития здравоохранения. . . 14

4.2 Перспективы развития здравоохранения. . . 16

Список использованной литературы. . . 19

Системы здравоохранения играют ведущую роль в формировании, укреплении, сохранении и восстановлении здоровья населения между всеми секторами общества. Глобальные изменения в различных сферах жизнедеятельности, новые вызовы здоровью и безопасности людей обусловливают необходимость постоянного внимания к проблемам здоровья, реформирования и совершенствования системы его охраны. В современных условиях осуществляется последовательная работа по улучшению качества систем здравоохранения и их дальнейшего развития. Процесс реформ имеет поэтапный характер и позволяет совершенствовать работу различных звеньев и уровней здравоохранения, улучшать технологии предоставления медицинской помощи, внедрять новые организационные формы, накапливать необходимые ресурсы.

Главными принципами реформ здравоохранения является разработка и развитие политики здравоохранения; реорганизация системы предоставления медицинской помощи; модифицирование характера использования человеческих ресурсов; усовершенствование механизмов управления и обучения на основе опыта. Именно изучение опыта различных стран в проведении реформ и организации медицинских служб позволяет выявить оптимальные пути развития здравоохранения, перспективные управленческие решения, направить ресурсы на максимальное удовлетворение потребностей населения в услугах здравоохранения и повышение эффективности его деятельности.

Международные организации уделяют значительное внимание вопросам сбора и обобщения информации об организации и занятости национальных систем здравоохранения с целью распространения лучшего опыта и развития международного сотрудничества. ВОЗ действует в качестве управляющего и согласовывающего органа в международной деятельности по охране здоровья, способствует сотрудничеству между профессиональными и научными группами, участвующими в развитии дела здравоохранения, предоставляет информацию, советы и помощь в этой сфере.

Деятельность отрасли здравоохранения страны во многом зависит от особенностей исторического, политического, социоэкономического и культурного развития. Поэтому анализ здоровья и системы его охраны проводят с учетом именно этих данных.

Глава 1. Система здравоохранения России

Здравоохранительная система — это система отношений, целью которой является обеспечение охраны здоровья граждан. В наши дни существует 3 основные системы здравоохранения РФ: государственная, муниципальная и частная. И все как одна нуждаются в кадровых ресурсах, финансировании, информации, оборудовании и материалах, в транспорте, коммуникации, в добросовестном и рациональном управлении. Ответственность за развитие здравоохранительных систем несет правительство. Также принято, что стремительный рост качества медобслуживания и его справедливое оказание является панацеей от нищеты и безработицы. Важно обратить внимание на тот факт, что не только бедные страны страдают от слабо развитой здравоохранительной системы — встречаются и богатые государства, которые содержат огромные группы граждан, лишенных возможности к полному медобслуживанию, ввиду с несправедливым устройством соцзащиты малоимущих граждан.

Читайте также  Организационно-хозяйственные ассоциативные формы предприятий. Финансово промышленные группы

Государственная система здравоохранения РФ. К государственной системе здравоохранения относится Минздрав Российской Федерации, Минздрав составляющих ее республик, здравоохранительные органы автономных областей, академия медицинских наук, госкомитет санэпидстанций РФ. Все эти государственные структуры осуществляют реализацию политики здравоохранения нашего государства, выполняют всевозможные программы по улучшению здравоохранения и занимаются развитием медицинских наук. Государственная система здравоохранения также содержит в себе находящиеся в собственности государства НИУ и ЛПУ, образовательные учреждения, фармацевтические организации, аптеки, учреждения судмедэкспертизы и санитарной профилактики, службы МТО, предприятия по изготовлению лекарственных препаратов и медицинской техники.

Помимо этого, государственная здравоохранительная система содержит все вышеперечисленные учреждения, предприятия и организации, которые создаются ведомостями, министерствами и госпредприятиями республик, составляющих Российскую Федерацию.

Все эти предприятия, организации и учреждения государственной здравоохранительной системы числятся юридическими лицами. Они действуют в строгом соответствии с законом РФ и республик, находящихся в федеративном составе, с правовыми актами автономных округов, областей, краев, нормативными актами Минздрава России, республик и здравоохранительных органов автономных округов, областей, краев и городов московской и ленинградской области.

Муниципальная система здравоохранения РФ. К муниципальной системе здравоохранения относят здравоохранительные органы, которые находятся в собственности муниципальных районов, НИУ и ЛПУ, аптеки, фармацевтические организации, учреждения судмедэкспертизы и образования. Все эти структуры являются юридическими лицами и действуют в строгом соответствии с настоящими законодательными актами РФ и республик, находящихся в федеративном составе, с правовыми актами автономных округов, областей, краев, нормативными актами Минздрава России, республик и местных органов здравоохранения.

Муниципальные здравоохранительные органы отвечают за санитарно-гигиеническую осведомленность населения, за обеспечение неограниченного доступа граждан к полному объему социально-медицинской помощи, за процесс развития муниципальной здравоохранительной системы. Также муниципальные органы здравоохранения обязаны контролировать качество оказания социально-медицинской и лекарственной помощи организациями, учреждениями и предприятиями государственной, муниципальной и частной здравоохранительной системы.

Деятельность организаций, учреждений и предприятий муниципальной системы здравоохранения финансируется бюджетными средствами любого уровня, которые выделены на охрану здоровья граждан. Могут использоваться и другие источники финансирования, не запрещенные законодательством РФ.

Частная система здравоохранения РФ. К частной системе здравоохранения относят аптеки, ЛПУ, имущество которых — частная собственность, и лица, которые занимаются частным фармацевтическим производством и медицинским обслуживанием.

Частная здравоохранительная система содержит НИУ и ЛПУ, аптеки и учреждения образования, которые были созданы частными организациями, предприятиями, учреждениями, физическим лицом и общественными организациями. Финансирование происходит за счет частных средств, не бюджетных!

Учреждения частной системы здравоохранения действуют в соответствии с законом РФ и республик, которые находятся в федеративном составе, с правовыми актами автономных округов, областей, краев, нормативными актами Минздрава России, республик и здравоохранительных органов автономных округов, областей, краев и местных органов здравоохранения.

Глава 2. Современное состояние здравоохранения в России

2.1 Демографическая ситуация

Постперестроечный период в России ознаменовался демографической катастрофой. По настоящее время демографическая ситуация пока еще остается неблагоприятной. Сокращение численности населения, начавшееся в 1992 году, продолжается. Однако темпы уменьшения численности населения в последние годы существенно снизились. Снижение темпов сокращения численности населения обеспечено главным образом увеличением рождаемости и снижением смертности. В 2010 г. был остановлен процесс сокращения численности населения. По данным Росстата в 2012 году численность населения России впервые увеличилась и на первое полугодие 2013 г. составила 143,3 млн. человек. (Рис.1).

Рис.1. Численность населения России 1990-2013 гг., в млн. ч.

Но ситуация с демографией по-прежнему вызывает опасение: если в нашей стране за одну минуту рождается три человека и умирает четыре, то в Китае за ту же минуту рождается 38, умирает 16, в США, соответственно, 8 и 4, в Африке 8 и 3. В Индии в минуту фиксируется 48 рождений и 17 смертей, в Пакистане — 10 и 3. Правда, в Европе и Японии прирост населения нулевой: рождается столько же, сколько и умирает.

После распада СССР здоровье населения России стремительно ухудшается. Ежегодно в Российской Федерации регистрируется более 200 млн. различных заболеваний; основными из них являются болезни органов дыхания (26%), болезни системы кровообращения (14%), органов пищеварения (8%). В последние годы в результате активной политики государства наметилась устойчивая тенденция к снижению осложнений и смертности от социально значимых заболеваний. В 2014 году по сравнению с 2013 годом показатель смертности снизился: от болезней системы кровообращения – с 729 до 666,4 случая на 100 тыс. населения, от новообразований (в том числе от злокачественных) – с 202,6 до 200,6 случая на 100 тыс. населения, от туберкулёза – с 11,3 до 10,4 случая на 100 тыс. населения, уровень младенческой смертности – с 8,3 до 7,6 случая на 1 тыс. родившихся живыми.

Уже сейчас увеличилась продолжительность жизни практически на год (на 0,8 года) и составила по результатам 8 месяцев 71,6, а была 70,8.

Это неверно. Во-первых, данные по ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ) предоставляются официально Росстатом только по итогам года. Во-вторых, этот показатель зависит от смертности населения. Как следствие ОПЖ может расти только в том случае, если смертность падает. На сайте Росстата опубликована информация о количестве смертей от всех причин в период январь — август 2014 г. (за 8 месяцев).

Видно, что за восемь месяцев 2014 и 2013 годов общий коэффициент смертности (ОКС) в России равен соответственно: 1310,0 и 1322,8 на 100 тысяч человек. По итогам 2013 года величина ОКС равнялась 13,05. С достаточной точностью можно предположить, что по итогам 2014 года величина ОКС будет равняться 12,92. Таким образом, по итогам 2014 года ожидаемая продолжительность жизни в лучшем случае будет равняться 71 году, а не 71,6, то есть возрастет только на 0,2, а не на 0,8 года, или в четыре РАЗА МЕНЬШЕ, чем было заявлено в докладе министра.

2.2 Финансовое обеспечение здравоохранения

В современном мире финансовое обеспечение здравоохранения осуществляется за счет бюджетных источников, средств работодателей, средств населения. Доля каждого из них в общем объеме средств, выделяемых обществом на здравоохранение, предопределяет модель финансирования отрасли. В настоящее время имеются три такие модели.

  1. Бюджетно-страховая модель. В рамках ее здравоохранение финансируется из целевых взносов работодателей, работников и бюджетных средств. Это наиболее распространенная модель. Она используется большинством развитых стран (Германия, Франция, Швеция, Италия и др.).
  2. Бюджетная модель. Финансирование осуществляется главным образом за счет бюджетных средств (Великобритания).
  3. Предпринимательская модель, в рамках которой финансовое обеспечение осуществляется за счет продаж населению медицинскими учреждениями медицинских услуг и за счет средств фондов добровольного медицинского страхования (США).

До 1991 г. в нашей стране в финансировании здравоохранения действовала бюджетная модель. Главным источником финансовых ресурсов, направляемых на здравоохранение, были бюджетные средства. Доля их в общем объеме средств составляла примерно 85%. Эти средства передавались в основном медицинским учреждениям, подведомственным Министерству здравоохранения.

Вторым источником финансовых ресурсов были средства ведомств и подведомственных им предприятий. Доля этих средств составляла примерно 15%. Эти средства передавались ведомственным медицинским учреждениям.

Третьим источником финансовых ресурсов были средства населения. Их доля была крайне незначительна, так как население оплачивало лишь зубопротезирование и в небольшом объеме некоторые платные, в основном не жизненно важные медицинские услуги.

С введением обязательного медицинского страхования (ОМС) в финансировании здравоохранения в России появились новые источники. Таким образом, источниками финансовых ресурсов стали:

Государственная система здравоохранения

Структура здравоохранения РФ

Введение

Охрана здоровья граждан — это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его активной долголетней жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Государство гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными законодательными актами Российской Федерации, Конституциями и иными законодательными актами республик в составе Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Органом управления в сфере здравоохранения выступает Министерство здравоохранения и социального развития РФ, соответствующие министерства здравоохранения субъектов РФ.

Как и все российское общество в целом система здравоохранения переживает значительные организационно-правовые и содержательные преобразования: создана законодательная база для реформы здравоохранения, позволившая осуществить децентрализацию государственной системы медицинского обслуживания и управления здравоохранением, реализуется система обязательного медицинского страхования, проводится структурная перестройка отрасли, развивается частный сектор здравоохранения.

Структура здравоохранения РФ:

К государственной системе здравоохранения относятся Министерство здравоохранения Российской Федерации, министерства здравоохранения республик в составе Российской Федерации, органы управления здравоохранением автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, Российская академия медицинских наук, Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по реализации государственной политики Российской Федерации, выполнению программ в области здравоохранения и по развитию медицинской науки. К государственной системе здравоохранения также относятся находящиеся в государственной собственности и подчиненные органам управления государственной системы здравоохранения лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, службы материально-технического обеспечения, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники и иные предприятия, учреждения и организации.

В государственную систему здравоохранения входят лечебно-профилактические учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, создаваемые министерствами, ведомствами, государственными предприятиями, учреждениями и организациями Российской Федерации помимо Министерства здравоохранения Российской Федерации, министерств здравоохранения республик в составе Российской Федерации.

Предприятия, учреждения и организации государственной системы здравоохранения независимо от их ведомственной подчиненности являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с настоящими Основами, другими актами законодательства Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, нормативными актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, министерств здравоохранения республик в составе Российской Федерации, органов управления здравоохранением автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: