Смутное время на Мордовской земле - ABCD42.RU

Смутное время на Мордовской земле

Связь времен и поколений. Дикое поле

На карте показаны засечные черты (граница) Русского государства со второй половины XVI века. По территории Пензенской области они проходили севернее вдоль рек Шукши, Ломова, Буртаса, Вада, Цны.

Прошлое моих предков никогда не оставляло меня в покое. Всегда хотелось знать, кто мы и когда появилась на карте Российского государства моя малая родина — село под названием Топориха. Интересно было узнать, какие исторические события происходили на этой земле под названием Пензенский край. В ходе исследования по этой теме я воспользовался информацией из материалов пензенских краеведов.

Изучая эти документы, невольно становишься незримым участником тех исторических событий, которые происходили при освоении «Дикого поля».

Здесь я хочу более подробно написать о землях «Дикого поля» в период XVI-XVII веков, так как моя малая родина находится в границах этого «поля». «Дикое поле» — это земли между Волгой и Доном. С распадом Золотой Орды на ханства эти земли использовались в качестве пастбища для скота кочевников (половцы, нагаи и другие народности). В эти края ходили ценская и кадомская мордва, мещеряки, а затем и русские крестьяне, охотиться на зверя, ловить рыбу, собирать мед диких пчел.

Через территории пролегали многочисленные дороги и тропы. По ним носились орды степных кочевников, грабивших русские и мордовские земли, захватывая пленных и продавая их черноморских рынках рабов.
А после присоединения к России Казанского и Астраханского ханств (1552,1556 г. г.) вся территория Пензенского края вошла в состав государства Российского.

Пензенский край находится на стыке лесной, лесостепной и степной природных зон, что естественно отразилось на освоении земель. Освоение этих степных и лесостепных просторов проходило в Пензенском крае в два этапа. К середине XVI века сложились условия для освоения этих земель, которые занимали как местные народы, так и переселенцы из центральных районов России. В эти края не от хорошей жизни бежали и крестьяне, их душило беззаконие. И за засекой — границей они распахивали целинные земли. Сюда же переселялись и мордва, чуваши, татары, чьи земли захватывали русские дворяне и бояре. В таких условиях, когда с одной стороны грабили «царские слуги», а с другой стороны кочевники, жили самые стойкие и мужественные, свободолюбивые люди. Смутное время в истории государства притормозило эти процессы.

Но уже со второй половины XVI века на территории Пензенского края появляются первые поселения, затем начинают строиться крепости и к XVII веку создается целая система засечных черт: земляные валы, городки и лесные засеки (завалы). Конные сторожевые отряды, следившие за появлением врагов, немедленно оповещали поселение и войска о вражеском нападении. В октябре — ноябре, когда чаще всего нападали кочевники, а ветры дули на юго-восток, сторожам предписывалось жечь степь, чтобы оставить вражескую конницу без корма.

Земли Пензенского края входили в состав Белгородской черты. В них были созданы Керенская, Верхнеломовская и Нижнеломовская оборонительные линии. Это позволяло защищать население от набегов южных кочевников – ногайцев, кубанцев. С основанием крепостей В. Ломова и Н. Ломова перекрылась Ногайская дорога — основной путь набегов на эти земли кочевников. После постройки крепости Пензы (1663-65 г. г.) обезопасилась и Сурская (Астраханская) дорога. В этот период основано большинство поселений (города, села) Пензенской губернии. Среди переселенцев в основном были русские, сюда же переселяли и татар-мишарей, мордву. По рекам Выше и Вад расселили мещеру.

После принятия в 1649 году «Соборного уложения» землю закрепляли за теми, кто на ней жил, но за это надо было нести «государеву службу», охранять границу, выполнять повинности. Служилым людям в Пензенской губернии давали так: князьям и боярам – 200-400 четвертей (100-200 десятин, 1 десятина= 1,09 га, мордовским и татарским князькам, мурзам – 100-200 четвертей а рядовым (казакам, пушкарям, воротникам) – от 8-и до 60 четвертей.

***
Второй этап освоения «Дикого поля» продолжился при Петре I (время правления 1682- 1725 г. г.), связано это было с политикой в Причерноморье необходимостью строительства флота в Воронеже. Служилым людям выделяли поместья и вотчины за засечной чертой.

Земельные участки «ухожья» давались и определенным лицам за оброк. Стали появляться владения, жалованные царем татарским и мордовским князькам в награду за их переход на службу царю. В первую очередь землю старались получить те, которые уже владели здешними «ухожьями». Так в 1684 году князь Яков, Семен и Андрей Енглычевы получили земли по рекам Мокша, Валовой, Пойме (в границах Нижне-Ломовского, Пачелмского и Белинского районов Пензенской области).

В этот период каждый стремился овладеть лакомым куском земли (пустоши). Так в 1690 году верхнеломовские дворяне Дорофей Смирнов, Фадей Веденяпин, и солдаты Андрей Кадомцев с товарищами – всего 45 человек, получили в порядке земельного оклада обширную территорию к югу от Верхнего Ломова: от верховьев реки Пачелма и реки Ворона до реки Большой Чембар. Общая площадь отвода составила около 800 кв. км. А это составляет более половины территории современного Пачелмского района,ее площадь равна 1318 кв. км.

Правительство также одаривало щедро приближенных бояр и дворян землями за засечными линиями. Эти земли, находящиеся за границей «дикого поля» интенсивно осваивались и заселялись крепостными крестьянами. Наиболее крупные села, основанные на землях «дикого поля», были собственностью дворянских фамилий, широко известных в России. Среди них Нарышкины, Шереметовы, Черкасские.

Эта столичная знать старалась набрать себе земли побольше и не гнушаясь, применяли для этого разные способы. Сама земля, как говорили землевладельцы, без крестьян практически ничего не стоила. Для этого они завозили большое количество крепостных крестьян из Мещеры и центральных районов России. Так боярин Кирилл Нарышкин освоил земли в среднем течении Хопра, Князь Мещерский – верховья Хопра, а князь Михаил Черкасский урочище в районе рек Вороны и Поима.

Несмотря на усиление границ засечными линиями, набеги кочевниками продолжались. Наиболее большие набеги произошли в период царствования Петра I на юго-восточные земли России в 1707 году и 1717 году. Они являлись частью земель «Дикого поля».

Последнее описывается в документах (летописи Пензенского края — краевед Полубояров М.С.), как кубанский погром. В конце июля 1717 года в земли южных границ России вторглись отряды султана Бахты Гирея численностью до 40 тысяч воинов. Вместе со степняками были беглые крестьяне, солдаты, ранее бежавшие на Кубань. Ударной силой этого войска были кубанские казаки — некрасовцы (Некрасов был сподвижником атамана Кондрата Булавина, поднявшего крестьянское восстание и потерпевшее поражение от правительственных войск). Сильно пострадал Засурский стан, Саранский уезд, кочевники вторглись в пределы Пензенского, Верхнеломовского и Керенского уездов. Крепость Пензы взять не могли и отступились. В полон (рабство) было уведено, по различным оценкам, до 18 тысяч местных жителей. Их продавали потом на невольничных рынках Черноморья (Анапы, Кафы, Судаке), стоимость одного невольника в среднем оценивалась 5 (пятью) лошадями.

После этого набега по указу Петра I в 1717 году между Пензой и Саратовым были размещены 4-е драгунских полка и нашествия кочевников прекратились.

Сопоставляя исторические события, связанные с крестьянскими волнениями под руководством вожака Стеньки Разина, а также набеги кочевников на земли Пензенского края, я пришел к выводу, что эти события обошли стороной территории моей малой родины (Пачелмский, Белинский и Башмаковский районы). На этот период эти земли были пустошью, где в основном пасли скот, охотились, бортничали.

Освоение земли этого угла Пензенского края началось в 90-х годах XVI века с территории Пачелмского района и в последующем Белинского и Башмаковского районов. Выделенные за службу земли служивым людям активно заселялись выходцами из Верхне- и Нижнего Ломова. К примеру, так в этот период появились села Пачелма, Старая Толковка, Мокрый Мичкасс,Старый и Новый Валовай.

***
Меня хотелось понять следующее, как оказались на пензенской земле князья Черкасские. Ведь они являлись владельцами крепостных крестьян (в том числе и моих предков), которых впоследствии переселили в вновь приобретенные земли в Пензенском крае. И первые упоминания об этой семье относится к XVI веку. Так грамота 1686 года показывает, что князь Михаил Черкасский пытался приобрести земли Саранских казаков, но они их отстояли.
А вот 21 августа 1694 года житель села Верхнего Ломова Березкин Г. А. передал приобретенные земли князю М. Черкасскому – 15000 десятин пашенной земли и 25000 копен сенных покосов в урочищах рек Ворона и Поима, то есть эти земли моей малой родины.
Меня очень заинтересовала сделка по приобретению земель князем М. Черкасским у жителя Г. А. Березкина. По моей версии эта сделка фиктивная, постараюсь объяснить свои догадки.

Читать реферат по истории: «Смутное время на Мордовской земле» Страница 1

Смутным временем называли современники начало “бунташного” XVII века, когда ожесточенная борьба различных социальных сил (иногда её называют гражданской войной), иностранная интервенция, голод и разруха поставили под угрозу существование Русского государства.

Присоединение мордовского края к России не привело на первых порах к глубо-ким изменениям в местном быту. Правда, феодалы, выступавшие на стороне Казанского ханства, были репрессированы, а их вотчины в большинстве пере-даны русским боярам «для крещения». Но таких было немного, основная часть мордовских князей и мурз сохранила свои богатства. В лучших социально-эконо-мических условиях по сравнению с русскими находились мордовские крестьяне. Они были лично свободными, платили государству и своим князьям меньшие подати. Подавляющее большинство мордовского населения продолжало испове-довать национальную религию, которая повсеместно стала вытеснять так и не укрепившийся в крае ислам. Однако по мере развертывания царского админист-ративного аппарата, усиления монастырского землевладения экономические и религиозные привилегии мордовского населения постепенно ликвидировались. Особенно заметно этот процесс шел в северных районах Мордовии, прилегаю-щих к Нижнему Новгороду. Именно здешнее мордовское население, проявляло наибольшую активность в борьбе за свои права, вылившееся в начале XVII века в мощное крестьянское восстание. Мордовские крестьяне не только составили большую часть повстанческих отрядов, наступавших на столицу Поволжья Нижний Новгород, но и выдвинули из своей среды немало талантливых руко-водителей народного восстания.

Читайте также  Психология толпы 5

Наиболее известными вождями восстания в Поволжье стали выборные мор-довские старшины Москов и Воркадин. Сведений об этих людях, впрочем, как и о других мордовских деятелях средневековья, сохранилось очень мало. В точ-ности неизвестны даже и фамилии, которые тогда давались по именам отцов. С большой долей достоверности ряд историков предполагает, что фамилией пер-вого была — Малков, а второго — Чинков. Хотя конкретных данных о народ-ных предводителях маловато, все же условия, в которых они жили и боролись, могут в какой-то мере восполнить эти пробелы. Познакомимся же подробнее со временем Москова Малкова и Воркадина Чинкова.

В 1598 году умер бездетным царь всея Руси Фёдор, сын Ивана Грозного и пос-ледний властитель из династии Рюриковичей. Неспособный к государственным делам, он всецело находился под влиянием своего шурина Бориса Годунова. Близость к трону и незаурядные способности позволили тому укрепить своё по-ложение, и, по смерти Фёдора, Годунова избрали царём. Однако он был не зна-тен, да к тому же происходил от ордынского мурзы Чета, приехавшего в Москву в XIV веке. Поэтому его воцарение вызвало крайнее недовольство могуществен-ных боярских родов Шуйских, Бельских, Мстиславских, Трубецких и других, также стремившихся к власти. Претенденты вербовали сторонников, вооружали подданных, распускали слухи о якобы причастности Бориса к смерти другого сына Ивана Грозного — Дмитрия. Все это создавало в стране нестабильную политическую обстановку, обострённую несколькими неурожайными годами, воспринятыми на уровне мировоззрения обывателей XVII века, как божья кара за грехи нового царя.

Похожие работы

  • Интересные статьи
  • Рефераты
  • Курсовые работы
  • Дипломные работы
  • Контрольные работы
  • Практические задания
  • Отчеты по практике
  • Сочинения
  • Доклады
  • Ответы на вопросы
  • Книги / Учебники
  • Учебные пособия
  • Методички
  • Изложения
  • Лекции
  • Статьи
  • Другое

Интересная статья: ДипломБест

«РефератКо» — электронная библиотека учебных, творческих и аналитических работ, банк рефератов. Огромная база из более 766 000 рефератов. Кроме рефератов есть ещё много дипломов, курсовых работ, лекций, методичек, резюме, сочинений, учебников и много других учебных и научных работ. На сайте не нужна регистрация или плата за доступ. Всё содержимое библиотеки полностью доступно для скачивания анонимному пользователю

Союз нерушимый: почему мордва и славяне объединились тысячу лет назад

Княжеские знаки Рюриковичей, редчайшая нательная иконка Богоматери XII—XIII веков, двулезвийные мечи, 100 килограмм арабских монет — эти и другие реликвии, найденные в мордовской земле, свидетельствуют о тесных взаимоотношениях местных жителей и славянских соседей. Более тысячи лет назад мордва встала на защиту только что созданного Древнерусского государства, и все это время помогала укреплять и созидать будущую Россию. Как жили наши предки? Какие события происходили десять веков назад? Почему мордва стала союзником славян? В глубь истории заглянула ОЛЬГА ВОРОНИНА.

Свою самобытность мордовский народ сохраняет уже более двух тысяч лет. За это время появлялись и исчезали сотни этносов. Создавались и рушились великие империи. Заключались и распадались политические союзы. Мордва имела тесные связи со многими народами — в IV веке н. э. предки мокши и эрзи, известные как мordens, входили в состав империи готского короля Германариха, раскинувшейся на всю Европейскую Россию. В V веке в поволжских лесах они вели кровавую войну с германцами. В это время вожди мordens даже носили короны готского и скандинавского происхождения как знак высшей власти.

«Тогда они были настоящими королями!» — считает член французской археологической ассоциации, старший научный сотрудник Государственного исторического музея Илья Ахмедов.

Но через два столетия на политическую арену вышли новые покорители мира и для «лесного» народа наступила эпоха активного строительства Древнерусского государства. Оказавшись в тесном соседстве, мордовские и славянские племена обменивались культурами, завязывали политико-экономические отношения. Казалось бы, факт неизбежного сотрудничества двух народов никогда не вызывал сомнений. Однако в последние десятилетия в российском историческом сообществе стали звучать версии о многовековой вражде между ними. Главными союзниками мордвы некоторые ученые называют… монголо-татар. А о славянах говорят как о завоевателях, огнем и мечом навязавших христианство «лесному народу». Но письменные источники и археологические находки опровергают эти домыслы…

Договор

«Первые древнерусские поселения появились на территории современной республики в IX веке, — рассказывает доктор исторических наук, профессор, директор НИИ гуманитарных наук Валерий Юрченков. — От новых соседей мордва переняла многие обычаи и обряды, а также сельхозтехнику. При этом сама имела довольно высокую материальную культуру: мужчины носили на шее массивные серебряные и бронзовые обручи, опоясывались кожаными ремнями с бляхами из серебра, бронзы и железа, а руки украшали браслетами. Их оружие — боевые топоры, ножи и мечи — также имело серебряные и бронзовые ножны. По тем временам это составляло целое состояние. Женщины носили на голове венчики и повязки с подвесками из драгоценных металлов, на груди — причудливые заколки с металлическими гусиными и утиными лапками, на шее — обручи и бусы, на руках — браслеты, перстни, кольца. От славян мордва переняла прогрессивную систему земледелия, орудия труда и некоторые культурно-религиозные традиции. С VIII по X век «лесной народ» и соседствующие с ним славяне — вятичи и кривичи — находились под властью Хазарского каганата и платили ему дань. В 965 году внук Рюрика — князь Святослав организовал поход против хазар и одержал над ними победу. Директор Института российской истории Академии наук Андрей Сахаров считает, что победа над хазарами позволила Святославу заключить с поволжскими народами договор. И когда в 985 году его сын Владимир Красное Солнышко шел через мордовские земли завоевывать Волжскую Булгарию, местное население не оказало ему никакого сопротивления. По подсчетам демографов, на тот момент на 90 тысячах квадратных километров проживало 60—70 тысяч представителей мордвы. Это как территория современной Швейцарии. Известный историк Василий Ключевский утверждал, что отношения между финно-уграми и славянами носили мирный характер. Более того, по мнению ученого, имело место взаимопроникновение культур: мордовские праздники приурочивались к русским народным или церковным. В молитвы, обращенные к языческим богам, вставлялись русские слова. В свою очередь, Владимир Красное Солнышко, проводя первую религиозную реформу, которая должна была объединить все союзные племена, включил в пантеон славянских богов мордовскую богиню плодородия и земледелия Мокошь.

Находки

Помимо письменных источников, факт тысячелетних государственных отношений мордвы и славян подтверждается археологическими находками. «Наиболее яркие свидетельства датируются VIII—XI веками, — рассказывает археолог, заслуженный деятель науки республики Иван Петербургский. — Это различные украшения из драгоценных металлов и полудрагоценных камней, утварь, оружие славянского производства. К примеру, в могильниках на территории Атюрьевского, Зубово-Полянского и Краснослободского районов встречаются изделия древнерусских ювелиров — стеклянные браслеты киевских мастеров домонгольского периода, сердоликовые бусы производства Рязанского княжества, мужские застежки (фибулы) с красной эмалью и многое другое. В Шокшинском могильнике (Теньгушевский район), Журавкинском (Зубово-Полянский), Пурдошанском (Темниковский) обнаружены двулезвийные мечи славянского происхождения». В те времена такое оружие стоило по меньшей мере трех коров, двух лошадей, или около двухсот серебряных дирхемов — монет, которые имели хождение в Древней Руси.

«В 2003 году местные археологи Александр Беговаткин и Виктор Вихляев обнаружили в Кельгинском могильнике металлические подвески с княжеским знаком старшего сына Владимира Красного Солнышка Вышеслава, — продолжает Иван Петербургский. — Известный российский ученый Борис Рыбаков утверждает, что подобные вещи являлись своего рода верительными грамотами, выдававшимися должностным лицам «администрации» киевских князей». К XI—XII веку относятся и обнаруженные в мордовской земле христианские символы — нательные крестики и иконки с изображением Богоматери и первых русских святых — Бориса и Глеба. Кстати, небольшую металлическую иконку Богородицы, найденную в мордовском могильнике Заречная-2 (Арзамасский район), можно считать уникальной реликвией. Всего в России археологами обнаружено 9 таких святынь, 8 из них — во владимиро-суздальской земле. Религиозные символы попадали в мордовский край вместе с православными священниками, которые тогда обращали язычников в христианскую веру.

Одним из основных свидетельств тесного партнерства являются экономические связи и, как их олицетворение, деньги. В домонгольское время ни мордва, ни славяне практически не чеканили монет и вместо этого использовали шкурки пушных зверей. Урах — так называл меховые деньги известный путешественник XII века Абу Хамид аль-Гарнати. Он оставил письменное свидетельство: «За старые беличьи шкурки, на которых нет шерсти, можно купить все: невольниц, отроков, золото, серебро и другие товары. Каждые 18 штук идут за один серебряный дирхем». Однако последующая девальвация привела к тому, что русское купечество во время торговых сделок стало активно использовать эти арабские монеты. В конце XIX века в недрах муромской земли, которую населяли финно-угорские племена, был найден клад, в котором только серебряных дирхемов было около 100 кг! С XIV века русские княжества стали выпускать собственные монеты, которыми рассчитывались торговцы. Мордва была их постоянным деловым партнером. Об этом свидетельствует самый знаменитый саранский клад, в котором содержалось 2547 монет. Из них 2438 — русские. Остальные 109 отчеканены Золотой Ордой. Кстати, эта находка еще раз подтверждает, что истинными союзниками мордвы были именно русские, а не татары. В отличие от дани, торговля — добровольное дело.

Читайте также  Система стандартизации в России

Гены

Ученые-генетики пошли еще дальше историков и археологов. С 2001 года специалисты Медико-генетического научного центра РАМН проводили исследования Y-хромосомы, которая была взята на анализ у 1228 мужчин русского происхождения в 3—4 поколении, живущих на территории древнерусских княжеств. Результаты, опубликованные в январе 2008 года в журнале The American Jornal of Human Genetics, оказались просто ошеломляющими! По мнению ученых, русский этнос состоит из двух частей: потомки славян (Южная и Центральная части России) и финно-угров (северные территории страны). Причем речь идет не об их смешении, а о постепенном переходе той же мордвы в русский язык и культуру. Именно от «северной волны» происходит население древнего Новгорода, куда, по летописям, был призван княжить Рюрик. Проведенные исследования позволили сделать еще один неожиданный вывод: ни в южной, ни в северной русской популяции нет азиатского гена, типичного для монголо-татар. «Татарский генофонд еще сложнее и интереснее русского, — заявляет сотрудник лаборатории популяционной генетики человека Медико-генетического научного центра РАМН Олег Балановский. — В нем, конечно, есть доля монголоидного генофонда, пришедшего из Центральной Азии, но еще больше — финно-угорского! Как славяне ассимилировали западные финно-угорские племена, так же предки татар, чувашей и башкир — восточных финно-угров…»

Особое мнение

«Сегодня историки наконец-то начали избавляться от «миражей прошлого» и пытаются изучать происхождение и развитие народов России вне призмы современных политических событий, — делает вывод доктор исторических наук, член-корреспондент РАН, директор Историко-социологического института МГУ им. Огарева Николай Арсентьев. — Оценивая многовековую историю мордвы, следует отметить роль судьбоносного единения со славянскими народами, произошедшего тысячу лет назад в составе Древнерусского государства. Это положительным образом повлияло на развитие обоих этносов. Накопленный в то время опыт взаимовыгодного сотрудничества стал основой для дальнейшего создания и укрепления России».

Открывшаяся тайна Пьянского побоища и формирования орды МОРДОВСКО-МОКШАНСКАЯ ОРДА П

Открывшаяся тайна Пьянского побоища и формирования орды

МОРДОВСКО-МОКШАНСКАЯ ОРДА ПРОТИВ ЭРЗЯНЬ МАСТОР

«В 1236 году орды монголо — татар обрушились на народы восточной Европы и пронеслись, как смерч, сметая все на своем пути. Первой жертвой свирепых завоевателей стала Волжская Булгария. Согласно утвержденному на курултае 1235 г. Плану завоевания Европы следующим объектом нападения была Русь», – пишет Гришаков В.В.(книга «Мордва» стр. 56)

Гришаков В.В. (15.8.1963, г. Легница Польская Народная Республика). Кандидат исторических наук, доцент кафедры всемирной истории и права факультета истории и права Мордовского государственного педагогического института им. Евсевьева.

В анналах Уэйверлейского монастыря под 1239 годом содержится «Послание венгерского епископа епископу парижскому о татарах», где говорится: «… На пути впереди них (татар) идут некие племена, именуемые морданами, которые без разбору уничтожают людей, которых повстречают».

Находившаяся у границ Эрзянь Мастор орда, состояла из мордовско-мокшанских народов, они были готовы грабить и убивать богатых соседей.

Эрзяне обладали технологиями производства цветных и черных металлов, а так же изготовлением ювелирных изделий. Все эрзянские захоронения наглядно подтверждают высокий уровень жизни и экономическую мощь Эрзянь Мастор.

«Маршрут монголо-татарских войск, пишет, — Гришаков В.В, которым воспользовался Бату в 1237 г., пролегал от Волги (после переправы в районе Жигулей) прямо на запад, чуть южнее современной Пензы, и приходил в междуречье Прони и Мокши, откуда открывалась дорога на княжества Северо-восточной Руси».

Орда, состоящая из мердасо — мокшанских народов стояла у границ Эрзянь Мастор. Эти народы были уже не степняками, а достаточным образом приспособленными к жизни в лесной местности. Богатство эрзян, не могло не манить к себе эти воинствующие народы.

Меж тем вся русская история, делает земли Эрзянь Мастор невидимыми, пустынными, заселенными «мордвой». Война Руси с Булгарией, затем ордынское нашествий наглядно показывают «мистические» возможности противоборствующих сторон переноситься через Эрзянь Мастор.

Виллем Рубук. Он рассказывал о Мокше и Мердинис народах живущих как раз на пути орды.. К северу находятся огромные леса, в которых живут два рода людей, именно Моксель, не имеющие не какого закона, чистые язычники. Города у них нет, а живут в маленьких хижинах в лесах.

Их государь и большая часть людей были убиты в германии. Именно татары вели их вместе с собой до вступления в Германию, поэтому Моксель одобряют Германцев, надеясь, что при их посредстве они еще освободятся от рабства Татар.

За ними живут другие, именуемые Мердас, которых Латины называют Мердинис, и они Сарацины за ними находится Этилия.

Сарацины — это роды, исповедовавшие ислам.

Из этого следует, мордовско-мокшанский народ, был двух религий.

Заметим еще раз, для читателя, что речь тут идет, не об эрзянском народе, а именно о мокше и мордве, это подтверждается всеми иностранными источниками и русскими летописями, а также современными исследованиями.

В начале 1237 г. Отряды монголов впервые появляются на южных границах Мордовской земли (тех самых сарацинов Мердас, живущих у Этиля). По свидетельству венгерского монаха Юлиана, «…было два князя; один князь со всем своим народом и семёй покорился владыке татар, но другой с немногими людьми направился в весьма укрепленные места, чтоб защищаться, если хватит сил».

Многие исследователи считали, что вторым князем был эрзянский Инязор Пургаз, но как выяснилось, к нему это не имеет ни какого отношения. Речь идет о Мердасах, исповедовавших ислам и являющимся вторым типом мокшанского народа.

Именно об этом и пишет мордовский ученный в своем труде о происхождении мордовского народа Н.Ф.Мокшин.

«По своему антропологическому облику древние финно — угры принадлежали к уральской расе. В процессе продвижения в западном направлении и смешивании с европеоидным населением они в разной степени европеизировались» Н.Ф. Мокшин книга «Мордва» стр. 44).

Европейским человеком белой расы, являются представители эрзянского народа, которые и европеизировали мордовско-мокшанский народ, так как первыми оказались на их пути, при продвижении на запад.

Можно предположить, что именно для этих целей похищались эрзянские женщины и дети, сохранившиеся так крепко эта бесчеловечность в народной памяти, песнях, сказаниях, а также в эрзянском народном эпосе «Масторава».

«Древняя мордва изначально представляла собой не одно племя, как иногда полагают, — продолжает Н.Мокшин, а группу или семью…».

О двух типах мокша- мордовского народа, свидетельствуют антропологические исследования, проведенные К.Ю. Марк.

Темный грациальный, узколиций, европеидный тип мордвы-мокши, — преобладает на юго-западе Мордовии.

Субуральский тип,- мордвы мокши доминирует на северо-западе Мордовии.

Вот так, дорогие читатели, открываются тайны «татаро-монгольского» нашествия, спрятанные за множеством мифов многочисленных историков. Но так близко формировавшихся, карательных войск орды.

Уже давно многих исследователей волнует проблема монгольского нашествия и невозможности «кучкования» монголов-степняков в такие огромные орды.

«Вернувшись из западного похода,- продолжает Гришаков В.В., в конце 1242г. Монголо — татары расположились в причерноморских степях. К середине 13 в. образовалось одно из монгольских государств — Улус Джучи, которое позднее в 16- 17 вв. историками стало называться Золотой Ордой».

« Возвратившись от туда (т. е с западной Европы. (Плано Карпини), они пришли в землю Мордвинов, которые суть язычники, и победили их войною. Подвинувшись отсюда против Билеров, т.е. Великой Булгарии, они ее совершенно разорили»

Далее В.В. Гришаков делает вывод, ошибочно полагая, что речь идет о Руси Пургасовой и связывает с этим гибель г. Сарова.

Меж тем речь идет о мордве живущей в пристепной полосе, на это указывают все исторические сведения. Побежденные мордвины язычники, становятся сарацинами это видно из сочинений Виллем Рубука(1253-1255г.) побывавшего в путешествии на тех землях. Орда постепенно становилась мусульманской. Таким образом, свидетельства о вторжения мордовских орд перед захватом Болгарии, на земли Эрзянь Мастор необоснованно.

«С этой поры в плоть до распада Золотой орды, летописи сообщают лишь об одном походе 1288 г. Золотоордынского хана Елортая на мордовские земли; «..воевавша Рязань, Муром, мордву, и много зла сотворишаидоша во свояси…».

Однако этот набег состоялся по собственной инициативе монгольского хана и носил чисто грабительский характер, а разорение мордовских земель было совершенно попутно, при отходе в степи» (В.В. Гришаков).

Итак, мы, все больше и больше убеждаемся, что речь идет об одной и той же мордве (Мокши и Мердас), чьи земли граничили со степью. Ордой разорялись свои земли и села, грабилась та часть населения, которая не принимало участия в войне.

«Передача права сбора дани мордовским князьям (Мокши и Мердас) в конце 13 в. и основание Мохши, иллюстрируют не только начавшийся процесс целенаправленной эксплуатации местного населения, но и вовлечение в систему золотоордынских вассальных отношений мордовской (Мокши и Мердас) знати.

Мохши,- золотоордынский форд пост в мордовско-мокшанских землях, основанный в начале 14 века. Начало чеканки первых монет относится примерно 1313г. В наше время на месте этого города находится село Наровчат, Пензинской области.

За право откупа сбора на полученных от ордынских ханов уделах, мордовские (Мокши и Мердас) князья, были обязаны прежде всего, военной службой со своими отрядами, а так же поставкой рабочей силы для проведения общественных работ по требованию золотоордынской администрации. С этого времени отряды мокшано — мордовских князей включаются в состав карательных золотоордынских отрядов, направляемых ханами на северо-Восточную Русь, например во главе с печально известным Кавгадыем при походе на Смоленск в 1340 г. И т. д.». (В.В. Гришаков)

Читайте также  Системы Умный дом

Из вышеприведенного текста видно вхождение мокша-мордовского народа в государственность Золотой Орды и все карательные операции осуществляются именно ей, В. Гришаков делает совершенно верный вывод, основанный на сообщениях иностранцев и русских летописей, все эти факты не только не противоречат, но и подтверждают друг друга.

Так мокша- мордовский (язычники и магометанский) народ, стал самой Золотой Ордой.

Жестокость и свирепость этого народа (свидетельства иностранцев) несла смерть и разруху, время начало останавливаться, развитие цивилизации тормозиться, кругом царит смерть, грабеж, бесчинства и страх. Таким было поведение ордынских карательных войск.

В 60-70 –е годы 14 в. Золотая Орда вступила в полосу междоусобиц, расколовших государство на две противоборствующие группировки.

С началом «великой замятни» сепаратистки настроенные золотоордынские феодалы стремятся утвердить на периферийных землях улусы, независимые от Мамая, и от сарайских ханов.

На мордовско (мокшанских) землях по археологическим раскопкам Итяковского городища, около Темникова. В конце 14 века, на месте существовавшего здесь неукрепленного мордовского поселения, возник феодальный замок с мощной фортификационной системой, в котором обосновался какой то мордовский (мокшанский) князь (В Гришаков).

В начале 60-х годов в городе Мохши обосновался Тагай.

В 70-е годы на примокшанских землях осел Бехан, основатель татарских феодальных фамилий Сеид-Ахметовых, Кудашевых, Тенешевых Янгалычевых.

В скором времени «В 1377 году на мордовских землях новый золотоордынский феодал Араб-шах, который какое то время владел даже золотоордынским престолом и выпустил в 1375 году в Сарае небольшое количество монет от своего имени.

Летом 1377 году отряды Араб — шаха с помощью мордовских – мокшанских князей внезапным ударом полностью уничтожили беспечно расположившуюся русскую рать на Пьяне и сожгли Н.Новгород.

Власть в Мохше была передана мордовско — мокшанским князьям.

В том же 1377 г. Мордовско — мокшанские князья собственными силами организовал набег пограничные нижегородские владения, где пришедшие без вести, удариша на уезд, и множество людей посекоша, а иных полониша, и остаточные села пожегша прочь» (В Гришаков).

Вот так Уважаемый читатель, всем нам в школьные годы, вдалбливали на уроках, что Арб-шаху помогали коренные жители, эрзяне. Так просто и цинично осквернялся эрзянский народ.

К сожалению этот факт татаро — мокшанского — мордовского вторжения остается неизвестным.

Эрзян называют «мордвой» и под этой формулировкой получается, что эрзяне воевали против русских за татар, бесчинствовали на своих же землях грабили русские села, сжигали посады городов.

Вот один из примеров: «Древняя летопись описывает это событие так: «Перешедши реку Пьяну, вожди получили сведение, что толпы татар, появившихся в запьянье, очень незначительны, а сам Арапша находится в волчьей воде на Каме, в окрестностях (города Бирска), следовательно ещё очень далеко».

Этот слух распустила, вероятно, коварная Мордва. Легковерные вожди, поверив….»

Мордовские хищники, видя разгром земли Дмитрия Константиновича, также захотели воспользоваться обстоятельствами; они хлынули на Поволжье, начали грабить его, но были жестоко наказаны: Борис Константинович (брат Князя Нижегородского) погнался за ними, и у Пьяны истребил их, почти всех частию избив, частию потопив в реке, потом, зимою, вместе с племянниками Василием и Симеоном и воеводой московским, Свиблом, прошёл в самые улусы мордовские, выжег их, ограбил, избил множество жителей, некоторых взял в плен, и – всю землю мордовскую пусту со
твори». написано ( Ананьиным В.К).

Из этого примера следует, человек, не осознавший самобытность народов, не сможет понять историю. А эрзяне будут оставаться не законно опороченными, теряющими свое национальное самосознание, из-за незнания истории Эрзянь Мастор. Вот причина трагедии эрзянского народа.

Нахождение русских войск на земле Эрзянь Мастор под командованием Бориса Константиновича противоречит логике исторических событий и нуждается в новом анализе всей информации и открывшихся фактов.

Мордовия — искусственная национальность

. ПРОДОЛЖАЮ свои исторические раскопки . на сей раз займусь вопросом появления народо с искуственными — не историческими названиями — типа — белорусия — татары — украина .

В ДАННОМ СЛУЧАЕ Я ОПИШУ ИСТОРИЮ ПОЯВЛЕНИЯ ТАКОЙ НАЦИИ — КАК МОРДВА .

ДЕЛО в том — что ещё до 1750-х годов к востоку от бывшего Муромского княжества — никакой Мордвы не было

Традиционный термин «мордва» является внешним названием этнической общности (то есть — экзоэтнонимом). Эрзяне и мокшане имеют различное этническое самосознание, имеют свои литературные языки, существенные различия в антропологическом (расовом) типе, расселении, традиционном быте, материальной и духовной культуре.

Этнонимы мокша и эрзя в русских источниках стали появляться довольно поздно: «мокшана», «мокшаня» впервые зафиксированы в «Книгах письма и меры» Д. Пушечникова и А. Костяева за 1624—1626 гг., этноним эрзя начинает встречаться ещё позднее, с XVIII века. Это объясняется тем, что русские воспринимали эрзян и мокшан как единый народ и так это отразили в летописях. Другие народы, исторически соседствовавшие с мокшанами и эрзянами, не называли их общим этнонимом

Как известно, Пургасова волость являлась эрзянским государственным образованием]. Лаврентьевская летопись сообщает, что муромский князь Юрий Давыдович:

вшед в землю Мордовьскую Пургасову волость пожгоша жита и потравиша и скот избиша, полон послаша назад. А мордва вбегоша в лесы своя в тверди, а кто не вбегл тех избиша наехавше Гюргеви молодии…

Проблема с экзоэтнонимом, относящимся одновременно к двум разным (хотя и близкородственным) народам привела к многочисленным несовпадениям и путанице. Из учебников истории, например, известно, что в XII веке происходили столкновения русских княжеств с мордвой, но последние то воюют с русскими князьями Ярославом, а затем Юрием, то вступают с ними в союз.

Объяснение в том, что эрзянский князь Пургас пытался сохранить свой город Обран ош, на месте которого теперь стоит Нижний Новгород, и рассчитывал на поддержку булгарского хана в борьбе с экспансией русских княжеств, в то время как мокшанский царь Пурешявлялся союзником князя Юрия и между ним и Пургасом долгие годы продолжалась непримиримая война[.

В большинстве случаев использование одного экзоэтнонима для двух разных народов и одного названия для двух разных языков приводило к множественным ошибкам. Для того чтобы избежать этого, как в дореволюционной России так впоследствии и в советское время использовались двойные этнонимы мордва-мокша и мордва-эрзя и названия языков мокша-мордовский и эрзя-мордовский[.

В начале-середине I тыс. н. э. в междуречье Оки и Волги сформировались племена мари, мери, мокшан, муромыи эрзян. Племена Городецкой культуры испытывают сильное влияние пьяноборских племен, которые в начале нашей эры продвинулись в Западном Поволжье. К этому времени позднегородецкие племена приобретают устойчивый обряд в грунтовых могильниках.

К началу второй половины I тысячелетия н. э. между перечисленными племенами возникают заметные различия.

В присурской зоне формируется устойчивый обряд погребения головой на юг и наличие среди погребального инвентаря височной спиралевидной подвески с грузиком. (В целом общая черта для приуральских финнов.) В приокской зоне погребенных стали ориентировать головой на север и очень редко встречается спиралевидная височная подвеска.

На их основе учёные установили, что присурская группа племен явилась основой для формирования мокшан, а окская — эрзян.

В процессе своего развития как мокшане так и эрзяне имели тесные контакты с различными ираноязычными и тюркоязычными племенами на южных границах своего расселения, а на севере и западе — с балтоязычными]

С запада в течение последних 1000 лет наиболее сильное влияние мокша и эрзя испытали от славянских племён.

Славянизации были подвергнуты почти все. После подчинения волжских княжеств и ханств Иваном Грозным, мокша и эрзя окончательно стали составной частью московского княжества. До середины 20-го века многие эрзя и мокша сохраняли двуязычность, которая, вероятно, всё больше уступает место русскому языку, как главному и культурообразующему.

Ассимиляция, которую испытали волжско-уральские народы, является двунаправленной. Как славяне, численно превосходящие мокшу и эрзя, влияли на «мордву», так и коренное население влияло на вновь приходящих славян.

«По своему происхождению финно-угорские языки не связаны с арийскими, принадлежащими к совершенно иной языковой семье — индоевропейской. Поэтому многочисленные лексические схождения между финно-угорскими и индоиранскими языками свидетельствуют не об их генетическом родстве, а о глубоких, многообразных и длительных контактах финно-угорских и арийских племён.» [«От Скифии до Индии». Стр. 99.]

НО начиная с правления Аугусты Цербской зачистку истории и перекраивания географии вступило в новую и очень жёсткую стадию — ни смл — ни аглицкого бабла и оружия на это не жалели .

Особенно против тех народов — которые были на пути проникновения англичан вдоль Эдэра (волги) — на юг — к Каспийскому морю и южным азиатским странам .

ТАК под удар попали такие фино-угорские племена как Мокши и Эрзя — это в принципе два разных народа с разными языками и народным укладом — не очень хотел жить под руководством и указке не понятно кого — и потому не очень привечали каких-то пришлых и наглых людей с караванами и вооружением — давали жёсткое сопротивление

ТАким образом — из остатков двух достаточно разных народностей в итоге слепили одну малую Волость и прилепили к ней совершенно новое название — Мордва .

Я ДУМАЮ — ЧТО ЭТА АНТИ-ИСТОРИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ УЖЕ НИКОГО И НИКАК НЕ УДИВИЛА — !

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: