Смысл жизни как проблема социологии личности - ABCD42.RU

Смысл жизни как проблема социологии личности

Смысл жизни как проблема социологии личности

Библиографическая ссылка на статью:
Соловей А.П., Шухно Е.В. К вопросу о смысле жизни (по результатам разведывательного социологического исследования) // Психология, социология и педагогика. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/12/6210 (дата обращения: 14.09.2021).

Вопрос смысла жизни человека – это многогранная проблема, не дающая покоя человечеству уже тысячи лет. Категория «смысл жизни» – одно из основных экзистенциальных понятий, отражающее важнейшие стороны существования человека. Вопрос о смысле жизни задает себе каждый человек хотя бы раз в жизни, и от того каким будет ответ на него во многом зависит и то, как сложится сама жизнь, не просто сложится, но как сам человек ее устроит, как будет поступать, действовать и мыслить. При этом, постановка вопроса о смысле жизни и определенный ответ на него уже задают ответственное отношение к своему бытию, создают ситуацию экзистенциального уникального и неповторимого выбора той или иной жизненной стратегии, того или иного пути реализации себя в мире. Проблема смысла жизни имеет несколько аспектов: философский, этический, религиозный, социологический. Рассматривая смысл жизни с социологической точки зрения, акцент делается на раскрытии зависимости смысла жизни от общественных отношений, в кото­рые включен социальный субъект. Социологический аспект показывает, что именно общественные отношения способствуют или наоборот препятствуют осуществлению жизненных целей [1, с. 26].

В современном мире размываются традиционные ценности, но на их месте не появляются другие, в результате чего современный человек живет в своеобразном ценностном вакууме. Каждый человек рано или поздно задумывается об этом и ищет свой смысл в жизни. Понимание, переживание разлома между действительной ценностью и смыслом жизни и их конкретными проявлениями в окружающем нас социальном пространстве являются источником тяжелейшей психологической травмы современного человека. Отсутствие смысла порождает у человека состояние, которое В. Франкл называет экзистенциальным вакуумом. «Человек стремится обрести смысл и ощущает фрустрацию или вакуум, если это стремление остается нереализованным» [2, с. 11]. В XXI веке, веке информационных технологий, веке стремительного развитии техники, господства общества потребления и массовой культуры и зачастую веке «обезличивания» самого индивида, некоторые люди наполнены чувством внутренней опустошенности, которое возникает от ощущения абсолютной бессмысленности жизни (экзистенциального вакуума). Почему же может возникнуть экзистенциальный вакуум? Ответ на этот вопрос мы можем найти у В. Франкла. «Животные инстинкты не подсказывают человеку, что ему нужно, и традиции предков уже не учат его тому, что он должен делать. И вот, не зная, что ему нужно и как ему следует жить, человек зачастую не может понять, чего он, собственно хочет. А значит, он либо хочет делать только то, что делают другие (т.е. становится конформистом), либо сам делает только то, чего хотят – причем хотят от него – другие (т.е. становится жертвой тоталитаризма)» [3, с. 7]. Экзистенциальный вакуум может повлечь за собой особые невротические расстройства («ноогенные неврозы»), которые обусловлены муками совести, столкновением моральных принципов и, не в последнюю очередь, разочарованием в жизни. Хронический экзистенциальный невроз как диагноз нашего времени проявляется не только в неуклонном росте суицидов как невозможности найти себя в мире, но и в неуклонном росте числа людей, которые «мертвы психологически», т.е. безразличны, равнодушны к окружающей действительности, крупнейшим мировоззренческим вопросам, борьбе мировоззрений и ценностей, что неизбежно ведет к утрате себя [2, с. 24].

Правильной постановкой вопроса является не вопрос о смысле жизни вообще, а вопрос о конкретном смысле жизни данной личности в данный момент. Воплощая смысл жизни, человек воплощает самого себя, при этом самоактуализация – лишь побочный результат воплощения смысла. Но человек никогда так и не знает до самого последнего часа своей жизни, удалось ли ему реализовать смысл своей жизни. При этом, жизнь не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах, смысл жизни всегда может быть найден. Стремление к смыслу – это «самопрограммирование», основополагающая мотивация человека [2, с. 15]. Однако человек задумывается о смысле жизни лишь тогда, когда ему живется хорошо, или в те моменты, когда жизнь человека становится невыносимой. Нахождение смысла жизни предполагает устранение экзистенциального вакуума бытия мыслящего человеческого существа, снятие в определенной мере главнейшего страха прекращения существования – страха смерти через придание своей жизни и деятельности смысла, оправдывающего саму встречу с неизбежным. Смысл жизни помогает справиться с различными преградами на жизненном пути, выступая в качестве личностного стержня, обеспечивая целостность и устойчивость личности.

Стоит отметить, что сейчас этим жизненно важным вопросам уделяется крайне мало внимания, в этой связи Исследовательской группой QUALITAS ( http://qualitas.by ) с целью получения иллюстративного эмпирического материала было проведено разведывательное исследование, посвященное изучению представлений о смысле жизни и ценностных приоритетах современного молодого человека. В ходе исследования в ноябре 2015 года был опрошен 221 респондент методом анкетного онлайн-опроса, в том числе 114 респондентов женского пола и 107 мужского. Регион исследования – Республика Беларусь. Средний возраст респондентов – 26 лет.

Одной из задач исследования вопросов смысла жизни и ценностных приоритетов современного человека было изучение значимости различных ценностей (см. табл. 1)

Таблица 1. Значимость ценностей для современного человека (в %)

Смысл жизни как проблема социологии личности (стр. 1 из 3)

СМЫСЛ ЖИЗНИ КАК ПРОБЛЕМА СОЦИОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

За многие века своего развития науки отвечали на разные вопросы от сотворения мира до вычисления скорости света, но ни одна наука не смогла ответить на вопросы: существует ли смысл жизни и если да, то в чем он заключается. И все же термин «смысл жизни» используется гораздо чаще чем число точной скорости света или период полураспада урана. Само определение смысла жизни имеет множество формулировок, и все они отличаются друг от друга, не имея в себе никакой точности или конкретизации.

И все же, как бы не был сложен этот вопрос, каждый человек рано или поздно задумывается об этом, и ищет в своей жизни тот самый смысл, который не может даже четко определить.

С возрастом большинство людей все чаще обращаются к вопросу смысла жизни, все больше хотят его найти и основывать свою жизнь на нем, видеть в ней какой-то определенный «каркас», скрепляющий все цели, мечты, поступки и идеи. Возможно, это происходит потому, что поиск смысла во всем происходящем в мире, во всех словах и действиях происходит на подсознательном «автоматическом» уровне. Мы привыкли искать смысл, потому как с раннего детства нас учат, что все не имеющее смысла не может бороться за право существовать и не имеет никакой пользы, словно пустой ящик, который непременно должен быть чем-нибудь наполнен.

Гипотеза: Исходя из вышесказанного, можно полагать что в разном возрасте и достигнув различного социального развития люди по разному относятся к смыслу жизни и его ценности для себя.

Целью данной работы является изучение выдвинутой гипотезы, ее подтверждение или опровержение.

Задачи: изучить теоретические данные и анализировать данные социального опроса, на их основе сделать выводы.

Объект исследования: различные возрастные категории граждан.

Предмет исследования: отношение к смыслу жизни людей различной возрастной категории, пола, и социального уровня.

Структура работы представлена двумя главами. Первая – теоретическая, описывающая проблему смысла жизни, его изучение и теоретические аспекты. И вторая – практическая, в которой приводятся данные социологического опроса и их анализ.

1. Проблема смысла жизни в социологии личности

Проблема смысла жизни имеет ряд аспектов: философский, социологический, этический, религиозный, социально-психологический. Основным является социологический, ибо он раскрывает зависимость смысла жизни от общественных отношений, в которые включён социальный объект, и показывает, что именно общественные отношения дают простор или, наоборот, тормозят осуществление жизненных целей.

Категория «смысл жизни» – это одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности. От того, какую жизненную стратегию выберет человек, зачастую зависит жизнь не только его самого, но и его окружения, а иногда и всего человечества. Вопрос о смысле своей жизни в определенный период посещает каждое мыслящее существо, желающее понять и познать себя, свое предназначение и место в этом мире. Жизнь обязательно принуждает человека дать ответ на вопросы: «Для чего я живу?», «В чем смысл моей жизни?» Каждый ответственный за свою судьбу и судьбы других человек не может и не хочет жить без цели, определенной задачи или же мечты, а всегда ищет то «достойное», чем можно было бы занять свою жизнь, сделать ее более значительной. Четкое представление о смысле и назначении своей жизни является основной движущей силой бытия человека, стратегическим орудием, позволяющим не покориться, а, наоборот, преодолеть все трудности и испытания на жизненном пути. Но для этого нужно, чтобы человек сам определил, сам сообщил тот или иной смысл своему существованию, нашел свое назначение согласно своим способностям, сделал свою жизнь максимально плодотворной, полезной, нужной. Под смыслом жизни мы понимаем осознание индивидом основного содержания своей жизнедеятельности, как прошлой и настоящей, так и будущей, которое определяет его место и значение в жизни общества и придает человеку уверенность в том, что его индивидуальная жизнь нужна и ему самому, и окружающим, и обществу. [9]

Читайте также  Проект по теме «Хохломское искусство»

Смысл человеческой жизни нельзя понять и объяснить, если замыкаться в узкой сфере этических категорий, ибо смысл и назначение человека выявляются только в практической деятельности по изменению окружающего мира, лишь в общественной практике реализуются цель и знание человека.

Смысл и цель человека заключается в изменении окружающего мира ради удовлетворения его потребностей, это неоспоримо. Но, изменяя внешнюю природу, человек изменяет и свою собственную природу, то есть изменяет и развивает самого себя. [1, с 23]

Смысл – это объективная наполненность, содержательный критерий жизни; осмысленность – это субъективное отношение к жизни, осознание ее смысла. Жизнь индивида может иметь смысл, независимо от осмысления. Объективно смысл жизни человека реализуется в процессе его жизнедеятельности, протекающей в разных сферах. Поэтому он может выступать как спектр смыслов и целей. Но в любом случае человек должен состояться, иметь возможность представить себя миру, выразить свою сущность. Жизнь наполняется смыслом, когда она полезна другим, когда человек с удовлетворением и полной самоотдачей занимается своим делом, когда существование его проникнуто нравственным добром и справедливостью. Тогда объективная значимость, смысл его жизни совпадают с его личными, субъективными стремлениями и целями. Наилучший вариант – ситуация, когда смысл и осмысленность образуют гармоничное единство. Ведь осознать смысл своей жизни – значит, найти свое «место под солнцем». [2, с 74]

С осознанием смысла жизни тесно связано понятие цели. В сознании человека цель выступает образом того будущего состояния действительности, которое отвечает его представлениям, потребностям и идеалам. Цель не тождественна смыслу жизни. Цель – это определенный рубеж, а смысл жизни – генеральная линия, определяющая цели, та общая направленность, которая сказывается на всем поведении человека, на всей его жизни. Цель жизни – впереди, это субъективное представление о будущем. Смысл жизни – это объективное содержание самой жизни и одновременно – стремление к высшей цели. [5]

Смысл жизни – тема вечная и столь же важная, как и сама жизнь. Предчувствие скрытой тайны миров, существ, событий и явлений в Природе и Вселенной, этого загадочного «нечто», дающего обоснование нашим побуждениям и поступкам, пронизывает всю нашу жизнь.

Стремление к смыслу свойственно всем людям – это врожденное и естественное качество, заложенное в каждом из нас. Часто оно так и остается глубоко запрятанным в нашем подсознании, и нам бывает трудно объяснить и четко сформулировать, к чему, собственно, мы стремимся и что хотим понять.

Когда в поступках и действиях человека отсутствует смысл, это автоматически сказывается на качестве самой его жизни. Жизнь без смысла означает, что человек лишен глубокой внутренней мотивации, внутреннего стержня и мощного «мотора», которые позволили бы ему взять собственную судьбу в свои руки. В результате он становится слабым, теряет опору, любая неблагоприятная жизненная ситуация, любая проблема выводит его из равновесия.

Он также становится легко управляемым – отсутствие смысла лишает прочных жизненных критериев и устремлений. В результате страдают его индивидуальность, его способности, таланты и потенциалы. Человек становится легкой добычей тех, кому подобная слабохарактерность нужна для достижения собственных корыстных целей и интересов. Его можно убедить в чем угодно, а любое чужое мнение, представление или мировоззрение он тут же воспринимает как свое собственное. Вместо того, чтобы самому распоряжаться своей судьбой, человек позволяет управлять собой другим людям и даже внешним обстоятельствам.

Жизнь без смысла часто является тревожным признаком того, что человек устраняется от ответственности за других людей. Появляется своего рода «слепота» и «глухота» по отношению к чужой боли, к чужим потребностям.

Раз не видится другого смысла, все силы сосредоточиваются на единственном объекте, который становится центром жизни, – на себе самом. Это хорошая диагностика: видимо, человеку все еще не удалось ответить на вопрос, кому он нужен, какое применение могли бы иметь его силы и способности. А именно это всегда является основным источником растерянности, внутренних проблем и нестабильности. [3, с 11]

2. Изучение смысла жизни

Подлинный прорыв в понимании смысла жизни произошел в 40–50 годы XX столетия.

Виктор Эмиль Франкл (1905–1997), психиатр, автор книг и Логотерапии – новой психотерапевтической стратегии основанной на предположении, что развитие личности обусловлено стремлением к поиску и реализации смысла жизни. [7]

Методика и выводы Франкла базируются на личном опыте и наблюдениях полученных в гестаповских концлагерях. Там, в Освенциме, вопрос о смысле жизни становился как никогда актуальным. Кажется, превратив людей в узников, в них должны были раздавить и уничтожить все человеческое. У них отняли, одежду, вещи, имена, их заставляли выполнять тяжелую работу и держали впроголодь, их расстреливали, вешали, убивали в газовых камерах и сжигали в печах. Ради чего жить и терпеть все это? Прежние ценности: деньги, положение в обществе, карьера, потеряли важность. Не находя ответа на вопрос «зачем?», заключенные умирали (бросались на электрические ограждения, отказывались выполнять приказы и их расстреливали, переставали есть и погибали от болезней).
«Заключенный, который потерял веру в будущее – свое будущее – обречен. С потерей веры он теряет также и духовную стойкость; он позволяет себе опуститься и стать объектом душевного и физического разложения» – пишет Франкл. Вот лишь несколько фрагментов из книги «Человек в поисках смысла жизни» Виктора Франкла, которые акцентированы на том, что поиск смысла это отнюдь не предмет праздного любопытства и пафосных речей, это вопрос жизни и смерти…«Горе тому, кто больше не видел ни смысла своей жизни, ни цели, ни стремлений, и поэтому ему незачем было переносить ее тяжесть. Он скоро погибал. Типичный ответ, которым такой человек отклонял все ободряющие доводы, был: «Мне уже нечего ждать от жизни». Что можно на это ответить?» «Не я задаю вопрос в чем смысл моей жизни. Смерть задает вопрос: эй парнишка у тебя есть смысл жизни, у тебя есть основания того чтобы задерживаться здесь? Те, кто не знал смысла умирали». [4, с 75]

Смысл жизни как проблема социологии личности

СМЫСЛ ЖИЗНИ КАК ПРОБЛЕМА СОЦИОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ
Все динамичнее развиваются наука и общество, на протяжении всего развития, люди ищут ответы на разные вопросы, начиная с вопроса о сотворения мира и заканчивая объяснениями различных природных явлений. Но ни одна наука и не один ученый не смогли ответить на вопрос, о существовании смысла жизни и о его форме, в которой он существует.Приложенные усилия для определения смысла жизни имеют множество формулировок, данные формулировки отличаются друг от друга, и не имеют никакой точности или конкретизации. Сложность вопроса о смысле жизни не останавливает людей, каждый человек рано или поздно задумывается над ним, и ищет в жизни свой смысл, который сам не может даже четко определить. Люди разного возраста и различного социальногоположения относятся к смыслу жизни по-разному.
Проблема объяснения смысла жизни имеет ряд точек зрений: религиозная, философская, этическая, социально-психологическая, социологическая. Основной является социологическая, так как она раскрывает зависимость общественных отношений от смысла жизни, в которые включён социальный объект, и отмечает, что именно общественные отношения дают ускорениелибо замедляют осуществление жизненных целей. Понятие «смысл жизни» – это одно из основных мировоззренческих категорий, имеющее огромное значение для формирования духовно-нравственного содержания личности. От выбора человеком своего жизненного пути, часто зависит не только его жизнь, но и жизнь его родных, близких и окружающих. Жизнь рано или поздно обязательно заставляет человека задуматьсянад вопросом: «В чем смысл моей жизни?». Каждый несет ответственность за свою судьбу и судьбы других людей, для полноценного существования человеку нужна цель, определенные задачи, желания, мечты, человек всегда ищет то «достойное», чему можно было бы посвятить свою жизнь, сделать ее полезной. Четкое понимание смысла и назначения своей жизни является главной продвигающей силой человеческогосуществования, направленным орудием, позволяющим не сдаваться, а, наоборот, преодолеть все испытания и преграды на жизненном пути. Для этого необходимо, чтобы каждый человек сам для себя определил тот или иной смысл своего существования, нашел свое назначение соответствующее своим способностям, сделал свою жизнь как можно больше полезной, нужной и плодотворной. В понятие смысла жизни мы включаем осознаниеиндивидом главной сущности своей жизнедеятельности, анализ прошлой и настоящей, так и будущей жизни, определяющее его место и значение в обществе и вселяет в человека уверенность в том, что жизнь его необходима как ему самому, так и окружающим его, и обществу в целом.
Смысл и цель, которую желает достигнуть человек, заключается в преображении окружающего мира для удовлетворения своихпотребностей, это неоспоримо. Но, изменяя внешнюю природу, человек изменяет и свою собственную природу, то есть изменяет и развивает самого себя.[1]
При отсутствии смысла, его необходимо создавать. Но создать в общечеловеческом, крупном масштабе. На века. Может быть и в масштабе всей Вселенной. Сотворением такого смысла занимались: в земном общественном масштабе — Ленин, Энгельс, Маркс; висторическом масштабе — В. Соловьев (идея космического братства), Ф. Федоров, Л. Толстой, Н. Бердяев; в космическом — Гегель (идея мировой абсолютной идеи). Л. Толстой, Достоевский, В. Розанов, В. Соловьев – пропагандировавшие понятие «творческого смысла» – указывали смыслом жизни необходимость оставления после себя следов, в виде памяти и материальных носителей личности в сокровищнице мировой культуры,точнее в творчестве. В этом заключался залог истинного бессмертия. Только в творчестве, возможно, обрести смысл жизни. Н. Бердяев в начале ХХ века в своей работе «Смысл творчества» утверждал, что только «творец» может претендовать на достижение смысла жизни. Смысл – это объективная наполненность, содержательный критерий жизни; осмысленность – это субъективное отношение к.

Читайте также  Тайны египетских пирамид

Чтобы читать весь документ, зарегистрируйся.

Связанные рефераты

Смысл жизни как проблема социологии личности

. системе воспитания и социализации личности Факторы и средства социализации.

3 Стр. 161 Просмотры

Проблема смысла жизни в философии

. Реферат Философии на тему: «Проблема смысла жизни.

Проблема поиска смысла жизни

. Проблема поиска смысла жизни, жизненного пути.

Проблема смысла жизни

. тему: «Проблемы смысла жизни» Оглавление Введение 2 Общее.

Проблема смысла жизни человека

. уместно выявить, как эта проблема рассматривалась в различные эпохи. Ряд толкователей.

Эссе в 11 классе на свободную тему о смысле жизни

«Смысл жизни как проблема социологии» — такую тему эссе предложили для общественно-гуманитарного направления, приглашающая выпускника 2018 года к серьезному разговору. В нашей статье приведен интересный и разнообразный материал, который поможет ученику построить глубокое самостоятельное высказывание с привлечением примеров из русской и мировой литературы.

Смысл жизни как проблема социологии личности

Биология говорит нам о том, что человек есть животное, им руководят основные инстинкты: крепко спать, вкусно есть, искать себе пару. Однако тысячелетия существования человеческой цивилизации, плоды науки и искусства говорят о том, что человеческой жизни присущ гораздо больший размах, нежели следование инстинктам. Так, согласно пирамиде Маслоу, удовлетворение физиологических потребностей действительно стоит в приоритете: если нет крыши над головой и горячей пищи, трудно заниматься творчеством и думать о высоком. Но если подняться выше по пирамиде потребностей, то мы увидим, что за физиологией следует безопасность, затем – любовь, выше любви – достоинство, а на самой вершине располагается самоактуализация. Как раз в поле самоактуализации располагаются желание творить, следование морали (не всегда общепризнанной), отсутствие предубежденности и умение разрешать проблемы.

Одной из самых трудноразрешимых проблем человечества является поиск смысла жизни. Человек, видя свое разительное отличие от остального животного мира – в способностях, в интеллекте, в наличии устной речи и письменных языков, – не может не задумываться о том, почему именно его биологический вид столь далеко продвинулся по эволюционной лестнице. Почему человек создан именно таким? Нет ли в этом какого-то высшего замысла? Век за веком каждый ищет смысл жизни. Загадка состоит в том, что к единому консенсусу человечество так и не пришло.

Каждый индивидуум сам решает, что есть для него смысл жизни. Для кого-то смыслом жизни является оставить и воспитать потомство, для другого – создать шедевр мирового искусства, для третьего – продвинуть вперед науку, для четвертого – служение Богу и высшим ценностям. Обилие точек зрения порождает враждебность между ними. Так, пролайферы воюют с чайлфри, а атеисты — с верующими. Есть ли единое решение, единая точка соприкосновения?

На протяжении всей жизни каждый человек долго и трудно идет по пути определения смысла своей жизни. Литературные герои каждый по-разному решает для себя этот вопрос. Например, Печорин, герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», ведет дневник и пытается ответить на собственные вопросы: Кто я? Для чего я? Несмотря на то, что Печорина трудно назвать положительным героем, с помощью его личных записей читатель погружается в «диалектику души», вместе с ним пытается прийти к согласию между личными интересами и интересами общества, а главное – между страстями и моралью. Печорин в самом себе осознает невозможность следовать общим понятиям о морали и нравственности, где бы он ни находился – в светском обществе ли, в вольных горах ли – он всюду видит картонность, неестественность. Мотив свободы, так часто встречающийся в произведениях Лермонтова, обретает новые грани: свобода одной личности кончается там, где начинается свобода другой, а Печорин упорно нарушает эти негласные, но осязаемые границы. Смыслом его жизни стало подчинение окружающих обстоятельств собственным страстям, а несдерживаемые страсти, как известно, становятся пороками. Пример Печорина демонстративен: невозможно достичь самой высокой ступени – самоактуализации, — перескочив через любовь и достоинство; самоактуализация не может строиться на физиологии, приправленной «размышлизмами»: «Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть больше, нежели она: во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало; к печали я так же привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня…» А ведь именно любви, именно бережного обращения к чужому достоинству Печорин не может понять и чурается.

Другой литературный герой – Базаров, главное действующее лицо романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», — несколько сродни Печорину. Он также придает жизни смысл сугубо физиологический и высмеивает стремление к прекрасному, к искусству. Это выливается в отрицание им самого феномена любви. Базаров тоже пытается «перескочить» через ступени пирамиды Маслоу. Здесь стоит сделать небольшое отступление: когда человек ищет смысл жизни, на самом деле он ищет счастье. Если сказать человеку, что смысл его жизни – это родиться, размножиться и умереть, то человек будет ошарашен и даже возмущен. Он задаст закономерный вопрос – зачем же тогда человеку дано сознание? Роман «Отцы и дети» был попыткой Тургенева понять «племя младое» нигилистов: как эти люди могут отрицать все на свете, а главное – отрицать красоту? «..В чемодане оказалось пустое место, и я кладу туда сено; так и в жизненном нашем чемодане; чем бы его ни набили, лишь бы пустоты не было. » Для чего тогда жить, если вокруг будет голое поле? Смерть Базарова не случайна: в какой-то момент он понимает, что, не пройдя через ступеньку любви, он не сможет познать смысла жизни, не сможет, разрушив все, создать нечто новое и прекрасное, ибо без любви нет красоты. Внутренним чутьем он понимает, что смысл жизни для него потерян, а когда угасает душа, угасание плоти – лишь дело времени или случая.

Последнее утверждение не может логически не привести нас к Мартину Идену, герою одноименного романа Дж. Лондона. Пожалуй, из нашей подборки это пример наиболее свежей, чистой и честной души, открытой миру и людям. Именно Мартин нутром улавливает необходимость прохождения всей пирамиды целиком: он учится, его цель – написать красивый роман обо всей той красоте, которая называется «окружающий мир», которая и есть сама жизнь. Он хочет выдернуть людей из жизненных передряг на поверхность, помочь им вдохнуть соленый ветер, почувствовать палящее солнце на своей коже, качку корабля, идущего по волнам. Он усердно учится облекать радужный калейдоскоп своих мыслей в слова, которые способны увлечь, показать и объяснить. Он единственный проходит через все ступени пирамиды: любит Руфь, пытается добиться своими успехами ее любви, ищет достоинство в себе, умеет видеть его в окружающих: «Вы так молоды, Мартин, мой мальчик, так молоды. Вы взлетите высоко, но у вас тончайшие крылья, а узор на них — прекраснейшая пыльца. Не опалите их». Он успешно доходит до вершины, до самоактуализации – вот он известный писатель, вот его любит Руфь, вот он богат, и у него есть изысканная еда и крыша над головой, вот его уважает общество, оказывает ему почести. Но… все это тоже оказывается не тем, что нужно. Почему? Потому что пирамида, образно выражаясь, оказалась из пенопласта: каждая ступень в ней была фальшивой от и до. Тяжело взобраться на вершину и обнаружить, что это вовсе не гора, а всего лишь декорация в театре. Так и Мартин Иден не смог остаться актером.

Читайте также  Структура цены и ее элементы

Так в чем же смысл жизни? Как влияет он на становления человека? Вопрос, на который, пожалуй, нельзя дать однозначного ответа. Герои мировой литературы интересны именно тем, что непрестанно ищут смысл жизни, ее конечную цель, а в процессе поисков развивают свою душу и личность, разница лишь в том, что некоторые герои развивают душу в знак «плюс», а некоторые – в знак «минус». Литература же есть не что иное, как отражение живой жизни. Ясно лишь одно: без поиска смысла жизни, без желания наделить свое существование высшими целями невозможно развитие души и личности. Личность, руководствуясь собственными целями, проходит различные стадии развития. Нам всем не разных этапах жизни свойственны наивность детства, бунтарство юности, активность и желание изменить мир молодости, солидность зрелости, покой старости. Может быть, в этом и заключается смысл жизни – достигнуть покоя? Может быть, это и есть вершина социологии личности? С этим утверждением кто-то согласится, а кто-то поспорит. Главное – поиски продолжатся. А уж чем они закончатся – для каждого секрет.

Claw.ru | Рефераты по социологии | Проблема смысла жизни

Проблема смысла жизни

| Категория реферата: Рефераты по социологии
| Теги реферата: реферат на тему творчество, решебники за 8 класс
| Добавил(а) на сайт: Клинских.

Проблеме смысла жизни уже много веков. Эту тему

изучают социологи, психологи, этики, эстетики и философы. Но однозначного ответа на этот вопрос нет и поныне. Отсюда совершенно правомерен вывод о невозможности умозрительного ответа на вопрос о смысле жизни, так как это вопрос не столько теоретический, сколько жизненно-практический.

Проблема смысла жизни в науке.

Размышления над проблемами смысла жизни, нельзя игнорировать ту первоначальную сферу, в которой она как проблема может не осознаваться, но в которой она назревает именно как проблема. Сфера эта-повседневность.

Человек и только он сам определяет своё предназначение и смысл жизни. Поиск цели жизни имеет в своей основе мысль о ценности человеческой жизни, причём ценности не только для самого человека, но и для общества, для других людей.

Признавая значение проблемы поиска смысла жизни для каждого индивида, ряд современных философов и психологов категорически отрицают возможность постановки этой проблемы в общетеоретическом плане, философском аспекте. Существует только смысл конкретной человеческой жизни. Утрата его равносильна смерти.

Представления о смысле жизни у каждого человека своё. Но в этих индивидуальных представлениях неизбежно присутствует общее, обусловленное целями и интересами общества, к которым принадлежит человек.

Вопрос о смысле жизни человека – ключевая мировоззренческая проблема. От её решения зависит направленность его социальной деятельности. Не случайно религия и идеализм с древнейших времён боролись против материализма именно по вопросам смысла жизни. Раз Бог вдохнул в человека жизнь, значит, смысл жизни, и назначение человека заключается в том, чтобы жить ради прославления своего творца, — таков исходный пункт любой религии при всем различии вероучений и догм.

Атеисты всегда вели борьбу с религиозными представлениями о смысле жизни.

Человек сам, а не по велению судьбы определяет свое назначение, строит свою жизнь. Это назначение, однако, никакое иное, чем — то, какое человек сам избрал для себя, исходя из своей природы, своих способностей и стремлений, писал Л. Фейербах.

Смысл жизни человека нельзя искать вне самой его жизни. Это отмечал еще Гегель. “Всё что я хочу, — писал он, — самое благородное, самое святое, есть моя цель; я должен в этом наличествовать, я должен это одобрять, я должен находить это хорошим. Со всеми само пожертвованиями всегда связано чувство удовлетворения, всегда связано некое нахождение себя”. Правильно определить смысл своей жизни – это и значит найти самого себя.

Проблемы смысла жизни.

Проблема смысла жизни имеет ряд аспектов: философский, социологический, этический, религиозный, социально-психологический. Основным является социологический, ибо он раскрывает зависимость смысла жизни от общественных отношений, в которые включён социальный объект, и показывает, что именно общественные отношения дают простор или, наоборот, тормозят осуществление жизненных целей.

Смысл человеческой жизни нельзя понять и объяснить, если замыкаться в узкой сфере этических категорий, ибо смысл и назначение человека выявляются только в практической деятельности по изменению окружающего мира, лишь в общественной практике реализуются цель и знание человека.

Смысл и цель человека заключается в изменении окружающего мира ради удовлетворения его потребностей, это неоспоримо. Но, изменяя внешнюю природу, человек изменяет и свою собственную природу, то есть изменяет и развивает самого себя.

Этапы развития личности.

Исследую процессы развития личности, мы рассматриваем ряд уровней анализа смысла жизни (“назначения”) человека:

развитие как смысл жизни, как самоцель

всестороннее развитие как смысл жизни нового типа личности

самореализация человека как деятельное выполнение, осуществление им

Смысл жизни выступает наиболее гибкой характеристикой и материальных и духовных потребностей. В конечном счёте, сама система потребностей определяется смыслом жизни: если таковым является умножение личного богатства, то, естественно, это ведёт к гипертрофированному развитию материальных потребностей. И, наоборот, ставшее целью жизни духовное развитие господствует в структуре личности соответствующих духовных потребностей.

Смысл жизни определяется, прежде всего, конкретными историческими условиями, интересами и потребностями, общими историческими задачами данного класса. В конечном счёте, смысл жизни определяется объективно существующей системой общественных отношений.

Личностное понимание смысла жизни.

Никто и ни что не избавит человека от необходимости строить смысл своей жизни, как строят дом, как сажают деревья вокруг него.

Подлинное понимание смысла жизни является результатом высокого развития и зрелости самосознания. Здесь люди не только понимают свой субъективный мир и не только и не столько познают свою относительную самостоятельность, автономность, личность, но и познают объективные общественные отношения.

Подлинное понимание смысла жизни предполагает предвидение; предвосхищение событий жизни. Оно оказывает непосредственное влияние на весь ход жизни. В деятельности носителей подлинного понимания смысла жизни наличествует нерасторжимая связь времён. Для них прошедшее – это не прошлое, безвозвратно ушедшее в небытие, а свой собственный опыт, продолжающий воздействовать на течение всей их жизни.

Всё это говорит о том, что люди становятся носителями подлинного понимания смысла жизни в результате осмысления своего социального бытия и действительности.

Роль человека в формировании ценностных ориентаций.

Человек, преследующий высокие идеалы и цели, энергично вмешивается в жизненные процессы, ускоряя их, сознательно вносит в действительность красоту, гармонию добра, становясь, сами при этом нравственно красивыми. Научное понимание смысла жизни сохраняет непосредственную наглядность жизненных явлений, становясь, сродни чувству прекрасного.

Смысл человеческой жизни (в самом широком понимании) состоит, следовательно, в социальной деятельности, в которой происходит опредмечивание деятельной сущности человека и которая направлена не на потребление, а на преобразование. Удовлетворяя свои потребности, человек тем самым развивает их, что лежит в основе развития содержания жизни. Однако цели сами по себе не могут наполнять жизнь человека смыслом и счастьем, ибо делать – это ещё не действительность, а всего лишь возможность.

Она имеет объективную значимость, смысл лишь постольку, поскольку выражает закономерности реальной жизни, должна быть превращена в нечто реальное, материальное, т.е. воплотиться в процессе деятельности в определённый результат. До тех пор, пока цели не реализована в конкретной жизнедеятельности людей, она останется только возможностью, целью-мечтой, далеко от объективной действительности.

Доклад Н.А. Бердяева

“Судьба человека в современном мире”.

Сейчас история нашей страны, да и всего мира протекает под знаком нестабильности, шаткости мира. В такой ситуации человек теряется, его жизнь которую он строил годами, рушится, а идеалы меняются, меняются и цели и сам смысл жизни. Как известно история иногда повторяется, о чём свидетельствует Доклад Бердяева, зачитанный на Съезде лидеров Мировой Христианской Федерации в 1931г.

Рекомендуем скачать другие рефераты по теме: конспект урока культура, налоги в россии, решебник по химии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: