Социализация как фактор развития личности - ABCD42.RU

Социализация как фактор развития личности

Социализация как фактор развития личности

Вы будете перенаправлены на Автор24

Социализация: сущность и этапы

Под социализацией личности принято понимать процесс вхождения индивида в социальную структуру. В результате такого вхождения происходят определенные преобразования и в самой личности, и в структуре всего общества. Являясь уникальной личностью, индивид может привнести что-то свое в развитие общества, но при этом в процессе социализации он обязан принимать социальные установки, ценности и нормы.

В современных условиях включение человека в социальную структуру является важным моментом, ведь благодаря этому процессу можно обеспечить единую целостность общества. Социализация позволяет человеку стать полноценным членом социума, преобразовывать социальную структуру, решать собственные проблемы и помогать другим в их разрешении. В результате социализации усваиваются нормы и ценности общества, образцы поведения и социальные правила. Это необходимо для успешного существования в любом обществе и для адаптации к отдельным характеристикам, которые отличают одни социальные группы от всех остальных.

Социализация не является разовым действом – личность социализируется на протяжении всей своей жизни. Это связано с тем, что окружающая человека реальность очень динамична, она постоянно меняется и трансформируется, что влечет за собой потребность в трансформации человеческой личности. Процесс социализации также предполагает привыкание человека к общественной среде и постепенное вхождение в нее. Различают несколько видов адаптации индивида:

  • биофизиологическая адаптация – привыкание к особым природным условиям. Человек адаптируется к климату, влажности воздуха и атмосфере, смене времен года. Кроме того, человек принимает изменения, которые происходят в его организме, учится активизировать некоторые психические процессы и регулировать их;
  • психологическая адаптация – привыкание личности к социальной среде, ее требованиям и особым условиям. Каждый человек играет в обществе свою роль, и в процессе адаптации и социализации он получает определенный социальный статус. Статус определяет положение индивида в социальной сфере, его правовые возможности и функциональную роль.

Готовые работы на аналогичную тему

Как уже было отмечено ранее, социализация происходит в несколько этапов, и в течении всей жизни она непрерывна. Процесс социализации состоит из нескольких этапов:

  1. освоение социальных норм и ценностей, которые уже приняты в обществе и меняется, но только в соответствии с требованиями и мировыми тенденциями;
  2. стремление личности к тому, чтобы самоактуализироваться, оказывать влияние на других членов общества;
  3. внедрение индивида в конкретную социальную группу, где он может полностью реализовать свой внутренний потенциал, свойства и возможности.

Процессы должны протекать последовательно, это является главным условием для благополучного завершения социализации. Также социализация личности реализуется в несколько фаз: первичная, которая протекает с рождения до полного становления личности; вторичная, когда уже зрелая и сформировавшаяся личность перестраивается под условия социума.

Если социум не готов принять личность, то у индивида на выбор есть несколько сценариев развития событий. Первый вариант – сохранение собственного «Я», своей индивидуальности и игнорирование общественного мнения. Второй вариант – адаптация к требованиям, которые предъявляет общество. Этот вариант подходит тем, кто испытывает сильное желание стать членом общества и готов кардинально изменить себя, свои ориентации и принципы. Третий вариант – конформизм. В таком случае индивид внешне соглашается со всеми предъявляемыми общественными нормами и привыкает к ним, но внутренне все еще хочет быть особенным, не таким, как все остальные.

Факторы, влияющие на социализацию личности

На социализацию способны оказывать влияние многие факторы. Причем, от этапа к этапу эти факторы могут меняться. Исследователями сегодня выделено четыре группы факторов социализации, каждая из которых обладает своими характерными особенностями и свойствами.

Первая группа – микрофакторы. К ним относят категорию социальных параметров, обуславливающих жизненное устройство личности, ее местоположение, качество жизни и социально-экономическое устройство всего общества в целом. Сюда следует отнести малые социальные общности, которые играют важную роль в жизнедеятельности – семья, образовательные и воспитательные учреждения, религиозные организации.

Вторая группа – мезофакторы. Это параметры общественного устройства того сообщества, в котором индивид не просто проживает, но и реализуется как личность. Национальная принадлежность сюда добавлена, поскольку на определенном этапе развития личности она играет свою роль. Также к мезофакторам относят традиции и обычаи общества.

Третья группа – макрофакторы. В нее входят параметры социализации человеческой личности. Параметры связаны с тем, что индивид проживает в составе большой социальной общности. К ним относится государство, в котором проживает личность, его политический строй, культурные ценности.

Четвертая группа – индивидуальные факторы. Это показатели развития человеческой личности на конкретном возрастном этапе. От этих показателей зависит восприятие личностью общественной среды, возможности и способности адаптироваться под динамично меняющиеся условия.

Таким образом, процесс социализации играет значимую роль в развитии человеческой личности. Только социализировавшись, индивид может продемонстрировать свои уникальные индивидуальные способности, адаптироваться к условиям окружающей среды и быстро ориентироваться в изменениях, которые происходят по причине внутренних и внешних побуждений и воздействий. Личность, не прошедшая этапы социализации, может быть опасна для общества.

Социализация. Понятие, факторы и этапы социализации личности.

Понятие социализации.

Понятие социализации подразумевает под собой процесс усвоения человеком правил поведения, социальных норм, моральных ценностей, умений, навыков, знаний и психологических установок, которые дают ему возможность нормально взаимодействовать с остальными людьми. Если у животных все отношения обусловлены биологическими мотивами, то у человека как биосоциального существа немаловажен процесс развития социальных навыков. Люди постоянно рождаются и умирают, и процесс обновления общества идет постоянно. Новые члены общества изначально не знают ни норм, ни правил поведения в нем. Вот тут и начинается процесс социализации.

Факторы социализации.

Факторы социализации – это механизмы, с помощью которых и происходит процесс социализации. Основных факторов, выделенных социальным педагогом А.В. Мудриком, три:

  1. Макрофакторы – глобальные механизмы, влияющие на социальное развитие личности (планета, космос, государство, страна, общество, правительство).
  2. Мезофакторы – условия, влияющие на социализацию, в основном, по территориальному или этническому признаку (место и тип поселения, регион, поселок, город, народ, этническая принадлежность).
  3. Микрофакторы – факторы, оказывающие непосредственное влияние на социализацию человека (семья, сверстники, школа, место учебы и работы).

В каждом факторе есть действующий элемент, благодаря которому и происходит социализация. Например, в семье – это родители, братья, сестры, в школе – учителя, одноклассники. Эти элементы называются агентами социализации.

Виды и этапы социализации.

Виды социализации, как правило, классифицируются по временному периоду, поэтому их называют этапами социализации.

  1. Первичная социализация. Период от рождения до формирования взрослого человека. Этот этап очень важен для социализации ребенка. Первые знания об обществе он получает обычно от родителей.
  2. Вторичная социализация (или ресоциализация). Процесс замещения ранее сложившихся методов поведения на новые, характерные для взрослого человека. Вторичный этап часто означает разрыв старых шаблонов, и усвоение новых. Помните, как в университете вам говорили: «Забудьте все, что вы учили в школе»? Вторичный этап длится всю жизнь человека.

Остальные виды социализации:

  1. Групповая социализация. Социализация внутри какой-то конкретной социальной группы. То есть, в какой среде ребенок больше проводит времени (родители, учителя или друзья), правила и нормы той среды он и усваивает в первую очередь.
  2. Гендерная социализация. Социализация по половому признаку. Мальчики усваивают то, как должны себя вести мальчики, а девочки, соответственно, учатся быть девочками.
  3. Организационная социализация. Процесс социализации во время трудовой деятельности (как вести себя с коллегами, начальством, подчиненными, как относится к труду, хорошо ли опаздывать на работу и т.д.).
  4. Досрочная социализация. Вид социализации, который представляет из себя своеобразную репетицию будущей деятельности, приступать к которой еще рано (игра девочек в дочки-матери).
Читайте также  Оценка стоимости машин и оборудования 2

Основными институтами социализации являются:

  • семья;
  • сверстники;
  • образовательные учреждения;
  • религия;
  • правовая система;
  • средства массовой информации.

В социологии существует также такое понятие, как десоциализация. Десоциализация – это утрата человеком какого-либо социального опыта. Десоциализация может быть в виде легкой социальной дезориентации вследствие стресса, либо сильной десоциализацией по причине попадания в экстремальные ситуации (война, концентрационный лагерь, тюрьма, форс-мажорные обстоятельства по вине стихийных бедствий). Таким уровнем десоциализации уже занимаются не психологи, а психиатры.

Социализация как фактор становления и развития личности

Семинар 1

Вопросы для повторения и закрепления материала

1. Что изучает педагогика?

2. Что такое развитие личности?

3. Что такое образование? Что такое воспитание? Что означает обучение?

5. Определите роль образования в развитии общества.

11. Раскройте понимание личности.

12. Как соотносятся такие категории: «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», «субъект», «субъектность»?

13. Проанализируйте факторы формирования и развития личности.

14. В чем состоит суть социализации личности, и под воздействием каких обстоятельств она происходит?

15. Как соотносятся понятия «социализация», «формирование» и «развитие личности»?

16. Что такое самовоспитание личности.?

17. Что, по вашему мнению, выступает мерой социальной значимости личности?

Факторы развития личности

1. Ведущую роль в формировании личности играют социальные факторы (обстоятельства), к числу которых относятся:

— макросоциосреда (государственное устройство, уровень развития общества и его возможности для обеспечения жизни и деятельности людей, особенности воздействия на них СМИ, пропаганды, агитации; социально-политическая, этническая, религиозная обстановка в обществе; место, вес и роль страны в системе международных связей и отношений и т. д.);

микросоциосреда — среда непосредственного контактного взаимодействия человека (семья, дружеская компания, класс, студенческая группа, трудовой коллектив, др. ситуативные и относительно длительные взаимосвязи человека с социальной средой);

— воспитание — специально организованный процесс формирования и развития человека, прежде всего, его духовной сферы. По направленности воздействия выделяют следующие направления воспитания: семейное, дошкольное, школьное, вузовское, трудовое, нравственное, эстетическое, политическое, правовое, экологическое, профессиональное, физическое и др.;

— деятельность — игровая, учебная, трудовая, профессиональная, научная.

В процессе деятельности человек овладевает социальным опытом, развивает свой творческий и физический потенциал, волю, характер, способы поведения;

— социальное взаимодействие во всем многообразии его разновидностей, и, прежде всего, общение с другими людьми;

— на психическое (и биологическое) развитие человека оказывают влияние и искусственная среда его обитания: современная техника, технологии ее производства и эксплуатации, использования, побочные продукты современных производств, та информационно-техническая среда, которая создается современными радио-, теле- и другими техническими устройствами.

Характер и степень такого воздействия на человека изучены недостаточно.

2. Наряду с социальными факторами большую роль в формировании и развитии личности играет биологический фактор:

— физиологические особенности человека;

— состояние организма в целом.

Связи между психическим развитием человека и состоянием его организма неоднозначны. В определенных условиях воспитания и соответствующей активизации мотивационной сферы человека он может компенсировать те или иные недостатки в развитии и строении организма воспитанием воли, развитием интеллекта, физических качеств, самооценки, ценностей и других личностных образований.

3. Психическое развитие человека зависит также и от природных факторов: климатических, географических, геофизических, космических и др. условий жизни и деятельности человека.

4. Особую роль в своем формировании и развитии играет сама личность как одно из условий проявления внешних и внутренних воздействий. Чем более развиты у личности ее система ценностей, потребности, интересы, цели, уровень и характер самооценки, умения, навыки, установки, тем более заметную роль она играет в коррекции влияния на нее.

В результате воздействия совокупности этих факторов происходит социализация личности, формируется и развивается ее субъектность.

Содержание и соотношение понятий: человек, индивид, личность, индивидуальность

Проблема личности — одна из центральных в психологии. Ведущей она является и для других наук: философии, педагогики, юриспруденции, социологии, медицины, экономики. Педагогику личность интересует как объект и субъект педагогического процесса, обучения, воспитания и развития.

Понимание личности тесно связано с осмыслением таких категорий, как человек, индивид, индивидуальность, субъект, субъектность.

Человек — понятие видовое и включает в себя две взаимосвязанные системы: биологическую и психическую (духовную). В своем физиологическом и психическом развитии человек проходит несколько стадий: младенчество, детство, отрочество, юность, взрослость, старость.

Индивид — это отдельный, конкретно взятый человек.

Индивидуальность обычно рассматривается как совокупность физиологических и психических особенностей конкретного человека, характеризующих его своеобразие.

Субъект — человек в совокупности таких психических характеристик, которые позволяют ему осуществлять целеполагание и соответствующие целям действия, поступки, деятельность и поведение в целом.

Субъектность — способность человека к тому или иному целеполаганию и активности. Эти цели могут быть ситуативными, в интересах решения задач текущих дел и более отдаленного характера: на тот или иной отрезок жизни либо на всю жизнь.

Чем более отдаленные цели, социально значимые и адекватные своим возможностям, человек ставит и осуществляет действия по их достижению, тем более развита и социальна, социализирована личность, тем выше уровень ее субъектности.

Личность в отечественной психологии понимают как сложное, системное, многоуровневое, прижизненно сложившееся и сформировавшееся психическое образование человека, в котором он выступает не только как объект, но и как сознательный субъект познания и активного преобразования действительности.

Самосознание — высший уровень развития сознания человека, основа формирования его умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях, оценках, отношениях, действиях и поступках.

Личность развивается по мере того, как у человека формируются и развиваются сознание, осознание и понимание смысла окружающей его действительности, себя в реальном мире, смысла своего существования. Человек не рождается личностью, он ею становится впроцессе взаимодействия с социальной и природной средой, с материальными и духовными обстоятельствами его жизни и деятельности. В процессе этого взаимодействия человек формируется, раскрывается и проявляет себя как личность.

Социализация как фактор становления и развития личности

Социализация личности — процесс овладения человеком социальными нормами, правилами, функциями, ценностями, общественным опытом в целом. Социализация — непрерывный процесс становления и развития личности через освоение человеком материальной и духовной культуры, социальных и личностных отношений, характерных для конкретных условий его жизни и деятельности. В процессе социализации у личности возникают отношения к социальным фактам и в целом к окружающему миру, избирательность в восприятии и оценке фактов и событий, т.е. складывается субъектность: человек начинаетизбирательно и целенаправленно взаимодействовать со средой, проявлять себя, свой духовный и физический потенциал. В процессе социализации, овладевая социальным опытом, человек начинает понимать смысл окружающего его мира, происходит осознание себя в нем: складываются системы смысловых образований личности.

Система ценностных образований личности — более сложные по сравнению со смысловыми конструктами психические структуры. В них наряду с пониманием смысла среды жизнедеятельности человека содержатся и его отношения, оценочные суждения. При этом, внешние события, обстоятельства могут иметь для человека как позитивное, так и негативное значение, как положительный, так и отрицательный личностный смысл. Профессиональное становление личности невозможно без формирования разносторонней системы смысловых и ценностных образований, и, прежде всего, связанных с профессиональной и близкими с ней сферами жизнедеятельности.

Социализация, становление и развитие личности специалиста включает три взаимосвязанных процесса:

1) общую социализацию как становление личности гражданина: усвоение и овладение человеком системой общественных норм, ценностей нравственного, этического, правового и другого содержательного характера;

2) профессионально-ролевую социализацию личности как овладение человеком профессиональными ролевыми функциями, ценностями, нормами, отношениями и т.п.;

3) профессионализацию как степень овладения человеком профессиональной деятельностью, специальностью, профессиональным мастерством.

Профессионально-ролевая социализация и профессионализация личности составляют профессиональную социализацию личности.

Читайте также  Онкологические заболевания: причины и последствия

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 839 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Важность и необходимость процесса социализации личности

Нормальная жизнедеятельность человека напрямую связана с его нахождением в обществе. Доказано, что именно при наличии общения с людьми человек ощущает себя полноценным, важным, нужным, он не страдает от одиночества и невозможности проявления своих способностей, эмоций. Процесс социализации личности предполагает интеграцию человека в социальную систему путем приобретения им навыков и знаний о нормах и правилах поведения и взаимодействия в обществе. Проходя это, человек развивается, у него формируется определенное мышление. В чем суть социализации личности, как она происходит? Эта статья даст вам возможность ознакомиться с данным вопросом.

Почему человеку нужен социум?

Прежде чем подробно рассматривать понятие социализации личности, необходимо осознать важность нахождения человека в обществе. Это легко рассмотреть на примере Робинзона Крузо. Герой популярной книги волей судьбы попадает на необитаемый остров и годами живет в полном одиночестве. Казалось бы, у него есть все необходимое для жизни. В тропическом климате не нужна теплая одежда, на потерпевшем крушение корабле находится много полезных вещей, на острове легко добыть пропитание. Можно считать, что Робинзону повезло, по сравнению с его утонувшими товарищами. Однако спустя некоторое время он начинает испытывать мучительную тоску, у него появляется желание вернуться к людям. Оказалось, что свобода – это прекрасно, но без общения на необитаемом острове тяжело.

Заглядывая в историю человеческой цивилизации, мы видим, что люди добиваются успехов и преодолевают трудности только сообща. В каменном веке изгнание из рода или племени считалось самым страшным наказанием, ведь человек оставался один, ему было сложно выживать, и он был практически обречен на погибель. Даже если человек обладает внушительной физической силой и могущественным умом, он не может сделать так много, как группа людей. Ему не на кого положиться, он не может посоветоваться, попросить помощи. Если речь идет о ярко выраженной натуре лидера, то у личности есть потребность контролировать, раздавать указания. Поэтому без общества не выживает и лидер. Вне социума появляется чувство одиночества, оно угнетает, приводит к депрессии, которая может принимать очень тяжелые формы.

Вернемся к Робинзону. Чтобы не сойти с ума окончательно от одиночества и тоски, он разговаривал с животными, регулярно вел дневник, календарь. Но все это не заменяло в полной мере общение с людьми. Он все равно испытывал тоску и чувствовал себя одиноким, неполноценным.

Даже самый гордый и независимый человек периодически нуждается в помощи. Кроме того, сущность человека такова, что необходимо ставить какие-то цели, решать задачи. А какой толк в достижении целей, если это никто не увидит и не оценит? Получается, что все старания были тщетны. Конечно, человек получает удовлетворение от того, что он достиг желаемого. Но это должен увидеть и оценить еще кто-то. Так устроена психика. Этим и объясняется необходимость нахождения человека в обществе.

Основы и этапы социализации личности

Процесс социализации – это формирование личности, которое проходит в несколько этапов:

  1. На первом этапе в стремлении соответствовать обществу человек усваивает ценности и нормы социальной среды.
  2. Далее происходит самоактуализация и персонализация – человек старается показать себя, каким-либо образом воздействовать на других членов общества.
  3. На третьем этапе происходит окончательная интеграция в социальную группу, и человек может показать все свои способности, занять определенное место в обществе, быть полезным и нужным, выполнять возложенные на него функции.

Известный психолог и психоаналитик Эрик Эриксон связывал процесс социализации личности с периодами взросления:

  1. С момента рождения и до полутора лет формируется базовое доверие к миру, динамика которого зависит от матери. Если мать уделяет ребенку мало времени, его психологическое развитие замедляется.
  2. В раннем детстве (от 1,5 до 4 лет) формируется независимость и автономность. Ребенок учится ходить, приобретает базовые навыки при помощи родителей.
  3. В возрасте от 4 до 6 лет ребенок становится предприимчивым, инициативным, он играет, занимается творчеством. Благодаря этому у него развивается память, логика, он учится взаимодействовать с людьми. Социализация через игру – важный этап, исключение которого приведет к пассивности и неуверенности в себе.
  4. С 6 до 11 лет ребенок социализируется не только при участии родителей, но и школы. В этот период приобретаются нормы поведения, социальный опыт общения со сверстниками. На дальнейшее развитие личности очень влияет поддержка родителей. Если у ребенка нет особых успехов в учебе, не следует упрекать и ругать его. Ему нужно помогать, хвалить его даже за незначительные победы. Ведь не все могут быть отличниками. И если ребенок не преуспевает так, как хотелось бы родителям, он в этом не виноват. Упреки, скандалы и наказания не приведут к улучшениям, а лишь снизят интерес к учебе, будут способствовать развитию неуверенности и чувства неполноценности.
  5. В период отрочества (11-20 лет) человек особенно обращает внимание на то, как он выглядит в глазах окружающих. Подростку необходимо найти себя, определить свое место в обществе и профессиональное предназначение.
  6. В юности (21-25 лет) начинаются поиски спутника жизни, происходит активное взаимодействие в своей социальной группе.
  7. Зрелый человек в возрасте от 25 до 60 лет вкладывается в свое дело, у него развивается чувство идентичности. Ему особенно необходимо взаимодействовать с людьми и, конечно же, с детьми, которым он может передать часть своего жизненного опыта.
  8. Принято считать, что после 60 лет наступает старость. В этот период человек переосмысливает свою жизнь, размышляет о прожитых годах. Осознание того, что жизнь подходит к завершению, нередко приводит к частичному или полному отстранению от общества.

Так, с рождения до глубокой старости, под воздействием различных факторов формируется личность, происходит социализация и развитие индивида в обществе.

Основные и дополнительные типы социализации личности

В психологии принято выделять основные и дополнительные типы социализации. То, что описал психолог Эрик Эриксон с момента рождения до зрелости, называют первичной социализацией. Это первый основной тип, который исключительно важен, так как создает фундамент для дальнейшего развития личности в обществе. Семья, друзья, школа – все это является важнейшими источниками формирования мировоззрения, получения знаний о поведении в социуме, необходимости общения и взаимодействия с другими людьми.

Второй основной тип заключается в перерождении человека в социальном плане. Данный процесс протекает в течение всей жизни. Периодически человек задумывается о смене своего положения, избавляется от старых моделей поведения и установок, приобретает новые.

Дополнительные типы социализации личности определяются под воздействием многих аспектов, в разных жизненных ситуациях. Например, когда человек входит в определенную группу, например, компанию друзей, говорят о групповой социализации. Гендерный тип наблюдается при усвоении навыков и манер поведения, характерных для мужского и женского пола. Организационный тип проявляется в профессиональной среде, например, при ознакомлении с корпоративными правилами и нормами поведения в коллективе.

Тема социализации личности очень широка, и в рамках одной статьи довольно сложно осветить все важные моменты. Более глубокое самостоятельное изучение этого вопроса поможет оценить свой уровень социализации, определить возможные проблемы и ошибки при взаимодействии с обществом и изменить что-то к лучшему. В этом плане полезными будут и обучающие продукты Викиум. Например, обратите внимание на курс «Эффективное общение. Онлайн-интенсив». Он научит понимать мотивы поведения людей и строить общение так, чтобы в социуме чувствовать себя комфортно и уверенно.

Факторы социализации и формирования личности. Социализация, как уже отмечалось, осуществляется в различ­ных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия мно­жества обстоятельств

Социализация, как уже отмечалось, осуществляется в различ­ных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия мно­жества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоя­тельств на человека требует от него определенного поведения и активности. Факторами социализации и называют такие обстоя­тельства, при которых создаются условия для протекания процес­сов социализации. Как много обстоятельств, вариантов их соче­тания, так много и факторов (условий) социализации. А.В.Мудрик выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы:

Читайте также  Оппортунистические инфекции и опухоли

макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государ­ство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах;

мезофакторы (мезо — «средний, промежуточный») — условия социализации больших групп людей, выделяемых по националь­ному признаку (этнос как фактор социализации); по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, город, поселок);

по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.);

микрофакторы — к ним относятся те, которые оказывают не­посредственное влияние на конкретных людей — семью, группу сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществля­ется социальное воспитание, — учебные, профессиональные, об­щественные и др.

Микрофакторы, как отмечают социологи, оказывают влияние на развитие человека через так называемых агентов социализа­ции, т.е. лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. На различных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе, учебе и службе в армии. В зрелом возрасте добавляются собственные дети, а в пожилом — и члены их семей.

Социализация осуществляется с помощью широкого набора средств, специфичных для определенного общества, социально­го слоя, возраста человека. К ним можно отнести, например, способы вскармливания младенца и ухода за ним; методы поощ­рения и наказания в семье, в группах сверстников, в учебных и профессиональных группах; разнообразные виды и типы отноше­ний в основных сферах жизнедеятельности человека (общение, игра, спорт) и др.

Чем лучше организованы социальные группы, тем больше воз­можностей оказать социализирующее влияние на личность. Од­нако социальные группы неравнозначны по своей возможности оказать воздействие на личность в различные этапы ее онтогене­тического развития. Так, в раннем и дошкольном возрасте наи­большее влияние оказывает семья. В подростковом и юношеском возрасте увеличивается и оказывается наиболее действенным влияние групп сверстников, в зрелом же возрасте на первое ме­сто по значимости выходят сословие, трудовой или профессио­нальный коллектив, отдельные личности. Есть факторы социали­зации, ценность которых сохраняется на протяжении всей жиз­ни человека. Это нация, ментальность, этнос.

В последние годы все большее значение ученые придают мак­рофакторам социализации, в том числе и природно-географическим условиям, поскольку установлено, что они как прямым, так и опосредованным способом оказывают влияние на становление личности. Знание макрофакторов социализации позволяет понять специфику проявления общих законов развития индивида как представителя Homo sapiens.

Факторы социализации — это развивающая среда, которая должна быть спроектирована, хорошо организована и даже по­строена. Основным требованием к развивающей среде является создание атмосферы, в которой будут господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста.

Факторы социализации являются одновременно и средовыми факторами формирования личности. Однако в отличие от социа­лизации факторы формирования личности дополняются еще био­логическим фактором. Отдельные исследователи (бихевиористы) отводят ему первостепенную роль, считая, что среда, обучение и воспитание являются лишь условиями для саморазвития, прояв­ления природно обусловленных психических особенностей. В подтверждение своих выводов они ссылаются на данные сравни­тельного изучения развития близнецов.

Действительно, влияние биологического фактора на формиро­вание личности игнорировать нельзя уже потому, что человек — это живой организм, жизнь которого подчинена как общим за­конам биологии, так и специальным законам анатомии и физио­логии. Но по наследству передаются не качества личности, а оп­ределенные задатки. Задатки — природная расположенность к той или иной деятельности. Различают задатки двух видов, общече­ловеческие (строение мозга, центральной нервной системы, ре­цепторы) и индивидуальные различия природных данных (осо­бенности типа нервной системы, анализаторов и т.п.).

Большинство отечественных педагогов не отрицают влияния биологического фактора на формирование личности, но и не отводят ему решающей роли, как это делают бихевиористы. Ра­зовьются ли задатки, станут ли они способностями — это зави­сит от социальных условий, обучения и воспитания, т.е. влияние наследственности всегда опосредуется обучением, воспитанием и социальными условиями. Природными особенностями обуслов­ливаются пути и способы формирования психических свойств.

Они могут влиять на уровень, высоту достижений человека в ка­кой-либо области. При этом их воздействие на личность не пря­мое, а косвенное.

Д.Локк (1632- 1704) — англий­ский философ, политик и педагог. Разработал эмпирическую теорию познания. В педагогике исходил из решающего влияния среды на воспитание.

В то же время нельзя переоценивать и роль социальных фак­торов формирования личности. Еще Аристотель писал, что душа есть «неисписанная книга при­роды, опыт наносит на ее стра­ницы свои письмена». Д.Локк считал, что человек рождается с душой чистой, как доска, по­крытая воском. Воспитание пишет на этой доске (tabula raza), что ему заблагорассудится. Социальная среда понимается в этом случае метафизически, как что-то неизменное, фатально предопределяющее судьбу человека, а человек рассматривается как пассивный объект влияния среды.

Переоценка роли (Гельвеций, Дидро, Оуэн) привела к заклю­чению: чтобы изменить человека, надо изменить среду. Но сре­да — это прежде всего люди, поэтому получается замкнутый круг. Чтобы изменить среду, надо изменить людей. Однако человек не пассивный продукт среды, он тоже влияет на нее. Изменяя сре­ду, он тем самым изменяет самого себя.

Признание деятельности личности ведущим фактором ее фор­мирования ставит вопрос о целенаправленной активности, само­развитии личности, т.е. непрерывной работе над собой, над соб­ственным духовным ростом. Саморазвитие обеспечивает возмож­ность последовательного усложнения задач и содержания обра­зования, реализации возрастного и индивидуального подхода, формирования творческой индивидуальности школьника и в то же время осуществления коллективного воспитания и стимули­рования самоуправления личностью своим дальнейшим развитием.

Характер развития каждой личности, широта, глубина этого раз­вития при одинаковых условиях обучения и воспитания зависят главным образом от ее собственных усилий, от той энергии и ра­ботоспособности, которые она проявляет в различных видах деятель­ности, разумеется, с соответствующей поправкой на природные за­датки. Именно этим во многих случаях объясняются те различия в развитии отдельных людей, в том числе и школьников, которые живут и воспитываются в одних и тех же средовых условиях и ис­пытывают примерно одни и те же воспитательные воздействия.

Отечественная педагогика исходит из признания того, что сво­бодное и гармоничное развитие личности возможно в условиях коллективной деятельности. Нельзя не согласиться с тем, что при определенных условиях коллектив нивелирует личность. Однако индивидуальность может быть развита и может найти свое прояв­ление только в коллективе. Организация различных форм коллек­тивной деятельности (учебно-познавательной, трудовой, художест­венно-эстетической и др.) способствует проявлению творческого потенциала личности. Незаменима роль коллектива в формирова­нии идейно-нравственной ориентации личности, ее социальной гражданской позиции. В коллективе в условиях сопереживания, осознания личностной сопричастности совместной деятельности осуществляется эмоциональное развитие. Коллектив с его обще­ственным мнением, традициями, обычаями незаменим как фактор формирования обобщенного положительного опыта, также соци­ально значимых умений и навыков общественного поведения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: