Социальная инфраструктура региона: сущность, особенности функционирования и регулирования - ABCD42.RU

Социальная инфраструктура региона: сущность, особенности функционирования и регулирования

Социальная инфраструктура муниципального образования: понятие и сущность

Три функционально-целевых блока социальной инфраструктуры: общественно-политическая и интеллектуально-культурная деятельность, восстановление и сохранение физического здоровья, коммунально-бытовое обслуживание. Целевые функции социальной инфраструктуры. Основные функции инфраструктуры муниципального уровня: обеспечение и удовлетворение инфраструктурных потребностей населения муниципальных образований, удовлетворение потребностей I уровня, обеспечение инфраструктурной целостности муниципального образования. Специфика финансирования объектов социальной инфраструктуры. Прогнозирование развития социальной инфраструктуры.

Социальная инфраструктура — это совокупность отраслей и видов деятельности, способствующих комплексному воспроизводим-, человека в процессе реализации его личных и общественны-потребностей посредством предоставления различного рода услуг.

Существуют различные подходы к вопросу внутреннего строения и классификации составляющих социальной инфраструктуры. Один из подходов к составу социальна инфраструктуры рассматривает три функционально-целевых блока:

1. Общественно-политическая и интеллектуально-культурная деятельность (образование, наука, культуре, искусство, деятельность в области массовой информации, общественных организаций, обществ, ассоциаций, объединений);

2. Восстановление и сохранение физического здоровья (здравоохранение, физическая культура и спорт, социальное обеспечение, туризм, охрана и совершенствование окружающей среды);

3. Коммунально-бытовое обслуживание (жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, торговля и общественное питание, пассажирский транспорт, связь по обслуживанию населения).

Социальная инфраструктура объединяет в своем составе: жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование, культуру и искусство, физкультуру и спорт, торговлю и общественное питание, бытовые услуги. Целесообразное разделение функций по управлению ими между органами власти различных уровней определяется главным критерием функционирования социальной сферы — улучшением условий жизни населения.

Развитие и эффективное функционирование объектов, входящих и социальную инфраструктуру, их доступность населению — важное условие повышения уровня и качества жизни основной массы населения страны.

На муниципальном уровне услуги социальной сферы доводятся непосредственно до потребителя. На федеральном уровне и на уровне субъектов федерации создаются условия для такого доведения. На федеральном уровне должны быть определены роль и приоритеты федеральной власти в обеспечении жильем и услугами всех этих отраслей. Воплощением их должны стать федеральная концепция развития отраслей социальной сферы и гарантируемые государством минимальные социальные стандарты, реализуемые на уровне муниципальных образований как часть стратегии комплексного развития территории.

Функции социальной инфраструктуры определяются и подчинены целям социального и экономического развития общества: достижению социальной однородности общества и всестороннему гармоничному развитию личности. К наиболее значимым целевым функциям социальной инфраструктуры можно отнести:

• Создание условий для формирования прогрессивных тенденций в демографических процессах;

• Воспроизводство рабочей силы, качественно отвечают!’II потребностям и уровню развития производства;

• Эффективное использование трудовых ресурсов;

• Обеспечение оптимальных жилищно-коммунальных и бытовых условий жизни населения;

• Улучшение и сохранение физического здоровья населения;

• Рациональное использование свободного времени людей.

Основной целью функционирования объектов социальной инфраструктуры является полное и всесторонне развитие человвЯ путем удовлетворения его бытовых, духовных и культурных потребностей.

Развитие отраслей социальной инфраструктуры учитывая основные задачи социальной политики, направленной на улучшений качества жизни населения, повышение уровня его благосостоянии и долголетия, формирование и воспроизводство здорового, творчески активного поколения. Это прежде всего решение жилищнЯ проблемы, ликвидация коммунального заселения, удовлетворен иг растущих потребностей населения в качественном жилье; повышен™ уровня и качества развития социальной инфраструктуры, создаЯЯ культурной сферы жизнедеятельности человека; улучшение экологических условий жизни и труда; повышен п. профессионального уровня работников как базы увеличении производительности труда и роста объемов товаров и услуг; создаЯЯ гарантий социальной защищенности всех групп населения, в том числе молодежи и пенсионеров; удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах при повышении уровня платежеспособности населения.

Основные функции инфраструктуры муниципального образования заключаются в:

• обеспечении и максимально возможном удовлетворении инфраструктурных потребностей населения муниципальных образований;

• обеспечении инфраструктурной целостности муниципальном! образования.

Социальная инфраструктура, как одно из проявлении общественной жизни, имеет двойственный характер: с одной стороны, социальная инфраструктура — это материальная база для реализации социальной политики, материально-вещественные элементы, 60S которых социальная политика не может осуществляться, с другой

Стороны, развитие и совершенствование социальной инфраструктуры (модернизация ее элементов и функций для наиболее полного удовлетворения социальных потребностей населения) является одной ИЗ целей реализации социальной политики, осуществляемой государством. Совершенная, соответствующая определенному периоду развития общества, социальная инфраструктура — это материально-вещественный результат социальной политики, критерий её адекватной реализации.

Специфика финансирования объектов социальной инфраструктуры заключается в ее дифференциации на два типа:

— отрасли, работающие и развивающиеся за счет собственных
ресурсов и ориентированные на хозрасчет и получение прибыли как
основной цели своей деятельности. К ним относятся торговля,
предприятия общественного питания, бытовое обслуживание;

— отрасли, осуществляющие свою деятельность за счет
централизованных, территориальных и коллективных общественных
фондов потребления. Эти отрасли полностью или частично
ориентированы на бюджетные средства.

Решающее значение для совершенствования межбюджетных отношений и обеспечения государственной поддержки местных бюджетов имеет система государственных минимальных социальных стандартов, которая служит нормативной базой и инструментом для расчета бюджетной потребности и оценки фактического исполнения бюджетов различных уровней.

Характеристика социальной инфраструктуры является основной входной информацией, используемой для целей расчета бюджетной потребности. Основные составляющие характеристики — численность работающих, обучающихся, воспитанников, обслуживаемых, занимаемая площадь и уровень ее благоустройства. Характеристики формируются в разрезе отраслей, типов и видов учреждений отрасли, в разрезе территорий региона.

Прогнозирование развития социальной инфраструктуры должно опираться на анализ демографической ситуации на территории, процессов рождаемости и смертности, миграции населения, анализ структуры населения, поскольку основная цель социальной инфраструктуры — это удовлетворение потребностей населения.

  1. Социальная инфраструктура муниципального образования как

Социальная инфраструктура региона: сущность, особенности функционирования и регулирования

Диверсификация экономики, ее переориентация на несырьевые сектора предполагает неизбежное развитие инфраструктуры, в том числе и социальной. Однако в условиях ограниченности ресурсов регионам следует определить такое направление развития, которое, с одной стороны, позволит обеспечить эффективное реструктурирование, нацеленное на совершенствование различных сфер экономики при минимизации экологических рисков, а с другой – повысить качество жизни населения путем совершенствования условий деятельности человека в соответствующих областях жизни. В этой связи актуальным становится поиск концепции обоснования приоритетов территориального развития, способной реализовать указанные условия. Представляется, что ей может стать концепция конкурентоустойчивости региона, предложенная В.В. Печаткиным [8]. Цель исследования заключается в раскрытии сущности социальной инфраструктуры с позиции обеспечения конкурентоустойчивости территории.

Сущность социальной инфраструктуры в рамках концепции конкурентоустойчивости территории

Концепция конкурентоустойчивости территории предполагает ее исследование в двух аспектах: текущая и стратегическая. Текущая конкурентоустойчивость предполагает увеличение качественных и количественных показателей эффективности и результативности различных, в том числе и социальной, подсистем территории с сохранением тех конкурентных позиций, которые имеются к настоящему времени. Стратегическая конкурентоустойчивость – сохранение конкурентных позиций «за счет повышения эффективности и результативности использования имеющегося потенциала, с сохранением возможностей для развития будущих поколений» [8, с. 334]. Поскольку в рамках концепции результативность управленческой деятельности определяется приростом показателей, характеризующих качество жизни населения, развитие социальной инфраструктуры можно считать одним из элементов обеспечения конкурентоустойчивости территории: социальная инфраструктура призвана обеспечить благоприятные условия жизни населения, наиболее полно удовлетворить его потребности в разнообразных услугах. Исследование подходов к раскрытию сущности социальной инфраструктуры (СИ) позволило выделить и структурно охарактеризовать две группы: традиционные и новейшие (рисунок).

Подходы к раскрытию сущности социальной инфраструктуры

Традиционный подход включает отраслевое, территориальное, воспроизводственный направления. В рамках традиционных отраслевой подход предполагает исследование конкретных объектов социальной инфраструктуры с выделением особенностей их функционирования и реализуемых функций. Территориальный подход заключается в изучении экономического и правового положения объектов социальной инфраструктуры в зависимости от их принадлежности федеральному, региональному либо местному уровням.

Одной из первых работ, посвященной социальной инфраструктуре, стала работа Ж.Т. Тощенко «Социальная инфраструктура: сущность и пути развития». Автор представляет социальную инфраструктуру как совокупность общих, особых и специфических условий, которые обеспечивают рациональность организации жизни людей, среди прочего, на определенной территории [1]. По мнению Ж.Т. Тощенко, основу социальной инфраструктуры составляют материально-вещественные элементы, обеспечивающие условия деятельности человека в соответствующих областях жизни. Территориальную принадлежность услуг, предоставляемых объектами социальной сферы, подтверждает И.С. Лисин, говоря о том, что социальная инфраструктура в этом смысле выступает как специфическое региональное явление [5].

Воспроизводственный подход заключается в изучении социальной инфраструктуры как условия для воспроизводства человека, удовлетворения его потребностей в надлежащих условиях жизни. Функции социальной инфраструктуры тесно связаны с целями экономического и социального развития общества, к наиболее важным из которых относятся:

1) сохранение и улучшение здоровья населения;

2) обеспечение оптимальных жилищных и бытовых условий жизни населения;

3) эффективное использование трудовых ресурсов;

4) рациональное использование свободного времени населения [9].

Воспроизводственный подход воспринимается как базовый подход при изучении сущности социальной инфраструктуры в рамках концепции конкурентоустойчивости территории: воспроизводство человеческого капитала осуществляется в процессе удовлетворения социальных и духовных потребностей человека посредством осуществления социальных услуг в сферах здравоохранения, образования, культуры, науки и прочего. Социальная инфраструктура является основой формирования человеческого капитала, а инвестиции в человеческий капитал можно рассматривать не только с точки зрения вложения финансовых средств, но и с позиции накопления запасов и способностей в результате определенных процессов, развивающих человеческий капитал (укрепление здоровья, образования, повышения квалификации и прочего) [4]. Таким образом, можно сказать, что эффективное воспроизводство человеческого капитала в основном обеспечивают предприятия социальной инфраструктуры.

В развитие воспроизводственного подхода, по мнению Н.М. Логачевой, классификацию объектов социальной инфраструктуры следует осуществлять по типу удовлетворяемых потребностей:

1) инфраструктура обеспечения потребностей сохранения и развития личности (человеческих ресурсов региона) – это здравоохранение, физкультура и спорт, дошкольное и внешкольное воспитание, а также образование;

Читайте также  Пищевые цепочки в природе

2) инфраструктура организации сферы обитания (бытовой сферы) – это ЖКХ, розничная торговля, бытовое обслуживание и общественное питание;

3) инфраструктура обеспечения потребностей коммуникации – это информационные коммуникации, связь, пассажирский транспорт [6].

В обоснование данной классификации приводится тезис о том, что финансирование социальной политики до сих пор осуществляется по остаточному принципу, а успешность решения социальных проблем и развитие объектов социальной инфраструктуры ставится в зависимость от экономического роста, а не от реальной потребности. Кроме того, при подготовке различных программ развития территорий, задачи социального развития ставятся без четкого представления о влиянии состояния и качества социальной среды и инфраструктуры на социально-экономическое развитие страны.

В рамках концепции конкурентоустойчивости территории, базирующейся на положении о способности экономики территории обеспечивать устойчиво высокий уровень ее конкурентоспособности при сохранении максимально высокого современного качества жизни и при условии минимизации угроз для будущих поколений удовлетворять свои потребности, социальная инфраструктура в рамках воспроизводственного подхода становится ключевым инструментом реализации указанных условий. В современных условиях социальная инфраструктура приобретает не «массовый», а точечный (адресный) характер, в связи с чем обозначилось несколько новых подходов к раскрытию ее сущности, группа которых названа «новейшие»: гендерный, геронтологический, инвайроментальный предпринимательско-ориентированный, инновационный.

Гендерный и геронтологический подходы уточняют сущность воспроизводственного подхода в части реализации социальных услуг для мужчин и женщин, определенных категорий населения (в частности, пожилого населения). Выделение данной группы обусловлено тем, что в нашей стране инфраструктура для пожилых людей развита слабо, при этом в мире она становится все более востребованной и активно развивается.

В развитие данных подходов Р.Р. Галлямов раскрывает гендерные особенности занятости населения в отдельных сферах экономической деятельности, доступности к объектам социальной инфраструктуры [3].

Следует отметить, что гендерный и геронтологический подходы имеют бурное развитие в мировой практике. Так, например, Мировым банком в 2010 году разработаны и продолжают совершенствоваться подходы по обеспечению гендерного равенства в доступности к объектам социальной инфраструктуры [10].

Инвайроментальный подход заключается в преимущественном выделении тех отраслей социальной сферы, которые ориентированы на реализацию социальных потребностей населения с учетом минимизации вредного воздействия на окружающую среду.

Предпринимательско-ориентированный подход позволяет раскрыть сущность социальной инфраструктуры как объекта получения предпринимательской прибыли, как объекта инвестиционных вложений. Раскрываются те особенности социальной инфраструктуры, которые могут принести полезный экономический эффект.

Инновационный подход предполагает исследование сущности социальной инфраструктуры как объекта аккумуляции современных инновационных социально-ориентированных идей, проектов, решений. Основным здесь является разработка, реализация и распространение социальных инноваций. К инновационному методу следует отнести и подход (условно названный «виртуальный»), заключающийся в раскрытии сущности социальных услуг, оказываемых посредством сети Интернет (например, предоставление дистанционных медицинских консультаций).

Исследуя особенности социальной инфраструктуры на уровне региона, С.Н. Орлов, Н.М. Логачева, авторы приходят к выводу, что в процессе социально-экономического развития происходит эволюционное изменение потребностей населения, сложившихся в регионе условий, поэтому институциональная среда должна меняться, ориентируясь на эти процессы и оказывая положительное влияние на выбор направлений и возможностей развития социальной инфраструктуры субъектов [7]. Причем, по мнению Б.И. Бояринцева, И.И. Бикмухаметова, сегодня ярко выражены следующие тенденции в модернизации структуры социальной сферы:

1) значительные трансформации в структуре собственности объектов социальной сферы, что заключается в делегировании функции собственника широкому кругу хозяйственных субъектов;

2) увеличение и попытки всестороннего привлечения инвестиций в инфраструктуру предпринимательства;

3) формирование механизмов взаимодействия всех участников процесса развития инфраструктуры на принципах партнерства [2].

Выводы

В результате изучения сущности социальной инфраструктуры как научной категории следует сделать вывод о том, что существующие на сегодняшний день определения искомого понятия сводятся к тому, что это некий набор объектов в материально-вещественной форме, позволяющих удовлетворить определенные потребности населения. Различия, специфические особенности проявляются при исследовании объектов социальной инфраструктуры на федеральном (региональном, местном) уровнях; областях и отраслях социально-экономической жизни, а также поставленной проблематике исследования. Однако сущность новейших, современных подходов сводится к персонализации социальной инфраструктуры.

Исследование выполнено в рамках государственного задания ИСЭИ УНЦ РАН по теме «Формирование и реализация стратегических приоритетов территориальных социально-экономических систем в условиях глобальных вызовов» № договора 007-01963-17-00.

Значение социальной инфраструктуры для социально-экономического развития региона

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 04.10.2013 2013-10-04

Статья просмотрена: 10898 раз

Библиографическое описание:

Безуглая, Е. В. Значение социальной инфраструктуры для социально-экономического развития региона / Е. В. Безуглая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 10 (57). — С. 272-274. — URL: https://moluch.ru/archive/57/7953/ (дата обращения: 17.09.2021).

В статье рассмотрено значение социальной инфраструктуры для региональной экономики и страны в целом. Определены основные составляющие социальной инфраструктуры.

Ключевые слова: социальная инфраструктура, человеческие ресурсы, социальный капитал.

Инфраструктура представляется как совокупность социальных и экономических условий, обеспечивающих развитие как всего производственного процесса, так и определенного территориально-экономического образования [1–2].

Развитие социальной инфраструктуры оказывает прямое воздействие на экономические результаты деятельности человека. В системе факторов, влияющих на результативность производства, следует учитывать условия, определяемые социальной инфраструктурой. Институты социальной инфраструктуры создают предпосылки для расширенного воспроизводства рабочей силы, привлечения и закрепления квалифицированных специалистов [3–5].

В понимании социальной инфраструктуры существует, по меньшей мере, два концептуальных подхода. Представители «отраслевого» подхода рассматривают ее как совокупность отраслей, подотраслей, отдельных предприятий, организаций, учреждений, т. е. структурных элементов хозяйственной системы, создающих условия, необходимые для нормальной жизни населения, в первую очередь его трудоспособной части, и способствующих, тем самым, развитию производственной сферы. Представителей «деятельностного» подхода отличает понимание сущности социальной инфраструктуры как целостной системы элементов, направленной на формирование условий, необходимых для организации полноценного бытия человека в различных сферах и гармоничного развития личности. С точки зрения последнего, социальная инфраструктура представляет собой совокупность материально-вещественных элементов, создающих и обеспечивающих условия для пространственной и временной организации жизнедеятельности населения в контексте его потребностей, ценностных ориентаций, социальных, демографических и других особенностей. Социальная инфраструктура в этом случае рассматривается как совокупность материально-вещественных элементов, создающих условия для организации жизнедеятельности населения.

В некоторых источниках социальная инфраструктура определяется как комплекс объектов (предприятий, учреждений, организаций и сооружений), которые обеспечивают условия функционирования общественного производства и жизнедеятельности населения, формирование физически и интеллектуально развитого, общественно активного индивида.

Можно выделить главные признаки выделения социальной инфраструктуры в отдельную подсистему хозяйственного комплекса:

— общие условия процесса общественного воспроизводства (это ее функциональное назначение);

— сложное внутреннее строение — в ней различают части, звена, объекты.

Основа разделения социальной инфраструктуры на части и звенья — общее функциональное назначение составляющих в процессе общественного воспроизводства, т. е. направленность объектов на создание условий для удовлетворения определенного круга потребностей общества, населения, производства.

В самом общем виде социальную инфраструктуру разделяют на социально-бытовую и социально-культурную части. Социально-бытовая инфраструктура направлена на создание условий для воспроизводства человека как биологического существа (через бытовую среду), удовлетворения его потребностей в надлежащих условиях жизни. Социально-культурная инфраструктура способствует воспроизводству духовных, интеллектуальных (через культурно-образовательную среду) и в значительной степени физических свойств индивида, формированию его как экономически активной личности, которая отвечает определенным требованиям общества к качеству рабочей силы.

В составе социально-бытовой инфраструктуры различают следующие компоненты: жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, торговля и общественное питание, пассажирский транспорт и связь для обслуживания населения и т. д. Социально-культурная инфраструктура охватывает здравоохранение, рекреационное хозяйство, физическую культуру и спорт, социальное обеспечение, образование, культуру и искусство, культовые сооружения и т. д.

Социальная инфраструктура до недавнего времени выполняла второстепенную роль относительно базовых отраслей сферы материального производства. Возникновение элементов социальной инфраструктуры связано с развитием производительных сил и углублением общественного разделения труда, когда природные условия производственной деятельности дополнялись искусственно созданными, обусловленными необходимостью в подготовительно-заключительных процессах и организации оборота произведенного продукта.

Однако сегодня социальная инфраструктура превращается в наукоемкую сферу экономики, а ряд ее составляющих — инфраструктура торговли и ресторанного хозяйства, инфраструктура связи, телевидения и радио, информационная инфраструктура — по уровню технической оснащенности превышают уровень этого показателя в обрабатывающей промышленности. Одновременно можно сказать, что образовательно-духовная составляющая социальной инфраструктуры становится производителем знаний, которые затем распространяются на все сегменты экономики, открывая перед ней новые перспективы роста, повышения качества и эффективности. Образование выступает существенным фактором, который влияет на развитие национальной экономики, обеспечивает ее конкурентоспособность.

Особенно большое значение социальной инфраструктуры в накоплении нематериальных активов (человеческих, организационных, управленческих), которые значительно дополняя инвестиции в материальный капитал, играют роль стратегического ресурса социально-экономического прогресса и конкурентоспособности. Функционирования социальной инфраструктуры способствует активизации человеческого фактора, а на этой основе — повышению эффективности общественного производства. Практика свидетельствует, что в населенных пунктах, где хорошо развита социальная инфраструктура, текучесть кадров, как правило, ниже, чем в тех поселениях, где она отсутствует [3, 6–8]. Материалы исследований указывают, что наличие социальной инфраструктуры может свести до минимума влияние негативных факторов на социально-экономическое развитие в целом, а также на состояние миграционных процессов. Духовная инфраструктура, инфраструктура культуры, информационная инфраструктура, инфраструктура быта, торговли и ресторанного хозяйства способствует рациональному использованию свободного времени, обеспечивая экономию труда, способствует восстановлению работоспособности. Жилищно-коммунальная инфраструктура существенно способствует росту эффективности производства [6].

В связи с этим, по мнению зарубежных исследователей, региональная экономическая политика должна концентрироваться вокруг финансовой помощи социальной инфраструктуре. Значительная часть таких мероприятий является чрезвычайно капиталоемкой, обеспечивает окупаемость средств в течение длительного времени, поэтому доля государственного участия в инфраструктурных программах развитых стран мира традиционно высока. Например, именно развитие социальной инфраструктуры было определено важнейшей целью основного плана экономического и социального развития Японии на 1973–77 гг. Вопросы состояния и развития социальной инфраструктуры периодически рассматриваются на заседаниях Конгресса США. По данным слушаний 99-го Конгресса США (1986 г.), в состав социальной инфраструктуры относят дороги, мосты, порты, транспорт, искусственные водоемы и водные рекреационные системы, природоохранные объекты, парки, рекреационные объекты, школы, тюрьмы, объекты здравоохранения и психиатрической помощи, здания общественного назначения и правительственных учреждений.

Читайте также  Электроснабжение и электрообрудование насосной станции

Как экономическая категория, социальная инфраструктура отражает производственные отношения по поводу деятельности различных объектов, направленной на создание комплекса общих условий для обеспечения экономического роста и жизнедеятельности населения страны, то есть процесса общественного воспроизводства.

Возможности социальной инфраструктуры в создании этих условий зависят от мощности ее экономического потенциала, который определяется ее современным состоянием и динамичностью, имеющимися объемами резервов и ресурсов.

1. Коварда, В. В. Роль и значение транспортной инфраструктуры для социально-экономического развития Курской области [Текст] / В. В. Коварда, Е. В. Безуглая // Известия Юго-Западного государственного университета. — 2012. — № 2 (Ч. 1). — С.110–113.

2. Безуглая Е. В. Значение транспортной инфраструктуры в обеспечении устойчивого развития Курской области [Текст] / Е. В. Безуглая // Молодой ученый. — 2013. — № 9. — С. 152–154.

3. Коварда, В. В. Региональный агропромышленный комплекс: структура, ресурсное обеспечение и пути перехода к долгосрочному устойчивому развитию [Текст] / В. В. Коварда // Региональная экономика: теория и практика. — 2012. — № 29 (260). — С. 59–64.

4. Коварда В. В. Влияние инфраструктуры на развитие АПК России [Текст] / В. В. Коварда, Е. В. Безуглая // Молодой ученый. — 2013. — № 8. — С. 194–197.

5. Коварда, В. В. Реабилитация инвалидов как фактор реализации социальных функций государства и преодоления дефицита трудовых ресурсов: инфраструктурный аспект [Текст] / В. В. Коварда, Е. В. Безуглая // European social science journal (Европейский журнал социальных наук). — 2013. — № 2. — С. 285–290.

6. Коварда, В. В. Ресурсное обеспечение регионального развития (на примере центрального федерального округа) [Текст] / В. В. Коварда // Интеллект. Инновации. Инвестиции. № 4(2), 2011. — С. 50–55.

7. Минакова, И. В. Ресурсное обеспечение устойчивого развития России [Текст] / И. В. Минакова, В. В. Коварда // Интеллект. Инновации. Инвестиции. № 1, 2012. — С. 88–97.

8. Минакова, И. В. Проблемы ресурсного обеспечения экономического роста в регионах ЦФО [Текст] / И. В. Минакова, В. В. Коварда // Вестник ИНЖЭКОНА. Серия: Экономика. Т. 37. — № 2, 2010. — 57–61.

Социальная инфраструктура региона.

Социальная инфраструктура – комплекс объектов (предприятий, учреждений, организаций и сооружений), которые обеспечивают условия функционирования общественного производства и жизнедеятельности населения, формирование физически и интеллектуально развитого, общественно активного индивида.

Главный признак выделения социальной инфраструктуры в отдельную подсистему хозяйственного комплекса, что означает:

· общие условия процесса общественного воспроизводства, – это ее функциональное назначение;

· имеет сложное внутреннее строение – в ней различают части, звена, объекты.

Основа разделения социальной инфраструктуры на части и звенья – общее функциональное назначение составляющих в процессе общественного воспроизводства, т.е. направленность объектов на создание условий для удовлетворения определенного круга потребностей общества, населения, производства.

В самом общем виде социальную инфраструктуру разделяют на социально-бытовую и социально-культурную части. Социально-бытовая инфраструктура направлена на создание условий для воспроизводства человека как биологического существа (через бытовую среду), удовлетворения ее потребностей в надлежащих условиях жизни. Социально-культурная инфраструктура способствует воспроизводству духовных, интеллектуальных (через культурно-образовательную среду) и в значительной степени физических свойств индивида, формированию его как экономически активной личности, которая отвечает определенным требованиям общества к качеству рабочей силы.

В составе социально-бытовой инфраструктуры различают следующие компоненты: жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, торговля и общественное питание, пассажирский транспорт и связь для обслуживания населения и т.д. Социально-культурная инфраструктура охватывает здравоохранение, рекреационное хозяйство, физическую культуру и спорт, социальное обеспечение, образование, культуру и искусство, культовые сооружения и т.д.

Социальная инфраструктура играет второстепенную роль относительно базовых отраслей сферы материального производства. Возникновение элементов социальной инфраструктуры связано с развитием производительных сил и углублением общественного разделения труда, когда природные условия производственной деятельности дополнялись искусственно созданными, обусловленными необходимостью в подготовительно-заключительных процессах и организации оборота произведенного продукта.

Необходимое требование к созданию и функционированию социальной инфраструктуры – установление определенных минимальных сроков службы и проектной величины объектов (небольшие сооружения довольно часто неэффективны), а также минимальной концентрации инфраструктурных сооружений. Степень развитости социальной инфраструктуры – показатель особенностей конкретного хозяйства и важный фактор размещения промышленности.

Понятие социальной инфраструктуры в отечественной науке сформировалось на грани отраслей социально-экономических знаний из сферы нематериального производства. Первые основательные работы, посвященные исследованию социальной инфраструктуры, появились в 70-х гг. Сначала социальную инфраструктуру часто сводили к сфере услуг, признавая, что она является совокупностью отраслей с общим функциональным назначением, которое заключается в удовлетворении потребностей населения в услугах.

Как экономическая категория, социальная инфраструктура отражает производственные отношения по поводу деятельности различных объектов, направленной на создание комплекса общих условий для обеспечения экономического роста и жизнедеятельности населения страны, то есть процесса общественного воспроизводства.

Возможности социальной инфраструктуры в создании этих условий зависят от мощности ее экономического потенциала, который определяется ее современным состоянием и динамичностью, имеющимися объемами резервов и ресурсов.

Социальная инфраструктура – структурный элемент хозяйственного комплекса, составная его функциональной и территориальной структур. Исходя из понятия социальной инфраструктуры, которую образуют предприятия, учреждения, организации и сооружения, составляющие материально-вещественную основу социальных общественных процессов, финансовые, трудовые и природные ресурсы влияют на развитие социальной инфраструктуры, но не являются ее экономическим потенциалом.

Главный составляющий элемент экономического потенциала социальной инфраструктуры – основные фонды (здания и сооружения, коммуникации (дороги, линии связи и т.п.)), техническое оснащение зданий, сооружений и коммуникаций. Стоимость основных фондов социальной инфраструктуры составляет более трети стоимости основных фондов экономики.

Социальная инфраструктура является структурным элементом хозяйственного комплекса, составляющей его функциональной и территориальной структур. Функциональная структура отражает состав и соотношение групп объектов, выполняющих определенные функции в хозяйственном комплексе. Территориальная структура представлена различными формами пространственного сосредоточения объектов и их территориальных сочетаний (комплексов, центров и т.д.). Поскольку развитие социальной инфраструктуры, прежде всего, имеет территориальный аспект, создавая условия для обеспечения потребностей населения и производства на определенной территории, эта категория получила широкое распространение в региональной экономике.

Социальную инфраструктуру как комплекс обслуживающих отраслей трактуют с точки зрения макроэкономической модели всего хозяйственного комплекса. Исследование комплекса объектов и комплекса отраслей взаимосвязано, поскольку связи отраслей на упомянутом уровне отражаются во взаимосвязях объектов, входящих в конкретную территориальную систему. В пределах отраслей решаются кардинальные проблемы развития социальной инфраструктуры, в частности, повышение социально-экономической эффективности процессов предоставления услуг, без чего невозможно предложить оптимальную стратегию развития локализованных на определенной территории объектов.

Существует территориальная общность в размещении объектов социальной инфраструктуры и размещении населения. Система расселения непосредственно обусловливает территориальную организацию социальной инфраструктуры, которая локализуется в поселениях, где происходит жизнедеятельность людей, или является средством преодоления расстояний.

По распространенности отдельных элементов различают линейную (сеть железных дорог, автомобильных дорог, линии связи и т.п.) и точечную (отдельные объекты – школы, клубы, больницы и др.) формы социальной инфраструктуры. Как территориальная подсистема хозяйственного комплекса, тесно связанная с системой расселения, социальная инфраструктура является иерархическим образованием, которое разделяют на инфраструктуру:

· внутригосударственную или магистральную (единого хозяйственного комплекса);

· региональную (региональных хозяйственных комплексов – экономического района, экономической зоны, области, административного района, территориально-производственного комплекса, промышленного узла и т. п.);

· локальную (отдельных поселений сельского и городского типа).

Состояние социальной инфраструктуры определяет бытовую привлекательность поселений. Необоснованные региональные различия в жизненном уровне населения уменьшают социально-экономическую эффективность территориального разделения труда, замедляют развитие производительных сил регионов и страны в целом.

Размещение социальной инфраструктуры играет важную роль в пространственной организации общественного производства, в частности, в формировании территориально-производственных комплексов, создавая предпосылки для стабилизации трудовых ресурсов, расширения сферы приложения труда, регулирования миграционных процессов. Одна из главных требований к социальной инфраструктуре как территориальной подсистеме – абсолютная комплексность, то есть необходимость одновременного взаимосогласованного развития всех звеньев. Поскольку социальная инфраструктура создает условия для удовлетворения совокупных потребностей населения, территориальные различия касаются не состава, а масштабов и пространственной сосредоточенности на территории социальной инфраструктуры.

Эффективность социальной инфраструктуры определяется в социальных показателях развития общества и отражается в создании надлежащих условий жизнедеятельности человека и совершенствовании совокупной рабочей силы для роста производительности общественного труда и экономической эффективности производства.

Различают взаимосвязанные экономический и социальный аспекты эффективной территориальной организации социальной инфраструктуры. В экономическом аспекте рациональное расположение социальной инфраструктуры создает условия для эффективного использования всей совокупности ресурсов, которые являются базой социального развития в целом. В свою очередь, наиболее полный учет потребностей населения дает возможность улучшать обеспеченность культурно-бытовыми услугами, создавать максимально возможные при определенных экономических условий удобства в их получении, увеличивать фонд и улучшать структуру свободного времени. Удовлетворение определенных потребностей отдельных территорий требует различных по объему затрат, поэтому формирование региональных типов социальной инфраструктуры – актуальная задача ее реорганизации. В обобщенном виде критерием оптимальности размещения социальной инфраструктуры является, прежде всего, территориальная доступность объектов.

Все факторы, влияющие на размещение и развитие социальной инфраструктуры, в зависимости от происхождения и социально-экономического содержания объединяют в такие группы: экономические, демографические, социальные, градостроительные, природно-климатические и нетипичные (случайные или конъюнктурные) условия жизнедеятельности. Совокупность разнообразных факторов, которые предопределяют региональные различия социальной инфраструктуры, разделяют на такие, что непосредственно определяют создание сети объектов, и такие, которые определяют потребность в услугах социального назначения, то есть влияют косвенно, в частности через потребности людей и систему распределительных отношений. Ведущую роль в развитии социальной инфраструктуры играют факторы, которые освещают степень сформированности систем расселения и уровень развития материального производства.

Читайте также  Философско-этические школы Древней Греции

Организация социальной инфраструктуры должна соответствовать следующим критериям:

· сбалансированность определенной подсистемы регионального хозяйственного комплекса с другими структурными образованиями;

· поддержание территориальных и отраслевых пропорций между ее звеньями;

· комплексность на уровне региона и на уровне отдельного поселения в зависимости от количества и поло-возрастной структуры населения, особенностей системы расселения;

· иерархичность, то есть связь между составом объектов в поселении и его размером и административно-хозяйственным значением.

Уровень развития социальной инфраструктуры региона или страны, который характеризует материально-техническую базу, потенциал и внутренние резервы соответствующих отраслей, отражают в виде обобщенного показателя через применение определенной процедуры агрегации относительных величин. Его составляющими являются материально-техническое состояние, уровень обеспечения и использования населением объектов социальной инфраструктуры.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Социальная инфраструктура региона: сущность, особенности функционирования и регулирования (стр. 1 из 3)

СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА — совокупность отраслей и предприятий, функционально обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения. Сюда относятся: жилье, его строительство, объекты социально-культурного назначения, вся сфера жилищно-коммунального хозяйства, предприятия и организации систем здравоохранения, образования, дошкольного воспитания; предприятия и организации, связанные с отдыхом и досугом; розничная торговля, общественное питание, сфера услуг, спортивно-оздоровительные учреждения; пассажирский транспорт и связь по обслуживанию населения; система учреждений, оказывающих услуги правового и финансово-кредитного характера (юридические консультации, нотариальные конторы, сберегательные кассы, банки) и др.

Начиная с середины XX в. во всех странах с развитой рыночной экономикой резко ускорился процесс развития социальной инфраструктуры. Развертывание научно-технической революции, во-первых, потребовало резкого повышения качества рабочей силы за счет развития интеллекта, укрепления здоровья, изменения трудовых мотиваций, что стимулировало развитие различных сфер социальной инфраструктуры, во-вторых, была создана качественно новая в технико-технологическом плане материально-техническая база в отраслях и сферах социальной инфраструктуры, что обеспечивало высокую эффективность ее функционирования; в-третьих, развертывание научно-технической революции в отраслях материального производства сопровождалось значительным сокращением численности занятых, что создало возможность существенного перераспределения рабочей силы в сферу услуг, в т. ч. в отрасли социальной инфраструктуры.

Развитие и эффективное функционирование объектов, входящих в социальную инфраструктуру, их доступность населению — важное условие повышения уровня и качества жизни основной массы населения страны

(Лат. infra — под; structura — строение) — неотъемлемая часть материально-технич. базы об-ва, при помощи к-рой создаются общие условия для эффективного развития и функционирования обществ. производства. И. включает дороги, различн. виды связи, коммуникации, материально-технич. снабжение и т. д., представляя собой систему органического взаимодействия всех сфер обществ. производства, а также многочисленных подразделений внутри каждой из них. Термин И. появился в конце 40-х гг. и был заимствован из военного лексикона, где им обозначался комплекс вспомогательных сооружений, обеспечивающих действия вооруженных сил. В настоящее время он широко используется в экономич. географии, экономике (особенно при анализе проблем размещения производительных сил), в архитектуре, социологии. Это явилось отражением возросшего значения И. для эффективного функционирования соц. организма. И. подразделяется на виды — производственная и соц. (наряду с ними иногда выделяется институциональная); на подвиды (напр., в соц. можно выделить соц.-политич., соц.-культурную, соц.-бытовую и т. п.); по звеньям (напр., в соц.-культурной — инфраструктуру дошкольного, среднего и высшего образования, культпросвет-работы) и на объекты как линейного (дороги, связь), так и точечного характера (стадионы, школы, клубы). И. может рассматриваться также на уровне об-ва, региона, отрасли народного хозяйства, предприятия (объединения). Возможен анализ И. в рамках территориально-производственных комплексов, промышленных узлов, экономич. зон, производственных объединений территориально-рассредоточенного типа. Развитие и функционирование И. может быть проанализировано и с позиций удовлетворения потребностей населения. Есть такие элементы И., к-рые призваны обслуживать повседневную жизнь людей и набор к-рых по месту работы и жительства крайне необходим. Взаимозаменяемость таких элементов практически невозможна. Нельзя хорошей столовой заменить отсутствие учреждений здравоохранения или наличием клуба, дворца культуры оправдать отсутствие детских учреждений. Эти элементы И. должны существовать только в полном наборе и должны быть предназначены для рациональной организации повседневной жизни. Но есть в об-ве потребности, к-рые необходимы не всему населению и не во все периоды жизни человека. Удовлетворение этих потребностей связано с получением высшего образования, занятием туризмом, использованием пассажирского транспорта и т. д. Кроме того, часть элементов И. (напр., музеи, театры) не могут быть созданы на всех уровнях соц. организации об-ва. Применительно к ним стоит задача более равномерна го распределения по территории в зависимости от количества проживающего населения. Лит.: Денисов Н.А. Социальная инфраструктура

СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА РЕГИОНА: СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ

Одним из ключевых направлений государственного регулирования экономики является социальная инфраструктура региона и ее развитие. В России государство на разных уровнях предпринимает меры по стабилизации и улучшению положения в социальной инфраструктуре. Реализуются национальные проекты, направленные на существенное повышение качества жизни граждан. Однако, на сегодняшний день оценка результатов реализации приоритетных национальных проектов неоднозначна. Что является критерием необходимости вмешательства государства в социальную инфраструктуру? В каких областях, и в какой степени необходимо его вмешательство? Кроме того, как сущность, так и классификация социальной инфраструктуры в работах экономистов рассматривается по-разному. Необходимости анализа и учета данных параметров, влияющих на функционирование социальной инфраструктуры региона, посвящена данная статья.

Ключевые слова: социальная инфраструктура; отрасль; регион; ограничивающий фактор; особенности функционирования; регулирование; реформа.

Одним из ключевых направлений государственного регулирования экономики является социальная инфраструктура региона и ее развитие.

Как сущность, так и классификация социальной инфраструктуры в работах экономистов рассматривается по-разному.

Мы рассматриваем категорию социальной инфраструктуры в единстве формы и содержания, явления и сущности, общего и особенного.

По форме социальная инфраструктура предстает как совокупность предприятий различных форм собственности и различных отраслей, объединенных функцией производства услуг населению.

По содержанию социальная инфраструктура является сложной, многоуровневой, иерархической мегасистемой, включающей элементы различной степени развитости, масштабности, функционального назначения.

Как явление социальная инфраструктура представляет собой определенный способ удовлетворения потребностей населения в услугах.

Сущность социальной инфраструктуры, на наш взгляд, есть отношения по поводу удовлетворения потребностей населения в особом социально-экономическом продукте – услугах.

Таким образом, общим для всех элементов социальной инфраструктуры, всех отраслей, предприятий, объектов является критерий «удовлетворение потребностей в услугах».

Особенным для отраслей социальной инфраструктуры является территориальная локализация потребления услуг.

Нам представляется более продуктивным выделение в рамках инфраструктуры трех ее составных частей: производственной, институциональной и социальной. Критерием проведения подобной классификации является функциональное назначение того или иного вида инфраструктурной деятельности (рис. 1).

В России государство на разных уровнях предпринимает меры по стабилизации и улучшению положения в социальной инфраструктуре. Так, например, реализуются национальные проекты, направленные на существенное повышение качества жизни граждан. Приоритетными названы: «Здоровье», «Качественное образование», «Доступное и комфортное жилье». Однако согласно проекту федерального бюджета на 2007 г. даже при условии успешной реализации национальных проектов величина социальных расходов государства достигнет 15,5% ВВП. Это существенно меньше уровня финансирования социальных функций государства не только центральными правительствами развитых стран (21,6%), но и находящихся с нами в одной категории стран с переходной экономикой (18%) [3, с. 52]. На сегодняшний день оценка результатов реализации приоритетных национальных проектов неоднозначна.

В последние годы наметилась тенденция передачи многих функций и социальных обязательств государства с федерального на субфедеральные уровни.

Сложившиеся высокие диспропорции в социально-экономическом развитии регионов приводят к тому, что субъекты Федерации не могут в полном объеме выполнить социальные обязательства государства, нарушается принцип равной доступности потребления социальных благ и услуг гражданами даже на уровне минимальных гарантий.

Так, например, в рейтинге регионов по среднедушевым денежным доходам населения за 2005 год Ивановская область занимала последнее место в Центральном федеральном округе, а в рейтинге по России Ивановская область занимала 85-е место. В рейтинге регионов по уровню средней начисленной заработной плате в РФ за 2005 год Ивановская область занимала 74-е место [4, с. 3].

Однако что является критерием необходимости вмешательства государства в социальную инфраструктуру? В каких областях, и в какой степени необходимо его вмешательство?

На наш взгляд, государство должно руководствоваться следующим принципом: поощрять конкурентные отношения там, где это целесообразно, и сохранять государственный контроль там, где это необходимо.

Во многих отраслях социальной инфраструктуры (ЖКХ, здравоохранение, образование, наука и др.) работа имеет специфические условия и от качества ее функционирования зависит и стабильность протекания процессов производства, и качество жизни населения региона. Поэтому к хозяйствующим субъектам должны предъявляться особые требования.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: