Социальная психология - прошлое, настоящее и будущее - ABCD42.RU

Социальная психология — прошлое, настоящее и будущее

Психология как наука: прошлое, настоящее и будущее.
материал по психологии на тему

Данная работа содержит дополнительны материал, касающийся истории развития психологии как науки. Работа может быть использована для самообразования и расширения теоретического базиса педагога.

Скачать:

Вложение Размер
esse.docx 15.39 КБ

Предварительный просмотр:

Психология как наука: прошлое, настоящее и будущее.

Издревле люди задумывались о роли человека в окружающем мире, о его предназначении. Психология, как и практически любая наука, зародилась в недрах философии и с древнегреческого переводится как «учение о душе».

Впервые человек, его внутренний духовный мир становится центром философского размышления у Сократа, его труды продолжили Платон и Аристотель. Уже в античные времена Гиппократом была предложена типология темпераментов, основанная на особенностях смешения жидкостей в организме человека (крови, слизи, жёлтой и чёрной желчи). Как мы видим, в древности психология также была тесно связана с медициной.

В средние века центральную позицию во влиянии на мировоззрение человека занимала церковь. В учениях святых отцов человек являлся центром Вселенной. Эта идея была известна и античной философии, которая рассматривала человека как «микрокосм», малый мир, объемлющий собой все мироздание.

Новый период в развитии психологического знания наступил с учением Рене Декарта, в котором впервые был использован термин «сознание». Сознание рассматривалось как критерий, разделяющий тело и душу. Согласно его теории душой обладает только человек, а животные не имеют души и действуют подобно механическим устройствам. Именно Декарту принадлежит афоризм, отражающий суть теории, «мыслю, следовательно, существую».

Долгое время психология существовала как часть других наук: философии, медицины и биологии. Только в начале XIXв, с появлением первых научных программ Вундта и Сеченова, направленных на экспериментальную работу, начинается оформление психологии как самостоятельной науки. Именно Вундт инициировал создание специализированных институтов психологической науки.

Многие современные ученые работали над вопросами психологии . Б ыло открыто понятие рефлекторной дуги и анализатора, затем были исследованы практически все основные психические процессы (н-р память, мышление, внимание), подведена научная основа под понятие о гипнозе и подсознании, исследованы сны. Но до сих пор разум человека остается загадкой, книгой, в которой множество непрочитанных страниц и это дает простор для дальнейших работ в этой области. Я считаю, что на современном этапе развития общества, психология вносит вклад во многие сферы жизни человека: межличностные отношения, выбор профессии и места работы. Разработки в сфере психологии помогают облегчить жизнь человека, именно поэтому исследования в этой области должны постоянно продолжаться.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мероприятие для учащихся 7 класса, проводится в форме научно — практической конференции. Выступающие: гидрологи, климатологи, Биологи рассказывают о проблемах Мирового океана и его значении для челове.

Соединение уроков ИЗО по программе Б.С. Кузина и декоративно-прикладного творчества.

Материалы научно-практической конференции «Семья: прошлое, настоящее и будущее» 2012 год.

рабочая программа элективного курса по истории.

Выпускная работа слушателя курсов профессиональной переподготовки учителей биологии. Содержит материал об истории преподавания биологии в русской школе, раскрывает проблемы современного преподавания б.

Дополнительная образовательная программа по краеведению «Мой край: в прошлом, настоящем и будущем».

Веб-квест в педагогике — проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.

Социальная психология — прошлое, настоящее и будущее

Социальная психология, безусловно, занимает особое место среди научного гуманитарного знания, она появилась на стыке таких наук как социология и психология. Социальная психология появлялась как сочетание этих двух наук, но со временем развивала свой уникальный понятийный аппарат и собственные методы исследования окружающей действительности.
Современное общество и его явления практически невозможно исследовать одними лишь социологическими методами, ведь общество состоит из людей, которые отличаются своей уникальной психологией.
Мы видим достаточно активное изменение общества, как в общемировых масштабах, так и в более локальных группах, изменяется и поведение человека как индивидуума. Глобализация и развитие технологий, доступная информация, и развитие способов передвижения и общения, все это приводит к явным и важным изменениям.
Спорт, экономика, трудовые взаимоотношения, политика и образование, эти и многие другие сферы имеют потребность в социально-психологических исследованиях. Ведь главным в науках о человеке является запрос общества, именно этим измеряется актуальность научных исследований. Любые исследования должны в конечном счете носить прикладной характер, а век социально-психологических изменений наука должна быть в том числе гибкой, и быстро реагировать на запросы общества.
Однако важно отметить тот факт, что любая наука основывается на накопленном опыте, который играет достаточно большую роль в становлении и развитии науки. Исследования задают направления изучения, очерчивают круг интересов научного сообщества.
Таким образом, мы можем говорить об актуальности регулярного анализа развития социальной психологии. Взгляд в прошлое с учетом современного понятийного аппарата поможет лучше организовать современные исследования и рассмотреть возможные варианты развития науки.
1. История развития социальной психологии

Социальная психология является достаточно молодой наукой, мы можем сказать, что предыстория ее гораздо длиннее, чем история. Большинство гуманитарных исследований человека и общества легли в основу социальной психологии.
Исследователи выделяют следующие основные этапы формирования социальной психологии как науки:
1. Описательный этап, формирование социальной психологии как науки с конца ХIХ в. по 20-е гг. ХХ в.
2. Экспериментальное оформление социальной психологии с 20-х гг. до 40-х гг. ХХ в., появление новых школ.
3. Период с середины 40-х гг. ХХ в. до настоящего времени, который отмечен решением практических задач и разработкой новых теорий [1].
Началом описательного этапа можно считать выпуск «Журнала психологии народов и языкознания», который ставил своей целью изучении психологии народов, аналогичные исследования проводил В. Вундт, работы которого носили скорее описательный характер. В России идея психологии народов развивалась в учении известного философа и лингвиста А. А. Потебни [3].
Еще одним направлением, определившим развитие социальной психологии, является психология масс, которая дает представление о том, как взаимодействие личность и общество с точки зрения индивидуума. Основоположником можно считать французского ученого Г. Тарда, который представил свою теорию в работе «Законы подражания», считая, что поведение человека в обществе сводится к подражанию. Последовало более детальное изучение поведения человека в массе, который теряет свою индивидуальность и критичность исследования. Изучение психологии масс оказало влияние с одной стороны на теоретические исследования взаимоотношение человека и общества, а также был сформулировано новое поле исследование В этот период времени во многих исследования общество приравнивалось к толпе, с теми же социальными законами [2].
В 1908 г. У. Макдугалл издает «Введение в социальную психологию», в этом же году выходит книга социолога Э. Росса «Социальная психология». Этот год принято условно считать годом рождения социальной психологии. В это же время происходит развитие теории инстинктов, продолжается изучение влияние группы на индивида.
К достижениям первого периода можно отнести:
1

Зарегистрируйся, чтобы продолжить изучение работы

. Выделение социально-психологических явлений в качестве
особых феноменов. Законы социального стали сводить к законам
коллективной психики.
2. Формирование первичного понятийного аппарата.
3. Накопление эмпирического материала.
4. Выделение специфических проблем социальной психологии.
При этом подавляющее большинство исследований носили лишь описательный характер с опорой на какую-либо конкретную теорию. Накопление таких знаний порождает необходимость экспериментальных исследований.
В 20-е годы XX века происходит развитие научной социальной психологии, которое связано с именами В. Мёде, Ф. Олпорта, В. М. Бехтерева перешли к системному экспериментальному изучению социально-психологических явлений в группах, совершенствованию техники получения и количественной обработки собранного материала.
В. Меде разработал методологию группового эксперимента, он создал классификацию личностей в зависимости от отношения к группе. В.М. Бехтерева изучал влияние группы на личность, на объем знаний, снижает напряжение за личные ошибки и т.д. Ученый также обращался к исследованиям народов, он изучал темперамент народов, целостность коллектива, ввел в социальную психологию целый ряд новых понятий: возбудимость группы, коллективное настроение, коллективная сосредоточенность [7].
Ф. Олпорт изучал процессы внимания и мышления в закрытых группах. Исследователем было доказано существование различий, в случае если человек находится в изолированной группе. Действие начинается активнее, меняется темп интеллектуальной деятельности, снижается уровень оригинальности идей. Говоря современным языком мы можем сказать, что происходит огрупление мышления. Снижается критичность, важным становится соответствовать групповым нормам.
Ученый считал, что от поведения человека взаимозависимо от других. Человек либо влияет на поведение окружающих, либо общество влияет на его поведение. Ф. Олпорт пытался совместить теории бихивиоризма и психоанализа, создав исследование групп, на которое опирались многие исследователи после него [3].
Таким образом, мы можем сделать вывод, что первые исследования в области социальной психологии носили скорее описательный характер. Вторая фаза развития этой науки характеризуется формированием доказательной базы, закладываются основы практических исследований. Основным объектом изучения можно назвать влияние различных групп на личность, как в масштабах семьи, так и целого народа.

2. Современное развитие социальной психологии в России

В конце 50-х — начале 60-х гг. развернулся второй этап дискуссии о предмете социальной психологии, который относится к современному этапу развития социальной психологии.
Выделяют две основные предпосылки развития. В первую очередь это необходимость практических исследований, человеческий фактор становится все более объективной причиной происходящих в обществе событий. Механизмы конкретного взаимодействия общества и личности в этих условиях должны быть исследованы методами социальной психологии [8].
С другой стороны вместе с формированием практического запроса происходили изменения самого гуманитарного научного знания о человеке. Советская психология стала развитой дисциплиной, которая располагает большим объемом теоретических и практических исследований. Возросла квалификация исследователей, как в профессиональном, так и в методологическом плане. Культурно исторические изменения позволили социальной психологии получить развитие, она больше не рассматривалась как наука, противоречащая идеологии.
В 60-е годы среди основных вопросов изучаемых социальной психологией можно выделить определение предмета и ее задач, а также место социальной психологии в системе гуманитарного знания о человеке, как она связана с психологией и социологией. Несмотря на обилие нюансов различных точек зрения, все они могут быть сгруппированы в несколько основных подходов.
Предмет социальной психологии рассматривался в трех аспектах:
наука о «массовидных явлениях психики» (психология классов, больших социальных общностей, традиции, нравы, обычаи, формирование общественного мнения, мода, понятие коллектива);
наука о социальной психологии личности (личность изучалась в контексте (положение личности в группе, межличностные отношения, вся система общения и т.д.);
наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе (социальную психологию личности, социальную психологию общностей и общения, социальные отношения, формы духовной деятельности, особенности групп, психическую сторону процессов общества, влияние группы на человека) [1].
Рассматривая все предложенные направления можно отметить, что поле изучения в социальной психологии достаточно широко, оно находится между изучением личности, и массовых психических явлений

Социальная психология — прошлое, настоящее и будущее (стр. 1 из 5)

Глава 1. Дискуссия о предмете социальной психологии в 20-е годы. 6

Глава 2.Современные представ­ления о предмете соци­альной психологии. 14

Глава 3.Задачи социальной психологии и проблемы общества. 22

Библиографический список использованной литературы 29

Само сочетание слов «социальная психология» указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного зна­ния. Возникнув на стыке наук — психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус. Это приводит к тому, что каждая из «родительских» дисциплин довольно охотно включает ее в себя в качестве составной части. Такая неоднозначность положения научной дисциплины имеет много различных причин. Главной из них является объективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые сами; по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социологии. С одной стороны, любое общественное явление имеет свой «психологический» ас­пект, поскольку общественные закономерности проявляются не иначе как через деятельность людей, а люди действуют, будучи наделенными сознанием и волей. С другой стороны, в ситуациях совместной деятельности людей возникают совершенно особые типы связей между ними, связей общения и взаимодействия, и анализ их невозможен вне системы психологического знания.

Другой причиной двойственного положения социальной пси­хологии является сама история становления этой дисциплины, которая вызревала в недрах одновременно и психологического, и социологического знания и в полном смысле слова родилась «на перекрестке» этих двух наук. Все это создает немалые трудности как в определении предмета социальной психологии, так и в вы­явлении круга ее проблем.

Вместе с тем потребности практики общественного развития диктуют необходимость исследования таких пограничных про­блем, и вряд ли можно «ожидать» окончательного решения во­проса о предмете социальной психологии для их решения. За­просы на социально-психологические исследования в условиях современного этапа развития общества поступают буквально из всех сфер общественной жизни, особенно в связи с тем, что в каждой из них сегодня происходят радикальные изменения. Та­кие запросы следуют из области промышленного производства, различных сфер воспитания, системы массовой информации, об­ласти демографической политики, борьбы с антиобщественным поведением, спорта, сферы обслуживания и т.д. Можно утверж­дать, что практические запросы опережают развитие теоретичес­кого знания в социальной психологии.

Все это, несомненно, стимулирует интенсивное развитие со­циальной психологии на современном этапе. Необходимость этого усугубляется еще двумя обстоятельствами. Во-первых, тем, что в истории существования советской социальной психологии как самостоятельной науки был довольно длительный перерыв и но­вый этап бурного оживления социально-психологических иссле­дований начался лишь в конце 50-х — начале 60-х годов. Во-вторых, тем, что социальная психология по своему существу яв­ляется наукой, стоящей весьма близко к острым социальным и политическим проблемам, а потому принципиально возможно использование ее результатов различными общественными сила­ми. Социальная психология на Западе имеет весьма солидную историю, которая также убедительно подтверждает эту истину.

Таким образом, для социальной психологии, как, может быть, ни для какой другой науки, актуально одновременное решение двух задач: и выработки практических рекомендаций, получен­ных в ходе прикладных исследований, столь необходимых прак­тике, и «достраивание» своего собственного здания как целост­ной системы научного знания с уточнением своего предмета, раз­работкой специальных теорий и специальной методологии ис­следований.

Приступая к решению этих задач, естественно, необходимо, пока не прибегая к точным дефинициям, очертить круг проблем социальной психологии, чтобы более строго определить задачи, которые могут быть решены средствами этой дисциплины. Мы исходим при этом из принятия той точки зрения, что, несмотря на пограничный характер, социальная психология является частью психологии (хотя существуют и другие точки зрения, напри­мер, отнесение социальной психологии к социологии). Следова­тельно, определение круга ее проблем будет означать выделение из психологической проблематики тех вопросов, которые отно­сятся к компетенции именно социальной психологии. Поскольку психологическая наука в нашей стране в определении своего пред­мета исходит из принципа деятельности, можно условно обозна­чить специфику социальной психологии как изучение закономер­ностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.

К такому пониманию своего предмета социальная психология пришла не сразу, и поэтому для уяснения вопроса полезно про­анализировать содержание тех дискуссий, которые имели место в ее истории.

Глава 1. Дискуссия о предмете социальной психологии в 20-е годы.

В истории советской социальной психологии можно выделить два эта­па этой дискуссии: 20-е гг. и конец 50-х — начало 60-х гг. Оба эти этапа имеют не только исторический интерес, но и помогают более глу­боко понять место социальной психологии в системе научного знания и способствуют выработке более точного определения ее предмета.

В 20-е гг., т.е. в первые годы Советской власти, дискуссия о предмете социальной психологии была стимулирована двумя об­стоятельствами. С одной стороны, сама жизнь в условиях послере­волюционного общества выдвинула задачу разработки социально-психологической проблематики. С другой стороны, идейная борь­ба тех лет неизбежно захватила и область социально-психологи­ческого знания. Как известно, эта идейная борьба развернулась в те годы между материалистической и идеалистической психоло­гией, когда вся психология как наука переживала период острой ломки своих философских, методологических оснований. Для судь­бы социальной психологии особое значение имела точка зрения Г.И. Челпанова, который, защищая позиции идеалистической пси­хологии, предложил разделить психологию на две части: социаль­ную и собственно психологию. Социальная психология, по его мнению, должна разрабатываться в рамках марксизма, а собствен­но психология должна остаться эмпирической наукой, не зависи­мой от мировоззрения вообще и от марксизма в частности.[1] Такая точка зрения формально была за признание права социальной психологии на существование, однако ценой отлучения от марксистских философских основ другой части психо­логии.[2]

Позиция Г.И. Челпанова оказалась неприемлемой для тех пси­хологов, которые принимали идею перестройки философских ос­нований всей психологии, включения ее в систему марксистского знания.[3] Возражения Челпанову при­няли различные формы.

Прежде всего была высказана идея о том, что, поскольку, будучи интерпретирована с точки зрения марксистской философии, вся психология становится социальной, нет необходимости выделять еще какую-то специальную социальную психологию: про­сто единая психология должна быть подразделена на психологию индивида и психологию коллектива. Эта точка зрения получила свое отражение в работах В.А. Артемова.[4] Другой подход был предложен с точки зрения получившей в те годы по­пулярность реактологии. Здесь, также вопреки Челпанову, пред­лагалось сохранение единства психологии, но в данном случае путем распространения на поведение человека в коллективе ме­тода реактологии. Конкретно это означало, что коллектив пони­мался лишь как единая реакция его членов на единый раздражи­тель, а задачей социальной психологии было измерение скорос­ти, силы и динамизма этих коллективных реакций. Методология реактологии была развита К.Н. Корниловым, соответственно ему же принадлежит и реактологический подход к социальной психо­логии.[5]

Своеобразное опровержение точки зрения Челпанова было •редложено и видным психологом П. П. Блонским, который одним из первых поставил вопрос о необходимости анализа роли социальной среды при характеристике психики человека. Для него «социальность» рассматривалась как особая деятельность людей, связанная с другими людьми. Под такое понимание социальности подходила и «деятельность» животных. Поэтому предложение Блонского заключалось в том, чтобы включить психологию как биологическую науку в круг социальных проблем. Противоречие между социальной и какой-либо другой психологией здесь также снима­лось.[6]

Еще одно возражение Челпанову исходило от выдающегося советского физиолога В.М. Бехтерева. Как известно, Бехтерев вы­ступал с предложением создать особую науку — рефлексологию. Определенную отрасль ее он предложил использовать для реше­ния социально-психологических проблем. Эту отрасль Бехтерев назвал «коллективной рефлексологией» и считал, что ее предмет — это поведение коллективов, поведение личности в коллективе, условия возникновения социальных объединений, особенности их деятельности, взаимоотношения их членов. Для Бехтерева такое понимание коллективной рефлексологии представлялось преодо­лением субъективистской социальной психологии. Это преодоле­ние он видел в том, что все проблемы коллективов толковались как соотношение внешних влияний с двигательными и мимико-соматическими реакциями их членов. Социально-психологичес­кий подход должен был быть обеспечен соединением принципов рефлексологии (механизмы объединения людей в коллективы) и социологии (особенности коллективов и их отношения с условия­ми жизни и классовой борьбы в обществе). В конечном итоге пред­мет коллективной рефлексологии определялся следующим обра­зом: «изучение возникновения, развития и деятельности собраний и сборищ, проявляющих свою соборную соотносительную дея­тельность как целое, благодаря взаимному общению друг с другом входящих в них индивидов».[7]

Реферат на тему: Социальная психология — прошлое, настоящее и будущее

Поскольку в этом понимании никакого само­стоятельного статуса для социальной психологии не предполага­лось, попытки построения ее как особой дисциплины (или хотя бы как особой части психологической науки) прекратились на до­вольно длительный срок. Социология же в эти годы вообще оказа­лась под ударом, поэтому о существовании социальной психоло­гии в ее рамках вопрос вообще не поднимался. Более того, тот факт, что социальная психология в то же время продолжала разви­ваться на Западе, притом в рамках немарксистской традиции, при­вел некоторых психологов к отождествлению социальной психологии вообще лишь с ее «буржуазным» вариантом, исключив саму возможность существования социальной психологии в нашей стра­не. Само понятие «социальная психология» стало интерпретиро­ваться как синоним реакционной дисциплины, как атрибут лишь буржуазного мировоззрения. Именно в этом смысле и говорят о наступившем на длитель­ный период «перерыве» в развитии социальной психологии. Од­нако термин этот может быть употреблен лишь в относительном значении. Действительно, имел место перерыв в самостоятель­ном существовании социальной психологии в нашей стране, что не исключало реального существования отдельных исследований, являющихся по своему предмету строго социально-психологичес­кими. Эти исследования были продиктованы потребностями об­щественной практики, прежде всего педагогической. Так, изучение вопросов коллектива было сконцентрировано в сфере педагоги­ческой науки, где работы А.С. Макаренко, А.С. Залужного имели отнюдь не только чисто педагогическое значение. Точно так же ряд проблем социальной психологии продолжал разрабатываться в рамках философии, в частности проблемы общественной психо­логии классов и групп. Здесь становление марксистской традиции в социально-психологическом знании осуществлялось с меньши­ми трудностями, поскольку философия в целом была рассмотрена как составная часть марксизма. Особо следует сказать и о том, как развивалась социально-психологическая мысль в рамках психоло­гической науки. Важнейшую роль здесь сыграли исследования Л.С. Выготского. Можно выделить два круга вопросов в работах Выготского, которые имеют непосредственное отношение к раз­витию социальной психологии. С одной стороны, это учение Выготского о высших психичес­ких функциях, которое в значительной степени решало задачу вы­явления социальной детерминации психики (т.е., выражаясь язы­ком дискуссии 20-х гг., «делало всю психологию социальной»). Доказав, что высшие психические функции (произвольное запо­минание, активное внимание, отвлеченное мышление, волевое дей­ствие) нельзя понять как непосредственные функции мозга, Л.С. Выготский пришел к выводу, что для понимания сущности этих функций необходимо выйти за пределы организма и искать корни их в общественных условиях жизни. Усвоение обществен­ного опыта изменяет не только содержание психической жизни, но и создает новые формы психических процессов, которые прини­мают вид высших психических функций, отличающих человека от животных. Таким образом, конкретные формы общественно-ис­торической деятельности становятся решающими для научного понимания формирования психических процессов, естественные законы работы мозга приобретают новые свойства, включаясь в систему общественно-исторических отношений.

Пожалуй, именно в этой сфере осо­бенно трудны разграничения, и само понятие «границы» весьма условно. Можно сказать, что по предмету различий часто обнару­жить не удается, они прослеживаются лишь при помощи выделе­ния специфических аспектов исследования, специфического угла зрения на ту же самую проблему. Относительно «границы» между общей психологией и соци­альной психологией вопрос еще более сложен. Если оставить в стороне первую интерпретацию социальной психологии как уче­ния о социальной детерминации психики человека, ибо в этом смысле вся психология, ориентирующаяся на культурно-истори­ческую традицию, социальна, то специфическая проблематика социальной психологии, естественно, ближе всего к той части об­щей психологии, которая обозначается как психология личности. Упрощенно было бы думать, что в общей психологии исследуется личность вне ее социальной детерминации, а лишь социальная психология изучает эту детерминацию. Весь смысл постановки проблемы личности, в частности в отечественной школе психоло­гии, в том и заключается, что личность с самого начала рассматри­вается как «заданная» обществом. А.Н. Леонтьев отмечает, что деятельность конкретных индивидов может протекать в двух фор­мах: в условиях открытой коллективности или с глазу на глаз с окружающим предметным миром. Но «в каких бы, однако, усло­виях и формах ни протекала деятельность человека, какую бы струк­туру она ни приобретала, ее нельзя рассматривать как изъятую из общественных отношений, из жизни общества».15 С этой точки зрения в общей психологии исследуется струк­тура потребностей, мотивов личности и т.д. И, тем не менее, оста­ется класс специфических задач для социальной психологии. Не говоря уже о тех задачах, которые просто не решаются общей пси­хологией (динамика развития межличностных отношений в груп­пах, сама природа совместной деятельности людей в группах и формы складывающегося общения и взаимодействия), даже отно­сительно личности у социальной психологии есть своя собствен­ная точка зрения: как конкретно действует личность в различных реальных социальных группах — вот проблема социальной психо­логии. Она должна не просто ответить на вопрос о том, как фор­мируются мотивы, потребности, установки личности, но почему именно такие, а не иные мотивы, потребности, установки сфор­мировались у данной личности, в какой мере все это зависит от группы, в условиях которой эта личность действует и т.д. Таким образом, сфера собственных интересов социальной пси­хологии просматривается довольно четко, что и позволяет отгра­ничить ее как от проблем социологии, так и от проблем общей психологии. Это, однако, не прибавляет аргументации в пользу более точного выявления статуса социальной психологии между двумя указанными дисциплинами, хотя и дает основания для оп­ределения областей исследования. Что же касается статуса, то споры о нем идут до сих пор и в западной социальной психоло­гии. Французские исследователи Пэнто и Гравитц так объясняют основную линию этой полемики. До возникновения социальной психологии были две линии развития проблематики личности и общества: психология анализировала природу человека, социоло­гия анализировала природу общества.

В современном обществе раскрываются многочисленные сфе­ры приложения социально-психологических знаний. Специфика социальной психологии, сложившейся в нашей стране в конкретных исторических условиях, а именно в период существования социалистического строя, естественно, породила и новую проблематику. Конечно, многие из открытых в традицион­ной социальной психологии явлений имеют место в любом типе общества: межличностные отношения, коммуникативные процес­сы, лидерство, сплоченность — все это явления, присущие любо­му типу общественной организации. Однако, констатируя этот факт, нужно иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, даже и эти, описанные в традиционной социальной психологии, явления при­обретают в различных социальных условиях порой совершенно иное содержание. Формально процессы остаются теми же: люди обща­ются друг с другом, у них формируются определенные социальные установки и т.д., но каково содержание различных форм их взаи­модействия, какого рода установки возникают по отношению к определенным общественным явлениям — все это определяется содержанием конкретных общественных отношений. Значит, ана­лиз всех традиционных проблем приобретает новые грани. Мето­дологический принцип включения именно содержательного рас­смотрения социально-психологических проблем продиктован в том числе и общественными потребностями. Во-вторых, новая социальная реальность рождает порой и не­обходимость новых акцентов при исследовании традиционных для данного общества проблем. Так, период радикальных экономи­ческих и политических преобразований, происходящих сегодня в России, требует особого внимания, например, к проблемам этни­ческой психологии (особенно в связи с обострением межнацио­нальных конфликтов), психологии предпринимательства (в связи со становлением новых форм собственности) и др. Идея о том, что общество диктует проблемы социальной психологии, должна быть дополнена идеей о том, что долг социального психолога — уметь выявить эти проблемы. Кроме задач общетеоретического плана общество ставит перед социальной психологией и конкретные прикладные задачи. При­кладные исследования не могут ожидать решения теоретических вопросов, они выдвигаются буквально из всех сфер общественной жизни.

Становление человечества. М.: «Политиздат», 1984. 462 с. Бутовская М. Л. Эволюция человека и его социальной структуры // Природа. 1998. 9. Быстров А. П. Прошлое, настоящее, будущее человека. Л.: «Медгиз», 1957. 313 с. Вишняцкий Л. Б. Введение в преисторию. Проблемы антропогенеза и становления культуры. Кишинёв: Высшая антропологическая школа, 2002. 310 с. Вишняцкий Л. Б. Происхождение языка: современное состояние проблемы // Вопросы языкознания. 2002. 2. Дольник В. Непослушное дитя биосферы. Беседы о человеке в компании птиц и зверей. СПб.: Черо-на-Неве, Паритет. 2003. 320 с. Джохансон Д. М. Иди. Люси. Истоки рода человеческого. М.: «Мир», 1984. 294 с. Елинек Я. Большой иллюстрированный атлас первобытного человека. Прага: «Артия», 1982. 560 с. Зубов А. А. Естественная история древнего человечества // Природа. 1998. 1. Красилов В. А. Нерешённые проблемы теории эволюции. Владивосток: ДВНЦ, 1986. 136 с. Ламберт Д. Доисторический человек. Кембриджский путеводитель. Л.: «Недра», 1991. 256 с. Моррис Д. Голая обезьяна

Прошлое настоящее и будущее

Части поля. Психологическое прошлое, настоящее и будущее

Его представления о прошлом — своем и других — часто неправильны, но тем не менее они создают в его жизненном пространстве «уровень реальности» прошлого. Кроме того, часто можно наблюдать уровень желания, относящийся к прошлому.

Расхождение между структурой «идеального» или «желаемого» прошлого и «реального» прошлого играют важную роль в феномене вины. Структура психологического будущего тесно связана, например, с планами и надеждами [2].

Следуя терминологии Л. К. Франка [6], мы говорили о.

Настоящие друзья

Настоящие друзья встречаются редко
Соломон писал: «Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат». Когда у вас возникает с кем-то глубокая дружба, цените ее, потому что настоящие друзья встречаются редко. Настоящий друг.

тот, кто видит тебя в самые худшие времена, но никогда не забывает, каким ты был в самые лучшие;

тот, кто считает, что ты чуточку лучше, чем на самом деле;

тот, с кем ты можешь говорить часами или хранить.

Настоящая Женщина: остерегайтесь подделок!

Сейчас очень модно стало говорить о женственности как основном атрибуте настоящей Женщины.

Интернет-пространство нашпиговано статьями о том, как стать настоящей женщиной.

Но хорошо ли мы понимаем, что это такое?

Прочитайте, пожалуйста, два следующих утверждения и выберите то, которое, на ваш взгляд, наиболее точно описывает женственность.

1. Нежность, невинность, наивность, доверие к окружающему миру. Умение радоваться жизни и получать от нее удовольствие. Способность быть слабой и.

Настоящий мужчина

Познакомься с характеристикой настоящего мужчины, пора — займись его поиском. Все уже заложено с детства, и ничего тут не исправить.

Он строен, подтянут, физически развит, внимателен, приветлив без фамильярности. Он не очень улыбчив, скорее сдержан, но не угрюм.

Это внешние факторы, которые сразу его отличают на фоне толпы. Характер стойкий, надежный, он держит слово, которое очень ценит, и не бросает его по пустякам. Обладает чувством такта, легок в общении с людьми, но тверд и.

Будущее зависит от нас

Мы протестуем против жизни в угрожающем мире, дороговизны, кризиса в воспитании, культуре и вообще во всей среде, которая питает наших детей — против наркотиков, алкоголя, проституции, плохого воспитания и образования, недостаточного для успешного продвижения в жизни.

Нужно создавать для людей новое окружение, в котором мы, все вместе начнем заботиться друг о друге с помощью новой среды, которую построим вместе.

Воспитатели и психологи понимают, какой должна быть новая среда, и как она.

Будущее

Прошла любовь

Здравствуйте! Даже не знаю с чего начать. Встречались мы с моим будущим мужем почти 3 года и решили поженитья. В 2007 году у нас была свадьба. После свадьбы мы переехали в Питер. В отношениях у нас все было хорошо, по крайней мере мне так казалось.

Весной 2009 года я родила сына. Начались проблемы с деньгами. Муж предложил мне с сыном переехать к родителям. Я согласилась. А он остался работать в Питере, но к нам первое время приезжал часто.

Не задолго до нового года я начала замечать.

Настоящая любовь — это ваш выбор

«Несчастная любовь» — каким привычным кажется это словосочетание, но ведь так не должно быть. Любовь, рождающаяся в нашем сердце, обязательно должна быть счастливой и радостной, она приносит свет и гармонию, поскольку любое проявление привязанности и любви в нашей жизни — это отражение той любви, которой нас окружают Высшие Силы.

А значит, наша любовь просто обязана приносить нам счастье. Как же этого добиться в реальной жизни?

Может, это звучит и невероятно, но при помощи разума мы.

Прошлое

Говорят наша душа проживает реинкарнацию, мы рождаемся в определенной семье, уже с определенными проблемами, с которыми нам предстоит встретиться. И пока мы не решим и не примем проблему (опыт) мы так и будем с ней встречаться вновь и вновь. И то, что каждый человек, который встречается в нашей жизни, не случайный.

Как известно, все наши проблемы СЕЙЧАС это итог тех травм, которые пришли к нам от родителей. И, собственно, чтобы принять опыт и проблемы сейчас нужно решить проблему с родителем.

Будущее, Жизнь

Здравствуйте.
У меня вот такой вот вопрос, сейчас попытаюсь сформулировать.

Вот я когдато родился, подрос, мне щас 18, я живу, учусь, вобщем наверное обычные подросток с нормальными желаниями.

Но вот глядя на других своих сверсников, или даже старших знакомых, да и вобще взрослых людей задумываюсь над одним фактом.

Они все разные, умные, глупые, с разным восприятием мира, ктото успешен, богат, а ктото бедный, социальный статус некоторых низок.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: