Социальная работа в Норвегии - ABCD42.RU

Социальная работа в Норвегии

Глава 37. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В НОРВЕГИИ

Большинство социальных служб в Норвегии образованы в результате различных частных начинаний, как, например, пожертвования церквей или богатых горожан или же различных альтернативных движений, профсоюзов, групп содействия, ассоциаций и молодежных движений. Это может быть выражено в форме или сиротских домов, или поддержки людей с физическими недостатками, или пожилых людей, молодежных клубов, приютов для женщин, которые подвергаются избиениям, и т. д.

Если такие службы работают успешно, то своими результатами они могут привлечь внимание общества или администрации и получить некоторую поддержку от крупных организаций или правительства.

И наконец, социальная служба может быть регламентирована законом или некоторыми актами как всеобщая обязанность в данном обществе и, как следствие этого, — объединена в бюджетную систему.

В Норвегии сегодня можно встретить примеры социальных служб всех трех перечисленных видов.

Норвегию (с населением около 4 млн человек) часто определяют как государство всеобщего благополучия со смешанной экономикой, основанной на значительных доходах от производства бензина.

Финансирование социальной сферы и сферы охраны здоровья составляет 1/3 общего государственного дохода (1985 г.), и каждый десятый трудящийся занят в социальной сфере или сфере охраны здоровья.

Реальная ситуация должна рассматриваться с учетом данных о возрастающей безработице, сокращении расходов на социальную защиту, кризиса финансовых институтов. Кроме того, следует отметить тенденцию к увеличению числа добровольных работников и роли неправительственных организаций.

Организация общественного управления основана на трех уровнях: государственном, региональном, муниципальном.

На государственном уровне наиболее важным достижением в социальном обслуживании является Акт национального страхования (1966 г.), который управляется министерством здоровья и социальных дел.

Система медицинского страхования финансируется налогами с работающих, работодателей, областей и муниципалитетов.

Эта программа включает выплаты: пенсионерам (после 67 лет), вдовам, детям (до 18 лет), нетрудоспособным, по болезни, медицинские и повседневные выплаты во время болезни и после родов, еженедельные выплаты по безработице (до 80 недель), за производственные травмы, матерям- и отцам-одиночкам.

Большая часть деятельности региональных, областных советов — это ответственность за институты охраны здоровья, которые включают: госпитали, ясли, учреждения для умственно отсталых и психически больных. Общее число мест в этих институтах 153 на 10 тыс. жителей.

На муниципальном уровне деятельность в области охраны здоровья и социальной работы регулируют некоторые акты. Каждый муниципалитет должен иметь социальные офисы, которыми люди могут пользоваться. Социальные офисы предоставляют широкий спектр услуг, основываясь на соответствующих законодательных актах.

Социальная защита по акту 1964 г. предусматривает предоставление социально-экономической помощи тем, у кого нет права на какие-либо выплаты, на пенсию по схеме национального страхования и кто не способен поддерживать свое существование. Экономическая помощь может быть оказана в виде пособия, ссуды или дотации, например для проезда студентов во время каникул. Информация, советы и денежная помощь — главные направления в работе по этому акту.

В муниципалитетах ведетсяконтроль за употреблением алкоголя через его распределение в магазинах, кафе и ресторанах, осуществляются основные профилактические меры, направленные на снижение употребления алкоголя и наркотиков. Профилактическая работа среди молодежи, поддержка и субсидии, выделяемые безалкогольным молодежным клубам, дискотекам и другим подобным заведениям, могут быть конкретными действенными мерами в этой области.

Кроме того, среди молодежи, злоупотребляющей алкоголем и наркотиками, проводится так называемая работа на улице. Она имеет цель помочь молодым людям «завязать» с наркотиками и алкоголем.

Основная задача социальнойзащиты детей — «дать детям (до 18 лет), которые живут в условиях, разрушающих их здоровье и развитие, необходимую помощь и защиту» и «требовать охраны хороших условий жизни для детей». Каждый муниципалитет имеет отдел по защите детей, который несет ответственность за выполнение соответствующих мер. Работа ведется на трех уровнях: основные профилактические меры, профилактические меры в семьях и защитные меры.

Цель основных профилактических мер — улучшать жизненные условия детей. Применительно к практической социальной работе это выполняется через общественную работу, открытие детских площадок, детских садов, молодежных клубов или решение транспортных проблем, восстановление домов и т. д.

Важно заметить, что эти основные профилактические меры выходят за пределы работы социальных офисов и включаются в общие планируемые процессы административных систем в муниципалитетах.

В семьях, где дети живут «в неблагоприятных условиях», которые негативно влияют на их здоровье, профилактические меры таковы: семейный надзор, поддержка и совет семье, экономическая поддержка, помощь в решении каких-либо школьных проблем или обеспечение местами в яслях или детском саду для улучшения ситуации в семье, чтобы родители получили возможность дать детям необходимое воспитание.

Но «если родители не могут заботиться о своих детях», отдел по защите детей берет на себя ответственность по их защите, воспитанию и помещению в приемные семьи или детские дома.

В большинстве случаев эти меры временные, так что если ситуация меняется к лучшему, то ребенок может вернуться обратно в семью. Существуют различные виды институтов, которые используются в таких ситуациях: дома матери и ребенка, детские дома, молодежные дома, семейные дома, институты для наркоманов и т. д. Но все они в большей или меньшей степени являются «семейными» институтами. Примерно 0,3% всех детей постоянно находится под муниципальным присмотром.

На профессиональном уровне службы здоровья и социальной защиты разделяются, даже если цели двух этих служб и схожи. Поэтому здесь должны быть упомянуты некоторые основные профилактические мерыслужбы здоровья. Муниципалитет ответствен в первую очередь за охрану здоровья населения, что находит свое выражение в организации медицинских центров, центров здоровья (профилактическая работа среди детей и вакцинация), общественного питания в школах, физиотерапии, надомной службы (для пожилых людей и людей с физическими недостатками) и яслей.

На муниципальном уровне есть также службы, которые еще не закреплены специальным законодательством. Многие из них достаточно новые. Они относятся к развивающимся методам социальной работы, хотя могут выглядеть и как экспериментальные. Среди них:

Центры добровольцев, в задачу которых входит налаживание связи между людьми, которые хотят помочь, и теми, кто нуждается в помощи.

Службы, работающие с конфликтующими сторонами, как альтернатива полиции: это обсуждение условий гражданского контракта между преступником и пострадавшим. Например, преступник выполняет определенную работу для пострадавшего.

Молодежные клубы организуют деятельность молодежи (от 10 до 16 лет) с целью предотвратить преступность и потребление наркотиков.

Приют для женщин: убежище и лечение для женщин, которые подвергаются насилию в семьях. Здесь они могут оставаться до изменения ситуации.

Центры для беженцев: временное убежище, включающее оказание социальной помощи и адаптацию к данной социальной системе.

Институты, приюты, частные дома, в которых осуществляется забота и уход за престарелыми и инвалидами. В настоящее время предпочтение отдается маломестным частным и общественным институтам.

Кроме того, среди молодых людей с девиантным поведением проводится работа на улице. При этом ставится задача их реабилитации. Также проводится общественная работа для улучшения жизненных условий в определенном окружении, чтобы уменьшить или предотвратить социальные проблемы.

В социальной работе в Норвегии выделяют три профессиональных уровня и образования:

1) социальный работник (соционом) — работа в городских социальных конторах, направленная на обеспечение социальной безопасности;

2) социальный педагог — профессионально работает с детьми в детских институтах;

3) социальный работник, специализирующийся на работе с инвалидами внутри и вне социальных институтов.

Online812

В Санкт-Петербурге
сентябрь, 17, 2021 год
5 °C

  • Главная
  • Путин
  • Силовики
  • Лидеры мнений
  • Социалка
  • Петербург
  • Полезное

Как работает социальная система в Норвегии. Личный опыт

12/05/2011

Сегодня я расскажу вам о системе социальной защищенности в Норвегии. Социалка в Норвегии по праву считается самой сильной в мире. Благодаря ей Норвегию считают страной победившего социализма, причем под руководством короля…

1 . Работа.
… Продолжительность рабочей недели в Норвегии составляет 37,5 часов, а минимальная зарплата, которую в принципе может платить работодатель работнику зафиксирована государством (правда, на практике за минимальную зарплату работают разве что старшеклассники, желающие заработать во время школьных каникул).

Минимальный отпуск – 5 недель, причем минимум три недели летом (в этом отказать работнику не могут).

Пропуски работы по болезни оплачиваются в размере 100% от зарплаты. В случае пропуска до трех дней подряд никакого больничного листа от врача не надо – достаточно просто уведомить работодателя в любой форме «самоуведомление», ну а если поправиться за три дня не удалось, то только тогда надо идти к врачу.

При наличии одного или двух детей каждый родитель имеет право на дополнительные 10 рабочих дней невыхода на работу в связи с болезнью детей. Никаких справок в этом случае также предоставлять не надо – уведомления работодателя вполне достаточно.

Все это, как мне кажется, способствует вполне здоровому климату в рабочем коллективе. Если человек заболевает, ему не нужно во что бы то ни стало идти на работу, делая хуже себе и заражая коллег (тем самым, в итоге, делая хуже в конечном итоге работодателю). Достаточно отправить смс-ку с «самоуведомлением» и преспокойненько болеть дома.

В случае необходимости и по согласованию с работодателем можно работать и дома, получая в полном объеме зарплату.

Читайте также  Явление резонанса и электрических цепей

Если человек работает на постоянной основе, то есть у него не временный контракт, то уволить крайне сложно. В Норвегии нельзя уволить человека только потому, что работодатель так захотел, на то должны быть очень и очень веские причины. Например, банкротство компании. Кроме того, это не освобождает работодателя от выплаты весьма значительной компенсации.
За 8 лет жизни тут я пока не слышал, чтобы кого-то уволили с работы.

2. Медицинское обслуживание.
В Норвегии существует обязательное бесплатное медицинское страхование для всех проживающих в стране. От наличия гражданства это никак не зависит. Если человек легально живет в стране и имеет персональный номер, то он автоматически подпадает под систему мед.страхования. Не надо никаких полисов, геморроя с их получением и продлением, достаточно помнить 11 цифр своего персонального номера, а точнее даже 5 цифр, поскольку день своего рождения вряд ли кто забудет.

Сначала расскажу, как вообще устроена система походов к врачу. Здесь реализована система «семейного доктора». Это значит, что вне зависимости от проблемы, с которой человек обращается к врачу, сначала он приходит к своему семейному доктору (терапевту), который при необходимости направит уже к специалисту.

Другими словами, например, если у вас внезапно заболел глаз, нельзя идти к окулисту, надо идти к своему лечащему терапевту, который, если не сможет сам справится с проблемой, отправит уже к окулисту.

Каждый сам может выбрать своего семейного доктора. При необходимости его можно будет сменить. Обычно народ выбирает доктора из ближайшего «Центра здоровья» (по-русски типа районной поликлиники). В «Центре здоровья» обычно располагаются только терапевты, акушерка (для ведения беременностей) и лаборатория в которой можно сдать необходимые начальные анализы для экспресс-установки диагноза.

Врача на дом вызвать нельзя в принципе. Если заболел, то, как я уже писал, три дня можно отлеживаться дома (за это время обычно температура спадает), а потом уже идти на прием. На прием можно попасть только по предварительной записи. Никакой живой очереди нет в принципе. В случае срочной проблемы всегда можно получить время у врача в день обращения.

В норвежской аптеке (даже самой провинциальной) есть практически все, начиная от жаропонижающих и заканчивая гормональными препаратами. Однако, без рецепта от врача получить можно весьма ограниченный набор лекарств. Никаких антибиотиков, например, без рецепта купить не возможно в принципе.

А норвежские врачи выписывают рецепты только в случае крайней необходимости. Обычно считается, что «если лечить, насморк проходит за неделю, а если не лечить, то за 7 дней», – то и нечего организм пичкать всякими лекарствами. Поэтому, наиболее распространенная рекомендация врачей при простуде: пейте парацетомол в случае высокой температуры.

Сначала такое отношение было, по меньшей мере, странным для меня, но сейчас я вижу, что в 80% случаев это действительно работает.

При несрочном направлении к специалисту, время ожидания приема может достигать нескольких месяцев и даже до полугода. Связано это с тем, что в Норвегии стать врачом очень и очень трудно. Врачей мало и рабочее время врача-специалиста стоит баснословно дорого. Это одна из самых высокооплачиваемых работ в Норвегии.

При необходимости человека могут положить в больницу – обычную городскую больницу: с прекрасным уходом, отменным питанием.

Теперь поговорим о финансовой стороне вопроса. Каждый прием взрослого пациента у семейного доктора стоит от 140 до 200 крон (напомню, 1 крона = 5,20 рубля или 1 евро = 7,80 крон). Дети до 18 лет, а также беременные не платят ничего (об этом будет разговор в следующей части повествования).

Прием у врача-специалиста, к которому, как я уже сказал, попасть можно только по направлению, стоит от 200 до 350 крон.

В случае госпитализации больной платит тоже что-то типа не более 300-350 крон за все время пребывания в больнице. Как вы понимаете, эта сумма далека от реальных расходов на больного, которые составляют от 3000 крон в день на одного человека. Все остальное покрывается государством.

В случае, если суммарные расходы на медицину (семейного доктора, специалистов, итп) превысят 1880 крон в год, все, что выше этой суммы государство возвращает. Таким образом, больше чем на 1620 крон в год «попасть» нельзя.

Исключений из этого правила два (насколько я знаю): это физиотерапевт и стоматолог. Расходы на этих врачей не покрываются обязательной страховкой и не входят в 1620 крон в год. Прием у физиотерапевта, например, стоит около 340 крон. Стоматолог обходится дороже. Обычная пломба и ее установка будут стоить не менее 1500 крон. Коронка – от 10 тысяч крон. Обычно я лично трачу на стоматолога порядка 2000-2500 крон в год. Главное – это регулярно проходить профилактические осмотры.

3. Пенсии.
Пенсионный возраст в Норвегии составляет 67 лет, причем он никак не зависит от пола: тут равноправие. С одной стороны может показаться, что люди очень поздно выходят на пенсию, однако если учесть, что средний возраст жизни в Норвегии около 90 лет (у мужчин чуть меньше, у женщин чуть больше), то получается, что на пенсии старики проживают в среднем еще 20 лет.

Можно выйти на пенсию досрочно, начиная с 62 лет. Подробностей не знаю.

Если честно, я не особо силен в пенсионных вопросах. Существует обязательная (социальная) пенсия, которая платится всем, а также что-то типа накопительной в зависимости от работы, на которой работал человек до выхода на пенсию.

Размер пенсии не очень большой. Сейчас это порядка 220-270 тыс. крон в год, однако не следует забывать, что к пенсионному возрасту все уже давно выплатили кредиты за жилье, и, кроме того, пенсионеры имеют дополнительные налоговые вычеты. Таким образом, практически все деньги, получаемые в виде пенсии, идут исключительно на жизнь, которая у норвежских пенсионеров весьма насыщенная.

Например, когда мы летаем на Канары, в самолете минимум половина мест занято людьми, которым глубоко за 70, а некоторым даже за 80. Многие пенсионеры приобретают себе небольшое жилье где-нибудь в Испании (благо оно стоит там совсем недорого), и отправляются туда «зимовать»: свежий воздух, солнце, витамины, – что еще нужно в старости!

В Норвегии не принято помогать своим детям в воспитании внуков. Если в России сплошь и рядом можно встретить, что родители оставляют своих детей на попечение бабушек-дедушек, то тут такого встретить можно крайне редко. Логика проста: бабушки с дедушками в свое время уже вырастили своих детей и теперь они хотят пожить в свое удовольствие, без бессонных ночей и смен подгузников. Они уже свое наменяли!

Если родители не справляются сами – нанимайте няню, а бабушка с дедушкой поедут на месяцок на Канары.

Но не стоит думать, что норвежские пенсионеры не любят своих внуков и внучек. Если посетить какой-нибудь крупный магазин игрушек за месяц-другой до Рождества или Пасхи, то можно поразиться тому, сколько всего накупают пенсионеры своим внукам. Тележки просто ломятся. Я столько подарков в детстве никогда даже близко не видел.

Помните в фильме про Гарри Поттера его двоюродный брат Дадли бился в истерике, когда на его день рождения ему подарили «всего» 36 подарков. Судя по тележкам норвежских пенсионеров, это число действительно очень занижено.

Дети в Норвегии не помогают материально своим родителям. Ну еще бы, зачем им помогать, если у них пенсия по 2500 евро в месяц и расходов минимум. Скорее можно встретить обратную картину: родители дают денег своим детям, просто потому, что тратить их им особо некуда.

Дома престарелых в Норвегии не имеют ничего общего с одноименными «досрочными кладбищами» в России. Здесь пенсионеры (особенно одинокие пенсионеры) стремятся попасть в дом престарелых, потому что там им обеспечен уход, питание, путешествия, а главное – общение! Пенсионеров из северных районов Норвегии организованно вывозят в Испанию на 4-5 месяцев, чтобы у них не было зимней депрессии из-за полярной ночи.
Разумеется, жизнь в доме престарелых стоит денег, но пенсии вполне хватает.

4. Пособия по безработице.
В Норвегии выплачивается много различных пособий.
Если человек потерял работу (например, после окончания временного контракта) или по какой-то еще причине, он имеет право встать на учет на биржу труда и получать пособие по безработице. Насколько я знаю, размер пособия составляет 80% от последней заработной платы в первые несколько месяцев после потери работы и 60% после.

С момента постановки на биржу труда государственная служба занятости начинает предлагать кандидату различные работы, которые подходят по профилю его деятельности. Если таковых работ нет в течение нескольких месяцев, то человеку предлагается пройти курсы переквалификации, чтобы потом он смог найти новую работу.

Про пособия, связанные с детьми, я пока говорить тут не буду, это будет в следующей части.

5. Компенсация расходов на транспорт.
Иногда в Норвегии можно встретить, что человек работает далеко от дома, и следовательно, тратит много времени и денег на дорогу. Для таких людей предусмотрены специальные компенсации. В конце года, когда придет время подавать налоговую декларацию за прошлый год достаточно просуммировать расстояние, которое проехал с и на работу, умножить его на 1,50 кроны за 1 километр (8 руб. за 1 км), и вычесть 13700 крон, и получишь сумму компенсации.

Читайте также  Свобода средств массовой информации

Другими словами, если дорога на работу длиннее, чем 18 километров, то за каждый километр сверх этих 18-ти государство заплатит по 1,50 кроны. В моем случае это не применимо, потому что у меня до работы 9,6 киломеров.

Это лишь малая часть айсберга, который называется «Социальной системой Норвегии». Я многого наверняка еще даже не знаю, поскольку не сталкивался с этим сам.

Социальная работа в Норвегии

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В НОРВЕГИИ

Большинство социальных служб в Норвегии образованы в результате различных частных начинаний, как, например, пожертвования церквей или богатых горожан или же различных альтернативных движений, профсоюзов, групп содействия, ассоциаций и молодежных движений. Это может быть выражено в форме или сиротских домов, или поддержки людей с физическими недостатками, или пожилых людей, молодежных клубов, приютов для женщин, которые подвергаются насилию, и т.д.

Если такие службы работают успешно, то своими результатами они могут привлечь внимание общества или администрации и получить некоторую поддержку от крупных организаций или правительства.

И наконец, социальная служба может быть регламентирована законом или некоторыми актами как всеобщая обязанность в данном обществе и, как следствие, — объединена в бюджетную систему.

В Норвегии сегодня можно встретить примеры социальных служб всех трех перечисленных видов.

Норвегию (с населением свыше 4 млн. человек) часто определяют как государство всеобщего благоденствия со смешанной экономикой, основанной на значительных доходах от добычи и переработки нефти.

Финансирование социальной сферы и сферы охраны здоровья составляет 1/3 общего государственного дохода, и каждый десятый трудящийся занят в социальной сфере или сфере охраны здоровья.

Организация общественного управления основана на трех уровнях: государственном, региональном, муниципальном.

На государственном уровне наиболее важным достижением в социальном обслуживании является Акт национального страхования (1966 г.), который является компетенцией Министерства здоровья и социальных дел.

Система медицинского страхования финансируется за счет налогов с работающих, работодателей, областей и муниципалитетов.

Эта программа включает выплаты: пенсионерам (после 67 лет), вдовам, детям (до 18 лет), нетрудоспособным, по болезни, медицинские и повседневные выплаты во время болезни и после родов, еженедельные выплаты по безработице (до 80 недель), за производственные травмы, матерям- и отцам-одиночкам.

Большая часть деятельности региональных, областных советов — это ответственность за институты охраны здоровья, которые включают: госпитали, ясли, учреждения для умственно отсталых и психически больных. Общее число мест в этих институтах 153 на 10 тыс. жителей.

На муниципальном уровне деятельность в области охраны здоровья и социальной работы регулируют некоторые акты. Каждый муниципалитет должен иметь социальные офисы, которыми люди могут пользоваться. Социальные офисы предоставляют широкий спектр услуг, основываясь на соответствующих законодательных актах.

Социальная защита по Акту 1964 г. предусматривает предоставление социально-экономической помощи тем, у кого нет права на какие-либо выплаты, на пенсию по схеме национального страхования и кто не способен поддерживать свое существование. Экономическая помощь может быть оказана в виде пособия, ссуды или дотации, например для проезда студентов во время каникул. Информация, советы и денежная помощь — главные направления в работе по этому акту.

В муниципалитетах ведется контроль за употреблением алкоголя через его распределение в магазинах, кафе и ресторанах, осуществляются основные профилактические меры, направленные на снижение употребления алкоголя и наркотиков. Профилактическая работа среди молодежи, поддержка и субсидии, выделяемые безалкогольным молодежным клубам, дискотекам и другим подобным заведениям, могут быть конкретными действенными мерами в этой области. Кроме того, среди молодежи, злоупотребляющей алкоголем и наркотиками, проводится так называемая работа на улице. Она имеет цель помочь молодым людям «завязать» с наркотиками и алкоголем.

Основная задача социальной защиты детей — «дать детям (до 18 лет), которые живут в условиях, разрушающих их здоровье и развитие, необходимую помощь и защиту» и «требовать охраны хороших условий жизни для детей». Каждый муниципалитет имеет отдел по защите детей, который несет ответственность за выполнение соответствующих мер. Работа ведется на трех уровнях: основные профилактические меры, профилактические меры в семьях и защитные меры.

Цель основных профилактических мер — улучшать жизненные условия детей. Применительно к практической социальной работе это выполняется через общественную работу, открытие детских площадок, детских садов, молодежных клубов или решение транспортных проблем, восстановление домов и т.д.

Важно заметить, что эти основные профилактические меры выходят за пределы работы социальных офисов и включаются в общие планируемые процессы административных систем в муниципалитетах.

В семьях, где дети живут «в неблагоприятных условиях», которые негативно влияют на их здоровье, профилактические меры таковы: семейный надзор, поддержка и совет семье, экономическая поддержка, помощь в решении каких-либо школьных проблем или обеспечение местами в яслях или детском саду для улучшения ситуации в семье, чтобы родители получили возможность дать детям необходимое воспитание.

Но «если родители не могут заботиться о своих детях», отдел по защите детей берет на себя ответственность по их защите, воспитанию и помещению в приемные семьи или детские дома.

В большинстве случаев эти меры временные, так что если ситуация меняется к лучшему, то ребенок может вернуться в семью. Существуют различные виды институтов, которые используются в таких ситуациях: дома матери и ребенка, детские дома, молодежные дома, семейные дома, институты для наркоманов и т.д. Но все они в большей или меньшей степени являются «семейными» институтами. Примерно 0,3% всех детей постоянно находится под муниципальным присмотром.

На профессиональном уровне службы здоровья и социальной защиты разделяются, даже если цели двух этих служб и схожи. Поэтому здесь должны быть упомянуты некоторые основные профилактические меры службы здоровья. Муниципалитет ответствен в первую очередь за охрану здоровья населения, что находит свое выражение в организации медицинских центров, центров здоровья (профилактическая работа среди детей и вакцинация), общественного питания в школах, физиотерапии, надомной службы (для пожилых людей и людей с физическими недостатками) и яслей.

На муниципальном уровне есть также службы, которые еще не закреплены специальным законодательством. Многие из них довольно новые. Они относятся к развивающимся методам социальной работы, хотя могут выглядеть и как экспериментальные. Среди них:

1. Центры добровольцев, в задачу которых входит налаживание связи между людьми, которые хотят помочь, и теми, кто нуждается в помощи.

2. Службы, работающие с конфликтующими сторонами, как альтернатива полиции: это обсуждение условий гражданского контракта между преступником и пострадавшим. Например, преступник выполняет определенную работу для пострадавшего.

3. Молодежные клубы организуют деятельность молодежи (от 10 до 16 лет) с целью предотвратить преступность и употребление наркотиков.

4. Приют для женщин: убежище и лечение для женщин, которые подвергаются насилию в семьях. Здесь они могут оставаться до изменения ситуации.

5. Центры для беженцев: временное убежище, включающее оказание социальной помощи и адаптацию к данной социальной системе.

6. Институты, приюты, частные дома, в которых осуществляется забота и уход за престарелыми и инвалидами. В настоящее время предпочтение отдается маломестным частным и общественным институтам.

Кроме того, среди молодых людей с девиантным поведением проводится работа на улице. При этом ставится задача их реабилитации. Также проводится общественная работа для улучшения жизненных условий в определенном окружении, чтобы уменьшить или предотвратить социальные проблемы.

В социальной работе в Норвегии выделяют три профессиональных уровня:

1) социальный работник (соционом) — работа в городских социальных офисах, направленная на обеспечение социальной безопасности;

2) социальный педагог — профессионально работает с детьми в детских учреждениях;

3) социальный работник, специализирующийся на работе с инвалидами внутри и вне социальных учреждений.

Профессиональная подготовка социальных работников в вузах Норвегии

Социальная работа как независимая научная дисциплина и направление профессиональной деятельности активно развивается и изучается многими заинтересованными студентами в разных странах мира. об этом свидетельствует большое количество центров, кафедр, Департаментом, факультетов и институтов по всему миру, в которых можно получить диплом социального работника как бакалаврской, так и магистерского уровня.

Безусловно, подготовка специалистов по социальной работе имеет свои национальные особенности, однако почти везде наблюдаются общие тенденции, основной среди которых является определение социальной работы как научной дисциплины и направления практической профессиональной деятельности.

Социальное образование и профессионализация социальной работы во многих развитых странах мира имеет давние традиции, представляет определенный интерес для Украины, потому ученые рассматривают профессиональную подготовку социальных работников как «мощный антикризисный, стабилизирующий и творческий фактор развития общества», что обуславливалось необходимостью решения многочисленных экономических, правовых, политических, социальных, личностных проблем населения, разработки и реализации эффективных механизмов социальной защиты граждан.

Поэтому возникла необходимость в подготовке специалистов социальной сферы, а их подготовка в каждом государстве характеризуется своей спецификой, учебные заведения формируют собственные инновационные модели подготовки специалистов к социальной работе.

В настоящее время в Европе подготовка работников социальной сферы осуществляется в более 400 учебных заведений Австрии, Бельгии, Великобритании, Дании, Ирландии, Финляндии, Франции, Швейцарии. Значительных успехов в подготовке специалистов социальной сферы достигнуто в Греции, Израиле, Германии, Португалии, Турции, Швеции и других странах.

Читайте также  Планирование и прогнозирование деятельности предприятия

Каждое из государств использует свои модели подготовки социальных работников, что сказалось на эффективности такой подготовки. Так, в Австрии, Бельгии, Германии, Нидерландах, Франции подготовка социальных работников осуществляется вне системы университетского образования; в Чехии, Болгарии, Греции, Норвегии, Польши Словакии используются как университетские, так и университетские типы подготовки; в Эстонии, Финляндии, Англии, Исландии, Швеции, США — так же, как и в Украине — подготовка специалистов для социальной сферы осуществляется в основном университетами.

В Норвегии подготовку социальных работников, среди многих других, осуществляет Департамент социальной работы и наук о здоровье Норвежского технологического университета, что ставит себе целью «содействие взаимодействию между людьми» как на индивидуальном уровне для тех, кто чувствует / имеет в этом потребность, так и на уровне социальной политики страны в целом, чем, соответственно, и должны заниматься социальные работники — выпускники этого заведения.

Итак, наличие такой системы соответствует требованиям современной образовательной политики высшей школы, которая нуждается в обновлении методической системы практического профессионального обучения на основе поиска и внедрения наиболее эффективных инноваций в процесс формирования будущего специалиста.

Практик по социальной помощи учится три года и получает соответствующий национальный диплом (3-year National Diploma). Он может получить образование бакалаврской уровня, а для получения образования магистерского уровня он может подаваться на программы по социальной работе.

Для определения и обоснования оптимальной системы профессиональной подготовки будущих социальных работников необходимо скрупулезная работа по методологическому анализу социальной работы как профессиональной деятельности, особенностей подготовки специалистов этого профиля в вузе.

Социальная политика Норвегии

Вы будете перенаправлены на Автор24

Основные модели социальной политики Норвегии

Государство в современном мире является одним из основных субъектов социальной политики.

Сама же социальная политика представляет собой деятельность, направленную на управление социальным развитием общества, обеспечение удовлетворения материальных и духовных потребностей его членов и регулирование процессов социальной дифференциации общества.

На данный момент социальная политика Норвегии направлена на развитие следующих социальных систем, а именно:

  • образования;
  • здравоохранения и культуры;
  • социального обеспечения;
  • жилищного и коммунального хозяйства;
  • социально-бытового обслуживания населения.

Рисунок 1. Норвегия сегодня. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Страна, которая провозгласила себя социальным государством обязана придерживаться всех принципов, которые соответствуют стране такого статуса, а также брать на себя главную роль в управлении социальной сферы.

Прежде чем перейти к разбору особенностей Норвежской социальной политики, стоит сказать про четыре основные модели социальной политики (Англосаксонская, Южноевропейская, Континентальная и Скандинавская).

Первая, англосаксонская модель, в основном характерна для таких стран как Канада, Великобритания и Ирландия. Основная идея этой модели заключается в том, что вне зависимости от активности индивида он имеет полное право на определённый социальный минимум.

Готовые работы на аналогичную тему

Финансирование может производится как из государственного бюджета так и за счет страховых взносов. К примеру, из бюджета как правило финансируются только семейные пособия и расходы на здравоохранение, а все прочие социальные пособия – уже должны финансироваться за счет страховых взносов граждан. В таких странах как правило уровень перераспределения ВВП через бюджет составляет около 40%.

Вторая или же Южноевропейская модель более характерна для таких стран как Италия, Испания и Греция. Тут социальная политика имеет более адресную направленность, то есть под социальные программы как правило подпадают самые незащищенные слои общества. Объем ВВП перераспределения через бюджет тут может варьироваться от 40% в Испании, до 60% в Греции и Италии.

Третья или континентальная модель. Характерна для таких стран как Франция, Германия, Австрия, Бельгия и Франция (частично). Перераспределение ВВП через бюджет не сильно отличается от предыдущих показателей и составляет около 50%. Страховые фонды поддерживаются в основном за счёт работодателей, уровень занятости поддерживается на максимальном уровне.

Ну и наконец-то четвертая модель скандинавская, которая применяется Норвегии, Финляндии, Дании и в Швеции. Основным ресурсом для перераспределения средств является бюджет, плюс в таких странах наблюдается довольно высокий уровень социальной защищенности. Государство берёт всю ответственность за уровень социальной жизни и минимальных социальных благ на себя. Объем перераспределяемого ВВП через бюджет составляет около 50-70%.

Особенности социальной политики Норвегии

Норвегия является одной из самых богатых стран по перерасчету доходов на душу населения. Так ВВП Норвегии составляет около 36000 у.е. на душу населения, а покупательская способность составляет внушительные 12000 у.е. Вот примерное соотношение отрасли и ее прибыльности для ВВП страны в целом. Сельское хозяйство приносит около 2,2 % в отличие от 2% в Швеции и 1,7% в той же Америке. Добывающая промышленность вносит свой вклад в размере внушительных 30% в силу большого количества добывающих установок в Северном море. Довольно большая часть от ВВП направлялась на расходы государства. Также высокий процент ВВП около 20,5% было направляется на капиталовложения. Но при всём этом, небольшой процент от ВВП страны идет на личное потребление, около 50%.

Рисунок 2. Жизнь норвежцев в цифрах. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Среднестатистическая семья в Норвегии состоит из отца, матери и одного, намного реже двух детей. Как и в нашей стране большинство молодых людей предпочитают жить с родителями до окончания школы, а уже потом находят себе отдельное жилье. Но так как в стране все же существуют определённые трудности с трудоустройством, большинство молодых людей не могут позволить себе отдельное жилье и продолжают жить с родителями.

В случае развода дети, как правило, остаются на попечительстве у супруги. Общество довольно толерантно в этих широтах и признает, если человек живёт один, с детьми или без, а также лояльное здесь и отношение к одиноким матерям с детьми.

Большие семьи по несколько десятков человек начинают пропадать, а им на смену приходят более мобильные и компактные семьи. Так контакты между собой поддерживают родители и дети, а также прародители (бабушки, дедушки). Старшее поколение как правило живёт отдельно от всей семьи в своих апартаментах или же доме престарелых.

В Норвегии действует обязательное образование в школах. Так любой ребенок в возрасте 7 лет должен отправится в школу и проучится там минимум 9 лет. Первые 6 лет называются детской школой, а еще три года составляют молодёжную школу.

Школьная система предполагает активное сотрудничество с родителями. Такие меры связаны с целью улучшить школьное обучение для каждого. Поэтому как правило школа выдвигает какие-то идеи, а уже родители их обговаривают и утверждают.

Школа после этих 9 классов добровольна. Как правило учащиеся в ней это подростки возрастом от 16 до 19 лет.

Не смотря на то, что последние три года школы являются добровольными для получения высшего образования необходимо выучиться на протяжение 12 лет.

Начальное и среднее образование – бесплатное. При достаточно высокой успеваемости студенты получают стипендию от государства.

Здравоохранение в основном находится под контролем государства, хотя стоит отметить, что существуют частные клиники.

Государственное страхование охватывает всех жителей, которые проживают на территории Норвегии.

Государственное страхование предусматривает защиту от большого числа рисков, таких как утрата работы, невозможность продолжения трудовой деятельности в связи с потерей трудоспособности и т.д. Также страхование предусматривает выплату пособий во время беременности и для одиноких кормильцев.

На страхование вы можете рассчитывать если ваш срок проживания в Норвегии составляет от одного года, в независимости от того имеется у вас вид на жительство или нет.

Пособие также предусматривает возмещение затрат в случае беременности инвалидности и т.д. Вот основные случаи предоставления государственной компенсации:

  • врачебная помощь;
  • контрольные обследования в период беременности;
  • медицинское обслуживание и лечение в соответствующем учреждении;
  • здравоохранение;
  • важные лекарства;
  • прохождение курса лечения у стоматолога;
  • обследование с возможностью дальнейшего лечения у психолога.

Из всех скандинавских стран у Норвегии самый большой процент ВВП который тратится на здравоохранение (около 8%).

Возраст выхода на пенсию составляет 67 лет. Пенсия может варьироваться от 800 до 1600 евро, или составлять около 2000 евро если выплачивается через частные страховые фонды. Пособие по безработице составляет от 600 до 1500 евро.

Безработным государство полностью оплачивает жилищно-коммунальные услуги, электроэнергию и транспорт. Затраты на социальную сферу из общего бюджета Норвегии составляют около 40%.

Система страхования в Норвегии покрывает довольно широкий список услуг:

  • консультации врача;
  • стационарную помощь;
  • помощь беременным, родильницам и роженицам;
  • лекарственное обеспечение для пациентов с хронической патологией;
  • 100% оплата больничного листа;
  • 100% оплата декретного отпуска в течение 42 недель;
  • пенсия по инвалидности;
  • медицинская помощь детям до 7 лет;
  • помощь при производственных травмах.

Также предусмотрена оплата санаторно-курортного лечения как в пределах страны так и заграницей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: