Социальное и эмоциональное развитие в младенчестве - ABCD42.RU

Социальное и эмоциональное развитие в младенчестве

Развитие эмоциональной сферы в младенческом и раннем возрасте

Развитие эмоциональной сферы в младенческом и раннем возрасте

Скачать:

Вложение Размер
razvitie_emotsionalnoy_sfery_v_mladencheskom_i_rannem_vozraste.docx 15.49 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие эмоциональной сферы в младенческом и раннем возрасте

Подготовила педагог-психолог Макарова Л.А.

Эмоции – это реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску. (Алёхина И.В., Психология человека 1999 г.)

Эмоциональное развитие в младенческом возрасте

Первые эмоции ребенок испытывает сразу же после рождения. Это отрицательные переживания связанны с физиологией. Отрицательные эмоции (крик, плач) выполняют защитную функцию и сигнализируют о неблагополучии малыша (голод, мокрые пелёнки, боль, хочет спать). Взрослый, реагируя на них, обеспечивает благоприятные условия младенцу.

Положительные эмоции развиваются только при взаимодействии с взрослым, который наполняет жизнь младенца разнообразными впечатлениями и проявляет к нему любовь и заботу.

После третей недели жизни у ребёнка развивается первая социальная реакция улыбка в ответ на ласковый разговор взрослого и склонённое над малышом лицо. Улыбка возникает как врождённый рефлекс, но постепенно трансформируется в ходе взаимодействия с взрослым.

С четырёх месяцев ребёнок громко смеётся. Радостное состояние малыша говорит о его хорошем самочувствии, повышает общую активность, содействует сенсорному и двигательному развитию.

К девятому месяцу ребёнок проявляет такие эмоциональные состояния как: гнев, печаль, интерес, отвращение, страх. Важным моментом в развитии эмоций и чувств ребенка выступает появление к концу первого года жизни ребенка чувство удивления. Чувство удивления говорит о зарождении высшей духовной потребности — познавательной.

Особенности эмоционального развития в младенчестве:

— основу развитий эмоций составляют примитивные эмоции, вызванные органическими причинами;

— в ситуативно – личностном общении у ребенка возникает радость от доброжелательного внимания к нему, недовольство отсутствием общения.

— социально обусловленные формы эмоциональных переживаний формируются в процессе общения младенца и взрослого;

— в ситуативно – деловом общении у малыша появляются удовольствие от совместных манипуляций, радость при успехах, поощрениях, обида, гнев при порицании;

— складываются предпосылки высших чувств — любовь и симпатия к близким.

Эмоциональное развитие детей в раннем возрасте

— эмоции также неустойчивы и изменчивы;

— являются мотивами поведения, что объясняет их импульсивность;

— начинают развиваться интеллектуальные, эстетические и нравственные эмоции, особое место среди высших эмоций в этот период занимает чувство гордости, симпатия, сочувствие и чувство стыда;

— особое условно-эмоциональное значение приобретает слово, которое становится средством оценивания тех или иных качеств поступков.

Ребёнок раннего возраста ещё не умеет контролировать свои эмоции, сдерживать свои эмоциональные проявления им движут сиюминутные желания и порывы. Его эмоциональные состояния преходящи и неустойчивы. Важно не поощрять его враждебные состояния и припадки гнева и истерик. В 1,5 — 2 года начинают закладываться простейшие нравственные чувства, начинает развиваться самооценка. Стимулирующим фактором похвала или порицание со стороны взрослых, которая формирует первоначальное различие «хорошо — плохо». К трем годам начинают проявляться эстетические чувства: радость вызывает красивая одежда, красивые вещи, цветущие растения… Восторг у малыша вызывает все яркое, блестящее. На основе чувства удивления, которое наблюдаемое еще у младенцев, в раннем детстве возникает элементарная любознательность, начинают появляться познавательные вопросы. Зарождаются новые чувства в отношении сверстников: соперничество, избирательное отношение в общении со сверстником, элементы зависти, ревности. Малыш стремиться узурпировать внимание взрослого, и протестует, когда оно делится между детьми или оказывается другому ребенку.

Что поможет в развитии эмоций?

Развитие эмоциональной сферы ребенка зависит от характера его общения с взрослым и сверстниками. В общении с взрослым, а именно с воспитателями должны преобладать мотивы сотрудничества. Взрослые должны стремиться к установлению теплых эмоциональных контактов с ребенком – это жизненный источник его чувств. Кроме любви от воспитателя дети ждут непосредственного участия во всех своих делах. Воспитатели, в свою очередь должны, скрывать свой негатив и переживания, многочисленные социальные проблемы, имеющиеся у нас в жизни (неприятности в семье, плохое настроение, обида на кого- либо). Ведь дети хорошо чувствуют наш эмоциональный настрой, отстраненность и пониженное настроение, они понимают, что происходит, и отсутствие хорошего настроения у нас вселяет в детей еще большую тревогу. Для развития ребенка чрезвычайно важен физический контакт со значимым взрослым – ласка, объятия, беседы. Для малышей это необходимо, и является доказательством того, что мир надежен и они сами любимы и нужны. Кроме этого, благодаря телесному контакту и ласкам у малышей возникают предпосылки формирования такого важного человеческого качества, как эмпатия, способность сопереживать другому, понимать чувства близких ему людей. Новые впечатления являются почвой, на которой произрастают ростки эмоций. Важно разнообразить досуг детей: многочисленные прогулки, путешествия в интересные для ребенка места, посещения развлекательных мероприятий. Помощниками в развитии эмоций выступают всевозможные игры и чтение детских книг. Когда дочитана книга полезно обсудить с малышом сюжет и поступки героев. Немаловажным для обогащения эмоционального спектра является детское творчество: рисование, лепка, занятия танцами, музыкой и т.д. Подрастающий ребенок должен испытать множество чувств, как неприятных при неудачах, так и хороших при успешном результате. Грамотное сочетание внимания и любви взрослого, общения, игр и творчества дает шанс эмоциональной сфере ребенка развиться полноценно и правильно.

Эмоциональное развитие детей раннего возраста

ИЛЬМИРА ТАРАСОВА
Эмоциональное развитие детей раннего возраста

Чувства и эмоции играют очень важную роль в жизни каждого человека, особенно в раннем возрасте. Ранний дошкольный период – время, когда идет изучение многоцветной палитры чувств, и ребенок обучается распознавать и верно показывать свои переживания. Развитие эмоциональной сферы ребенка происходит постепенно и оно не менее важно, чем физическое или психическое развитие. Только благодарят положительным эмоциям, совершенствуется способность запоминать информацию и говорить.

Поначалу общение ребенка с окружающим происходит только через проявление эмоций. Поэтому для нормального эмоционального развития малыша нужны разнообразные эмоции. Эмоциональные реакции ребенка неосознанно и неустойчивы — малыш может плакать, а через несколько секунд вдруг начать смеяться. Если ребенок растет в доброжелательной атмосфере, то он почти всегда жизнерадостен. Такое состояние чрезвычайно важно для формирования личности малыша, основы его отношения к окружающим. Эмоциональные состояния ребенка первого года жизни сохраняют ряд особенностей, характерных для младенца. Они кратковременны, неустойчивы, бурно выражаются. У детей раннего возраста можно наблюдать «эмоциональное заражение»: если начинает плакать один из них, то его сразу же поддерживают остальные. Во время бодрствования младенца первых месяцев жизни задача родителей так взаимодействовать с малышом, чтобы он был радостным и спокойным; больше с ним играть или просто быть рядом. Отрицательные эмоции у малыша чаще всего возникают в ответ на нарушение режима дня, неправильные приемы кормления, укладывания и умывания, недостаточно продолжительное и эмоционально насыщенное общение с взрослым.

Эмоции детей второго года жизни тесно связаны с предметной деятельностью, ее успешностью или не успешностью. Они направлены на объекты, с которыми предстоит действовать, на ситуацию в целом, на действия самого ребенка и взрослого, на получаемый самостоятельно результат, на игровые моменты. Интерес к объекту в сочетании с неумением действовать вызывает неудовольствие, гнев, злость, огорчение. Негативные реакции свидетельствуют о том, что способ действия малыша еще не сформирован. Яркие, положительные эмоции, выражающиеся в улыбках, возгласах, частых обращениях ко взрослому, говорят о том, что ребенок освоил действие и хочет получить одобрение взрослого при каждом самостоятельном поступке. Активность, протекающая на спокойно сосредоточенном фоне, указывает на освоение этого вида деятельности. Положительные эмоции во многих случаях отражают уровень удовлетворения потребности — познавательной, двигательной. На втором году жизни при приближении сверстника ребенок ощущает беспокойство, может прервать свои занятия и броситься под защиту матери. Общение с другими детьми в раннем детстве обычно только появляется и не становится еще полноценным. К концу второго года жизни малыш получает удовлетворение от игры. Возникают переживания, связанные не только с действиями, но и с сюжетом. Ребенок радуется и самому действию, и тому, что оно происходит в организованной им игре.

Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Это простейшая форма самосознания.

К 3 годам переживания ребенка неразрывно связаны с сюжетной стороной игры. Он развивает сюжет.Упала кастрюлька: «Ох! Пролилось!» — восклицает малыш и вытирает тряпкой воображаемую лужу. В три года ребенок уже спокойно играет рядом с другим ребенком, но моменты общей игры кратковременны, и пока о правилах игры речи быть не может. Если маленький ребенок посещает ясли, он вынужден более тесно общаться с ровесниками, и получает в этом плане больший опыт, чем те, кто воспитывается дома. Но и «ясельные» дети не избавлены от возрастных трудностей в общении. Они могут проявлять агрессивность — толкнуть, ударить другого ребенка, особенно если тот как-то ущемил их интересы. Ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого. Тем не менее, общение со сверстниками полезно и тоже способствует эмоциональному развитию ребенка, хотя и не в той мере, что общение с взрослыми.

В раннем возрасте развиваются высшие чувства, предпосылки которых сложились в младенчестве. Также к 3 годам отчетливо проявляются эстетические чувства.Малыш переживает характер музыки: веселой и грустной, плавной и бодрой. Он радуется украшениям, красивой одежде, цветущим растениям, ребенок учится отличать красивое от некрасивого. На основе чувства удивления, которое наблюдалось еще у младенца, в раннем детстве возникает элементарная любознательность. Начинают появляться познавательные вопросы.Зарождаются новые чувства в отношении сверстников: соперничество, элементы зависти, ревность.

Эмоциональное развитие детей раннего возраста особенно необходимо в период кризиса 3-х летнего возраста. В этот период у ребенка появляются элементы бунтарского поведения, желание манипуляции родителями, ревность к младшему (старшему) ребенку, агрессия к окружающим. Все это говорит о том, что малыш меняет свое отношение, как к себе, так и к окружающим. Нужно спокойно и уважительно относиться к ребенку, его запросам, без проявления агрессии объяснять и показывать на собственном примере, как надо вести себя в сложной ситуации. К 3 годам появляются личные действия и сознание «я сам» — центральное новообразование этого периода. Хотя его поведение остается импульсивным, появляются поступки, связанные не с непосредственными сиюминутными желаниями, а с проявлением «я» ребенка.

Развитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формы Ранний возраст – период, когда зарождаются продуктивные виды деятельности ребенка, в частности — рисование. Их возникновение также тесно.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста» Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка, потому как он обладает огромными возможностями для формирования.

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста» Развитие речи детей в первые годы жизни имеет очень интенсивный характер. Ранний возраст – это уникальный период в жизни человека. Задача.

План по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Цель — формирование сенсорной культуры у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры (формирование представлений о цвете, форме,.

Познавательное развитие детей раннего возраста. Из опыта работы Познавательное развитие детей раннего возраста. (Из опыта работы). «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть.

Развитие двигательной активности у детей раннего возраста Вопрос поддержания здоровья наших детей всегда актуален. Наиболее распространённым детским заболеванием является сколиоз. Именно не врождённый,.

Развитие движений детей раннего возраста Сегодня вспомним основные задачи в раннем возрасте по физическому развитию. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Социально-эмоциональное развитие детей от рождения до 1 года

  1. Роль родителей в социально-эмоциональном развитии малыша
  2. Проявление эмоционально-социальных навыков с рождения до 1 года по месяцам
  3. Как вы можете помочь в развитии навыков

Роль родителей в социально-эмоциональном развитии малыша

Суть эмоционально-социального развития детей до 1 года – закладывание и улучшение навыков адаптации к окружающему миру, общения с другими людьми, познание самого себя, умений эмоционально реагировать на происходящие события и переживания. Сюда входит:

  • «знакомство» с собой и своими эмоциями;
  • развитие начальных навыков в управлении эмоциональными реакциями;
  • налаживание взаимодействия с другими людьми;
  • развитие эмпатии;
  • обучение «мирному» разрешению конфликтов.

Эти и другие навыки «раскрываются» при наличии крепкой связи между крохой и родителями. Именно эта связь помогает ребенку налаживать отношения с другими людьми, выражать эмоции и справляться с трудностями. Благодаря поддерживающему отношению со стороны родителей, малыш может спокойно исследовать окружающий мир, понимать разницу между «правильным» и «неправильным».

Первый год жизни – время абсолютной зависимости малыша от заботящихся о нем взрослых. И, если выстроены адекватные отношения, то в дальнейшем они помогают ребенку проявлять независимость и самодостаточность.

С самого рождения дети изучают и формируют у себя понимание того, кем они являются. Родители могут помочь им в этом следующим образом:

  • своевременно распознавать «сигналы» крохи, которыми он выражает свои потребности;
  • распознав, вовремя реагировать на них и удовлетворять – это поможет малышу лучше понимать, что он хочет и в чем нуждается;
  • обеспечивать малышу стабильность, безопасность и «предсказуемость» в окружающей его обстановке – это формирует «базовое доверие к миру» и повышает уверенность в своих силах

Дальше мы рассмотрим, какие стратегии можно использоваться для гармоничного развития эмоционально-социальных навыков малыша. А пока давайте выясним, как проявляются эмоционально-социальные навыки у ребенка по месяцам от рождения.

Проявление эмоционально-социальных навыков с рождения до 1 года по месяцам

Свою первую социально-эмоциональную реакцию новорожденные обычно проявляют на 3-4 недели жизни. Это первая улыбка, которую вы сможете наблюдать, если склоните над крохой свое лицо и будете разговаривать с ним ласково и с улыбкой.

Затем дети проявляют следующие навыки социально-эмоционального развития.

2 месяца. В этот период малыш активно развивается в психоэмоциональном плане. Ему очень важен контакт с мамой, так как он не воспринимает себя отдельно от нее. Беря ребенка на руки, вы будете чувствовать, как ему комфортно и хорошо. В это время невозможно «приучить» младенца к рукам, как опасаются многие родители. Если действовать из этих опасений и ограничивать нахождение ребенка на руках, то он будет проявлять беспокойство, «беспричинно» плакать, требовать внимания. Если же без ограничений брать малыша на руки, то он будет активно развивать концентрацию внимания, координацию движений рук и глаз, фиксацию взгляда и так далее.

3 месяца. Ключевое социально-эмоциональное умение, которое развивается в этот период, это терпение. Малыш уже может терпеливо «ждать» до 5 минут, когда его просьба будет выполнена, и когда его переоденут или покормят. Он по-прежнему предпочитает изучать окружающий мир на руках у мамы, но уже может и самостоятельно полежать (до 10 минут). Кроха продолжает учиться ориентироваться в пространстве, изучать свое тело, «знакомиться» с другими людьми и испытывать от этого различные эмоции.

4 месяца. До этого периода малыши часто плачут «без причины», но к 4 месяцам их эмоциональный фон становится более ровным и устойчивым. Поэтому плачут они уже практически всегда «по делу». У крохи развивается оптимистичный настрой, настойчивость и ориентация на новые впечатления. В этом возрасте детки способны самостоятельно занимать себя до 25-30 минут. Большую часть их активности занимают манипуляции с игрушками и предметами. Малыш изучает их свойства, настойчиво повторяет различные действия, чтобы выявить новые возможности взаимодействия с ними. От таких занятий он получает бурные положительные эмоции.

5 месяцев. В этом возрасте детки способны на самостоятельные игры уже в течение 15-30 минут. Они более терпеливы и лучше понимают свои желания, «сообщая» о них взрослым. Например, вы сможете уже четко распознать, когда ваш сын или дочь просятся к вам на ручки. Еще один характерный навык этого периода – подражание взрослым. Малыш старается повторить за вами все, что вы ему показываете. Повышен интерес к взрослым – как близким, так и незнакомым. 5-месячные детки эмоционально показывают свое отношение к событиям и предметам – плачут, недовольно хмурятся или радостно смеются. Все, что вызывает положительные эмоции, они с удовольствием повторяют снова и снова. Например, манипуляции с игрушкой или игру в «ку-ку». В этот период дети охотно идут на общение, они любознательны и подвижны.

6 месяцев. В этом возрасте у малыша повышается терпеливость и сосредоточенность. Он активно изучает свое тело и способности и открыт для общения с окружающими. Заинтересовавшись игрушками или новыми предметами, он может самостоятельно играть до 40 минут. Одна из любимых игр – прятки. Она забавляет малыша, и когда вы захотите закончить игру, то он будет всеми способами показывать свое недовольство, требуя продолжения. И так будет до тех пор, пока ему не станет скучно. Главное осознание этого периода – что его желания важны, а общение со взрослыми приятно.

7 месяцев. Деткам пока кажется, что их возможности неограниченны. И, когда они убеждаются в обратном, то испытывают и проявляют отрицательные эмоции – злятся, капризничают, плачут. В этом возрасте малыш уже способен «адресовать» свои негативные эмоции конкретному человеку и чувствует, когда взрослые злятся или раздражаются.

8 месяцев. Это период, когда крохе уже не так интересно находиться на руках у взрослых. Он стремится самостоятельно изучать окружающий мир, ползает по квартире, интересуясь абсолютно всем, что попадается ему. Он активно общается со знакомыми людьми, но в этом возрасте детям свойственно развитие стеснения и социальный страх. Если раньше он спокойно «знакомился» с незнакомыми людьми, то в 8 месяцев начинает стесняться, прятаться за родителей и плакать. Со своими родными же кроха с удовольствием взаимодействует, играет и стремится быть рядом.

9 месяцев. Кроха все дольше играет самостоятельно, но предпочитает держать взрослых в поле зрения. Он способен сам передвигаться ближе к вам, если хочет пообщаться. А также просится на руки, если устал, хочет спать или болеет. У него активно развиваются процессы подражания и элементарные бытовые навыки. Малыш стремится к порядку и иногда сам кладет игрушку или предмет на место. Уход мамы из дома воспринимает как трагедию – нервничает, плачет и пытается «найти». В 9 месяцев деткам особенно важно получать от родителей знаки любви, чувствовать положительное отношение и надежность.

10 месяцев. В этом периоде у детей на первый план выходят навыки подражания. Они повторяют за взрослыми все, что видят – бытовые действия, разговоры по телефону и т.д. Также на новый уровень переходят игры и занятия, становятся более социализированными. Малыш с удовольствием «кормит» свои игрушки, начинает играть в ролевые игры, по-прежнему любит прятки, «ладушки» и другие пальчиковые игры. Также продолжает изучать свойства окружающего мира и свои способности, улучшая свои социальные навыки и расширяя эмоциональную палитру.

11 месяцев. Малыш подолгу и с удовольствием играет самостоятельно. Его эмоциональный фон становится более спокойным и уравновешенным. Он стремится к самостоятельности и укреплению социально-эмоциональных связей со взрослыми. Продолжает играть в ролевые игры с подражанием «взрослым» действиям.

12 месяцев. Особенность этого возраста – конфликт между стремлением к самостоятельности и пока ограниченными способностями. Из-за чего малыш становится капризным, плачет, если ему что-то не удается. Это период начала «кризиса первого года». Ребенок также учится «манипулировать» поведением взрослых и замечает, на какие его «сигналы» охотнее и быстрее реагируют родители. Если вы будете быстрее «отвечать» на его слезы или истерики, то он будет использовать их как способ привлечения внимания. Детки продолжают активно подражать взрослым, а также развивают свою самостоятельность, с радостью выполняют простые бытовые поручения и просьбы. Начинает развиваться эмпатия – кроха переживает и пытается «пожалеть», видя, что мама плачет.

Развитие психики ребенка в младенческом возрасте (0 — 1 год)

1. Кризис новорожденности

Процесс рождения — тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Психологи называют этот период — кризис новорожденности.
Причины кризиса новорожденности:
— Физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания).
— Психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни).
Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный? Это, прежде всего дыхательный и сосательный рефлексы, защитные и ориентировочные рефлексы. Некоторые рефлексы являются атавистическими («цеплятельный») — они получены от предков-животных, бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Основную часть времени ребенок спит.

2. Психологическая характеристика периода новорожденности

Ребенок обладает чувствительностью: различает соленый, горький, сладкий вкус; реагирует на звуковые раздражители.
Важные события в психической жизни ребенка — возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Резкий звук, например, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете.
Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом оживления»
Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность — улыбку, — знаменует собой появление первой социальной потребности — потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит от новорожденности в собственно младенчество.

3. Эмоциональное общение со взрослым как ведущая деятельность младенца

Ведущая деятельность младенческого возраста — эмоциональное общение со взрослым.
Ребенок в этом возрасте является слабым и совершенно беспомощным. Хотя, родившись, он отделился от матери физически, но биологически еще связан с ней. Ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно: его кормят, купают, одевают в сухое и чистое, перемещают в пространстве, следят за его здоровьем. И, наконец, с ним общаются. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.
Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1 месяц, после кризиса новорожденности (по некоторым данным, в 2 месяца). Комплекс оживления при появлении мамы (или другого близкого человека, ухаживающего за ребенком) показывает возникновение потребности в общении, которая должна как можно более полно удовлетворяться. Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.
Что же происходит, если потребность в общении не удовлетворяется или удовлетворяется недостаточно? Дети, оказавшиеся в больнице или детском доме, отстают в психическом развитии. До 9-10 месяцев они сохраняют бессмысленный, безразличный взгляд, устремленный вверх, мало двигаются, ощупывают свое тело или одежду и не стремятся схватить попавшиеся на глаза игрушки. Они вялы, апатичны, не испытывают интереса к окружающему. Речь появится у них очень поздно. Более того, даже при хорошем гигиеническом уходе дети отстают в своем физическом развитии. Эти тяжелые последствия недостатка общения в младенчестве получили название госпитализма.

4. Основные линии психического развития ребенка

Развитие сенсорики: зрительное сосредоточение, появившееся еще на этапе новорожденности, совершенствуется. После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. В этом возрасте ребенок определяет форму предметов, реагирует на цвет. Ребенок может прослеживать движущиеся предметы. В 4 месяца он не просто видит, а активно смотрит: реагирует на увиденное, двигается и повизгивает.
Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений, которые он получает. Взрослые, ухаживающие за ребенком, должны удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной. Познавательное развитие (в первую очередь, развитие восприятия) младенцев, живущих в однообразной среде, оказывается несколько замедленным по сравнению с развитием тех, кто получает много новых впечатлений.

Социальное и эмоциональное развитие в младенчестве

Дети с рождения существа социальные. Поэтому эмоциональные и социальные отношения детей являются главными аспектами развития в раннем возрасте. И, хотя сферы когнитивного, социального и эмоционального развития разделяются, тем не менее, чтобы изучить и описать их, следует помнить, что они взаимосвязаны.

Теории социального и эмоционального развития в раннем возрасте.

Психоаналитическая теория.

Концепция взаимоотношений младенцев с родителями Фрейда основана на предположении, что младенцам от рождения присущи биологические инстинкты, требующие удовлетворения. Потребность ребенка в еде, в тепле, в облегчении боли рассматривалась им как стремление к сенсорному удовольствию.

По мнению Фрейда, с развитием ребенка его деятельность, люди и предметы, которым ребенок передает энергию либидо, предсказуемо меняются. Фрейд утверждал, что поскольку в младенчестве самые важные потребности связаны с питанием, внимание ребенка сосредотачивается на том, кто удовлетворяет эти потребности. По мнению Фрейда, избыточное или недостаточное удовлетворение потребностей, связанных с раздражением оральной области, способно затормозить развитие ребенка на следующих стадиях, т.к. может возникнуть фиксация или внутреннее сопротивление передаче либидо новым объектам и видам деятельности. Фрейд выдвинул гипотезу о том, что фиксация в оральной стадии может способствовать предрасположенности человека к психическим отклонениям в будущем. Например, люди, потребности которых в младенчестве удовлетворялись недостаточно, могут быть предрасположены к депрессии и шизофрении, а те, чьи потребности удовлетворялись избыточно, могут проявлять излишнюю зависимость от окружающих.

Теория социального научения.

Другое теоретическое направление отразилось в работах бихевиористов, которые также полагали, что голод, жажда, боль являются основными стимулами, побуждающими младенца к действию, но отрицали понятие либидо, т. к. его нельзя измерить. Все, что удовлетворяет физиологические потребности ребенка, например пища, было названо ими первичным подкреплением. Все, что сопутствует удовлетворению этих потребностей, называется вторичным подкреплением. Мать для младенца является вторичным подкреплением, потому что с ней постоянно связаны питание и комфорт ребенка. Поэтому малыш ощущает в ней необходимость не только, когда он голоден или ему больно, но и в других ситуациях, тем самым, проявляя общую зависимость от нее.

Сокрушительный удар теориям, ставящим во главу угла удовлетворение физиологических потребностей, нанесли Харлоу и его коллеги серией экспериментов с детенышами обезьян, которые выявили новый источник взаимосвязи «мать — младенец» — удовлетворение от контакта. В клетку, где рос малыш обезьяны, помещали двух различных искусственных «мам». Одна «мама» была сделана из проволоки, и к ней была прикреплена бутылочка с молоком, которое детеныш мог сосать из соски. Другая «мама» была покрыта мягкой махровой тканью, но никакого питания детеныш от нее не получал. Вопреки предсказаниям как психоаналитиков, так и бихевиористов обезьяны-младенцы проводили большую часть времени в обнимку с мягкой махровой «мамой». К проволочной «маме» они подходили только, когда бывали голодны. Когда детеныш пугался незнакомого предмета, он бежал к махровой «маме» и прижимался к ней, точно чувствуя себя в большей безопасности, чем рядом с проволочной «мамой». Т.о., у этих приматов удовольствие, связанное с кормлением не легло в основу привязанности младенца к матери.

Социальное поведение ребенка в первый год жизни.

Младенцы начинают реагировать на людей с первых дней появления на свет. К концу первого месяца жизни дети различают голоса, внимательно приглядываются к лицам. Примерно между вторым и третьим месяцем младенцы начинают улыбаться окружающим, возникает так называемая улыбка общения. Чаще всего это первое явное проявление отзывчивости на социальные события. Но примерно до четырех месяцев младенцы, как правило, не отличают знакомых от незнакомых.

Общение со старшими, по мнению М.И. Лисиной, для маленького ребенка служит единственно возможным контекстом, в котором он постигает и присваивает добытое людьми ранее. Общение — важный фактор общего психического развития детей. Оно обуславливает структуру сознания, определяет опосредствованное строение специфически человеческих психических процессов.

Улыбка общения

Улыбка общения появляется у младенцев в конце второго месяца, и к трем месяцам ребенок улыбается почти каждому лицу. Появление такой улыбки- важное событие в развитии ребенка; улыбка привязывает окружающих к общению с малышом и укрепляет его привязанность к взрослым.

Однако, частота улыбок, адресованных другим, зависит от внешних обстоятельств. В одном исследовании изучалось появление улыбки у младенцев, воспитывавшихся в различной обстановке: тех, которые редко видят своих родителей, т.к. находятся с раннего возраста на повседневном попечении яслей, и тех, которые растут в семье, живут в благоустроенной квартире и воспитываются матерью. У младенцев, воспитываемых в семье, частота улыбок достигает максимального значения на несколько недель раньше, чем у младенцев, воспитываемых в яслях. Но у всех младенцев максимальная частота улыбок наблюдается примерно в 4 месяца. Возможно, это объясняется наличием у детей, воспитываемых дома, более сильной социальной взаимосвязи.

Потребность в общения складывается при жизни в ходе реальной практике общения человека с окружающими людьми.

Как же и когда появляется потребность в общении у детей? В поисках ответа на этот вопрос было проведено систематическое наблюдение за детьми, начиная с 16-ого дня жизни. Взрослый раз в 1-2 дня систематически воздействовал на детей. Это были 5 поочередных 30-секундных действий, включавших появление взрослого в поле зрения ребенка, поглаживание, улыбку и ласковую речь, сначала порознь, а затем в комплексе.

Результаты наблюдений были подвергнуты затем качественной и количественной обработке. Они позволили проследить, как постепенно, изменялось поведение младенцев в отношении взрослых.

В первые 2 недели появление взрослого не вызывало изменения поведения младенца, когда тот лежал в кроватке. И только в положении «над грудью» длительный ласковый разговор и поглаживания приводили к появлению у младенца сосредоточения: он замирал и напрягался. С 3-ей недели воздействия взрослого начали вызывать ориентировочно-исследовательскую активность, направленную на ознакомление с этим человеком. Затем в ответ на воздействия взрослого у детей появились эмоциональные реакции. В начале 4-ой недели жизни у ребенка можно было наблюдать улыбку в ответ на улыбку, а потом и на иное воздействие взрослого. На 2-ом месяце жизни у детей сложилась форма поведения, которая получила название в работах школы Н.М. Щелованова название «комплекса оживления». Сюда относятся следующие формы поведения ребенка: короткое гукание, певучее гуление, возбужденные вскрики.

Можно выделить 4 критерия, одновременное наличие которых служит свидетельством того, что у ребенка уже есть потребность в общении.

Внимание и интерес ребенка ко взрослому.

Эмоциональные проявления ребенка в адрес взрослого.

Инициативные действия ребенка, направленные на то, чтобы привлечь интерес взрослого, проявить себя перед старшим партнером.

Чувствительность ребенка к отношению взрослого.

Общение со взрослыми влияет на развитие детей на всех этапах раннего и дошкольного возраста. Основное и наиболее яркое позитивное влияние общения состоит в его способности ускорять ход развития детей .Для наибольшей наглядности этого вывода был проведен эксперимент на сопоставление особенностей любознательности у младенцев, с которыми были организованы специальные сеансы общения, и у их ровесников из контрольной группы, не получавших такой добавки. Занятия длились 7-8 минут. Тщательная проверка показала, что в экспериментальной группе дети не только интенсивно общались со взрослыми – у них вскоре обнаружилось быстрое развитие внимания и интереса ко всему окружающему миру в периоды, когда взрослого возле ребенка уже не было.

Влияние общения в форме его положительного воздействия прослеживается во всех сферах психической жизни ребенка – от процессов восприятия до становления личности и самосознания.

Признаки привязанности.

У младенцев старше шести месяцев начинает явно проявляться привязанность к определенным людям. Обычно, хотя не всегда, первым объектом привязанности является мать. Признаки привязанности младенца к тому или иному человеку проявляются в следующем: младенец чаще, чем к другим, обращается к нему за утешением; в присутствии объекта привязанности младенец реже испытывает страх.

Привязанность имеет для младенца и определенную ценность с точки зрения самосохранения. Прежде всего она дает ребенку возможность чувствовать себя в безопасности при столкновении с неожиданными явлениями окружающего мира.

Чтобы установить степень опасности данной ситуации, младенец, как правило, также обращается к своему объекту привязанности. Например, ребенок, приближающийся к новой игрушке, остановится и поползет к матери, если вдруг на ее лице отразится испуг или она произнесет любую бессмысленную фразу испуганным голосом. Но если мать улыбнется или скажет что-нибудь подбадривающим тоном, малыш поползет к игрушке.

Поведение родителей и привязанность.

Хотя младенцы, по-видимому, обладают врожденной способностью испытывать привязанность, выбор объекта, а также сила и качество привязанности в некоторой степени зависят от поведения родителей по отношению к ребенку.

Действительно ли ранний контакт матери и ребенка способствует возникновению привязанности? Необходимо ли это для оптимального развития ребенка? В ФРГ эти вопросы были изучены в серии экспериментов, в которых матери вступали в ранний контакт со своими младенцами. После родов женщинам из экспериментальной группы давали полчаса подержать малыша на руках. У остальных матерей общение с новорожденными протекало как обычно принято в родильном доме. Половина матерей экспериментальной группы имела со своими детьми продолжительный контакт, т.е. помимо регулярных периодов кормления младенец находился рядом с матерью еще около пяти часов. У оставшихся женщин такой возможности не было. Матери, имевшие ранний контакт с ребенком в первые пять дней относились к своим детям нежнее, матери, лишенные такого контакта. Однако, когда малышам исполнилось 8-10 дней разница эта исчезла. Таким образом, оказалось, что эффективность контакта зависит от отношения матери к рождению ребенка.

Необходимыми качествами, способствующими развитию привязанности ребенка, являются теплота, мягкость, подбадривание. Родители, к которым дети сильно привязаны, давая ребенку указания, произносят их мягко с теплотой, поддерживают, когда уместно поступки ребенка положительными оценками.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: