Социальные функции библиотеки - ABCD42.RU

Социальные функции библиотеки

Социальная роль библиотеки

Вы будете перенаправлены на Автор24

Библиотека как социальный институт

Изучение социальной роли библиотеки связано с необходимостью формирования понимания библиотеки в качестве социального учреждения. Помимо того, что в своей деятельности библиотека взаимодействует практически со всеми известными учреждениями и организациями, библиотека также включена во все основные сферы человеческой деятельности:

  • познавательную,
  • преобразовательную,
  • коммуникационную,
  • художественную,
  • ценностно-ориентационную.

Под социальной ролью библиотеки понимается перечень тех обязанностей, которые она выполняет перед обществом, которые являются необходимыми и продиктованными им, а также которые соответствуют сущности библиотеки как социального института.

Таким образом, помимо обычных, технологических, внутренних функций библиотеки, она выполняет и внешние, связанные с обществом. Такой подход начал развиваться во второй половине XIX века в связи с нарастанием роли информации в жизни человека.

Социальные функции библиотеки

Обобщая исследования отечественных и зарубежных ученых, социальная роль библиотеки была связана с выполнением таких функций, как:

  • идейно-воспитательная,
  • культурно-просветительская,
  • гедоническая,
  • идейно-воспитательная,
  • рекреационная,
  • информационная.

В Российской Федерации существует Закон «О библиотечном деле» N 78-ФЗ (действующая редакция от 21.09.2017 г.), который четко определяет три социальные функции библиотеки: информационную, культурную и образовательную.

Информационная функция связана с обеспечением материального и духовного производства и воспроизводства с помощью массива информации, в ней имеющегося. Таким образом, библиотека предоставляет читателю информационный продукт, который по качеству, форме и содержанию может быть различным, но должен соответствовать запросу читателя. Законодательно указывается применительно к информационной функции библиотеки то, что она обязана обеспечивать права каждого человека, любой организации, общественного объединения и т.д. на неограниченный доступ к информационным ресурсам.

Готовые работы на аналогичную тему

Говоря о культурной функции библиотеки, подразумевается ее работа, направленная на духовное развитие читателя, приобщение его к ценностям, принятым и поддерживаемым в мировой и отечественной культуре, а также помощь (создание условий) для культурной деятельности. Особое значение библиотека как социальный институт имеет для культурно-репродуктивной деятельности человека, поскольку библиотека является интегрированной сетью каналов донесения информации до самых разных слоев населения, а также передача культурного наследия новым поколениям.

Под образовательной функцией библиотеки понимается та деятельность, которая направлена на обеспечение духовного воспроизводства общества, включающее социализацию, образование, воспитание, а также самообразование и самовоспитание общества.

Таким образом, библиотека является долговременным институтом социализации человека, который действует до тех пор, пока последний входит в число ее читателей.

Помимо этого образовательная функция библиотеки призвана активизировать ресурсы человека, стимулировать его развитие как творца, активного субъекта общественной жизни. Являясь не только инструментом официального образования, библиотека является крайне эффективным средством непрерывного самообразования, которое может сопровождать человека на протяжении всей его жизни.

Таким образом, размышляя над содержанием понятия миссии публичной библиотеки, можно вычленить в нем два взаимосвязанных уровня — глобальный и личностный. В глобальном плане миссия библиотек состоит в сохранении и дальнейшем развитии достижений цивилизации; в личностном — в формировании человека как образованного, нравственного, активного гражданина своей жизни и своей страны.

Социальные функции публичной библиотеки в трудах отечественных библиотековедов

Полный текст:

  • Реферат
  • Об авторе
  • Список литературы
  • Cited By

Реферат

Ключевые слова

Об авторе

Центр по исследованию проблем развития библиотек в информационном обществе,
ведущий научный сотрудник

Воздвиженка ул., д. 3/5, Москва, 119019, Россия

кандидат педагогических наук

ORCID 0000-0001-7155-2097; SPIN 5363-1336

Список литературы

1. Карташов Н.С., Скворцов В.В. Общее библиотековедение : в 2 ч. Ч. 2: Общая теория библиотечного дела. Москва : Изд-во Моск. гос. ун-та культуры, 1997. 255, [2] с.

2. Маркова В.Н. Функциональная модель библиотеки // Библиосфера. 2013. № 1. С. 13—19.

3. Ванеев А.Н. Развитие библиотековедческой мысли в России (XI — начало ХХ в.). Москва : Пашков дом, 2003. 303 с.

4. Акилина М.И. О критериях отнесения библиотеки к документным и информационным учреждениям // Библиотечное дело на пороге XXI в. : тез. докл. и сообщ. Междунар. науч. конф. (Москва, 15—16 апр. 1998 г.). Москва, 1998. Ч. 1. С. 15—17.

5. Юдина И.Г., Лаврик О.Л. Информационная функция библиотеки в теории и практике библиотечного дела. Новосибирск, 2010. 228 с.

6. Тикунова И.П. Концептуальная модель современной библиотеки: социально-философский анализ : автореф. дис. . канд. филос. наук / Помор. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Архангельск, 2007. 18 с.

7. Луппов С.П. Книга в России в первой четверти XVIII века. Ленинград : Наука. Ленингр. отд-ние, 1973. 372 с.

8. Императорская Публичная библиотека за сто лет, 1814—1914. Санкт-Петербург : тип. В.Ф. Киршбаума, 1914. [6], 482, XVI с.

9. Акты, относящиеся до нового образования Императорской библиотеки. [Санкт-Петербург, 1812]. 178 с.

10. Буле И.Т. Скромные предложения к инструкции для будущей организации и управления университетской библиотеки в Москве // Пенчко Н.А. Библиотека Московского университета с основания до 1812 года. Москва, 1969. С. 145—148.

11. Описание торжественного открытия Императорской Публичной библиотеки, бывшего генваря 2 дня 1814 года… Санкт-Петербург : Тип. Имп. театра, 1814. [7], 206 с.

12. Рейсс Ф.Ф. Расположение библиотеки Императорского Московского университета… Москва : Унив. тип., 1826. XXVI, 233 с.

13. Труды Первого Всероссийского съезда по библиотечному делу, 1—7 июня 1911 г. : избр. материалы. Санкт-Петербург : Рос. нац. б-ка, 2011. 216 с.

14. Рубакин Н.А. Основные задачи библиотечного дела // Избранное : в 2 т. Москва, 1975. Т. 2. С. 127—146.

15. Рубакин А.Н. Рубакин : (Лоцман книжного моря). 2-е изд., доп. Москва : Мол. гвардия, 1979. 204 с.

16. Рубинский К.И. Культурная роль библиотеки и задачи библиотековедения : публ. лекция // Зап. Харьк. ун-та. 1910. Кн. 1. С. 65—96.

17. Хавкина Л.Б. Библиотеки, их организация и техника. Изд. 2-е. Санкт-Петербург : Изд. Суворина, 1911. 404 с.

18. Хавкина Л.Б. Книга и Библиотека. Санкт-Петербург : Изд-во РНБ, 2011. 152 с.

19. Резолюции Первого Всероссийского съезда по библиотечному делу, состоявшегося в С.-Петербурге с 1-го по 7-е июня 1911 г. А: По секции государственных, академических и специальных библиотек. Санкт-Петербург, 1911. 36 с.

20. Дерунов К.Н. Избранное : Труды по библиотековедению и библиографии / под общ. ред. Ю.В. Григорьева. Москва : Книга, 1972. 237 с.

21. Резолюции I Всероссийского съезда библиотечных работников 1—7 июля 1924 г. (Утверждены Коллегией Народного Комиссариата Просвещения). Москва : Красная новь, 1924. 68 c.

22. Мотульский Р.С. Библиотека как социальный институт. Минск : Белорус. гос. ун-т культуры, 2002. 374 с.

23. Березюк Н.М. Вспоминаем, чтобы никогда не забыть : К 150-летию со дня рождения К.И. Рубинского // Библиотековедение. 2010. № 6. С. 70—75.

24. Тикунова И.П. Современная региональная библиотека в контексте построения обществ знаний [Электронный ресурс] // Kitabxanalar biliklər cəmmiyyətində = Библиотеки в обществе знаний: Ikidilli Azərbaycan-Rusiya layihəsi. Bakı, 2006. S. 426—439. URL: http://tikunova-i.narod.ru/ni/sovr_reg_bib.htm (дата обращения: 02.10.2018).

25. Иванов Д.Д. Избранное. Москва : Книга, 1986. 334 с.

26. Чубарьян О.С. Общее библиотековедение. 2-е изд., перераб. и доп. Москва : Книга, 1968. 296 с.

27. Дыченко Л.Ф. Образовательная функция научно-технической библиотеки // Проблемы идеологической работы культурно-просветительных учреждений : Тез. докл. конф. аспирантов ин-тов культуры. Ленинград, 1975. С. 173—175.

28. Каратыгина Т.Ф. Становление социальных функций технических библиотек // Советское библиотековедение. 1981. № 1. С. 28—40.

29. Каратыгина Т.Ф. Миссия специальных библиотек // Библиотековедение. 1994. № 2. С. 56—58.

30. Ванеев А.Н. О месте библиотековедения в системе наук // Советское библиотековедение. 1978. № 2. С. 23—37.

31. Инькова Л.М. Социальные функции советской массовой библиотеки // Советское библиотековедение. 1973. № 2. С. 16—30.

32. Пашин А.И. Деятельность библиотек на уровень новых задач. Москва : Сов. Россия, 1976. 176 с.

33. Серов В.В. Ленинская национальная политика и развитие библиотечного дела в СССР // Советское библиотековедение. 1973. № 3. С. 6—19.

34. Антоненко С.А. Модернизация сельской библиотеки: функциональный аспект : автореф. дис. . канд. пед. наук. Москва, 2012. 23 с.

35. Мелентьева Ю.П. Библиотека как институт социализации юношества : автореф. дис. . докт. пед. наук. Москва, 1995. 33 c.

36. Мотульский Р.С. Функции библиотек // Общее библиотековедение. Москва : Либерея, 2004. С. 77—109.

37. Ванеев А.Н. Развитие библиотековедческой мысли в СССР. Москва : Книга, 1980. 232 с.

38. Фирсов В.Р. Социальная роль — социальные функции — библиотечная деятельность. Проблема принципа ограничения // Методологические аспекты изучения процессов функционирования библиотечных систем. Ленинград, 1982. С. 21—36.

Читайте также  Роль праздников в развитии и воспитании дошкольников

39. Фирсов В.Р. Сущностные функции библиотечной деятельности: культуроведческий подход // Научные и технические библиотеки. 1985. № 5. С. 15—20.

40. Тюлина Н.И. Информационная функция библиотеки // Библиотековедение. 1993. № 1. С. 3—11.

41. Скворцов В.В. Коренной вопрос перестройки библиотечной теории и практики // Развитие библиотечной теории и практики на современном этапе : межвуз. сб. науч. тр. / Моск. ин-т культуры. Москва, 1989. С. 5—19.

42. Акилина М.И. Информационная функция как понятие // Библиотека. 1999. № 10. С. 30—32.

43. Библиотечное дело : терминологический словарь / [Рос. гос. б-ка ; сост. Т.А. Бахтурина и др.]. Москва, 1997. 167 с.

44. Столяров Ю.Н. О сущностных функциях элементов библиотеки и их наименовании // Научные и технические библиотеки. 2015. № 7. С. 3—15.

45. Столяров Ю.Н. Библиотечный фонд : учебник. Санкт-Петербург : Профессия, 2015. 383 с.

46. Добрынина Н.Е. Еще раз о социальной роли публичной библиотеки в современной России // Библиотечное дело на пороге XXI в. : тез. докл. и сообщ. междунар. науч. конф. (Москва, 15—16 апр. 1998 г.). Москва, 1998. Ч. 1. С. 33—35.

47. Гениева Е.Ю. Библиотека как институт модернизации // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 16. С. 10—21.

48. Соколов А.В. Функции библиосферы // Научные и технические библиотеки. 2016. № 1. С. 7—25; № 2. С. 5—24.

49. Швецова-Водка Г.Н. Учение о библиосфере — новый вклад в библиотечно-информационную науку // Библиосфера. 2017. № 1. С. 3—9.

50. Биология : учеб. для студентов мед. специальностей вузов : в 2 кн. Кн. 2: Эволюция. Экосистема. Биосфера. Человечество / под ред. В.Н. Ярыгина. Москва : Высш. шк., 2003. 333, [1] с.

51. Соколов А.В. Библиотечный гуманизм и гуманистическая миссия библиотек в информационном обществе // Библиотечное дело. 2011. № 17 (154). С. 8—15.

52. Гениева Е.Ю. Библиотека как институт модернизации, или Ноев ковчег цивилизации // Библиотечное дело. 2011. № 21. С. 2—8.

53. Дворкина М.Я. Как библиотеки привлекают пользователей // Библиотековедение. 2016. Т. 65, № 3. С. 345—351. DOI: 10.25281/0869-608X-2016-65-3-345-351.

54. Рассадина М.И. Библиотека в условиях глобальной информатизации: проблемы трансформации // Научные и технические библиотеки. 2018. № 1. С. 51—60.

55. Нещерет М.Ю. Публичная библиотека США: храм науки или социальный приют? // Библиотековедение. 2018. Т. 67, № 1. С. 75—82. DOI: 10.25281/0869-608X-2018-67-1-75-82.

56. Леонов В.П. Будущее библиотеки как предмет изучения // Научные и технические библиотеки. 2012. № 9. С. 51—68.

Презентация «Социальные функции библиотеки»

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Социальные функции библиотеки
Луганская сельская библиотека
Библиотекарь: Руди К. В.

Описание слайда:

Социальные функции библиотеки
это внешние функции, по объекту воздействия выходящие за внутренние границы библиотеки
функции, которые, непосредственно или опосредованно сказываются на обществе.

Описание слайда:

Мемориальная
Идеологическая
Информационная
Социализирующая
Культурная
Образовательная
Коммуникационная
Просветительская
Социальные функции библиотеки

Описание слайда:

Возникновение библиотеки связано с функцией сбора и хранения информации на материальных носителях – мемориальной функцией, отсюда и древнегреческое название библиотеки: bibliotheke (гр. biblion – книга, theke – хранилище), т. е. книгохранилище. Тем не менее, так как библиотеки создавались с определенными целями по заказу различных властителей, они изначально выполняли идеологическую функцию. По социальному заказу создавались библиотеки (идеологическая функция), в которых хранились необходимые документы (мемориальная функция). В библиотеках были хранители книг (библиотекари), которые помогали в поиске нужной информации на тот момент ограниченному контингенту пользователей (информационная функция).

Описание слайда:

Таким образом, уже в античном мире шло превращение библиотеки из храма в социальный институт. Основная трудность в выполнении данной функции связана с природными и социальными потрясениями: наводнениями, пожарами, землетрясениями, революциями, войнами, в результате которых уничтожается ряд документов, что иногда ведет даже к разрыву преемственности между эпохами и поколениями.
Осуществление мемориальной функции позволяет считать библиотеку памятью человечества. Идеальное ее выполнение означает «запоминание» всего, что создано человечеством, т.е. вечное хранение всех собранных в библиотеке документов.
В ходе исторического развития библиотеки ее мемориальная функция становится вспомогательной, уступая место функции организации использования документа, или его предоставления во временное пользование. Именно доступ к информации начал восприниматься читателем как важнейшая функция библиотеки.

Описание слайда:

Культурная функция библиотеки — это совокупность видов ее работы, направленная на свободное духовное развитие читателей, приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры, создание условий для культурной (репродуктивной и продуктивной) деятельности.
Являясь неотъемлемой и органической частью культуры, библиотека в то же время представляет собой один из важнейших факторов культурного развития, распространения, обновления и приращения культурного достояния стран и народов. Библиотека не создает каких-либо ценностей, выходящих за пределы ее функционального назначения. Главная ее социальная миссия выражается в том, что она играет незаменимую обеспечивающую, а именно информационную роль по отношению к институту культуры вообще, к культуре каждого конкретного читателя.

Описание слайда:

Одно из важнейших направлений деятельности библиотеки как социокультурного центра — распространение и повышение информационной (или библиотечно-библиографической и информационной) культуры, которая, наряду с компьютерной грамотностью, все более становится одним из важнейших условий функционирования человека как полноценного члена современного и будущего общества.
Культурная функция библиотеки реализуется путем использования самых многообразных форм деятельности; от непосредственной выдачи изданий до организации различных любительских объединений, клубов по интересам и т. д. Однако основное содержание данной функции остается неизменным. Оно заключается в том, чтобы максимально большее число читателей овладело духовными ценностями культуры, прониклось высокими идеалами прогрессивной мировой культуры, освободилось от духовной несвободы и встало на такой путь развития, который в конце концов приводит к формированию гармонической, всесторонне развитой личности — идеалу представлений о человеке, в котором все совершенно: и мысли, и чувства, и действия.

Описание слайда:

Информационная функция библиотеки — это совокупность видов ее деятельности по информационному обеспечению материального и духовного производства и воспроизводства.
Реализация функции выражается в виде процесса удовлетворения информационных потребностей читателей библиотеки (физических и юридических лиц) за счет массива информации, накопленного в ней, а также других источников информации. Как правило, библиотека в соответствии с запросом выдает читателю информацию в виде публикации (книга, статья, журнал, магнитная лента, дискета, компактный оптический диск и т. д.).
Значительную часть работы библиотеки по обслуживанию читателей составляет выдача библиографической информации, адресов информации, или информации об информации (библиографические справки, библиографические пособия, каталожные данные, коды доступа к удаленным банкам данных и т. п.). Выполняя указанную функцию, библиотека выдает также читателю и информацию, не связанную непосредственно с документом (публикацией). Таковы, например, устные фактографические справки, содержащие хронологические, биографические, статистические сведения, данные о параметрах различных процессов, характеристики машин, аппаратов и т. п.

Описание слайда:

Образовательная функция библиотеки — это совокупность видов деятельности библиотеки, направленная на информационное обеспечение духовного воспроизводства общества, которое включает социализацию членов общества, их образование и самообразование, воспитание и самовоспитание.
Библиотеке принадлежит весьма важная роль в процессе социализации личности. Наряду с другими учреждениями она осуществляет весьма серьезную по своим последствиям работу, помогающую индивиду через источники информации усвоить те ценности и нормы, которые характерны для данной общественной формации или социальной структуры. Библиотека — это долговременный институт социализации, постоянно действующий в течение того периода, когда человек входит в число ее читателей.
Возрастающе важная роль принадлежит библиотекам в реализации задач образования и самообразования, Так как образовательные процессы имеют в своей основе демонстрацию и усвоение демонстрируемых знаний, вполне понятно, что библиотеки как основные хранилища и источники накопленной человечеством информации выступают в качестве важнейшего составного звена всей системы просвещения, образования и самообразования. Эффективная реализация образовательных процессов немыслима без использования библиотеки как их информационной основы.

Описание слайда:

Наиболее полно образовательная функция выполняется учебными библиотеками. Согласно концепции, библиотека учебного заведения — главное учебное подразделение, на основе которого должна строиться вся учебная работа. Разумеется, эта концепция вовсе не умаляет значения преподавателя. Она акцентирует внимание на таком важном факторе образования XX в., как информационный фактор. Наиболее близки к выполнению данной функции детские, юношеские, публичные (массовые) и другие библиотеки. Именно поэтому и принято считать библиотеки главной базой непрерывного образования и самообразования, которые должны длиться всю жизнь.

Читайте также  Сила трения 2
Описание слайда:

В соответствии с коммуникационной функцией библиотека предоставляет пользователю не только сам документ или сведения о нем, но и непосредственно необходимую ему информацию.
Осуществление данного вида деятельности связано с более высоким уровнем библиотечного сервиса. В данном случае библиотека берет на себя обязанность предоставить пользователю не документы, содержащие необходимую ему информацию, как это бывает в большинстве случаев, а, на основе изучения и анализа их содержания, конечный результат — интересующие его сведения. Данная работа может быть выполнена в традиционном режиме, когда пользователь в устной или письменной форме получает соответствующую справку, или в электронном, когда поиск в информационном массиве осуществляется при помощи определенных технических и программных средств, а пользователь становится обладателем необходимых ему сведений, часто даже не посещая библиотеки и не встречаясь о библиотекарем.
Библиотека выполняет также коммуникационную функцию, когда организует процесс коммуникации непосредственно между пользователями, минуя процесс создания документов. В этом случае часть пользователей, являющихся носителями социально значимой информации, одновременно выступает и в качестве реальных или потенциальных авторов документов.

Описание слайда:

Таким образом, коммуникационную функцию библиотека осуществляет посредством предоставления пользователю документа, сведений о нем, информации, в нем содержащейся, организации устного общения между пользователями и реальными или потенциальными авторами документов либо носителями социально значимой информации. Критерием эффективности выполнения библиотекой коммуникационной функции следует считать организацию наиболее полного и оперативного доступа пользователей к необходимым им документам. Идеальный вариант выполнения данной функции — это мгновенное предоставление пользователю исчерпывающего перечня всех необходимых ему документов.

Описание слайда:

Просветительская функция библиотеки проявляется в просветительской деятельности, которая предполагает систематическое и целенаправленное распространение новых знаний и информации по самым различным отраслям.
Наиболее яркими образцами просветительской деятельности в публичных библиотеках можно считать: выставочную работу, презентации новых книг, читательские конференции, встречи с выдающимися людьми, литературные вечера и т. п. Сегодня библиотеки вкладывают в них новое содержание и предлагают новые формы, например, онлайновые форумы, блоги, интернет-конференции. Их участники — не пассивные слушатели и зрители, а равноправные партнеры по дискуссии, единомышленники, оппоненты. Рассматривая просветительскую функцию публичной библиотеки в масштабах профессиональной деятельности, уместным является уточнить понятие «просветительская традиция», поскольку оно базируется на духовных ценностях. Выделяются следующие виды просветительских традиций: внимание к «простому человеку»; оптимальное соответствие между книгой и ее читателем; стремление способствовать взаимодействию различных слоев населения. В свете этой точки зрения совершенно естественно воспроизводство просветительских традиций рассматривать как обновление содержания деятельности библиотеки, вовлечение в этот процесс различных слоев населения, в том числе и органов местной власти.

Описание слайда:

Библиотека способствует «включению конкретного человека в культуру, выступая ее ретранслятором (через духовные ценности, зафиксированные в информационных источниках)». В этом выражается ее социализирующая функция.
Социализирующая функция неразрывно связана с просветительской функцией, она так же направлена на распространение новых знаний и информации по самым различным отраслям для определенных социальных групп.
При реализации социализирующей функции библиотека может выступать как:
1. Центр поддержки незащищенных слоев населения
2. Центр социальной коррекции
3. Центр социокультурной реабилитации для особых групп местного населения (участников войн, переселенцев, инвалидов);
4. Библиотерапевтический центр
5. Центр поддержки семьи
6. Библиотекарь как социальный работник (проект «Библиотерапия»).

Описание слайда:

Список используемой литературы
Маркова В. Н. Функциональная модель библиотеки. – Белгород: БИБЛИОСФЕРА, 2013. — №1. — с. 13 –19.
Столяров Ю. Н. Библиотека: структурно-функциональный подход. – М. : Книга, 1981. – 255 с.
Фирсов В. Р. Сущностные функции библиотечной деятельности: Культуроведческий подход // Науч. и техн. б-ки. – 1985. – № 5. – С. 15–20.
Шира Дж. Х. Социологические основы библиотечного дела. – М. : ВИНИТИ, 1973. – 52 с.
Карташов Н. С., Скворцов В. В. Общее библиотековедение. Ч. 2. – М. : Изд-во МГУКИ, 1997. – 257 с.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Социальные функции библиотеки

Библиотеке как социальному учреждению присущи, по меньшей мере, три социальные функции: информационная, культурная и образовательная (рис. 2.7.) [43].

Рис. 2.7. Социальные функции библиотеки

Информационная функция библиотеки— это совокупность видов ее деятельности по информационному обеспечению материального и духовного производства и воспроизводства.

Реализация функции выражается в виде удовлетворения информационных потребностей читателей библиотеки за счет массива информации, накопленной в ней, а также других источников информации. Как правило, библиотека в соответствии с запросом выдает читателю информацию в виде публикации (книга, статья, журнал, магнитная лента, дискета, компактный оптический диск и т.д.). До настоящего времени такого рода видимая и ощущаемая информация преобладает в большинстве библиотек, что и служит поводом подходить к ним с документалистической точки зрения, хотя она и не вполне верна. Значительную часть работы библиотеки по обслуживанию читателей составляет выдача библиографической информации, адресов источников или информации об информации (библиографические справки, библиографические пособия, каталожные данные, коды доступа к удаленным банкам данных и т.п.). Выполняя указанную функцию, библиотека выдает также читателю и информацию, не связанную непосредственно с документом (публикацией). Таковы, например, устные , фактографические, статистические сведения, данные о параметрах различных процессов, характеристики машин, аппаратов и т.п.

Культурная функция библиотеки

это совокупность видов ее работы, направленная на свободное духовное развитие читателей^ приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры, создание условий для культурной деятельности.

•Являясь неотъемлемой и органической частью культуры и выступая в качестве величайшей ценности общечеловеческой культуры, библиотека в то же время представляет собой один из важнейших факторов культурного развития, распространения, обновления и приращения культурного достояния стран и народов. Библиотека не создает каких-либо ценностей, выходящих за пределы ее функционального назначения. Главная ее социальная миссия выражается в том, что она играет незаменимую обеспечивающую, а именно информационную, роль по отношению к институту культуры вообще, к культуре каждого конкретного человека. Библиотеку можно уподобить улице с двусторонним движением: в одном направлении усилиями библиотекарей поступает к читателям информация об имеющихся достижениях культуры, в другом — движется информация о вновь созданных ее ценностях.

Если в древности великие творения могли создаваться вне какой-либо связи с библиотеками, то ныне они практически невозможны без самого тесного сопряжения творческой мысли с «памятью» человечества, сконцентрированной в библиотеках. Современные писатели, режиссеры, художники, представители других творческих профессий на определенных этапах творчества не могут обходиться без источников информации, которые предоставляет библиотека. Разумеется, это не единственное, но важное условие творчества.

Культурная функция библиотеки реализуется путем использования самых многообразных форм деятельности: от непосредственной выдачи изданий до организации различных любительских объединений, клубов по интересам и т.д. Однако основное содержание данной функции остается неизменным. Оно заключается в том, чтобы максимально большое число читателей овладело духовными ценностями культуры, прониклось высокими идеалами прогрессивной культуры, освободилось от духовной несвободы и встало на такой путь развития, который приводит к формированию гармонично развитой личности.

Образовательная функция библиотеки — это совокупность видов деятельности библиотеки, направленной на информационное обеспечение духовного воспроизводства общества, которое включает социализацию членов общества, их образование и самообразование, воспитание и самовоспитание.

В плане социализации личности библиотека помогает индивиду через источники информации усвоить те ценности и нормы, которые характерны для данной социальной структуры.

Возрастающе важная роль принадлежит библиотекам в реализации задач образования и самообразования. Так как образовательные процессы имеют в своей основе демонстрацию и усвоение демонстрируемых знаний, вполне понятно, что библиотеки как основные хранилища и источники накопленной человечеством информации выступают в качестве составного звена всей системы образования и самообразования.

В демократическом обществе библиотека активно содействует всестороннему, гармоничному развитию его членов, воспитанию в духе общечеловеческих ценностей.

Вместе с тем существует мнение, что библиотеке свойственны и некоторые другие функции. Они могут выполнять рекреационную функцию (лат. recreatio — восстановление), т.е. способствовать восстановлению интеллектуальных сил человека, израсходованных в процессе труда.

Читайте также  Проблемы Квебека в Канаде

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)

3.1. Развитие взглядов на социальные функции библиотек

Социальные функции библиотеки являются одной из фундаментальных проблем библиотековедения.

Библиотековедами и библиотекарями-практиками социальные функции библиотек нередко обозначались и продолжают иногда обозначаться при помощи таких понятий, как «общественная роль библиотеки», «социальная роль библиотеки», «социальная миссия библиотеки», «цель библиотеки», «задачи библиотеки». В их изучении накоплен богатый опыт. Изучению данной проблемы посвящали свои работы известные специалисты, на страницах профессиональной печати находили отражение многочисленные дискуссии. Каждый раз библиотековедами предлагался, как им казалось, окончательный перечень функций библиотеки. Однако новый виток исторического развития подтверждал несостоятельность высказанных предположений, и все начиналось сначала. Мнения ученых по вопросу о социальных функциях библиотеки варьировались от четкой постановки проблемы и выделения одной или нескольких функций до отождествления разных функций, формирования их открытых перечней.

Длительное время в качестве главной функции библиотеки рассматривалось хранение книг и иных документов. Впоследствии данная точка зрения претерпела глубокие изменения, и сейчас функции библиотеки не сводятся только к книгохранению. Как отмечает Ю.Н.Столяров, «на смену столь убедительной, на первый взгляд, мемориальной функции эпохи Просвещения в XIX веке выдвинулась функция учебная, образовательная, просветительская» [374, с. 28]. Это представление развивалось в библиотековедении в течение всего XX в.

Вопрос о социальном предназначении библиотек (теоретически еще не оформленный в проблему социальных Функций) затрагивался на рубеже ХІХ-ХХ вв. во многих Работах ведущих библиотековедов того времени: Б.В.Банка, И.Я.Виленкина, П.И.Гукова, В.А.Невского, А.А.Покровского и Др Однако уже с первых лет советской власти в большинстве Исследований в основе изучения библиотеки как социального института лежал аспект, характеризующий ее историческую изменчивость, а не сущность. Такой подход имел социально- экономическое и историко-культурное обоснование. Как отмечал А.Н.Ванеев, уже в первые годы социалистического строительства во главу угла ставилась «социальная обусловленность содержания работы библиотек общественноэкономической формацией» [62, с. 23]. Формирование библиотечной науки Советского государства проходило в Условиях жесточайшей идеологической борьбы. Основной задачей библиотековедов того времени «. был показ принципиального отличия советских библиотек от библиотек капиталистических стран и от дореволюционных русских библиотек» [416, с. 16]. Тем самым наметилось изучение производных социальных функций библиотек. Эти функции находились как бы на поверхности, сливались с целями, задачами, направлениями работы, которые диктовало библиотеке общество.

Разработка теоретических основ библиотечного дела с первых лет советской власти строилась на марксистколенинской методологии, рассматривавшей библиотеку как Идеологическое учреждение, оказывающее путем пропаганды книги активное влияние на коммунистическое воспитание Трудящихся. Развитие положений о классовой сущности библиотеки, принципиальном отличии социалистической библиотеки от буржуазной привело к дальнейшему углублению н расширению понимания библиотеки как политико- просветительного учреждения. Н.К.Крупской была поставлена задача «превратить библиотеку, даже самую маленькую, в идеологический центр, помогающий делу строительства социализма» [186, с. 669], что послужило обоснованием агитационно-пропагандистской функции библиотек, специфики и требований к ее реализации.

С позиций принципа партийности рассматривалась и культурно-образовательная функция библиотек. Особое значение для ее обоснования имели указания Н.К.Крупской о том, что культурно-образовательная работа библиотеки должна быть неразрывно связана с задачами коммунистического воспитания. «Сейчас нет только вопросов культурных, которые могли бы не быть связанными с вопросами политики . — пишет Н.К.Крупская. — Сейчас немыслим разрыв между политической и культурной работой. » [187, с. 309].

В связи с индустриализацией страны перед библиотеками была поставлена задача организации информационного обслуживания социалистической промышленности, «ведения технической информации в ее библиотечных формах» [426, с. 147]. Значительное внимание разработке информационной функции библиотеки уделили в то время А.Н.Барабанов, М.П.Гастфер, Ф.И.Каратыгин, Н.И.Карклина, И.А.Мохов, Л.Б.Хавкина, О.С.Чубарьян и др. Однако ее выполнение неразрывно связывалось с соблюдением принципа коммунистической партийности, а постановка информационнобиблиографической работы рассматривалась как важнейший показатель политической активности библиотеки.

Вместе с тем Н.К.Крупская считала неправильным, что информационная работа ведется только «для высшего технического персонала» [188, с. 368-370], она ставила задачу обеспечения информацией других категорий читателей. Развивая данный подход, Н.И.Карклина высказала мнение о том, что вся библиотечная сеть страны, начиная от крупных научных библиотек и заканчивая сельскими, должна вести информационную работу [143]. Данные утверждения положили начало обсуждению информационной функции библиотек, которое продолжается и по настоящее время, стали отправной точкой многолетней дискуссии о месте и роли специальных и кассовых библиотек в информационном обслуживании.

Тенденции, проявившиеся в понимании библиотековедами социальных функций библиотек в первые годы советской власти, позволили А Н.Ванееву сделать вывод о том, что в 1920-30-е годы в советском библиотековедении на основе ленинского принципа партийности были определены и обоснованы важнейшие социальные функции советской библиотеки: агитационно-пропагандистская, культурно-

образовательная, информационная, охарактеризованы их взаимосвязь и взаимообусловленность [62, с. 31, 77].

В 1940—50-е годы значительный вклад в разработку проблемы социальных функций библиотек внесли Ю В.Григорьев, Д. ДИванов, Ф.И.Каратыгин, И.А.Мохов, И М.Симановский, И.М.Фрумин, О.С.Чубарьян и др. В этот Период агитационно-пропагандистская функция постепенно трансформировалась в идейно-воспитательную, и вся работа в библиотеке стала рассматриваться как единый воспитательный процесс. Дальнейшее развитие и конкретизацию в послевоенный период получила образовательная функция, основное содержание которой заключалось в руководстве самообразовательным чтением трудящихся. Значительный вклад был внесен также в разработку функции содействия производству, прежде всего в определение места и роли библиотек разных типов в ее реализации. Активно Разрабатывался вопрос о месте библиотеки в обслуживании науки [62, с. 109].

В 1960-70-е годы в библиотековедении продолжалось теоретическое обоснование места библиотек в жизни общества, ее социальных функций. Начиная с 1960-х годов О.С.Чубарьян, в отличие от библиотековедов 1920-40-х годов, стал характеризовать библиотеку как культурно-просветительное 1434], а затем как культурно-просветительное и научно- вспомогательное учреждение [435].

Новый этап в понимании сущности библиотеки и ее социальных функций связан с принятием в мае 1974 года постановления ЦК КПСС «О повышении роли библиотек * коммунистическом воспитании трудящихся и научно- техническом прогрессе», в котором было закреплено устоявшееся к тому времени представление о библиотеке как идеологическом учреждении. Наряду с этим ей придавался статус научно-информационного учреждения [273]. Эт° решение было воспринято специалистами как требование коренной перестройки деятельности всех библиотек, расширения и углубления их функций и повышения роли как идеологических и информационных центров [322]. В 1976 году О.С.Чубарьян в вузовском учебнике дал определение библиотеки в соответствии с постановлением ЦК КПСС [436, с. 42].

В этот период к изучению социальных функций библиотек присоединились К.И.Абрамов, Л.М.Инькова, А И.Пашин и др В развитии учения о социальных функциях библиотек исследователи по-прежнему исходили из классового характера библиотечного дела, его обусловленности социальной и экономической жизнью общества. Библиотека изучалась с точки зрения влияния конкретных социальных задач на принципы ее работы. Ученые стремились установить меру зависимости библиотечной деятельности от социальны* процессов и, наоборот, возможности воздействия библиотеки на состояние общества.

Более глубокому изучению представлений о роли Й функциях библиотеки послужила дискуссия об объекте Й предмете библиотековедения, развернувшаяся на страница* профессиональной печати в середине 1970-х годов. В рамка* этой дискуссии И.МФрумин, рассматривая библиотеку как идеологическое учреждение, дифференцировал ее функции на социальные и технологические [420, с. 65]. Под социальными функциями ЦМ.Фрумин понимал «. удовлетворение требований общества, ради которых сформирована система» [420, с. 65], он делил их на два типа: общие и специфические (табл. 3 1). К общим И М.Фрумин относил функции, выполнение которых предусматривало «. обязанности, характерные для всех . идеологических учреждений. »: в°спитательную, образовательную и организационную, а к специфическим, те. «. присущим только библиотекам. создание единого общегосударственного книжного фонда существенного пользования; организацию его циркуляции; Целенаправленное руководство чтением» [420, с. 65].

1.1. Общие: воспитательная образовательная организационная

создание единого общегосударственного книжного фонда общественного пользования

организация циркуляции фонда целенаправленное руководство чтением

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: