Социальные функции физической культуры - ABCD42.RU

Социальные функции физической культуры

Социальные функции физической культуры и спорта

Рубрика: Физическая культура и спорт

Дата публикации: 04.06.2017 2017-06-04

Статья просмотрена: 18328 раз

Библиографическое описание:

Козлова, С. В. Социальные функции физической культуры и спорта / С. В. Козлова, А. С. Бирюкова, В. В. Вольский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 22 (156). — С. 435-437. — URL: https://moluch.ru/archive/156/44221/ (дата обращения: 17.09.2021).

Физическая культура и спорт — это сложное явление современного общества, которое выполняет ряд социально важных функций:

  1. Укрепление здоровья человека;
  2. Воспитание гармонично развитой личности, для которой важно физическое совершенство;
  3. Создание общества, состоявшего из людей, физически подготовленных к современному производству и выполнению патриотического долга по защите Родины;
  4. Интернациональное воспитание подрастающего поколения страны, укрепление единства и сплоченности наций, дружбы и сотрудничества между разными народами.

Рассмотрим социальные функции физической культуры и спорта более подробно.

  1. Укрепление здоровья человека.

Основополагающим показателем физического состояния человека является состояние его здоровья. Важнейшей социальной задачей является сохранение и укрепление здоровья человека, повышение уровня его физической подготовленности, повышение качества и увеличение продолжительности жизни. Не менее важной задачей современного динамично развивающегося общества является борьба со стрессогенными факторами и гиподинамией.

В решении этих задач первостепенную роль играют физическая культура и спорт, физическое воспитание детей и молодежи. С помощью направленного использования физических упражнений, поддержания здорового образа жизни и правильного и сбалансированного питания можно повысить показатели физического развития и физическую функциональную подготовленность (силу, выносливость, быстроту, гибкость, ловкость).

В настоящее время современной наукой выработан минимум, необходимый для поддержания физической формы человека, который составляет 12 часов в месяц физической (спортивной) нагрузки для школьников и 10 часов в месяц для студенческой молодежи. Необходимо учитывать, что увеличение психических нагрузок должно сопровождаться пропорциональным увеличением физических нагрузок. И это позволит максимально снять накопившееся напряжение за счет смены вида деятельности и получить соответствующий заряд бодрости.

Обязательным условием при занятиях физической культурой и спортом является оптимальный выбор средств физического воспитания, грамотного регулирования физических нагрузок, который основан исключительно на контроле за состоянием здоровья человека со стороны врача, тренера или преподавателя,

В данный момент одной из важнейших и актуальных государственных задач выступает забота о генофонде населения нашей страны. Несомненно, существенный вклад в решение этой проблемы могут внести физическая культура и спорт. Президент РФ В. В. Путин в одном из своих выступлений справедливо заметил, что невнимательное отношение к спорту может «пагубно отразиться на здоровье нации».

Сегодняшние студенты, которые заботятся о своем здоровье, занимаются физкультурой и спортом, ведут здоровый образ жизни, в будущем, став родителями, могут обеспечить здоровый генофонд страны.

  1. Воспитание гармонично развитой личности, для которой важно физическое совершенство.

Наиболее действенным в реализации этой социальной функции физической культуры являются сам процесс физического воспитания молодежи и популяризация массового спорта.

При этом всестороннее физическое развитие предполагает оптимальное совершенствование всех двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты, скоростных возможностей, гибкости, ловкости, координации движений.

Следует отметить, действенные возможности физической культуры и спорта не только в сфере физического развития человека, но и в воспитании других сторон личности: умственной, нравственной, эстетической, трудовой и патриотической. Именно в совместном воспитании и развитии физических и духовных начал человека и заключается основная цель формирования гармонично развитой личности. Несомненно, воздействие физической культуры и спорта на личность не может быть заменено или скомпенсировано какими-либо другими средствами.

Суть физического совершенства наиболее четко сформулирована в определении его понятия: «Физическое совершенство — исторически обусловленный уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей людей, соответствующих требованиям человеческой деятельности в определенных условиях производства, военного дела и других сферах общественной жизни, обеспечивающий на долгие годы высокую степень работоспособности человека».

  1. Создание общества, состоявшего из людей, физически подготовленных ксовременному производству ивыполнению патриотического долга по защите Родины.

С ранних этапов развития человеческой цивилизации физические упражнения использовались как одно из активнейших средств укрепления здоровья, совершенствования физических возможностей человека и подготовки его к трудовой и военной деятельности.

Наиболее важную роль физическая культура и спорт играют в формировании здорового молодого поколения. Физически развитый человек быстрее и успешнее адаптируется к новым условиям труда. Что позволяет ему более интенсивно и продуктивно трудиться, быть конкурентоспособным и успешным в современной производственной и деловой жизни.

Внедрение в вооруженные силы новейших видов боевой техники повысило требования к уровню физической подготовки молодых людей. Безусловно, хорошая физическая подготовленность создает молодому человеку дополнительную уверенность при адаптации в новом коллективе и к особым условиям армейской жизни.

  1. Интернациональное воспитание подрастающего поколения страны, укрепление единства исплоченности наций, дружбы исотрудничества между разными народами.

В современном обществе физическая культура и спорт выступают как важнейшие средства укрепления мира, дружбы и сотрудничества между народами.

Как общественные явления физическая культура и спорт имеют национальную и интернациональную формы развития.

В настоящее время в нашей стране национальная форма развития физической культуры и спорта проявляется в развитии различных видов спорта, строительстве современных спортивных площадок, стадионов, открытие новых спортивных залов, бассейнов, популяризации среди населения здорового образа жизни.

Принимая участие в спортивных соревнованиях, проводимых в разных областях, краях, странах, спортсмены различных национальностей знакомятся с историей, культурой, бытом и жизнью людей других стран, национальностей и менталитета. Интернациональному воспитанию спортсменов и зрителей, наблюдающих за состязаниями, в большой степени способствуют дружеская атмосфера, в которой проводятся спортивные соревнования, правила их проведения, требующие уважения к сопернику, совместные тренировки спортсменов различных национальностей. Международные спортивные соревнования помогают преодолевать расовые предрассудки, поощряют международное сотрудничество, рождают уважение к иной культуре, формирует толерантность и создают атмосферу взаимопонимания между людьми.

Рассмотренные в данной статье социальные функции физической культуры и спорта неразрывно связаны между собой. Но при этом не следует забывать, что эти «общественные функции» складываются из активной позиции и действий каждого отдельного человека, каждого члена общества и представителя этой сферы культуры. Именно в физкультурно-оздоровительной сфере в наибольшей степени сближены и сбалансированы личные и общественные интересы. Следует отметить, что в обществе на сегодняшний день нет других средств, кроме физической культуры и спорта, позволяющих готовить физически развитых и здоровых людей.

  1. Ильинич В. И. Студенческий спорт и жизнь. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва, 2005.
  2. Ильинич В. И. Физическая культура студента и жизнь. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва, 2008.
  3. Олимпийский вестник. № 2 (420), 24 января 2002 г. С. 10–11.
  4. Пономарев Н. И. Социальные функции физической культуры и спорта. Москва, 2004.

Социальные функции физической культуры

Поскольку физическая культура является частью культуры общества, то ей присущи, прежде всего, общекультурные социальные функции. К ним можно отнести такие, как воспитательная, образовательная, нормативная, преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная, экономическая и др.. Рассмотрим лишь некоторые из них.

Воспитание человека. Занятия физическими упражнениями и спортом создают возможности для воспитания воли, честности, мужества, трудовых качеств; развивают гуманистические убеждения, чувство уважения соперника; формируют социальную активность (капитан команды, физорг, старший в группе, судья по спорту). В ходе занятий человек получает уроки правовой этики. Отношения между тренером и спортсменом, спортсменом и судьей, между спортсменами требуют сознательного соблюдения правил проведения. Для физкультурников и спортсменов характерны патриотизм, преданность своему делу, борьба за спортивную честь, трудолюбие, выражающееся в строительстве и благоустройстве площадок, заливке катков, уборке мест занятий.

Образование человека.В процессе занятий физической культурой и спортом (ФКС) человек познает много нового, обучается двигательным умениям и навыкам, поиску новых спортивных средств и методов для улучшения результата. Занятия ФКС создают возможности для развития творчества и формирования познавательной активности.

Читайте также  Эмоционально-волевая саморегуляция сотрудников органов внутренних дел

Оздоровление человека. Физическая культура — важная часть валеологии. Систематические занятия способствуют профилактике заболеваний. Средства лечебной физической культуры используются для реабилитации больных. Адаптивная физическая культура (АФК) — новое направление физкультурно-оздоровительной работы с инвалидами. Как самостоятельная часть культуры общества физическая культура имеет специфические социальные функции. Последние органически связаны с общими но в более конкретной форме выражают социальную сущность физической культуры как общественно необходимой деятельности, ее способность удовлетворять запросы общества в области физического воспитания.

По признакам общности их можно объединить в следующие группы:

1. Общее развитие и укрепление организма всех людей независимо от возраста, пола, состояния здоровья, степени физического развития (формирование и развитие физических качеств и способностей, совершенствование двигательных навыков, укрепление здоровья, снижение процессов инволюций и т.д.)

2. Физическая подготовка людей к трудовой деятельности, защите Отечества (мобилизационная функция физической культуры, профессионально-прикладная физическая подготовка).

3. Удовлетворение потребности людей в активном отдыхе, досуге, рациональном использовании свободного времени (отвлечение от вредных привычек, формирование здорового образа жизни).

4. Развитие волевых физических способностей и двигательных возможностей человека от оптимального до предельного уровней.

5. Экономическая значимость физической культуры определяется снижением уровня заболеваемости и травматизма трудящихся, повышением их производительности труда, долголетием, в том числе и трудовым.

Социологические данные, полученные многими учеными, убедительно доказывают положительное влияние занятий физическими упражнениями на социальную активность, производительный труд, здоровье и долголетие людей. Так, институтом социологических исследований АН СССР и ВНИИФКом (опрошено свыше трех тысяч человек) было выявлено, что среди активных физкультурников значительно выше (на 15—20%) доля тех, кто проявляет инициативу в труде, влияет на дела коллектива, стремится выполнить работу с высоким качеством.

Разносторонние интересы физкультурников положительно сказываются и на характере досуга, который у них значительно богаче и содержательнее. Кроме того, 69,2 % физкультурников постоянно уделяют внимание воспитанию детей, тогда как у не физкультурников этот показатель равен 44%. Нельзя не отметить еще один весьма существенный факт, выявленный в ходе исследования: занимающиеся физической культурой не только сами социально активны, но и оказывают положительное воздействие на своих близких, друзей, коллег. Занятия физическими упражнениями помогают выработать такие важные качества, как дисциплинированность, умение рационально использовать свободное время, коммуникабельность, способность анализировать свои успехи и неудачи, желание быть лучшими. Как показало исследование, чем активнее человек включен в физкультурно-спортивную деятельность, тем меньше он надеется на везение, на чью-то помощь, на связи с нужными людьми, на умение приспособиться. Человек привыкает рассчитывать на себя, а для достижения благополучия делает ставку на определение цели, на свои способности, талант, трудолюбие и добросовестность. Именно в этом видятся наиболее значимые социальные функции физической культуры и спорта.

Дата добавления: 2016-09-06 ; просмотров: 4825 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Социальные функции физической культуры и спорта в современном обществе

Физическая культура и спорт в современном обществе являются сложными многофункциональными явлениями. В нашем обществе они выполняют ряд важных социальных функций:

•укрепление здоровья людей, содействие воспроизводству здоро­вого населения и сохранению генофонда страны;

• воспитание всесторонне и гармонично развитой личности со стремлением к достижению ее физического совершенства;

• удовлетворение потребностей общества в людях, физически под­готовленных к современному производству, к выполнению патриоти­ческого долга по защите Родины;

• интернациональное воспитание граждан страны, укрепление един­ства и сплоченности наций, дружбы и сотрудничества между народами.

Рассмотрим их более подробно.

Физическая культура и спорт как средство укрепления здоровья людей и сохранения генофонда страны. Основным показателем физического состояния человека является его здоровье, которое обеспечивает пол­ноценное выполнение человеком всех жизненных функций и форм де­ятельности в тех или иных конкретных условиях.

Сохранение и укрепление здоровья человека, повышение уровня его физической подготовленности и трудоспособности, продление творческой активности людей определяется как важнейшая социаль­ная задача, роль которой в любом обществе чрезвычайно велика.

В решении этой задачи не последнюю роль играют физическая куль­тура и спорт, физическое воспитание молодежи. Посредством направлен­ного использования физических упражнений, соблюдения здорового об­раза жизни и т.д. можно в широком диапазоне изменять целый ряд показателей физического развития, физическую функциональную подго­товленность (силу, выносливость, быстроту, гибкость, ловкость). Оздоро­вительная направленность физической культуры и массового спорта является закономерностью их функционирования. Выбор средств физи­ческого воспитания, регулирование физических нагрузок основаны в первую очередь на контроле за состоянием здоровья занимающего со сто­роны врача, тренера-преподавателя и считаются обязательными условия­ми при занятиях физической культурой и спортом.

Забота о генофонде населения страны выступает одной из важней­ших, а ныне и актуальнейших, государственных задач. В этой работе задействованы многие общественные и государственные структуры. Существенный вклад в решение этой проблемы могут внести физиче­ская культура и спорт. Не случайно в одном из своих выступлений Президент РФ В.В. Путин предостерег — невнимательное отношение к спорту может «пагубно отразиться на здоровье нации» 1 .

Именно культура физическая будущих родителей, их здоровье и здоровый образ жизни могут обеспечить здоровье генофонда страны.

В биологии, селекции существует постулат: «Хорошее с хорошим дает лучшее. », который можно отнести как к обществу, государству, так и к каждому конкретному его гражданину.

Сегодня вы студенты, а завтра вы родители! И думать об этом надо сегодня.

Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности. Стремле­ние к физическому совершенству. Наиболее действенным в реализации этой социальной функции физической культуры являются сам про­цесс физического воспитания молодежи и практика массового спорта.

При этом всестороннее физическое воспитание предполагает оп­тимальное развитие всех двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты (или скоростных возможностей), гибкости, ловкости (или координации движений).

О жизненной целесообразности такого всестороннего физическо­го развития высказался летчик-космонавт Алексей Леонов, человек, впервые в мире шагнувший в открытый космос. Он считает, что глав­ным качеством космонавта в его физической подготовленности явля­ется разносторонность! По его словам, в отряд космонавтов рекорд­смен мира или олимпийский чемпион не попадает потому, что есть в его организме (это доказано) «отклонения»: что-то очень развито, а что-то резко отстало в развитии. «Нам нужны люди средние, но очень выносливые и развитые по всем направлениям». Это сказано о слож­нейшей и пока еще редкой профессии космонавта, но сама суть тако­го подхода в физическом воспитании, физической подготовке может быть распространена и на представителей других профессиональных групп.

Следует отметить действенные возможности физической культуры и спорта не только в сфере физического развития человека, но и во всемерном содействии воспитания других сторон личности: умствен­ной, нравственной, эстетической, трудовой и даже идейно-патриоти­ческой. Именно в совместном воспитании и развитии физических и духовных начал личности человека и заключается основная цель гар­монического формирования человека. При этом воздействие физиче­ской культуры и спорта на личность специфично и не может быть за­менено или компенсировано какими-либо другими средствами.

Что касается стремления к достижению идеала — физическому со­вершенству, то здесь мы сталкиваемся с философским толкованием самого понятия «идеал». Признана трудность его достижения в силу различных причин (но к этому нужно стремиться!), в том числе и по причине его изменчивости во времени.

Поэтому суть физического совершенства наиболее коротко изло­жена в определении его понятия.

Физическое совершенствоисторически обусловленный уровень здо­ровья и всестороннего развития физических способностей людей, соответствующий требованиям человеческой деятельности в определенных условиях производства, военного дела и других сферах общественной жизни, обеспечивающий на долгие годы высокую степень работоспособ­ности человека.

Конкретные признаки и показатели физического совершенства определяются реальными запросами и условиями жизни общества на каждом историческом этапе и поэтому меняются по мере развития общества.

Подготовка людей к профессиональному труду и защите Родины. Од­ной из основных функций физической культуры и спорта является удовлетворение потребностей общества в физической подготовлен­ности людей, участвующих в производстве, их психофизической го­товности к выполнению гражданского долга по защите своей Родины.

Читайте также  Принятие христианства на Руси 7

Как уже указывалось, с начальных этапов развития человеческого общества физические упражнения использовались как одно из актив­нейших средств подготовки человека к трудовой и военной деятель­ности и имели важное значение в его приспособлении к постоянно усложнявшимся формам труда и военной практики. Существенное уменьшение доли простого физического труда и постоянное увеличе­ние доли умственного труда в процессе современного производства в любой профессиональной деятельности не снижает требований к фи­зической подготовленности работников, а еще более заостряет проб­лемы психофизической надежности человека в системе производства и профессиональных деловых отношений.

Вероятно, не случайно в плане существенных изменений на рынке труда появляются и становятся привычными подобные объявления: «В банковскую систему. требуются молодые специалисты—выпуск­ники юридических факультетов, владеющие иностранным языком и имеющие хорошую физическую подготовленность. Оплата высокая».

Особую роль физическая культура и спорт играют в подготовке к активной трудовой деятельности именно молодого поколения. Изве­стно, что хорошо физически подготовленный человек, сильный, вы­носливый, ловкий и быстрый, владеющий многообразными умения­ми и навыками, быстрее и успешнее приспособится к новым условиям труда. Это позволяет ему более интенсивно и продуктивно трудиться, быть конкурентоспособным в современной производ­ственной и деловой жизни. Поэтому здесь будет уместно отметить следующий важный постулат:

В обществе нет других средств, кроме физической культуры и спорта, с помощью которых можно было бы готовить к новому производству, но­вым деловым отношениям людей, достаточно развитых физически.

Так, внедрение в Вооруженные силы новейших видов боевой техни­ки и оружия повлекло за собой существенные изменения в современ­ные боевые действия различных родов войск и в характер воинской службы. Но это не снизило требований к необходимому чрезвычайно­му напряжению физических сил солдат и офицеров при современных военных действиях, а, следовательно, к их высокой физической подго­товленности. В Вооруженных силах создана научно обоснованная сис­тема физической подготовки, имеющая военно-прикладной характер. Содержание специальных задач обусловлено особенностью деятельно­сти в различных родах войск, требованиями военной специальности, но всегда базовой основой этой специальной физической подготовки служит общая разносторонняя физическая подготовленность, которая может и должна быть приобретена молодыми людьми еще в годы обу­чения в средней школе и в вузе. Именно хорошая физическая подго­товленность дает дополнительную уверенность при адаптации в новом коллективе к особым условиям армейской жизни.

Физическая культура и спортсредства укрепления мира, дружбы и сотрудничества между народами. Физическая культура и спорт как общественные явления имеют национальную и интернациональную формы развития, о чем свидетельствует, в частности, исторический опыт олимпийского движения.

В нашей стране в настоящее время национальная форма развития физической культуры и спорта проявляется в развитии национальных видов спорта, в осуществлении физического воспитания на родном языке, в массовой подготовке национальных кадров. Национальные виды спорта используются и как средство решения современных задач физического воспитания — это предусмотрено государственной при­мерной программой по учебной дисциплине «Физическая культура».

Выступая в спортивных соревнованиях, проводимых в разных об­ластях, краях и республиках страны, представители различных наци­ональностей знакомятся с историческими местами, бытом и жизнью людей других национальностей. Дружеская атмосфера, в которой обычно проводятся спортивные соревнования, правила их проведе­ния, требующие уважения к сопернику, совместные тренировки спортсменов различных национальностей и т.п. — все это, несомнен­но, способствует интернациональному воспитанию спортсменов, и не только их, но и многочисленных зрителей, наблюдающих за состяза­ниями.

Современный спорт имеет важное значение в развитии общечело­веческих контактов и взаимоотношений не только в рамках одной страны, но и между различными странами. В международном масштабе интернациональное в спорте проявляется через широчайшее современное многонациональное спортивное движение.

Международные спортивные встречи воспитывают уважение к представителям других стран, к их обычаям, помогают преодолевать расовые предрассудки, позволяют создавать атмосферу взаимопони­мания между людьми, поощряют международное сотрудничество.

Рассмотренные социальные функции физической культуры и спорта тесно взаимосвязаны между собой, и их разделение объясняет­ся удобством изложения лекционного материала. В то же время, гово­ря об общественных функциях такого феномена современного обще­ства, какими являются физическая культура и спорт, не следует забывать, что эти «общественные функции» складываются из актив­ной позиции и действий каждого отдельного человека, каждого члена общества в этой сфере культуры. Именно в физкультурно-оздорови­тельной сфере в наибольшей степени сближены и сбалансированы личные и общественные интересы.

В этой связи очень интересные мысли высказал известный мате­матик, академик Павел Сергеевич Александров. В середине 1960-х гг. в стенах Московского государственного университета он прочитал, казалось бы, не свойственную его профилю лекцию: «О важнейших предметах воспитания».

В этой лекции П.С. Александров отмечал, что и наука, и искусство, и вообще всякое человеческое творчество есть явление социальное. И да­лее приводил характерные примеры: «. большой писатель вряд ли на­писал бы за свою жизнь что-нибудь стоящее, зная наверняка, что его произведение не будет иметь читателей. Точно так же инженер не ста­нет придумывать машину, которой не суждено быть хотя бы предме­том разговора, а спортсмен никогда не побьет рекорда, имея перед со­бой лишь планку, которую надо преодолеть». Во всем этом скрыт очень тонкий механизм наших связей с обществом. Каждый отдель­ный человек все свои возможности, весь свой внутренний мир — весь микрокосмос, который слагает человеческую личность, не прячет в тайниках своей души, а несет своим ближним, тем самым, обогащая общество, всю бесконечную сокровищницу человеческой культуры.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .

Функции физической культуры

Специфические функции физической культуры. Специфические функции отражают сущность физической культуры, основой которой яв­ляется двигательная деятельность. Выделяют четыре группы функций (по признакам общности их проявления):1. Общее развитие и укрепление организма.2. Подготовка к трудовой деятельности и защите Родины.3. Удовлетворение потребностей в активном отдыхе и рациональ­ном использовании внерабочего времени.4. Раскрытие волевых, физических качеств и двигательных возмож­ностей человека на предельных уровнях. Все эти функции физической культуры реализуются и в физичес­ком обучении и воспитании. Но наиболее важной из них является подго­товка к трудовой деятельности и защите Родины. По своей сути эта функ­ция нашла свое отражение в целях физического обучения и воспитания.Некоторые исследователи, уточняя и конкретизируя специфичес­кие функции физической культуры, выделяют следующие из них (по сте­пени воздействия на человека): образовательные, прикладные, спортив­ные, рекреативные и оздоровительно-реабилитационные. Специфические образовательные функции. Студенты на занятиях овладевают знаниями, умениями и навыками, приобщаются к регулярным занятиям физически­ми упражнениями, осваивают методическую подготовку. Образователь­ная функция реализуется в квалификационных характеристиках выпуск­ников высших учебных заведений. Спортивные функции. Наиболее ярко эти функции выражены в сфере спорта высших достижений, где они проявляются в том, что физи­ческая культура служит фактором достижения максимальных результатов в реализации физических и связанных с ними возможностей человека.Рекреативные функции. В основном они ярко выражены в сфере физической культуры, представленной в режиме расширенного отдыха (различные виды туризма, рыболовство, охота, физкультурные и спортив­ные развлечения)» Необходимость физической рекреации обусловлена по­требностями производства в средствах восстановления..Оздоровительно-реабилитационные функции. Эти функции пре­имущественно проявляются в системе специальных восстановительных мероприятий, при использовании физической культуры в целях лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных вслед­ствие травм, длительных воздействий гиподинамии и гипокинезии.

5.Общие социальные функции физической культуры. Выделяют следующие социальные функции: эстетические, норма­тивные, информационные, общевоспитательные функции, а также функ­ции социализации личности и социальной интеграции.Эстетические функции физической культуры. Используя в своей деятельности физические упражнения, человек позна­ет окружающий мир, прежде всего в сфере движений, совершенствует телосложение, укрепляет физичес­кое и психическое здоровье. Нормативные функции физической культуры. В процессе использования ценностей физической культуры выраба­тываются и закрепляются определенные нормы, имеющие регламентиро­ванное оценочное значения. В физической культуре это проявляется в нормативных требованиях к физической подготовленности студентов и в Единой Всероссийской спортивной классификации.

Читайте также  Порядок расследования несчастных случаев на производстве

Информационные функции физической культуры. В процессе исторического развития физической культуры накапливается и передается из поколения в поколение информация о духовных и материальных ценно­стях, созданных в области физической культуры. Все эти сведения форми­руются в систему знаний, на основе которых вырабатываются новые зна­ния, использование которых в практике физической культуры дает рацио­нальные основы для совершенствования природных качеств человека.Воспитательные функции физической культуры. Физическая куль­тура представляет большие возможности не только для физического разви­тия, но и для нравственного, эстетического, патриотического, трудового и других видов воспитания.

Особое место физической культуре принадлежит в формировании ценностных ориентации учащейся молодежи. Одной из главных ценностных ориентации, формирующейся в про­цессе занятий физической культурой, должна стать такая ценность как здо­ровье студентов..Функции социализации личности. Социализация человека проис­ходит в процессе реализации его потребностей в физическом и духовном развитии. Функции социальной интеграции. Физическая культура способ­ствует сближению людей в определенные организации (спортивные ко­манды, клубы, общества и т. п.).

Социальные функции физической культуры и спорта

Образцы страниц

Содержание

Введение

Физическая культура, как и культура в целом – продукт созидательной деятельности общества. На каждом историческом этапе она изменяется в зависимости от возможностей, представляемых для её развития той или иной общественной формацией, и в тоже время, наследует не приходящие культурные ценности, созданные человечеством на предыдущих этапах (научные знания о закономерностях физического совершенствования человека, объективно оправдавшие себя средства и методы физического воспитания, произведения искусства отражающие эстетические ценности физической культуры, материально-технические достижения и т.п.).

Физическая культура и спорт на рубеже XXI в. — это мощные социальные феномены, способные формировать и преобразовывать как социальную реальность, так и личность. От осмысления социальных аспектов проблемы соотнесения социальной практики, спорта и образа жизни людей зависит многое в жизни общества. Наиболее актуальные проблемы сегодня это: физическая культура и спорт как социальный институт; социальные функции физической культуры и спорта; физическая культура и спорт в обществе, и стиль жизни человека; место и роль физической культуры и спорта в социальных институтах общества.

Физическая культура воплощает в себе, по общему признанию, высшие достижения в данной сфере общечеловеческой культуры.

Для современного социума характерно понимание общественной и личной ценности феноменов физической культуры и спорта, важнейшую часть составляющих общей культуры общества. Интенсивно развиваются процессы интеграции физической культуры и спорта в экономику, культуру, здравоохранение, религию, экологию и другие виды социальной жизни. В то же время расслоение населения по уровню доходов, значительно изменило функционирование физической культуры.

Современные тенденции развития физической культуры и спорта свидетельствуют об усилении культурного и образовательного подходов в спортивной практике и организации физического воспитания, изменяя требования общества к сфере физической культуры и спорта. Являясь современной мега системой, физическая культура и спорт представляет собой особый социальный институт, наделенный следующими функциями:

Как самостоятельная часть культуры общества физическая культура имеет специфические социальные функции, объединённые в следующие группы:

  • общее развитие и укрепление организма всех людей;
  • физическая подготовка людей к трудовой деятельности, защите;
  • удовлетворение потребности людей в активном отдыхе;
  • развитие волевых физических способностей;
  • экономическая значимость физической культуры.

Чем активнее человек включен в физкультурно-спортивную деятельность, тем больше он делает ставку на определение цели, на свои способности, талант, трудолюбие и добросовестность. В этом видятся наиболее значимые социальные функции физической культуры и спорта.

Спорт включает в себя собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, специфические отношения, нормы и достижения, возникающие в процессе этой деятельности. Спорт входит в структуру современного общества, значение его универсально. Многосторонняя значимость спорта обусловливает многочисленность его функций: спорт как «школа характера, мужества, воли»; спорт как часть системы знаний; спорт как средство международного культурного обмена; спорт как часть экономической системы.

Здоровый образ жизни — это прежде всего культурный образ жизни, цивилизованный, гуманистический. «Здоровый дух — в здоровом теле», забота о здоровье как высшей ценности — основные категории, определяющие содержание данного феномена.

Фрагмент работы для ознакомления

1 Физическая культура как социальное явление

Физическая культура возникла как социальное по своей сущности явление. Хотя её зарождение и развитие связано с удовлетворением естественных, т.е. природных потребностей человека, это не дает оснований ни для сведения физической культуры к биологическим началам, ни для признания её независимости от основных условий жизни общества. Как и культура общества в целом, физическая культура – продукт социального развития. Состояние и характер использования её определяются, в конечном счете, уровнем развития производительных сил общества и характером коренных социальных отношений.

По данным научной истории общества, формирование физической культуры шло в органическом единстве с трудовой деятельностью. Первоначальные формы труда требовали от человека развитых физических способностей, и сами способствовали их развитию. Общественный труд создал условия для выделения физической культуры в особую сферу человеческой деятельности. Причем первые формы трудовых действий явились как бы прообразом ряда элементов физической культуры (физические упражнения типа бега, прыжков, метания и др.), которые составили в первую очередь средства подготовки подрастающих поколений к труду. С возникновением войн существенное влияние на формирование прикладной физической культуры начало оказывать военные дела.

3.1 Специфические функции

Под специфическими функциями надо понимать лишь те её функции, которые свойственны в полной мере только ей как особой стороне культуры. Ни одна другая сторона культуры не может заместить физическую культуру в её специфических функциях. Они подразделяются в зависимости от особенностей её видов и разновидностей. Причем можно выделить функции, свойственные физической культуре в целом, которые реализуются при условии сочетания всех или большинства её видов, и функции, свойственные преимущественно некоторым её разделам, видам и разновидностям.

3.4 Спортивные функции

Спортивные функции, наиболее ярко выраженные в сфере спорта высших достижений, где они проявляются в том, что физическая культура служит фактором достижения максимальных результатов в реализации физических и непосредственно связанных с ними возможностей человека.

4.1 Соревновательно-эталонная функция

Основу специфики спорта и его функции составляет то, что он возник, развивался в качестве собственно-соревновательной деятельности, которая специально приспособлена для максимального выявления, унифицированного сравнения и объективной оценки определенных человеческих возможностей в форме состязания, ориентированного на победу или возможно высокое достижение в самой этой соревновательной деятельности. Отсюда вытекает, прежде всего, значение спорта как своего рода эталона оценки человеческих возможностей, т.е. специфическая соревновательно-эталонная функция спорта.

4.6 Функция социальной интеграции и социализации личности

Спорт является одним из мощных факторов вовлечения людей в общественную жизнь, приобщения к ней и формирования у занимающихся опыта социальных отношений. На этом основана его важная роль в процессе социализации личности.

Специфические спортивные отношения так или иначе вовлекаются в систему социальных отношений, выходящих за рамки спорта. Совокупность этих отношений составляет основу влияния спорта на личность, усвоения ее социального опыта как в сфере спорта, так и в более широком масштабе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Физическая культура возникла как социальное по своей сущности явления. Как и культура в целом, физическая культура – продукт социального развития.

Физическая культура как социальное явление – это составная часть социалистической науки, и строится на методологии общей социологии. Суть заключается в следующем, что социальная жизнь, к которой относится и физическая культура – результат совместной деятельности и взаимодействия людей. Физическая культура является неотъемлемой частью социальной жизни – результат целостного общественного развития.

Выделяют специфические и общекультурные функции физической культуры.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: