Социальные концепции личности - ABCD42.RU

Социальные концепции личности

6.2. Социологические концепции личности

В социологии существует несколько концепций личности, к ним можно отнести: теорию зеркального «Я», ролевую теорию, отдельные формы бихевиоризма в социологии, теорию референтной группы, установки и др.

Концепция зеркального «Я» является одной из первых социологических и социально-психологических концепций личности, исходящая не из внутренних характеристик человека, а из признания решающей роли взаимодействия индивидов. Таким образом, личность трактуется как объективное качество, приобретаемое человеком в процессе социальной жизни. Стержень личности, ее самосознание не что иное, как результат социального взаимодействия, в котором индивид обучается смотреть на себя как на объект глазами других людей. Человек имеет столько социальных «Я», сколько существует лиц и групп, мнением которых он озабочен.

Автор теории «зеркального Я», или как еще ее называют «Теории общественного зеркала» Ч. Кули считал главным признаком истинно социального существа способность выделить себя из группы и осознать свое «Я». Обязательным условием этого является общение с другими людьми и усвоение их мнения о себе. Не существует чувство «Я» без соответствующего ему чувства «Мы» и «Они». Другие люди – это те зеркала, в которых формируется образ «Я» человека, личность представляет собой совокупность психических реакций человека на мнение о нем окружающих. Согласно теории «зеркального Я», отражение «Я» складывается из трех элементов.

Определение того, как нас видят другие, представление о том, каким я кажусь другому человеку.

Представление о том, как они оценивают наш внешний вид, понимаемый весьма широко, охватывая наше поведение и деятельность, т.е. представление о том, «как этот другой оценивает мой образ».

Реакция на эти представляемые оценки в виде раздумья, удивления или стыда, гордости, или унижения. Все это складывается в «чувство личной определенности» человека – «зеркальное «Я».

Следует учесть, что отраженное «Я» часто не совпадает с субъективным «Я». Субъективное «Я» — это обычно комплекс положительных представлений о себе, часто противопоставляемый невыгодным оценкам окружения. Толстой сравнивал человека с дробью, где числитель – это мнение о себе, а знаменатель – оценка окружающих. Недаром существует пословица «В чужом глазу соринку замечаем, а в своем бревна не видим».

Ролевая теория личности. Ролевую теорию личности активно разрабатывали Дж.. Мид, Т. Парсонс, Р. Мертон и др. Ролевая теория личности описывает ее поведение с помощью двух основных понятий: социальный статус и социальная роль. Совокупность выполняемых ролей составляет ролевой набор (см. подробнее тему «Социальная структура личности»). Таким образом, личность есть функция от той совокупности социальных ролей, которые выполняет индивид в обществе.

Социальная роль – это точка, где соприкасаются общество и личность, социальные роли превращаются в индивидуальное поведение, а индивидуальные качества испытываются на соответствие их требованием норм. Заняв определенную позицию в обществе или в системе межличностных связей, человек должен изменяться, порой до радикальной трансформации личности. Наиболее известный пример такой трансформации – это история уличной цветочницы Элизы Дулитл в пьесе Б.Шоу «Пигмалион». В результате усвоения ею внешнего для нее рисунка роли знатной дамы она настолько изменилась как личность, что возвращение к прежней социальной роли стало невозможным. (В действительности такие превращения едва ли возможны или очень редки).

Приняв новую социальную позицию, человек вынужден приспосабливаться к требованиям роли, иначе ему придется либо оставить эту роль, либо испытать значительные санкции и укоры собственной добросовестности. Так, заведя собаку, ее хозяин, который всю жизнь считал себя «совой», открывает в себе способность рано вставать, чтобы успеть до работы выгулять своего любимца.

Общая мысль о том, что личность есть результат научения человека правилам жизни и поведения в обществе («социальное состояние человека»), наиболее полно и последовательно была выражена в бихевиоризме, который трактовал личность как простую совокупность социально приемлемых ответов на совокупность социальных стимулов.

В теории социальной установки личность рассматривается как результат тех подчас неосознанных установок, которые общество формирует самим фактом постоянного повседневного воздействия, «давления» на индивид. Накапливая разносторонние установки, человек привыкает быть личностью. У него складывается принципиальная установка на то, чтобы быть личностью.

Психоаналитическая теория личности З. Фрейда. Разрабатывая теорию личности с психологических позиций, З.Фрейд считал, что личность всегда находится в состоянии конфликта с обществом, ибо биогенные побуждения противоречат культурным нормам.

В структуре личности Фрейд выделял три главных психологических компонента: Ид («Оно»), Эго («Я») и Суперэго (сверх «Я»).

Ид – это источник энергии, подпитывающий стремление к получению удовольствия (сексуального, удовлетворения потребности в пище и др.). Ид или «Оно» представляет собой компонент, где властвуют бессознательные инстинкты, связанные с необходимостью удовлетворения биологических потребностей.

Подсознанием правит принцип удовольствия. Фрейд считал, что в каждом человеке как бы существует такое существо, которое говорит: буду делать только то, что мне нравится. Но поскольку индивиду часто нравится то, что диктует ему биологическая природа, и прежде всего, желания и влечения, осуждаемые обществом, то индивиду приходится с этим бороться, вытесняя их в сферу бессознательного».

Эго («Я») – своего рода «цензорный» компонент, что-то вроде семафора на путях сообщения между личностью и окружающим миром. К примеру, если Ид сигнализирует о голоде, то Эго блокирует попытки употребить в пищу запасную пищу или ядовитые грибы. Сферой сознания, т.е. Эго («Я»), управляет принцип реальности. Если в начале своего жизненного пути, только появившись на свет, человек требует немедленного удовлетворения своих биологических потребностей, то постепенно формируется сознание, или «Я», стремящееся обуздать бессознательное и направить его в русло социально одобряемого поведения.

Суперэго (сверх – «Я») – идеализированный родитель, осуществляющий нравственные оценочные функции. Это пересаженные в голову человека социально значимые нормы и заповеди, социальные запреты, стереотипы поведения и т. д. Если Эго – это внешние табу, то Суперэго – это те нормы, которые уже усвоены личностью и стали внутренними детерминантами ее поведения.

По Фрейду, cуперэго (сверх – «Я») — это внутренний «надзиратель», «критик», источник нравственного самоограничения личности. Можно сказать, что центр Суперэго составляет совесть со всеми требованиями, предъявленными человеком самому себе, с помощью которых человек наблюдает и анализирует свое поведение.

Концепция личности Э. Фромма. Оригинальная, носящая ярко выраженный диалектический характер, концепция личности разработана Э. Фроммом. Эта диалектика органично вплетена в ткань его рассуждений о человеке XX века, жизнь которого полна противоречий. Биологическое и социальное, эгоизм и альтруизм, технократизм и гуманизм, подавление и свобода, пассивность и активность – вот те дихотомические пары, в которых воплощается изначальное противоречие «иметь» или «быть». С категориями «иметь» или «быть» Фромм связывал две различные ценностные структуры, преобладание которых в индивиде определяет тип личности, а также все его мысли, чувства и поступки.

Отвечая на этот, по сути, гамлетовский вопрос, обладать или быть (в смысле самореализации по своим задаткам и дарованиям), Фромм утверждает, что без нового человека невозможно и новое общество. Основой будущего общества может быть лишь человек, способный интегрировать в себе любовь к людям и готовность отказаться от всех форм обладания ради подлинного бытия, понимаемого как способность жить без идолопоклонства, умеющего чувствовать свое единство со всем живым на Земле.

Социологические концепции личности

Личность, хотя и является основной категорией множества общественных наук, определяется по-разному в зависимости от принадлежности исследователя к тому или иному научному направлению.

Определений личности существует великое множество. Наиболее общая их классификация представляется как психодинамические теории личности, социодинамические и интеракционистические («взаимодействие»)

К типу психодинамических относятся теории описывающие личность и объясняющие ее поведение исходя из ее внутренних субъективных характиристик. Поведение выводится из психологических свойств индивида как личности и полностью объясняется только на их основе.

Социодинамическими называются теории, в которых главную роль в характеристике личности отводят внешней ситуации и не придают существенного значения внутренним свойствам личности.

Интеракционистскими называются теории, основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в регуляции поведения и оценки личности.

Исходя из специфики нашего предмета, нас прежде всего интересует социодинамические концепции личности и собственно социологическое определение личности.

Наибольшее распространение в социологии получила ролевая теория личности, разные варианты которой разработали Дж.Г. Мид, Р. Линтон, Р. Мертон, Т. Парсонс, Т.Шебутани. С точки зрения всех этих концепций личность представляет собой совокупность социальных ролей, выполняемых ею (т.е. личностью) в обществе.

Если в трактовке Дж. Мида и др. социальных психологов роль выступает как результат межличностного взаимодействия, то у Р. Линтона, Р. Мертона, Т. Парсонса – как комплекс требований, предъявляемых обществом к индивиду, занимающему определенную позицию в социальной системе. Т.е. личность рассматривается как функция от того множества социальных ролей, которые присущи индивиду в обществе.

Читайте также  Производная, дифференциал и интеграл

С ролевой теорией личности тесно связана концепция «зеркального Я» Ч. Кули. В соответствии с его концепцией личность формируется в процессе социального взаимодействия и отражает представления человека о том, как его воспринимают и оценивают другие люди. В ходе межличностного общения человек создает свое «зеркальное Я», которое состоит из трех элементов: 1) представления о том, как его воспринимают другие люди, 2) представления о том, как они его оценивают и 3) как человек отвечает на воспринятую им реакцию других людей. Таким образом, личность выступает как результат социального взаимодействия, в ходе которого индивид приобретает способность оценивать себя с точки зрения других членов данной социальной группы.

При марксистском подходек изучению личности упор делается на социальную обусловленность ее природы и деятельности. Исходным моментом здесь является теоретическое положение К. Маркса о том, что сущность человека – есть «совокупность всех общественных отношений». Сущность же отдельной личности составляет не ее физическая природа, а ее социальное качество, т.е. общественно значимое общество. Исходя из этого, личность – это, с одной стороны, продукт исторического развития, с другой – результат включения индивида в социальную систему, который способен изменять общественные отношения.

Особое место в теориях личности занимает психоаналитическая концепция, сформулированная Зигмундом Фрейдом. Модель личности, разработанная Фрейдом, включает в себя три компонента: 1) сферу подсознания «Оно», где господствуют биологически обусловленные побуждения: сексуальные (либидо) и агрессивные (танатос) (др.греч. бог смерти), 2) сфера самосознания «Я» или «Его», которое стремится реализовать бессознательные побуждения в приемлемой для общества форме; 3) сфера сверхсознания «Суперэго» или «СверхЯ», включающая моральные нормы, принятые в обществе (культура).

Взаимодействие этих сфер носит конфликтный характер и определяет динамику личности (между молотом и наковальней). Возникающие при этом конфликты между сознанием и подсознанием решаются по Фрейду с помощью ряда психологических механизмов, которые подавляют и вытесняют из сознания побуждения, противоречащие требованиям культуры. Главная проблема, которую пытался разрешить Фрейд -–это противоречия между человеком и обществом, которые порождают всевозможные комплексы в структуре личности.

(Социологическое понятие личности) В целом в современной социологии под личностьюпонимается устойчивая совокупность социально значимых черт и качеств, присущих человеку как общественному существу. Среди них выделяются прежде всего социальные роли, усваиваемые индивидом в процессе социализации, а также ценностные ориентации, на основе которых формируется поведение личности. Отсюда следует, что личность – это индивид, включенный в систему социальных связей и отношений.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Социологические концепции личности

‘В социологии личность — устойчивая система социально значимых качеств индивида, позволяющая ему как члену общества играть в социальном мире самостоятельную роль.

Личность

‘В философии: произведение природы, Бога или общества, которое может лишь познать себя, но не изменить (человек адаптирующийся); творец, который изменяет условия и управляет собой (человек самовоспроиводимый); деятель, который развивает себя с помощью предметной активности.

В психологии: говорят об индивидуальных особенностях людей (личность = индивид+индивидуальность)

‘В социологии личность — устойчивая система социально значимых качеств индивида, позволяющая ему как члену общества играть в социальном мире самостоятельную роль.

Элементы структуры личности:

  1. Социальные статусы и роли: объективные социальные условия жизнедеятельности.
  2. Социальное самосознание личности, социальная «Я – концепция» личности: субъективные представления человека о себе как социальном существе.
  3. Направленность поведения и деятельности личности: основные цели, жизненные программы, планы человека.

Личность — продукт общества, культуры — встает вопрос о социализации личности (процесс освоения социальных ролей, культурных ценностей и норм общества, к которому принадлежит индивид)

Макросоциологические теории:

  1. По Линтону выделяют нормативную (та, черты которой лучше всего выражает черты культуры) и модальную личность (тип отклоняющийся от идеала, вариация).
  2. В связи с этим выделяется типология личностей по Р. Мертону (по отношению к целям и средствам):

— конформист (культурные цели, средства, одобряемые в обществе; является лояльным членом общества);

— новатор (пытается достигнуть культурных целей; законные и незаконные средства);

— ритуалист (ритуалы, церемонии и правила для него являются основой поведения)

— изолированный тип (отходит как от традиционных целей, так и от институциональных средств, необходимых для их достижения: алкоголики)

— мятежник (нерешительность относительно как средств, так и культурных целей, желает создать новую систему норм и ценностей)

  1. Дарендорф ввел термин: человек социологический, наряду с человеком трудящимся, ч- потребителем, человек универсальный, человек, зависящий от государства.

Микросоциологические концепции (проблематика личности, находящейся вполе межличностного взаимодействия):

    Психоаналитические теории (З.Фрейд): выделил в структуре личности три элемента Оно (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Супер-Эго); Оно — это наше подсознание, невидимая часть айсберга, где господствуют бессознательные инстинкты. По Фрейду, фундаментальными являются две потребности: либидозная и агрессивная. Я — это сознание, связанное с бессознательным, которое время от времени прорывается в него. Эго стремится реализовать бессознательное в приемлемой для общества форме. Сверх-Я — нравственный «цензор», включающий совокупность моральных норм и принципов, внутренний контролер. Поэтому наше сознание пребывает в постоянном конфликте между проникающими в него бессознательными инстинктами, с одной стороны, и моральными запретами, диктуемыми Сверх-Я — с другой. Механизмом разрешения этих конфликтов выступает сублимация (вытеснение) Оно.

Ролевая концепция личности (Т.Парсонс, Я. Морено) — концепция, отождествляющая жизненные ситуации с игрой и сводящая деятельность человека к разыгрыванию определенных стандартных ролей в стандартных ситуациях. Различают два типа социальных ролей : конвенциальные и межличностные. Первые означают предписанный образец поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации. Вторые определяются взаимодействием людей друг с другом.

Статусная концепция личности: характеристика места личности в системе общественных отношений, ее деятельность в основных сферах жизни и оценка деятельности личности со стороны общества, выражающуюся в определенных количественных и качественных показателях (зарплата, премии, награды, звания, привилегии), а также самооценку, которая может совпадать с оценкой общества или социальной группы. Социальный статус — это соотносительное положение (позиция) индивида или группы в социальной системе. В зависимости от того, занимает человек данную позицию благодаря наследуемым признакам (раса, социальное происхождение) или благодаря собственным усилиям (образование, заслуги), различают соответственно «предписанный» и «достигаемый» статусы.

4. Теория «зеркального Я» (Ч. Кули, Дж. Мид): наше Я рассматривается прежде всего как социальное образование. Самосознание человека — это результат социального взаимодействия, в ходе которого индивид приучается смотреть на себя как на внешний объект, усваивая мнения и оценки других людей о себе. Индивид, включаясь в социальное взаимодействие, научается «брать роли другого», т.е. осваивать общие значения, предвидеть реакции другого на свои действия, ставить себя на его место. Личность индивида: социальное Я (результат освоения различных ролей) и индивидуальное (спонтанное Я).

5. Теория референтной группы (Р. Мертон): влияние значимой социальной группы на поведение человека. Референтной является группа, ценности и нормы которой личность разделяет, идентифицирует себя с ней, ориентирует на нее свое поведение.

  • Диспозиционная концепция личности (В.А. Ядов): предрасположенность личности, их влияние на социальное поведение человека. Человек предрасположен к тому или иному поведению. Иерархическая система: Низший уровень (элементарные фиксированные установки); Второй уровень (социальные фиксированные установки, связанные с включением человека в контактные группы); базовые социальные установки (общая направленность интересов личности); Доминирующая направленность (связана с профессиональной деятельностью, семьей); ценностные ориентации.
  • Наиболее глубоко проблему структуры личности изучил М.Вебер в теории социальных действий: целерациональное действие (субъект имеет ясную цель и реализует ее); ценностно-рациональное действие (человеку выжжен не результат, он верен определенным ценностям); аффективное действие (эмоции); традиционные действия (основаны на привычке).
  • Социологические теории личности дополняют друг друга, описывая сложный механизм социального формирования и развития личности.

    26.08.2016, 15034 просмотра.

    Глава 1. Социологические концепции личности

    Личность – выражение социальной сущности и содержания человека как субъекта деятельности и общественных отношений. Личность выступает как носитель общих и специфических социальных свойств человека, характеризующих его национальную и классовую принадлежность, профессию и вид деятельности, мировоззрение и ценностные ориентации, интересы, цели, идеалы. В процессе своей жизнедеятельности в обществе личность играет различные социальные роли.
    Существует 4 концепции понимания личности:
    1. Ролевая концепция
    Ролевая концепция личности возникла в американской социальной психологии в 30-х годах XX в. (Дж. Мид) и получила широкое распространение в различных социологических течениях, прежде всего, в структурно-функциональном анализе. Т. Парсонс и его последователи рассматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе.
    Социальная роль – это модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных и межличностных отношений. Социальная роль распадается на ролевые ожидания – то, чего согласно «правилам игры» ждут от той или иной роли, на ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее чётко представляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и строит своё поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Общество при этом следит, чтобы всё делалось «как надо». Для этого существует целая система социального контроля – от общественного мнения до правоохранительных органов – соответствующая её система социальных санкций
    – от порицания, осуждения до насильственного пресечения.
    Границы ролевого поведения достаточно жестки, поскольку смешение разных функций или неадекватное их исполнение может привести к нарушению равновесия всей социальной системы. Но эти границы не абсолютны: роль задаёт общую направленность и цель действий, а стиль их выполнения – фактор вариантный. Например, роль директора фирмы предполагает реализацию функций руководства, управления, и её нельзя смешивать с функцией подчинения или заменять ею. Но руководство может осуществляться различными методами: авторитарными, демократическими, попустительскими, и в этом плане роль директора фирмы не накладывает никаких ограничений. Один и тот же человек выполняет множество ролей, которые могут противоречить, не согласовываться друг с другом, что приводит к возникновению ролевого конфликта. Примером тому может служить конфликт профессиональной и семейной ролью женщины.
    Помимо ролей, несущих непосредственную общественную нагрузку, имеющих смысл и значение для социальной системы в целом, существуют и личные отношения людей друг с другом, в которых человек также занимает определённое место и в соответствии с ним выполняет определённые функции. Этот слой отношений описывается понятием межличностная роль. Как и социальные роли, межличностные роли тоже могут быть различными и даже совершенно противоположными в разных малых группах: друг, враг, доверенное лицо. Зачастую человек вынужден учитывать в своём поведении эту разнообразную палитру ожиданий, предъявляемых к нему, ориентироваться не на одну, а на несколько групп сразу. Социальные роли различаются по степени из важности для нормального функционирования всего общественного организма. Это связано с местом той или иной группы в социальной структуре, с их значимостью для поддержания её стабильности. Интегративным показателем положения социальной группы и отдельной личности в системе общественных отношений является социальный статус. В любом обществе и в любой сфере общественной жизни существует пирамида статусов, определяющая и закрепляющая социальное неравенство. Теория ролей хорошо описывает адаптационную сторону процесса социализации личности. Но эту схему нельзя принять за единственную и исчерпывающую, поскольку она оставляет в тени активное, творческое, личностное начало.
    2. Концепция личности Фрейда
    Другой образ личности возник под влиянием идей австрийского психиатра З.Фрейда, рассматривавшего человека как систему нужд, а общество – как систему запретов, табу. Бессознательные стремления личности образуют её потенциал и основной источник активности, задают мотивацию её действия. В силу невозможности удовлетворения инстинктивных потребностей в их естественно-природной форме из-за социальных нормативных ограничений человек вынужден постоянно искать компромисс между глубинным влечением и общественно приемлемой формой его реализации. Модель личности, созданная Фрейдом, представляет собой трёхуровневое образование: низший слой (Оно или Ид), представленный бессознательными импульсами и «родовыми воспоминаниями», средний слой (Я или Эго) и верхний
    слой (Сверх-Я или Супер-Эго) – нормы общества, воспринятые человеком. Наиболее жёсткие, агрессивные и воинственные слои – Оно и Сверх-Я. Они с обеих сторон «атакуют» психику человека, порождая невротический тип поведения. Эта модель личности, постоянно обороняющейся от общественного давления и находящейся в конфликте с социальным окружением. Поскольку по мере развития общества верхний слой (Супер-Эго) неизбежно увеличивается, становится более массивным и тяжёлым, то и вся человеческая история рассматривается Фрейдом как история нарастающего психоза.
    3. Поведенческая концепции

    Ещё один образ личности – личность как система реакций на различные стимулы (Б.Скиннер, Дж. Хоманс, К.-Д. Опп). В соответствии с этой концепцией поведение каждого человека обусловливается и контролируется социальной средой через языки, обычаи, социальные институты, средства массовой информации. Взаимодействуя с другими людьми, человек в любой социальной группе «блюдёт» свой интерес: если его поведение поощряется, положительно стимулируется, то он и будет лоялен, доброжелателен по отношению к окружающим и к социальной системе в целом; если же он не получает признания со стороны общества, то он будет вести себя агрессивно. Но каждый человек стремится избежать наказаний и получать поощрения и в этом плане однозначно реагирует на внешние стимулы и социальные приказы. Иными словами, рассматривая проблему личности, анализируя, почему человек определённым образом реагирует на ту или иную ситуацию, поведенческая социология главную роль отводит системе стимулов, «подкреплений», проводя аналогию между человеком и животным. Отсюда и изменения личностного поведения выводятся из процесса научения, понимаемого как стимуляция желаемых действий. В качестве стимулов может использоваться любое «благо»: знание, власть, комфорт, уважение, слава, деньги, но обязательно социальное по своему источнику, которым владеет и распоряжается общество. Чем более ценно для человека вознаграждение, тем чаще он будет демонстрировать соответствующее поведение. В тоже время, чем чаще в недавнем прошлом человек испытывал вознаграждающее воздействие со стороны других, тем менее ценным становится для него каждое аналогичное последующее действие. При переносе этого принципа на уровень межличностных отношений делается вывод, что добровольное воздействие между партнёрами существует лишь до тех пор, пока каждый из них считает, что он в выигрыше, то есть что его «вклад» в ситуацию меньше, чем получаемая им выгода или вознаграждение.
    4. Деятельностный подход
    В рамках культурно-исторической школы Л.С.Выготского сложилось понимание человека как деятельного существа, преследующего свои цели, задачи, чьё поведение и поступки невозможно объяснить только с точки зрения рациональности. В основе личности лежит богатство связей человека с миром, проявляющееся в предметной деятельности, общении, познании. Центральной категорией анализа, дающей ключ к пониманию личности, является категория «деятельность». Деятельность рассматривается при этом в структурном и функциональном аспектах. Структурный аспект предполагает выяснение строения самой деятельности и определение составляющих её элементов. Функциональный аспект концентрирует внимание на том, каким образом осуществляется деятельность. Итак, изучение личности опосредуется изучением её деятельности и, по сути, сводится к:
    • определению системообразующего звена, доминантного вида деятельности;

    • выяснению принципа осуществления деятельности – вынужденная или свободная, отчуждённая или неотчуждённая;

    • изучению характера связи между различными видами деятельности, степени их иерархизированности;

    • исследованию уровня осуществления каждого из видов деятельности.

    Ни один из вариантов понимания личности не исчерпывает этого феномена целиком, каждый из них рассматривает отдельные её проявления, возводя их в ранг наиболее важных, основополагающих.

    Дата добавления: 2015-01-01 ; просмотров: 19 ; Нарушение авторских прав

    СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ

    Понятие социального статуса и виды статусов.

    Статус — устойчивое положение внутри социальной системы, связанное с определенными ожиданиями, правами, обязанностями. Соотносительное положение личности в обществе.
    Социальный статус — это соотносительное положение индивида в обществе, определяемое функциями, обязанностями и правами. Статус учителя имеет смысл только в соотношении с позициями ученика и директора школы, а последний — в связи с позицией министра образования, заведующего городским отделом образования и т. д.

    Предписанный статус — тот статус, который человек получает «автоматически» при рождении или по прошествии времени. К этому типу относятся статусы, связанные с полом, национальностью, расой, входящие в системы кровного родства и аристократических титулов. Пример — женщина, американка, европеоид, брат, герцог, пасынок.

    Достигаемый статус — получаемый человеком благодаря своим собственным силам или удаче. Пример: муж, инженер, изобретатель, кочегар. Социальная позиция, которая закрепляется через индивидуальный выбор и конкуренцию, определяется как достигаемый статус. Если каждая личность имеет некоторое количество предписанных статусов, которые назначаются ей в группе или обществе без учета ее индивидуальных особенностей или предпочтений, то достигаемые статусы закрепляются с учетом способностей данной личности, ее исполнительности и, возможно, в результате везения. Предписанные и достигаемые статусы принципиально различны, но, несмотря на это, они могут взаимодействовать и перекрещиваться. Основное социальное положение в обществе (социально-классовый статус) является предписанным (т.е. отражает статусы родителей) и частично достигаемым с помощью способностей и устремлений самого индивида. Во многих отношениях граница между предписанными и достигаемыми статусами чисто условна, но концептуальное их разделение весьма полезно для изучения этих социальных феноменов.

    Функции, статусы и социальные роли образуют своеобразный стыковочный механизм, благодаря которому поведение человека становится предсказуемым, надежным для общества, а сам он становится носителем его культуры.
    Социальные статусы и роли как средства описания взаимосвязи личности и общества позволяют во многом по-новому осмыслить социальную жизнь, установить более ясные «осязаемые» научно-логические механизмы подключения личности к сложным социальным образованиям, и в этом немалая заслуга социологической статусно-ролевой теории.

    Социализация личности

    Социализацией называется процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

    Социализация выполняет в общество три основных задачи:

    1) интегрирует индивида в общество, а также в различные типы
    социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и
    ценностей;

    2) способствует взаимодействию людей вследствии принятия ими
    социальных ролей;

    3) сохраняет общество, производит и передает культуру поколений
    через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.

    По мнению Ч. Кули, личность проходит следующие стадии социализации:

    1)имитацию — копирование детьми поведения взрослых;

    2) игровую — детское поведение как исполнение роли со значением;

    3) групповые игры — роль как ожидаемое от нее поведение. В процессе
    социализации различают ее первичные и вторичные формы.

    Первичная (внешняя) социализация означает приспособление индивида к ролевым функциям и социальным нормам, складывающимся в различных социальных институтах общества на различных уровнях . жизнедеятельности человека. Происходит это через социальную идентификацию – т.е. осознание своей принадлежности к данной общности. Агентами здесь выступают семья, школа, сверстники либо субкультуры и компенсаторы, ведущие к десоциализации.

    Вторичная социализация — интериоризация, т.е. означает процесс включения социальных ролей во внутренний мир человека. В результате складывается система внутренних регуляторов поведения личности, что обеспечивает соответствие (либо противодействие) поведения индивида заданным со стороны общественной системы образцам и установкам. Это представляет собой жизненный опыт, способность к оценке норм, тогда как на уровне идентификации они в основном лишь усваивались.

    Важнейшими факторами социализации личности выступает феномен нахождения индивида в группе и самореализации через нее, а также вхождение индивида в более сложные структуры общества.

    Группа выступает в качестве социальной ниши, обеспечивающей личности определенный уровень комфорта. Но этот уровень обеспечен лишь при соблюдении необходимых условий бесконфликтного включения человека в группу — при соответствии личностных ожиданий и требований группы к возможностям личности.

    Основными определяющими факторами на внеличностном (групповом) уровне выступают понятия социальной стратификации: статус, роль, престиж, должность и т.д.

    На следующем — межличностном (внутригрупповом) уровне важнейшими факторами социализации являются национальные особенности; характер деловых и личностных взаимоотношений между членами группы; сплоченность членов группы на основе общих интересов.

    На личностном уровне проявляются характеристики члена группы как личности через его самооценку, анализ взаимозависимости, потребность в самоутверждении. На данном уровне определяющими факторами, снижающими риск социальных конфликтов в обществе, являются личная ответственность, осознание себя членом группы, личный контрольдействий.

    В результате социализации формируются различные типы личности, социальные характеры, разнообразные потребности, ценностные ориентации.

    Рассмотрим различные подходы к описанию механизмов социализации. Так, согласно Э. Фромму, при различных способах социализации, указанных в левой части, возникают, соответственно, пять способов адаптации к социуму:

    Э. Фромм считал, что доминирующий тип социального характера совпадает с типов самоотчуждения личности на различных исторических этапах развития общества, делая тем самым акцент на биопсихологических факторах.

    Содержание понятия «мировая система». Формирование мировой системы. Структура мировой системы И. Валлерстайна.

    В современную эпоху значительно возрастает общепланетарное единство человечества, представляющее собой единую мировую систему, все части которой находятся в теснейшей взаимосвязи и взаимозависимости.

    Инициатор концепции мировой системы И. Валлерстайнопубликовал в 1974г. книгу «Современная мировая система», в которой он предложил различать мировые империи и мировые экономические системы.

    Мировая империя — это несколько территорий, объединенных военной и политической властью. Империи инков, Александра Македонского, Дария I, Наполеона, наконец, СССР, который также относится к типу мировых империй, представляют собой очень разнородные (культурно, социально, экономически, реже — религиозно), обширные по территории, непрочные образования. Они создаются принудительно и быстро распадаются.

    Итак, различают две формы подобной системы — мировые империи (множество территорий, политически объединенных в одно государственное образование) и мировые экономические системы (страны, развивающие сходную экономику, но политически не объединенные в одно государство.

    Наибольшую известность получила теория мировой системы, разработанная И. Валлерстайном (р. 1930) — американским исследователем, возглавляющим с 1994 г. Международную социологическую ассоциацию.

    Основные положения этой теории сводятся к следующему:

    § экономическая организация современного капитализма имеет глобальную, а не национальную основу;

    § эта мировая система состоит из экономически и политически господствующего центра и зависимой от него периферии;

    § центр развивается как индустриальная система производства, тогда как периферия поставляет сырье, находясь в зависимости от цен, устанавливаемых на него центром;

    § существует также полупериферия, обладающая социальными и экономическими характеристиками, как центра, так и периферии.

    СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ

    Личность в социологии рассматривается как целостность социальных свойств человека. Она — продукт общественного развития и складывается в процессе включения индивида в систему общественных отношений. Включение индивида в эту систему происходит посредством деятельного общения. Человек, что-то делая, всегда вступает в какие-то отношения с другими людьми. Общаясь, человек всегда удовлетворяет какие-то потребности, что-то делает. Иначе говоря, в процессе деятельности всегда складываются отношения, требующие от человека проявления определенных качеств. Совокупность этих социальных по своей природе качеств и определяется как личность.

    Таким образом, качества, составляющие личность, отражают устройство общества. Одни качества отражают общественный строй в целом. Другие — классовую структуру общества, то место, которое занимает в этой структуре данный индивид. Третьи — профессиональную структуру общества и т.д.

    Понятие личности определяется совокупностью социально значимых качеств, формирующихся при взаимодействии с другими людьми.

    В социологии понятие личность означает устойчивую систему социально значимых черт, определяющих биосоциальную природу человека и характеризующих индивида как члена той или иной общности. Оно показывает переходы от индивидуального к социальному и от социальной структуры к межличностным отношениям и индивидуальному поведению.

    Социологические подходы заключаются в том, что рассматривается проблема личности с разных точек зрения, в частности, каким образом под влиянием общества происходит социализация человека.

    Социологические концепции личности объединяют ряд различных теорий, признающих человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из тех или иных социальных факторов.

    В основу психологических теории личности в современной социологии положены психологические аспекты усвоения человеком социальных ролей, применяемые в американской гуманистической психологии, особенно в разделе психотерапия, например:

    1) транзактный анализ (особенно популярный), выделивший структурный анализ личности, теорию игр и сценариев: Э. Берн, К. Стейнер;

    2) психосинтез (сочетание классической философии и психологических знаний, включая положения экзистенцианализма, фрейдизма, психоанализа, вероучения буддизма, йоги, христианства).

    3) рационально-эмотивная терапия (А. Эллис) строится по классической формуле: человек расстроен не столько данным событием, сколько представлением о нем, причем утверждается, что эмоциональные реакции и жизненный стиль человека связаны с базовыми представлениями.

    Значительным влиянием в социологии личности пользуется ролевая теория личности. Основные положения этой теории были сформулированы Г. Кули, Дж. Мидом, Р. Линтоном, Т. Парсонсом, Р. Мертоном. Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Я.Л. Морено, Т. Парсонс определяют личность как функцию от той совокупности социальных ролей, которые индивид исполняет в обществе.

    Концепция распределения ролей у Т. Парсонса — деление их на аскриптивные, т.е. предписанные по естеству (определенные рождением, полом, возрастом, социальной принадлежностью и т.д.) и достижительные, т.е. зависящие от личных усилий индивида. Поскольку роли связаны с пребыванием человека в социальных группах, то личность является производной от условий, принятых в группах, в которые включен индивид. В процессе социализации он усваивает способы исполнения ролей и тем самым становится личностью. Общим для концепции ролевой теории является то, что личность есть результат овладения правилами жизни и поведения в обществе.

    Данный экскурс в историю позволяет заключить, что понятие личности играет в социологии не всегда центральную, но очень важную роль. Независимо от того, рассматриваем ли мы общество как первичное по отношению к человеку или, наоборот, видим в человеке «строителя» социальной реальности, мы не можем отрицать того факта, что обязательным субстратом социального является индивид как носитель биологических и психологических особенностей.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: