Социокультурные особенности молодежи - ABCD42.RU

Социокультурные особенности молодежи

Социокультурная специфика современной российской молодежи

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ.

шафикова Л. Х. (г. Уфа, Россия)

Уже в Древней Греции философы — мыслители Платон и Аристотель считали, что будущее общества во многом зависят от молодежи, ее знаний, умения, желания действовать во имя поставленной цели.

Трудно назвать проблемы, волнующие в настоящее время мировое сообщество, которые не были бы связаны с молодежью. Молодежь составляет почти треть населения планеты, и именно от нее во многом зависят пути и формы развития человечества, общества в целом, того или иного государства и региона, в частности. Поэтому очевиден факт, насколько важны исследования ценностных ориентаций данной группы населения и факторов, влияющих на их становление и развитие.

Каждому из нас всегда хочется верить в светлое будущее, в свой успех, в успех своих родных и близких, хочется добиться в жизни многого, того, о чем в старости можно будет вспомнить с гордостью и с радостью в сердце. Нам всем хочется жить в стране, которой у каждого человека есть возможности для осуществления своих целей, желание превратить их в жизнь и при этом не посягнуть на личную свободу других людей. В ее людях. В тех, на ком, собственно, и держится экономика, политике, образование, культурная жизнь, облик внешней среды, который человек создает вокруг себя. А мощь завтрашнего дня страны – это современная молодежь.

Мир культуры, который окружает человека, многогранен. В своей основе он состоит из множества комбинируемых форм, которые находятся во взаимодействии между собой, в результате скрещивания культурных традиций — их кросскультурного взаимодействия, возникает новый виток развития способностей носителей этих традиций, их творческого мышления, результатом которого являются новые культурные формы, в которых общечеловеческие ценности приобретают многоликое звучание.

В самом широком плане источником становления и развития личности, ее сознания и, в частности культурного сознания является внешняя среда — объективный мир (природа и общество), с которым человек, так или иначе, взаимодействует. В результате этого взаимодействия и формируется культурное сознание. Особое значение в формировании этого имеет социальная среда. И это понятно, ведь человек немыслим вне общества.

Каждый человек обладает своими индивидуальными способностями, темпераментом, воспринял определенные культурные традиции и включен в социокультурную динамику общества. [2,97]

Конфликтность молодежного социума — особая тема, актуальность которой стала очевидной с начала периода перестройки и гласности, провозглашенных в советском обществе. Своеобразие молодежной конфликтности детерминируется процессом кардинальных преобразований, объективным переходом к постиндустриальному рыночному обществу и связанными с этим крупнейшими переменами в политической, экономической, социальной и духовной сферах жизни. [3,11]

Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряженность, озлобленность, жестокость и насилие. Тяжелое экономическое положение страны привело наше общество к серьезным трудностям и внутренним конфликтам, к значительному увеличению уровня распространенности и многообразия форм аморальных поступков, преступности и других видов отклоняющего поведения. Статистика свидетельствует о росте отклоняющего поведения среди лиц различных социальных и демографических групп.

Особенно трудно в этот период оказалось подросткам. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, вандализм). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодежи.

Природа дала человеку два орудия социализации — интеллектуальное и нравственное. Просвещенный, интеллектуальный разум облагораживает, укрепляет и усиливает нравственные чувства человека. Нравственность человека проявляется только в его поступках, а поступки происходят от характера помыслов.

Нравственное воспитание молодежи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон, что при недостатках другого характера (например, телесного или этического) большего вреда обществу нанести невозможно. Духовные болезни труднее неизлечимы и более пагубные, чем болезни тела. От болезней тела кроме самого больного никто больше не страдает, а от духовного больного страдают многие. Важнейшая задача формирования личности — это нравственное воспитание человека. [1,46]

Культура и нравственность должна стоять впереди и вести за собой интеллект. Как писал Аристотель, человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким. Наше общество уже находится на грани дикой нравственной деградации научно-грамотной молодежи. Молодому поколению требуется срочная педагогическая помощь, чтобы оно могло осмыслить ценности своего существования: свою историческую миссию, свою социальную роль.

Поэтому педагогам необходимо учитывать два возможных фактора: первый – по возможности больше расширять круг нравственных понятий; второй – избавлять подростков от вредных действий, которые могли бы запечатляться как отрицательные привычки.

Общество обязано обеспечит постепенный и безболезненный рост культурных потребностей. Для этого необходимо выполнение следующих условий:

1) оплачиваемый и достойный труд с целью достижения высокого материального благополучия общества в целом;

2) достойное финансирование общеобразовательных учреждений;

Выполнение трех этих условий поможет вырастить социально адаптированную, полноценную и культурную личность, прекрасную телом и душой.

Педагогическая культура и ее формирование при подготовке учителя: Сб. статей, вып.3 /Башпединст. — Уфа, 1998. – 122 с. Проблемы социодинамики культуры в современном обществе: материалы международной научной конференции [Текст] — Уфа: Издательство БГПУ, 20с. «Ювенальная конфликтология», учебное пособие Уфа, 20с.

Молодежь — классификация и признаки социальной группы

Молодежь – это будущие политики, ученые, известные личности, писатели, которые существенно повлияют на течение всех сфер будущего общества. Важно передать правильное воспитание, нормы, ценности, навыки, необходимые знания учащейся части этой социальной группы.

В период молодости человек определяется с будущей профессией, вырабатывает свое мировоззрение, определяется со своим местом в жизни, формирует на основе недолгого пока опыта жизненные ценности.

В это же время встречает спутника жизни и заводит семью. Ему приходится становиться более ответственным в экономическом и социальном плане.

Молодежь как социальная группа

Школьный учебник обществознания дает следующее понятие термина «молодежь» — это группа общества, которая имеет возрастные границы от 15 до 24 лет.

Отличительные особенности молодежи — присущие только им психологические и социологические качества.

Главные признаки молодежи как социальной группы:

динамичность, имеет самую высокую мобильность в отличие от других социальных групп;

быстрая смена социального статуса и ролей (сначала студент, затем работник, муж или жена, отец или мать);

душевная противоречивость и неустойчивое психическое состояние;

стараются быть «не как все», объединяются в субкультурные группы по интересам.

Достаточно типичным поведением для молодежной группы общества является то, что они подразделяют себя в определенные категории неформальных групп и движений. Каждая группа отличается от другой интересами, атрибутикой, ценностями.

Все виды субкультуры похожи тем, что создаются неожиданно — начинается от простого общения и обсуждения увлечений и взглядов на окружающие события. Они не подчиняются никаким организациям и правоохранительным структурам. Помогают молодежи самоутвердиться и защититься от принятого в обществе «правильного» мнения.

Основные проблемы молодежи в России

Российская молодежь согласно данным института молодежи РФ находится в выжидательном положении, хоть и демонстрирует себя как стремящаяся к миру и толерантности в стране.

В последние годы увеличивается тенденция к проявлению активной позиции, которая в ближайшем времени должна выявится еще сильнее.

В России за последние 10 — 15 лет достаточно увеличились проблемы среди молодого поколения. Рассмотрим, какие именно трудности выявлены в данной категории людей.

Социальные проблемы

Заметные ухудшения особенно коснулись социальной сферы:

Доля численности молодежи по отношению к другим возрастным группам страны сокращается, сокращение стало заметно в 1979 г. и достигло отметки в 15%.

Проблемы со здоровьем. Повысились случаи хронических заболеваний. Только 14% молодежи полностью здоровы.

Ухудшение образовательной системы России ведет к снижению умственных и интеллектуальных способностей молодых людей.

Проблемы с психическим состоянием молодых граждан. Государство не уделяет большое внимание психологии молодежи.

Молодежь отрывается от общества, повышается процент маргиналов.

Ухудшение экономической и социальной жизни страны приводит к повышению уровня преступлений среди молодых. Почти 60% всех преступлений страны совершены гражданами до 25 лет.

Экономические проблемы

Тяжело обстоит дело с экономической ситуацией молодежи в России:

Невозможность устроиться на работу по специальности из-за некачественного образования. Работающая молодежь – всего лишь небольшой процент от всей социальной группы.

Читайте также  распад Империи Каролингов

Увеличение безработицы среди молодого поколения. Неспособность материально обеспечивать свои нужды и потребности.

Жилищный вопрос. У молодого поколения практически нет возможности приобрести жилье.

Духовные проблемы

Социальные и экономические проблемы влияют на духовную составляющую молодого поколения страны. Родители меньше времени уделяют воспитанию детей и заложению в них фундамента нравственности и моральных качеств.

Между молодым и старым поколением большая «пропасть», непонимание и конфликты.

Современные духовные и нравственные проблемы российской молодежи:

большая разница и конфликтные ситуации между молодым и старым поколением;

поспешное освобождение из-под родительской опеки;

возвышение культа «удовольствия», отрицание общественных норм и ценностей;

саморазрушение, уничтожение личности;

сексуальная и нравственная распущенность.

Молодежная политика — ее система и основные направления

Государство пытается решить проблемы молодого поколения, ведь юноши и девушки есть будущее нашей страны. Очевидно, что для разрешения трудностей нельзя использовать устаревшие методы, которые перестали быть актуальными в современном обществе.

Страна на государственной основе взялась за развитие молодежной политики, в классификацию направлений которой входит:

создание общественных молодежных организаций;

международное молодежное сотрудничество;

молодежная волонтерская деятельность;

прививание молодому поколению активного образа жизни;

популяризация безопасной культуры;

поддержание в управленческой деятельности;

психологическая работа с теми, кто находится в опасном социальном положении;

помощь в определении своей профессиональной ориентации;

прививание традиций для формирования ценностей.

Власти уверены, что молодежная политика, предпринятая государством, должна со временем помочь ребятам и девушкам самореализоваться и успешно войти в социальную жизнь общества.

Роль молодежи в современном обществе

Молодежь в нынешнем мире играет одну из главных ролей нежели остальные социальные группы. На ней лежит будущее состояние всех сфер государства и общества.

Поэтому воспитание и образование, закладка правильных ценностей очень важны. Синонимом слова «молодежь» в широком плане является определение будущего всего человечества.

Главные роли молодежи в современном мире:

Главный носитель умственных и физических способностей, которые более широко раскроются в будущем. Молодежь от других групп отличает огромный потенциал к трудовой деятельности, стремления к открытиям в технической и научной деятельности, хорошие способности в творчестве и культуре.

Самая перспективная группа в профессиональной деятельности и социальной сфере. Быстрее всех «схватывает» новую информацию, адаптируется к изменениям в обществе и мире.

Социологи считают, что только вступая в жизнь молодые люди становятся объектами, на которые воздействуют общество, семья, образовательные институты, социальные условия. После взросления молодой человек уже сам начинает влиять на это общество и становится его субъектом.

Развитие современных форм социокультурной деятельности с молодежью

Вы будете перенаправлены на Автор24

Формы социокультурной деятельности с молодежью – это совокупность различных методов, применяемых для социокультурного воспитания представителей молодого поколения.

Назначение социокультурной деятельности с молодежью

Одним из значимых направлений деятельности государства является осуществление социокультурной политики, призванной приобщить молодое поколение к культурным ценностям, создать благоприятные условия для реализации и развития творческих способностей человека, воспитать у подростков и детей чувство ответственности за себя, свои поступки, близких людей. Также социокультурная политика призвана воспитывать патриотизм, активную гражданскую позицию, любовь к стране, формировать навыки работы в коллективе для достижения общественно значимых целей.

Развитие социокультурной деятельности в отношении молодежи требуется для обеспечения максимальных возможностей раскрытия ее талантов и способностей, участия в принятии решений, влияющих на ее жизнь и будущее.

Социокультурная деятельность в отношении молодежи не только формирует, распространяет, сохраняет, осваивает и популяризирует культурные ценности и предоставляет культурные блага в различных сферах, но и обеспечивает их преобразование в объект взаимодействия социальных общественных групп и личностей. То есть социально-культурная деятельность способствует единению общества.

К приоритетным направлениям социокультурной деятельности в отношении молодежи относятся:

  • оказание поддержки детям и подросткам, имеющим особые возможности;
  • поддержка неблагополучных молодых семей;
  • осуществление профилактических мероприятий в отношении девиантного поведения и экстремизма среди молодежи.

Молодежь как объект социокультурной деятельности

Молодое поколение выступает в качестве наиболее уязвимой социально-демографической группы общества, что обусловлено наличием проблем с трудоустройством, построением семейных отношений в ходе взросления. Также молодежь является наиболее восприимчивым слоем общества по отношению к общественным противоречиям.

Готовые работы на аналогичную тему

Эти факторы обуславливают особое внимание государства к проблемам молодого поколения. Молодежь выступает объектом социокультурной деятельности, осуществляемой государством на всех уровнях публичной власти.

Государство стремится к формированию условий, позволяющих молодому поколению активно вливаться в жизнь общества, работать на его благо.

Государство ведет политику по разработке современных форм и методов деятельности по отношению к молодежи с целью обеспечения реализации воспитательной и образовательной функции, помощи молодому поколению в плане интеграции в общественную структуру.

Характеристика современных форм социокультурной деятельности с молодежью

На современном этапе развития российского общества социально-культурная политика в отношении молодежи подразумевает применение следующих форм деятельности:

  1. оказание содействия карьерным устремлениям и профориентации молодого поколения;
  2. обеспечение вовлечения молодых людей в осуществления волонтерской деятельности;
  3. формирование у молодых людей традиционной системы семейных ценностей;
  4. вовлечение молодых людей в осуществлении инновационной деятельности и научно-технического творчества;
  5. осуществление патриотического воспитания молодежи;
  6. приобщение молодых людей к ведению здорового образа жизни и спортивным занятиям;
  7. осуществление мер профилактики экстремизма и развитие отношений межнационального характера;
  8. социализация молодых людей, которые нуждаются в особой заботе со стороны государства;
  9. поддержка молодежного самоуправления;
  10. создание условий для сотрудничества по вопросам молодежи на международном и межрегиональном уровне;
  11. организация взаимодействия с молодежными общественными движениями и организациями.

Описание отдельных форм социокультурной деятельности с молодежью

Социокультурная деятельность по отношению к молодежи ведется в разрезе различных форм мероприятий, к числу которых можно отнести:

  • во-первых, создание всероссийского волонтерского корпуса в разрезе 85 региональных штабов, способных осуществлять привлечение к участию в различных мероприятий до 80000 волонтеров из состава молодежи. Применение волонтерской работы для поддержания порядка в памятных местах, тем или иным образом связанных с Великой Отечественной Войной, формирование интерактивной карты таких мест в Интернете и так далее;
  • во-вторых, проведение Russian Startup Tour на ежегодной основе с целью поиска инновационных проектов перспективного содержания;
  • в-третьих, проведение творческих мероприятий в виде Этнокультурного фестиваля, Молодежных дельфийских игр, Фестиваля молодежных субкультур, Всероссийского форума молодых экологов и так далее.

Все формы социально-культурной деятельности в отношении молодежи носят комплексный характер и подразумевают выполнение развивающих, образовательных, формирующих толерантность, объединяющих функций.

Государственная политика России нацелена на осуществление поддержки молодежных и детских организаций, движений, объединений, призванных осуществлять деятельность творческого, добровольческого, благотворительного и познавательного характера. Государство также обеспечивает поддержку подготовки кадров для организации работы с молодежью.

Часть функций государства по социокультурной деятельности с молодежью реализуется в форме общественной инициативы со стороны организаций, функционирующих в сфере науки, просвещения, образования, искусства, семейных отношений, воспитания, работы с молодежью с детьми. В настоящее время в России действует более 100 тысяч подобных организаций.

Также к социокультурной деятельности в отношении молодежи подключаются религиозные организации, которые проводят различные фестивали, праздничные концерты, слеты и так далее.

Молодежь в России: социокультурная характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 11:27, контрольная работа

Краткое описание

Молодежь, социально-демографическая группа, выделяемая на основе со-вокупности возрастных характеристик, особенностей социального положе-ния и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества [6, с. 833].
До сегодняшнего дня остается актуальным ценностный подход к изуче-нию всего многообразия общих связей и закономерностей молодого поколения, как органического субъекта развития общества.

Оглавление

Введение
I. Возрастные особенности самореализации молодежи.
II. Социальная ответственность и гражданская активность молодежи в России.
III. Религиозность российской молодежи.
IV. Работа в жизни молодых россиян.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

КР по социологии.docx

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

студентки I курса (ЗФО) Хузеевой Алены

Преподаватель: Верчагина И.Ю.

МОЛОДЕЖЬ В РОССИИ: СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

  1. Возрастные особенности самореализации молодежи.
  2. Социальная ответственность и гражданская активность молодежи в России.
  3. Религиозность российской молодежи.
  4. Работа в жизни молодых россиян.

Молодежь, социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества [6, с. 833].

До сегодняшнего дня остается актуальным ценностный подход к изучению всего многообразия общих связей и закономерностей молодого поколения, как органического субъекта развития общества. Именно такой подход отличает ряд крупных работ вышедших в 90-е годы. В них молодежь рассматривается как социально-демократическая группа с характерными для нее социальными, возрастными, психологическими свойствами и социальными ценностями, которые обуславливаются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе. Такой взгляд способствует более глубокому осмыслению молодежных проблем, дифференцированному подходу к молодежи как внутренне неоднородной и вместе с тем специфически особой общественной группе [8].

Читайте также  Проблема определения нормы и патологии. Критерии психического здоровья

В данной контрольной работе я, используя теоретическую и практическую литературу по теме, попытаюсь ответить на вопрос: «Молодежь новой России: Какая она? Чем живет? К чему стремиться?»

I. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ

Возрастная периодизация, принятая психологами на одном из международных симпозиумов, позволяет определить границы молодежного возраста от 16 до 29-30 лет, включающие в себя подростковый, юношеский и первый период среднего возраста. В последние десятилетия произошло снижение границы в связи с ускоренным физическим и умственным развитием, с ранним включением молодежи в общественную и трудовую деятельность, с повышением юридической ответственности за свое поведение, а также с признанием со стороны общества самостоятельности молодых людей, с ростом доверия к ним.

Молодость отличается большим динамизмом, сменой ролей, изменением ценностных ориентаций, психики. Происходит ускоренное физическое развитие (акселерация), умственное развитие: раньше формируется логическая память, абстрактное мышление, молодые люди легко пользуются понятиями, категориями.

Возникает вопрос, ведет ли ускоренное физическое и интеллектуальное развитие к ранней социальной, гражданской и нравственной зрелости? Умеют ли сегодня молодые люди владеть собой, тормозить негативные порывы, быть терпимыми; могут ли нести ответственность за свои поступки; понять состояния, переживания другого; не только потреблять, но и быть благодарными? Между знаниями, особенно гуманитарными, и нравственность есть связь, но образование не гарантирует нравственной зрелости. Можно знать правила хорошего тона, этику поведения, взаимоотношений, но поступать иначе, если они не становятся нормой. Нравственная зрелость зависит от душевной тонкости, воспитанности, уровня культуры. Ранее физическое и умственное развитие не ведет к ускорению нравственного созревания, к ранней социальной и гражданской зрелости [4, с. 121].

Возрастные особенности определяют и самореализацию молодежи, ее отношение к культуре общества. Важной характерной чертой в этом процессе является эмоционально-чувственное отношение к культуре в целом и к художественной в частности [5, с. 11]. Это проявляется в глубоко личностном восприятии культурной информации, в сопереживании, отождествлении себя с героями произведений, подражании своим придуманным кумирам, как правило, еще не признанным в обществе. Это характерная черта молодежи всех поколений, и ее вчерашние кумиры (Высоцкий, Окуджава и др.) едва ли превосходили в чем-то сегодняшних.

Психология возраста определяет предпочтение молодежью событийности, динамизма сюжетов, действий, а не рассуждений. Ей недоступны глубоко интеллектуальные произведения, поэтому она смотрит героические, приключенческие, полицейские и т.п. фильмы. Кроме того, молодые люди тянутся к зрелищным формам культурной деятельности как к наиболее эмоционально насыщенным и воздействующим на чувственную сферу. В этом причина буйного поведения молодежи на концертах и спортивных площадках. Эмоционально-чувственное восприятие, стремление противопоставить добро и зло приводят к преобладанию нравственных оценок произведений над художественно-эстетическими. В широком социальном смысле нравственное мировосприятие молодежи является существенной чертой ее самореализации и проявляется в юношеском максимализме – нетерпимости к другим, с одной стороны, и отсутствием требовательности к себе, к своим поступкам — инфантильности, с другой.

Молодежь ищет в культуре не только эмоционально-нравственное, но и развлекательное содержание. Рок-культура и другие проявления массовой культуры вытесняют ценности, имеющие выход на глубокий интеллектуальный уровень личности. Поиск эмоционально-нравственного и развлекательного содержания в процессе самореализации сопровождается явлениями группового стереотипа и поведения. В их основе лежит стремление к идентификации со сверстниками, со своей группой и противопоставление себя взрослым, своих чужим, к которым относятся порой и преподаватели, и родители. Молодые люди не хотят быть похожими на других (взрослых), но при этом, сами того не подозревая, оказываются одинаковыми в своей группе, компании, теряют индивидуальность, личностную неповторимость. Примером группового стереотипа является мода с отсутствием индивидуальности – книги, музыкальные инструменты, старинная мебель, иконы и другие вещи, которые приобретаются из-за престижности, но не используются по назначению, не являются предметами, удовлетворяющими духовные потребности и интересы личности. Наиболее ярко групповые стереотипы проявляются в неформальных молодежных объединениях. Их сплачивает страх одиночества и отчуждения от ровесников, искаженное представление о дружбе, товариществе, превращающееся в чувство толпы. Мода и различные символы становятся знаками приобщенности к своим, чтобы не чувствовать себя второсортным, отверженным. Все это объясняется недостаточно высоким уровнем сформированности самой личности, отсутствием четких знаний, представлений, ценностей, норм, образцов поведения и деятельности.

Таким образом, самореализацию молодежи характеризует стремление к эмоционально – нравственному самоутверждению наряду с поисками развлекательного содержания и под воздействием групповых стереотипных отношений, интересов, установок, ценностных ориентаций. Эти черты присущи молодежной самореализации в культурной деятельности, но могут обладать различной интенсивностью проявления в различных исторических условиях[4, с. 123].

II. СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ МОЛОДЕЖИ РОССИИ

Проблема формирования гражданского общества в России тесно связана с воспитанием у молодого поколения новых ценностей общественной интеграции. Ценности коллективного действия, характерные для советского общества, потеряли свою значимость, на смену им пришли ценности индивидуального развития[3, с. 32]. Новый этап развития российского общества характеризуется сменой форм противостояния общественного и приватного.

Вопросы о том, на каких основаниях граждане страны готовы объединяться для решения общих задач, не потеряли свою актуальность. Понятие гражданское общество тесно связано с понятием гражданской активности и ответственности. Проекцией понятия гражданского общества выступает контур пространства гражданского действия, складывающийся из следующих элементов: осознание общественного устройства и своего места в нем, выбор действия, гражданская активность и в заключение социальная ответственность за сделанный выбор и реализованное действие в соответствии со своим видением собственной гражданской позиции.

Социальная ответственность во многом выполняет функции идеологии, интегрирующей характер взаимодействия человека и общества. Внутри этой концепции заложена идея обмена между человеком и социальной группой. Гражданская активность – деятельность граждан, направленная на развитие общества, выполняющая функции реализации социальной ответственности.

На современном этапе российская государственность переживает этап становления. В стране существует несколько центров формирования общественного мнения, претендующих на выражение идеи гражданского общества: государственная власть, политические партии, общественные и религиозные организации. Целостная система интеграции социальных интересов распалась. На смену ей пришел многополярный мир, адаптация к которому требует широкого набора навыков и умений, не столько профессиональных, сколько социальных. Формальные обязанности граждан, закрепленные законодательно, не имеют широкой общественной поддержки. В обществе отсутствует объединяющая система ценностей, широко поддерживаемая и выполняющая функции интеграции, но и формальные основания объединения не реализуются в полной мере [1, с. 22].

В наиболее сложном положении оказалась молодежь, которая вынуждена адаптироваться и проходить процессы социализации в условиях отсутствия ярко выраженных социальных образцов поведения и ценностей выбора. Пространство социально-политического выбора в условиях рыночно ориентированного общества расширилось, но потребовались новые ресурсы интеграции граждан и новые институциональные основания взаимодействия, которые пока находятся в стадии формирования. Молодежь, оказываясь в ситуации общей дезорганизации и дезадаптации, тем не менее продолжает свой поиск и создает новое пространство социального позиционирования, которое будет определять развитие российского общества в ближайшем будущем [1, с. 23].

Структура молодежной гражданской активности.

Ценностная структура молодежи воспроизводит во многом сложившуюся в обществе модель взаимоотношений личного и общественного интересов. По степени готовности к участию в общественной деятельности молодежь незначительно отличается от старшего поколения. Среди молодых количество категорически отказывающихся от личного участия в развитии своего города на 10% меньше, чем среди старшей возрастной группы. Старшее поколение, отчасти по традиции, отчасти с ностальгией, поддерживает и готово лично участвовать в проведении субботников и воскресников по уборке территории разного уровня. У молодежи этот вид гражданской активности также занимает первое место по численности аудитории поддержки, но энтузиазм молодых несколько ниже, чем у более старших горожан. Зато молодежь активнее откликается на такие мероприятия, как благоустройство парков, участие в благотворительных и общественно-политических действиях (Источник: исследование «Н.Новгород – столица ПФО») [1, с. 24].

Это потребность молодежи в социальных инновациях вступает в противоречие с традиционной организацией социальной жизни, в результате чего молодое поколение зачастую оказывается вне этой сферы. Ценности, формирующиеся в молодежной среде, во многом определяют и направления вторичной социализации как процесса усвоения навыков гражданской активности и соучастия. Доминирующей в среде молодежи является точка зрения, что развитие страны обеспечивается реализацией социально одобряемого поведения членов (табл.1). Добросовестный труд на своем рабочем месте и воспитание детей, как вклад в нормальное функционирование российского общества, рассматривают 82-85% молодежи. Не разделяют подобную точку зрения 15% молодежи. Маргинальные настроения, неприятие ценностей добросовестного труда и семейных отношений формируются на крайних уровнях социальной пирамиды: среди более состоятельных и, напротив, среди наименее обеспеченных семей. Именно в этих средах уровень оплаты труда никак не соотносится с его добросовестностью и интенсивностью.

Читайте также  Периодизация спортивной тренировки легкоатлета

Социокультурные особенности молодежи (стр. 1 из 2)

В отечественном обществоведении долгое время молодежь не рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа: выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления о классовой структуре общества и противоречила официальной идеологической доктрине о его социально-политическом единстве.

Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано В.Т. Лисовским: «Молодежь – поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет». Позднее более полное определение было дано И.С. Коном: «Молодежь–социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации». В источниках по социальной работе можно встретить такие определения: «молодежь – это социально-демографическая группа, в возрасте от 14 до 30 лет – от наступления физической зрелости до достижения трудовой и социальной стабильности (приобретение профессии, экономической самостоятельности), создания семьи и рождения детей»; «молодежь – это особая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определено социально-экономическим состоянием общества».

Разные авторы выделяют различные характеристики молодежи как социальной группы. Так, указывается, что отличительными чертами современной молодежи является то, что она, как правило, более образована, владеет новыми профессиями, является носителем нового образа жизни и социального динамизма. Кроме того, особенности молодежи на современном этапе определяется не только способностью молодого поколения наследовать и воспроизводить сложившуюся на момент ею становления социальную структуру общественных отношений, но и участвовать в ее активном совершенствовании и преобразовании.

Таким образом, как относительно самостоятельная социально-демографическая группа молодежь имеет свою специфику, требующую пристального анализа, разработки специальных концепций и теорий среднего уровня. Учитывая относительность самостоятельности молодежи как социально-демографической группы, необходимо, во-первых, не отрывать эту группу от общества, частью которого она является, а во-вторых, акцентировать внимание на том, что характер возрастных, социально-психологических и физиологических особенностей, специфических интересов и потребностей молодежи социально обусловлен, и они могут быть конкретно интерпретированы лишь в более широком общественном контексте.

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ

Молодёжь характеризуется теми общественными отношениями и общественными формами, которые определяют её как самостоятельную социально-демографическую группу. Молодёжь имеет ряд особенностей, вытекающих, прежде всего из самой её объективной сущности. Социальные особенности молодёжи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения. Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основе целого комплекса специфических молодёжных проблем.
Молодёжь характеризуется также особенным содержанием личностной, предметной и процессуальной сторон жизнедеятельности общества (идея исходит из представлений общества вообще как некого социального организма). Подобное проявление социального качества молодёжи связано со спецификой её социального положения и определяется закономерностями процесса социализации в конкретных общественных условиях.

На сегодняшний день в кругах социологов утвердился взгляд на молодежь как на референтную социально-демографическую группу, важнейшими признаками которой большинство авторов считают возрастные характеристики и связанные с ними особенности социального положения, а также обусловленные тем и другим социально-психологические качества, что позволяет говорить о многоуровневом анализе молодежи как социального феномена. Один из видных отечественных исследователей проблем молодого поколения С. Н. Иконникова выделила три уровня описания молодежи как общественного явления [1]:

─ индивидуально-психологический – соотнесение с конкретным человеком;

─ социально-психологический – описание наиболее существенных свойств, качеств, интересов отдельных групп;

─ социологический – описание места молодежи в системе социальной структуре общества, материального и духовного производства и потреблениям в

Молодежь как часть общества изучается различными гуманитарными науками. Дискуссия по поводу определения молодежи, критериев выделения ее в самостоятельную группу имеет давнюю историю. Ученых разделяют различные подходы к предмету изучения – с позиции социологии, психологии, физиологии, демографии и др., а также традиции классификации, сформировавшиеся в рамках тех или иных научных школ. Исследователи Вишневский Ю. Р., Ковалева А. И., Луков В. А. и др [2]. выделяют в качестве наиболее типичных подходов, встречающихся в научной литературе, следующие:

─ психологический: молодость – это период развития человеческой личности между «puberty» (половая зрелость) и «maturity» (полная зрелость);

─ социально-психологический: молодость – это определенный возраст со своими биологическими и психологическими отношениями, а вследствие этого – всеми особенностями возрастного класса;

─ конфликтологический: молодость – это трудный, полный стрессов и чрезвычайно важный период жизни, продолжительный конфликт между индивидом и обществом, проблемная стадия в развитии человека;

─ ролевой: молодость – это особая поведенческая фаза в жизни человека, когда он более не играет роли ребенка, и в то же время еще не является полноправным носителем роли «взрослого»;

─ субкультурный: молодежь – это группа со своим специфическим образом жизни, стилем жизни, культурными нормами;

─ стратификационный: молодежь – это особая социально-демографическая группа, ограниченная возрастными рамками, со специфическими позициями, статусами, ролями;

─ социализационный: молодость – это период социального роста, первичной социализации;

─ интеракционистский: молодость – это одно из трех состояний души, присущих каждому человеку. «Родитель» – ориентация на нормативное поведение, «взрослый» – ориентация на принятие взрослых решений, «молодость» – спонтанность, непосредственность;

─ аксиологический: молодость – это социально значимый, важный этап жизненного цикла человека. Именно на этом этапе происходит формирование системы ценностных ориентации индивидов;

─ субъективный: молодость – это особое мироощущение, устремленность в будущее, оптимизм;

─ процессуальный: молодые – это те, кто не завершен, не интегрирован, находится в состоянии становления, формирования.

В соответствии с этими подходами ученые предпринимают попытки вычленения и унификации «признаков» молодежи как социального феномена. На основе анализа работ российских авторов можно выделить следующие признаки молодежи:

─ возрастные (см. работы И. С. Кона, С. Н. Иконниковой);

─ социально-исторические (см. работы В. Г. Попова, И. М. Ильинского, П. И. Бабочкина);

─ социологические (см. работы В. Т. Лисовского, В. Н. Чупрова);

─ духовно-культурологические (см. работы О. Н. Козловой, Э. Ф. Тагирова);

─ социально-психологические (см. работы П. М. Якобсона, И. С. Кона);

─ культурологические (см. работы В. А. Бобахо, С. И. Левиковой, С. Е. Баразговой).

Таким образом, отличительное социальное качество каждого нового поколения молодежи (или отдельных ее групп) определяются особенностями личностной, предметной и процессуальной сторон ее конкретно-исторического бытия, обусловливающих способность унаследовать, воспроизводить и совершенствовать социальную структуру общества. В рамках рассмотренных подходов существует множество дефиниций молодежи, отражающих в большей или меньшей степени те или иные стороны жизнедеятельности этой социальной группы. В своем стремлении стать полноправными субъектами социальных отношений молодые люди часто сталкиваются с препятствиями со стороны общества, его отдельных групп и социальных институтов, что приводит к конфликтам. Основаниями для выделения специфически молодежных конфликтов могут являться: возрастное неравенство социального статуса, неадекватные взаимодействия с институтами социализации, принадлежность к иному типу культуры (субкультуре). Большинство специфически молодежных проблем возникает на фоне противостояния молодежь – общество. Преодоление этих конфликтов может идти по пути интеграции молодежи в общественные структуры либо дифференциации, расслоения и даже социального исключения ее отдельных групп (возрастная дискриминация, отчуждение, маргинализация).

1. Иконникова С.Н. Молодежь: социологический и социально-психологический анализ. – М., 1998.

2. Вишневский Ю.Р., Ковалева А.И. и др. Практикум по социологии молодежи. – М., 2000.

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В РАЗНЫХ СТРАНАХ

Социализация в Японии

Особенностью приобщения подростков и юношества к нормам поведения в обществе является развитие группового сознания. Им исподволь прививаюгся именно те навыки поведения, которые отвечают интересам группы, куда они будут приняты.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: