Современная культура России - ABCD42.RU

Современная культура России

Культура современной России.

Современная культура тесно связана с накопленным культурным опытом. С другой стороны, являясь частью мировой культуры, современная культура России впитывает, перерабатывает, трансформирует тенденции, относящиеся к развитию культуры в целом. Проблемы культуры приобретают сегодня первостепенное значение потому, что культура выступает мощным фактором социального развития.

Культура современной России, органически связанная с предшествующими периодами истории страны, оказалась в совершенно новой политической и экономической ситуации, кардинальным образом изменившей многое, прежде всего – взаимоотношения культуры с властью. Государство перестало диктовать культуре свои требования,и культура утратила гарантированного заказчика.

В современной отечественной культуре диковинным образом соединяются несоединимые ценности и ориентации: коллективизм, соборность и индивидуализм, эгоизм, огромная и часто нарочитая политизированность и демонстративная аполитичность, государственность и анархия и т. п.

Позитивные социально-экономические изменения первою десятилетия XXI века положительно сказались на культурной сфере общественной жизни. На основе преобразований 1990-х годов продолжалось создание новой российской культуры. Этот процесс был обусловлен, прежде всего, творческой свободой, улучшением жизни в стране и укреплением материальной базы культуры. Государство смогло выделять больше средств на ее развитие. Учреждения культуры смогли вписаться в новые рыночные отношения.

Положение и условия, в которых оказалась российская культура, были не­однозначны и новы для нее. С одной строим, культура стала свободна для творчества, открыта для мира, она интенсивно осваивала все художествен­ные стили и формы, эстетические тече­ния, существующие в мировой культуре. Деятели культуры и искусства активно включились и мировую творческую жизнь, гастроли, фестивали, международ­ные конкурсы. С другой стороны, с переходом к рыночным отношениям роль регулятора регулятора творческого процесса пере­шла к потребителю художественных ценностей- зрителю, читателю, слу­шателю, что неизбежно вело к коммер­циализации искусства, его ориентации на массового потребителя.

В 2000 году Правительство приняло федеральную программу «Культура России (2001-2005 гг.)», в которой впервые речь шла о развитии, а не только о сохранении культуры. Программа предусматривала существенное увеличение финансирования, а также новую культурную стратегию. Министерству культуры отводилась роль коллективного организатора рынка.

Кризисные явления в культуре, в основном, были преодолены. Современная культура живет и развивается на новой основе.

Несмотря на трудности, начала восстанавливать свои позиции российская наука. Подтверждением этого служат высокие награды, полученные российскими учеными. В 2000 году за работы по созданию полупроводниковых структур Нобелевская премия была вручена физику Ж. Алферову. В 2002 году российский математик В. Воеводский стал лауреатом премии Филдса. Два российских ученых физика- А.А. Абрикосов и В.Л. Гинзбург- стали лауреатами Нобелевской премии в 2003 году.

Большие изменения произошли вначале XXI века в отечественном кинематографе. Вновь заработали все главные киностудии страны. Создано несколько новых павильонно-студийных комплексов. Быстро развивался кинопрокат. В кинотеатрах все больше показывают отечественные фильмы. Российские кинофильмы и телесериалы стали доминировать и в телепрограммах. Далеко не все из этих сериалов высокого качества, по многие позитивно отмечены критиками и телезрителями. На экраны сталивыходить сотни новых фильмов, и некоторые из них получил и международные премии. В начале века в России появилось много новых, громко заявивших о себе режиссеров. Более умело стали работать и кинопродюсеры, используя факторы рыночной экономики.

В 2005 году общее количество выпущенных фильмов по сравнению с 1990 годом увеличилось в 3,6 раза. Наряду с наращиванием количества выпускаемых фильмов, их содержание, уровень художественного и технического исполнения значительно приблизились к запросам массовой зрительской аудитории. В середине первого десятилетия XXI века появились картины, возрождавшие традиции военно-патриотического кино, отдающие дань уважения подвигу народа в Великой Отечественной войне.

Широкий общественный резонанс вызвал телевизионный сериал «Мастер и Маргарита» (реж. В. Бортко, по роману М. Булгакова)- бережное кинематографическое прочтение одного из лучших литературных творений XX века. Несомненным событием культурной и духовной жизни современной России стал фильм П. Лунгина «Остров». Среди картин на военную тему примечательными событиями стали фильмы Ф. Бондарчука «9 рота», В. Луцика «Прорыв».

Результатом появления новых интересных для зрителя фильмов стал постоянный рост посещаемости кинотеатров. Значительно расширился репертуар куинотеатров, по показателям работы они приблизились к мировому уровню. Российская кинематография переживает период возрождения после глубокого кризиса, связанного с ее неподготовленностью к творческой свободе и функционированию в условиях рынка.

Литература. У российской литературы также были некоторые успехи в первой половине первого десятилетия XXI века, но они не так заметны, как достижения кино. Из писателей советского поколения продолжали работать А. Солженицын, Д. Гранин, В. Аксенов, Е. Евтушенко, А. Вознесенский, В. Войнович.

Среди мастеров детективного жанра наибольшую известность приобрели Б. Акунин, Д. Донцова, А. Маринина, Ф. Незнанский. Значительное явление в литературе представляет собой постмодернизм, ярким представителем которого является В. Пелевин. Национал-патриотическое течение в литературе обозначило себя произведениями А. Проханова, Э. Лимонова.

Роль литературы в культурной жизни страны значительно изменилась.

Бурно развивалось издательское дело.Появилось много новых издательств. По названиям книг издается во много раз больше, чем в СССР, но тиражи меньше, чем в советское время. В целом, российская литература нахо­дилась в стадии становления.

Театр. В театральной жизни России в начале XXI века продолжался подъем. Все известные российские театры, и в первую очередь в Москве и Санкт- Петербурге, работали в 2004-2005 годах с полной нагрузкой. Появилось много новых постановок, и они шли при аншлаге. Создавались новые театры. Активизировалась театральная жизнь и во многих крупных городах России- в Саратове, Екатеринбурге, Ростове-на- Дону, Ярославле, Твери, Нижнем Новгороде. Некоторые ведущие столичные театры выезжали в 2004 и 2005 г. и границу впервые за пятнадцать лет. Успешно развивались музыкальные и детские театры.

Приоритетными мероприятиями в области театрального искусства стали международные проекты, такие как Международный театральный фестиваль имени Л.11. Чехова (г. Москва), театральная программа Первого Московского биеннале современного искусства. Особое место занимали творческие про­екты для детей и юношества: Международный фестиваль «Радуга»,Международный фестиваль театров кукол имени Сергея Образцова и другие. Российская театральная жизнь выходит на новый уровень.

Ситуация в изобразительном искусстве России характеризовалась наличием разнонаправленных тенденции и течений. Продолжали плодотворно работать И. Глазунов, А. Шилов. Наряду с сохранением традиций русской реалистической школы изобразительного искусства, широкое развитие получило актуаль­ное искусство. Оно подразумевает использование новейших визуальных технологий, носящих ярко выраженный интернациональный характер.

Важнейшим проектом в области современного изобразительного искусства в 2005 году стала Первая Московская международная биеннале современного искусства. В ней приняли участие свыше 150 российских и 50 зарубежных художников из 22 стран.

Наиболее значительным мероприятием в области монументального искусства стало начало работ но установке памятника лауреату Нобелевской премии М. Шолохову в Москве, приуроченное к 100-летию со дня рождения писателя.

Положительные изменения произошли и в развитии музыкального искусства.Государство смогло оказать ведущим музыкальным коллективам существенную материальную поддержку. В 2005 году в осуществлении государственной политики в области музыкального искусства приоритетными были крупные международные и всероссийские проекты. 2005 год, прошедший под знаком 60-ти летия Победы в Великой Отечественной войне, был ознаменован уникальными культурными событиями, получившими высочайшую опенку не ТОЛЬКО российской, но и мировой общественности. Триумфально была представлена симфония № 7 («Ленинградская») Д.Д. Шостаковича в исполнении Академического симфонического оркестра под управлением Ю. Темирканова 7 мая в Большом зале Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке и под управлением М. Шостаковича 9 мая в Альберт-Холле (Лондон, Великобритания).

Важным событием культурной жизни в 2007 году явилась подготовка и проведение XIII Международного конкурса имени П. Чайковского.

Несмотря на существующие объективные трудности, музыкальное искусство продолжало развиваться, расширялась сфера его деятельности и культурного влияния.

Культурная и духовная жизнь России в начале XXI века возрождалась в условиях свободы, па основе традиционной русской и советской культуры и новых рыноч­ных отношений, которые привносили свою специфику в процесс создания и усвоения культурных ценностей.

Культура современной России.

Конец XX — начало XXI в. — один из сложных и противоречивых периодов в развитии отечественной культуры. С одной стороны, острый социально-экономический кризис, политическая борьба в обществе, потеря Россией статуса великой мировой сверхдержавы поставили профессиональное искусство, науку и образование России в трудное положение. Вместе с тем страна продолжала сохранять большой культурный и научный потенциал, основой которого является многочисленный слой российской интеллигенции — носитель традиций отечественной культуры. Удалось сохранить большинство научных учреждений и обеспечить преемственность научных школ. Заслуженным признанием достижений российской науки стало присвоение ряду российских ученых престижных международных научных премий.
Серьезные трудности, вызванные сокращением государственных ассигнований в 1990-е гг., испытало отечественное образование. Все больше специалистов стало готовиться на коммерческой основе, что ограничило возможности получения высшего образования детьми из малоимущих семей. Расширился частный сектор как в среднем, так и в высшем образовании. С конца 1990-х гг. началось проведение новой реформы по модернизации образовательной системы. Ее основными чертами стали: восстановление системы массового дошкольного образования, формирование региональных моделей профессионального образования, обеспечение доступа в Интернет для всех школ страны, проведение эксперимента по введению единого общенационального экзамена на аттестат зрелости выпускников средней школы, зачисление в вузы по результатам единого экзамена, установление дифференцированной платы за обучение.

Читайте также  Понятие иска и возбуждение дела в арбитражном процессе

Значительно возросла роль религии в жизни общества. Восстанавливаются старые и строятся новые храмы и монастыри. Церковь активно участвует в общественной жизни. Столь же существенную роль в возрождении духовных ценностей играют в современной России и другие традиционные религии: мусульманство, иудаизм, буддизм.

Важнейшей чертой духовной жизни стало все усиливающееся влияние средств массовой информации на общественное сознание. В России к концу 1990-х гг. существовало около 300 государственных и почти 500 частных телеканалов. Сформировалась система спутникового телевидения. В стране появилось огромное количество периодических изданий, сформировался широкий рынок художественной литературы, аудио- и видеопродукции, в том числе и низкопробного содержания.

Современное отечественное искусство и литературу отличают коммерциализация и деидеологизация, развитие массовой культуры. На российской сцене начали осваиваться новые театральные жанры. Возрождается отечественный кинематограф. Появилось большое количество частных киностудий, молодых режиссеров (А. Балабанов, Д. Евстигнеев, трагически погибший С. Бодров и др.). Крупными событиями в культурной жизни являются международные кинофестивали: Московский, «Киногавр», «Золотой витязь», «Сталкер», «Окно в Европу», «Созвездие» и др. Одной из авторитетных наград в отечественном кинематографе стала премия «Ника».

Современное изобразительное искусство и скульптура представлены широким спектром художественных направлений. Современные художники получили возможность выставляться в многочисленных художественных галереях, активизировались их контакты с западными коллегами. Российское зодчество, освоив прежде малодоступные тенденции мировой архитектуры, постепенно выходит из кризиса, вызванного господством «архитектуры чиновников» последней четверти XX в.

В литературе произошла смена поколений. Наряду с изданием и переизданием произведений классической литературы и эмигрировавших писателей и поэтов значительный сегмент на рынке принадлежит современным авторам, таким как С. Гандлевский, И. Дмитриев, А. Сергеев, Т. Толстая, В. Пелевин, В. Сорокин, М. Фрай, Б. Акунин и др. Существенную роль в возрождении общественного интереса к современной прозе играют ежегодные негосударственные литературные премии.

Существенные изменения наметились в музейной жизни. Произошло переоформление экспозиций, из запасников были возвращены произведения альтернативного (советскому) искусства. Частыми стали выставки зарубежного искусства и выставки российского искусства за рубежом. В наиболее трудном положении находятся провинциальные музеи, многие из которых испытывают большие материальные трудности.

Широкое развитие получила культура массовых зрелищ и праздников, в том числе и спортивных. Идет процесс восстановления, в основном на коммерческой основе, инфраструктуры массового спорта. Сформировалась система профессиональных спортивных клубов в игровых видах спорта (футбол, баскетбол, хоккей). Широко применяется практика выступления российских спортсменов за спортивные клубы других стран.

В целом в конце XX — начале XXI в. культура оказалась в непростом положении, переживая период адаптации к условиям рыночной экономики и социальной дифференциации общества, испытывая острую необходимость государственной поддержки при сохранении творческой свободы и художественного многообразия.

Эволюция концепции внешней политики РФ в конце XX – начале XXI вв.

Книги по истории для студентов

Вопрос 70

1. Культура, общество, государство.

2. Художественная культура.

3. Проблемы и трудности в развитии культуры современной России.

1. Современная культура России — это культура общества переходного периода со всеми присущими ей особенностями и характерными чертами. Кризисное состояние культуры далеко не преодолено. Содержание культурных преобразований, происходящих в современной России, включают в себя прежде всего предоставление свободы человеку, обеспечение ему права выбора. Плюрализм форм собственности, реально утверждавшийся в обществе, порождает плюрализм социальных форм организации жизни, возрастание социальной неоднородности культуры и обострение противоречий жизни. В результате реформ утверждается плюралистический облик российской культуры. На смену былому «единству» социалистической культуры приходит реальное многообразие культур.

Распад Советского Союза активизировал те процессы, которые происходили в области культуры в последние годы существования СССР. Начало 1990-х гг. проходило под знаком ускоренного распада единой культуры СССР на отдельные национальные культуры, которые не только отвергали ценности общей культуры СССР, но и культурные традиции друг друга. Такое резкое противопоставление различных национальных культур привело к нарастанию социокультурной напряженности, к возникновению конфликтов и вызвало в дальнейшем распад единого социокультурного пространства. В рыночные отношения стали вовлекаться новые сферы и институты культуры, в том числе наука и образование.

Социальный распад и нравственная деградация, идущие в обществе, напрямую влияют на состояние духовной жизни.

Ликвидация идеологических барьеров создала благоприятные возможности для развития духовной культуры. Однако экономический кризис, переживаемый страной, сложный переход к рыночным отношениям усилили опасность коммерциализации культуры, утраты национальных черт в ходе ее дальнейшего развития, негативного воздействия американизации отдельных сфер культуры как своего рода расплаты за «приобщение к общечеловеческим ценностям». Одновременно продолжает углубляться раздел между элитарными и массовыми формами культуры, между молодежной средой и старшим поколением. Все эти процессы разворачиваются на фоне быстрого и резкого усиления неравномерности доступа к потреблению не только материальных, но и культурных благ.

Кардинальным образом начинают меняться взаимоотношения культуры с властью. Государство перестало диктовать культуре свои требования, а культура утратила гарантированного заказчика. Резко понизилось финансирование культуры со стороны государства. Исчез общий стержень культурной жизни — централизованная система управления и единая культурная политика. Государство выступает как относительное условие функционирования культуры, создающее лишь определенный фон ее развития, но не как действенный фактор. Государство оказывается вне культуры, а культура — за пределами государства. Дистанцирование культуры от государства, а государства — от культуры приводит к тому, что культура теряет свой государственный, этатистский характер, становится надпартийным, внепартийным явлением.

2. В художественной культуре на смену единому, господствующему принципу изображения действительности — социалистическому реализму, — пришло стилевое и жанровое многообразие, где ни один стиль не является господствующим и предпочтительным. За художником утверждается свобода выбора, он вправе выбирать ту или иную манеру созидания или изобретать новую. Важнейшим критерием успеха является признание широкой аудитории, способность привлечь ее внимание и заслужить одобрение. В этих условиях экономический, финансовый успех отождествляется с культурным, подавляет его, что приводит к торжеству прагматизма и утилитаризма. Культурным объявляется то, что приносит доход, что экономически выгодно. Происходит дегуманизация культуры, она теряет свое важнейшее право — право утверждения самоценности человека, личности, жизни. Исчезают проблемы, коренные для человечества, — добра, справедливости, счастья, долга, создается упрощенный, примитивный культурный идеал, отражающий лишь одну, притом не самую важную, сторону культуры.

Современная культура России, порвав с интернационализмом, не смогла приобрести национальную форму, стала заигрывать с космополитизмом. Отсюда — широкое распространение «американизмов» в культуре России: слов, кинофильмов, техники, моды. С проникновением рыночных отношений в книгоиздательское дело прилавки книжных магазинов на всем постсоветском пространстве заполонила художественно-развлекательная литература самого различного качества: детективы, фантастика, так называемые женские романы.

Среди мастеров детективного жанра широкую известность получили В. Доценко, Ф. Незнанский, А. Маринина. В последнее время популярными стали исторические детективы Б. Акунина. На смену научной фантастике, популярной в 60-80-е гг., приходит фантастика в стиле «фэнтези», родоначальником которой в мировой литературе был английский писатель и ученый Дж. Толкиен. Русское фэнтези представлено произведениями М. Семеновой, Н. Перумова. Для фэнтези характерно использование мифологических образов, обращение к традиционному сознанию, сквозь призму которого смотрят на мир герои романов. Широкую популярность обрели также произведения В. Головачева, написанные не только в жанре фэнтези, но и «героической фантастики». Определенное распространение получила интеллектуальная проза — В. Пелевин, Т. Толстая и литература постмодернизма — В. Сорокин, А. Королев.

Заметно меняется телевидение. Из трибуны передовой общественной мысли оно превратилось в оружие политической борьбы, на которое тратятся огромные деньги, что предопределило рост профессионального уровня программ и в то же время привело к снижению доверия к телевидению как источнику информации. Острая социально-политическая проблематика уже не вызывает былого интереса. Зрители отдают предпочтение программам, в которых освещаются вопросы частной, семейной, личной жизни. Проблемы большой политики и исторического выбора страны в телепублицистике уступили место проблемам человеческих взаимоотношений. Много эфирного времени занимают развлекательные передачи совсем без публицистической составляющей: «Поле чудес», «Минута славы».

Читайте также  Пределы последовательностей и функций

3. Отличительная особенность культуры современной России в ее многоликости, многообразии проявлений творческого начала во всех областях общественной жизни. Возрождение культуры является важнейшим условием обновления общества. Определение путей дальнейшего культурного развития стало предметом острых дискуссий в обществе, ибо государство перестало диктовать культуре свои требования, исчезли централизованная система управления и единая культурная политика. Одна из существующих точек зрения заключается в том, что государство не должно вмешиваться в дела культуры, так как это чревато установлением его нового диктата над культурой, а культура сама найдет средства для своего выживания. Более обоснованной представляется другая точка зрения, суть которой состоит в том, что, обеспечивая свободу культуре, право на культурную самобытность, государство берет на себя разработку стратегических задач культурного строительства и обязанности по охране культурно-исторического национального наследия, необходимую финансовую поддержку культурных ценностей.

Однако в современной России масштабы нарушения нравственных стандартов поведения превысили все пределы. Моральные нормы и нравственные ценности все меньше определяют личные, деловые, общественные, политические отношения. Неограниченные права на власть в стране получили деньги и сила, независимо от их происхождения. Однако ни сила, ни деньги не могут быть эффективны в управлении обществом.

В обществе постепенно «размываются» прежние ценности и нормы, что сопровождается избыточной свободой нравов, распущенностью, утратой этики человеческих взаимоотношений, превращением ненормативной лексики в привычный образ жизни и мышления, особенно в молодежной среде. В ходе модернизации первого десятилетия XXI века и нарастающей экспансии западных ценностей заимствуются отрицательные стороны западной культуры и образа жизни, но не приобретаются положительные — рациональность, ответственность, этика труда и поведения, уважение к закону. Современная культура, конвертируемая в российском обществе уже не способна предложить человеку содержательную идею или достойную цель.

Развитие современной культуры в России

После распада Советского Союза деятели культуры получили полную свободу. Государство больше не диктовало свои условия. Единая политика в сфере культуры канула в Лету. Но был и минус – в начале 90-х гг. правительство существенно урезало финансирование науки, искусства, литературы, системы образования.

Культурная сфера постепенно начала перестраиваться на рыночные условия работы. Произошла ее коммерциализация. Для современной культуры характерно возрождение интереса к религии. Большое влияние на нее оказывал Запад. С распространением интернета нужно было подстраиваться под новые условия.

В новом тысячелетии государство вновь обратило внимание на науку, образование, культурные учреждения. Эти сферы получили большую финансовую поддержку. Активно развивались международные культурные связи. Проводились концерты, выставки, фестивали и другие мероприятия.

Сфера образования

В России расширился перечень образовательных учреждений. Появились лицеи и гимназии.

Если раньше работали лишь государственные учебные заведения, то в 90-х гг. открылись частные школы, колледжи, институты. Также функционировали религиозные учебные учреждения.

Были введены «профильные» классы.

В России активно обновлялись программы, учебники, пособия. Особое внимание уделялось общественным наукам.

Были введены государственные образовательные стандарты.

В 2005 году был запущен национальный проект «Образование». Его главная задача – снабдить образовательные учреждения квалифицированными кадрами, преодолеть дефицит финансирования.

Постепенно была проведена компьютеризация средних и высших учебных заведений.

Важным нововведением стал единый государственный экзамен (ЕГЭ).

Научные открытия

В начале 90-х гг. государство существенно сократило финансовые вливания в научную сферу. Это стало причиной массовой миграции ученых, которая вошла в историю, как «утечка мозгов». Часть ученых работников выехала за границу, часть – перешла в другую сферу деятельности.

В конце 90-х гг. научные отрасли получили больше государственных ассигнований. Началось обновление материально-технической базы исследований.

В новом тысячелетии российское научное сообщество пополнилось Нобелевскими лауреатами. В 2001 году Ж. Алферов был удостоен премии за исследования в области коммуникационных и информационных технологий, используемых в оптоволоконной связи, сверхбыстрых компьютерах. В 2003 году благодаря исследованиям в области квантовой физики отметились В. Гинзбург и А. Абрикосов. В 2010 году А. Гейм и К. Новоселов получили премии за опыты с двумерным материалом – графеном.

Ученые из РФ участвовали в различных международных проектах. NASA использовали российские приборы для картирования воды на Луне и Марсе. Ученые работали над созданием Большого адронного коллайдера, проводили на нем эксперименты.

Современная литература

Получив свободу в самовыражении, писатели начали создавать новые жанры и направления. В реалистических традициях продолжали творить Ч. Айтматов, В. Белов, Ю. Поляков, В. Распутин.

В постмодернистском направлении были написаны произведения В. Ерофеева, В. Пьецуха. К постмодерну относится проза В. Пелевина: «Чапаев и Пустота», «Омон-Ра», «Generation П». Яркой представительницей «бытийных» романов была Л. Улицкая.

Архитектура и скульптура

Архитекторы в основном развивались в двух направлениях. Первый путь вел к достижениям прошлого. Второй – к высоким технологиям настоящего и будущего. Традиционный образ города приветствовали А. Харитонов, Е. Пестов. Яркие примеры – банк «Гарантия», воссоздание храма Христа Спасителя в Москве.

Параллельно создавалась современная городская среда. В Молочном переулке работал Ю. Григорян. В Малом Левшинском переулке жилые дома строили М. Лабазов и М. Савин. Архитектор А. Скокан спроектировал здание Московской межбанковской валютной биржи.

Многие здания были скопированы из западных образцов. Появилось огромное количество небоскребов, футуристических проектов, типа Москва-Сити.

В скульптуре преобладал новый традиционализм. Мастера применяли апробированные стилистические приемы, учитывая современное техническое обеспечение. Стоит выделить монументальные скульптурные композиции З. Церетели. Работы В. Клыкова, А. Комова, А. Рукавишникова. В направлении нового искусства работал М. Шемякин. Скульптор экспериментировал как с формами, так и с материалом.

Современная российская живопись

Художник И. Глазунов был приверженцем русской самобытности. Это отчетливо прослеживается в его портретах, исторических композициях. Глазунова поддерживал А. Шилов, создавший портретную галерею современников.

Параллельно развивались новые формы творчества:

  • Инсталяции – способы художественной организации пространства.
  • Хэппенинги – контакт со зрителем, его вовлечение в реализацию художественного замысла.
  • Перфомансы – формы воздействия художника на аудиторию.

Д. Пригов и И. Кабаков работали над образами пустоты, мирового хаоса. Им удалось их воспроизвести в выставочном зале при помощи бумаги, газет, мебели, других предметов.

Постепенно формировалось технотронное искусство. Ему присущи превращения технических достижений в объекты изображения. Моделями выступали компьютеры, калькуляторы, микросхемы. Дополнительно развивалось видеоискусство, анимация, компьютерная графика.

Музыка в России

Авангардные течения перекочевали в музыку (Э. Денисов, А. Шнитке, Г. Канчели, С. Губайдулина).

Во второй половине 90-х гг. у слушателей проснулся интерес к классике. Виолончель представлял Н. Гутман, скрипку – В. Третьяков, Г. Кремер, альт – Ю. Башмет. На фортепьяно играли А. Любимов, М. Плетнев, Е. Кисин, Д. Мацуев.

Лучшими дирижерами РФ стали Ю. Темирканов, Е. Светланов, Г. Рождественский, В. Спиваков, В. Федосеев.

Русский театр

Режиссеры развивались в двух направлениях:

  • Сценический минимализм. Акцент делался на актерской игре, сценической речи, нюансах текста. Любые декорации на сцене отсутствовали.
  • Внедрение технических средств. Проводились эксперименты с проектированием пространства, созданием сценического дизайна.

Московские театры «Мастерская П. Фоменко» (П. Фоменко), «Ленком» (М. Захаров), «Современник» (Г. Волчек), «Табакерка» и МХАТ им. А. Чехова (О. Табаков), а также петербургский Малый драмтеатр – театр Европы (Л. Додин) в основном использовали классический репертуар, драматургию.

Параллельно развивались авангардные течения. Яркие представители такого творчества: К. Богомолов, К. Серебренников, Ю. Бутусов, Р. Виктюк.

Современное кино

Из-за проблем с финансированием существенно сократилось производство отечественного кино. Со временем удалось это исправить. Кинорежиссеры находились в постоянном поиске новых жанров.

Появились российские сериалы: «Жизнь и судьба», «Ликвидация» (С. Урсуляк), «Бригада» (А. Сидоров), «Мастер и Маргарита» (В. Бортко), «Раскол», «Штрафбат» (Н. Досталь), «В круге первом» (Г. Панфилов).

Также снимались фильмы-притчи: «Груз 200» (А. Балабанов), «Остров», «Свадьба» (П. Лунгин), «Елена», «Возвращение» (А. Звягинцев).

Некоторые режиссеры работали над переосмыслением исторических событий. Яркие примеры: «Русский ковчег» (А. Сокуров), «Хрусталев, машину!» (А. Герман), «Сибирский цирюльник», «Утомленные солнцем» (Н. Михалков), «Жила-была одна баба» (А. Смирнов).

Читайте также  Предпринимательская идея и ее выбор

Были экранизированы многие классические произведения в новой манере. Режиссер А. Прошкин снял «Русский бунт», Ю. Гримов «Муму», К. Шахназаров «Палату №6».

Также режиссеры работали над поисками нового героя истории и современности. В итоге на экраны вышли работы А. Балабанова «Брат» и «Брат-2», Н. Лебедева «Звезда».

Развитие культуры в современной России — проблемы, пути и тенденции развития

Немного истории

После распада СССР в 90-х годах единая культура, существовавшая в стране, распалась на более мелкие части, образовав субкультуры. Между ними нарастало напряжение, так как по своей сути они были разными и существовать в едином социокультурном пространстве не могли.

Новое государство, сформированное после распада Советского Союза, оказалось в иных экономических, культурных и политических условиях. Современная культура очутилась в новых реалиях. Конечно, появилось много плюсов, ведь она перестала подвергаться жесткой цензуре, но без минусов тоже не обошлось, поскольку ее деятели потеряли главного заказчика — государство.

Так как культуру почти никто не контролировал, формировать ее пришлось самому обществу. В народе появились разногласия: одни считали, что отсутствие общей идеи приведет к кризису, другие были уверены, что культура станет развиваться естественным путем.

Устранение идеологических барьеров благотворно повлияло на создание духовной культуры. Но экономические проблемы и переход к рыночной экономике поспособствовали ее коммерциализации. Начался кризис современной культуры, она нуждалась в государственной поддержке, но ее не получила.

Произошло стремительное разделение между элитарной и массовой культурой, а также между возрастными поколениями.

Музыкальное искусство

В нынешней среде музыка служит средством самовыражения, отличительным признаком. Довольно редко это становится просто потаканием моде. В современной российской музыкальной культуре больше нет массовых бурных встреч новых альбомов. Люди спокойно переключаются между исполнителями, выбирая отдельные композиции. Новым альбомам тоже радуются, но уже не так, как, например, во времена «битломании». Грубо можно разделить слушателей на два лагеря: ценителей и любителей.

Ценители следят за выпуском альбомов, подолгу слушают их, знают отлично исполнителей, жанры, тексты, то есть подходят к прослушиванию музыки ответственно. Любители не уделяют ей столько времени, зачастую не знают музыкантов по именам, но могут придерживаться определенных жанров и исполнителей. Чаще всего это обычные меломаны, слушающие сегодня рок, а завтра рэп или попсу.

Некоторые люди годами слушают одни и те же композиции, которые вызывают чувство ностальгии и напоминают былые времена. В русской рок-музыке это могут быть такие музыканты и группы, как «Сплин», «Ария», «Наутилус Помпилиус», «Земфира», в поп — «Ласковый май» или «Руки Вверх», немало почитателей и у классических композиций.

Существует определенное разделение музыкальных вкусов у разных поколений.

Пожилые люди предпочитают что-нибудь легкое и напевное, представители среднего возраста — классику, музыку 80-х и 90-х, младшее поколение отдает предпочтение рэпу, попсовой музыке и року.

Отечественный кинематограф

В 2000-х годах российский кинематограф оказался в плачевном состоянии. В производство вливались сомнительные инвесторы, а зрителей в кинотеатрах было мало. Дела пошли лучше с укреплением экономики: в больших городах стали появляться кинозалы, доход у рядового зрителя вырос, поэтому теперь он мог тратить деньги на развлечения.

Продюсеры стали предлагать зрителю разнообразный контент: научную фантастику, военные драмы, ремейки советских шедевров и авторское кино. Но, как и в 90-х годах, бо́льшую часть кинематографа составляли фильмы про бандитов. Первым прорывом можно считать «Ночной дозор», позже появились и «свежие» авторы: Хомерики, Хлебников, Быков. Заявили о себе режиссеры, не боящиеся рассказывать о кризисных явлениях в стране, об актуальных проблемах, которые почти невозможно решить, об угрозах, которые стоят перед обществом. Больше всего рядовой зритель предпочитает фильмы о войне:

  • «В августе 44-го»;
  • «Сталинград»;
  • «Брестская крепость»;
  • «9 рота».

Объяснить популярность таких фильмов можно. Во-первых, подобные кинокартины продолжают традиции советских фильмов о войне, напоминают о прошлом. Во-вторых, они почти всегда подходят зрителям разных возрастов и полов, характеризуются разнообразием: здесь есть и спецэффекты, и драма, а нередко и любовная линия.

Российские картины нередко посещают зарубежные кинофестивали. Наиболее популярный режиссер международного сообщества — Андрей Звягинцев. Его можно узнать по фильмам «Левиафан», «Елена» и т. д. Звягинцева отмечали в Каннах, а «Левиафан» даже был номинирован на «Оскар».

В Берлине и Каннах наши фильмы часто попадают в список номинантов, но главных призов еще не получали. Зато на Венецианском кинофестивале победителями становились «Возвращение» и «Фауст».

Живопись и архитектура

Современная российская живопись отражает мрачную действительность и обнажает проблемы общества. Популярными становятся картины с изображением духовной и физической деградации (Василий Шульженко), портреты людей-зверей (Коржев, Пазаренко). Нередко художники изображают разруху или мрачные пейзажи городских улиц.

Несмотря на это, трудно выбрать стили, которые ярко доминируют над остальными. Свое место нашли и классические пейзажи, и абстракционизм.

В архитектуре проектированием особо важных объектов в стране занимаются западные специалисты. Но они не всегда понимают культуру россиян, историю застройки региона и т. д. Другая особенность российской архитектуры — это то, что немногие компании вкладывают в современное строительство. Многие компании не заинтересованы оставить наследие будущим поколениям. Они не стремятся построить здания, которые бы стали памятниками архитектуры.

Основная часть населения может даже не задумываться, насколько эстетично построено здание. Намного важнее безопасность и доступность. К сожалению, у нас в стране архитектура и общество сильно удалены друг от друга — это можно назвать проблемой российской культуры. Главные правила, нормы урбанистики и архитектуры в России сла́бо функционируют. Социальное жилье строится как под копирку и почти ничем не отличается от типовых зданий 80-х годов.

Стоит отметить, что российскому потребителю можно привить хороший вкус, но необходим мощный рывок во всей отрасли. Необходимо поддерживать талантливых архитекторов, реализовывать интересные проекты. Страна нуждается в красивых и многофункциональных домах.

Перспективы и проблемы культуры

В современной России культура переживает пограничное или межэпохальное состояние. С одной стороны, она подвержена влиянию социально-политических и экономических механизмов, с другой — тоже оказывает влияние на эти сферы. Наука называет подобное положение «переходным типом культуры». Это происходит, когда культура выходит за рамки прежнего состояния, но не достигает целостности.

Граждане нашей страны переживают этап переосмысления культурных ценностей и сущности само́й культуры. Все зависит от гражданской и социальной позиции, от духовного состояния человека, а также от того, насколько он осваивает богатство местной и мировой культуры.

Культурную ситуацию в РФ сложно оценить однозначно и кратко, потому что она крайне сложна и противоречива. Несмотря на это, специалисты могут выделить три основные проблемы:

  1. Коммерциализация культуры. Инвесторы предпочитают вкладывать деньги в развлекательную индустрию, забывая о таких институтах, как музеи, театры, библиотеки. Все эти направленности испытывают финансовые трудности, что ведет к их кризису. Особую тревогу вызывает младшее поколение, все больше отдаляющееся от духовных ценностей.
  2. Деидеологизация культуры и потеря государственной монополии. С одной стороны, творчество получило большую свободу, с другой — за его качеством следят уже не так тщательно, не всегда потребителю достается адекватная продукция.
  3. Духовная самобытность культуры РФ размывается, обычаи, традиции и образ жизни становятся унифицированными по образцу западных стран. В большей степени это относится к городским жителям. Из-за массового тиражирования западной культуры происходит утрата национально-культурной идентичности.

Но все не так плохо, как может показаться. Сегодня существуют и положительные факторы развития культуры:

  1. Появилось множество форм и видов творчества, стали развиваться общественные объединения, клубы, ассоциации.
  2. Культурный обмен стал богаче.
  3. Культура перестала быть изолированной.
  4. На выставки, в музеи и галереи вернули художественные работы, в театрах появились спектакли, которые раньше были запрещены.
  5. Гуманитарный потенциал продолжает осваиваться, становятся востребованными доклады и статьи по философии, социологии, психологии, экономике.
  6. Появляются специальные программы для поддержки той или иной отрасли культуры.

Культурная жизнь в современной России в какой-то степени все еще формируется и стоит перед чертой новых явлений, у нее есть потенциал. Его достаточно, чтобы ответить на вызов, который бросает современный мир.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: