Сознание и человеческая природа - ABCD42.RU

Сознание и человеческая природа

Глава 1. Сознание и человеческая природа Что такое сознание?

Сознание — поразительный феномен Вселенной. В сознании величайшая сила человека и его величайшая печаль: печаль в том, что человек в отличие от животных знает о своей будущей смерти. Благодаря сознанию («иметь сознание» — значит «быть со знанием») мы и знаем, как многообразен и бесконечен мир, и понимаем, как мы слабы и как мало можем знать. Как говорили древние «во многом знании многие печали». 126

Сознание часто мешает нам — представьте, что вы быстро бежите вниз по лестнице, автоматически переставляя ноги, но стоит сознанию вмешаться, стоит вам подумать: «как это я бегу и безошибочно, не глядя, попадаю на нужную ступеньку?» — и вы тут же споткнетесь и можете упасть. Спасаясь от злой собаки, вы можете перемахнуть через высокий забор, но, если сознание вмешается в этот момент, оно вам скажет, что через этот забор перепрыгнуть нельзя, слишком высоко — и вы не перепрыгнете.

Один мой знакомый уверяет, что люди умеют летать, но сознание мешает, оно внушает страх, и человек начинает думать: а вдруг упаду? И, конечно, падает или вообще отказывается прыгать.

И в то же время сознание — великая сила, оно дает человеку второй мир — идеальный мир. Прежде чем что-то сделать, человек сначала мысленно представляет себе это дело и его последствия. У него есть много таких идеальных моделей действий, ощущений, моделей, с помощью которых он ориентируется в мире.

Например, вы можете отчетливо представить себе, как пахнет горячий свежий хлеб. Да так отчетливо, что потекут слюнки. У вас в сознании есть идеальная модель запаха свежего хлеба. Есть модель зубной боли: можно ведь представить себе, как болит зуб, да так явственно, что он действительно может заболеть. Есть модель боли от укола иглы или от удара током, и поскольку у вас есть такая модель, вы стараетесь пальцы в розетку не совать.

Любое действие вы сначала проигрываете в своей голове, а уже потом что-то предпринимаете. Любую цель и любые последствия сначала стараетесь представить себе наглядно — как, например, будет выглядеть лицо вашей матери, когда вы скажете ей о том, что ее приглашают в школу для разговора о ваших успехах, как будет выглядеть ракета, которую вы собираетесь сколотить из досок для полета на Луну и т.д.

У каждого из нас есть идеальный образ, идеальная модель человека вообще, и потому, когда мы идем по улице, мы не вглядываемся в каждого встречного прохожего. Но если из-за угла выйдет кто-нибудь с тремя головами, — мы насторожимся, ибо это не соответствует нашему идеальному образу.

Но есть и более «серьезные» модели — модель атома, с которой вы знакомились на уроке физики, модель Вселенной, модель электрического напряжения, структурная модель любого органического вещества — бензольного кольца, например. Вообще все законы науки — это идеальные модели мира. Таким образом, у каждого человека есть огромное количество таких идеальных моделей (действия, ощущения, мысленные модели окружающего мира и т.д.) — в совокупности они составляют идеальный мир, с помощью которого мы ориентируемся в окружающем материальном мире, можем внедрить- ся в этот мир, раздвинуть его, увидеть его сущность, которая никаким иным образом, кроме как через наши идеальные модели, нам не дана. У столяра есть большой набор идеальных моделей табуреток, столов, оконных рам. У химика — идеальные модели химических реакций, соединений, валентности и т.д.

И представления древнегреческого философа Демокрита о том, что в мире есть только атомы и пустота, и представления современной физики об атомарной структуре мира — это все идеальные модели, помогающие нам что-то понять в хаосе природных явлений.

Сознание позволяет нам восстанавливать прошлое, которое уже ни в каком виде не существует, и предвосхищать будущее. Человеческое существование невозможно без памяти, без фантазии.

Сознание — это чувства, эмоции, память, воля, фантазия (воображение), мышление. Первые пять составляющих образуют то, что называется психикой.

Это чисто человеческие качества, хотя чувства, эмоции, память и воля есть и у животных. Орел видит гораздо дальше человека, но человек видит гораздо больше орла. Орел мог бы читать газету, которую держит человек на балконе противоположного дома. Но орел никогда газету читать не будет, — нужна ему эта газета, его интересует только то, что можно схватить и съесть. Человек видит все не только глазом — видит всем своим сознанием, видит воображением, видит мыслью.

Точно так же почти все высшие животные слышат во много раз тоньше, чем человек, улавливают малейшие шорохи за многие десятки метров. Но человек слышит гораздо больше — врач слушает легкие больного и очень много может сказать о его болезни, механик слушает, как работает мотор, и может точно определить, что с ним случилось. В сыроваренной промышленности есть специалисты, которые слушают сыр. Сыр, когда созрел, тихонько потрескивает, но услышать это может только специалист высокого класса.

Человеческое сознание, следовательно, — это удивительный и нигде больше в природе не встречающийся феномен, свидетельствующий об исключительности человека. Можно без преувеличения сказать, что сознание — это таинственный и могущественный дар человечеству. Непонятно только, чей это дар — Бога, природы или каких-то случайных мутаций, произошедших в человеческом организме.

Сознание и человеческая природа

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Сознание и человеческая природа

Описание слайда:

План темы:
Сознание как философская проблема.
Вопрос о происхождении сознания.
Основные подходы к проблеме сознания.
Структура сознания.
Функции сознания.
Сознание и бессознательное.

Описание слайда:

1. Сознание как философская проблема
Сознание – высшая форма биологического отражения окружающего мира в духовных (мысленных, идеальных) образах и его осмысление, основанное на способности к абстрагированию.
Философия характеризует человека не просто как существо социальное, но и как духовное, одухотворенное, обладающее сознанием.

Описание слайда:

Понятие сознания — одно из самых древних и важнейших в философии.
Науки, изучающие сознание: физиология, психология и педагогика, социология и др.
Явление сознания трактовалось в истории философской мысли по-разному, в зависимости от мировоззренческой позиции мыслителя.

Описание слайда:
Описание слайда:

Понятие отражения
Отражение — это универсальное (всеобщее) свойство материи.
Отражение — это воспроизведение в себе других предметов.
Отражение – это свойство материальных предметов, заключающееся в их способности воспроизводить (копировать) в ходе взаимодействия внешние признаки, внутреннее строение и содержание других предметов, сохранять в себе эти отпечатки (копии).

Описание слайда:

Формы отражения:
Элементарное (механическое, физическое и химическое) отражение существует в неорганическом мире.
Раздражимость как форма отражения возникла вместе с появлением жизни в ее простых формах на уровне растений и одноклеточных животных.
Психическое отражение (психика) сформировалось вместе с появлением центральной нервной системы и мозга как ее отдела, с помощью которых и происходит это отражение.
Опережающее отражение — способность предвосхитить, предугадать будущее на основе отражения настоящего, логики и тенденций его развития.

Описание слайда:

2. Вопрос о происхождении сознания
Сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение: сознание существует само по себе, независимо от человека.
Теория монад (Лейбниц): в мире существует огромное количество неделимых и бессмертных духовных единиц (монад) – основ сознания.
2. Сознание – порождение живой природы и присуще всем живым организмам.
3. Сознание – продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают только инстинктами.

Описание слайда:

3. Основные подходы к проблеме сознания
Физикализм – крайне материалистический подход, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и др. наук.

Описание слайда:

Точка зрения основана на естественно — научных фактах:
Головной мозг – сложный «механизм» природы, высший уровень организации материи.
Сознание Ч. Не может существовать без мозга, а мозг – биологический орган.
Образы, существующие в уме Ч., не имеют материальных характеристик – массы, запаха, формы, четких размеров.
Медикаментозное влияние на организм Ч. влияет на сознание.

Описание слайда:

Ответвления Ф.: теория тождества, теория «элиминации», теория вульгарного материализма.
Солипсизм – подход, согласно которому сознание индивида – единственная достоверная реальность, а его мир – его порождение.
Объективный идеализм – признает наличие как сознания, так и материи, однако сознание первично, часть «мирового сознания».
Умеренный материализм – считает сознание особым проявлением материи, способность высокоорганизованной материи отражать саму себя.

Читайте также  Стандартные программы Windows
Описание слайда:

4. Структура сознания
Интеллект – психические способности, знания и умения, необходимые для решения умственных задач.
Мотивация – совокупность побуждений, определяющая целенаправленность действий человека.
Чувственно-эмоциональная сфера –переживания человека, выражающие его субъективное отношение к явлениям, ситуациям, к др. людям, к себе.
Воля – способность чел. сознательно регулировать поведение.
Самосознание – это отражение собственного «Я».

Описание слайда:

Характеристики (природа) сознания
Как утверждают наука и естественнонаучная философия, сознание вторично (оно есть результат длительной эволюции живой природы и содержание сознания обусловлено воздействием внешнего мира).
Сознание социально, т.е. формируется и проявляет себя только в рамках совместной деятельности людей.
Сознание субъективно, т.е. его характеристики во многом определяются индивидуальными качествами человека как субъекта духовной жизни (возраст, пол, социальный статус, имущественное положение и др.)

Описание слайда:

Характеристики (природа) сознания
4. Сознание — это всегда деятельность, в данном случае рефлексивная (отражательная).
5. Сознание имеет предметно-практическую природу.

Описание слайда:

5. Функции сознания
Познавательная, с помощью которой происходит формирование человеком идеальных образов окружающего мира, создается картина этого мира, осуществляется самопознание.
Целеполагающая предполагает выработку человеком целей и идеалов собственной деятельности, прогнозирование будущего, создание его образов и картин, иногда даже иллюзорных, утопических.
Регулятивная означает, что сознание и его «продукты» (чувства, идеи, идеалы и др.) активно влияют на отношения между людьми и социальными группами.

Описание слайда:

6. Сознание и бессознательное
Сознание – высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в целенаправленном, осмысленном и обобщенном отражении действительности в виде идеальных образов, в творческом ее преобразовании, в разумном регулировании поведения человека и его взаимоотношении с природой и социальной средой.

Описание слайда:

Бессознательное —
Совокупность психических процессов, существующих вне человеческого сознания и не поддающихся контролю со стороны сознания.
Форма отражения психического, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта составляют нераздельное цельное.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

  • Другое
  • Презентации

Похожие материалы

Системный блок

Информатика и информация

Устройство ПК Компьютерная система

Олигофрения

Религия древних греков

КОМПЛЕКС и ГЕТЕРОГЕН

Инфекционные Болезни

Аппаратные средства персонального компьютера

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5133913 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»
  • Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»
  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»
  • Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»
  • Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в ВУЗе в условиях реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»
  • Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»
  • Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»
  • Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»
  • Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

У детей, проводящих много времени с гаджетами, больше друзей

Время чтения: 2 минуты

В украинском университете открылся первый в мире факультет TikTok

Время чтения: 1 минута

Постоянно получать новые знания хотят 46% россиян

Время чтения: 2 минуты

ЕГЭ в 2022 году может пройти в допандемийном формате

Время чтения: 1 минута

К репетиторам обращались 49% россиян

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

42. Природа человеческого сознания

42. Природа человеческого сознания

Коренное отличие человека от животных состоит в том, что он обладает сознанием, с помощью которого происходит отражение окружающего мира

1) содержит комплекс знаний об окружающем мире – в структуру сознания включены познавательные процессы, благодаря которым происходит постоянное обогащение человека новыми знаниями. Если же происходит нарушение в деятельности какого-либо познавательного процесса или тем более его полный распад, это неизбежно влечет расстройство сознания (например, потеря памяти);

2) способность человека к познанию других и себя самого – человек, обладающий сознанием, способен давать оценку своих и чужих поступков, он осознает себя как отличное от остального окружающего мира существо, при нарушениях сознания (например, гипноз, сон) эта способность утрачивается;

3) способность к целеполагающей деятельности – перед началом любой деятельности человек ставит перед собой какие-либо цели, руководствуясь определенными мотивами, взвешивая свои возможности, анализирует ход выполнения и т. д., неспособность к подобным действиям по тем или иным причинам трактуется как нарушение сознания;

4) возможность давать эмоциональную оценку межличностным отношениям – это свойство лучше понять анализируя патологию, так как при некоторых психических заболеваниях у человека меняется отношение к окружающим людям: например он начинает ненавидеть своих близких, которых до этого очень любил и трепетно к ним относился;

5) способность к общению с помощью речевых или иных сигналов.

Приведенные выше характеристики используются в целом ряде наук при определении понятия «сознание» (психология, психиатрия и др.).

Обобщая эти характеристики, можно понимать сознание как способность человека ориентироваться во времени и пространстве, окружающей обстановке, адекватно оценивать собственную личность, уметь управлять своими желаниями и поступками, сохранять систему отношений с окружающими людьми, анализировать новую информацию, опираясь на имеющиеся знания.

Итак, сознание следует понимать как высшую форму отражения мозгом действительности при помощи абстрактно-логического мышления и речи.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Пропорции человеческого тела

Пропорции человеческого тела Пропорции тела человека разнообразны и зависят от возраста, пола, типа сложения. Так, различают три формы телосложения: длинное и узкое, характеризующееся узким тазом и длинными конечностями; короткое и широкое, с широким и длинным туловищем

18. ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

18. ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ Восприятие нами людей отличается от восприятия нами неодушевленных объектов: наблюдая за людьми, мы пытаемся объяснить, почему они ведут себя так, а не иначе, т. е. оценить их внутреннее состояние.Объяснение особенностей

Во сколько раз современный телескоп «зорче» человеческого глаза?

Во сколько раз современный телескоп «зорче» человеческого глаза? Чем больше света «соберет» оптический прибор, тем менее яркие и более далекие объекты он «увидит». Именно поэтому зеркала телескопов становятся все больше и больше. Рабочая (эффективная) площадь главного

Существует ли предел человеческого роста?

Существует ли предел человеческого роста? Механизм, контролирующий рост человека, включает в себя взаимодействие генов и гипофиза, кроме того, свою роль играет качество питания и общее состояние здоровья человека. Передняя доля гипофиза расположена у основания мозга,

Искупление рода человеческого

Искупление рода человеческого Искупление рода человеческого Иисусом Христом – основной догмат христианской религии. Нарушив первоначальный завет свой с Богом чрез грех прародителей – учить христианство, – человек тем бесконечно оскорбил беспредельно великого

Системы человеческого организма

Системы человеческого организма ВыделительнаяГормональнаяДыхательнаяИммуннаяКровообращенияНервнаяОпорно-двигательная (скелетная,

Роскошь человеческого общения

Роскошь человеческого общения см. Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого

Основные уязвимые точки человеческого тела

Основные уязвимые точки человеческого тела Для максимально эффективного нанесения удара необходимо выполнение определенных условий:во-первых, поражение уязвимой точки должно выполняться под прямым углом к ее поверхности,во-вторых, важно использовать соответствующую,

Читайте также  Электрическое активное сопротивление

Глава пятнадцатая Будущая эволюция человеческого тела

Глава пятнадцатая Будущая эволюция человеческого тела Естественный отбор не прекращается ни на секунду. Следовательно, эволюция не дремлет и происходит всегда. Возможно, наше тело продолжит меняться, но в какую сторону? В научной фантастике 1950-х годов люди будущего

ПРИРОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его,, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы и программы. Все это вместе взятое связано со сферой человеческого сознания.

Глава 5. Сознание человека

Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, если психику рассматривают с материалистических позиций, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику трактуют с идеалистических позиций. В истории психологической науки сознание явилось труднейшей проблемой, которую до сих пор не удалось решить с материалистических или идеалистических позиций, но на пути ее материалистического понимания возникало множество самых сложных вопросов. Именно по этой причине глава о сознании, несмотря на важнейшее значение этого явления в понимании психологии и поведении человека, до сих пор остается одной из наименее разработанных.

Независимо от того, каких философских позиций придерживались исследователи сознания, с ним неизбежно связывали так называемую рефлексивную способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологических наук, ибо без нее данный класс феноменов был бы закрыт для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь даже представления о том, что у него есть психика.

Первая психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность.

Ощущение себя познающим субъектом означает, что человек осознает себя как отделенное от остального мира существо, готовое и способное к изучению и познанию этого мира, т.е. к получению более или менее достоверных знаний о нем. Человек осознает эти знания как феномены, отличные от объектов, к которым они относятся, может сформулировать эти знания, выразив их в словах, понятиях, разнообразной иной символике, передать другому человеку и будущим поколениям людей, хранить, воспроизводить, работать со знаниями как с особым объектом. При утрате сознания (сон, гипноз, болезнь и т.п.) такая способность теряется.

Мысленное представление и воображение действительности — вторая важная психологическая характеристика сознания. Она, как и сознание в целом, тесным образом связана с волей. О сознательном управлении представлениями и воображением

говорят обычно тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли человека.

Здесь, правда, есть одна сложность. Воображение и представления не всегда находятся под сознательным волевым контролем и в этой связи возникает вопрос: имеем ли мы дело с сознание в том случае, если они представляют собой «поток сознания» — спонтанное течение мыслей, образов и ассоциаций. Думается, что в данном случае правильнее было бы говорить не о сознании, а о предсознании — промежуточном психическом состоянии между бессознательным и сознанием. Иными словами, сознание почти всегда связано с волевым контролем со стороны человека его собственной психики и поведения.

Представление действительности, отсутствующей в данный момент времени или вовсе не существующей (воображение, грезы, мечты, фантазия), выступает как одна из важнейших психологических характеристик сознания. В данном случае человек произвольно, т.е. сознательно, отвлекается от восприятия окружающего, от посторонних мыслей, и сосредоточивает все свое внимание на какой-либо идее, образе, воспоминании и т.п., рисуя и развивая в своем воображении то, что в данный момент он непосредственно не видит или вообще не в состоянии увидеть.

Волевое управление психическими процессами и состояниями всегда связывалось с сознанием. Не случайно, что в старых учебниках по психологии темы «Сознание» и «Воля» почти всегда соседствовали друг с другом и обсуждались одновременно.

Сознание тесным образом связано с речью и без нее в высших своих формах не существует, В отличие от ощущений и восприятия, представлений и памяти сознательное отражение характеризуется рядом специфических свойств. Одно из них — осмысленность представляемого, или осознаваемого, т.е. его словесно-понятийная означенность, наделенность определенным смыслом, связанным с человеческой культурой.

Другое свойство сознания состоит в том, что в сознании отражаются не все и не случайные, а только основные, главные, сущностные характеристики предметов, событий и явлений, т.е. то, что характерно именно для них и отличает их от других, внешне похожих на них предметов и явлений.

Сознание почти всегда связано с употреблением для обозначения осознаваемого слов-понятий, которые, по определению, содержат в себе указания на общие и отличительные свойства отражаемого в сознании класса предметов.

Третья характеристика человеческого сознанияэто его способность к коммуникации, т.е. передаче другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем. Коммуникативные возможности есть у многих высших животных, но от человеческих они отличаются одним важным обстоятельством: с помощью языка человек .передает людям не только сообщения о своих внутренних состояниях (именно это является главным в языке и общении животных), но и о том, что знает, видит, понимает, представляет, т.е. объективную информацию об окружающем мире.

Еще одной особенностью человеческого сознания является наличие в нем интеллектуальных схем. Схемой называется определенная умственная структура, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о самом себе. Схемы включают правила, понятия, логические операции, используемые людьми для приведения имеющейся у них информации в определенный порядок, включая отбор, классификацию информации, отнесение ее к той или иной категории. С примерами схем, работающих в области восприятия, памяти и мышления, мы еще встретимся на страницах учебника при рассмотрении познавательных процессов.

Обмениваясь друг с другом разнообразной информацией, люди выделяют в сообщаемом главное. Так происходит абстрагирование, т.е. отвлечение от всего второстепенного, и сосредоточение сознания на самом существенном. Откладываясь в лексике, семантике в понятийной форме, это главное затем становится достоянием индивидуального сознания человека по мере того, как он усваивает язык и научается пользоваться им как средством общения и мышления. Обобщенное отражение действительности и составляет содержание индивидуального сознания. Вот почему мы говорим о том, что без языка и речи сознание человека немыслимо.

Язык и речь как бы формируют два разных, но взаимосвязанных в своем происхождении и функционировании пласта сознания: систему значений и систему смыслов слов. Значения слов называют то содержание, которое вкладывается в них носителями языка. Значения включают в себя всевозможные оттенки в употреблении слов и лучше всего выражены в различного рода толковых общеупотребительных и специальных словарях. Система словесных значений составляет пласт общественного сознания, которое в знаковых системах языка существует независимо от сознания каждого отдельно взятого человека.

Смыслом слова в психологии называют ту часть его значения или то специфическое значение, которое слово приобретает в речи употребляющего его человека. Со смыслом слова, кроме ассоциированной с ним части значения, связано множество чувств, мыслей, ассоциаций и образов, которые данное слово вызывает в сознании конкретного человека.

Сознание, однако, существует не только в словесной, но и в образной форме. В таком случае оно связано с использованием второй сигнальной системы, вызывающей и преобразующей соответствующие образы. Наиболее ярким примером образного человеческого сознания является искусство, литература, музыка. Они также выступают как формы отражения действительности, но не в абстрактной, как это свойственно науке, а в образной форме.

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

  • Психологическая характеристика ученика (образец)
  • Картотека методик диагностики для разных возрастных периодов (2)
  • Самооценка подростка
  • Годовой план работы школьного психолога
  • Аналитический отчет о работе психолога (образец)
Лекция. Введение в психологию — Природа и сущность психики и сознания человека
Лекции и практикум по психологии — Общая психология
Индекс материала
Лекция. Введение в психологию
Место психологии в системе других наук. Отрасли психологии
Методы психологии
История развития психологии
Природа и сущность психики и сознания человека
Психологическая теория деятельности
Все страницы

1.5 Природа и сущность психики и сознания человека

В начале XX века окончательно укоренилось представление о том, что поведение человека преимущественно управляется нервной системой, и, в связи с этим, на смену понятию «душа» пришло понятие «психика». Данные изменения во взглядах были обусловлены влиянием открытый в области физиологии мозга и определили современное материалистическое понимание психики. Согласно этой точки зрения психика — это субъективное отражение человеком предметов и явлений объективной действительности, представляющее собой функцию мозга [Сидоров П.И., Парняков А.В, 2002]. Психика включает себя: внешний мир, природу, ее отражение; полноценную деятельность мозга; активную передачу новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.
Основными функциями психики являются [Крысько В.Г., 1998]:
1. Отражение воздействий окружающей действительности. При этом, психическое отражение характеризуется рядом особенностей:
— оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой;
— сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;
— психическое отражение углубляется и совершенствуется;
— обеспечивает целостность поведения и деятельности;
— преломляется через индивидуальность человека;
— носит опережающий характер.
2. Регуляция поведения и деятельности — психика и сознание, с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой — регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения.
3. Осознание человеком своего места в окружающем мире — эта функция, с одной стороны, обеспечивает адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, помогает правильно осмысливать и адекватно относиться к происходящему. С другой стороны, благодаря психике и сознанию человек осознаёт себя как личность со своими особенностями, отличающуюся от других людей, но при этом находящуюся в определённы взаимоотношениях с ними.
Структура психики представлена фактами внутреннего субъективного опыта, которые иначе называются — психические явления [Г иппенрейтер Ю.Б., 1997]. К психическим явлениям относят: психические процессы, психические свойства, психические состояния, психические образования. Ниже даны определения каждого компонента структуры психики:
1) психический процесс — это психическое явление в динамике (имеет начало, развитие и конец), проявляющееся в виде реакции;
2) психическое состояние — это устойчивый уровень психической деятельности, определившийся в данное время и проявляющийся в повышенной или пониженной активности личности;
3) психическое свойство — это типичное для данного человека устойчивое образование, определяющее количественно — качественный уровень его поведения и деятельности;
4) психические образования — обеспечивают выполнение основных функций психики (отражение окружающего мира, регуляция поведения и деятельности человека, осознание человеком своего места в окружающем мире), формируются в процессе приобретения жизненного и профессионального опыта. Психические образования проявляются индивидуальным для каждого сочетанием знаний, умений и навыков.

Сознание — высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигаются познание и преобразование окружающей действительности.
Выделяется два основных слоя сознания: бытийное и рефлексивное [Сидоров П.И., Парняков А.В, 2002].
Бытийное сознание необходимо для организации поведения в настоящее время.
Рефлексивное сознание — соотносится со значением и смыслом идей, житейских и научных знаний, общественных норм, которые человек усвоил в своей жизни. Рефлексивное сознание определяет способность к самонаблюдению, анализу, оценке своих действий и мыслей.
Функциями сознания являются формирование целей деятельности, предварительное мысленное построение действий, предвидение результата, разумное регулирование поведения и деятельности.
К компонентам сознания относятся: совокупность знаний об окружающем мире, постановка жизненных целей и задач, самосознание и отношение человека к другим людям и окружающему миру.
Ядром сознания является сознание собственного «Я» (самосознание). Самосознание — предполагает сознание своего «Я» в многообразии индивидуальных особенностей, выделении себя из окружающего мира и представлении о себе в сопоставлении с другими людьми.
Компоненты самосознания:
1) самопознание — начинается с процесса познания себя через сравнение с другими. На более высоком уровне самопознание проявляется в сравнении по типу «Я и Я». В этом случае, человек должен научиться оценивать свои качества. Поступки, сопоставлять каким он был вчера и какой он сегодня посредством методов самонаблюдения и самоанализа.
2) самооценка — это определенное эмоционально — ценностное отношение к себе, вырабатываемое на основе самопознания. Самооценка предполагает оценку своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей.
3) самовоспитание — это процесс самоуправления, направленный на осознанное изменение своей личности. Процесс самовоспитания зависит от уровня самооценки.
Гипотеза о происхождении сознания А.Н. Леонтьева [Гиппенрейтер Ю.Б., 1997].
Согласно гипотезе А.Н. Леонтьева, сознательное отражение — это такое отражение предметной действительности, в которой выделяются ее «объективно устойчивые свойства». В этом определении подчеркивается объективность, то есть биологическая беспристрастность сознательного отражения. Для животного предмет отражается как имеющий прямое отношение к тому или иному биологическому мотиву. У человека с появлением сознания мир начинает отражаться независимо от биологических целей и поэтому «объективно». К факторам возникновения сознания относятся:
— коллективный труд, в условиях которого впервые появляются такие операции, которые не направлены прямо на предмет потребности — биологический мотив, а имеют в виду лишь промежуточный результат. Это становится самостоятельной целью, а в деятельности выделяется новая единица — действие. Для того, чтобы совершить действие, человек должен изыскать для себя его смысл. Действия начинают направляться на все более и более широкий круг предметов, и познание устойчивых свойств этих предметов оказывается жизненной необходимостью.
— речь и язык — первые элементы человеческой речи появились в ходе выполнения совместных трудовых действий.

Формирование сознания в онтогенезе.

Сознание в своём развитии проходит несколько периодов:
1. Бодрствующее сознание (8-10 месяцев) — в этот период сознание проявляется только в период бодрствования. Первые элементы сознания представлены реакциями предпочтения (например, засыпает только на руках у матери), появляются первые попытки исследования окружающего пространства. Формируются в мозге структуры в виде «схемы тела», что составляет основу для самосознания в последующем.
2. Предметное сознание (10-1 месяцев — 3 года) — в этом возрасте ведущими являются непосредственные впечатления, которые ребёнок получает, взаимодействуя со средой. На данном этапе формирование сознания тесно связано с развитием первых образных представлений, образного мышления и речи. При этом, ребёнок не называет ещё себя местоимением «Я», не выделяет себя из окружающей среды. Элементы самосознания появляются на 2-3 году жизни. Так, например, других людей ребёнок узнаёт в зеркале на 8 месяце жизни, а себя только в 26 месяцев; на фотографиях других людей узнаёт в 1,5 года, а себя позже.
3. Индивидуальное сознание (3-4 года — 7-9 лет) — появляется сознание своего «Я», начинает развиваться самосознание. Ребёнок выделяет себя из окружающей среды.
4. Коллективное сознание (от 7-9 лет — 14-16 лет) — знание о себе и о действительности начинает сочетаться с пониманием простых форм взаимоотношений между собой и коллективом сверстников.
5. Рефлексивное сознание (14-16 лет до 22 лет) — сознание совершенствуется, приобретаются качества, создающие в последующем основу для научного мышления. При рефлексии сознание обращается на само себя и связано с размышлением над своим психическим состоянием. Появление рефлексии означает окончательное становление самосознания.

Как было сказано ранее, психика является свойством мозга. При этом, соотношение психики и мозговой деятельности представляет собой сложную методологическую проблему, которая называется психофизиологической проблемой. По мнению доктора медицинских наук, профессора В.Ф. Пятина [Пятин В.Ф., 2001], выделяется несколько исторически сложившихся способов решения этой проблемы:
— вульгарно-материалистический подход: все психические явления сводятся к материальным и отождествляются друг с другом;
— подход психофизиологического параллелизма: согласно этому подходу, мозговые и психические процессы протекают параллельно, но независимо друг от друга;
— системный подход: рассматривает физическое и психологическое в качестве двух подсистем, взаимодействующих друг с другом.
Согласно теории нейропсихизма, психика формируется и развивается у существ, обладающих нервной системой [Сидоров П.И., Парняков А.В., 2002]. Нервная система представлена центральной нервной системой (головной и спинной мозг — отвечает за интеграцию и переработку полученной информации и программирование соответствующей реакции) и периферической нервной системой (отвечает за передачу информации). Периферическая нервная система делится на соматическую и вегетативную. Соматическая нервная система представлена чувствительными и двигательными нервами. Её основная функция — поддержание связи организма с внешним миром. Вегетативная нервная система включает симпатическую и парасимпатическую. Симпатическая нервная система отвечает за мобилизацию ресурсов организма. Парасимпатическая — за сохранение ресурсов.
В эволюции позвоночных наибольшее усложнение получает головной мозг, но только у человека наиболее развитой является кора головного мозга, которая делится на зоны и выполняет определенные функции (табл. 2).

Зоны коры головного мозга

прием и обработка информации от органов чувств и рецепторов

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: