Специфика педагогического общения. Социально-психологические аспекты - ABCD42.RU

Специфика педагогического общения. Социально-психологические аспекты

Лекция «Специфика педагогического общения»

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Специфика педагогического общения

Педагогическое общение это такое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), которое опосредует усвоение предметных результатов и становление личности в учебно-воспитательных отношениях. В психологии педагогическое общение трактуется как взаимодействие субъектов педагогического процесса, осуществляемое знаковыми средствами и направленное на значимые изменения свойств, состояний, поведения и личностно-смысловых образований партнеров. Общение является неотъемлемым элементом педагогической деятельности вне которого невозможно достижение целей обучения и воспитания.

Педагогическое общение — основная форма осуществления педагогического процесса. Его продуктивность определяется, прежде всего, целями и ценностями общения, которые должны приниматься всеми субъектами педагогических отношений в качестве императива их индивидуального поведения. Основной целью педагогического общения является как передача общественного и профессионального опыта (предметных и метапредметных результатов) от педагога учащимся, так и обмен личностными смыслами, связанными с изучаемыми объектами и жизнью в целом. В общении происходит возникновение новых свойств и качеств, т.е. становление индивидуальности как учащихся, так и педагогов.

Специфика педагогического общения, проявляется в его направленности, которое направлено не только на само взаимодействие обучающихся в целях их личностного развития, но и, на организацию освоения предметных результатов и формирование на этой основе действий. В силу этого педагогическое общение характеризуется тройной направленностью: на само учебное взаимодействие, на актуальное состояние обучающихся и перспективные линии развития, и на предмет освоения (усвоения). Также педагогическое общение определяется и тройной ориентированностью на субъектов: личностной, социальной и предметной. Это осуществляется в силу того, что учитель, работая с одним обучающимся над освоением какого-либо учебного материала, ориентирует результат на всех, присутствующих в классе, т.е. фронтально воздействуя на каждого обучающегося. Качество педагогического общения определяется, тем, что оно реализует специфическую обучающую функцию, которая включает в себя и воспитывающую. Исходной позицией для организации оптимальных образовательных отношений является воспитывающий и развивающий характер обучения.

Педагогическое общение отражает специфику характера взаимодействия людей, которая описывается схемой «человек – человек».Основные характеристики данной группы это умение руководить, учить, воспитывать, умение слушать и выслушивать, широкий кругозор, речевая (коммуникативная) культура, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, способность мысленно представлять, смоделировать его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту.

Общение — это еще и процесс развития и становления отношений между субъектами активно участвующими в диалоге. Речь учителя это основное средство, которое позволяет ему приобщить обучающихся к своим способам мышления. Если рассматривать общение как сквозной процесс в обучении, то можно выделить две основные модели общения: учебно-дисциплинарную и личностно-ориентированную.

Для учебно-дисциплинарной модели характерен авторитарный стиль общения, при котором способами общения являются наставления, разъяснения, запреты, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик. Тактика общения состоит в диктате или опеке. В результате этой модели общения происходит негативное воздействие на личность ребенка. Альтернативой этой модели является личностно-ориентированная модель общения. Традиционно обучение и воспитание рассматриваются как односторонне направленные процессы, механизмом которых являлась трансляция учебной информации от её носителя — педагога к получателю — обучающемуся. Педагогические отношения, построенные на основе таких представлений в современных условиях, показывают низкую эффективность. Учащийся, как пассивный субъект этих отношений, оказывается способен лишь запомнить ту ограниченную информацию, которая дается ему в готовом виде. У ребенка не формируется способность самостоятельно овладевать новой информацией, использовать её в нестандартных условиях, находить новые данные на основе уже усвоенных. Односторонне направленные учебно-воспитательные отношения практически не достигают основной цели образования — становления зрелой, самостоятельной, ответственной личности, способной к адекватным шагам в меняющихся условиях современного мира. Личность под влиянием авторитарного воздействия приобретает черты зависимости, комфортности.

Целью личностно-ориентированной модели общения является обеспечение учащихся чувствами психологической защищенности, доверием к миру, радостью существования, формированием личности, развитием индивидуальности. Для такой модели характерен диалогический тип общения, который характеризуется тем, что взрослый взаимодействует с ребенком в процесс общения не подгоняя развитие детей, а предупреждая возникновение возможных отклонений в личностном развитии. Формирование предметных и метапредметных результатов является не целью, а средством полноценного развития личности.

Способами общения являются прежде всего понимание, признание и принятие личности ребенка, основанные на умении встать на позицию другого, учесть точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции. Тактика общения состоит в сотрудничестве, создании и использовании ситуаций, требующих проявления интеллектуальной и нравственной активности детей. Личностная позиция педагога заключается в том, что прежде всего необходимо исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. В связи с этим, в современной науке и практике большее признание приобретает концепция педагогического процесса как диалога, предусматривающего взаимно направленное взаимодействие участников этого процесса, а также методы групповой дискуссии. В этом плане педагогическое общение выступает как главный механизм достижения основных целей обучения и воспитания.

Основными сторонами педагогического общения являются прежде всего взаимное восприятие и понимание людьми друг друга, обмен информацией, осуществление совместной деятельности.

Каждый из данных компонентов в условиях педагогических отношений и педагогического общения приобретает свои особенности.

Список использованной литературы:

1. Леонтьев А.А. Педагогическое общение / Под ред. М.К. Кабардова. 2-е изд., перераб. и доп. М.; Нальчик, 1996г.

2. Бодалев А.А. Психология общения. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модэк», 1996г.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996г.

4. Ерастов Н.П. Психология общения. Пособие для студентов-психологов. Ярославль, 1979г.

Психологические особенности педагогического общения

Под педагогическим общением понимается форма учебного взаимодействия, сотрудничества учителя и учеников с помощью вербальных, изобразительных, символических и кинетических средств. Педагогическое общение учителя со школьниками в процессе обучения создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, создает благоприятный эмоциональный климат обучения, обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя.

Специфика педагогического общения проявляется прежде всего в его направленности. Оно направлено не только на взаимодействие обучающихся и организацию их личностного развития, но и на организацию усвоения учебных знаний и формирование на этой основе творческих умений. В силу этого педагогическое общение характеризуется по меньшей мере тройной направленностью:

1) на само учебное взаимодействие;

2) на обучающихся;

3) на предмет усвоения.

В то же время педагогическое общение определяется и тройной ориентированностью его субъектов: личностной, социальной и предметной. Учитель, работая с каким-то одним учащимся над освоением какого-либо учебного материала, всегда ориентирует его результат на всех присутствующих в классе, и наоборот, работая со всем классом, воздействует на каждого обучающегося. Поэтому можно считать, что своеобразие педагогического общения выражается в органичном сочетании элементов личностно ориентированного, социально ориентированного и предметно ориентированного общения.

Второе специфическое качество педагогического общения обусловлено прежде всего его обучающей функцией, которая включает в себя воспитывающую функцию. Обучающая функция реализуется в специально организованном процессе любого уровня образовательной системы – дошкольном, школьном, вузовском. Хотя обучающая функция педагогического общения является ведущей, она не вытесняет других его функций, обеспечивающих многостороннее взаимодействие учителя и учеников, а также учеников между собой. Другие главные функции педагогического общения – воспитывающая и фасилитативная. Воспитывающее воздействие педагогического общения на психику охарактеризовал А. Б. Добрович: «Какой бы предмет ни преподавал учитель, он передает ученику прежде всего убеждение в силе человеческого разума, могучую тягу к знаниям, любовь к истине и установку на общественно полезный труд. Когда же учитель способен заодно продемонстрировать учащимся высокую и отточенную культуру межличностных отношений – тогда, восхищаясь таким педагогом и невольно подражая ему, младшее поколение формируется духовно гармоничным, способным к человечному разрешению конфликтов». Функция фасилитации (облегчения общения) отмечена К. Роджерсом: учитель помогает ученику выразить себя, выразить то положительное, что в нем есть. Заинтересованность педагога в успехе ученика, благожелательная, поддерживающая контакт атмосфера облегчают педагогическое взаимодействие, способствуют самоактуализации ученика и его дальнейшему развитию.

Читайте также  Проводники, полупроводники и диэлектрики

При анализе педагогического общения необходимо разграничивать его педагогические и собственно коммуникативные задачи. При всей их нерасторжимости это разные явления, и первые из них реализуются посредством вторых.

Педагогическая задача связана с освоением обучающимися определенного учебного материала, тогда как коммуникативная задача отвечает на вопрос, какими средствами воздействия педагога на обучающихся это можно осуществить более эффективно, какие речевые средства лучше всего использовать в разных педагогических ситуациях.

Педагогическая ситуация рассматривается в контексте единицы учебного процесса – урока. В зависимости от основания можно по-разному классифицировать педагогическую ситуацию. По форме отношения она может быть деловой или личной, официальной или неофициальной, формальной или неформальной. По этапам урока выделяются педагогические ситуации ознакомления с учебным материалом, тренировки способов учебных действий, контроля и оценки освоенного знания способов действия. По динамике сотрудничества можно выделить ситуации вхождения в работу, работы с партнерами, выхода из сотрудничества, его завершения. По характеру учебного взаимодействия это могут быть ситуации сотрудничества, соперничества, конфликта, конфронтации. По характеру решаемых учебных задач ситуация может быть нейтральной или проблемной. По пространственному расположению участников общения ситуации могут быть интимными (15–45 см расстояния друг от друга), личными (до 75 см), социальными (до 2 м) и публичными (30-7 м). Например, педагогическая ситуация общения учителя в первом классе первого сентября может быть определена как неформальная, общей ориентации в условиях школы, вхождения во взаимодействие, сотрудническая, нейтральная, личного и социального общения, личного знакомства и т. д. Каждая ситуация осуществляется определенными коммуникативными актами (актами общения), в виде коммуникативных задач, при помощи определенных речевых действий.

Структурной единицей общения, в том числе педагогического, является коммуникативный акт – ситуация построения речевого высказывания одним из партнеров по общению и одновременного восприятия и смысловой переработки этого высказывания другим партнером. Таким образом, коммуникативный акт представляет собой двустороннее взаимодействие. Педагогическое общение воплощается в коммуникативных актах «говорящий – слушающий», где в обеих этих ролях попеременно выступают учитель и ученик. Каждый из партнеров по общению ставит перед собой определенную коммуникативную задачу, которая решается внутри коммуникативного акта. Коммуникативная задача представляет собой цель, на достижение которой направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения. При постановке коммуникативной задачи учителю необходимо учитывать педагогическую задачу, наличный уровень педагогического общения учащихся и класса, индивидуальные особенности учащихся, собственные индивидуальные особенности и применяемые в данном классе методы работы.

С позиции говорящего могут быть выделены следующие группы коммуникативных задач:

1) передача, сообщение информации;

2) затребование, запрос информации;

3) побуждение партнера к действию;

4) выражение отношения к действию партнера.

Среди задач, относящихся к сообщению информации, на практике учителя чаще всего ставят себе такие, как доказательство, рассказ, объяснение, убеждение. Эти задачи сами педагоги считают для себя достаточно сложными, поскольку постановке и решению коммуникативных задач их специально не учат.

С позиции слушающего в условиях педагогического общения выделяются следующие коммуникативные задачи: понять, запомнить, выучить, усвоить, сделать вывод, ответить, опровергнуть, доказать. Очевидно, что эти задачи неоднородны: одни – сложнее (доказать), другие – проще (запомнить). Каждая из них связана с одной из трех установок слушающего: познавательной, мнемической (на память) или коммуникативной. Именно коммуникативная установка – «принять сообщение и передать другому» – обеспечивает во всех возрастных группах максимальное сохранение воспринятого материала. Это должно учитываться педагогом при организации общения, обучения и формулирования речевых инструкций, заданий.

Педагоги, общаясь с учащимися и решая разные по характеру коммуникативные задачи, реализуют посредством этих задач четыре педагогические функции: стимулирующую, реагирующую, контролирующую и организующую. Чаще всего используемые учителями коммуникативные задачи реализуют организующую и стимулирующую функции. Однако умение решать коммуникативные задачи не формируется целенаправленно даже у студентов педагогических вузов – будущих учителей. Поэтому их педагогический стиль общения складывается уже в течение педагогической деятельности и далеко не всегда отвечает требованиям к педагогическому общению. В подразделе раскрывается понятие стиля деятельности педагога. То же самое понятие можно применить и к педагогическому общению. Л. В. Путляева отмечает, что стиль общения педагога должны отличать:

1) пристальное внимание к мыслительному процессу учеников; малейшее движение мысли требует немедленной поддержки, одобрения, иногда просто знака, что мысль замечена;

2) наличие эмпатии – умения поставить себя на место учащегося, понять цели, мотивы его деятельности, а значит, и его самого, что позволяет в определенной степени прогнозировать деятельность ученика и управлять ею заранее, не постфактум;

3) доброжелательность, позиция заинтересованности старшего коллеги в успехе ученика,

4) рефлексия – непрерывный строгий анализ своей деятельности как педагога, управляющего познавательной деятельностью учеников, и введение максимально быстрых поправок в учебный процесс.

Л. В. Путляева раскрывает и ответные поведенческие реакции учеников, вызванные таким стилем общения учителя: доверие, свободу, раскованность, отсутствие страха, радостное отношение к учителю и учению, стремление к доброжелательному взаимопониманию в группе. Отсутствие такого стиля, неуважительное отношение к ученику сводят на нет всю систему обучения, как бы содержательно и методически правильно она ни была организована.

Педагогическое общение. План: 1.Общая характеристика общения 2.Специфика педагогического общения 3.Социально-психологические аспекты педагогического общения. — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемГалина Пантелеева

Похожие презентации

Презентация на тему: » Педагогическое общение. План: 1.Общая характеристика общения 2.Специфика педагогического общения 3.Социально-психологические аспекты педагогического общения.» — Транскрипт:

2 План: 1. Общая характеристика общения 2. Специфика педагогического общения 3.Социально-психологические аспекты педагогического общения 4.Личностно-профессиональные качества и умения учителя, важные для общения

3 Педагогическое общение это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между учителем и детьми, их родителями, коллегами с целью решения различных педагогических задач.

4 Педагогическое мастерство Творческое применение в тесной связи педагогических знаний, педагогического опыта и педагогической техники на основе любви к детям. Творческое применение в тесной связи педагогических знаний, педагогического опыта и педагогической техники на основе любви к детям. Высокий профессионализм учителя проявляется в его умении учить всех детей. Высокий профессионализм учителя проявляется в его умении учить всех детей.

5 Педагогическая техника В основе педагогической техники лежит психология общения. В основе педагогической техники лежит психология общения. Для того, чтобы овладеть конкретными педагогическими умениями, нужно понимать их психологические механизмы. Для того, чтобы овладеть конкретными педагогическими умениями, нужно понимать их психологические механизмы. Чтобы овладеть педагогической техникой, нужно овладеть психологией общения. Чтобы овладеть педагогической техникой, нужно овладеть психологией общения.

6 Функции общения: информационная информационная контактная — состояние обоюдной готовности к приему и передаче учебной информации и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности; контактная — состояние обоюдной готовности к приему и передаче учебной информации и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности; побудительная — стимуляция активности учащегося, направляющая его на выполнение тех или иных учебных действий; побудительная — стимуляция активности учащегося, направляющая его на выполнение тех или иных учебных действий; эмотивная — побуждение в ученике нужных эмоциональных переживаний («обмен эмоциями»), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний и др. эмотивная — побуждение в ученике нужных эмоциональных переживаний («обмен эмоциями»), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний и др.

7 Характеристики общения (по Климову Е. А.): Умение руководить, учить, воспитывать, «осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей». Умение слушать и выслушивать. Широкий кругозор. Речевая (коммуникативная) культура. «Душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение мысленно смоделировать внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту». «Проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше». Способность сопереживать. Наблюдательность и др.

8 Виды общения: Вербальное Вербальное Невербальное Невербальное

9 Средства невербального общения Мимика Мимика Расстояние Расстояние Паузы Паузы Интонация Интонация Жесты Жесты Позы Позы Визуальный контакт Визуальный контакт

10 Свойства невербального общения Передача эмоций эмоции эмоции Невербальное общение Общение Агрессия Любовь Страх

Читайте также  Паевые инвестиционные фонды Создание и

11 Свойства общения По американскому психотерапевту Э. Берну, в человеке существует три «Я»: Дитя (зависимое, подчиняемое и безответственное существо) Дитя (зависимое, подчиняемое и безответственное существо) Родитель (напротив, независимый, не подчиняемый и берущий ответственность не только за себя, но и за окружающих). Родитель (напротив, независимый, не подчиняемый и берущий ответственность не только за себя, но и за окружающих). Взрослый (умеющий считаться с ситуацией, помнить интересы, других и распределять ответственность между собой и другими.) Взрослый (умеющий считаться с ситуацией, помнить интересы, других и распределять ответственность между собой и другими.)

12 Свойства общения Примитивный уровень Примитивный уровень Манипулятивный уровень Манипулятивный уровень Стандартизированный уровень Стандартизированный уровень Конвенциональный уровень Конвенциональный уровень Деловой уровень Деловой уровень Игровой уровень Игровой уровень Духовный уровень Духовный уровень

13 Барьеры на уроке Гамлет Приятели Китайская стена Тетерев Робот Я сам Локатор Монблан

14 Барьеры в личном контакте Вопросы Советы Критика Нотации Угрозы Уход от проблемы Приказы Утешения Насмешки Догадки Приемы правильного слушания Повторение фраз Паузы Отражать чувства Уточнение Выяснение Перефразирование Резюмирование

15 Психологические условия установления контакта с учащимися Учитель Учащийся Принятие чувств, желаний, переживаний Свобода выбора Внутреннее состояние учащегося

16 Как понимать учащихся Учитель Ученик Слова Интонация Позы Жесты …хочу понять своего ученика Хочу показать ему, что понимаю его. 1. Чутко слушать ученика 2. Не давать созреть гневу 3. « Без личностей». Угрозы Обвинения Оскорбления Ругательства

17 Дети и упрямство 2,5 -3,5 лет Зарождение Своего «Я» 6-7(8-9)лет Право на свое «Я» Утверждение своего «Я» Подросток Учитель Ученик Упрямство наоборот 1/3 — У –уступать – У- 1/3- У — настаивать 1/3- У — оставлять ? открытым

18 Модели педагогического общения Учебно-дисциплинарная модель общения — авторитарный стиль общения, где: Способы общения: наставления, разъяснения, запреты, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик. Тактика общения: диктат или опека. Личностная позиция: удовлетворить требования руководства и контролирующих инстанций.

19 Модели педагогического общения Личностно-ориентированная модель общения — обеспечить чувства психологической защищенности ребенка, доверие его к миру, радость существования, формирование начала личности, развитие индивидуальности ребенка.

20 Личностно-ориентированная модель общения Формирование знаний, умений и навыков является не целью, а средством полноценного развития личности. Способы общения: понимание, признание и принятие личности ребенка, основанное на формирующейся у взрослых способности к децентрации (умение встать на позицию другого, учесть точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции).Способы общения: понимание, признание и принятие личности ребенка, основанное на формирующейся у взрослых способности к децентрации (умение встать на позицию другого, учесть точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции). Тактика общения: сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих проявления интеллектуальной и нравственной активности детей.Тактика общения: сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих проявления интеллектуальной и нравственной активности детей. Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.

21 В социальной психологии принято выделять три основные стороны общения (Андреева Г.М.): взаимное восприятие и понимание людьми друг друга (перцептивный аспект общения) -адекватное оценивание индивидуальных особенностей детей, их интересы, склонности, настроения; обмен информацией (коммуникативный аспект); осуществление совместной деятельности (интерактивный аспект).

22 Механизмами межличностного восприятия проецирование (неосознанная склонность приписывать другим свои собственные мотивы, переживания, качества); проецирование (неосознанная склонность приписывать другим свои собственные мотивы, переживания, качества); децентрация (способность человека отойти от собственной эгоцентрической позиции, способность к восприятию точки зрения другого человека); децентрация (способность человека отойти от собственной эгоцентрической позиции, способность к восприятию точки зрения другого человека); идентификация (неосознанное отождествление себя с другим либо сознательная мысленная постановка себя на место другого); идентификация (неосознанное отождествление себя с другим либо сознательная мысленная постановка себя на место другого); эмпатия (постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания); эмпатия (постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания); стереотипизация (механизм межличностного познания). стереотипизация (механизм межличностного познания).

23 Социально-перцептивные стереотипы: Антропологические — оценка внутренних, психологических качеств человека, оценка его личности зависит от особенностей его физического облика. Этнонациональные — психологическая оценка человека опосредована его принадлежностью к той или иной расе, нации, этнической группе. Социально-статусные — оценка личностных качеств человека от его социального статуса. Социально-ролевые — оценка человека от его социальной роли. Экспрессивно-эстетические — оценка личности от внешней привлекательности человека (эффект красоты). Вербально-поведенческие — оценка личности от внешних особенностей (экспрессивные особенности, особенности речи, мимики и др.).

24 Психологические условия умения убеждать Поставить психологическую проблему. Поставить психологическую проблему. Убедитесь сами в том, в чем убеждаете. Убедитесь сами в том, в чем убеждаете. Подберите логику. Подберите логику. Найдите аргументы. Найдите аргументы. Выделите противоположные точки зрения и столкните их. Выделите противоположные точки зрения и столкните их. Подведите итог. Подведите итог. Сделайте вывод. Сделайте вывод.

25 «что я люблю. » «что я не люблю. » «что я умею. » «что я не умею. » «что я хочу. » «что я не хочу. » «что я боюсь. »

26 1. Чтобы ты взял с собой на необитаемый остров? 2. Если бы тебе пришлось превратиться в животное и ты мог бы выбирать в какое, то кем бы ты стал? 3. Твоя любимая пословица, поговорка или афоризм? 4. Продолжите предложение: «Когда на меня кричат, то я. » 5. Какое качество в человеке тебе очень неприятно? 6. Что бы ты сделал с выигрышем в один миллион рублей? 7. Если бы ты мог выбирать, сколько бы тебе было лет? 8. Что нельзя купить за деньги? 9. От какого качества личности ты хотел бы избавиться? 10. Продолжите предложение: «Когда я стану педагогом, я буду. » Ответьте письменно на следующие вопросы:

Особенности педагогического общения

Вы будете перенаправлены на Автор24

Техника педагогического общения

Педагогическое общение — это процесс общения во время обучения и воспитания, направленный на развитие личности учащихся и оптимизацию педагогического процесса. Помимо обмена информацией, педагогическое общение заключается во взаимном восприятии педагогом и обучающимися друг друга.

Педагогическое общение помогает скорректировать настроение учащегося, его отношение к людям, явлениям, предметам. Оно развивает мышление ребенка, обогащает его знания, изменяет духовную деятельность.

Техника педагогического общения основана на таких коммуникативных умениях, как:

  • понимание психического состояния обучающихся по выражению лица и другим внешним признакам;
  • умение регулировать свое эмоциональное отношение и психическое состояние;
  • умение строить свою речь, увлечь рассказом или каким-то сообщением;
  • умение задавать вопросы и внимательно слушать, соблюдать доверительный и спокойный тон;
  • умение управлять инициативой, сосредоточить на себе внимание, увлечь самых застенчивых.

Основа эффективного педагогического общения – педагогический такт. Наличие педагогического такта помогает сохранять уважение к личности обучающихся в самых противоречивых и сложных ситуациях. Такт подразумевает соблюдение правил вежливости и приличия в общении, чувства меры в действиях педагога.

Факторы педагогического общения

Повысить продуктивность педагогического общения можно, соблюдая следующие правила:

  • установить личностный контакт с учащимися;
  • формирование чувства «мы»;
  • демонстрация педагогом расположенности к общению;
  • регулярное подчеркивание положительных качеств в характере и поведении воспитанников;
  • показ ярких и конкретных целей совместной деятельности;
  • искреннее проявление интереса к учащимся;
  • оказание помощи учащимся и обращение к воспитанникам с просьбами.

Деструктивными и негативными факторами педагогического общения являются:

  • игнорирование и непонимание индивидуальных особенностей учащихся, его темперамента, характера, направленности личности и др.;
  • неприятие воспитанниками педагога в качестве наставника;
  • высокомерное поведение педагога, которое задевает и унижает достоинство воспитанника;
  • неадекватность действий педагога относительно поведения воспитанника.

Готовые работы на аналогичную тему

К деструктивным ошибкам педагога относятся: неумение выслушивать, пренебрежение мнением воспитанников, категоричность мнения, необъективность оценки, морализирование, придирки, оскорбление, резкость интонаций, скованность или натянутость отношений, отсутствующий взгляд, агрессивность по отношению к воспитанникам, нелогичность или нелепость поведения, невнимательность к достижениям учеников.

Читайте также  Происхождение и характер голландской живописи

Особенности педагогического общения

Через непосредственное и живое общение педагога с учащимися реализуется основное в работе педагога — воздействие личности на личность. Педагогическое общение представляет собой такой вид взаимодействия людей, в процессе которого лица, принимаемые в нем участие, своим поведением и внешним обликом оказывают сильное влияние на намерения и притязания, на чувства и состояния друг друга.

В педагогическом процессе очень важно эмоционально-личностное воздействие собеседников друг на друга. Организатором педагогического общения выступает, как правило, преподаватель. Высокая культура профессионального опыта позволяет преподавателю полностью контролировать свои эмоции, направлять свои усилия на формирование благоприятного психологического климата в учебно-воспитательном процессе. Коммуникативная деятельность представляет основу педагогического труда, выступая одновременно главным профессиональным орудием педагога.

Педагогическое общение представляет собой многоплановый процесс установления и развития контактов, взаимодействия и взаимопонимания между педагогом и воспитанниками, которое возникает в результате реализации целей и содержанием педагогической деятельности.

Общение в педагогической работе выступает, как: средство решения учебно-воспитательных задач; социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса; способ организации отношений между субъектами педагогической деятельности, которые обеспечивают успешность воспитания и обучения.

Для педагогического общения, помимо традиционных функций, характерны специальные функции: обмен информацией, познание личности, организация и управление совместной деятельности, обмен ролями, самоутверждение, сопереживание. Информационная функция педагогического общения обеспечивает процесс обмена духовными и материальными ценностями, формирует условия для положительной мотивации педагогической деятельности.

Педагогическое общение образует социальное поле деятельности, через разные социальные роли программирует необходимый шаблон социального поведения. Педагоги в учебно-воспитательный процесс вводят личностно-ролевую форму. Они подключают воспитанников к ведению элементов занятий, помогают им побывать как в роли организатора, так и в роли исполнителя.

В задачи педагога входит содействие ощущению личностной значимости учащегося, осознанию каждым воспитанником своего «я», формированию адекватной самооценки личности, а также уровня ее притязаний. В своей деятельности педагог должен выступать как источник информации, как организатор взаимоотношений и организатор коллективной деятельности.

Оптимальное педагогическое общение создает эффективные условия для развития творческого характера познавательной деятельности и учебной мотивации, для верного формирования их личности; обеспечивает управление в учебном коллективе социально-психологическими процессами; гарантирует благоприятный эмоциональный климат процесса обучения (препятствует появлению «психологических барьеров»); позволяет максимально применять в образовательно-воспитательном процессе особенности личности педагога.

На тему: «Психологические основы педагогического общения»

педагогам школы

на тему: «Психологические основы педагогического общения»

Усть-Нерской основной общеобразовательной

школы с коррекционными классами

педагога-психолога

Паскал Виктории Викторовны

п. Усть-Нера, 2010 г.

Специфика педагогического общения.

Педагогическое общение – это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися.

Общение преподавателя с учениками занимает ведущее место в их взаимодействии. Преподаватель и мастер производственного обучения не смогут добиться значимых успехов в обучении, воспитании и развитии учащегося, если не сумеют расположить его к себе, установить с ним доверительные отношения.

Через общение учитель организует поведение и деятельность учащихся, оценивает их работу и поступки, информирует о происходящих событиях, вызывает соответствующие переживания по поводу проступков, помогает преодолеть трудности, не потерять веру в свои возможности.

Проблема эффективности общения приобрела в последнее время большое значение. Ей посвящены труды многих известных психологов – , , и других.

В качестве самостоятельного направления выделяется проблема эффективного педагогического общения (, , и др.).

Педагогическое общение в отличие от других видов (социального, психологического, бытового, профессионального и др.), обязательно предусматривает решение педагогических задач, направленных на развитие и воспитание учащегося.

Только в том случае, когда в момент организации совместной деятельности учителя и учащихся устанавливается взаимосвязь педагогических и воспитательных задач, мы можем говорить о педагогическом общении.

Еще одной специфической чертой педагогического общения является то, что учитель планирует и организует этот процесс, а ученик должен принять и включиться в него (иначе общение не состоится).

Педагогическое общение – особенное общение, специфика которого обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями субъектов этого общения.

Специфическую характеристику педагогического общения выражают также два ее взаимосвязанных аспекта. С одной стороны – это педагогическое творчество в процессе общения с учащимися, а с другой – это общение с детьми в процессе педагогического творчества.

Профессионально-педагогическое общение есть система (приемы и навыки) органичного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств.

Таким образом, педагогическое общение как особый вид творчества в технологическом плане находит свое выражение в умениях передать информацию, понять состояние ученика, в организации взаимоотношений с детьми, в искусстве воздействия на партнера по общению, в искусстве управлять собственным психическим состоянием.

Стили педагогического общения и их технологическая характеристика

Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия к личности учителя, является четкость его социальной и профессиональной позиции.

Позиция педагога – это система интеллектуальных и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности.

Социальная и профессиональная позиции педагога не могут не отразиться на стиле его педагогического общения, под которым понимаются индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога с учащимися. Именно поэтому стиль педагогического общения рассматривается в тесной связи с общим стилем педагогической деятельности. В стиле педагогического общения находят выражение особенности коммуникативных возможностей педагога; сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; творческая индивидуальность педагога; особенности учащихся. Стиль общения неизбежно отражает общую и педагогическую культуру учителя и его профессионализм.

Первое экспериментальное психологическое исследование стилей руководства было проведено в 1938 году немецким психологом Куртом Левиным. В этом же исследовании была введена классификация стилей руководства, которую принято использовать и в наши дни: авторитарный, демократический, попустительский.

При авторитарном стиле общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося. Исходя из собственных установок, он определяет положение и цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. Учащиеся не участвуют в обсуждении проблем, имеющих к ним прямое отношение, а их инициатива оценивается отрицательно и отвергается. Авторитарный стиль общения реализуется с помощью тактики дидакта и опеки, противодействие учащихся властному давлению педагога чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуаций.

Педагоги, придерживающиеся этого стиля общения, не позволяют учащимся проявлять самостоятельность и инициативу. Их отличает непонимание учащихся, неадекватность оценок. Внешние показатели успешности деятельности авторитарных педагогов чаще всего позитивны. Но социально-психологическая атмосфера в таких группах, как правило, неблагополучная.

Авторитарный стиль общения порождает неадекватную самооценку учащихся, прививает культ силы, вызывает неадекватный уровень притязаний в общении с окружающими людьми.

Попустительский стиль общения характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Такие педагоги формально выполняют свои функциональные обязанности. Попустительский стиль общения реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами учащихся.

Альтернативой авторитарному и попустительскому стилям общения является демократический стиль общения.

При таком стиле общения педагог ориентирован на повышение роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Основная особенность этого стиля – взаимоприятие и взаимоориентация. В результате открытого и свободного обсуждения возникающих проблем учащиеся совместно с педагогом приходят к тому или иному решению.

Для педагогов, придерживающихся этого стиля, характерны активно-положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач. Им свойственны глубокое понимание учащегося, целей и мотивов его поведения, умение прогнозировать развитие его личности.

По внешним показателям своей деятельности педагоги демократического стиля общения уступают своим авторитарным коллегам. Но социально-психологический климат в их группах всегда более благополучен. Межличностные отношения в них отличаются доверием и высокой требовательностью к себе и другим. При демократическом стиле общения педагог стимулирует учащихся к творчеству, инициативе, организует условия для самореализации, что создает возможности для взаимной персонализации педагога и учащихся.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: