Сравнительная таблица З. Хаммурапи и З. Ману - ABCD42.RU

Сравнительная таблица З. Хаммурапи и З. Ману

Сравнительная таблица З. Хаммурапи и З. Ману

Главная > Закон >История

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОВ ХАММУРАПИ И ЗАКОНОВ МАНУ.

1. Особенности экономического строя

При царе Хаммурапи частная собственность на землю достигала наивысшего уровня развития

В период создания Законов Ману в Индии понимали разницу между собственностью и владением и уделяли значительное внимание охране частной собственности, в первую очередь собственности на землю. Земли подразделялись на царские, общинные и частных лиц. Законы Ману охраняют также движимое имущество, упоминая рабов, скот, инвентарь как наиболее значительное

2. Формы собственности

Царским и храмовым хозяйством управлял царь.

получение в виде дара или находка

давность владения(10 лет)

3. Ограничение собственности

Земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, каких-либо ограничений сос стороны общины не существовало.

Приобретать вещь можно было только у собственника. Запрещалось доказывать право собственности на добросовестное владение. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику.

1. Договор аренды. Ряд статей посвященных аренде – поля, сада, еще не освоенной земли

2. Договор имущественного найма. Виды: помещений, домашних животных, судов, повозок, рабов. Устанавливается плата за наем вещей а также ответственность в случае потери или гибели нанятого

3. личного найма. Найм сельхоз. рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. Законом определяется порядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда.

4. займа . особенностью является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство

5.купли-продажи. регламентировалась: продажа ценных предметов(скота, земли) осуществлялась при свидетелях в письменной форме; продавцом мог быть только собственник вещи; продажа имущества изъятая из оборота, считалась недействительной

1. договор займа. Закон устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательств

Если должник не может уплатить долг в срок, он обязан отработать. Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. в случаи смерти долг мог перейти на сына или др. родственника.

2.договор найма рабочей силы. Условия заключение договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, а виновному не выплачивалось жалованье

3. договор аренды земли. Землю вынуждены были арендовать разорившиеся общинники, которые лишались ее

4. договор купли-продажи. Совершался в присутствии свидетелей. В качестве продавца мог выступать только собственник вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету договора и запрещал продавать товар плохого качества. Сделку можно было расторгнуть без каких-либо причин, но не позднее чем в течении 10 дней.

5. договор дарения

5. Из причинения вреда

В качестве основания для возникновения такого обязательства указывались порча имущества, вред, причиненный движением повозки по городу. Виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.

6.Условия заключения и расторжения брака

Брак заключался на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действителен только при наличии этого договора.

Брак представлял имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену, и она становилась его собственностью

7. Права и обязанности мужа и жены

Главой семьи был муж. Жена могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное ею приданное, имела право на развод, могла наследовать после мужа. Но за неверность она подвергалась суровому наказанию; если была бесплодна , то мужу разрешалось иметь побочную жену.

Главой семьи был муж. От жены требовалось почитать своего мужа как бога. Женщина полностью зависела от своего мужа и сыновей- в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости – мужа, после смерти мужа – под властью сыновей. За неверность она подвергалась суровому наказанию вплоть до смертной казни.Жена должна была принадлежать той же варне что и муж.в исключительных случаях мужчинам разрешалось вступать в брак с женщинами из более низких варн, но женщинам из высшей варны запрещалось вступать в брак с мужчиной низшей варны . Отец управлял всем достоянием семьи, хотя все имущество считалось общим.

8. Правовое положение детей

Отец имел над детьми сильную власть. Он продавать детей, отдавать их в качестве заложников за свои долги, отрезать язык за злословие над родителем. Но дети имели право наследовать после отца. Разрешается усыновление детей.

9.Порядок наследования имущества

Преимущественным способом наследования является наследования по закону, хотя и было известно наследование по завещанию. В качестве наследников выступали: дети, усыновленные дети, внуки, дети от рабыни-наложницы (если отец признавал их своими). Отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления.. Отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления.

Древнеиндийское право незнало наследования по завещанию, только наследование по закону: имущество после смерти родителей либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который становился опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были им выдать для приданного по ¼ своей доли.

10. Классификация преступлений

3 вида преступлений: 1.Против личности -неосторожное убийство. Об умышленном убийстве ничего не говорится. Подробно рассматриваются различного рода членовредительства: повреждение глаза, зуба, кости. Отдельно отмечается причинение побоев.

2.Имущественные – кража скота, рабов. Отличными от кражи преступлениями считаются грабеж, укрывательство рабов.

3.Против семьи – прелюбодеяние (неверность жены), кровосмешение. Также преступными являлись действия, подрывающие отцовскую власть.

1.государственные преступления – служба врагам царя, поломка городской стены, городских ворот.

2.против собственности. Кража, укрывательство вора си недонесение о виденной краже

3. против личности. Убийство и телесные повреждения

4. посягающие на семейные отношения. Прелюбодеяние, посягательство на честь женщины

11. Виды наказаний

1. Смертная казнь в различных вариантах – сожжение, утопление, посажение на кол. 2.Членовредительские наказания – отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т.п.

Преступления совершенные против личности наказывались смертной казнью. За имущественные были смертная казнь, членовредительство или штраф, многократно превышающий стоимость украденного.За преступления против семьи наказывались смертной казнью или членовредительством.

1. смертная казнь в различных вариантах – посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание собаками.

2. для брахмана приравнивавшиеся к смертной казни бритье головы

3. членовредительские наказания – отрезание пальцев, рук, ног.

6. тюремное заключение

12. Лица, осуществляющие правосудие

Правосудие осуществляли судьи. Судья обязан был лично исследовать дело. Изменить свое решение судья не мог под угрозой крупного штрафа или лишения должности без права возращения к ней.

Верховный суд вершил царь с брахманами.

13. Участники процесса, их права и обязанности

в качестве свидетеля не могли выступать заинтересованные лица и женщины.

14. Ход судебного разбирательства

Ведение процессов по уголовным и гражданским делам осуществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны

Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, а также ордалии.

Процесс носил состязательный характер. для рассмотрения исков законы называют 18 поводов, в том числе неуплату долга, заклад, продажу чужого, нарушения соглашения

отделение суда от администрации не существовало. Дело рассматривалось, следуя порядку варн

Законы регламентируют использование свидетельских показаний, которые служили основным источником доказательств. При отсутствии свидетелей применялись ордалии различных видов: испытание огнем, весами, водой и т.п.

Сравнительная характеристика уголовного права, судоустройства и судопроизводства по законам Хаммураппи и Ману

В основе уголовно- правовых представлений авторов Законника находится идея талиона: наказание есть возмездие за вину, и потому оно должно быть «равным» преступлению. Эта доктрина обычно выражается афоризмом: «око за око, зуб за зуб». Между тем для древних это был наиболее логический способ ограничения наказания: не больше того что сделано тебе.

Общего понятия преступления и перечня всех деяний, признаваемых преступными, Законы Хаммурапи не дают. Из содержания кодификации выделяются три вида преступлений:-против личности; -имущественные; -против семьи

К преступлениям против личности законы относят неосторожное убийство, а об умышленном убийстве ничего не говорится. Подробно рассматриваются различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости. Отдельно отмечается причинение побоев.

Имущественными преступлениями называют кражу скота, рабов. Отличными от кражи преступлениями считаются грабеж и укрывательство рабов.

Преступлениями, подрывающими устои семьи, законы считают прелюбодеяние (неверность жены и только жены) и кровосмешение. Преступными считались действия, подрывающие отцовскую власть.

Целью наказания по законам Хаммурапи являлось возмездие, что определяло виды наказаний:-смертная казнь (сожжение, утопление, посажение на кол); -членовредительские наказания (отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т.п.); -штрафы; -изгнание.

Судебный процесс в Вавилонии был устным и состязательным. Это означает, что дела возбуждались лишь по жалобе заинтересованной стороны, а в ходе процесса каждая из сторон должна была доказать свои утверждения. Судебная система по реформам Хаммурапи стала более централизованной, почти не зависимой от жречества, а главным источником судебных решений стало письменное право. Царские законы приравнивались к божественным установлениям. Судья обязан был лично исследовать дело. Изменить свое решение судья не мог под угрозой крупного штрафа и лишения должности без права возвращения к ней.

Читайте также  Понятие и виды биопсии при онкологических заболеваниях

Законам Ману известны следующие понятия уголовного права: формы вины, рецидив, соучастие

Тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне.Все это указывает на довольно высокий уровень развития. Так же остаются пережитки старины, о которых свидетельствуют следующие понятия:

принцип талиона, ордалии, принцип ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен.

Законы выделяют следующие виды преступлений:

Государственные, против собственности, простив личности,преступления, посягающие на семейные отношения.На первом месте стоят государственные преступления, такие как служба врагам царя, поломка городской стены, ворот и т.д.

Среди имущественных выделяют кражу и грабеж. Назывались также укрывательство вора и недонесение о виденной краже.

К насилию, совершенному над личностью относили убийства и телесные повреждения. Насильника считали худшим злодеем, чем ругателя или вора. Преступлениям, посягающими на семейные отношения считались прелюбодеяние, посягательство на честь женщины. ЗМ так же знают понятия необходимой обороны. Убийство, совершенное при защите себя, женщин и брахманов, охране жертвенных даров и т.п., не наказывалось.

Существовало множество видов наказаний, в том числе:смертная казнь в различных вариантах, членовредительские наказания , штрафы, изгнание, тюремное заключение.

Суд в древней Индии состоял из царского суда и суда брахманов. Состав царского суда: царь, 2 брахмана (знатоки законов). Судопроизводство было официальной и обязательной ежедневной функцией царя. Если по каким-то причинам царь не мог отправлять правосудие, то тогда работал суд брахманов, состоявший из 3-х членов. Право брахманского суда регулируется 12-ой главой законов Ману.

Вообще в индийском обществе господствовала не имущественная, а интеллектуальная дифференциация. Брахманами были самые лучшие знатоки Вед. Таким образом, если приговор выносился хотя бы одним таким знатоком, то это решение было уже невозможно отменить Судоговорение было неформальным, расспрос являлся основным методом решения судебных вопросов. Четкого различия между гражданским и уголовным процессом нет. Судебные дела возбуждались заинтересованными лицами. Процесс носил состязательный характер. Стороны должны были убедить суд в своей правоте, представив для этого соответствующие доказательства. Основным источником доказательств служили свидетельские показания. Ценность показаний свидетельствовала принадлежности свидетеля к определенной варне. Дети, рабы, люди с дурной славой — не свидетели. Женщины могут свидетельствовать только против женщин; относительно “дваждырождённых” — только “дваждырождённые”. При отсутствии свидетелей в качестве доказательств применялись ордалии различных видов.

Сравнительная таблица З. Хаммурапи и З. Ману

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОВ ХАММУРАПИ И ЗАКОНОВ МАНУ.

Законы Хаммурапи

(Древний Вавилон)

Законы Ману

(Древняя Индия)

1. Особенности экономического строя

При царе Хаммурапи частная собственность на землю достигала наивысшего уровня развития

В период создания Законов Ману в Индии понимали разницу между собственностью и владением и уделяли значительное внимание охране частной собственности, в первую очередь собственности на землю. Земли подразделялись на царские, общинные и частных лиц. Законы Ману охраняют также движимое имущество, упоминая рабов, скот, инвентарь как наиболее значительное

2. Формы собственности

1. Царские

2. Храмовые

3. Общинные

4. Частные

Царским и храмовым хозяйством управлял царь.

1. наследование

2. получение в виде дара или находка

3. покупка

4. завоевание

5. ростовщичество

6. исполнение работы

7. получение милостыни

8. давность владения(10 лет)

3. Ограничение собственности

4. Из договоров

1. Договор аренды. Ряд статей посвященных аренде – поля, сада, еще не освоенной земли

2. Договор имущественного найма. Виды: помещений, домашних животных, судов, повозок, рабов. Устанавливается плата за наем вещей а также ответственность в случае потери или гибели нанятого

3. личного найма. Найм сельхоз. рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. Законом определяется порядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда.

4. займа . особенностью является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство

5.купли-продажи. регламентировалась: продажа ценных предметов(скота, земли) осуществлялась при свидетелях в письменной форме; продавцом мог быть только собственник вещи; продажа имущества изъятая из оборота, считалась недействительной

1. договор займа. Закон устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательств

Если должник не может уплатить долг в срок, он обязан отработать. Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. в случаи смерти долг мог перейти на сына или др. родственника.

2.договор найма рабочей силы. Условия заключение договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, а виновному не выплачивалось жалованье

3. договор аренды земли. Землю вынуждены были арендовать разорившиеся общинники, которые лишались ее

4. договор купли-продажи. Совершался в присутствии свидетелей. В качестве продавца мог выступать только собственник вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету договора и запрещал продавать товар плохого качества. Сделку можно было расторгнуть без каких-либо причин, но не позднее чем в течении 10 дней.

5. договор дарения

5. Из причинения вреда

6.Условия заключения и расторжения брака

7. Права и обязанности мужа и жены

8. Правовое положение детей

9.Порядок наследования имущества

Преимущественным способом наследования является наследования по закону, хотя и было известно наследование по завещанию. В качестве наследников выступали: дети, усыновленные дети, внуки, дети от рабыни-наложницы (если отец признавал их своими). Отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления.. Отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления.

Древнеиндийское право незнало наследования по завещанию, только наследование по закону: имущество после смерти родителей либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который становился опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были им выдать для приданного по ¼ своей доли.

10. Классификация преступлений

3 вида преступлений: 1.Против личности -неосторожное убийство. Об умышленном убийстве ничего не говорится. Подробно рассматриваются различного рода членовредительства: повреждение глаза, зуба, кости. Отдельно отмечается причинение побоев.

2.Имущественные – кража скота, рабов. Отличными от кражи преступлениями считаются грабеж, укрывательство рабов.

3.Против семьи – прелюбодеяние (неверность жены), кровосмешение. Также преступными являлись действия, подрывающие отцовскую власть.

1.государственные преступления – служба врагам царя, поломка городской стены, городских ворот.

2.против собственности. Кража, укрывательство вора си недонесение о виденной краже

3. против личности. Убийство и телесные повреждения

4. посягающие на семейные отношения. Прелюбодеяние, посягательство на честь женщины

1. Смертная казнь в различных вариантах – сожжение, утопление, посажение на кол. 2.Членовредительские наказания – отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т.п.

Преступления совершенные против личности наказывались смертной казнью. За имущественные были смертная казнь, членовредительство или штраф, многократно превышающий стоимость украденного.За преступления против семьи наказывались смертной казнью или членовредительством.

1. смертная казнь в различных вариантах – посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание собаками.

2. для брахмана приравнивавшиеся к смертной казни бритье головы

3. членовредительские наказания – отрезание пальцев, рук, ног.

6. тюремное заключение

12. Лица, осуществляющие правосудие

Правосудие осуществляли судьи. Судья обязан был лично исследовать дело. Изменить свое решение судья не мог под угрозой крупного штрафа или лишения должности без права возращения к ней.

Ведение процессов по уголовным и гражданским делам осуществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны

Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, а также ордалии.

Процесс носил состязательный характер. для рассмотрения исков законы называют 18 поводов, в том числе неуплату долга, заклад, продажу чужого, нарушения соглашения

отделение суда от администрации не существовало. Дело рассматривалось, следуя порядку варн

Законы регламентируют использование свидетельских показаний, которые служили основным источником доказательств. При отсутствии свидетелей применялись ордалии различных видов: испытание огнем, весами, водой и т.п.

Сравнительный анализ законов Хаммурапи и законов Ману

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 08:38, реферат

Краткое описание

Изучая дисциплину «История государства и права зарубежных стран» мы рассматриваем в том числе и древнейшее право, к коим относятся законы Хаммурапи и законы Ману. Эти древнейшие правовые акты между собой похожи, но во многом имеют существенные различия. Разобраться в том, что отличает древнейшие памятники права – законы Хаммурапи и законы Ману, а также в чем же состоят их сходства, я попыталась в данной работе

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ 3
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 4
2.1 Законы Хаммурапи 4
2.2 Законы Ману. 5
2.3 Сравнение законов Ману и законов Хаммурапи.……………….…………..7
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….10
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………. 11

Читайте также  Техническая подготовка производства 2
Прикрепленные файлы: 1 файл

реферат.doc

Федеральное государственное автономное

высшего профессионального образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра истории государства и права

по истории государства и права зарубежных стран

Сравнительный анализ законов Хаммурапи и законов Ману

Преподаватель: Аверин М.П ________________

Студентка: группа ЮЮ13-04Б Попсуйко Ю.В (№161316210) ______

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 4

2.1 Законы Хаммурапи 4

2.2 Законы Ману. . . . 5

2.3 Сравнение законов Ману и законов Хаммурапи.……………….…………..7

4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………. 11

Изучая дисциплину «История государства и права зарубежных стран» мы рассматриваем в том числе и древнейшее право, к коим относятся законы Хаммурапи и законы Ману. Эти древнейшие правовые акты между собой похожи, но во многом имеют существенные различия. Разобраться в том, что отличает древнейшие памятники права – законы Хаммурапи и законы Ману, а также в чем же состоят их сходства, я попыталась в данной работе

Законы Хаммурапи были составлены, по некоторым предположениям, в конце его правления (1792-1750 года до нашей эры)1 и вобрали законы предшествующих правителей, обычное право и собственные установления Хаммурапи — его указы и типичные решения судебных дел. Обычное право здесь, как и в других районах мира, представляло собой собрание хранимых в народной памяти правил решения имущественных споров или взаимных личных обвинений при общей для заинтересованных сторон уверенности в справедливости и высшей мудрости этих правил.

Хаммурапи был удачливым военачальником, администратором и дипломатом. Значительная часть подвластной ему территории была присоединена путем дипломатических усилий, а не военных захватов. Законы Хаммурапи были составлены с учетом распространенных мифологических представлений о путях достижения «истинного счастья и доброго правления»2 . Текст Законов был выбит на базальтовом столбе с изображением восседающего на троне бога Солнца, правосудия и предзнаменований по имени Шамаш, который считался строгим блюстителем справедливости на Небе («судья богов») и на Земле. Считалось, что все живые существа он «направлял на верный путь». Хаммурапи изображен на этом же камне стоящим перед Шамашем в почтительной позе и дотрагивающимся до регалий высшей власти – жезла и магического кольца.

Называя себя «царем справедливости», Хаммурапи утверждал: «Слова мои изысканны, нет ничего равного моей мудрости, нет соперника у моих деяний»3.

Черный столб из базальта был найден в 1901-1902 года французскими археологами в Сузах (столице древнего Элама). Текст частично поврежден, до нас не дошли 35 статей из Свода.

В источниках права Древней Индии особое место принадлежит дхармашастрам — сборникам религиозно-правовых предписаний. Нормы поведения одновременно наполнены религиозным, моральным и правовым содержанием. Появление дхармашастр связано с социально-классовым расслоением. Первое упоминание о законах Ману относится к 9-му веку до н.э. Современным исследователям законы Ману известны лишь в списках 3-го века до н.э.

Объем — 12 глав, 2685 стихов (стих на санскрите — шлока). Полное название — Manavadharmasastra (sastra — откровение; dharma — разум, идея, закон, право, нравственность, религия и пр.)4. Поэтому часто данный памятник именуется “Откровения царевича Ману”. Из такого названия прослеживается глубинная связь права и религии, особенно характерная для древнеиндийского общества. Законы Ману — это памятник сакрального права.

Законам Ману принадлежит особое место среди дхармашастр, они закрепляли рабство и др. формы эксплуатации.

На первый план в законах Ману выступает сословно- варновое деление общества (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры + неприкасаемые).

Брахманы — это варна или социальная группа, существующая во всех штатах Индии. Аналог европейского духовенства. Брахманы служат духовными наставниками в семьях большинства каст высшего или среднего статуса5.

Кша́трии (санскр. क्षत्रिय, kṣ atriya, «властный, благородный»), также ра́джан (санскр. राजन्, rājan, «повелитель») — представители второй по значимости (после брахманов) варны древне индийского общества, состоящей из владетельных воинов. Из этой варны в Древней Индии обычно выбирались цари. Кшатрии считали своим главным богом — покровителем Индру.6

Ва́йшьи (санскр. वैश्य Vaiśya — «преданность, зависимость») — представители третьей по значимости варны древнеиндийск ого общества, состоявшей из земледельцев, торговцев, лавочников и ростовщиков.7

Шудры — (санскр. sudra), представители четвертой, низшей из “чистых” варн: слуги, работники; основная задача Шудр — отработка служения, т. е. повиновения и исполнительности, после чего Шудра может стать вайшью.8

В законах Ману прослеживается определенная логика изложения материала, но нет еще выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы. Указывается наследственно-профессиональный характер варн.

Сравнение законов Ману и Законов Хаммурапи

Для наглядности сравнения ниже представлена таблица, которая заключает в себе сравнительную характеристику законов Ману и Хаммурапи.

При царе Хаммурапи частная собственность на землю достигала наивысшего уровня развития

В период создания Законов Ману в Индии понимали разницу между собственностью и владением и уделяли значительное внимание охране частной собственности, в первую очередь собственности на землю. Земли подразделялись на царские, общинные и частных лиц. Законы Ману охраняют также движимое имущество, упоминая рабов, скот, инвентарь как наиболее значительное

2. Формы собственности

1. Договор аренды. Ряд статей посвященных аренде – поля, сада, еще не освоенной земли 2. Договор имущественного найма. Устанавливается плата за найм вещей, а также ответственность в случае потери или гибели нанятого 3. личного найма. Найм сельхоз. рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. Законом определяется порядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда. 4. займа. Особенностью является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство 5.купли-продажи. Регламентировалась: продажа ценных предметов(скота, земли) осуществлялась при свидетелях в письменной форме; продавцом мог быть только собственник вещи; продажа имущества изъятая из оборота, считалась недействительной

1. договор займа. Закон устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не может уплатить долг в срок, он обязан отработать. Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. В случае смерти долг мог перейти на сына или др. родственника.2.Договор найма. Условия заключения договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, а виновному не выплачивалось жалованье 3.Договор аренды земли. Землю вынуждены были арендовать разорившиеся общинники, которые лишались ее 4. договор купли-продажи. Совершался в присутствии свидетелей. В качестве продавца мог выступать только собственник вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету договора и запрещал продавать товар плохого качества. Сделку можно было расторгнуть без каких-либо причин. 5. договор дарения

6.Условия заключения и расторжения брака

Брак заключался на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действителен только при наличии этого договора.

Брак представлял имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену, и она становилась его собственностью

7. Права и обязанности мужа и жены

Главой семьи был муж. Жена могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное ею приданное, имела право на развод, могла наследовать после мужа. Но за неверность она подвергалась суровому наказанию; если была бесплодна, то мужу разрешалось иметь детей вне брака.

Главой семьи был муж. От жены требовалось почитать своего мужа как бога. Женщина полностью зависела от своего мужа и сыновей- в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости – мужа, после смерти мужа – под властью сыновей. За неверность она подвергалась суровому наказанию вплоть до смертной казни. Жена должна была принадлежать той же варне что и муж. в исключительных случаях мужчинам разрешалось вступать в брак с женщинами из более низких варн, но женщинам из высшей варны запрещалось вступать в брак с мужчиной низшей варны . Отец управлял всем достоянием семьи, хотя все имущество считалось общим.

9.Порядок наследования имущества

Преимущественным способом наследования является наследования по закону, хотя и было известно наследование по завещанию. В качестве наследников выступали: дети, усыновленные дети, внуки, дети от рабыни-наложницы (если отец признавал их своими). Отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления

Древнеиндийское право не знало наследования по завещанию, только наследование по закону: имущество после смерти родителей либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который становился опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были им выдать для приданного по ¼ своей доли.

10. Классификация преступлений

3 вида преступлений: 1.Против личности -неосторожное убийство. 2.Имущественные – кража скота, рабов. 3.Против семьи – прелюбодеяние (неверность жены), кровосмешение. Также преступными являлись действия, подрывающие отцовскую власть.

1.государственные преступления – служба врагам царя, поломка городской стены, городских ворот. 2.против собственности. 3. против личности. Убийство и телесные повреждения 4. посягающие на семейные отношения. Прелюбодеяние, посягательство на честь женщины

Читайте также  Я и мое будущее

11. Виды наказаний

1. Смертная казнь в различных вариантах 2.Членовредительские наказания. 3. Штрафы 4. Изгнание

1. смертная казнь в различных вариантах 2. для брахмана приравнивавшиеся к смертной казни бритье головы 3. членовредительские наказания 4. штрафы5. Изгнание 6. тюремное заключение

Сравнительная характеристика законов Ману и законов Хаммурапи

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 17:25, доклад

Описание работы

Законы выбиты клинописью на обеих сторонах столба на классическом вавилонском диалекте аккадского языка. В верхней части столба изображен сам Хаммурапи, получающий законы из рук бога солнца Шамаша (по другой версии, на стеле изображен бог Мардук). Часть текста законов была сбита и может быть частично восстановлена по другим источникам (например, цитатам законов на глиняных табличках).

Работа содержит 1 файл

Сравнительная таблица.doc

Законы Хаммурапи Законы Ману
Общая характеристика Законы выбиты клинописью на обеих сторонах столба на классическом вавилонском диалекте аккадского языка. В верхней части столба изображен сам Хаммурапи, получающий законы из рук бога солнца Шамаша (по другой версии, на стеле изображен бог Мардук). Часть текста законов была сбита и может быть частично восстановлена по другим источникам (например, цитатам законов на глиняных табличках).

Законы Хаммурапи непосредственно вытекают из шумерской правовой традиции и являются одним из важнейших источников для изучения права и социально-экономического устройства Месопотамии того времени. В центре внимания законов хозяйственные, экономические и семейные отношения. Ограничиваются и регламентируются частнособственнические отношения, утверждается государственный контроль над хозяйственной жизнью.

Некоторые исследователи отмечают, что из Кодекса Хаммурапи фактически вытекает современный принцип презумпции невиновности («невиновен, пока не доказано обратное»). В случае членовредительства последовательно проводится принцип талиона (око за око), хотя если социальный статус виновного выше, чем у пострадавшего, наказание значительно мягче.

Объем — 12 глав, 2685 стихов (стих на санскрите — шлока). Полное название -Manavadharmasastra (sastra — откровение; dharma — разум, идея, закон, право, нравственность, религия пр.). Поэтому часто данный памятник именуется “Откровения царевича Ману”. Из такого названия очевидно прослеживается глубинная связь права и религии, особенно характерная для древнеиндийского общества. Законы Ману — это памятник сакрального права.

Законам Ману принадлежит особое место среди дхармашастр. Законы Ману закрепляли рабство и др. формы эксплуатации. Собственно праву посвящены главным образом VIII и IX главы. Делается попытка систематизировать нормы права, при этом смешиваются частные правонарушения и преступления.

На первый план в законах Ману выступает сословно-варновое деление общества (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры + неприкасаемые).

В законах Ману прослеживается определенная логика изложения материала, но нет еще выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы. Указывается наследственно-профессиональный характер варн.

Многие нормы направлены на охрану собственности на движимое имущество, в них рассматриваются договоры займа, купли-продажи, личного найма, дарения и др. Среди гарантий исполнения договора — поручительство и залог или заклад. Детально разрабатывается, но еще не совсем юридически грамотен договор займа, что свидетельствует о расцвете ростовщичества. Найм — рабы и наемные работники упоминаются вместе, а сам наемный труд презирается, что создает тяжелые условия найма.

В семейных отношениях (гл.9) — подчиненное положение женщин, многоженство, несмешение варн.

Царским и храмовым хозяйством управлял царь.

С развитием частной собственности на землю сокращались общинные земли, происходил упадок общины. Поэтому земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, каких-либо ограничений на подобные сделки со стороны общины не существовало.

Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие землевладельцы обрабатывали свою землю сами. Земельные наделы воинов, а также имущество солдат подчинялись особому правовому режиму.

Недействительными считались те сделки, которые были совершены путём обмана или насилия, пьяным или безумным человеком, находившимся в состоянии гнева, горя, а также рабом, стариком, ребёнком.

Наёмный труд был неприемлем для высших варн, так как услужение являлось «собачьим образом жизни», а брахману следовало его избегать. Наёмный работник, не выполнивший работу, подвергался штрафу. Даже в случае его болезни, наёмная плата не выплачивалась, если работа была не полностью закончена.

Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала некоторой правоспособностью: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное ею приданое, имела» право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены: за неверность (определяемую в законе как прелюбодеяние) она подвергалась суровому наказанию; если была бесплодна, то мужу разрешалось иметь побочную жену.

Будучи главой семьи, отец имел над детьми сильную власть: он мог продавать детей, отдавать их в качестве заложников за свои долги, отрезать язык за злословие на родителей.

Хотя закон и признает наследование по завещанию, преимущественным способом наследования является наследование по закону. В качестве наследников выступали:

  • дети;
  • усыновленные дети (Законы Хаммурапи разрешают усыновление детей);
  • внуки;
  • дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими.

Отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления.

В них выделяется восемь форм брака, которые были распространены в Индии. Первые четыре, поощряемые брахманами, включали брахму (вручение отцом «наделённой драгоценностями» дочери жениху), дайву (вручение дочери жрецу, когда он исполняет обряд), аршу (отец выдаёт дочь жениху после получения от него быка и коровы или двух пар) и праджапатью (вручение отцом дочери жениху после слов «Исполняйте вместе дхарму»). Другие («дурные») виды включают асуру (покупка невесты), гандхарву (добровольный союз жениха и невесты без согласия родителей), ракшасу (похищение невесты) и самый худший вид — пайшачу (насилие над девушкой в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или безумной). Брать в жёны несовершеннолетних не запрещалось. Многожёнство не поощрялось, но муж мог взять вторую жену, если первая была склонна к пьянству, злобна или расточительна.

Браки между различными варнами не поощрялись, но были возможными, если муж принадлежал к более высокой варне, чем жена.

Женщина согласно законам Ману должна была всю жизнь находиться под защитой мужчины (отца — в детстве, мужа — в молодости, сына — в старости). Главным её назначением считалось рождение и воспитание детей, особенно сыновей. Законным отцом ребенка считался муж матери независимо от того, кто им был фактически. Продажа жены и детей считалась возможной, но являлась грехом, однако даже проданная жена не освобождалась от мужа. В случае, если жена не рожала детей, муж мог взять новую жену через 8 лет, если рожала детей мертворожденными — через 10 лет, если рожала только девочек — через 11 лет. В случае грубости жены муж мог взять новую «немедленно».

От наказания освобождался убийца, если он защищал себя при охране жертвенных даров и при защите женщин и брахманов. При этом не имело значения, был ли убит гуру, ребёнок, престарелый или даже брахман, весьма учёный в Ведах. Также грехом не являлось «убийство убийцы».

Наказание зависело от варны наказуемого. К примеру, за оскорбление словом или действием равного себе по положению или представителя низшей варны накладывался штраф, но то такое же преступление шудры в отношении «дваждырождённых» влекло за собой телесное наказание — отрезание языка, губ, рук, ноги, кастрацию.

Прелюбодеяние относилось к тяжким преступлениям. Согласно Законам Ману людей, которые домогались чужих жён, царь должен был изгнать, «подвергать наказанию, внушающему трепет», к прелюбодеянию относились «услужливость, заигрывание, прикосновение к украшениям и одеждам, а также совместное сидение на ложе». Все небрахманы, виновные в прелюбодеянии, подвергались смертной казни. Неверная жена должна была подвергнуться затравливанию собаками, а её сожитель — сожжению на раскалённом железном ложе. За преступное сожительство со свободной женщиной также накладывалось наказание в зависимости от варны мужчины.

«Собирание кореньев, плодов от деревьев, дров для огня и травы для корма скота» не являлись преступлением. Похищение «родовитых людей, особенно женщин, так же как и лучших драгоценных камней» наказывалось смертной казнью, воровство коров — отсечением половины ноги.

Царю предписывается использование следующих видов наказаний: заточение (ниродхана), заковывание в цепи (бандха) и различные виды телесных наказаний (вадха). К брахманам смертная казнь не применялась, вместо неё использовались другие виды наказания, связанные с публичным позором.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: