Средства развития мышления - ABCD42.RU

Средства развития мышления

Средства развития мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 02:26, реферат

Описание

Замечая связи между явлениями, устанавливая всеобщий характер этих связей, человек деятельностно осваивает мир, рационально организует свое взаимодействие с ним, он осуществляет мыслительную деятельность – обобщенную ориентацию в мире.
Мышление формирует структуру индивидуального сознания, классификационно-оценочные эталоны индивида, его обобщенные оценки, характерную для него интерпретацию явлений.
Целью работы является изучение средств развития мышления.

Содержание

Введение 3
1.Мышление как процесс 5
2.Виды мышления 7
3.Мышление и воображение 10
4.Формирование и развитие мышления (психологические теории) 13
Заключение 16
Список литературы 17

Работа состоит из 1 файл

Средства развития мышления.doc

Содержание

Введение

Психические процессы являются базовой основой человеческой психики. Три разновидности психических процессов – познавательные, эмоциональные и волевые – образуют в своей совокупности психическую деятельность человека.

Психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды, называются познавательными психическими процессами. Познавательные процессы – ощущение, восприятие, мышление, воображение, память – формируют информационную базу, ориентировочную основу психики. Именно познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний о окружающем мире и о самом себе. Эти знания являются тем фактором, который при наличии какого-либо побуждения определяет выбор человеком одного из многих возможных, на каждый данный момент, направлений движения и удерживает движение в рамках этого направления. Осознаваемые человеком потребности также даны ему в форме знаний, по крайней мере в форме знания о том, что он чего-то хочет. Сама деятельность человека приобретает целенаправленный, упорядоченный характер, благодаря знанию о конечном ее результате как о цели, существующей в сознании, форме представления о какой-то конкретной вещи или форме абстрактной идеи.

Познавая и преобразуя мир, человек выявляет устойчивые, закономерные связи между явлениями. Закономерности, внутренние связи явлений отражаются в нашем сознании опосредованно – во внешних признаках явлений человек распознает признаки внутренних, устойчивых взаимосвязей. Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрому асфальту, был ли дождь, или устанавливаем законы движения небесных светил – во всех этих случаях мы отражаем мир обобщенно и опосредованно – сопоставляя факты, делая умозаключения, выявляя закономерности в различных группах явлений. Человек, не видя элементарных частиц, познал их свойства и, не побывав на Марсе, многое узнал о нем.

Замечая связи между явлениями, устанавливая всеобщий характер этих связей, человек деятельностно осваивает мир, рационально организует свое взаимодействие с ним, он осуществляет мыслительную деятельность – обобщенную ориентацию в мире.

Мышление формирует структуру индивидуального сознания, классификационно-оценочные эталоны индивида, его обобщенные оценки, характерную для него интерпретацию явлений.

Целью работы является изучение средств развития мышления.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить мышление как процесс ;
  • обозначить виды мышления ;
  • охарактеризовать мышление и воображение ;
  • рассмотреть формирование и развитие мышления (психологические теории) .

Контрольная работа состоит из введения, четырех параграфов, заключения и списка литературы.

1.Мышление как процесс

Процесс познания на уровне мышления, процесс соотнесения объектов, образов, понятий и символов может быть развернутым и хорошо осознаваемым в силу того, что сознанию уже представлены объекты, с которыми производятся операции. Процесс мышления иногда развернут во времени так, что он не может остаться незамеченным, и наконец, часто он субъективно переживается именно как действие, деятельность, труд, иногда тяжкий, утомительный, порой мучительный, но в то же время приносящий ни с чем не сопоставимое удовлетворение и восторг, когда в результате него достигается понимание или обнаруживается решение проблемы. 1

Мышление как психический аппарат приспособления вступает в действие тогда, когда в процессе приспособления возникает блокада привычного приспособительного действия. Процесс преодоления препятствия в этом случае в самой общей форме будет иметь несколько этапов:

  • замешательство;
  • обращение к образам памяти и понятиям;
  • манипуляция образами и понятиями;
  • преодоление препятствия.

Для того, чтобы мышление «заработало», необходимо появление проблемной ситуации. Однако этого недостаточно для возникновения мышления, поскольку некоторые проблемные ситуации могут быть разрешены и без его привлечения, методом проб и ошибок. Специфическим для мышления объектом является не сама по себе проблемная ситуация, а задача, которая формулируются на ее основе.

Задача является специфическим объектом мышления безотносительно к областям человеческого знания – это может быть физический мир, общественная жизнь, межличностные отношения, сам человек, в том числе и его процесс мышления.

Задача может формулироваться самим человеком в ходе его практической деятельности, а может быть дана ему в готовом виде другими людьми. 2

Все задачи имеют одну общую объективную структуру и характеристики. Общая структура задачи включает в себя условия и требование. Под условиями понимаются все факторы, имеющие отношение к разрешению проблемной ситуации. Одной из важных характеристик задачи является ее сложность. Проиллюстрировать возникновение проблемной ситуации и структурных компонентов задачи можно на простом жизненном примере.

Предположим, что вы после целого дня блуждания по лесу с полной корзиной грибов возвращаетесь домой. Вы идете по лесу, перешагиваете через канавы, пробираетесь сквозь кусты, обходите деревья и вдруг выходите к реке в неожиданном для вас месте (возникновение проблемной ситуации). Окинув взглядом местность, вы ставите себе задачу перебраться на другой берег. В соответствии с задачей вы изучаете ее условия. Вы знаете, что эту реку вброд не перейти (условие). В воде плещется рыбка (к условиям не относится). Вдали летит самолет (к условиям не относится). Течение реки медленное, ветра нет (условия). Вплавь реку с полной корзиной не переплыть (условие). Вы знаете, что, для того чтобы попасть домой засветло и не заблудиться, вам непременно нужно перебраться на другой берег (требование).

2.Виды мышления

Мышление подразделяется на виды в зависимости от используемых средств, характера решаемых задач, степени развернутости и осознанности производимых операций, преследуемых при этом целей и качества получаемого результата.

Теоретическое и практическое мышление.

Теоретическое мышление направлено на познание наиболее общих законов и правил. Оно оперирует наиболее общими категориями и понятиями. Всякого рода научные концепции, теории, методологические основания науки являются продуктом этого вида мышления. Теоретическое мышление составляет основу научного творчества.

Основная задача практического мышления – подготовка физических преобразований действительности, то есть постановка цели, создание плана, проекта, схемы действий и преобразований. Его способность заключается в том, что оно часто развертывается в условиях дефицита времени, а также в том, что в условиях практической деятельности его субъект обладает ограниченными возможностями для проверки гипотез. После того как вы со своими грибами упали в реку с неправильно рассчитанного и сделанного плавательного средства, бессмысленно составлять план переправы через реку.

Теоретическое и эмпирическое мышление отличаются друг от друга по характеру понятий, которыми мышление оперирует. Теоретическое мышление оперирует по возможности точно определенными понятиями, относительно которых степень согласия людей достаточно высока. Эмпирическое мышление- это мышление интуитивно и ситуативно определяемыми понятиями, кроме того, в данном случае между понятиями, используемыми разными людьми, может быть низкая степень согласованности.

Продуктивное и репродуктивное мышление. Продуктивное мышление порождает новые знания, новый материальный или идеальный результат. Продуктивным, например, является мышление ученого, делающего новое открытие, писателя, создающего новое произведение, художника, пишущего новую картину. Репродуктивное – это мышление, повторно открывающее уже известные знания или воссоздающее то, что кем-то когда-то уже было создано. Репродуктивное мышление характерно для людей, которые многократно решают типичные задачи. В таком мышлении человек идет известным, пройденным путем, поэтому данный вид мышления также называют нетворческим. 3

Различают также интуитивное и аналитическое мышление. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет более или менее четко очерченные этапы, а сам процесс мышления в достаточной мере осознан. В отличие от аналитического, интуитивное мышление свернуто во времени, иногда решение проблемы производится молниеносно, в нем отсутствуют этапы, и наконец, его процесс осознается в минимальной степени.

Очень важным с точки зрения приспособительных функций мышления является его деление на реалистическое и аутистическое. Реалистическое мышление основывается на реальных знаниях о мире, направлено на достижение целей, обусловленных жизненно важными потребностями и обстоятельствами, оно регулируется логическими законами, а его течение осознанно контролируется и направляется. Аутистическое мышление основывается на произвольных, иррациональных допущениях при игнорировании реальных фактов. Основной его движущей и направляющей силой являются плохо осознаваемые или неосознаваемые желания или страхи. Оно плохо контролируется сознанием.

Наглядно-действенное – мышление, которое сводится к реальным, практическим действиям человека в наглядно воспринимаемой ситуации (обстановке). Здесь внутренние, умственные действия сведены к минимуму, а задача в основном решается за счет внешних, практических действий с реальными материальными предметами. Этот вид мышления можно наблюдать уже у детей раннего возраста, начиная с 6-8-го месяца жизни.

Наглядно-образным мышлением называют мышление, при котором задачи решаются не путем манипуляций с реальными, материальными предметами, а с помощью внутренних действий с образами этих предметов.

Словесно-логическое мышление – высший вид мышления человека, имеющий дело с понятиями о предметах и явлениях, а не с самими предметами, явлениями или их образами. Данный вид полностью протекает во внутреннем, умственном плане.

3.Мышление и воображение

Манипулируя образами, хранящимися в памяти, то есть представлениями, человек может мысленно их расчленять, изменять их пропорции, перемещать в пространстве, окрашивать в различные цвета, заменять одни элементы другими… такая способность к мысленному преобразованию чувственных образов памяти и есть воображение. В воображении, таким образом, сливается чувственный и отвлеченный характер отражения действительности, позволяющий человеку создавать новые чувственные образы, находящиеся во внутреннем, субъективном пространстве. Представления, полученные в результате деятельности воображения, дают человеку возможность в наглядной форме представить себе образ конечного результата в форме предмета или ситуации. На достижение этого образа и будут направлены действия, с ним будет сверяться полученный результат. Именно эта особенность отличает разумную продуктивную деятельность человека от рассудочной деятельности животных. Полученные новые образы могут анализироваться с помощью дискурсивного мышления, и на основе этого анализа в них могут вноситься соответствующие изменения соответствующей их проверкой. Активное продуктивное воображение является основой творческой деятельности человека. Практическим выводом из сказанного является следующее: успех любой деятельности человека связан со степенью четкости полученного с помощью воображения представления о конечном продукте этой деятельности 4 .

Психология мышления является одной из самых разработанных областей психологической науки. В отечественной психологии мышление определяется как обобщенное опосредствованное отражение действительности, тесно связанное с чувственным познанием мира и практической деятельностью людей. Мышление является особой формой человеческой деятельности, формирующейся в практике, когда у человека возникает необходимость решить какую – нибудь задачу. Л. С. Выготский неоднократно подчеркивал мысль о том, что психические процессы возникают в совместной деятельности людей и в их общении друг с другом.

Как развить мышление: 10 простых советов

Приветствую Вас, друзья!

Мышление – это многогранный процесс, для которого в психологии существует большое количество различных определений. В общем случае этим термином называют процесс мысленной обработки информации на основании имеющихся у человека накопленных знаний и аксиоматических представлений об окружающем мире. В процессе мыслительной деятельности человек анализирует поступающую информацию, делает выводы, расширяет и дополняет свою картину мира.

Читайте также  Туберкулез кишечника и Туберкулез брыжеечных лимфатических узлов

Каждый из нас заинтересован в том, чтобы развивать и совершенствовать свои мыслительные навыки. Они позволяют нам точнее и быстрее анализировать ситуацию, делать правильные выводы и принимать верные решения. Чтобы понять, как развить мышление, необходимо сначала выяснить, что оно собой представляет, как устроено, как работает и от чего зависит. Сегодня мы подробно разберём данные вопросы, после чего рассмотрим несколько эффективных упражнений.

Что такое мышление?

Мышление – это то, что делает нас людьми. Именно способность аналитически мыслить, сопоставлять факты и расширять свою картину мира за счет логических умозаключений отличает нас от животных. Существует несколько типов мышления, которые отличаются тем, как человек анализирует информацию и как делает выводы. Наиболее распространенными являются следующие виды мышления:

  • аналитическое – способность анализировать большое количество фактов, находить сложные взаимосвязи между различными явлениями;
  • логическое – способность правильно сопоставлять факты, определять их значимость и достоверность, делать правильные умозаключения;
  • дедуктивное – умение делать правильные выводы в конкретной ситуации, основываясь на общих знаниях (принцип «от общего к частному»);
  • индуктивное – умение делать правильные общие выводы, основываясь на частном случае (принцип «от частного к общему»);
  • системное – специальный подход к познанию окружающего мира, направленный на упорядочивание и оптимизацию доступных знаний;
  • творческое – особый тип мышления, позволяющий генерировать новые идеи, находить нестандартные решения, делать открытия.

Все виды мышления могут работать с разной степенью эффективности. Хорошая новость заключается в том, что их можно развить, главное – знать, как это сделать. Но прежде чем перейти к конкретным упражнениям, рассмотрим подробнее, как устроены мыслительные процессы.

Как работает мышление?

Каждая мысль, существующая в нашем сознании, представляет собой ассоциативную связь между несколькими образами и понятиями. Отдельные образы, возникающие в наших мыслях, будто бы дёргают за невидимые ниточки, заставляя нас вспоминать об остальных связанных с ними понятиях. В результате возникает своеобразная причинно-следственная связь, провоцирующая бесконечный процесс смены одних понятий и образов другими.

Исследуя, как устроен мыслительный процесс, ученые выяснили, что он состоит из нескольких ключевых составляющих:

  1. Анализ. Разделение комплексной сущности на простейшие образы.
  2. Синтез. Объединение простейших составляющих, связанных между собой, в сложные объекты и явления.
  3. Сравнение. Сопоставление отдельных сущностей, поиск сходств и различий.
  4. Классификация. Распределение объектов по категориям на основании наличия определенных признаков.
  5. Абстрагирование. Выделение наиболее важных признаков с игнорированием других характеристик.
  6. Обобщение. Группировка разрозненных предметов по наличию схожих признаков.
  7. Конкретизация. Выделение одного объекта с уточнением его отличительных характеристик.

Все эти процессы служат одной цели – помогать нам принимать правильные решения на основании имеющихся данных. В результате познавательной и мыслительной деятельности в нашем сознании образуются сложные связи между различными образами, из которых и формируется общая картина мира. И принятое в каждой конкретной ситуации решение представляет собой результат обработки всей когда-либо полученной нами информации.

Как развить мышление?

Для того, чтобы развить своё мышление, необходимо систематически прорабатывать каждую из перечисленных выше составляющих, совершенствуясь в таких направлениях как:

  • критическое мышление (умение анализировать ситуацию, разбивая её на отдельные факты, сравнивая и сопоставляя их, определяя их правдоподобность и достоверность);
  • способность к синтезу (умение объединять большое количество фактов в одну комплексную сущность, объект или процесс);
  • умение сравнивать события и факты, находя значимые различия и сходства;
  • способность к классификации (важный навык, необходимый для запоминания новой информации);
  • абстрагирование (выделение ключевых характеристик и отбрасывание несущественных);
  • умение обобщать (собирать разрозненные предметы в группы, объединяя их по общим признакам);
  • умение конкретизировать (концентрировать внимание на конкретном образе).

Развиваясь во всех перечисленных направлениях, можно значительно повысить качество тактического и стратегического мышления, что позволит в будущем лучше планировать свои действия на пути к цели. Для этого существует большое количество разнообразных упражнений. Мы рассмотрим 10 из них, для которых не требуется особых навыков и специальных инструментов – достаточно вашего желания и целеустремленности.

Упражнения для развития мышления

1. Чтение

Это простой и в то же время эффективный способ развития мышления. Во время чтения мы сосредоточенно анализируем поток поступающей информации. Полезно читать и образовательную литературу, и художественную. В первом случае можно расширить кругозор, а во втором – получить ценный опыт, обдумывая и анализируя поступки главных героев литературного произведения. Чтение даёт новые знания, повышает уровень интеллекта, развивает память и помогает в саморазвитии.

2. Новые маршруты и разнообразие в привычках

Рекомендация менять привычные маршруты – это один из самых популярных советов о том, как развить мышление. Действительно, ориентация в пространстве и поиск пути – это очень сложная задача, которая требует от нашего мозга значительных усилий. А там, где есть усилия, есть и развитие. Почаще находите поводы разнообразить свои маршруты. Попробуйте добраться на работу другим путём. Выгуливая собаку, пройдитесь там, где никогда не ходили. Собираясь в кино, выберите кинотеатр на другом конце города.

Помимо маршрутов, разнообразие стоит привнести и в бытовые привычки. Всё, что вы делаете ежедневно, можно делать несколько иначе. Попробуйте чистить зубы и есть другой рукой или собираться на работу в другой последовательности, приготовьте необычное блюдо, сделайте перестановку. Существует масса вариантов «взбудоражить» свои мысли, резко поменяв нечто привычное. Обратите внимание, что перечисленные действия могут вызывать у вас дискомфорт и сильное желание вернуться к прежнему ритму. Но это и есть главный показатель того, что упражнение эффективно и создаёт хорошую нагрузку на мозг.

3. Развитие памяти

Память – важнейшая составляющая наших интеллектуальных способностей. Большинство людей, не стесняясь, жалуется на память в стиле «Так-то я умный, но память часто подводит». Однако именно качество памяти определяет, насколько быстро человек принимает решения, хорошо ли умеет считать в уме, насколько легко запоминает новый материал и может ли построить планы на ближайшее будущее.

Поэтому тренировка памяти – необходимый элемент развития мышления. Существует достаточно много доступных и эффективных способов улучшить память. Попробуйте, например, ежедневно уделять 15 минут изучению стихов. Если вы составляете список покупок, попробуйте купить всё необходимое, ни разу не заглянув в этот список (разумеется, потом можно подстраховаться и пересмотреть его).

4. Ежедневное обучение

Любой человек, заинтересованный в саморазвитии, должен ежедневно учить что-то новое – это лучший способ провести время с пользой. Проходите курсы и тренинги, покупайте интересные книги, читайте статьи о новых исследованиях в интересующей вас области. Ежедневно у вас должно быть ощущение, что вы узнали что-то новое. Это стимулирует мозг к созданию новых нейронных связей (не только сам процесс обучения, но и удовлетворение, которые вы испытываете, осознавая, что сегодня стали лучше).

5. Отказ от телевизора

Современные телекомпании массово производят контент, который максимально расслабляет мозг. Разумеется, делают они это не по злому умыслу, а в расчёте на большую прибыль. Но для потребителей этот контент крайне вреден – он расслабляет мозг, заставляя человека отказываться от развития в пользу праздного просиживания штанов перед ненавязчиво мерцающим экраном. Зависимость от сериалов и ТВ-шоу (как и любая другая зависимость) крайне вредна для мыслительных способностей.

6. Рисование

Любая сложная и непривычная задача полезна для развития мышления. И если вы не умеете рисовать, то самое время научиться, получив полезный навык, а попутно повысив уровень своего интеллекта. Рисование – это отличное упражнение для развития творческого мышления, особенно если рисовать не материальные предметы, а абстракции, приходящие на ум. А научившись рисовать, вы сможете использовать данную способность для создания визуальных заметок, интеллект-карт, блок-схем и прочих полезных графических инструментов, которые так любят люди, увлеченные саморазвитием.

7. Расширение круга общения

Возможно, данный совет не особо понравится интровертам. Но общение и поддержание социальных связей – одна из ключевых функций нашего мышления. И заставляя свой мозг заниматься данной деятельностью, вы заставляете его работать значительно активнее. Поэтому чаще знакомьтесь с новыми людьми. Возможно, некоторые из них в будущем станут вам хорошими друзьями.

8. Шахматы

В последнее время люди больше играют в компьютерные игры, позабыв про такую классику как шахматы. Но это отличное упражнение для развития мышления, которым не следует пренебрегать.

9. Игра на музыкальных инструментах

Это ещё один распространённый (и достаточно дельный) совет о том,как развить мышление. Говорят, что человек, научившийся играть на музыкальном инструменте, сможет добиться успеха в чем угодно. В этом утверждении есть логика, ведь исполнение музыки требует от мозга сложной комплексной работы: следить за ритмом, контролировать точность мелодии, координировать движения обеих рук. А ещё умение играть на музыкальном инструменте – это полезный навык для того, чтобы повысить свою популярность в любой компании.

10. Выход из зоны комфорта

Многие люди считают, что рекомендация выходить из зоны комфорта звучит слишком цинично, поскольку у каждого человека свои жизненные обстоятельства. Однако пребывание в зоне комфорта несовместимо с развитием. Чтобы становиться лучше, человек должен ежедневно совершать действия, которые даются ему с трудом. Всем людям нравится отдыхать, расслабляться, занимаясь только тем, что приятно. Но если вы присмотритесь к поведению успешных людей, то заметите, что они постоянно выходят из зоны комфорта, хотя им тоже частенько хочется отдохнуть.

Тренинг

Наиболее эффективным способом развить мышление за короткий срок, является прохождение тренинга. Представляю Вашему вниманию курс «Развитие мышления» от Викиум.

Вы научитесь:

  • молниеносно принимать правильные решения;
  • четко аргументировать в спорах и убеждать;
  • грамотно и логично строить свою речь;
  • с легкостью считать сложные примеры в уме.

Курс включает в себя:

  1. программу развития мышления;
  2. теоретические видеолекции;
  3. практические упражнения и задания
  4. тренажеры на развитие логики

Этот курс поможет:

  • улучшить и ускорить мышление;
  • развить аналитические способности;
  • критически мыслить в любой ситуации;
  • принимать нешаблонные решения.

Заключение

Упражнения для развития мышления занимают не так много времени и требуют совсем мало усилий, в то же время результат от них получается весьма существенным. Не пренебрегайте данной возможностью, и уже через несколько недель почувствуете заметное улучшение стратегических и тактических способностей, сможете решать более сложные задачи и быстрее принимать важные решения.

Как развить мышление: 10 советов от психологов и 3 практических упражнения

Как говорил Рене Декарт: “Мыслю, следовательно, существую”.

Сегодня мы займемся прокачкой ваших умственных способностей. Приведите свой мозг в состояние боевой готовности и приготовьтесь впитывать полезную информацию. Я расскажу вам, как развить мышление без унылой зубрежки, скучных формул и зубодробительных математических примеров. Погнали!

Что такое мышление

Мышление – процесс обработки информации с целью выявления закономерностей и связей между предметами, явлениями, категориями и т. д. Простыми словами, мышление – это получение новой информации на основе уже имеющейся у нас в голове. Мышление считается высшей ступенью человеческого познания.

Читайте также  Социальные факторы, обуславливающие развитие наркомании

Психологи выделяют несколько основных видов мышления.

  1. Наглядно-образное. Связано с визуальными стимулами. Его мы используем, например, когда пытаемся представить, как будет выглядеть наша комната после ремонта.
  2. Наглядно-действенное. Связано с манипулированием конкретными предметами. Попробуйте собрать машинку из Лего – и оно придет вам на помощь.
  3. Абстрактно-логическое. Его еще называют теоретическим. Мозг взаимодействует с категориями, не имеющими материального воплощения: числами, формулами, знаками.
  4. Творческое. В какой-то степени включает в себя все предыдущие. Его цель – создать что-то новое.

Как развить мышление: общие советы

Перейдем к практическим рекомендациям по развитию мышления.

Выполняйте привычные действия левой рукой

Вы, наверное, знаете, что правая рука связана с левым полушарием, а левая – с правым. Большинство людей – правши, а значит их правое полушарие в какой-то степени отстает в развитии от левого. А ведь именно оно отвечает за творческое и образное мышление.

Начните простые привычные действия выполнять левой рукой – чистить зубы, есть ложкой, открывать дверь ключом, краситься, расчесываться. Такая простая с виду привычка способна стимулировать мозг к развитию.

Левши! Этот совет вас тоже касается. Только работать вам нужно правой рукой.

Больше читайте

Процесс чтения очень благотворно влияет на наш интеллект. В процесс вовлекается сразу несколько отделов мозга, которые синхронизируются и начинают работать в унисон. Между ними образуются стойкие нейронные связи, которые впоследствии будут использованы и в других целях.

Еще один полезный аспект чтения заключается в наполнении мозга информацией. Мы узнаем новые факты, усваиваем новые идеи и концепции. Это та “пища”, которая впоследствии будет использована в процессе мышления.

Я советую вам читать как научную, так и художественную литературу. Обратите внимание на классические произведения русских и зарубежных писателей, труды великих философов, фундаментальные научные труды по разным дисциплинам, биографии выдающихся людей.

Ищите несколько альтернативных решений

Известный британский психолог и писатель Эдвард де Боно в своей книге “Латеральное мышление” советует никогда не ограничиваться одним вариантом решения проблемы. Даже если он вас устраивает и кажется идеальным.

Автор рекомендует установить минимальную квоту для количества готовых решений. Например, 5 или 10. Сам процесс поиска мобилизует мозговую активность и повышает гибкость мышления. Даже если большая часть решений вам не пригодится, эта полезная привычка вам очень пригодится в будущем. Вы научитесь мыслить нешаблонно, креативно и более эффективно.

Ведите записи

Заведите привычку фиксировать свои мысли на бумаге. Берите пример с Льва Толстого, Александра Пушкина, Федора Достоевского и других великих литературных умов. Все они знали о благотворном влиянии данной привычки и активно ей пользовались.

Она помогает упорядочить мысли и придать им стройный вид. Вы, наверное, замечали, что ваш мыслительный поток большую часть времени хаотичен и разрознен. Мысли роятся в голове словно пчелы. Начав вести записи, вы будете приучать свое мышление к дисциплине.

Общайтесь с интеллектуалами

Социальная природа человека проявляется на всех уровнях его жизни. Ученые выяснили, что людям свойственно неосознанно копировать поведение своего окружения. Если вы курите, то наверняка замечали, что в компании курящих людей гораздо сложнее воздержаться от сигареты, чем в компании некурящих.

Поэтому когда в поле вашего зрения будут люди интеллектуально развитые, эрудированные, увлеченные, заинтересованные в умственном развитии, вы будете инстинктивно подражать им.

Учитесь ориентироваться в пространстве

Умение ориентироваться на местности – сложный навык, требующий от мозга напряженной и сосредоточенной работы. В следующий раз, когда окажетесь в незнакомой части города, попробуйте самостоятельно отыскать нужную точку, не прибегая к помощи карты и прохожих. Возможно, что с первого раза у вас не получится, но это и не важно. Важны именно те процессы, которые происходят в мозге в процессе поиска.

Также полезно искать альтернативы привычным маршрутам. Попробуйте в следующий раз добраться до работы каким-нибудь необычным для вас путем. Выйдите пораньше, чтобы не нервничать из-за возможного опоздания.

Новизна – одно из важнейших условий, необходимых для развития мозга. Помните об этом!

Непрерывно обучайтесь

Если вы думаете, что после окончания университета можно расслабиться и всю оставшуюся жизнь пользоваться плодами полученного образования, то вы глубоко заблуждаетесь. Чтобы мозг не начал деградировать, процесс обучения должен быть непрерывным.

Не обязательно снова поступать в институт, корпеть над учебниками, трястись перед экзаменами. Сейчас многим навыкам и даже профессиям можно обучиться, не выходя из дома. Методисты онлайн-школ каждый день работают над тем, чтобы сделать процесс обучения максимально комфортным и эффективным.

Подумайте, какие навыки вам неплохо было бы развить прямо сейчас, и подберите подходящие онлайн-курсы.

Подвергайте мозг умеренному стрессу

Для нашего биокомпьютера нет ничего вреднее, чем постоянное пребывание в зоне комфорта. Помните, для чего он вообще нам нужен? Чтобы максимально эффективно приспосабливаться к окружающей среде. Преодолевать препятствия, искать оптимальные пути решения жизненных задач. А когда никаких задач и препятствий нет, мозг считает свою функцию успешно выполненной и постепенно начинает саморазрушаться.

Поэтому посильный стресс нам просто необходим. Начните хотя бы иногда делать то, что вас пугает, но при этом никакой реальной угрозы не несет. Выступите с докладом на конференции, познакомьтесь с кем-нибудь на улице, возьмитесь за сложный проект на работе. Это заставит ваше мышление работать усиленно и энергично.

Не тратьте время на соцсети и телевизор

Это самые злейшие враги нашего мышления. Информация, которая льется оттуда по большей части низкосортная, отупляющая, но при этом эмоционально-заряженная и цепляющая. Она не просто отнимает наше драгоценное время, но и перетягивает внимание на себя. Вы то и дело возвращаетесь к ней. отвлекаясь от действительно важных дел.

Нашему мышлению нужна качественная и полезная пища. Время, которое вы собирались потратить на просмотр телевизора и зависание в соцсетях, посвятите чтению книг, разгадыванию кроссвордов или решению логических задач.

Играйте в интеллектуальные игры

Классический вариант – шахматы. Отлично тренирует логическое, стратегическое, абстрактное мышление. Можно играть как онлайн, так и с глазу на глаз с соперником.

А можно совместить приятное с полезным и начать ходить на командные интеллектуальные викторины. В каждом городе миллионнике сегодня проводятся квизы – игры, где нужно отвечать на самые разные вопросы. Записавшись в команду, вы убьете одним выстрелом сразу трех зайцев. Логику потренируете, обогатитесь новыми знаниями и обзаведетесь умными и увлеченными друзьями.

Упражнения

Думали, на этом все полезные лайфхаки закончились? Как бы не так! Я просто не могу отпустить вас без порции увлекательных и интересных упражнений для развития мышления.

Шерлок Холмс

В общественном транспорте или в очереди на почте выберите себе одну “жертву” и пристально наблюдайте за ней. Попробуйте по внешнему виду, манерам, выражению лица и другим деталям составить детальный психологический портрет человека.

Подумайте, чем он вероятнее всего занимается, как проводит свободное время, есть ли у него семья. Старайтесь, чтобы все ваши выводы имели под собой какое-то, пусть даже не самое очевидное, основание. Например, вы заметили на руке у человека царапину и сделали вывод о том, что он живет с кошкой.

Конечно, у вас не будет шанса проверить свои догадки, но это и не важно. Важен сам мыслительный процесс, который протекает у вас в голове. Мозг учится делать логические выводы, выдвигать предположения и умозаключения, оценивать их вероятность.

Инструкции

Вам нужно взять какой-нибудь простой предмет из вашего обихода и постараться составить для него максимально подробную и понятную инструкцию. Давайте рассмотрим на примере дверного ключа.

  1. Ключ – это приспособление для открывания замка. Представляет собой небольшой предмет неправильной формы, сделанный из металла.
  2. Возьмите ключ в руку указательным и большим пальцем за самую широкую его часть.
  3. Аккуратно вставьте ключ в замок до упора и проверните несколько раз, пока дверь не откроется.
  4. Чтобы закрыть дверь, сделайте все то же самое, только поверните ключ в другую сторону.
  5. Вытащите ключ из замка и положите на место.

Что общего?

Простое и универсальное упражнение. Подойдет и взрослым, и детям. Представьте два несвязанных между собой предмета или явления. Например, ногу и экскаватор. Ваша задача – найти между ними как можно больше общего.

В нашем случае это может быть следующее.

  1. И нога, и экскаватор передвигаются по земле.
  2. И ногой, и экскаватором можно раздавить муравья.
  3. На экскаваторе, как и на ноге, можно рисовать красками.
  4. И экскаватор, и нога содержат в себе букву “а”.

И так далее. Ничего страшного, если ваши сходства будут казаться вам бредовыми. Усмирите своего внутреннего критика. С помощью этого упражнения, кстати, также можно развивать креативность.

Когда потренируетесь на предметах, можете усложнить себе задачу и начать искать сходства между материальными объектами и абстрактными категориями. Например, что общего между справедливостью и расческой. Или между тоской и бегемотом.

Заключение

Человеческое мышление – бесценный подарок эволюции, которым большинство людей, к сожалению, пользуются лишь частично. А ведь мышление открывает просто безграничные возможности по развитию самого себе и преобразованию окружающего мира. Не ленитесь раскрывать его потенциал по максимуму.

Я поделилась с вами эффективными инструментами для развития мышления, а вы поделитесь результатами их применения в комментариях. Давайте поддерживать друг друга – так процесс пойдет гораздо быстрее.

Средства развития мышления

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 18:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей курсовой работы: выявить основные закономерности развития и диагностики мышления.
При этом перед нами поставлены следующие задачи:
1. обобщить материал о видах мышления;
2. рассмотреть мышление как один из познавательных процессов;
3. определить особенности развития и диагностики мышления;
4. изучить методы исследования мышления;
5. обобщить способы развития мышления;

Оглавление

Введение 3
1. Мышление
1.1. Понятие о мышлении 5
1.2. Основные операции как стороны мыслительной деятельности 5
1.3. Логические операции мышления 7
1.4. Основные фазы мыслительного процесса 8
1.5. Виды мышления 9
2. Способы развития мышления
2.1. Концепции развития мышления 14
2.2. Связь мышления с памятью, ощущениями, восприятием 16
2.3. Взаимосвязь мышления и речи 17
2.4. Мотивация мышления 18
2.5. Мышление при решении задач 24
2.6. Индивидуальные особенности мышления 24
2.7. Формирование мышления 27
Заключение 28
Литература 29

Файлы: 1 файл

курсовая средства развития мышления.doc

Есть индивидуально своеобразные типы мышления. Одну из классификаций мыслительной деятельности людей предложил К. Юнг. Он выделил следующие типы людей по характеру мышления:

  1. Интуитивный тип. Характеризуется преобладанием эмоций над логикой и доминированием правого полушария головного мозга над левым.
  2. Мыслительный тип. Ему свойственны рациональность и преобладание левого полушария над правым, примат логики над интуицией и чувством.

Творческое (продуктивное) мышление направлено на создание новых людей, на открытие нового или усовершенствование решения той или иной задачи. Все творческие задачи имеют одну особенность: необходимость использования нетрадиционного способа мышления, необычного видения проблемы, выхода мысли за пределы привычного способа рассуждений.

Читайте также  Утренняя гимнастика - зарядка

При решении творческих задач необходимо направлять мысль необычным путем. Применять творческий способ решения (особый вклад в изучение творческого мышления внесли ученые: Дж. Гилфорд, Г. Линдсей, К. Халл и Р. Томпсон.).

Есть два конкурирующих между собой способа мышления: критический и творческий. Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей. Чтобы сгладить эту конкуренцию, необходимо у ребенка с самого детства развивать как критическое, так и творческое мышление.

С понятием творчества неразрывно связано понятие интеллекта. Под ним понимается совокупность самых общих умственных способностей, обеспечивающих человеку успех в решении разнородных задач.

    1. Формирование мышления

Ребёнок рождается, не обладая мышлением. Чтобы мыслить, необходимо обладать некоторым чувственным и практическим опытом, закреплённым памятью. К концу первого года жизни у ребёнка можно наблюдать проявления элементарного мышления.

Основным условием развития мышления детей является целенаправленное воспитание и обучение их. В процессе воспитания ребёнок овладевает предметными действиями и речью, научается самостоятельно решать сначала простые, затем и сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые взрослыми, и действовать в соответствии с ними.

Развитие мышления выражается в постепенном расширении содержания мысли, в последовательном возникновении форм и способов мыслительной деятельности и изменении их по мере общего формирования личности. Одновременно у ребёнка усиливаются и побуждения к мыслительной деятельности — познавательные интересы.

Мышление развивается на протяжении всей жизни человека в процессе его деятельности. На каждом возрастном этапе мышление имеет свои особенности.

Заключение

По данной работе можно проследить развитие представлений о мышлении, становление теорий мышления, рассмотреть их противоречия. Многие философы, ученые, психологи внесли свой вклад в изучение данной проблемы, раскрытие особенностей и закономерностей процесса развития мышления. Каждое поколение ученых открывало новые особенности, неизвестные ранее критерии развития мышления. Однако теоретическое изучение мышления ушло далеко вперед по сравнению с практическим, экспериментальным. Осталось еще много не до конца исследованных процессов мышления, нуждающихся в разработке. Это позволит изобретать новые методы, разрабатывать новые методики по предотвращению нарушений развития мышления и восстановлению уже нарушенных функций мыслительного процесса.

При достижении поставленной цели мы использовали следующие теоретические задачи:

  1. Обобщить материал о видах мышления.
  2. Рассмотреть мышление как один из основных познавательных процессов.

В основе интеллектуальной деятельности лежат конкретные мыслительные операции анализа и синтеза, классификации обобщения, аналогий, сравнения, подведение под понятие, установления причинно-следственных связей и т.п. Хотя мышление и не исчерпывается логикой, тем не менее, оно оперирует логическими категориями, связями и отношениями. Для выполнения логических действий необходимо отличать существенные от несущественных свойств предметов и явлений, выявлять признаки необходимые и достаточные, выбирать основания для сравнения или классификации, владеть логико-функциональными отношениями разного типа.

Как научить ребёнка думать: развитие логического мышления в начальных классах

Развивать логическое мышление ребёнка так же важно, как давать ему новые знания. Возможно, даже важнее. Ведь если знания — это инструменты, то логика — умение ими пользоваться.

Зачем развивать логику

Развитая логика помогает выделять суть в потоке информации, принимать взвешенные решения и чётко формулировать свои мысли — эти способности пригодятся не только в школе. Во времена высоких технологий умение мыслить логически становится не просто конкурентным преимуществом, а жизненно необходимым навыком. Вот лишь несколько причин, по которым стоит развивать логику:

  • Чтобы постоянно развиваться. Технологии прогрессируют с огромной скоростью и требует того же от человека. Не оказаться за бортом цивилизации сможет только живой и пластичный ум.
  • Чтобы правильно формулировать вопросы. Это важнейшее умение и для учёбы, и для жизни вообще. Чтобы получать быстрые и точные ответы, вопросы нужно уметь грамотно задавать.
  • Чтобы отличать правду ото лжи. Информационное пространство переполнено противоречивыми сведениями. Развитая логика поможет сопоставить факты, сравнить источники и не стать жертвой обмана.
  • Чтобы находить нестандартные решения. И дело даже не в том, что это ключевой навык для работы в самой высокооплачиваемой сфере — IT. Ни в одной профессии, подразумевающей интеллектуальный труд, не обойтись без изобретательности.

Преподаватель информатики Анастасия Александрова подчёркивает важность развития логики для учёбы.

«Для успешного изучения информатики нужна логика. Если у вас трудности со школьным курсом, потренируйте сначала своё логическое мышление на простейших задачах».

Способы развития логического мышления

Логическое мышление — это не врождённый талант, его необходимо развивать. Существует много способов, позволяющих делать это с удовольствием. Перечислим лишь некоторые из них:

  • Логические задачи. Многие задачки на логику придуманы тысячи лет назад, но актуальны до сих пор. Зачастую они сформулированы очень забавно, так что искать остроумные ответы на них весело и увлекательно. Множество таких задач легко найти в интернете.
  • Интеллектуальные игры. Игра для детей — способ познания мира. Играя с ребёнком в домино, шашки, шахматы, точки, эрудит и даже просто в слова, вы не только весело проводите время, но и развиваете мышление ребёнка.
  • Головоломки. Специализированные магазины предлагают ассортимент «игр для ума» на любой вкус и возраст — всевозможные лабиринты, пазлы, кубики Рубика и целые научно-исследовательские наборы. Во многих городах работают кружки любителей головоломок, где дети учатся их разгадывать и соревнуются в искусстве решения.
  • Развивающие сервисы. В Сети существуют специальные платформы, на которых собраны различные задачи на развитие логики у детей. Процесс их решения напоминает игру с разными уровнями сложности.
  • Компьютерные игры. Вопреки распространённому убеждению, далеко не все они пустая трата времени. В интернете найдётся огромное количество игр на развитие логики — от простейших «Тетриса» и «Лайнс» до «Майнкрафта» с его неисчислимыми возможностями.

Развитие логического мышления в 1 классе

Мышление младшего школьника переживает переломный этап. Ещё недавно оно основывалось только на собственном опыте и ощущениях от окружающего мира. Но осваивая азы школьной программы, ребёнок учится не просто читать и писать, а соотносить символы со значениями и оперировать абстрактными единицами. Чтобы помочь ему освоится в мире букв и чисел, важно уделить внимание развитию логического мышления уже с 1 класса.

Прежде всего важно научить ребёнка наблюдательности: какими свойствами обладают те или иные предметы? Что в них общего? В чём различия? В процессе размышления над этим он получит представление о закономерностях, научится анализировать, сравнивать и обобщать.

Из классических настольных игр подойдёт домино. Эта игра учит быстро считать и принимать решения, предугадывая последствия. А также позволяет наглядно увидеть принцип логической цепочки.

Задачи на логическое мышление для 1 класса

Ответ: лиса, она обращена налево.

Ответ: чтобы узнать, какая цифра скрыта за грибком, решим пример «10-3». Ответ — 7. Решив пример «7+1», получим число, спрятанное за звёздочкой; это 8.

Развитие логического мышления во 2 классе

С 8-9 лет у ребёнка формируется критическое мышление: он больше не принимает на веру всё, что ему говорят. В этот период очень важно научиться отличать правду от неправды и сопоставлять данные из разных источников. В этом ребёнку помогут логические задачи на истинность и ложность суждений.

Игры в ассоциации, в слова и забавные «данетки» также очень хорошо развивают логику и воображение. А главная их прелесть в том, что играть можно где угодно, например, в транспорте или в очереди к врачу.

Кроме того, стоит познакомить ребёнка с задачками «с подвохом». Может показаться, что они носят исключительно шутливый характер, но это не так. С их помощью ребёнок научится понимать, что не все проблемы решаются стандартными методами.

Задачи на логическое мышление для 2 класса

Ответ: велосипед, он не жёлтый и без мотора.

Ответ: шесть, у пяти братьев одна общая сестра.

Развитие логического мышления в 3 классе

Знания ребёнка об окружающем мире становятся всё более глубокими и разносторонними. Он уже умеет соотносить разные пласты информации и строить гипотезы на основе имеющихся данных. Задания на поиск закономерностей по-прежнему актуальны, но теперь они должны быть гораздо сложнее.

Можно покупать более сложные головоломки, осваивать новые настольные игры. В этом возрасте многие дети увлекаются конструкторами. «Лего» и его аналоги помогают развивать логику, мелкую моторику и пространственное мышление, а главное, дают ребёнку огромное пространство для самовыражения.

Также в этом возрасте будут очень полезны математические и текстовые ребусы и занимательные игры со спичками.

Задачи на логическое мышление для 3 класса

Развитие логического мышления в 4 классе

В 10-11 лет подростку хочется уже не просто играть, а сделать что-то по-настоящему. Это лучшее время для всевозможных экспериментов: опыты с переливанием жидкостей, электроконструкторы, развлечения с магнитами и кинетической энергией, химические реакции — всё это тоже отлично развивает логическое мышление. И конечно, пробуждает интерес к естественным наукам, которые скоро начнутся в школе. Не менее важно уделить внимание задачам на пространственное мышление, чтобы подготовиться к урокам черчения и геометрии.

А ещё в этом возрасте самое время познакомить подростка с основами программирования. Можно начать с изучения графического языка Scratch. Создавая с его помощью мультфильмы и простые игры, дети знакомятся с принципами работы системных алгоритмов.

Задачи на логическое мышление для 4 класса

Ответ: 30-9 = 21 — столько дополнительных выстрелов Вася заработал за попадания.

За каждое попадание давалось 3 выстрела: 21÷3 = 7 раз Вася попал по монстру.

Резюме

Возможно, вас удивит, что ребёнок легко справляется с логическими задачами, которые казались вам трудными, и предлагает решения, о которых вы не подозревали. Дело в том, что детское мышление ещё не подвержено шаблонам и стереотипам. Важно помочь ребёнку сохранить эту пластичность ума. Чем раньше он начнёт развивать логику, тем легче ему будет учиться в дальнейшем.

В начальной школе «Фоксфорда» мы уделяем внимание логике с первого класса. Программа 1-4 классов включает курс алгоритмики, на котором дети учатся решать логические задачи, ребусы и головоломки, а в более старшем возрасте осваивают азы информатики и программирования. Такие занятия отлично развивают логическое мышление и позволяют овладеть навыками одной из самых востребованных профессий.

Пара советов напоследок:

  1. Не ограничивайтесь только точными науками. Играйте с ребёнком в творческие игры: предложите нарисовать предмет по описанию его свойств, или составить рассказ, используя заданные словосочетания. Такие занятия не только тренируют логическое мышление, но и развивают фантазию и помогают ребёнку раскрыть творческий потенциал.
  2. Не стоит заниматься развитием логики ребёнка слишком серьёзно. Лучше превратите занятия в игру. В будущем вашему сыну или дочери придётся решить немало по-настоящему серьёзных задач и находить выходы из непростых ситуаций. А пока пусть учится справляться с трудностями в игре.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: