Стандартизация и экология - ABCD42.RU

Стандартизация и экология

Экологическая стандартизация

Правила экологии, норм, должны применяться в разных производственных сферах и обращении продукции. С данной целью вводят стандартизацию экологии. Подобная деятельность направляется на то, чтобы повысить качество продукции исходя из критерия безопасности экологии.

Основные цели экологической стандартизации

Говоря о стандартизации в экологической сфере, то в России проводят исходя из норм законов РФ, где говорится про регулирование техники. Для подобной деятельности приводят следующие характерные цели:

  • Повышается уровень безопасности в промышленности;
  • Повышается жизненный уровень людей;
  • Повышается и гарантируется безопасность и здоровье жителей;
  • Экологическая безопасность;
  • Повышается безопасность животной и растительной жизни;
  • Рационально используется природа;
  • Становится выше уровень конкуренции в рабочем плане, а также продукции, услуг;
  • Обеспечивается научное и техническое развитие.

Кроме того, стандартизацией экологии могут преследоваться другие цели.

Стандартизация экологии может существовать, согласовываясь некоторыми принципами, что заключаются с учетом законных интересов определенных лиц. Ни в коем случае, нельзя допускать ущемление прав лиц, что не участвуют в некоторых действиях предприятий и выпускаемых ими продукции. Все это должно происходить исключительно на добровольной основе. Ни в коем случае не должны мешать регламентам техники, что сейчас действуют. А также функционирующему принципу единых стандартов.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Экологическая система стандартов

Есть два типа стандартов, составляющие систему стандартов. В это число можно отнести национальные стандарты, социальную и технико-экономическую информацию. Все это является действительным на территории РФ. Действуя в области безопасности экологии, всей окружающей среды, характеризуется показатель как определенный стандарт.

Кроме этого, вводятся прочие понятие, способные характеризовать сферу экологии и ее стандартизации. Отличают понятия экологических нормативов и экологических лимитов, и все это исходит от главного «экологического стандарта».

Нормами экологии являет то качество, которое они представляют. Тут все зависит от того, насколько правильно и разумно человек распоряжается ресурсами, дарованных природой.

Лицензирование в области экологии

Проводится отвечая российскому закону о лицензиях отдельного вида деятельности. В получении лицензии участвуют специальные надзорные органы, следящие за тем, чтобы выполнялись нужные требования по экологии. Подобные требования называются лицензионными. Следует заметить, что на уровне законодательства конкретного понятия об экологических лицензиях как такового нет. Все это относится скорее к методике административно-правового регулирования экологических отношений в обществе.

Процесс получает поддержку в экономической управленческой структуре, ведь основная его часть являет отношения в сфере уплаты платежей за то, что используются природные объекты, а также загрязняется окружающая среда.

К задачам, что выполняют лицензирование в сфере экологии можно отнести:

  • Природные пользователи, которых нужно учитывать и контролировать;
  • Контроль, проводимый при использовании ресурсов, а также насколько загрязняется воздух;
  • Разрешение на то, как именно будут использоваться ресурсы, права на то, чтобы загрязнять пространство;
  • Подобного вида лицензии можно поделить основные виды:
  • Лицензия комплексная;
  • Лицензия, что называется специальной.

Вид комплексной лицензии достается большим предприятиям, способных совершать использование природы на конкретных территориях. Такая лицензия дает разрешение пользоваться природным потенциалом, отвечая требованиям указанных в документе. В эту же деятельность можно включить право использовать и размещать производственные отходы в окружающей среде.

Касательно специальной лицензии, то здесь предполагается осуществлять использование природы, а также другой частной деятельности по разным видам ресурсов природы.

Гражданским законодательством были установлены рамки по экологическому лицензированию. Те организации и предприятия, у которых есть собственность могут выполнять некоторую деятельность, только в том случае, если имеют на руках выданную лицензию. На сегодняшний день в России нет определенной системы лицензирования, поскольку есть пробелы в законах. Из законов о лицензиях исключаются виды деятельности, имеющие значение в экологической сфере. Говоря о прежней отсылке законов о лицензиях, то она уже не действует, ведь закон также утратил силу.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Наличие субъектов и объектов экологического лицензирования

Основные функциональные полномочия в плане лицензирования находятся в распоряжении Ростехнадзора и Росприроднадзора.

Первый занимается тем, что выдает разрешения на оборот биологических объектов. Сюда же включаются коллекции животных, занесенных в известную Красную Книгу. Российским ведомством выдаются лицензии на долгое использование объектов мира животных, использование недр, промышленная ловля рыбы, добывание водных ресурсов. Также размещение предприятий возле водных объектов.

Полномочия второго заключает то, что осуществляется лицензированная деятельность в плане обращения с отходами радиоактивного типа, веществами, содержащими некоторые количества ядерных материалов. Ростехнадзором выдается лицензия на то, чтобы проводить экспертизы проектов, прочих материалов. Осуществляют их для того, чтобы определить уровень безопасности радиации на конкретной местности. Помимо вышеназванного, субъектами экологического лицензирования можно назвать другие организации, отвечающие за рыболовство, леса и прочее.

Определенные виды хозяйства на сегодняшний день не может регулироваться лицензированными органами. Тот, кто выдает лицензию, может контролировать соблюдение требований по лицензии, а также лимитов, нормативов по которым используются природные ресурсы.

Те организации, что получили лицензию, обязаны нести не только гражданскую и административную, но и уголовную ответственность. Все это также не освобождает от обязанности возместить причиненный вред.

Глава 8. СТАНДАРТИЗАЦИЯ И ЭКОЛОГИЯ

Стандартизация в области экологии начинает играть заметную роль не только в деятельности национальных и международных организаций по стандартизации. Все чаще стандарты рассматриваются как необходимое средство регулирования отношений в сфере охраны природы и использования ресурсов. Стандарты — это средство управления качеством окружающей среды.

Мировое сообщество проводит громадную работу по защите окружающей среды. Например, только в ЕС принято более 90 директив в области экологии. Они касаются генеральной политики ЕС по охране окружающей среды, качества воды, качества воздуха, промышленных рисков и биотехнологии, отходов, шумов.

Директивы по генеральной политике ЕС направлены на методы оценки стоимости контроля за загрязнением в промышленности; оценку степени влияния некоторых государственных и частных проектов на окружающую среду; создание Европейского агентства по охране окружающей среды, сети контроля и обеспечения информацией и др. Директивы в отношении воды охватывают проблемы защиты рек, морей и других водоемов; вопросы качества питьевой воды; сброса в водоемы отходов некоторых опасных веществ; качества пресной воды, нуждающейся в охране в целях поддержания жизни рыб и разведения ракообразных, и др. Директивы по защите воздуха и промышленным рискам устанавливают ограничения применения некоторых опасных веществ и препаратов; перечень веществ, подпадающих под директиву «О классификации, упаковке и маркировке опасных веществ»; обязательные требования к экспорту и импорту опасных химикатов; нормы по содержанию в воздухе некоторых конкретных веществ (асбеста, двуокиси азота, свинца, двуокиси серы и др.). Директивы, относящиеся к проблемам отходов, определяют требования по очистке сточных вод в городских условиях; по защите воздушной среды от загрязнений, выделяемых установками для сжигания мусора; по надзору и контролю за перевозкой опасных отходов; по удалению отработанного масла и другие нормы по конкретным объектам. В то же время создана и общая Стратегия ЕС по ликвидации отходов. Директивы по ограничению шумов нормируют уровень шума, создаваемого различным оборудованием, промышленными установками, бытовыми приборами, а также самолетами, автомобилями, мотоциклами.

Читайте также  Сознание, его происхождение и сущность возможные интерпретации

В ЕС введена экомаркировка специальным знаком (см. рис. 23.10) в целях достоверного информирования потребителей об экологичности приобретаемого продукта и стимулирования изготовителей к соблюдению норм и требований по охране окружающей среды. Экознак не распространяется на пищевые продукты, напитки и лекарственные препараты. Им маркируют товары, которые содержат вещества и препараты, отнесенные директивами к опасным, но в допустимых пределах. Цвет знака может быть зеленым, голубым, черным на белом фоне, белым на черном фоне.

Для получения права использовать экознак изготовитель должен представить продукт для оценки его экологичности, чем обычно занимаются органы по сертификации, с которыми соискатель может заключить контракт по каждому виду продукции отдельно. Экознак активно используется в рекламе и способствует продвижению товара на рынок, положительно влияя на конкурентные позиции продавца (изготовителя).

Приведенная далеко не полная информация только по одному региону Земли иллюстрирует масштаб уже давно назревшей проблемы, в решении которой не последняя роль отводится стандартизации.

Один из важных аспектов экологической стандартизации — утилизация отходов производства и потребления.

Специалисты подсчитали, что человечество за всю историю своего существования сумело довести использование по назначению исходного сырья в лучшем случае до 5%. Около 20% уходит на промышленные выбросы (сбросы) и более 70% — другие отходы.

В России более миллиона гектаров земли занято под 70 млрд. τ отходов, которые накопились к настоящему времени. Если учесть ежегодное увеличение токсичных отходов примерно на 50 млн. т, а также ожидаемый привоз на территорию РФ отходов из ЕС в счет погашения кредитов, то картина получается достаточно мрачной.

Национальные стандарты по экологическим нормам в этой области разрабатывают на базе действующих законов. В России проблема утилизации отходов производства и потребления отражена в следующих законах:

• «Об охране окружающей и природной среды»;

• «Об экологической экспертизе»;

• «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

• «О плате за землю»;

• «О предприятиях и предпринимательской деятельности»;

• «О защите прав потребителя»;

• «О сертификации продукции и услуг»;

• «Об инвестиционной деятельности»;

• «О конверсии оборонной промышленности»;

В табл. 8.1 приведены законы, действующие в зарубежных странах.

Размах работ в мире по решению проблемы утилизации отходов привел к появлению «второй геологии», поскольку часть отходов считается ресурсосодержащими. Мировой опыт по утилизации отходов включает рециклинг (10-20%), складирование на полигонах (до 80%) и уничтожение. Среди множества задач, стоящих в этой области, разработка стандартов для обеспечения нормативной базы стратегических программ утилизации отходов, находится далеко не на последнем месте.


В зарубежных странах созданы комплексы стандартов, устанавливающих нормы и возможности переработки токсичных отходов по определенной технологии.

В промышленно развитых странах существуют государственные программы, основанные на директивах (т.е. законах прямого действия), национальных стандартах, содержащих жесткие нормы по классификации отходов (особенно категории опасных); стандартах по обезвреживанию, уничтожению, захоронению и конкретным мерам переработки отходов. Законодательные положения устанавливают и юридическую ответственность производителя отходов за безопасность работы с ними.

Утилизация отходов производства — заключительная составляющая петли качества в управлении качеством на предприятии (см. гл. 6). Но нормативные требования к ней разрабатываются и контролируются на допроизводственной стадии жизненного цикла продукции. Например, в США в соответствии с действующим законодательством каждый изготовитель обязан пройти экологическую экспертизу по выявлению природы тех отходов, которые будут образовываться при производстве нового товара. Если предполагаются опасные отходы (а это устанавливается стандартами и законами прямого действия), то изготовитель продукта регистрируется в Агентстве по защите окружающей среды. Образующиеся производственные отходы далее будут отслеживаться и контролироваться для выявления их фактического соответствия требованиям стандартов не только по составу, но и по пригодности для транспортировки и переработки.

В бывшем СССР по существу не было создано нормативной базы по утилизации отходов, хотя наиболее интенсивно эти вопросы стали обсуждаться Госснабом с 1975 г.

В России работы по стандартизации отходов активизировались к началу 90-х годов. Разработан проект закона о твердых отходах производства и потребления. Но, поскольку законов прямого действия в этой области пока не существует, главную роль должно выполнить техническое законодательство, т.е. стандарты и другие нормативные документы. Стандартизацией занимается технический комитет «Вторичные материальные ресурсы», который подготовил концепцию управления отходами и проекты основополагающих государственных стандартов на отходы производства и потребления. Наиболее актуальным результатом можно считать гармонизацию подготовленных проектов с директивой ЕС, определяющей организацию системы информации об опасных веществах. Кроме того, Госстандарт России принял ГОСТ Ρ 50587-93 «Паспорт безопасности вещества (материала)», который стал основой Постановления Правительства РФ по паспортизации техногенных отходов, что обяжет руководителей предприятий нести ответственность за достоверность информации об отходах, в частности, об их опасности, содержании ресурсных компонентов и т.д.

Создание нормативных документов по утилизации отходов, в том числе и указанного паспорта, особенно необходимо для выявления опасных отходов. Стандартизация в данной области также обеспечит выполнение Россией условий ГАТТ/ВТО по торговле отходами и продуктами их переработки.

Важную роль в экостандартизации играют международные стандарты по охране окружающей среды. Большую работу в этом направлении проводит ИСО, разработавшая международные стандарты серии 14000, которые при внедрении в национальные системы экологической стандартизации во многом устраняют проблемы, связанные с гармонизацией методов защиты окружающей среды.

Серия 14000 содержит как основополагающие, так и нормативные стандарты. Основополагающий стандарт ИСО 14001 «Системы управления в области охраны окружающей среды. Руководство по применению» и стандарт ИСО 14004 «Системы управления в области охраны окружающей среды. Общее руководство по принципам, системам и сопутствующим технологиям» содержат рекомендации по организации управления охраной окружающей среды начиная от самооценки до процедуры регистрации и сертификации. Нормативные стандарты определяют требования к системе управления мерами по охране окружающей среды.

Стандарты универсальны: их можно применять в сфере производства и обслуживания как в государственном, так и в частном секторах экономики, а способы управления охраной окружающей среды могут варьироваться и жестко не регламентированы.

В России подготовлен проект государственного стандарта «Системы управления качеством окружающей среды. Общие требования и рекомендации по использованию». Стандарт представляет собой аутентичный текст международного стандарта ИСО 14001. Область применения стандарта — те аспекты охраны окружающей среды или экологические системы деятельности организации, которые можно контролировать и влияние на которые нужно оказывать (но это не означает установление государством конкретных параметров окружающей среды). Стандарт может использовать любая организация, которая преследует цели: удостовериться в соответствии своей деятельности государственной политике по охране окружающей среды; провести сертификацию системы; провести самооценку и сделать заявление-декларацию о соответствии системы настоящему стандарту.

2. Стандартизация и экология

Стандартизация в области экологии начинает играть заметную роль и всё чаще стандарты являются средством регулирования отношений в сфере охраны природы и использования ресурсов. То есть стандарты – средство управления качеством окружающей среды.

Мировое сообщество проводит немалую работу по защите окружающей среды. Так, в ЕС принято около сотни директив в области экологии: это касается охраны окружающей среды, качество воды и воздуха, промышленных рисков и биотехнологии, отходов, шума и т.д. (Пример, в Швеции было запрещено использовать «Волгу»)

Читайте также  Силикаты и их использование

В ЕС введена экомаркировка специальным знаком в целях достоверного информирования потребителей об экологичности приобретаемого продукта. Экознак не распространяется на пищевые продукты, напитки и лекарственные препараты. Им маркируют товары, которые содержат опасные вещества и препараты, но в допустимых пределах. Цвет знака может быть зелёным, голубым, чёрным на белом фоне, белым на чёрном фоне. Для получения права использовать экознак, изготовитель должен представить продукт для оценки его экологичности, чем обычно занимаются органы по сертификации. Один из важных аспектов экологической стандартизации – утилизация отходов производства и потребления. Специалисты подсчитали, что за всю историю своего существования человечество использовало исходное сырьё по назначению меньше, чем 5 %, около 20 % уходит на промышленные выбросы (сбросы) и более 70 % — другие отходы.

В следующей таблице приводятся законы, действующие в области охраны окружающей среды зарубежных государств.

Год принятия

Наименование закона

О нацполитике в области охраны окружающей среды

Об охране, использовании морской среды и о морских заповедниках (Закон о сбросах в океан)

О принятии всеобъемлющих мер по охране окружающей среды, выплате компенсаций и ответственности.

О переработке и сохранении сырьевых ресурсов.

Об инсектицидах, фунгицидах и радиотицидах.

О контроле за токсичными веществами

О контроле за загрязнением

О хранении ядовитых отходов

Об охране природы

О контроле за химическими продуктами

Основной закон о борьбе с загрязнением окружающей среды

Об удалении отходов

Об испытании и регулировании производства химических веществ

Об охране окружающей среды

О продуктах, опасных для здоровья человека и окружающей среды

Об уничтожении отходов

Об охране опасных химических веществ

О веществах, загрязняющих окружающую среду

О контроле за использованием пестицидов

О контроле за с/х химикатами

В России проблема утилизации отходов производства и потребления отражена в следующих законах: 1) «Об охране окружающей и природной среды»;2) «Об экологической экспертизе»; 3) «Об санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; 4) «О недрах»; 5) «О плате за землю»; 6) «О предприятиях и предпринимательской деятельности»;7) «О защите прав потребителя»; 8) «О стандартизации»; 9) «О сертификации продукции и услуг»; 10) «Об инвестиционной деятельности»; 11) «О конверсии оборонной промышленности»; 12) «Об обороне».

Утилизация отходов привела к появлению «второй геологии», поскольку часть отходов считается ресурсосодержащими (пример, об использовании отвального шлака). Мировой опыт по утилизации отходов включает рециклинг (10-20 %), складирование на полигонах (до 80 %) и уничтожение. Поэтому разработка стандартов по утилизации отходов довольно актуальна.

В зарубежных странах действуют стандарты, устанавливающие нормы и возможности переработки токсичных отходов по определенной технологии, стандарты по обезвреживанию, уничтожению, захоронению и конкретным мерам переработки отходов. Установлена юридическая ответственность производителя отходов за безопасность работы с ними.

Утилизация отходов — заключительная составляющая петли качества. Но нормативные требования к ней разрабатываются и контролируются на допроизводственной стадии выпускаемой продукции. В США это делает Агентство по защите окружающей среды. В бывшем СССР не было создано нормативной базы по утилизации отходов, хотя эти вопросы обсуждались Госснабом с 1975г.

Важную роль в экостандартизации играло международные стандарты по охране окружающей среды. Так ИСО разработала стандарты серии 14000: 14001 и 14004.

Основополагающий стандарт ИСО 14001 «Системы управления в области охраны окружающей среды. Руководство по применению» и стандарт ИСО 14004 «Системы управления в области охраны окружающей среды. Общее руководство по принципам, системам и сопутствующим технологиям».Эти стандарты универсальны: их можно применять в сфере производства и обслуживания, а способы управления охраной окружающей среды могут варьировать и жестко не регламентировать.

Стандартизация и экология

Мировое сообщество проводит громадную работу по защите окружающей среды. Например, только в ЕС принято более 90 директив в области экологии. Они касаются генеральной политики ЕС по охране окружающей среды, качества воды, качества воздуха, промышленных рисков и биотехнологии, отходов, шумов.

Директивы по генеральной политике ЕС направлены:

  • на методы оценки стоимости контроля за загрязнением в промышленности;
  • оценку степени влияния некоторых государственных и частных проектов на окружающую среду;
  • создание Европейского агентства по охране окружающей среды, сети контроля и обеспечения информацией и др.

Директивы в отношении воды охватывают:

  • проблемы защиты рек, морей и других водоемов;
  • вопросы качества питьевой воды;
  • сброса в водоемы отходов некоторых опасных веществ;
  • качества пресной воды, нуждающейся в охране в целях поддержания жизни рыб и разведения ракообразных, и др.

Директивы по защите воздуха и промышленным рискам устанавливают:

  • ограничения применения некоторых опасных веществ и препаратов;
  • перечень веществ, подпадающих под директиву «О классификации, упаковке и маркировке опасных веществ»;
  • обязательные требования к экспорту и импорту опасных химикатов;
  • нормы по содержанию в воздухе некоторых конкретных веществ (асбеста, двуокиси азота, свинца и др.).

Директивы, относящиеся к проблемам отходов, определяют:

  • требования по очистке сточных вод в городских условиях;
  • по защите воздушной среды от загрязнений, выделяемых установками для сжигания мусора;
  • по надзору и контролю за перевозкой опасных отходов; по удалению отработанного масла и другие нормы по конкретным объектам.

Директивы по ограничению шумов нормируют уровень шума, создаваемого различным оборудованием, промышленными установками, бытовыми приборами, а также самолетами, автомобилями, мотоциклами.

В ЕС введена экомаркировка специальным знаком в целях достоверного информирования потребителей об экологичности приобретаемого продукта и стимулирования изготовителей к соблюдению норм и требований по охране окружающей среды.

Экознак не распространяется на пищевые продукты, напитки и лекарственные препараты. Им маркируют товары, которые содержат вещества и препараты, отнесенные директивами к опасным, но в допустимых пределах. Цвет знака может быть зеленым, голубым, черным на белом фоне, белым на черном фоне.

Экознак активно используется в рекламе и способствует продвижению товара на рынок, положительно влияя на конкурентные позиции продавца. Один из важных аспектов экологической стандартизации — утилизация отходов производства и потребления.

Специалисты подсчитали, что человечество за всю историю своего существования сумело довести использование по назначению исходного сырья в лучшем случае до 5%. Около 20% уходит на промышленные выбросы (сбросы) и более 70% — другие отходы.

В России более миллиона гектаров земли занято под 70 млрд. τ отходов, которые накопились к настоящему времени. Если учесть ежегодное увеличение токсичных отходов примерно на 50 млн. т, а также ожидаемый привоз на территорию РФ отходов из ЕС в счет погашения кредитов, то картина получается достаточно мрачной.

Национальные стандарты по экологическим нормам в этой области разрабатывают на базе действующих законов. В России проблема утилизации отходов производства и потребления отражена в следующих законах:

  • «Об охране окружающей и природной среды»;
  • «Об экологической экспертизе»;
  • «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  • «О недрах»;
  • «О предприятиях и предпринимательской деятельности»;
  • «О защите прав потребителя»;
  • «О стандартизации»;
  • «Об инвестиционной деятельности»;
  • «О конверсии оборонной промышленности».

Утилизация отходов производства — заключительная составляющая петли качества в управлении качеством на предприятии. В России подготовлен проект государственного стандарта «Системы управления качеством окружающей среды. Общие требования и рекомендации по использованию».

Читайте также  Характеристика упражнений на перекладине

Стандарт представляет собой аутентичный текст международного стандарта ИСО 14001. Область применения стандарта — те аспекты охраны окружающей среды или экологические системы деятельности организации, которые можно контролировать и влияние на которые нужно оказывать.

Экологическая стандартизация

Вы будете перенаправлены на Автор24

Рисунок 1. Основные принципы экологической стандартизации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Экологические правила и нормы применяются в различных сферах производства и обращения продукции. Для этого вводится процедура экологической стандартизации. Такая деятельность направлена на общее повышение качества продукции по критериям ее экологической безопасности.

Цели экологической стандартизации

Стандартизация в области экологии в России проводится в соответствии с нормами Федерального закона РФ «О техническом регулировании». Для такой деятельности характерны следующие цели:

  • общее повышение безопасности объектов промышленности;
  • повышение уровня жизни граждан;
  • повышение безопасности здоровья и жизни потребителей;
  • безопасность в сфере экологии;
  • повышение безопасности жизни животных и растений;
  • рациональное использование всех природных ресурсов;
  • повышение уровня конкурентоспособности работ, продукции и услуг;
  • обеспечение развития науки и техники.

Также экологической стандартизацией преследуются иные цели регионального значения.

Экологическая стандартизация существует согласно определенным принципам, которые заключаются в учете законных интересов всех заинтересованных лиц. В этом аспекте не должны ущемляться права третьих лиц, которые напрямую не участвуют в тех или иных взаимоотношениях в сфере производства продукции или работ. Все стандарты должны осуществляться на добровольной основе. Активное применение международной стандартизации в области экологической безопасности может становиться приоритетом при разработке национальных экологических стандартов. Они не должны противоречить действующим техническим регламентам. Также функционирует принцип единообразного применения стандартов.

Готовые работы на аналогичную тему

Система экологических стандартов

Существует два типа стандартов, которые составляют систему экологических стандартов. В их число входят национальные стандарты и классификатор социальной и технико-экономической информации. Оба они действуют на территории Российской Федерации.

Деятельность в области экологической безопасности окружающей среды характеризует показатель в виде определенного стандарта. Также вводятся иные понятие, которые характеризуют всю сферу экологической стандартизации. Принято отличать понятия экологического норматива и экологического лимита от основного термина «экологический стандарт».

Экологический норматив представляет собой показатель качества. Он характеризует определенный вид природных объектов или природных ресурсов после воздействия на него конкретной деятельности человека.

Экологический лимит — показатель, отвечающий на вопрос о том, сколько возможно разместить в окружающей среде вредных веществ, чтобы качественные характеристики природного объекта оставались на удовлетворительном уровне, то есть обеспечивалась экологическая безопасность.

Экологическое лицензирование

Процедура лицензирования представляет собой совокупность мероприятий, которые связаны с выдачей или переоформлением лицензий (разрешений).

Ее проводят в соответствии с Федеральным законом РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В лицензировании принимают участие надзорные органы, которые следят за выполнением всех экологических требований. Такие требования называют лицензионными. Однако на законодательном уровне точного понятия об экологической лицензии до сих пор не существует.

Экологическое лицензирование относят к методам административно-правового регулирования общественных экологических отношений. Этот процесс поддерживает экономическая структура управления, поскольку основной его частью являются отношения по уплате платежей за использование природных объектов, а также за загрязнение окружающей среды.

Задачи, которые выполняет экологическое лицензирование:

  • ведение постоянного учета и контроля всех природопользователей;
  • осуществление контроля за потреблением природных ресурсов и загрязнением воздуха;
  • ведение деятельности по распоряжению природными ресурсами и объектами, в том числе распоряжение правами на загрязнение окружающей среды.
  • Экологические лицензии делятся на два основных типа:
  • комплексную лицензию;
  • специальную лицензию.

Комплексная лицензия подлежит выдаче большому предприятию, которое осуществляет природопользование на определенной территории. Разрешение дает право использовать в соответствии с принятыми требованиями потенциал природных ресурсов. В такую деятельность включается право использования и размещения в окружающей среде производственных отходов.

Специальная лицензия предполагает осуществление природопользования, а также иной частной деятельности по различным видам природных ресурсов.

Гражданское законодательство устанавливает рамки экологического лицензирования. Организации и предприятия любых форм собственности имеют право заниматься некоторыми видами деятельности только при наличии выданной лицензии. В России сегодня нет четкой системы лицензирования, так как существуют пробелы в законодательстве. Из федерального закона РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» исключены виды деятельности, которые имеют значение в сфере экологии. Прежняя отсылка ФЗ на Постановление Правительства страны о лицензировании теперь не действует, поскольку закон утратил свою силу.

Субъекты и объекты экологического лицензирования

Главные полномочия функций по лицензированию принадлежат Ростехнадзору и Росприроднадзору.

Росприроднадзор выдает разрешения на оборот биологических объектов, включая коллекции животных, которые занесены в Красную Книгу. Российское ведомство лицензирует долгосрочное пользование объектов животного мира, основные виды пользования недр, промышленное рыболовство, добычу водных биоресурсов, а также размещение производственных предприятий вблизи водных объектов.

В полномочия Ростехнадзора входит осуществление лицензирования деятельности по обращению с радиоактивными отходами, а также веществами, которые содержат определенные ядерные материалы. Ростехнадзор выдает лицензию на проведение экспертизы проектных и других материалов. Она осуществляется для определения уровня радиационной безопасности на местности.

Также субъектами экологического лицензирования являются Росгидромет, Росрыболовство, Федеральная служба регистрации кадастра и картографии, а также Лесхоз и Министерство здравоохранения РФ.

Некоторые виды хозяйственной деятельности в настоящее время не регулируются органами лицензирования.

Орган, который выдал лицензию, уполномочен осуществлять контроль за соблюдением лицензионных требований, лимитов и нормативов природопользования.

Организации, получившие лицензию, несут административную, гражданскую, уголовную ответственность, которая не освобождает их от обязанности возмещения причиненного вреда.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: