Стилистика русского языка - ABCD42.RU

Стилистика русского языка

Стилистика русского языка

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность стилистики и её место среди других лингвистических наук

Стилистика – это научная дисциплина, представляющая собой раздел языкознания (и филологии, в частности), который занимается изучением принципов выбора языковых единиц и способов их последующей организации в единое смысловое и композиционное целое (текст).

Стоит отметить, что принципы этого выбора являются неодинаковыми для разных условий языкового общения. Кроме того, в круг вопросов стилистики входит выделение и рассмотрение разновидностей употребления языка, которые называются стилями и определяются различиями в указанных выше принципах и способах. Стилистика конкретного языка представляется все существующие в этом языке стили как целостную систему.

Также некоторые специалисты признают в качестве стилистики некое теоретическое учение о средствах языковой выразительности и условиях их использования в речи, которые образуют культуру речи. Однако до сих пор чётко не определено, что представляют из себя предмет и задачи стилистики. На эту тему ведутся споры между несколькими группами лингвистов.

Ещё существует мнение о роли стилистики, которое заключается в том, что посредством её связываются языкознание и литературоведение. Следовательно, стилистику могут подразделять на два вида:

  • языковедческая стилистика, которая рассматривает функциональные стили речи;
  • литературоведческая стилистика, которая изучает отдельное произведение с точки зрения сюжета, системы образов, фабулы и т. д.

Однако подобное разделение стилистики не является полностью общепринятым в науке.

Стилистические средства русского языка

Стилистические навыки человека определяются степенью овладения стилистическими средствами языка. В отношении русского языка все стилистические средства могут быть подразделены на следующие виды:

Готовые работы на аналогичную тему

  • фонетическая стилистика;
  • лексико-фразеологические средства стилистики;
  • стилистические средства словообразования;
  • морфологическая стилистика;
  • синтаксическая стилистика.

Фонетическая стилистика рассматривает фонетико-интонационное и мелодическое оформление звучащей речи. В данном случае на стилистику речи влияют такие стилистические средства, как дикция, высота тона, сила голоса, темп речи и тембр голоса.

Лексико-фразеологические средства стилистики, в первую очередь, представлены фразеологизмами, то есть устойчивыми выражениями, смысл которых не может быть определён отдельно по словам. Зачастую фразеологизмы вводятся в язык благодаря писателям, которые их сочинили и использовали в своих произведениях.

Стилистическую окраску имеют и словообразовательные средства, поскольку с их помощью одни и те же слова могут приобретать дополнительные оттенки смысла (как правило, эмоционально-экспрессивные), которые могут быть выражены только при определённых условиях и обстановке.

Морфологические средства стилистики по большей части ориентированы на придание тех или иных функциональных окрасок. Их использование связано с различиями в употреблении словоформ в разных функциональных стилях.

Синтаксические средства представляют семантико-стилистические варианты синтаксических конструкций (словосочетаний, предложений). Наиболее известным синтаксическим средством является инверсия.

Функциональные стили русского языка

В настоящее время утверждается необходимость овладения человеком разными стилями языка и речи. Поэтому следует особое внимание обратить на определение этих стилей. В этом случае применяется функциональный подход, благодаря которому дают характеристику условиям функционирования языка. Тем самым учитывают субъективные и объективные факторы, которые влияют на языковую форму речи и на отбор говорящим наиболее подходящих в процессе коммуникации языковых средств.

В стилистике русского языка, как правило, выделяют следующие наиболее популярные функциональные стили:

  • разговорный стиль;
  • официально-деловой стиль;
  • публицистический стиль;
  • научный стиль;
  • художественный стиль (стиль художественного текста).

Разговорный стиль используется в процессе непосредственного общения людей, когда они обмениваются друг с другом своими мыслями, чувствами, а также информацией по бытовым вопросам. Этот стиль присущ неофициальной обстановке, когда преимущественно используется просторечная лексика.

Формами реализации разговорного стиля, как правило, являются диалог, личные письма и записки, разговоры по телефону, Интернету и другим средствам связи. Характерна живая и экспрессивная речь, которая обуславливается большой смысловой ёмкостью и активным использованием мимики и жестов.

Если же обстановка официальная, то для неё больше подходит официально-деловой стиль. Он характеризуется отсутствием эмоциональности, точностью и стандартизированностью. Этот стиль обычно реализуется в письменной форме монолога, направленного на передачу информации. К его особенностям можно отнести преобладание прямого порядка слов, широкое использование терминологии и номенклатурных наименований и наличие сложных (то есть не сокращённых) слов.

Средства массовой информации стараются неким образом воздействовать на аудитории. С решением этой задачи справляется публицистический стиль, который характеризуется логичностью, эмоциональностью, образностью и наличием общественно-политической лексики. В его русле сделаны большинство статей, репортажей, интервью и т.д., которые предназначены для сообщения широким слоям общества информации о событиях в стране и в мире, а также для формирования у них определённого отношения и мнения.

Научный стиль используется для научных сообщений, то есть сообщения информации и доказательства её истинности. К жанрам научного стиля относятся научные статьи, монографии, учебная литература и т.п., в которых описывают законы и открытия, выявляют закономерности и представляют материал для обучения людей. Отличительными чертами научного стиля можно назвать точность (однозначность), доказательность и подчёркнутую логичность.

Авторы художественных произведений при их создании используют художественный стиль. С его помощью автор передаёт свои мысли и чувства и осуществляет воздействие на воображение и чувства читателей. Главными его стилевыми чертами являются образность и эмоциональность речи.

Таким образом, стилистика русского языка предоставляет людям широкие возможности и варианты для выражения в речи своих мыслей и информации.

Что такое стилистика? Стилистика русского языка

В этой статье мы рассмотрим вопрос о том, что такое стилистика, каково ее определение, значение и предмет рассмотрения. Обратим внимание на составные элементы этого термина, разделение по категориям, различные фигуры стилистики и многое другое.

Введение

Что такое стилистика? Отвечая на этот вопрос, можно утверждать, что это дисциплина филологического типа, главным объектом которой является стиль речи или письма. Она занята изучением неодинакового ряда условий, применимых человеком при любой форме передачи информации. А также позволяет определить общий набор принципов, в соответствие с которыми можно организовать языковые единицы с целью создания единого смыслового текста, композиции и создать четкое различие между этими параметрами, обуславливающими создание некоторого количества стилей.

В учебнике рус. языка, составленным А. М. Земским, С. Е. Крючковым и М. В. Светлаевым, стилистику русского языка определяют как учение о наборе средств для придания языку выразительности и созданию условий его эксплуатации. Важно помнить, что в целом эта дисциплина может иметь различные черты для некоторых ее включающих элементов.

Предмет рассмотрения

Отвечая на вопрос, что такое стилистика, важно обратить внимание на предмет ее рассмотрения, который, кстати говоря, до настоящего времени все еще не определен четко.

Существует два раздела стилистики: литературоведение и языковедение, однако это разделение не является общепринятым.

Изучение литературы занимается рассмотрением системы образов, сюжетной линии, фабулы и пр. в отдельных произведениях, в то время как языковедение обращает внимание на наличие функционального речевого стиля. Б. В. Томашевский определял стилистику как связующий элемент, объединяющий эти два предмета.

Что изучает стилистика

Современная стилистика изучает:

  • Стиль – общий набор характеристик, позволяющих определить искусство конкретной эпохи, направление и индивидуальные черты работы автора произведения. Это утверждение справедливо для изучения любых стилей, начиная от литературного, и заканчивая архитектурным.
  • Отношение вариаций языковых выражений друг к другу.
  • Окраска языковыми средствами, позволяющими определять принадлежность формы речи к определенному стилю.
  • Норма стиля – набор характерных параметров, свойственных для конкретного стиля, например научного или художественного.
  • Правила стиля, позволяющие создать четкое представление о нем и понимание способов его создания.

Языковедение

Языковедческий тип стилистики – учение о речевых стилях, изучающее и определяющее набор выразительных средств языка – экспрессивных, оценочных и функциональных. Последние, в свою очередь, делятся на: коммуникативные, окрашенные эмоциями, предназначенные для познания и исторические.

Изучая вопрос о том, что такое стилистика, М. В. Ломоносов определил наличие трех штилей в языке. Первый из них — высокий — составляется из ряда изречений словено-российского происхождения. Посредством такого штиля следует составлять поэмы о героях, оды и т. п.

Штиль, занимающий среднее положение, образовать следует при помощи большего количества российских употребительных слов и изречений. В нем пишутся чаще всего театральные тексты, стихотворные формы, сатира и эклоги, а также пастораль и идиллия.

Черты низкого штиля определяются изречениями, отсутствующими в словенской форме диалекта.

В настоящее время русский язык образуется при помощи пяти стилей, которые имеют ряд параметров, определяемых языковыми единицами, способами интерпретации информации, постановкой предложений и т. д. Это разговорный, научный, официально-деловой, публицистический и художественный стили.

Черты разговорного стиля

Разговорный стиль – это один из компонентов языка, характеризующийся неформальностью общения, в ходе которого автор старается поделиться информацией о бытовых вопросах с другими людьми в условиях неофициальной обстановки. Здесь часто фигурируют разговорные и просторечные слова и выражения.

Формой реализации такого стиля является ведение диалога, и, следовательно, чаще всего, он используется устно. Характерной чертой является отсутствие предварительного отбора языковых материалов и использование внеязыковых факторов: мимики, жестикуляции, указаний на обстановку, окружающую собеседников. Наличие непринужденности в общении позволяет получить субъекту больше свободы при выборе набора языковых единиц. Другим параметром является наличие эмоциональности и образности, конкретизации и простоты речи.

Положения научного стиля

Научная стилистика представлена литературной речью, которая обладает рядом особенностей. Среди них доминирующими являются: осмысление текста до его высказывания, наличие монологического характера, строгие требования к отбору средств языка, а также он направлен в сторону нормированной речи.

Стилистическое выполнение научной работы определяется посредством анализа ее содержания, точности и полноты объяснимого факта, выявлением и демонстрацией причинно-следственных связей между происшествиями. Важно также уделять внимание историческому развитию.

Читайте также  Процесс прокатки металла

Стилистика текста научного типа в ходе своего развития образовала несколько подразделов: собственно- и учебно-научный, а также научно-популярный.

Об официально-деловом стиле

Официально-деловая форма стиля определяется как средство письменных обращений в деловой сфере взаимоотношений: правовые и управленческие связи между субъектами. Данная сфера выносится на международный уровень отношений, юриспруденцию, включена в экономическую отрасль науки, играет важную роль в военной отрасли, используется в рекламе, правительственной деятельности и официальных учреждениях. Стилистика текста в таком разделе обладает четкой формулировкой и отсутствием двусмысленной интерпретации информации.

Среди подстилей выделяют:

  • законодательный – обладает волентативностью функций и эксплуатируется в государственном управлении;
  • административно-канцелярский – находит свое применение в ведении личного ряда деловых документов и старается подчеркнуть характерные черты административного типа отношений;
  • дипломатический – имеет международное значение.

О публицистическом стиле

Еще одним пунктом, позволяющим нам дать полный ответ на вопрос о том, что такое стилистика, является определение публицистического стиля.

Характерными чертами этого стиля является наличие широкой функциональности. Он может использоваться в разнообразных жанрах, например статьях, очерке, репортаже, фельетоне, памфлете, речи оратора, интервью.

Публицистическая стилистика находит свое применение в СМИ и использует общественно-политический тип лексикона. Строится посредством логичности и придания тексту или речи эмоционального окраса, старается использовать оценки и призыв к действию любого типа, физического или мыслительного.

Данный стиль эксплуатирует не только нейтральную, но и высокую, торжественную лексику и фразеологизмы. Часто употребляются короткие предложения и проза в рубленом виде, безглагольные изречения и риторические приемы, а также восклицание, повтор и т. д. Стилистика русского языка в данном разделе использует оценочную лексику и придает выражениям яркий эмоциональный цвет, часто используется для навязывания идеалов, постулатов, догм и т. д. Ментально передает общий тип восприятия информации, например, человек может определить энергичность старта речи, твердость позиции говорящего, наличие тяжелого кризиса, проблемы и т. д. Главное предназначение стиля – это донесение информации до всех слоев социума.

Художественные черты

Художественная форма стиля – это одна из самых распространенных форм речи, которая находит свое применение в литературе художественного типа. Данный стиль старается воздействовать на способности субъекта воображать, а также на психику и чувствительность читателей.

Литературная стилистика характеризуется наличием образности и эмоциональности. Различные формы выше рассмотренных стилей обладают четко выраженными стандартами и чаще всего требуют применения терминологических единиц. Художественная литература ставит в равное значение все типы слов, а также не имеет четких различений в важности, между содержанием логического смысла и приданием тексту экспрессивно-эмоционального оттенка.

Фигурирующие единицы стилистики

Стилистика и культура речи тесно связаны между собой, что видно, исходя из наблюдений за формой общения в разных социальных сферах. Эксплуатация научной терминологии на работе, связанной с образовательными или исследовательскими сферами деятельностями человека, бытовое общение, газеты и т. д. – все они имеют четко выраженные различия между собой. Умение использовать черты конкретного стиля при передаче информации в разных условиях позволяет конкретизировано передавать необходимую информацию собеседнику(-ам) и преподносить себя в качестве культурного и образованного субъекта на работе или учебе, улице, в кругу друзей и т. д.

Чтобы верно оформлять предложения в соответствии со стилями, желательно знать о наличии стилистических фигур, представленных в форме особых синтаксических способов постройки предложения. Это необходимо для увеличения силы образно-выразительных функций речи.

В соответствии с синтаксическим построением выделяют две группы:

  1. Конструктивную – необходима для придания сбалансированности.
  2. Деструктивную – обратный процесс в ответ на конструктивность, создание раскола структуры.

В общей массе стилистических фигур выделяют главные:

  • анафоры;
  • эпифоры;
  • градацию;
  • инверсии;
  • параллелизм;
  • антитезы;
  • эллипсисы;
  • умолчание;
  • оксюмороны;
  • риторические вопросы и восклицания;
  • многосоюзные и бессоюзные приемы построения предложения.

Подводя итоги

Анализируя содержание написанного, можно заключить, что стилистика играет важную роль как в устном ведении диалога или монолога, так и в написании текста. Обладает распределением на стили, каждый из которых характеризуется различными параметрами.

Существуют упражнения по стилистике, которые помогают субъекту научиться более конкретно и правильно формулировать и реализовать ту или иную форму стиля. Для развития таких навыков можно находить литературу с указанием определенного жанра и стиля, а далее, посредством прочтения и анализа, формулировать субъективно общий ряд правил, которые необходимо соблюдать при ведении, например, диалога на работе, учебе или в бытовой жизни. А также можно использовать источники из интернета с приведением примеров, составленных специалистами, для донесения информации до заинтересованного индивида.

СТИЛИСТИКА РУССКОГО ЯЗЫКА

30 полезных писем для редакторов, авторов, копирайтеров и всех, кто работает с текстом

Поможет научиться

Находить в тексте алогизмы, штампы, канцеляризмы, взаимоисключающие антонимы и другие лишние слова.

Использовать метафоры, аллегории, олицетворения и другие приёмы профессиональных авторов.

Влиять на стиль изложения с помощью разной окраски слов.

Повышать информативность текста.

Выстраивать логику повествования.

Правильно сочетать слова.

Кому подойдёт

Вообще, знать стилистические тонкости русского языка нужно всем, кто работает с текстом. Но вот несколько сценариев, когда курс будет особенно полезен ↓

Галина, редактор в бренд-медиа
Прошла путь от автора до редактора. Окончила онлайн-курс по редактуре коммерческих текстов.

Чем ей может помочь наш курс: сможет быстрее и лучше вычитывать статьи своих авторов. Будет обращать внимание не только на очевидные ошибки, но и на те, что замечают только профессиональные литературные редакторы.

Виктор, копирайтер
Давно работает на фрилансе. Проходил много разных курсов по написанию текстов.

Чем ему может помочь наш курс: приобретёт базовые знания, получит преимущество перед коллегами, которые не имеют профильного образования.

Валентина, автор в бренд-медиа
Окончила журфак. Раньше работала журналистом, сейчас пишет тексты для коммерческих редакций.

Чем ей может помочь наш курс: научится самостоятельно вычитывать свой текст и убирать из него лишнее. Поймёт, как разные слова могут менять стиль изложения. Редакторам будет легче с ней работать, станет более востребованным автором.

Андрей, начинающий копирайтер
Недавно решил сменить профессию. Подписался на тематические паблики, читает рассылки и книги по редактуре.

Чем ему может помочь наш курс: знание стилистики — это основа для тех, кто хочет работать с текстом. На курсе мы доступно объясняем эту основу, поэтому Андрей сможет быстро выйти на новый профессиональный уровень.

Валентин, журналист
Работает в СМИ. Пишет новости, репортажи, берёт интервью.

Чем ему может помочь наш курс: разберётся в разных стилях изложения, будет быстро замечать лишние слова в своём тексте. Редакторы будут его хвалить, потому что с ним удобно работать.

Анастасия, учится на журфаке
Понимает, что стилистика — это важно. Но читать учебники не так просто: стиль изложения сложный, уходит много времени, а нужно ещё и другие дисциплины изучать.

Чем ей может помочь наш курс: информация из рассылки станет отличным дополнением к университетским лекциям и учебникам. Легко и быстро поймёт нюансы построения текста.

Полина, редактор
Изучала стилистику в университете. Уже много лет работает редактором в издательстве: вычитывает рукописи авторов.

Чем ей может помочь наш курс: обновит информацию и заполнит пробелы в знаниях.

Екатерина, менеджер
Работает в офисе. Пишет по работе и в личных соцсетях.

Чем ей может помочь наш курс: научится излагать мысли более грамотно. Читать её тексты будет легко и приятно.

Как выглядит курс

Курс сделан в формате почтовой рассылки. Всего в нём 30 писем. Они короткие, но информативные. На чтение одного письма уйдёт не более 15 минут. Домашних заданий нет, курс предназначен для самостоятельного изучения.

Для составления курса мы использовали три учебника: «Стилистика русского языка» Голуб, «Справочник по правописанию и литературной правке» Розенталя, «Теория текста» Валгиной.

Содержание

1. Выбор слов

Почему важно внимательно подбирать слова. Как избежать расширения или сужения понятий, алогизмов, анахронизмов, эвфемизмов и других ошибок, которые возникают из-за неправильного употребления слов.

2. Лексическая сочетаемость слов

Как правильно сочетать слова в русском языке.

3. Нарушение лексической сочетаемости как приём

Опытные авторы иногда намеренно ставят рядом слова, которые нельзя сочетать между собой. В этом письме разберём, в каких случаях и зачем они это делают.

4. Откуда в тексте берутся лишние слова

Разбираемся с плеоназмами, тавтологией, лишними повторениями и другими проблемными словами.

5. Когда лишние слова — не лишние

Когда и как в тексте можно использовать плеоназмы, тавтологию и повторные слова.

6. Когда в тексте не хватает слов

К чему приводит излишнее сокращение текста и как этого избежать.

7. Синонимы

Разберём стилистические функции синонимов в тексте: уточнение, разъяснение, сопоставление, противопоставление, замещение.

8. Антонимы

Разберём стилистические функции антонимов: отразить контраст, показать противоречивость, добавить экспрессию, подчеркнуть значение слова, усилить эмоциональность, показать чередование действий и смену явлений.

9. Когда антонимы лишние

В каких случаях антонимы нужно удалять из текста.

10. Полисемия

Как автор может использовать слова, которые имеют несколько значений.

11. Омонимия

Как автор может использовать слова, которые звучат и пишутся одинаково, но имеют разное значение.

12. Когда из текста лучше убрать многозначные слова

Какие проблемы возникают из-за невнимательного использования многозначных слов.

13. Паронимы

Разберём слова, которые очень похожи по написанию и звучанию, но имеют разное значение. Как можно использовать их свойства и как избежать ошибок в их употреблении.

Читайте также  Стронг, Анна Луиза
14. Стилистическая окраска слов

Какие стили есть в русском языке и как их случайно не смешать неправильно подобранными словами.

15. Эмоциональная окраска слов

Как добавлять в текст экспрессии с помощью эмоциональной окраски слов.

16. Терминологическая лексика

Для чего нужны термины и как использовать их в своём тексте.

17. Профессиональная лексика

В чём отличие профессионализмов от терминов. Как их использовать в тексте.

18. Жаргонная лексика

Что такое жаргонные слова и как их использовать в тексте.

19. Диалекты

Что такое диалекты и как их использовать в тексте.

20. Устаревшие слова

Как автору работать с устаревшими словами.

21. Новые слова

Как появляются неологизмы и зачем они нужны.

22. Заимствованные слова

Как в русский язык попадают иноязычные слова и когда их лучше не использовать.

23. Канцеляризмы

Как не испортить текст излишней официальностью.

24. Штампы

Как в русском языке появляются штампы и почему их нужно удалять из своего текста.

25. Фразеологизмы

Как автору работать с выражениями, которые имеют переносное значение.

26. Образность в тексте

Разберём приёмы, которые помогают авторам наглядно отобразить чувства, описать предметы и выразить своё отношение к происходящим событиям.

27. Стилистические ошибки в звучании текста

На что нужно обращать внимание автору и редактору при оценке звукового строя текста.

28. Стилистические фигуры

Разберёмся в синтаксических построениях, которые помогают автору более ярко и изящно выражать мысли.

29. Как подавать информацию, чтобы текст был логичным и связанным

Разберёмся, что такое тема и рема. Как последовательно раскрывать мысль.

30. Информативность текста и способы её повышения

Чем информационная насыщенность отличается от информативности. Интенсивный и экстенсивный способы повышения информативности текста.

Вопросы скептика

Разве можно изучить стилистику по какой-то почтовой рассылке?
Формат почтовой рассылки хорош тем, что позволяет подавать информацию небольшими порциями. Читатель не потратит много времени на изучения материала и у него будет возможность усвоить, обдумать и попробовать на практике полученные знания. В этом курсе мы не проверяем, как человек усвоил информацию из наших писем. У этого есть плюс и минус. Плюс — низкая стоимость. Минус — если человек не будет самостоятельно практиковаться, то не получит нужных результатов. Вывод: если вы умеете самостоятельно отрабатывать теорию на практике, то формат почтовой рассылки будет для вас удобным способом изучить стилистику русского языка .

Зачем подписываться на курс? Я лучше учебники почитаю.
Взрослому человеку сложно найти время на чтение учебников. Они написаны не самым простым языком, над ними нужно сидеть и вникать в суть. Обычно люди покупают учебник и надеются, что когда-то будут его изучать. Но он так и остаётся лежать на полке. На рассылку же не нужно выделять много времени: утром прочитал письмо, днём отработал на практике. Наш курс для мобильных, занятых профессионалов, которые не перестают учиться .

Лучшая тренировка стиля — это чтение классики, а не эта ваша рассылка. Зачем мне подписываться?
Говорят, что чтение классики улучшает речь человека, делает её более грамотной. Может это и так. Но если ваша работа связана с написанием и редактированием текстов, то обычного чтения вам будет недостаточно . Вам нужно понимать нюансы построения текста: почему какие-то слова лишние, а какие-то лучше не удалять; почему один текст читать сложно, а другой — легко и приятно.

Если я подпишусь, а курс мне не понравится, что тогда?
Если в первых двух письмах вы не найдёте для себя ничего полезного, мы без вопросов вернем вам полную стоимость подписки . Просто напишите нам на pismo@redaktoru.ru. Получение третьего письма является подтверждением того, что курс вам понравился. В этом случае деньги не возвращаются.

Подписка

Курс «Стилистика русского языка» в формате почтовой рассылки. Всего 30 писем. Первое письмо приходит на следующий день после подписки. Дальше — по одному письму в день. Если будут какие-то вопросы, напишите нам на pismo@redaktoru.ru

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Ответы на вопросы

Какие условия получения рассылки?
Чтобы получать рассылку, нужно указать адрес электронной почты и оплатить подписку. Оплата рассылки подтверждает, что вы согласны с условиями оферты. Офертой является эта страница. Она адресована физическим лицам и не распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Предмет — рассылка электронных писем о стилистике русского языка. Договор заключается с момента оплаты и действует до конца рассылки писем. Мы можем изменить условия оферты, за изменениями вы следите сами.

Когда придёт первое письмо?
На следующий день после оплаты придёт первый выпуск рассылки.

Сколько всего писем я получу?
Всего в рассылке 30 писем.

Как часто будут приходить письма?
Письма приходят каждый день.

Можно ли получить все письма сразу?
Нет. Курс рассчитан на неспешное чтение небольшими порциями.

Что делать, если письма не приходят?
Если во входящих писем нет, то они могли попасть в спам или в папку «промоакции». Посмотрите там или попробуйте включить поиск по всей почте: отправитель — Стилистика (pismo@redaktoru.ru). Если не поможет, напишите нам: pismo@redaktoru.ru

ИП Горшеев Игорь Викторович

Применяет упрощенную систему налогообложения

Стилистика русского языка

ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Т.Г. ШЕВЧЕНКО

Институт языка и литературы

Кафедра функциональной лингвистики

СТИЛИСТИКА РУССКОГО ЯЗЫКА

для студентов филологических специальностей

УДК 811.116.1 ББК 81.2 Рус-5я2 С80

Н.В. Кривошапова, канд. филол. наук, доц. В.А. Романенко , канд. филол. наук, доц.

В.А. Панкрушев, канд. пед. наук, проф. каф. функциональной лингвистики

С.С. Полежаева, канд. филол. наук, доц. каф. современного русского языка и литературы

Т.Г. Логинова, заслуженный работник народного образования ПМР, директорСОШ№5,учительрусскогоязыкаилитературывысшейквалификационной категории

Стилистика русского языка: Учебно-методическое пособие для студентов филологических специальностей / Сост.: Н.В. Кривошапова, В.А. Романенко. – Тирасполь: Изд-во Приднестр. ун-та, 2015. – 232 с. –

Пособие написано в соответствии с программой по стилистике и охватывает все разделы курса: Лексическая стилистика; Фонетика; Стилистика словообразования; Стилистика частей речи; Синтаксическая стилистика. Изложение теоретического материала дополняется примерами стилистической правки текста и подробныманализомречевыхошибокнавсехуровняхязыка.Каждый разделсодержитсправочныйматериал,вкоторомизлагаютсясведения о соответствующих нормах русского литературного языка: орфоэпических, лексических, морфологических, синтаксических.

Предназначено студентам филологических специальностей.

Рекомендовано Научно-методическим советом ПГУ им. Т.Г. Шевченко

© Кривошапова Н.В., Романенко В.А., составление, 2015

© ПГУ им. Т.Г. Шевченко, 2015

Учебное пособие по стилистике предназначено для студентов филологических специальностей. Оно призвано помочь студентам, уже имеющим предварительные знания по теории литературы, культурологии, основам культуры речи и другим лингвистическим дисциплинам, в освоении методов и приемов лингвостилистическогоанализатекстовразличныхфункциональныхстилей;даствозможность усвоить содержание таких базовых понятий и категорий, как «функциональный стиль», «стилевая черта», «стилистическая соотносительность», «вариантность», «вариативность», «синонимия», «выбор» и другие; квалифицированно интерпретировать языковые факты, наблюдаемые в текстах функциональных стилей.

Пособие знакомит с основными разделами стилистики ресурсов (фоностилистика, лексико-фразеологическая стилистика, грамматическая стилистика), а также с самими функциональными стилями.

В качестве иллюстративного материала используются тексты научного, официально-делового, разговорного и публицистического стилей, а также фрагменты из художественных произведений.

Задания направлены на усвоение стилистических норм, выработку навыков анализа речевых средств. Уделяется внимание трудным(вчастности,вариантным)случаямобразованияиупотребленияязыковыхединиц.Заданияориентированыназакрепление теоретического материала, в том числе по вопросам, не освещенным в данном пособии, касающимся, например, лексической стилистики (многозначность, синонимия, антонимия, фразеология), грамматическая стилистика, функционально-стилистическая дифференциация языка. Это обусловлено тем, что перечисленные вопросы довольно подробно освещаются в других источниках, – в учебниках и учебных пособиях по курсу «Стилистика русского языка».

I. Б АЗОВЫЕКАТЕГОРИИСТИЛИСТИКИ

Стилистика относительно молодая наука, истоки которой в античнойриторике.Подстилистикойпонимаютнаукуостиляхязыка и стилях речи, о словесном мастерстве и о выразительных средствах языка (А.И. Ефимов). Только в ХХ столетии стилистика оформляется в самостоятельную дисциплину. Если в ХIХ веке в основном изучаются тексты художественной литературы, а перед лингвистами ставятся вопросы практической стилистики, в частности разрабатываются правила литературной нормы, то в начале ХХ века важной областью стилистических изысканий становится текст в его функциональном аспекте. Возникает функциональная стилистика. Одновременно исследуются вопросы о месте языка художественнойлитературывсистемефункциональныхстилей;осодержательном объеме понятия стиль; о составе и количестве функциональных стилей и о критериях их выделения; о предмете стилистики. Так,одниученыеполагают,чтопредметомизучениястилистикиявляются эмоционально-экспрессивные средства, в частности тропы и фигуры речи (Ш. Балли, Х. Касарес, О.С. Ахманова и другие). Ш. Баллиотмечает,чтопредметомизучениястилистикиявляетсяэмоциональная экспрессия элементов языковой системы, а также взаимодействие речевых факторов, способствующих формированию системы выразительных средств того или иного языка. Представители Пражского лингвистического кружка (Б. Гавранек, Я. Мукаржовский, М. Елинек, К. Глаузенблас и другие) считают предметом изучения стилистики функциональные стили речи. Большинство современных лингвистов признают в качестве предмета исследования и функциональные стили речи и экспрессивные стилистические ресурсы языка.

Основная трудность выделения предмета стилистики заключается в том, что, если в других разделах языкознания есть свои

единицы,служащиеобъектомдляизучения(вфонетике–фонемы; в лексикологии – лексемы; в морфологии – части речи и их категории и формы; в синтаксисе – синтаксемы; в текстологии – текст), в стилистике такой единицы нет.

В стилистике рассматриваются конкретные единицы языка под особым, стилистическим, углом зрения. Этот угол зрения, по мнению Г.О. Винокура, и составляет предмет ее изучения.

Основным теоретическим понятием и объектом изучения в стилистике является категория стиля, или слога. Выделяют стили языкаистилиречи.Даннаядихотомиявосходиткдихотомии языкречь , выявленной Ф. де Соссюром. Под стилями языка понимают структурно-функциональные варианты литературного языка, потенциальные слои средств языка, проявляемые в речи; под стилями речи подразумевается способ организации языковых средств в конкретном дискурсе, или коммуникативном контексте, обусловленном тем или иным типом общественно-производственной практики. Первые изучает стилистика ресурсов; вторые – функциональная стилистика. Ключевыми понятиями стилистики являются понятия синонимии, вариантности и вариативности.

Читайте также  Технические характеристики автокранов

Синонимы – единицы, различающиеся либо оттенками значений (семантические), либо стилистическими нюансами (стилистические), либо и семантически и стилистически (семантико-сти- листические). Примерами стилистических синонимов являются:

войско–рать,война–брань,глаза–очи,родной–отчий,темно- та – мгла, рука – длань, парус – ветрило .

К вариантам относятся разновидности одной и той же языковой единицы, обладающие одинаковым значением, но имеющие разное звуко-графическое оформление, например, фонетические варианты: матрас – матрац , нуль – ноль ; морфологические: бо-

тинок – ботинка , манжет – манжета , зал – зала , нет чая – нет чаю ; словообразовательные: больше – побольше , шторм – штор- мяга , старик–старец–старикан ;синтаксические: околотысячи человек посещает // посещают наш театр, идти за ягодами – идтипоягоды ипроч.Предпочтениетомуилииномувариантуили синониму определеяется категорией выбора. В стилистике действуют два важных закона: закон стилистического согласования и закон стилистического контраста (в разговорном, художественном

стилях, при создании комического эффекта, каламбура, иронии и т. д.), определяющих выбор оптимального языкового варианта.

Вариативность – это способность языковой единицы модифицировать стилистическую окраску под влиянием контекста, т.е. языкового окружения. Стилистическая окраска бывает одноплановой и двуплановой (А.К. Панфилов). Первый план окраски – функционально-стилистическая, или собственно стилистическая, определяет отнесенность лексемы (иной языковой единицы) к одному из функциональных стилей. Второй план окраски – экспрес- сивно-эмоционально-оценочно-образный – выражает отношение говорящего к предмету речи [14]. Одно из наиболее оптимальных определений второго плана окраски дала И.В. Арнольд: «Под экспрессивностью мы понимаем такое свойство текста или части текста, которое передает смысл с увеличенной интенсивностью, выражая внутреннее состояние говорящего, и имеет своим развитием эмоциональное или логическое усиление, которое может быть, а может и не быть образным» [1, c. 125]. Н.А. Лукьянова эмоциональную оценку, интенсивность, образность рассматривает как компоненты экспрессивности. Оба плана стилистической окраски называют коннотацией (от лат. сообозначение). Например, слово адепт (приверженец какого-либо учения) является книжным (первый план), в публицистике может приобретать неодобрительный оценочный признак (второй план); слово безалаберный разговорного стиля (первый план), имеет отрицательную оценочность (второй план).

Исторически сложилось два направления стилистических исследований: стилистика ресурсов и функциональная стилистика.

Стилистика ресурсов (традиционная стилистика, описательная стилистика) изучает стилистические синонимические и вариантные парадигмы языковых средств. Стилистика ресурсов характеризует стилисти­чески окрашенные средства языка. Однако в связи с тем, что в последнее время понимание стилис­тических средствязыкарасширилось(книмотносятнетолькостилистичес­ки окрашенныевсистемеязыкаединицы,ноинейтральныеединицы, приобретающиефункциональнуюиэкспрессcивно-эмоционалъно- оценочнуюокраскувречи),предметомизучениястилистикиресурсов являются и потенциальные возможности единиц разных язы-

ковых уровней, реализуемые в процессе их фун­кционирования в речи. Она состоит из нескольких разделов. Первый раздел – фоностилистика . Фоностилистка включает несколько подразделов.

1. Фоника , в которой изучаются экспрессивные возможности артикуляционных и акустических качеств гласных и согласных звуков русской речи (ассонанс, аллитерация, эпифора, анафора, эпанафора, кольцо).

2. Акцентологическая стилистика , где изучаются акцентные

варианты слов (шАсси – шассИ, килОметр – киломЕтр).

3. Орфоэпостилистика , изучающая варианты произношения (гром кий – гром кый , гре ш невый – гре ч невый).

4. Интонационная стилистика , изучающая экспрессивные

возможности таких суперсегментных единиц, как тон, ритм, пауза, темп, ударение, тембр и т. д.

В лексико-фразеологическойстилистике изучаютсястилисти-

ческие лексико-фразеологические парадигмы синонимов и другие экспрессивные возможности лексики. Примеры лексических стилистических парадигм: лекарь (книж., высок.) – врач (нейтр.),

пьянчуга (разг.) – алкоголик (нейтр.), грядущий (книж.) – будущее (нейтр.), очень умный (нейтр.) – семи пядей во лбу (разг.), уничтожить (нейтр.) – повергнуть в прах (книж.) и т. п.

Следующий раздел стилистики ресурсов – морфостилистика (словообразовательный и собственно морфологический подъярусы морфостилистики). В словообразовательной стилистике изучается словообразовательная стилистическая парадигма. Пример та-

кой парадигмы: старик-старичок-старикашка .

В собственно морфологической стилистике изучаются сти-

листические морфологические парадигмы вариантов, например:

вывеси – вывесь, килограмм мандарин – килограмм мандаринов , стакан чая – стакан чаю, ветры-ветра.

В синтаксическойстилистике изучаютсястилистическиесин-

таксические варианты и синонимы. В предложении в зависимости от логического ударения выделяется разная рема. Так выстраивается интонационная парадигма вариантов. При изменении словопорядка в предложении оформляется интонационно-позицион- ная парадигма вариантов, например: Сегодня мороз. Сегодня был сильный мороз. Сегодня сильные заморозки.

К синтаксическим синонимам относят и параллельные синтаксические конструкции : придаточные части сложного предложения, причастный оборот, деепричастный оборот, инфинитивные и предложно-падежные конструкции, например: Спортсмены, ко-

торыеприехаливнашгород,осмотрелиегодостопримечательности. Спортсмены, приехавшие в наш город, осмотрели его достопримечательности. Когда студенты приехали в наш город, они осмотрели его достопримечательности. По приезде в наш город студенты осмотрели его достопримечательности.

Помимо стилистических синонимов, предметом изучения описательной стилистики являются экспрессивные, образные, оценочные, эмоционально окрашенные ресурсы языка.

Академик Л.В. Щерба представлял стилистическую систему языковых средств в виде основного и целого ряда дополнительных концентрических кругов, каждый из которых должен заключать в себе обозначения тех же понятий, что и в основном круге, но с тем или иным дополнительным оттенком. Первый круг составляют типы речи – книжный и разговорный; второй круг – собственно функциональные стили.

Основы функциональной стилистики были заложены в трудах ученых Пражского лингвистического кружка в начале ХХ века. Ключевым понятием функциональной стилистики является категория слога , или стиля как способа говорения и манеры письма.

Если в стилистике ресурсов под стилем понимается репертуар стилистических возможностей языка на всех уровнях его системы, то в функциональной стилистике под стилем понимается тип литературного языка, обслуживающий ту или иную сферу общественной деятельности. Отбор и организацию языковых средств в том или ином стиле определяет состав внеязыковых (экстралингвистических) факторов.

Что такое стилистика русского языка?

Стилистика – это одна из наук о языке, она изучает существование и воплощение языка в различных сферах человеческого общения (науке, праве, политике, искусстве, быту).

Стилистика тесно связана с риторикой. Можно даже сказать, что стилистика своими корнями уходит в античную риторику. Античные авторы изучали:

  • как с помощью языковых средств, построения речи наиболее эффективно добиться цели, которую ставит перед собой говорящий,
  • как отобрать фактический материал и композиционно его расположить,
  • какое влияние на аудиторию может оказать речь.

В Античности были также разработаны практически все способы создания выразительности речи, что немаловажно для создания текстов того или иного стиля.

Проблемы, поднятые в античной риторике и связанные со стилями, активно обсуждались и разрабатывались и в дальнейшие эпохи ( Возрождения, Просвещения и т.д.)

В русских риториках ХVII- первой половины XIX века так или иначе нашли отражение проблемы, имеющие непосредственное отношение к стилям и стилистике в целом.

Огромный вклад в стилистику русского языка внес М.В.Ломоносов, который рассматривал стили в рамках грамматики, риторики и «лексикона». Разработанная им теория трех стилей (высокого, посредственного и низкого) оказала большое влияние на создание и развитие русского литературного языка.

Н.М.Карамзин и его школа (конец XVIII — начало XIX века) активно изучали особенности стиля художественной литературы.

«Общество любителей русской словесности» знаменитого А.С.Шишкова занималось изучением эволюции русского языка.

Затем проблемы стилистики в рамках теории словесности и поэтики изучали А.А.Потебня, А.Н.Веселовский, Ф.И.Буслаев.

В советский период ХХ века интенсивно изучали процессы формирования стилей речи. Стилистика была тесно связана с проблемами повышения культуры речи населения. Здесь необходимо вспомнить имена М.М.Бахтина, В.В.Виноградова, Г.О. Винокура, Б.В. Томашевского, Л.В.Щербы и многих других ученых.

С развитием такой новой для ХХ века дисциплины как лингвистика текста внимание ученых обращено на особенности построения текстов различных стилей и жанров.

Тем, кто только начинает изучать стилистику, эти имена ничего не говорят. Однако эти ученые сделали так, что наука, которую вы будете изучать, стала не только интересна для людей самых разных профессий, но необходима им.

Стилистика русского языка тесно связана с другими филологическими дисциплинами:

  • риторикой,
  • культурой речи,
  • лингвистикой текста,
  • поэтикой,
  • теорией литературы,
  • теорией перевода,
  • социо- , этно- и психолингвистикой.

Само понятие «стиль», с одной стороны, многозначно и может быть отнесено к различным областям человеческой деятельности (архитектурный стиль, стиль одежды, стиль поведения и т.п.).

С другой стороны, стиль – это тот или иной вариант литературного языка в зависимости от той или иной сферы человеческого общения, т.е. это понятие лингвистическое. Это понятие, а также многие другие сопряженные с ним, будут сопутствовать вам во время занятий.

Люди живут и взаимодействуют в стилевых пространствах, потому что существование каждого стиля связано с той или иной сферой человеческой деятельности, человеческого общения.

Каждый человек может и должен быть стилистически компетентен.

Риторика и стилистика – науки интересные, практические. Они дают нам возможность узнать, что речь и язык – живые и жизнетворящие явления, что при умении и бережном к ним отношении они становятся нашими верными друзьями, что уметь хорошо писать и говорить – это обязательные качества современного человека. Всему этому можно научиться.

Последуем же примеру древних:

от теории – к практике, от анализа текстов признанных авторов через редактирование к созданию собственных текстов.

Всем, кто выбрал филологию как основу своей будущей профессии, авторы желают удачи и вдохновения.

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой (см. «Наша Библиотека»)

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: