Стоики и стоицизм - ABCD42.RU

Стоики и стоицизм

Что такое стоицизм и как живут стоики?

Стоицизм, пожалуй, единственная философия с целью сделать жизнь лучше здесь, прямо сейчас, а не в отдаленном будущем или в потустороннем мире. Это манит меня и в то же время волнует, потому что стоиком стать после смерти — невозможно и я никак не смогу проверить, был ли достаточно «стоичен». Выходит, что стоиком можно быть только в настоящем, в конкретный момент своей жизни, то есть «сейчас». Но как быть стоиком? Что это вообще значит? Из чего состоит ядро философии стоицизма и как мне в современном мире понять, когда я могу считать, что я — стоик? С этим предлагаю разобраться.

Что такое стоицизм?

Стоицизм — греческая философия. Основал ее Зенон Китийский, финикийский торговец, в Афинах в начале 3 века до нашей эры. Последователями стоицизма были довольно сильные и знаменитые личности древнего мира — императоры, богатые землевладельцы, философы, торговцы, полководцы и можество других. Основная идея философии стоицизма в том, что добродетель (например, мудрость) — и есть счастье, а слова без действий ничего не значат. Огромное место в учении занимает отношение к тому, что мы не можем изменить.

В стоицизме всего несколько центральных учений:

  • о непредсказуемости мира;
  • о быстротечности жизни;
  • как быть стойким, сильным и контролировать себя;
  • и о том, что источник недовольства лежит в зависимости от чувств.

В стоицизме нет сложных теорий об устройстве мира, как, например, в христианстве или буддизме. Стоики стремились в первую очередь помочь людям справиться с деструктивными эмоциями и научиться правильно поступать уже здесь, в настоящей жизни, а не говорить о том, как устроен мир богов и загробная жизнь. Стоицизм — это учение о делах здесь и сейчас, а не о словах без основательного подтверждения.

Основной вклад в развитие стоической философии внесли 3 человека.

  • Марк Аврелий, император риской империи в период расцвета, самый могущественный человек на земле своего времени, каждый день садился и писал заметки о сдержанности, сострадании и смирении.
  • Эпиктет пережил тяжести и лишения рабства, основал собственную школу и учил множество великих умов Рима.
  • Сенека переживал только о том, как утешить свою жену и друзей, когда по приказу императора Нерона должен был покончить с собой.

Но на них не закончилось развитие стоической мысли и последователи философии были во все века. Современный стоицизм по сути — работа древних философов и их достижений достаточно, чтобы в современном мире стать настоящим стоиком. Страница Википедии о стоицизме упоминает 83 философа, которые внесли вклад в развитие стоицизма. Дальше было только веселее, короли, президенты, писатели, предприниматели, множество исторических и современных личностей практиковали и практикуют стоицизм — Фридрих 2 Великий, Джордж Вашингтон, Томас Джеферсон, Адам Смит, Теодор Рузвельт, Джоуанн Роулинг, Насим Талеб и множество других.

Стоицизм отличается от прочих философий и учений в одном важном смысле: его цель — практическое применение. Стоицизм — это не только интеллектуальные упражнения, а инструмент, чтобы стать лучше в своем деле, стать лучше как человек и друг.

Лично для меня, работы стоиков гораздо ближе к занятиям йогой или медитации, чем к книгам по философии, которую может написать лучший профессор. Книги стоиков — подготовка к жизни, где в большинстве говорится о том, как думать, чтобы жить «правильно».

Стоики практиковали «духовные упражнения». Предлагаю коротко рассмотреть 7 упражнений, чтобы прикоснуться к сути философии и понять, как живет стоик.

1. Готовьтесь к несчастью

Комфорт — худшая форма рабства. Имея что-то, мы боимся это потерять. Но если начать практиковать лишения, а не бояться их, то когда мы действительно чего-то лишимся, то это не разрушит жизнь.

«Познакомьтесь с тем, чего боитесь. Разыграйте наихудшие сценарии. Испытайте бедность на вкус», — говорят стоики и действительно так и делают.

2. В жизни нет ничего плохого, как и хорошего

Стоки уверены, что можно перевернуть проблему с ног на голову и все «плохое» сделать источником хорошего. Возможно, тот, кто сделал что-то плохое для меня, на самом деле хотел научить меня терпению и пониманию. Даже смерть близкого вам человека может стать шансом проявить силу духа и научиться сострадать.

Для стоиков, всё — возможность.

3. Помните, что всё временно

Мы понимаем, но боимся признаться — я незначительный и далеко не центр вселенной. Для стоика важно то, что происходит сейчас, то есть настоящее. Стоик считает важным быть порядочным человеком и поступать правильно.

Какой доказательство успешной жизни? С личной точки зрения, врядли имеет много значения всемирное признание или богатство, если ты теряешь рассудок и причиняешь вред близким. Для стоика намного важнее любых достижений — быть честным, скромным и осознавать происходящее. Таким можно быть в любой день жизни и не бояться потерять то, что не принадлежит, например, деньги, власть, или жизнь.

4. Размышляйте о собственной смерти

Размышления о смерти становится негативным только когда не понимаешь ее суть. Стоики считают эти мысли бодрящими и смиряющими. Бодрящими в том, что осознав, что ты смертен, ты не сможешь больше тратить жизнь на бесполезное. Смиряющие потому, что встретившись со своей смеортностью, ты понимаешь, что ограничен, не вечен, «не бог», и начинаешь ценить то, что есть.

5. Не стремитесь контролировать то, что невозможно

Стоицизм привлек меня именно этой мыслью — у нас нет никако власти над тем, что находится вне нашей головы. Болезни, деньги, унижения, погода, поломка — что угодно — человек никак не может контролировать ничего, что происходит вокруг. Если же стремиться контролировать, то просто потеряешь время и ничего не получишь. Поэтому стоики фокусируются на собственном восприятии происходящего и стремятся изменить свое отношение к ситуации.

6. Ведите дневник

Дневник для стоика — не просто возможность записать, что произошло за день. Дневник — это инструмент, чтобы практиковать философию, размышлять о прошедшем дне, учиться в нем, готовиться к будущему. Считается, что быть стоиком без дневника — невозможно.

7. Принимайте все, что происходит

Не хотеть никого и ничего изменить, не переиграть прошлое, не изменить будущее, не просто терпеть из необходимости, но полюбить то, что происходит. Не хотеть, чтобы всё происходило так, как хочется; скорее, желать, чтобы то, что происходит, происходило так, как оно происходит.

Это звучит достаточно фаталистски и так есть. Стоицизм предлагает рассматривать каждый момент — независимо от того, насколько сложный — как что-то, что нужно принять, а не избежать или переждать. Не только сжав зубы терпеть, но стремиться любить происходящее и учиться в нем. Так что, как кислород важен для огня, препятствия и трудности становятся топливом для жизни стоика.

Стоицизм идеально подходит современному миру

В книгах я вижу, что стоики писали честно и самокритично о том, как они могли стать лучше, счастливее и справляться с трудностями. Я считаю, что если попытаться посмотреть, чему меня учит несчастье, я обретаю уверенность и спокойствие; если перевернуть ситуацию и поискать возможности в беде, я нахожу смысл; если помнить о смерти и о своей незначительности, я обретаю скромность и более широкий вгляд на взаимозависимость мира.

Собственно, в этом и есть стоицизм. Стоицизм — не какая-то наука о том, почему или как существует мир и как он работает. Это коллекция проверенных уроков и советов о том, как вести хорошую жизнь.

Вы можете спасти этот блог, если пригласите меня на чашку кофе. Узнать больше

Стоицизм

Философия и этика стоиков, несомненно, представляют собой нечто большее, чем абстрактное направление в сфере мировосприятия. Это миросозерцание, многие постулаты которого не теряют актуальности в наши дни. Потому что, несмотря на научно-технический прогресс, виртуальные реальности, сверхскоростной транспорт и сложные языки программирования, которые мы осваиваем и используем постоянно, мы все так же беззащитны перед реальностью, в которой есть трагедии, потрясения, утраты и боль. Чем же интересны стоики и их принципы жизни?

Зарождение философии стоицизма

Стоицизм зародился в поздние годы эллинизма (в IV в. до н. э.), вначале в Греции, а затем получил распространение и в Римской империи. Зенон Китийский стал родоначальником этого учения, базой которого служат понятия мужественности, устойчивости, твердости в любых обстоятельствах. В стоицизме не принимаются эмоции, они критикуются за импульсивность и неуправляемость, стихийность возникновения и проявления. Примат разума и жесткое подавление эмоций – основное в философии стоиков. Это, кстати, касалось и искусства спора: с минимумом эмоций, с продумыванием аргументации, с четкой логикой изложения. Именно благодаря стоицизму мы пользуемся сегодня поговоркой «в споре рождается истина». В целом, стоицизм существовал около шести веков, и очень интересен этот опыт в общемировой истории – как влияющий на умонастроения людей самых разных эпох.

Теория стоицизма во всем многообразии ее аспектов

В первозданном своем виде она охватывает сразу несколько направлений мысли: логику, физику, этику. Впоследствии Клеанф вводит в круг ее влияния диалектику, риторику, политику, этику, теологию. С ходом истории образуется крен то в одну, то в другую, то в третью область знаний, но всегда при сохранности базовых принципов стоицизма. Рассмотрим их подробнее.

Читайте также  Петриченко, Степан Максимович

В восприятии стоиков мир – нечто живое, это «тело Бога». Реальность регулируется Высшим Существом, воле которого противиться бесполезно и неразумно, а потому единственное, что можно сделать, чтобы сохранить свое достоинство и обрести подлинную силу, – это спокойно, неустрашимо и твердо принимать все сужденное роком. Главный враг стоика – это страсть, которая «смешивает карты» и сбивает человека с избранного пути, лишая его силы. Следовательно, главное, чему стоит научиться, – бороться со страстями и быть сильнее их (главными «врагами» стоиков были отвращение, удовольствие, страх и влечение). Это важно не только на индивидуальном уровне, но и на коллективном: стоики были убеждены, что все в мире взаимосвязаны, а потому любое движение человека вызывает некую реакцию в пространстве миров. Поэтому они ратовали за возрастание личной ответственности не только за деяния, но и за образ мыслей.

Главное – оставаться в ладу с собой и своей природой, не вредить ни себе, ни другим. Все принимать с внутренней силой, безропотно, не пытаясь навязать свою волю Божественному промыслу. Эта философия помогала воинам (особенно в преодолении страха смерти), а также всем тем, кто утратил ориентиры. С течением времени благодаря стоицизму и его распространению изменились и сами нравы римского общества: оно стало более объективным по отношению к своим гражданам, способствовало росту их самосознания, увеличению прав и свобод, повышению уровня образования и развития.

Для римлян стоицизм стал тем, чем для средневековой Европы – христианство – столь мощным было влияние этой философии на умы. В последние годы существования стоицизм был воспринят, прежде всего, с точки зрения подчинения человека року и отказу от собственного «Я» — идее своеобразного «растворения в мире». Основное внимание стало уделяться «взаимоотношениям со смертью»: человек готовился к тому, чтобы спокойно и достойно принять смерть, когда она придет, и учился понимать всю естественность этого процесса (наиболее явно эта идея реализована в наследии Эпиктета). Даже великий император Марк Аврелий принял учение стоицизма и стал воплощать его принципы в своей жизни.

Как используются идеи стоиков в наши дни?

Конечно, в наше время применение философии стоицизма в ее классическом варианте невозможно по ряду причин: мы совсем другие, мы испытываем экзистенциальный тупик после эпохи «смерти Бога», мы более свободны и более одиноки, в сравнении с далекими предками. Сегодня умонастроения, сходные с мировоззрением стоиков, тесно сплетены с восточной философией (широко распространенной, в том числе, далеко за пределами азиатских стран), с ее идеями невозмутимости, достижения нирваны (в буддизме), освобождения от пут страстей и сильных эмоций, идеей предопределения (что созвучно принципу рока в греческой и римской философии). Если подойти очень общо, то некоторые принципы стоицизма применяются даже в повседневной психологической практике: например, принцип принятия всех аспектов своей личности с целью ее беспристрастного познания. Ведь то, что мы можем изучить и осмыслить, перестает руководить нами. Получается, высвобождение от эмоций, которое преследовалось с древнейших времен всеми стоиками, происходит сегодня не через их отрицание, но через принятие и переосмысление.

Момент принятия всех моментов жизни – это очень здоровый, с точки зрения психологии, принцип. Чем больше сопротивления и отрицания – тем больше энергии человек теряет на борьбу, вместо того, чтобы изыскивать конструктивные способы совладания с ситуацией. Психологи считают, что существует две реальности: наблюдаемая (то, что происходит вокруг человека) и иллюзорная (субъективная – та, которая содержит отражение и восприятие человеком всего происходящего вокруг). Принятие происходящего как данности, факта, существенно облегчает психическую работу по нейтрализации внутренних конфликтов и драм – это вариация «стоического фатализма», когда срабатывает принцип: «я не могу это изменить, но могу менять свое отношение». И тогда человек представляется наделенным властью над собственным миром, гораздо большей, чем обычно принято считать.

Конечно, принципы стоицизма очень востребованы сегодня и при занятиях восточной борьбой и различными видами боевых искусств. В данном случае стоицизм – это проявление нечувствительности к боли, владение ситуацией, максимальная концентрация не благодаря, но вопреки обстоятельствам. Это умение достойно проигрывать. Та особая «воинская» этика, позволяющая признать факт превосходства сил противника, применить принципы рациональности в организации и поведении боя, явить миру свои выдержку и волю. Не обойтись также без своеобразного отношения к смерти – как справедливого, уместного и своевременного события. Надо признать, что страх смерти – один из самых сильных, с которым мы так и не научились грамотно справляться. Принятие смерти, особенно своей собственной, мудрое к ней отношение, умение спокойно и достойно принять мысль о конечности своей жизни – это, что называется, «высший пилотаж». К этому всегда призывали и стоики, и восточные мудрецы, и духовные подвижники-аскеты, и экзистенциальные терапевты.

Послесловие

Философия стоицизма – это целая веха в мировой истории и теологии, которая дала живительный импульс многим теориям и учениям, которые зародились позже, в эпоху Средневековья. Древние стоики были убеждены, что мир материален, и все его составляющие всегда имеют некое собственное предназначение: будь то мелкая букашка или могущественный император. Вот почему неразумно и даже небезопасно сопротивляться естественному течению жизни: у всего есть свои мотивы и причины, которые простому смертному порой не постичь, и только тот, кто понимает эти закономерности и связи, уважает и чтит их, станет достойным «гражданином мира».

Мудрость – в спокойствии, отстраненности, позиции наблюдения. Сила – в овладении собственными порывами и иррациональными импульсами. То, чему предписано быть, обязательно осуществится. Все мы смертны, и еще никому не удавалось уйти от смерти. Думаете, это про отсутствие выбора? О нет, наоборот, про то, что он есть: можно всю жизнь положить на сопротивление и борьбу с обстоятельствами, а можно спокойно принимать перемены, без которых невозможна жизнь. Можно достичь внутреннего покоя и наслаждаться этим, даря внутренний свет окружающим. А можно сгорать на огне страстей, внося диссонанс в течение жизни и делая близких несчастными.

Автор: Павловская Гражина, психолог

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Каковы основные идеи и представители стоицизма?

Стоицизм– философская школа, основанная Зеноном Китионским (332 – 262 до н.э.) около 300 года до н.э. и получившая такое название потому, что его первые представители собирались в портике «Стоя» («Пестрый зал»), т.е. крытой галерее, перекрытие которой опирается на колонны.

Крупнейшими представителями раннего стоицизма (III – II вв. до н.э.), помимо его основателя, были Клеанф и Хрисипп, среднего стоицизма (II – I вв. до н.э.) – Панетий и Посейдоний, позднего (I – II вв. н.э.) – Сенека и Марк Аврелий.

В распоряжении философов на сегодняшний день имеются лишь отдельные фрагменты сочинений стоиков двух начальных периодов. Но зато сохранилось большинство работ Сенеки, главная из которых – «Нравственные письма к Луцилию», а также труд императора Марка Аврелия «Наедине с собой».

Зенон делил науки на логику, физику (натурфилософию) и этику, сравнивая их с фруктовым садом или яйцом. Ограда сада – логика, деревья в саду – физика, фрукты, то, ради чего высаживается сад – этика. Или скорлупа яйца – логика, белок – физика, а желток – этика.

Логика (стоиков) сводится к следующим основным идеям:

1) Целью логикиявляется отработка критериев истины.

2) Источником человеческого познания являются ощущения, на основании которых возникают представления.

3) Накапливаясь в памяти человека представления дают основу для сравнения, выявления черт сходства и различия, выделения черт сходства и формулирования понятий.

4) Понятия (общее) не имеют самостоятельного существования вне разума человека. Реально существуют лишь единичные вещи.

Физика (стоиков) содержит в себе следующие основные идеи:

1) Бытие есть лишь то, что способно к активности и страданию. Таково лишь тело, а, следовательно, «бытие и тело – одно и то же».

2) Космос – живое, разумное и материальное целое, имеющее в себе два начала: пассивное материальное и активное идеальное (Логос).

3) Всё в мире возникает из Логоса, который неотделим от материи, а, поскольку нет материи без формы, постольку Логос есть всё (материалистический пантеизм).

4) Саморазвитие мира происходит циклически, причем каждый цикл заканчивается Мировым пожаром: мир когда-то очистится, сгорит, и затем снова возродится и всё повторится сначала.

Сущностьэтики(стоиков) сводится к следующим положениям:

1) Для стоиков целью жизни является достижение счастья, суть которого состоит в следовании природе, т.е. жить так, чтобы обеспечивать рост и развитие присущих человеку качеств, в частности, разумного начала.

2) Счастье не зависит от внешних событий, поэтому человек, захваченный пытками, болезнями и социальными потрясениями, может быть счастливым. Поэтому необходимо безразлично относиться к событиям, происходящим в обществе.

Читайте также  Схема факторов, влияющих на окружающую среду

3) Свободен мудрец (т.к. он способен сдерживать страсти), а рабом является невежда, т.к. он находится во власти страстей, которые являются следствием слабого разума.

Ключевая идея философской школы стоиков сходна с ос­новной идеей философии киников. Она заключается восвобождении от влияния внешнего мира. Они, разумеется, по-разному понимали способ достижения освобождения. Если киники видели осво­бождение от влияния внешнего мира в отвержении ценностей традиционной культуры, асоциальном образе жизни, бродяжничестве и попрошай­ничестве, то стоики считали, что для освобождения необходимо постоянное самосовершенствование, усвоение лучших достижений традиционной культуры и стремление к мудрости.

Идеалом для стоика является мудрец, возвысившийся над суетой окружающей жизни и освободившийся от влияния внешнего мира благодаря следующим качествам:

Самыми авторитетными представителями стоической филосо­фии являлись Сенека и Марк Аврелий.

Сенека(5 г. до н. э. – 65 г. н. э.) – выдающийся римский фило­соф, воспитавший императора Нерона. После того как Нерон начал проводить порочную политику, Сенека покончил жизнь самоубийством. Сенека отстаивал идеи добродетели, призывал не участвовать в общественной жизни и сосредо­точиться на собственном духовном состоянии. Он приветствовал покой и созерцание и был сторонником незаметной для государства, но радостной для индивида жизни. Сенека верил в безграничные возможности развития человека и челове­чества в целом и предвидел культурный и технический прогресс.

Марк Аврелий(121 – 180 гг. н. э.) – крупнейший римский философ, в 161 – 180 годы – император Рима. Для его философии характерно признание высшим мировым началом Бога, которого он понимал как активную материально-духовную силу, объединяющую весь мир. Марк Аврелий выделял внешний мир, который неподвластен человеку, и внутренний мир, подвластный только человеку. Он считал главной причиной счастья отдельного человека является приведение его внутреннего мира в соответствие с внешним миром. Призывал ценить и максимально использовать возможности жизни.

Новое в блогах

Сообщество «Клуб интеллектуалов»

Эпикурейцы, киники и стоики

Эпикурейцы, киники и стоики появились в IV – III вв. до н.э. Они использовали сократический метод и считали, что цель философии – наставлять людей, сохранять достоинство и терпеть невзгоды. Но в понимании того, как это делать они отличались друг от друга.

Эпикур жил в 4 веке до н.э. с 341 по 270 год до н. э. Родился на острове Самос, родители были из знатных афинян. В 306 году основал в Афинах школу «Сад Эпикура», где и обучал своей философии в окружении друзей, детей, не прогоняя ни рабов, ни гетер. Кто такие гетеры надеюсь знаете. Из сочинений его сохранились лишь отдельные фрагменты и книга изречений «Главные мысли».

Сторонник атомизма, Эпикур в отличие от досократиков Демокрита и Левкиппа считал, что атомы имеют вес и могут отклоняться от заданных траекторий, значит, думал он, не всё в мире предопределено, человек может принимать решения по своей воле и быть свободным.

Эпикур не считал богов создателями мироздания: боги просто пребывают в вечном блаженстве и ни на что не влияют. Эпикур признавал существование души как временное соединение тонких атомов, душа смертна как и тело и распространена она по всему телу! Основной частью души является ум, расположенный в сердце. (!) Источником познания являются наши ощущения, сны он тоже считал разновидностью ощущений. Эпикур конечно же и материалист и атеист.

В этике он сторонник эвдемонизма, согласно которому основная цель жизни – достижение счастья, а единственное добро в жизни – удовольствие. Но не всякое, как считает гeдoнизм, а умное, так как излишества и крайности приводят к страданиям. Надо вести себя так, чтобы каждое достигнутое удовольствие не могло уменьшить общую сумму всех удовольствий, доступных в жизни. Высшая ценность – здоровье и спокойствие души.

Нам мешают три вида страха:

1. Страх перед небесными явлениями. Он преодолевается знанием физики, космологии, астрономии.

2. Страх перед богами. Но он напрасен, так как боги находятся в состоянии блаженства и не собираются вмешиваться в жизнь людей.

3. Страх перед смертью. Но он не имеет смысла так как загробной жизни нет, наша душа материальна и умирает вместе с телом, а мы со смертью никогда не встречаемся: «Пока мы живы – смерти нет, когда смерть есть – нас нет».

Так что не следует бояться смерти и богов. Высшая ценность – физическое здоровье и спокойствие души:

«Я ликую от радости телесной. я плюю на дорогие удовольствия, — не из-за них самих, но за неприятные последствия их», — писал Эпикур.

К неестественным потребностям Эпикур причислял занятия политической и общественой деятельностью: его девиз «Проживи незаметно»

Философским наследником Греции стал Рим. Последователи Эпикура ценили радости жизни, эпикурейцем стал римский философ Тит Лукркеций Кар, который донёс до нас многие мысли Эпикура в произведении «О природе вещей». Но в средневековой Европе произведения Эпикура запрещались. Не исключено, что церковники причастны к исчезновению его трудов, ведь века тогда были средние, времена тёмные, фанатики рьяные.

Киники

Слово это происходит от греч. «Киносарг», что означает «Зоркий пес». Так назывался в Афинах холм и «гимнасия», где преподавал ученик Сократа и Горгия Антисфен (444 – 368 гг. до н.э.), известный как основоположник кинимзма в философии Он развивал сократовскую линию философствования как образа жизни, но делал это методом протестного эпатажа, отвергая традиционные моральные нормы и общепринятые ценности.

Антисфен дискредитирует избирательные процедуры, говоря, что избрание глупцов стратегами подобно решению считать ослов конями. Он выдвинул идею космополитизма, идею гражданина мира, не имеющего никвкой социальной укорененности. Всякие социальные принадлежности, лицемерные нормы приличия и традиции считал иллюзией. Человек неуязвим, если он не продается за иллюзорные блага, он должен быть «нагим и свободным». Отсюда аскетизм, вплоть до нищенства, что позволило, используя этимологию слова «киникос» (собачий) понимать киников как ведущих собачью жизнь. Показное самоуничижение киников – не смирение, а эпатажное проявление гордости. Работы Антисфена не сохранились.

Самый известный представитель кинизма – Диоген Синопский (ок. 410 – 323 гг. до н.э. (Не путать с Диогеном Лаэртским, историком античной философии который жил позже, примерно с 180 до 240 года уже н.э. и увесистый том его жизнеописаний всем доступен.

Древнегреческое имя Диоген означает «рождённый Зевсом» и было почетным среди свободных граждан Греции. По мнению Диогена для человека главное – понять себя, свои переживания, а через себя и других. Противник догм и схоластики, Диоген теоретизирование не жаловал, считал бесполезными математику, физику, астрономию, даже музыку… Спекулятивные метафизические построения он тоже считал абсурдными, что впрочем недалеко от истины. Жил он, правда, не в бочке, как принято считать, а в лежащем на боку старом глиняном пифосе, то есть большом чане, в котором ногами давили виноград.

Диоген иронизировал по поводу обывательских потребностей и выражал презрение согражданам, объявлял их калеками, стыдящимися собственных естественных желаний, и в то же время приспосабливающимися к обычаям, теряющими свободу ради призрачных благ. Этим он хотел показать, что люди стыдятсяне того, чего не надо стыдиться. Он был популярен, весел и ироничен, ценил сексуальную независимость и не вступал в брак. Несмотря на его неухоженность, афинские девушки не тяжелого поведения проявляли к нему особое расположение. Диоген – далеко не аскет, всякое самоистязание он считал глупостью.

«Надо радоваться жизни, не напрягаясь, это важнее чем написание трудов». Он свободен говорить что думает даже царям. Однажды, наслышанный о нем властитель подошел к нему и сказал: «Я великий царь Александр. Проси, что хочешь». И услышал в ответ: «А я собака Диоген. Прошу тебя, отойди, не заслоняй мне Солнце». Александр оценил отличие философа от придворных лизоблюдов и сказал: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном».

Доведение киниками сократического метода до абсурда дало повод Платону назвать Диогена безумствующим Сократом. Выходки Диогена – яд и лекарство, текст в поступках, он воплотил свое учение в свою жизнь, у него действительно философия совпадала с мировоззрением. Он прокладывал путь к тому, что считал подлинной жизнью в довольстве. По преданию – умер задержав дыхание.

Стоики.

Основателем стоицизма был Зенон из Китона. (4 век до н.э.) Он понимал философию как упражнение в мудрости, начинающееся с логики, которая изучает риторику, правила ведения беседы, выяснение критериев истины, грамматику. По Зенону познание начинается с ощущений, которые порождают представления, переходящие в понятия и построение умозаключений. Тут не возразишь.

В физике Зенон принимал два начала: бескачественную материю-субстанцию и активное божественное начало, Демиург, создающий всё и Логос, закон всех вещей существующий во всём. Мир произошел из огня, затем возник воздух, вода и земля. Затем всё снова превращается в огонь и этот цикл периодически повторяется. Причём всё это сотворено во благо и в мире царит фатум или Судьба…

Читайте также  Тема святости и греха в поэме Блока Двенадцать

В этике Зенон утверждает что счастье – высшая цель человека, а центральная часть души – это разум. И надо жить в согласии со всей природой вообще и со своей природой в частности, сохраняя здоровье и развивая разум. Мудрый не должен допускать страстей нарушающих покой души. Идеалом стоика является атараксия (покой) или на худой конец анатея ( терпение).

Просуществовал стоицизм долго, до 3 века нашей эры. К поздним стоикам принадлежали Сенека и Марк Аврелий. С их точки зрения мир – это единый организм, Бог не отделен от мира, а наполняет его. Части мира не ведают единого плана устройства мира, поэтому он для них выступает как судьба. Человек должен отрешиться от волнений и уйти в себя. Идеальное состояние мудреца – апатия по собственной воле, тогда он становится подобным Богу-Логосу. Мудрец добровольно повинуется року, неразумного же тащит судьба. (Позже Гегель повторит эту безысходную мысль) По мнению стоиков люди должны стоически терпеть удары неотвратимой судьбы. Так формируются взгляды характерные для эпохи упадка Римской империи и распространения христианства. Это уже не философия, а религия «спасения», религия страха, безропотности перед неизбежностью страдания. Это основание для повиновения судьбе и воле Бога, то есть фактически Церкви. Это проповедь пессимизма и фатализма, когда главное – покаянная апатия, молитвенное безразличие. Осевое время античности заканчивалось.

Если античная философия возникла как свободное размышление и любознательное стремление к знаниям, то на закате античности идет перерождение и разложение философии, которая всё больше пронизывалась мистикой и всё больше подчиняется религии. Это было проявлением социального гниения и упадка античного мира, который и завершился, в конце концов, его крахом. Рим слабел, разлагался, испытывал напор варваров извне. Император западной Римской империи Константин Великий решил использовать религию для спасения империи и в 313 году н.э. издал Миланский эдикт, по которому доселе преследуемое христианство объявлялось государственной религией.

Наступали тёмные и очень средние века. Но о них — завтра

Не забудьте поставить + и (или) высказать своё мнение

Стоицизм на каждый день

«Жил раньше как дурилка!», — Я подумал про себя, когда почувствовал очередной жизненный катарсис

Такая мысль посетила мою голову, после лекции Кирилла Мартынова (Редактора отдела политики «Новой Газеты» и преподавателя ВШЭ) про стоицизм. Он называет себя последователем современного стоицизма. Или как говорят на западе — modern stoicism. Мне кажется, что большого смысла подробно рассказывать о стоиках нет. Все и так знают: кто, что, как и откуда они.

Стоиками назывались древнегреческие и древнеримские философы, которые искали путь к Атараксии — жизненному спокойствию. Они искали отрешение от человеческих страстей, страхов и тревог. Может показаться, что стоики походили на современных картонных киногероев, но это ложное впечатление. Они не были против радости, любви, веселья… Их философия отказывала чувствам тревоги и страха в целесообразности.

Как и большинство античных философов, стоики ставили во главу угла — счастье. По их мнению, человек живет, чтобы стать счастливым. В античности существовали различные философские школы, стремившиеся показать наиболее правильный путь к счастью.

Эпикурейцы называли счастьем отсутствие телесных и духовных страданий. Киники находили счастье в аскезе. Стоики не считали, что философ обязан быть нищим оборванцем. Наоборот, философ-стоик может ездить поршэ. Но все равно не будет хуже или лучше чем философ-стоик, катающийся на метро. Потому что материальные блага не играют важной роли. Можно достигнуть Атараксии во дворце с нимфами или сидя на коряге среди мхов.

Материальные блага — бутафория, играющая минимальную роль и необязательная для счастья. Можно всю жизнь гнаться за деньгами, но так и не ощутить настоящего счастья. Однако лучше быть счастливым с капиталом, чем без него.

Вот в чем заключается мировоззренческая позиция стоиков.

Мне нравится в стоицизме понятие «границ контроля»

Имеет смысл беспокоиться только о том, что находится в зоне вашего контроля. А посторонние вещи не должны беспокоить, потому что не зависят от наших действия. А значит являются несущественными.

Например, если вы выступаете с докладом. Надо беспокоиться только о степени вашей подготовки. Реакция публики, её оценка и прочее — находятся вне границ вашего контроля. Выступающий уже сделал свой максимум, презентовав себя как смог. А по другую сторону находится много факторов, лежащих вне вашего контроля. Плохое настроение части аудитории, кто-то не любит рыжих, кто-то вчера пил, у кого-то проблемы в семье и многое другое. Все эти факторы повлияет на оценку вашего выступления, но они лежат вне зоны вашего контроля. Поэтому держать их во внимании очень глупо.

Сосредоточиться исключительно на границах своего контроля — верный путь к Атаракасии и к жизни без страхов со страхами.

Также стоики рекомендуют относиться к мыслям и оценкам других людей. Мнения о Вас лежат за гранью вашего контроля, поэтому не имеет никакого. Только собственное мнение о себе имеет право на жизнь. А все другое туфта.

Стоицизм дает инструмент, чтобы выжить и сохранить рассудок в самой безумной ситуации

Если переводить на современный язык, такой инструмент можно назвать «негативной визуализацией»

Стоики считают, что думая о худшем, вырабатывается иммунитет к опасностям, которые таит в себе позитивное мышление. Философия держится на представлении самому себе о самом худшем, только в этом случае человек будет ценить настоящее. Тут нельзя представлять себе только самое плохое. Наоборот надо представить весь спектр возможных исходов того или иного события и отказаться от ответственности за результат, потому что он вне границ контроля.

История американского пилота времен вьетнамской войны Джеймса Стокдейла хрестоматийна. Его самолет был сбит во время вылета, а он был взят плен. Следующие 7,5 лет провел во вьетнамской тюрьме Хоало. Заключенных били, пытали, заковывали в кандалы и сажали в тесный карцер без окон размером метр на три. Чтобы вьетнамцы не использовали его в пропагандистских целях, Стокдейл изрезал себе голову бритвой, а лицо изуродовал табуретом. Когда пытки стали невыносимыми, он вскрыл себе вены, чтобы не выдать информацию о подпольной деятельности своих товарищей. После освобождения бывший заключенный дал интервью, где его спросили, кому было всех труднее выжить в аду Ханои, а он ответил следующее.

Оптимистам. Тем, кто говорил: «К Рождеству мы будем на свободе». Но наступало Рождество, а они по-прежнему были в тюрьме. Тогда они говорили: «Мы будем на свободе к Пасхе». Наступала Пасха, но ничего не менялось. Затем проходил день благодарения и следующее Рождество. Оптимисты теряли надежду, и это был конец… Это очень важный урок. Необходимо всегда сохранять веру в то, что вы победите, невзирая ни на какие трудности, — потому что мы попросту не можете позволить себе потерпеть поражение — и в то же самое время нужно смотреть суровой правде в лицо, какой бы жестокой эта правда не было.

Позже выяснилось, что Стокдейл любил философию в военной академии и неоднократно перечитывал «Краткое руководство к нравственной жизни» Эпиктета. Впоследствии он говорил, что именно Эпиктету обязан своим выживанием во Въетнам, посколько тот дал ему нравственную силу для преодоления всех ужасов и рациональную ясность для понимания, что он может сделать, а что нет.

Я давно прочитал «К самому себе» Марка Аврелия и был в восторге от этой книги. Она залечила мою душу, когда в ней была огромная черная дыра. Когда узнал, что «К самому себе» была настольной книгой самого Сесиля Родса (основателя Де Бирс и создателя своего государства в Южной Африке), то безумно обрадовался. Кстати, Фридрих Великий не ходил в походы без «Краткого руководства к нравственной жизни» Эпиктета. Из современных политиков Билл Клинтон называет «К самому себе» своей любимой книгой. Много крутых людей читают стоиков, чего я всем и советую.

Всем читать Эпиктета, Сенеку и Марка Аврелия. Только затем можно переходить к современным стоикам XXI века.

Сегодня люди думают, что стоики — люди, которые терпят боль и страдание, стиснув зубы. Но на самом деле они просто спокойные и уверенные ребята перед лицом любых невзгод.

В книжке «Как быть стоиком» Массимо Пильюччи есть крутая цитата, которая сочетает в себе все принципы стоицизма: «Господи, дай мне душевный покой, чтобы принимать то, чего я не могу изменить, мужество — изменять то, что могу, и мудрости — всегда отличать одно от другого».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: