Структура философского знания - ABCD42.RU

Структура философского знания

Философия: конспект лекций

Данное учебное пособие представляет собой конспект лекций по философии, составленный в помощь студентам средних и высших учебных заведений Материал подобран в соответствии с нормами Министерства образования и соответствует государственному стандарту для данной дисциплины

Оглавление

  • Лекция № 1. Предмет философии и ее место в системе научного знания
  • Лекция № 2. Что такое философия
  • Лекция № 3. Философия как теоретическое ядро мировоззрения
  • Лекция № 4. Структура философского знания
  • Лекция № 5. Бытие как всеохватывающая реальность
  • Лекция № 6. Познание
  • Лекция № 7. Виды познания
  • Лекция № 8. Субъект и объект познания
  • Лекция № 9. Общие представления о духе
  • Лекция № 10. Материя
  • Лекция № 11. Сознание
  • Лекция № 12. Движение
  • Лекция № 13. Пространство и время
  • Лекция № 14. Общие понятия о человеке
  • Лекция № 15. Человек в мире природы
  • Лекция № 16. Понятие общества
  • Лекция № 17. Социальная структура общества
  • Лекция № 18. Гражданское общество

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Лекция № 4. Структура философского знания

Многообразие философских проблем обусловливает сложную структуру философии. Аристотель выделял теоретическую часть философии — учение о бытии, его составе, причинах и началах; практическую — учение о человеческой деятельности; поэтическую — учение о творчестве. Этика и политика у Аристотеля образуют философию о человеческом. У стоиков философия включала логику, физику (учение о природе) и этику. Учение И бн Сины (Авиценны) состоит из физики, логики и метафизики. По мнению Ф. Бэкона, имеются три основных предмета философии — Бог, природа и человек. Соответственно этому философия подразделяется на естественную теологию, естественную философию и учение о человеке. Ф. Бэкон высказал мысль о взаимном невмешательстве религии и философии. Естественную философию он поделил на физику, которая изучает все многообразие объектов природы, и метафизику, выявляющую причину всего сущего, нечто общее и неизменное для вещей.

Т. Гоббс выделял философию природы и философию государства. Философия природы (естественная философия) разделялась в свою очередь на логику, изучавшую основные вопросы методологии познания; «первую философию», трактовавшую наиболее общие понятия бытия; и физику, рассматривавшую законы движения и конкретные явления природы. В состав философии государства (гражданской философии) входят этика и политика. И. Кант писал о трех частях философии, соотнося их с тремя «способностями души» — познавательной, практической и эстетической. Соответственно И. Кант философию понимал как учение о единстве истины, добра и красоты, преодолевая просветительскую (позже — позитивистскую) узкорационалистическую трактовку философии. Г. Гегель также выделял три части философского знания: логику, философию природы и философию духа.

В современном представлении философия теоретически осмысливает реальность и трансформируется в:

1) учение о бытии — онтологию;

2) учение о деятельности — праксеологию;

3) теорию познания — гносеологию;

4) теорию ценностей — аксиологию;

5) учение о человеке — философскую антропологию;

6) науку о закономерностях и движущих силах развития общества — социальную философию (социологию).

В качестве ядра философии в отечественной литературе нередко называли теорию диалектики. Учение о способах познания философии — методология, а учение о путях творчества и их обосновании — эвристика. Отдельными областями философии являются философия науки и техники, религии, языка, логика (наука о законах мышления), философия искусства (эстетика), философия нравственности (этика), философия культуры, история философии.

Философия не ограничивается научно-понятийным постижением мира и человека, а стремится к возвышенному (чувству), к постижению бытия человека в мире (к практике, к достижению добра).

В целом философия изучает отношение «человек — мир», рассматриваемое под углом зрения природы и сущности мира и человека, места человека в мире, отношения к нему, возможностей познания, оценки и преобразования мира и совершенствования самого человека, общей структуры мира и состояния, в котором он находится.

Специфика и структура философского знания

Все статьи сайта → ФилософияСпецифика и структура философского знания

История систематизации философского знания

Система философского знания начала зарождаться еще в период античности. В IV в. до н. э. стоики разработали схему, которая с некоторыми коррективами актуальна и на сегодняшний день: философия берет свое начало из логики, далее следует физика как учение о природе, затем – этика как учение о человеке, путях достижения мудрой и осмысленной жизни.

В XVII в. повышенное внимание уделяется гносеологии – теории познания. В понимании того века данная наука была шире логики, поскольку рассматривала наряду с абстрактно-теоретическим и чувственный уровень познания (ощущение, восприятие, представление). Обособленно от физики возникает онтология, а сам термин «физика» приобретает совершенно другой смысл в связи с образованием специально-научного, опытного знания.

В Новое время происходит существенная перестройка структуры философского знания. И. Кант в «Критике способности суждения» выделяет три части философии и соотносит их с тремя «способностями души», а именно с познавательной, практической (желание, воля) и эстетической способностями, которые присущи человеку с самого рождения. Таким образом Кант представляет философию как учение о единстве истины, добра и красоты, что значительно расширяет трактовку философии только как теории и методологии научного познания.

В свою очередь Гегель определяет свою систему философии в виде «Энциклопедии философских наук». Он выделяет три области философии:

— логику, совпадающую с диалектикой и теорией познания;

— философию духа (философские науки о государстве и праве, всемирной истории, искусстве, религии и непосредственно философии).

Структура современного философского знания

Современное философское знание имеет более разветвленную структуру. Это разветвление определяется сферами реальности, которые человек может выделить и исследовать. В соответствии с обозначенными сферами и формируются основные разделы философии.

Схема «Структура философского знания»

Какова же структура философского знания? Далее мы кратко рассмотрим ее основные элементы.

1) Путем осмысления природы и Вселенной возникает онтология (греч. ontos – сущее, logos – учение) как учение о бытии. Здесь рассматриваются проблемы бытия и небытия, материального и идеального бытия, бытия природы, общества и человека.

Философия природы (натурфилософия) является разновидностью онтологии. Основное внимание сосредоточено на том, чем является естественное бытие и природа в целом.

Теория развития – учение об универсальных законных движения и развития природы, общества и мышления.

2) Философское осмысление истории и общества в целом формирует следующие дисциплины: социологию, социальную философию, философию истории, философию культуры, аксиологию.

Социология представляет собой учение о фактах и формах социальной жизни (социальных системах, формах общностей, институтах, процессах).

Социальная философия изучает общество во взаимодействии всех его сторон, закономерности его возникновения, формирования и развития. Различные общественные процессы и явления рассматриваются на макроуровне, уровне всего общества в целом как самостоятельной саморазвивающейся системы. Основные проблемы, которые затрагивает социальная философия: взаимодействие между различными обществами; общественные отношения в процессе практической деятельности людей; объективные интересы и потребности общества и отдельной личности; мотивы и цели деятельности человека в определенном обществе.

Предметом философии истории является определение закономерностей исторического процесса, выявление смысла и направления движения человеческой истории.

Философия культуры исследует специфику возникновения и становления культурных процессов, сущность и значение культуры, закономерности и особенности культурно-исторического прогресса.

Аксиология представляет собой философское учение о ценностях и их природе (от греч. axios – ценность и logos — учение), их месте в реальности, взаимосвязи друг с другом и различными культурными и социальными факторами, а также структурой личности.

3) Философское осмысление человека выделяет следующие элементы философского знания: философскую антропологию и антропософию

Философская антропология исследует одну из важнейших проблем философии – проблему человека: выявление его сущности, анализ исторических форм его активности, раскрытие исторических форм его бытия. Основной круг проблем: природные, социальные и духовные факторы развития человека; сущность и существование, человек во взаимосвязи со Вселенной, сознательное и бессознательное, индивид и личность и т. д. Конкретно постижением смысла возникновения и жизни человека занимается антропософия.

4) Путем изучения духовной жизни возникает следующий комплекс философских наук: гносеология, логика, этика, эстетика, философия религии, философия права, история философии, философские проблемы информатики.

Гносеология (эпистемология) представляет собой учение о знании (gnosis – знание, logos – учение). Основные вопросы: взаимосвязь субъектно-объектных отношений в познании; чувственное и рациональное в процессе познания; проблемы истины; эмпирический и теоретический уровни познания; метод познания, средства и закономерности; критерии истинности познания.

Логика является учением о формах мышления. Объектом изучения этики является мораль. Эстетика определяет закономерности художественного отражения реальности человеком, сущность и формы преобразования жизни по законам красоты, изучает природу искусства и его значение в развитии общества.

Философия религии определяет особую религиозную картину мира, анализирует причины происхождения религии и различных религиозных течений и направлений.

Философия права исследует основания правовых норм, потребность человека в правотворчестве.

История философии изучает возникновение и развитие философской мысли, конкретные философские концепции, школы и течения, а также определяет перспективы развития философии.

Философские проблемы информатики – особый компонент в системе философского знания, представляющий знания и исследования современных средств и способов познания мира.

Специфические черты философского знания

двойственность философского знания – философия не является научным знанием как таковым, однако имеет отдельные черты научного знания, такие как предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

— философия представляет собой теоретическое мировоззрение, обобщает ранее накопленные человеческие знания;

предмет философии имеет три направления исследования: природа, человек и общество и деятельность как систему «человек-мир»;

— философия обобщает и объединяет другие науки;

Читайте также  Размер предприятия и факторы, его определяющие

— философское знание имеет сложную структуру, которую мы рассмотрели выше;

— включает в себя базовые идеи, являющиеся основными для других наук;

— в некоторой степени субъективно – зависит от мировоззрения и личности отдельных философов;

— представляет собой совокупность ценностей и идеалов определенной эпохи;

— рефлексивно – субъектом познания философии является как окружающий мир, так и само философское знание;

— знание динамично – развивается, изменяется и обновляется; — имеет круг проблем, которые на данный момент не разрешены логическим путем.

Как видим, философия представляет собой многокомпонентную структуру, однако каждые отдельные дисциплины не являются механическими частями целого, их нельзя отделить друг от друга и рассматривать отдельно, только в совокупности со всеми остальными элементами. Таким образом, философия – довольно сложное и неоднородное образование, состоящее из совокупности отдельных дисциплин со своей спецификой. Однако философию нельзя сводить исключительно к науке, поскольку она подобна искусству, формирует не только ум, но и чувства человека.

Видеоматериалы по теме:

СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ И ЕГО ФУНКЦИИ.

Современное философское знание объемно по своему содержанию. Можно выделить отдельные разделы и дисциплины философии, при этом имея ввиду, что все они между собой взаимосвязаны, взаимозависимы, поскльку представляют единую систему философского знания.

Онтология.Особенность этого раздела в философии заключается в том, что философия как специфическая форма осознания человеком своего бытия призвана дать человеку знание о мире и самом человеке в их бытии, ответить на вопрос: что представляет мир как таковой? Какова его природа? Что лежит в основе мира? Един ли мир? Как он существует? Онтология как специфический раздел философии описывает всеобщие свойства и структуру мира. В отличие от частных наук философия ставит эти вопросы в их предельной форме, говоря о наиболее общих предпосылках бытия, о наиболее общих взаимоотношениях между миром и человеко, о всеобщих закономерностях бытия как такового.

Гносеологическийраздел на первый план ставит проблему взаимодействия между познающим субъектом и познаваемым объектом. Философия ставит вопрос о познаваемости мира и обоснованности наших знаний о нем. В познавательном отношении человек, являясь частью бытия, в то же время противостоит ему и осознает свое противостояние. Весь окружающий мир рассматривается как объект познания. В рамках гносеологии строится теория познания как философское учение о знании и закономерностях познавательной деятельности человека. Тем самым философия изучает предельные основания познания: обоснованность познания и знания. Она подчеркивает, что познание – это не зеркальное отражение предмета в теории, не как результат созерцательного восприятия действительности, а строится через призму деятельностного отношения человека к миру и самому себе. Вследствие деятельностной обусловленности познавательного отношения человека к миру теоретическое отражение зависит не только от предмета отражения, а так же от степени зрелости самого социального субъекта, от характера и направленности его потребностей и интересов, от степени развития его познавательных способностей и средств.

Как уже отмечалось, в силу своего мировоззренческого характера философское отражение и понимание мира, места в нем человека сопряжено с формированием системы ценностей, что раскрывает аксиологический раздел философского знания. Это учение о природе ценностей, их месте в реальности и структуре ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой и с социально-культурными формами.

Аксиологию интересует не бытие как таковое и не законы его познания, а прежде всего человеческое отношение к бытию.

Праксиологическийраздел связан с анализом практической деятельности человека по освоению реального бытия, предметного мира.

В этом смысле практика является как бы активным связующим моментом между миром и человеком, между бытием и мышлением. Человек познает закономерности бытия, оценивает их значимость для своего развития и развития человечества в целом, имея возможность творчески применить полученные знания. Философия исследует мировоззренческие принципы практической деятельности человека, вырабатывая на основании познания истины и ее сочетания с общечеловеческими ценностями и интересами некую общую систему норм данной деятельности, ее параметры и ограничения.

Помимо основных разделов философии (и в их рамках, и относительно самостоятельно) выделяется ряд философских дисциплин.

Логика – учение о последовательном и упорядоченном мышлении. Она изучает формы выражения мыслей и формы развития знаний, приемы и методы познания, а также особые законы мышления.

Существование логики как особой философской дисциплины оправдано необходимостью построения теоретизированной философской системы. Результаты познавательного отношения к действительности, отраженные в содержание философского знания, фиксируются, обуславливают формирование понятийно-категориального аппарата философии. Содержание этого аппарата, его структура, динамика отражают динамику развития, как самой действительности, человека, так и их взаимосвязь. Логические формы играют важную роль в целепологающей деятельности человека.

Философская антропология исследует проблемы природы, сущности и существования человека как особой формы бытия. Проблема самоосмысления для человека особо актуальна в современной цивилизации, когда общество, а вместе с ним и человек достигли достаточно высокого уровня зрелости, чтобы осмыслить свое существование.

Социальная философия – это концептуальное, рефлексивное осмысление общественных процессов. Она занята выяснением вопросов: что такое общество? Что можно отнести к общественным явлениям? Как реализуют себя в общем бытии социальные закономерности?

Социальная философия включает: философию общества (философская рефлексия общества), философию истории (исследование сущности, смысла и хода истории общества).

Этика выявляет фундаментальные, предельные основания справедливых, разумных и осмысленных действий в совместной жизни людей. При этом выдвигаемые этические принципы должны быть общезначимыми и понятными, их обоснование должно проводиться без опоры на какие – то внешние авторитеты или соглашения.

Эстетика исследует сущность прекрасного, формы его проявления в искусстве и природе, а также его воздействие на воспринимающего. Эстетика включает теорию искусств, анализ эстетического суждения, а также формы эстетического восприятия и переживания.

Философия языка рассматривает возникновение, развитие и функции языка, а также его значение в жизни человека и общества.

Философия религии раскрывает сущность религиозной веры и религиозного сознания, специфику их существования в обществе, значение религии для человека.

Философия права решает проблему обоснования права: из чего оно исходит, существует ли вышестоящая правовая норма, из которой можно вывести все конкретные правовые нормы?

Другое направление исследований – выявление соотношений права с моралью, религией, политикой, государством, властью, экономикой.

Философия наукиисследует структуру научного знания, средства и методы научного познания, способы обоснования и развития знания.

Философия культуры– дисциплина, исследующая сущность и значение культуры. И ряд других.

Место и роль философии в жизни человека и общества раскрывает ее функции. Философия выполняет много функций, они делятся на две группы: общие и специальные. Общие функции выполняются всей системой философского знания, специальные – в основном отдельными философскими дисциплинами.

К числу общих функций относятся мировоззренческая и методологическая.

Мировоззренческаяфункция раскрывает общее отношение человека к миру. Философия упорядочивает элементы мировоззрения, вырабатывает теоретическое обоснование выдвигаемых целей, идеалов и ценностей, дает критерии выбора оптимальных путей их реализации.

Между философией и системой мировоззрения существует взаимная связь: уровень развития и характермировоззрения определяют уровень и характер философии, а та в свою очередь обусловливает упорядоченность и обоснованность мировоззрения в целом.

Из этой функции основана интегративная функция, которая выражается в обобщении знания, создавая фундамент наук, участвуя в построении научной картины мира.

Частные науки строят свои картины мира. Однако никакая отдельная частная наука, ни комплекс наук не в состоянии построить научную картину мира в целом. Для этого необходима модель мира, отражающая его всеобщие связи и закономерности. Они лишь указывают направление интеграции и синтеза частного знания, принципы его построения в единую картину объективного мира и определяют критерии систематизации самих наук с выделением среди них комплекса лидирующих в данную эпоху наук. В основе же общенаучной картины мира лежит философское знание, обобщающее и систематизирующее достижения частных наук.

Из мировоззренческой функции вытекает и социально-аксиологичекая функция. Она заключается в разработки представлений о ценностях, общественном идеале.

Формирование системы ценностей и общественных идеалов в философии идет через критическую интерпретациюсоциальной действительности. В этом тоже состоит одна из функций философии.

Смысл ещё одной функции – культурно-воспитательнойзаключен в том, что знание философии воспитывает высокую культуру мышления, стремление к познанию истины, способность оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного мышления.

Методологическая функцияобъясняет, каким образом преобразовывать мир (направления, способы, методы). Каждая частная наука и отдельные отрасли практической деятельности используют специальные методы изучения и преобразования действительности.

Метод – это способ организации имеющегося опыта преобразования, который позволяет получать новые знания и новые результаты преобразования.

Философия открывает объективные основы, всеобщее содержание специальных методов познания и преобразования мира, вскрывает их сущность и общую структуру. Это позволяет научно классифицировать и систематизировать уже известные методы, создавать средства поиска и разработки новых методов познания мира. Философия обосновывает, выявляет общую структуру и характер соотношения исторического и логического подхода к явлениям, качественного и количественного, раскрывает общую структуру системного подхода в управлении социальными процессами.

Методология существует как знание о природе теоретических построений, об их отношении к опытным данным. Такое знание столь же необходимо при построении теории, как и эмпирический материал, для объяснения которого строится теория. В этих случаях, когда наука не способна найти объяснение каким-либо явлениям, она выходит за свои рамки в более широкий социально-культурный фон, к философским основаниям.

1. Философия / Под ред. А.Ф.Зотова и др. – М.,2002. Гл. 1, п. 3.

2. Философия / Под ред. Т.И.Кохановской. – Ростов-на-Дону, 2002. Гл. 1, п. 3.

Читайте также  Социология малых групп

3. Философия / Под ред. В.В.Миронова. – М., 2005. Введение.

Контрольные вопросы для самопроверки.

1. Что такое «мировоззрение»?

2. По каким параметрам различаются уровни мировоззрения, и почему философия возникает лишь на втором уровне?

3. В чём сходство и в чём различие философии и других форм мировоззрения (мифологии, религии и т. д.)?

4. Что сближает философию с наукой и что отличает от науки?

5. Какими основными чертами обладает философское знание?

6. Какой смысл заключён в понятии «философская рефлексия»?

7. Как классическая философия понимала свой предмет?

8. Современная философия о предмете философского знания. Основные подходы.

9. Какие функции выполняет философское знание?

10. Назовите основные разделы философии. На чём основано их разнообразие?

11. Что такое «философия»?

12. Как определяется место философии в жизни человека и общества?

Особенности и структура философского знания (кратко)

В глобальном смысле философия – это концентрированное знание о мире. но в ее структуре выделяют отдельную область – философское знание, которое значительно отличается от обыденного. Структура философского знания, краткое описание которой включает перечень основных разделов философии, формируется постепенно, вместе с процессом специализации осмысления разных областей жизни.

Понятие философского знания

Исторически философия является источником всех знаний. В доантичные времена в ее структуру входили наука, математика, поэтика, представления о мире. Мыслители Индии, Китая, Египта осмысляли все вокруг, накапливали общие знания о мире и не выделяли в отдельные сферы, например, астрономию или анатомию. Все, что не относилось к религии и искусству, было философией.

В поздние античные времена начинает складываться специализация информации, и постепенно выделяется философское знание, принципиально отличное от научного. Структура и специфика философского знания кратко может быть представлена как теория познания человека, мира вещей и мира духа. Философия формирует комплекс знаний об объективной реальности, которая не зависит от человека, но учит его строить свое поведение в соответствии с законами мироздания. Предмет философии, структура философского знания кратко могут быть названы словом миропонимание. Его главная задача – обнаружение закономерностей в существовании мира в целом.

Особенности философского знания

Специфика философского знания заключается в универсальности. Оно оперирует понятиями и категориями и имеет очень высокий уровень обобщения. Структура философского знания, кратко описанная, является формой осмысления человеком самого себя и действительности вокруг. Философское знание – это знание обо всем мире, в отличие от науки, которая аккумулирует информацию об отдельной части действительности. В отличие от религии, философия построена на логике, а в отличие от науки, философское знание строится на умозаключениях, а не на экспериментах.

Особенности и структура философского знания кратко могут быть обозначены как размышления о реальном и о должном. Философия размышляет не только о том, что есть в действительности, но и о том, как должно быть. Философия чаще всего отвечает на глобальные вопросы бытия, старается решить абстрактные проблемы всего человечества в целом. При этом философия использует логику и аргументацию, поэтому философское знание верифицируемо и объективно. Это не плод размышлений одного субъекта, а логически обоснованный ответ на вопрос. Еще одной важной особенностью философского знания является его рефлексивность. Оно является взглядом человека на самого себя со стороны.

Структура философского знания: краткое содержание и характеристика

Философия как область знаний отвечает на ряд главных вопросов, которые определяют сущность человеческого бытия. Философское знание подразделяется на различные функциональные аспекты в соответствии с главными сторонами осмысления действительности. Они и являются составными компонентами знания о мире. При этом структура философского знания и функции философии тесно взаимосвязаны. Именно функции ложатся в основу стратификации философского знания.

В стремлении представить всеохватное, универсальное знание о мире, философия выполняет такие функции, как: мировоззренческая, познавательная, ценностно-ориентирующая, критическая, коммуникативная, интегрирующая, прогностическая, воспитательная и некоторые другие. Каждая функция возглавляет особый раздел в философии и является элементом структуры философского знания.

В самом общем виде структура философского знания, основные разделы философии могут быть представлены как равноправные части целого, среди которых выделяются: онтология, аксиология, антропология, гносеология, праксиология, этика и логика. Таким образом, структура философского знания (разделы философии) охватывает все области размышлений ученых о сущности и предназначении бытия, а также о месте человека в этом мире.

Онтология в структуре философского знания

Главная и первая по происхождению часть философии – это онтология. Структура философского знания кратко может быть названа именно наукой о сущем. Философия отвечает на вопросы о том, как устроен мир, откуда он произошел, что такое время, пространство, в каких формах существует бытие. Онтология осмысляет все сущее, она стоит над всеми науками о мире, так как дает предельно универсальные ответы на глобальные вопросы. Онтология как часть философского знания возникает одной из первых в попытке человека осознать и осмыслить окружающий мир. Онтология рассматривает реальность в полноте ее воплощений: идеальной, материальной, объективной, субъективной и ищет общие закономерности появления и развития мира.

Аксиология в структуре философского знания

Еще одна важная функция философии – это ориентация человека в мире ценностей, выстраивание иерархии явлений и объектов действительности. Структура философского знания, кратко представленная, включает информацию об основных ценностях человечества. Аксиология помогает понимать значимость явлений и объектов, выполняет ориентирующую функцию. Теория ценностей осмысляет значимость духовных и материальных явлений в жизни человека, она представляет размышления об универсальных, общечеловеческих ценностях и наборе субъективных ценностей отдельных социальных, этнических и демографических сообществ. Аксиологическая составляющая в структуре философии призвана помочь субъекту выстроить иерархию ценностей и осознать степень приближенности своего нынешнего состояния к идеалу.

Гносеология в структуре философского знания

Познание – важнейшая часть человеческой жизни и в частности философии. Структура философского знания, кратко характеризуемая как совокупность сведений о мире, включает такую значимую составляющую, как гносеология. Теория познания в первую очередь отвечает на вопрос о возможности познания мира и его сущности человеком. Так возникают течения, которые, с одной стороны, утверждают, что мир умопостигаем, а вторые, напротив, утверждают, что разум человека слишком ограничен и не может постичь законов мироздания. Кроме того, гносеология осмысляет такие проблемы, как особенности субъекта и объекта познания, изучает структуру процесса познания и его виды, рассуждает по поводу границ познания, о методах получения знаний и о том, что такое истина.

Логика в структуре философского знания

Структура и специфика философского знания, кратко определяемая как совокупность методов получения знаний, базируется на логике. Этот раздел философии формулирует законы и методы получения знаний, доказательств. По сути, логика диктует нормы мышления, она управляет процессом получения достоверного знания. Она помогает человеку найти путь достижения истины, причем используемые методы должны приводить разных людей в ходе познания к одним и тем же результатам. Это позволяет говорить о верифицируемости и объективности знания. Законы логики универсальны и применимы к любой науке, в этом состоит философское значение логики.

Праксиология в структуре философского знания

Структура философского знания кратко описывает различные аспекты существования человека. Важной составляющей при этом являются философские размышления о деятельности человека, этот раздел называется праксиологией. Основные вопросы, на которые ищет ответы данная часть философии, – это что такое человеческая деятельность, в чем значимость труда и практических навыков в жизни человека, как деятельность влияет на развитие человека. Предмет и структура философского знания кратко представляют характеристику методов достижения человеком результатов в практической деятельности.

Этика и философское знание

Место этики в структуре философского знания кратко можно описать, как регуляцию поведения человека. Этика – это нормативная часть философии, которая ищет ответы на вопросы, что есть добро и зло, каковы универсальные законы морали, что такое добродетель и как ее достичь. Этика формулирует универсальные моральные законы в виде идей о должном. Она диктует человеку определенные стандарты и нормы поведения, которые помогут ему двигаться по направлению к идеалу. Этика исследует природу и нормы морали, помогает человеку подняться над своей биологической сущностью и найти путь к духовному существованию.

Антропология в структуре философского знания

Структура и функции философского знания кратко могут быть определены также как размышления о происхождении и развитии человечества. Эта сфера человеческого знания осмысляет природу и сущность человека как представителя биологического вида, она размышляет о степени духовности и социальности человека, и, главное, она рефлексирует по поводу смысла жизни человека, о том, насколько он поддается вербализации и какую роль играет в жизни и развитии человека. Основной круг проблем, осмысляемых философской антропологией, включает рефлексию по поводу сущности и существования человека, размышления о связи человека со Вселенной, о возможности развития и совершенствования человечества.

Предмет изучения философии — кратко и понятно

Что такое философия

Термин «философия» означает форму мировоззрения человека, помогающую ему развиваться и развивать общество. Сложно сказать, когда именно зародилась философия как наука, известно лишь, что зачатки ее прослеживаются между VIII и II веками до н. э.

Первоначально этот термин выдвинул математик и философ Древней Греции Пифагор, который жил в VI в. до н. э. Однажды он пришёл в один город, и его властитель задал ему вопрос: «Что значит философия?» Пифагор ответил: «Большинство людей думают лишь о деньгах и славе, те же, кто заботятся о познании истины, зовутся философами или любителями мудрости». В переводе с древнегреческого это слово значит «любовь к мудрости».

Часто на философские вопросы он давал мудрые и краткие ответы: «Что есть блаженство? — Солнце и луна. Что есть красота? — Гармония. Что самое быстрое в мире? — Мысль. Что считается лучшим в жизни? — Счастье».

Читайте также  Природные пожары, их характеристика,особенности лесных пожаров

Являясь знанием о всеобщем, т. е. о мире и человеке во всём их разнообразии и проявлении, философия при объяснении различных явлений опирается на логику, понятия и определения, которыми оперирует наше сознание. Так, философия помогает созданию у человека мировоззрения, являющегося суммой знаний о самом человеке и окружающей его реальности.

Существуют различные формы мировоззрения: религиозное, научное, мифологическое, художественное. Философия больше тяготеет к мировоззрению, которое опирается на науку, и не склонна принимать всё на веру, как в религии, а наоборот, проверять все природные явления логическим и опытным путём.

Основные понятия философской науки

Философская наука — это сфера взглядов человека на действительность вообще и отношение его к ней. Главные понятия, которыми оперирует философ, являются истина-ложь, красота-безобразие, добро-зло, справедливость-беззаконие. Чтобы точно отражать окружающую действительность, мыслители Древней Греции выдвинули ряд основных понятий философии:

  • бытие и универсум;
  • материализм и идеализм;
  • содержание и форма;
  • объект и субъект познания.

Философ из Германии Гегель, разработавший диалектику (знание о внутренних законах, по которым развивается личность, природа и общество), говорил: «Философское учение управляет суждениями и понятиями, а они, в свою очередь, миром. Дух управляет миром с помощью сознания. Сознание его инструмент, а потом всё остальное. Философское учение — это познание абсолютного».

Относительно понятия высказывал следующие мысли: «Человек создаёт понятия. Они есть нечто, созданное им. Понятие описывает вещь такой, какая она на самом деле. Оно частично субъективно, частично объективно. Субъективное — это понятие, а объективное — это реальность. Понятие — это нечто общее, в котором различные определения вещи содержатся как одно целое».

Логику Гегель причислял к научной дисциплине и говорил: «Логика — это учение о чистом рассудке и разуме с присущими ему законами и понятиями. — Логика — это абсолютная наука». Таким образом, по Гегелю логическое познание действительности — это полное и абсолютное знание элементов и явлений реальности во всей их многогранности.

Предмет когнитивного знания

Предметом философии является изучение, с одной стороны, мира и человеческого сообщества во всём их проявлении, с другой стороны, человека с его способами познания и улучшения мира.

С античных времён философов интересовал материальный мир, откуда берётся материя и по каким законам развивается. Те же вопросы возникали и по отношению к человеческому сознанию, процессам зарождения в нём мыслей, идей и понятий.

Тогда под предметом философии античные авторы подразумевали знание в сфере науки, а также искусства и этики, вопреки религиозному знанию, держащемуся на вере. Аристотель в своих трудах делил философию на теоретическую (постигаемую умом), практическую (результат человеческого труда) и творческую (скульптура, живопись, литература). В философию теории входила математика, физика и метафизика, практики — этика, экономика и политика, творчества — поэтика, риторика (ораторское мастерство), искусство.

Структура человеческого познания

Сфера, изучаемая философской наукой, — это мир в совокупности (вселенная, природа, человеческое сообщество, объективная реальность). Вследствие такой разносторонности в нее включается несколько разделов:

  • Онтология, или изучение бытия. Человеческая личность обитает в реальности, заполненной всевозможными вещами, и чтобы определить тот исток, дающий любой вещи способность к существованию, появилось понятие Бытия. Для античных философов — это был поиск первоначального вещества, создающего вещи. Для средневековых философов бытием считался Бог, который творил все вещи; начиная с XVII в. — это человек с окружающим его миром.
  • Аксиология, или раздел о ценностях. Их условно можно классифицировать на материальные и духовные, личные и общественные. К главным из них относятся: истина, доброта, красота, справедливость, любовь. Эта наука занимается познанием того, как они возникают, оформляются и соподчиняются друг другу.
  • Антропология, или теория культуры. Она занимается изучением человеческой личности, его соприкосновением с обществом и окружающей реальностью. Философов в этой сфере интересуют проблемы, связанные со смыслом жизни индивидуума и его предназначением в обществе и во Вселенной в целом. Этот раздел, как и множество иных в философском учении, соприкасается со смежными науками и, в частности, связан с культурологией. Здесь личность рассматривается со стороны культуры, и её этические принципы сопоставляются с нормами общественной морали и поведения. Рассматриваются также вопросы развития массовой и групповой культуры.
  • Методология, или теория изучения научного знания. Если гносеология заботится о том, как познавать мир, то методология направлена на исследование того, что необходимо делать, чтобы его правильно познавать. Она разрабатывает и помогает учёным пользоваться правильными приёмами мышления. Для этих целей философией разработаны и введены множество методов: позитивистский, диалектический, феноменологический, синергетический. Все они изучают, какими моделями познания мира пользуются учёные, грани и признаки соотношения научного и гуманитарного знания.
  • Гносеология, или собственно теория познания. У мыслителей античного времени не было чёткого понимания о том, что представляет специфика сознания. Из их высказываний можно сделать заключение, что сознание у них связывалось с понятием души. Аристотель говорил: «Кто считает душу и не бестелесной и не телом, те поступают прекрасно, ибо она не тело, но всё же есть нечто от тела. — Душа — это как бы рука: как рука есть орудие орудий, так ум — форма предметов, ощущения — форма ощущаемого».

Отрасли рационального исследования

В сегодняшнем обществе мировоззрение человека постоянно расширяется и растёт параллельно развитию научно-технической сферы жизни. Появление новых знаний в науке и технике даёт предпосылки для расширения структуры философии и некоторых её разделов в большие отрасли. Таковыми являются:

  • философия познания жизни (экзистенциализм, дарвинизм);
  • философия науки (формальная логика, физика, математика);
  • философия познания религии (теософия, теология, эзотерика);
  • философия искусства (этика, эстетика, литература);
  • философия познания истории (социология, исторический материализм);
  • философия техники (кибернетика, искусственный интеллект, информатика).

В основе философии жизни находится понятие бытия как абсолютного начала мира, которое в противовес материи и сознанию постоянно пребывает в активности и движении.

Английский естествоиспытатель Чарльз Дарвин в своих научных трудах выдвигал теорию о том, что жизнь произошла эволюционным путём в результате естественного отбора. Он выдвинул гипотезу, что человек произошёл из мира животных. Однако социальных доказательств (роль труда, развитие общественного сознания) оказывается недостаточно для полного утверждения этой теории.

Сторонники экзистенциализма, который возник в 40−60 гг. XX в., выдвигали учение, что свобода жизни состоит в том, чтобы человек не был вещью, которая формируется под давлением внешней среды, а делал осознанно свой выбор и сам создавал себя своими действиями и поступками, т. е. действовал.

Формальная логика своей задачей ставит изучение мыслительной деятельности, т. е. зарождение понятий, суждений, выявление логических умозаключений и доказательств. Она формулирует законы и принципы построения правильных и истинных выводов и заключений. Её начало было положено Аристотелем, а в новое время её развитие продолжили Лейбниц и Фрэнсис Бэкон.

Философия религии изучает религиозное мировоззрение, его воздействие на сознание и общество. Философия принимает здоровую веру в Бога, как первооснову для зарождения Вселенной, но отказывается от ложных жизненных ориентиров и представлений религии, которые подменяют реальность различными чудесами и верой в потусторонний мир. Принципа «доверяй, но проверяй на практике» философия религии придерживается и к эзотерике, т. е. оккультному, тайному знанию, которое обладает большой популярность в сегодняшнем мире.

Этика занимается проблемами нравственности. Она исследует живые нравы личности и то, как они соприкасаются с нравственными законами. Также она старается понять суть понятий доброты, зла, долга, совести, свободы и откуда они берутся.

Эстетика — это знание о красоте, прекрасном и безобразном. Она ищет красоту в жизни, искусстве и ответы на вопросы, где обитает красота, в мире сама по себе или же в нашем сознании, а также пытается познать скрытые законы появления эстетического образа.

Философия истории занимается изучением развития человеческого сообщества. Гегель рассматривал историю развития общества как единый, закономерный, внутренне необходимый процесс развития духа, разума и идеи. Более совершенной представляется идея марксизма о развитии общества, содержащаяся в учении исторического материализма. В ней говорится о главенствующей роли производственных отношений, социальной защищённости людей, а также политических организаций и учреждений в ходе развития любой общности людей.

Философия техники — это учение, которое рассматривает мировоззренческие вопросы взаимодействия и развития человеческой личности и техники в ходе НТП. Что такое робототехника, каковы общесоциальные последствия этого феномена, как складываются отношения между личностью и машиной — вот кратко спектр вопросов этой науки.

В связи с этим кибернетика изучает процессы и способы управления робототехникой. Появление на свет ряда изобретений в области программно-вычислительных машин (ЭВМ), а также персональных устройств (ПК) как раз и дало толчок зарождению кибернетики. В противовес механическим машинам, трансформирующим энергию или вещество, для систем в кибернетике характерны процессы переработки информации, а также моделирования и преобразования самой действительности.

Одним из главных вопросов кибернетики является создание самонастраивающихся систем, обладающих искусственным интеллектом. Однако наиболее продвинутые из таких систем уже созданы в процессе эволюции самой природой. Поэтому кибернетика старается применить аналогию между функциями работы и управления в живых организмах и робототехникой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: