Структура учебной программы Характеристика основных блоков программы Введение - ABCD42.RU

Структура учебной программы Характеристика основных блоков программы Введение

Структура учебной программы Характеристика основных блоков программы Введение

Введение

  1. Структура учебной программы
  2. Характеристика основных блоков программы
    1. Введение
    2. Организация содержания образования
    3. Содержание программы
    4. Список литературы
    5. Перечень ключевых слов
    6. Контрольные материалы
    7. Приложения
  1. Оформление учебных программ

Заключение

Учебная программа, представляющая информацию о курсе (дисциплине, факультативе) в концентрированном виде, является одним из источников оценки качества педагогической деятельности специалиста в области образования.

В настоящее время в образовательных учреждениях используются типовые учебные программы по предметам, которые утверждаются Министерством образования Российской Федерации и носят рекомендательный характер. Они являются базой для составления педагогами учебных рабочих программ, учитывающих национально-региональный и школьный компонент, методический потенциал учителя, уровень подготовленности учащихся, возможности использования новых информационных технологий.

Учебная рабочая программа — «визитная карточка» дисциплины (курса, факультатива), являющаяся своеобразным путеводителем, в первую очередь, для заказчиков данных образовательных услуг — учащихся и их родителей.

Данные методические рекомендации предполагают рассмотрение технологии составления учебной рабочей программы по дисциплине (курсу, факультативу) с учетом требований, предъявляемых к такому роду учебно-программных материалов.

Позволим напомнить значение слова «программа»:

  1. план деятельности, работ;
  2. содержание основных положений и целей;
  3. документ с основными направлениями работы (5).

Учебная рабочая программа обусловлена образовательными потребностями конкретной категории обучаемых. Это объективная заинтересованность в определенных образовательных услугах, субъективно выраженная в обращенных к системе образования интересах и ожиданиях.

^ Учебная рабочая программа — нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины, основывающийся на типовой программе по учебному предмету.

^ Цель учебной рабочей программы — планирование, организация и управление учебным процессом по определенной учебной дисциплине.

Задачи учебной рабочей программы — конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом особенностей учебного процесса того или иного образовательного учреждения и контингента обучаемых.

^ Требования к содержанию учебной рабочей программы (можно использовать в качестве основных критериев при экспертизе):

1) соответствие современному уровню развития науки;

2) четкое определение места, роли и задач учебной дисциплины (курса, факультатива);

3) реализация принципов системного подхода в отборе программного материала;

4) единство и логическая преемственность элементов содержания программы;

5) учет межпредметных связей, обеспечивающих «состыковку» программы;

  1. конкретность определения требований к приобретаемым обучающимися знаниям и умениям;

7) рациональный выбор форм организации процесса обучения с учетом специфики учебной дисциплины;

8) мотивированная дозировка разделов и тем программного материала с учетом возраста обучаемых.

^ 1. Структура учебной программы

Структура программы определяет внутреннюю логику организации учебно-методического материала в виде иерархической системы.

^ Структура учебной программы

Аспекты содержания «Введения»

Структура организации содержания образования («Учебно – тематический план»)

Содержание программы

Список литературы для учащихся

Список литературы, использованной педагогом

Перечень ключевых слов

Контрольные материалы

Приложения

2. Характеристика основных блоков программы

2.1 Введение

Введение содержит общую характеристику учебной дисциплины (курса, факультатива) и раскрывает основные особенности ее изучения.

^ Первый блок программы (см. схему) можно назвать введение, вводная часть, объяснительная записка, пояснительная записка, концепция (для авторских программ).

Рассмотрим первый блок программы по аспектам (аспект — самостоятельная часть текста, обладающая смысловым единством) с приведением маркеров (устойчивые словесные обороты речи).

2) совершенствовать умения . ;

3) развивать творческий подход к . ;

^ 2.2. Организация содержания образования

Рассмотрим второй блок программы (см. схему), который дает представление о последовательности изучения учебной дисциплины (курса, факультатива) с приведением расчетной сетки часов в разрезе форм организации учебного процесса (уроки, лекции, практические, лабораторные работы, экскурсии, самостоятельная работа и др.).

Реферат: Структура учебной программы Характеристика основных блоков программы Введение

Технология разработки учебных программ

1. Структура учебной программы

2. Характеристика основных блоков программы

2.2 Организация содержания образования

2.3 Содержание программы

2.4 Список литературы

2.5 Перечень ключевых слов

2.6 Контрольные материалы

3. Оформление учебных программ

Учебная программа, представляющая информацию о курсе (дисциплине, факультативе) в концентрированном виде, является одним из источников оценки качества педагогической деятельности специалиста в области образования.

В настоящее время в образовательных учреждениях используются типовые учебные программы по предметам, которые утверждаются Министерством образования Российской Федерации и носят рекомендательный характер. Они являются базой для составления педагогами учебных рабочих программ, учитывающих национально-региональный и школьный компонент , методический потенциал учителя, уровень подготовленности учащихся, возможности использования новых информационных технологий.

Учебная рабочая программа — «визитная карточка» дисциплины (курса, факультатива), являющаяся своеобразным путеводителем, в первую очередь, для заказчиков данных образовательных услуг — учащихся и их родителей.

Данные методические рекомендации предполагают рассмотрение технологии составления учебной рабочей программы по дисциплине (курсу, факультативу) с учетом требований, предъявляемых к такому роду учебно-программных материалов.

Позволим напомнить значение слова «программа»:

1) план деятельности, работ;

2) содержание основных положений и целей;

3) документ с основными направлениями работы (5).

Учебная рабочая программа обусловлена образовательными потребностями конкретной категории обучаемых. Это объективная заинтересованность в определенных образовательных услугах, субъективно выраженная в обращенных к системе образования интересах и ожиданиях.

Учебная рабочая программа — нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины, основывающийся на типовой программе по учебному предмету .

Цель учебной рабочей программы — планирование, организация и управление учебным процессом по определенной учебной дисциплине.

Задачи учебной рабочей программы — конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом особенностей учебного процесса того или иного образовательного учреждения и контингента обучаемых.

Требования к содержанию учебной рабочей программы (можно использовать в качестве основных критериев при экспертизе):

1) соответствие современному уровню развития науки;

2) четкое определение места, роли и задач учебной дисциплины (курса, факультатива);

3) реализация принципов системного подхода в отборе программного материала;

4) единство и логическая преемственность элементов содержания программы;

5) учет межпредметных связей, обеспечивающих «состыковку» программы;

6) конкретность определения требований к приобретаемым обучающимися знаниям и умениям;

7) рациональный выбор форм организации процесса обучения с учетом специфики учебной дисциплины;

8) мотивированная дозировка разделов и тем программного материала с учетом возраста обучаемых.

1. Структура учебной программы

Структура программы определяет внутреннюю логику организации учебно-методического материала в виде иерархической системы.

Структура учебной программы

2. Характеристика основных блоков программы

2.1 Введение

Введение содержит общую характеристику учебной дисциплины (курса, факультатива) и раскрывает основные особенности ее изучения.

Первый блок программы (см. схему) можно назвать введение, вводная часть, объяснительная записка, пояснительная записка, концепция (для авторских программ).

Рассмотрим первый блок программы по аспектам (аспект — самостоятельная часть текста, обладающая смысловым единством) с приведением маркеров (устойчивые словесные обороты речи).

Состав аспектов содержания «Введения»

Аспекты содержания первого блока

1. Актуальность разработки курса

· Актуальность данной проблемы возрастает в связи с . связанными с .

· В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования . относятся .

· В связи с . большое значение приобрела проблема .

· Интерес к вопросам обучения . обусловлен .

· Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы .

2. Причины введения учебной дисциплины (курса, факультатива)

· Необходимость введения . обусловлена несоответствием действующих . и требований .

· Причины введения . заключаются в существующих противоречиях образовательного процесса таких, как .

· Необходимо отметить, что существующий учебный процесс характеризуется рассогласованием между необходимостью . и недостаточной .

· Введение . как вариативной части учебного плана ОУ, обусловлено тем, что .

Читайте также  Роль рекламы в реализации страховых услуг

3. Особенности программного материала

· Специфика данной учебной дисциплины обусловлена .

· Особенность изучаемого курса состоит в .

· Программа . ориентирована на применение широкого комплекса .

· Отличительными чертами данной программы являются .

· Особый акцент в программе сделан на использование . что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.

· Предлагаемая программа является . Она построена на основе .

· Нами переработаны авторские материалы . (8), являющиеся основанием данной учебной программы.

· Базой данного курса являются программы . (5).

4. Роль и место дисциплины (курса, факультатива)

· Курс входи в число дисциплин, включенных в учебный план .

· Особое место данного курса обусловлено . в структуре учебного плана ОУ.

· Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как .

· Факультатив тесно связан и опирается на такие ранее изученные дисциплины, как .

· Программа адресована . а также может быть частично использована в . классах.

· Курс рекомендован учащимся .

· Программа рассчитана на обучение .

6. Соответствие Государственному образовательному стандарту.

· Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по . (8).

· Учебная программа разработана на основе учебного плана специализации . для классов с углубленным изучением .

· В связи с отсутствием соответствующего Государственного образовательного стандарта по . мы опираемся на .

7. Требования к знаниям и умениям обучающихся.

· В результате прохождения программного материала обучающийся

имеет представление о … ;

В результате изучения курса обучающийся должен знать основные понятия . этапы развития . принципы организации . ; понимать вопросы . ; уметь использовать . применять способы . решать . проводить . пользоваться . владеть культурой .

8. Целевая установка

· В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является . (содействие формированию . создание условий для . ознакомление с . формирование целостного представления. ).

· Данный курс преследует цель .

· Данная программа имеет цель .

· В ходе ее достижения решаются задачи:

1) формировать систему . ;

2) совершенствовать умения . ;

3) развивать творческий подход к . ;

4) создать основу для понимания . (скоординировать . определить . упорядочить . систематизировать . углубить понимание . ).

· Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач: .

· Основные задачи программы заключаются в следующем: .

9. Структура программы

· Графическая форма представления курса в виде взаимосвязанных блоков (или модулей) в соответствии с логикой поставленных задач.

· В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:

· В курсе освещаются следующие темы (разделы, вопросы, проблемы): .

· Программа . включает следующие разделы: .

10. Формы организации учебного процесса

· Программа предусматривает проведение традиционных уроков, чтение установочных лекций (проведение экскурсий, лабораторных, практических занятий, семинаров, обобщающих уроков, диспутов и др.).

11. Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы обучаемых.

· Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе по .

· При изучении курса для обучаемых предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы .

· Освоение курса предполагает, помимо посещения коллективных занятий (уроки, лекции и др.), выполнение внеурочных (домашних) заданий по .

· В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные и лекционные занятия, участвуют в семинарах. занимаются индивидуально .

12. Итоговый контроль

· Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который включает . вопросов (заданий) по основным проблемам курса.

· Курс завершается зачетом (экзаменом, тестом, контрольной работой) в . четверти (полугодии). При этом к зачету обучающийся должен представить . продемонстрировать . провести . показать .

· Контрольные (зачетные и др.) требования сводятся к следующему: .

· Изучение курса завершается контрольным тестом, который включает .

· Обязательным условием допуска ученика к зачету (экзамену и др.) является выполнения . и представление .

13. Объем и сроки изучения

· Программа . общим объемом . часов изучается в течение . четверти (полугодия).

· Курс рассчитан на . часа лекционно-практических занятий в . классе.

2.2. Организация содержания образования

Рассмотрим второй блок программы (см. схему), который дает представление о последовательности изучения учебной дисциплины (курса, факультатива) с приведением расчетной сетки часов в разрезе форм организации учебного процесса (уроки, лекции, практические, лабораторные работы, экскурсии, самостоятельная работа и др.).

Структура учебных программ и пособий
статья на тему

Структура учебных программ и пособий (Работа по теории и технологии управления восп.системами восп.учреждения).

Скачать:

Вложение Размер
struktura_uch.programm_i_posobiy.docx 23.85 КБ

Предварительный просмотр:

«Структура учебных программ и пособий»

Работа по теории и технологии управления

Структура учебных программ и пособий

Учебная программа — нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. Она определяет общую научную и духовно-ценностную направленность преподавания предмета, оценок теорий, событий, фактов. В программе обусловлена структура расположения учебного материала по годам обучения и внутри каждого школьного класса. Полнота усвоения программных знаний, умений и навыков учащимися является одним из критериев успешности и эффективности процесса обучения.

Учебная программа выполняет ряд основных функций . Первая может быть названа описательной , поскольку программа является средством описания содержания образования на уровне учебного предмета. Вторая — это идейно-мировоззренческая функция . Ее суть заключается в том, что знания, включенные в программу, направлены на формирование духовности и научного мировоззрения у школьников. Эту функцию учебная программа выполняет во взаимодействии с программами по другим предметам, что позволяет охватить содержание образования системно, в его действительной целостности, и создать общую в мировоззренческом отношении научную картину мира, формировать духовно-ценностное отношение к явлениям действительности. Третья функция учебной программы — регулирующая, или организационно-методическая . Она организует деятельность учителя по подготовке к занятиям: отбор материала, видов практических работ, методов и форм обучения. Программы организуют и учебный труд учащихся: определяют характер их деятельности по изучению предмета в школе, дома, в процессе усвоения свободной информации.

В настоящее время в российских школах используются два вида учебных программ: типовые программы и рабочие школьные программы . В отдельных случаях практикуются личностно-индивидуальные авторские программы, которые составляются и применяются учителями-новаторами, мастерами педагогического труда.

Типовые программы очерчивают лишь наиболее обобщенный, базовый круг общеобразовательных знаний, навыков, умений и систему ведущих научных мировоззренческих идей, а также наиболее общие рекомендации методического характера с перечислением необходимых и достаточных средств и приемов обучения специфических для конкретного учебного предмета. Типовые программы служат основанием для составления рабочих школьных и индивидуальных учебных программ. Они утверждаются Министерством общего и профессионально образования РФ и носят рекомендательный характер. На их основе составляются рабочие программы, в которых, как правило, отражается национально-региональный компонент, локальный или школьный, учитываются возможности методического потенциала учительства, а также информационного, технического обеспечения и, естественно, уровень подготовленности учащихся. Что же касается авторских программ, то они отличаются и логикой построения курса, и глубиной поднимаемых в них вопросов, теорий, и характером их освещения автором программы. Они чаще всего используются при преподавании специальных курсов по выбору, обязательных факультативов и других учебных предметов. Такие программы при наличии рецензий утверждаются советом школы.

Общая структура учебной программы содержит в основном три элемента . Первый — объяснительная записка или введение , в которой определены основные задачи учебного предмета, его воспитательные и развивающие возможности, ведущие научные идеи, лежащие в основе построения учебного предмета. Второй — собственно содержание образования : тематический план, содержание тем, задачи их изучения, основные понятия, законы, умения и навыки, формирование которых осуществляется на межпредметной основе, возможные виды занятий. Третий — некоторые методические указания о путях реализации программы, касающиеся, методов, организационных форм, средств обучения, а также оценки знаний, навыков и умений, приобретаемых учащимися в процессе изучения данного учебного предмета.

Особое внимание в программах последнего десятилетия уделяется межпредметным связям, которые в обобщенном виде представляются в конце содержания основных разделов. Это позволяет учителю проявить творческий подход к разработке рабочей учебной программы, к поурочному планированию и реализации межпредметных связей в реальной педагогической действительности.

Теория и практика разработки учебных программ знает два способа их построения: линейные и концентрические . В последнее время интенсивно обосновывается, в частности, Ч.Куписевичем. так называемый спиральный способ построения школьных программ.

Сущность линейного способа построения учебных программ состоит в том, что отдельные части (шаги, порции) учебного материала выстраиваются как бы по одной линии и образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой и взаимообусловленных звеньев -ступеней учебной работы, как правило, только один раз. Причем, новое выстраивается на основе уже известного и в тесной связи с ним. Такое построение учебных программ несет в себе как положительные, так и отрицательные явления в обучении. Достоинством линейного способа расположения содержания учебной программы заключается в его экономичности во времени, поскольку исключается дублирование материала. Недостатком линейного способа является то, что в силу возрастных и психологических особенностей учащихся, особенно на младшей ступени обучения, школьники не в состоянии постигать сущность изучаемых явлений, сложных по своей природе.

Концентрический способ построения учебных программ допускает один и тот же материал (вопрос) излагать несколько раз, но с элементами усложнения, с расширением, обогащением содержания образования новыми компонентами, с углублением рассмотрения имеющихся между ними связей и зависимостей.

Концентрическое расположение материала в программе предусматривает не простое повторение, а изучение тех же вопросов на расширенной основе с более глубоким проникновением в сущность рассматриваемых явлений и процессов. Хотя концентризм замедляет темп школьного обучения, требует больших затрат учебного времени на изучение учебного материала, порой порождает у учащихся иллюзии знания тех вопросов, с которыми они повторно сталкиваются, что, естественно, снижает уровень их активности в обучении, концентризм в школьном обучении неизбежен. Это особенно ярко проявляется в процессе изучения языка, математики, истории и других предметов, которые изучаются в начальной школе и затем в старших классах. Аналогичное явление наблюдается и при изучении других предметов.

Негативные стороны линейного и концентрического способа построения учебных программ в значительной степени удается избежать при составлении учебных программ, прибегая к спиралеобразному расположению в них учебного материала, благодаря которому удается сочетать последовательность и цикличность его изучения. Характерной особенностью этого способа является то, что ученики, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг, связанных с ней знаний. В отличие от концентрической структуры, при которой к исходной проблеме возвращаются порой даже спустя несколько лет, в спиральной структуре нет перерывов такого типа.

Конкретизация содержания учебных программ находит свое отражение в учебниках и учебных пособиях . Они выступают основным источником знаний и организации самостоятельной работы учащихся и одним из важнейших средств обучения.

Учебник должен учить ученика учиться. А для этого по форме изложения он должен быть краток, лаконичен, содержать материал высокой степени обобщения и вместе с тем быть конкретным, содержать в себе необходимый и достаточный объем фактического материала. Причем, материал, который содержится в учебнике, как и в учебных пособиях, одновременно должен отражать изложение подлинной науки, быть доступным соответствующим возрастам учащихся, учитывать их интересы, особенности их психических процессов — восприятия, мышления, памяти; стимулировать потребности, волю школьников в познании, их ответственность в процессе обучения. Систематическое изложение учебного материала в учебнике должно осуществляться в единстве с методами познания и отличаться популярностью, увлекательностью, проблемностью. Только тогда учебник как дидактическое средство обучения и как источник самостоятельного добывания школьником знаний может пробудить интерес ученика к знаниям и самому процессу познания, стимулировать у него потребность в самообразовании.

Структура учебника включает в себя текст как главный компонент и нетекстовые вспомогательные компоненты. Все тексты разделяются на тексты-описания, тексты-повествования, тексты-рассуждения. К таковым компонентам относятся: аппарат организации и усвоения (вопросы и задания, памятки или инструктивные материалы, таблицы и шрифтовые выделения, подписи к иллюстративному материалу и упражнения); иллюстративный аппарат ориентировки, включающий предисловие, примечания, приложения, оглавления, указатели.

Содержание образования на уровне учебного материала наряду с учебниками раскрывается в различного рода учебных пособиях: хрестоматиях, сборниках упражнений и задач, словарях, справочниках, исторических и географических картах, книгах для внеклассного чтения и др.

Учебные пособия расширяют некоторые стороны учебника и имеют своей целью решение конкретных задач обучения (информационных, тренировочных, проверочных и др.).

Отличительной особенностью учебных пособий является то, что в них учебный материал дается в более расширенном плане, он дополняет и расширяет материал учебника новейшими сведениями, сведениями справочного характера. Работая с ними, ученики учатся излагать, анализировать, критиковать, дополнять, изменять и стиль своего изложения и изучаемый текст с привлечением дополнительной литературы.(См. Лихачев Б.Т. Педагогика, Курс лекций, 1993. С. 389-391).

Таким образом, учебники и учебные пособия — это информационная модель обучения, своеобразный сценарий учебного процесса. Он отражает теорию и методику обучения, тот круг знаний, умений и навыков, общей культуры и опыта деятельности человека, которые обеспечивают формирование духовной сущности детской личности.

Список использованной литературы:

2. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: учебное пособие для вузов.

— М.: ВЛАДОС – пресс, 2004.- 365с.

3. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина

— М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.

1. Структура учебной программы

Структура программы определяет внутреннюю логику организации учебно-методического материала в виде иерархической системы.

Структура учебной программы

Аспекты содержания «Введения»

Структура организации содержания образования («Учебно – тематический план»)

Список литературы для учащихся

Список литературы, использованной педагогом

Перечень ключевых слов

2. Характеристика основных блоков программы

2.1 Введение

Введение содержит общую характеристику учебной дисциплины (курса, факультатива) и раскрывает основные особенности ее изучения.

Первый блок программы (см. схему) можно назвать введение, вводная часть, объяснительная записка, пояснительная записка, концепция (для авторских программ).

Рассмотрим первый блок программы по аспектам (аспект — самостоятельная часть текста, обладающая смысловым единством) с приведением маркеров (устойчивые словесные обороты речи).

Состав аспектов содержания «Введения»

Аспекты содержания первого блока

1. Актуальность разработки курса

Актуальность данной проблемы возрастает в связи с . связанными с .

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования . относятся .

В связи с . большое значение приобрела проблема .

Интерес к вопросам обучения . обусловлен .

Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы .

2. Причины введения учебной дисциплины (курса, факультатива)

Необходимость введения . обусловлена несоответствием действующих . и требований .

Причины введения . заключаются в существующих противоречиях образовательного процесса таких, как .

Необходимо отметить, что существующий учебный процесс характеризуется рассогласованием между необходимостью . и недостаточной .

Введение . как вариативной части учебного плана ОУ, обусловлено тем, что .

3. Особенности программного материала

Специфика данной учебной дисциплины обусловлена .

Особенность изучаемого курса состоит в .

Программа . ориентирована на применение широкого комплекса .

Отличительными чертами данной программы являются .

Особый акцент в программе сделан на использование . что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.

Предлагаемая программа является . Она построена на основе .

Нами переработаны авторские материалы . (8), являющиеся основанием данной учебной программы.

Базой данного курса являются программы . (5).

4. Роль и место дисциплины (курса, факультатива)

Курс входи в число дисциплин, включенных в учебный план .

Особое место данного курса обусловлено . в структуре учебного плана ОУ.

Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как .

Факультатив тесно связан и опирается на такие ранее изученные дисциплины, как .

Программа адресована . а также может быть частично использована в . классах.

Курс рекомендован учащимся .

Программа рассчитана на обучение .

6. Соответствие Государственному образовательному стандарту.

Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по . (8).

Учебная программа разработана на основе учебного плана специализации . для классов с углубленным изучением .

В связи с отсутствием соответствующего Государственного образовательного стандарта по . мы опираемся на .

7. Требования к знаниям и умениям обучающихся.

В результате прохождения программного материала обучающийся

имеет представление о … ;

В результате изучения курса обучающийся должен знать основные понятия . этапы развития . принципы организации . ; понимать вопросы . ; уметь использовать . применять способы . решать . проводить . пользоваться . владеть культурой .

8. Целевая установка

В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является . (содействие формированию . создание условий для . ознакомление с . формирование целостного представления. ).

Данный курс преследует цель .

Данная программа имеет цель .

В ходе ее достижения решаются задачи:

1) формировать систему . ;

2) совершенствовать умения . ;

3) развивать творческий подход к . ;

4) создать основу для понимания . (скоординировать . определить . упорядочить . систематизировать . углубить понимание . ).

Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач: .

Основные задачи программы заключаются в следующем: .

9. Структура программы

Графическая форма представления курса в виде взаимосвязанных блоков (или модулей) в соответствии с логикой поставленных задач.

В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:

В курсе освещаются следующие темы (разделы, вопросы, проблемы): .

Программа . включает следующие разделы: .

10. Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, чтение установочных лекций (проведение экскурсий, лабораторных, практических занятий, семинаров, обобщающих уроков, диспутов и др.).

11. Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы обучаемых.

Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе по .

При изучении курса для обучаемых предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы .

Освоение курса предполагает, помимо посещения коллективных занятий (уроки, лекции и др.), выполнение внеурочных (домашних) заданий по .

В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные и лекционные занятия, участвуют в семинарах. занимаются индивидуально .

12. Итоговый контроль

Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который включает . вопросов (заданий) по основным проблемам курса.

Курс завершается зачетом (экзаменом, тестом, контрольной работой) в . четверти (полугодии). При этом к зачету обучающийся должен представить . продемонстрировать . провести . показать .

Контрольные (зачетные и др.) требования сводятся к следующему: .

Изучение курса завершается контрольным тестом, который включает .

Обязательным условием допуска ученика к зачету (экзамену и др.) является выполнения . и представление .

13. Объем и сроки изучения

Программа . общим объемом . часов изучается в течение . четверти (полугодия).

Курс рассчитан на . часа лекционно-практических занятий в . классе.

Структура рабочей программы по ФГОС в основной школе: образец и как составить рабочую программу по предмету

В конце 2015 года были изменены требования к структуре рабочей программы по ФГОС. Если раньше она состояла из 8 пунктов и выливалась сотнями страниц текста (в которые после утверждения обычно никто и не заглядывал) то сейчас обязательными при составлении рабочей программы остались только 3 пункта. Как составить рабочую программу по ФГОС для основной школы?

Структура рабочей программы по ФГОС в основной школе Требования к структуре

  • Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
  • Содержание учебного предмета, курса.
  • Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Ради чего учить детей? Чего мы хотим добиться? Ответ на этот вопрос заключается в первом пункте плана рабочей программы. В нем отмечаются требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Планируемые результаты подразделяются на:

  • предметные;
  • метапредметные;
  • личностные.

Для определения предметных результатов следует обратиться к основной образовательной программе школы (ООП ООО), в котором они прописаны для каждого учебного предмета. При этом блок «Выпускник научится…» оставляется без изменений в соответствии со Стандартом. А в блок «Выпускник получит возможность научиться…» учитель может внести коррективы в зависимости от конкретных обстоятельств.

В метапредметных результатах отмечается, какие универсальные учебные действия должен усвоить выпускник (с делением на познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД), формирование ИКТ-компетентности учащихся, основы учебно-исследовательской и проектной деятельности, стратегии смыслового чтения и работа с текстом.

Личностные результаты можно отразить в форме «портрета выпускника».

Содержание учебного предмета

В структуре рабочей программы по ФГОС на вопрос «чему учить» отвечает раздел «Содержание учебного предмета, курса». В нем рассматриваются названия тем (разделов) курса и их краткое содержание. Дается характеристика основных содержательных линий и тем (понятия, термины, явления и т.д., изучаемые в данной теме).

Здесь же указываются планируемые контрольные, практические, лабораторные работы, экскурсии, направления проектной и научно-исследовательской деятельности обучающихся. Если есть резерв времени, то показывается, как он будет использоваться. Вопросы регионального компонента по предмету тоже включаются в этот пункт.

Содержание учебного курса составляется на уровень обучения (начальная школа, основная школа или средняя школа) с разбивкой по классам. Это обеспечивает преемственность в обучении предмету в пределах одной ступени обучения. Учитель должен знать, что уже известно ученикам, на какие знания можно опираться при изучении нового материала, а что является новым. Это особенно важно в том случае, если учитель работает не во всех классах, а ведет параллель.

Тематическое планирование

Оно продолжает логику предыдущего пункта и включает в себя названия тем (разделов), количество часов на их изучение, количество контрольных работ по каждой теме. Также сюда включаются планируемые предметные результаты обучения на каждый блок темы. Можно конкретизировать виды деятельности учеников по темам, формы уроков и др.

Некоторые учителя включают сюда и универсальные учебные действия по темам, но это представляется излишним, так как формирование УУД должно прослеживаться на каждом уроке и расписывать их лучше конкретно в технологической карте урока, а не в рабочей программе.

Тематическое планирование удобнее составлять в виде таблицы с разбивкой по классам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: