Судебная реформа 1775 года - ABCD42.RU

Судебная реформа 1775 года

Судебная реформа Екатерины 2 (1775 года)

Судебная реформа Екатерины 2 была проведена в 1775 году как продолжение Губернской реформы, для систематизации судов всех уровней в губерниях и уездах. В дальнейшем реформа была дополнена полицейской (1782) и коллегиальной (1784-1786) реформами. Главная характеристика судебной реформы — суд впервые получил независимость от административных органов, а также был четко структурирован для каждого сословия отдельно.

Необходимость реформы

Екатерина 2 взошла на престол в 1762 году и практически сразу обозначила одну из важнейших задач — изменить систему судов, которая сильно устарела, и не соответствовала требованиям реальности.1769 году. Это время работы Уложенной комиссии, которая подготовила закон «О судебных местах». Реформа не была проведена из-за русско-турецкой войны 1768-1774 годов. Только после окончания войны правительство вновь вернулось к реформе.

Суть реформы

Судебная реформа Екатерины 2 была проведена в ноябре 1775 года как часть Указа «Об учреждениях для управления всероссийской империей». Изначально этот Указ создавал в стране новую административную структуру, и устанавливал органы управления для них.

Судебная система России после 1775 года может быть представлена схематически.

Прежде всего, судебная система строилась по классовому признаку — для каждой социальной группы своя форма суда. Причем очень показательными являются названия этих судов:

  • Для дворян — суд.
  • Для горожан — магистрат.
  • Для крестьян — расправа.
Таблица: Судебная система России по реформе 1775 года
Для дворян Для горожан Для крестьян
В губернии Верхний земский суд Губернский магистрат Верхняя расправа
В уезде Нижний земский (уездный) суд Уездный магистрат Нижняя расправа

На всех уровнях создавались 2 департамента: первый рассматривал уголовные, а второй — гражданские дела. В городах, где судили городских жителей (купцов и мещан), магистрат был выборным органом. Сами горожане выбирали его состав. После выборов этот состав утверждался Губернатором. Крестьянский суд предполагал суды над государственными крестьянами. Крепостные крестьяне судились напрямую помещиком, который ими владел. Судьи для таких судов назначались.Уездные суды строились по схожему принципу. Исключение только Нижний земский суд, который избирался сами дворянами уезда сроком на 3 года.

Суды губернского уровня выступали одновременно инстанциями 1 и 2 группы, то есть могли не только рассматривать уголовные и гражданские дела, но и выступать в роли апелляционного органа.Суды уездного уровня выступали инстанцией 1 уровня, то есть рассматривали только дела по существу.

Историческое значение

Судебная реформа 1775 года была попыткой наладить справедливые суды, но эта реформа не смогла решить 2-ух серьезных проблем:

  • Абсолютизм предполагал наличие общегражданских судов, но создать в 18 веке в России всесословные суды у Екатерины 2 не получилось. В результате суды были отдельными для дворян, для горожан и для крестьян. Как итог — главная цель преобразований не была выполнена.
  • Отделение судебной власти от исполнительной. В учебниках часто пишут, что это было достигнуто, но это не так. Во-первых, все губернские суды назначались и утверждались Правительством. Во-вторых, губернатор имел личное право отменить любой приговор, а все приговоры о смертной казни требовали его согласия.

Сама по себе идея бессословного суда в России 1775 года была абсурдной. Ведь в стране существовало крепостное право и большая часть населения была крепостными. Кроме того, Губернская реформа предполагала опору власти на дворянство. Дворяне становились полноправной элитой на местах. Поэтому закрепляя эту элиту, власть не могла допустить равных судов над дворянами и крестьянами. Как итог — в России укрепился сословный суд, который был очень далек от правосудия, особенно на уровне крестьян. Как итог — классовая система укоренилась все сильнее.

Дополнение реформы

Судебная реформа 1775 года стала первым этапом изменения правового поля Российской Империи. В дальнейшем эта реформа была дополнена:

Губернская и судебная реформы 1775 года в России

Губернская реформа 1775 г.

Характер губернской реформы определили Учреждения для управления губерний Всероссийской Империи.

Учреждения для управления губерний Всероссийской империи считаются значительным законодательным актом реформы местного управления, принятым 7 ноября 1775 г. в правление императрицы Екатерины II. Именно этот документ заложил основы административно-территориального управления России на период имперского развития длительностью в полтора века.

Основное содежание кодекса:

  • упразднение провинций, укрупнение деления России на губернии и уезды;
  • создание новой судебной системы с учётом сословий;
  • реформация местного административно-полицейский аппарата .

Основная цель губернской реформы:

  • приспособление административного аппарата к фискальным и карательным целям государства.

Особенности губерноской реформы:

  1. деление на губернии и уезды осуществлялось по административному принципу;
  2. не учитывались географические, национальные и экономические признаки;
  3. одна губерния включала в себя население численностью около 400 тыс. чел. (душ).

Губернатор — высший правительственный чиновник в любой губернии. Назначение его на должность и смещение с неё входило в полномочия монарха.

Губернское правление — местное административное учреждение, коллегиальный орган при губернаторе. В состав правления входили губернатор, два советника (назначались сенатом), а также иные должностные лица.

  1. общее управление губернией;
  2. публикация законов, указов и распоряжений императора;
  3. надзор за исполнением;
  4. наложение ареста на имущество;
  5. рассмотрение жалоб.

К азенная палата решала вопросы, связанные с распределением доходов и расходов в губернии.

Здравоохранение и образование отныне входили в компетенцию Приказа общественного призрения .

Во главе уездной администрации стояли земский исправник и нижний земский суд, избираемые уездным дворянством.

Нижний земский суд, в состав которого входили исправник и два заседателя, руководил земской полицией, наблюдал за проведением в жизнь законов и решений губернских правлений.

Надзор за законностью в губернии был возложен на губернского прокурора и двух губернских стряпчих. В рамках уезда надзором занимался уездный стряпчий.

В городах была введена должность городничего.

Генерал-губернатор — должность, введенная Учреждениями. Человек, занимающий эту должность, осуществлял верховный, политический надзор, активное управление губерниями оставалось в руках губернаторов . В отсутствие монарха генерал — губернатор являлся главнокомандующим на своей территории, мог вводить чрезвычайные меры.

В целом, Губернская реформа 1775 г. носила феодально-крепостнический характер, проявившийся в укреплении позиций дворянства и усилении власти губернаторов.

Судебная реформа 1775 г.

Высшим судебным органом для судов всей системы являлся Сенат.

Изменения в ходе Судебной реформы 1775 г.:

  1. Для дворян:
    • в каждом уезде создавался уездный суд , состоявший из избираемых дворянством на три года уездного судьи и двух заседателей;
    • Верхний земский суд (создавался в количестве одного на губернию) , являвшийся апелляционной и ревизионной инстанцией для уездных судов, с остоял из двух департаментов: по уголовным и гражданским делам. В его состав входили председатель и вице-председатель (назначались монархом), а также избираемые дворянством на три года десять заседателей (избирались дворянством на 3 года).
  2. Для городских жителей:
    • Городские магистраты — низшая судебная инстанция д ля г ородских жителей;
    • Губернские магистраты — апелляционная инстанция для городских магистратов. Губернский магистрат включал в себя двух председателей и заседателей, избираемых из горожан губернского города.
  3. Для государственных крестьян:
    • Нижней судебной инстанцией являлась уездная нижняя расправа (гражданские и уголовные дела разбирали чиновники);
    • Апелляционной инстанцией для нижней расправы являлась верхняя расправа , дела в которую вносились под денежный залог в 25 руб. в течение недели.
Читайте также  Экологические риски при производстве строительных материалов

Совестный суд — губернский орган, занимавшийся защитой гражданских прав по отдельным категориям дел (преступления малолетних, умалишенных, дела о колдовстве) на основании принципа «естественной справедливости». Он состоял из сословных представителей (председателя и двух заседателей): дворян — по дворянским делам, горожан — по делам горожан, крестьян — по крестьянским делам.

В губерниях существовали судебные палаты по гражданским и уголовным делам , являвшиеся апелляционной и ревизионной инстанцией для дел, рассмотренных в верхнем земском суде, губернском магистрате и верхней расправе. К апелляционной жалобе необходимо было приложить денежный залог в размере 100 руб.

Предпосылки и историческое значение судебной реформы Екатерины II

Судебная система времен Екатерины Великой была в отсталом состоянии, поэтому императрица лично участвовала в преобразовании судопроизводства. Был отделен административный аппарат от судебного, и выстроена иерархия органов.

Судебная реформа Екатерины II была призвана реорганизовать судопроизводство, императрица лично руководила процессом законотворчества. Если говорить кратко, основные преобразования в этой сфере пришлись на реформу Сената в 1763 году, Губернскую реформу 1775 года, а также издание Жалованной грамоты дворянам в 1785 году.

Причины и предпосылки реформ

Придерживаясь идей эпохи Просвещения, Екатерина Великая взяла курс на европеизацию страны. В плане преобразования судебной системы это означало более цивильный подход к слушанью, а также ориентацию на идеи теоретиков естественного права.

Российская правовая система находилась в отсталом состоянии. Поэтому в первую очередь следовало отделить административный аппарат от судебного, выстроить четкую иерархию судебных органов и разграничить их ответственность по уровням.

Суть преобразований

В 1763 году прошла сенатская реформа. По ее итогам Сенат более не являлся законодательным органом. Отныне эта функция лежала на императрице и ее статс-советниках. Самому же Сенату отводилась роль высшего судебного органа империи.

Это интересно. Согласно проекту Н. И. Панина, Россией должен был управлять Имперский совет — высший орган, состоящий из императора и нескольких его приближенных. Однако Екатерина Великая делиться с кем бы то ни было властью не собиралась, а потому разработки Панина были отвергнуты.

Сенат разделялся на шесть департаментов. Каждый из них возглавлялся обер-прокурорами, подконтрольными генерал-прокурору. Последний нес личную ответственность перед императрицей.

Изменялся и порядок рассмотрения дел. Отныне для вынесения решения требовалась полная единогласность. Если же это не представлялось возможным, дело переходило под юрисдикцию общего сенатского заседания.

В 1767 году был подписан указ, запрещающий крепостным жаловаться на хозяина.

В 1775 году началась масштабная Губернская реформа 141 , затронувшая вопросы судопроизводства. По ее итогам были введены следующие изменения:

  • судебные коллегии и институт выборных заседателей (последние выбирались исходя из того, над выходцем из какого сословия вершился суд);
  • апелляционный суд;
  • раздел инстанций на гражданские и уголовные;
  • Совестный суд (рассматривал незначительные тяжбы);
  • губернаторы не могли влиять на судей, однако в их полномочия входила приостановка вынесения вердикта.

Подсудность по уровням выглядела следующим образом:

  1. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат. Он делился на Казенную (гражданскую) и Уголовную палаты.
  2. Верхний земский суд выступал инстанцией губернского назначения. Преимущественно занимался дворянскими спорами.
  3. Нижний земский суд отвечал за судопроизводство в уездах.
  4. Верхняя расправа судила казенных губернских крестьян.
  5. Нижняя расправа разбирала крестьянские дела в уездах.
  6. Губернский магистрат занимался тяжбами горожан и принимал апелляции от городских магистратов.
  7. Городской магистрат также занимался тяжбами горожан.
  8. Совестный суд был создан для ослабления нагрузки на все прочие суды. В его юрисдикцию входили незначительные дела, фигуранты которых не представляли серьезной опасности для общества.

Это интересно. Согласно реформе, выборность судебных представителей должна была обуславливаться сословным фактором. Однако на деле эти должности зачастую занимали только дворяне. Взяточничество в России было развито уже в те времена.

В 1782 году Екатерина II подписала указ о создании Управы благочиния. В результате она являлась аналогом современной полицейской структуры. В ее функции входили:

  • надзор за соблюдением порядка и законности;
  • исполнение приговоров;
  • следственные мероприятия;
  • рассмотрение мелких уголовных дел (до 20 рублей).

В 1785 году была издана Жалованная грамота дворянству 141 . Она затрагивала правовые вопросы частично, однако это не умаляет ее значения:

  • имущество осужденных дворян не подвергалось конфискации, его надлежало передавать наследникам;
  • вершить разбирательство над дворянином мог только равный по положению.

Последствия реформы

Судебная реформа Екатерины II выстроила вертикаль судебной власти, а также прописала полномочия того или иного органа. С одной стороны, благодаря ориентации на идеологию Просвещения в Российской империи были заложены основы правовой системы, включая выборность отдельных должностей, чего ранее Русь не знала в принципе. Но с другой, были и существенные минусы.

Например, значительно увеличилось число чиновников и судей. Расцвело взяточничество. Желающие решить вопрос в свою пользу теперь платили не в одну инстанцию, а в несколько. Причем эти инстанции далеко не всегда обладали четко прописанными полномочиями. Некоторые из них зачастую вообще имели схожую сферу деятельности. Кроме того, институт выборных заседателей на деле не был реализован в полной мере. Нередко такие должности занимали представители дворянского сословия через ту же систему взяточничества.

Судебная реформа Екатерины II

Вы будете перенаправлены на Автор24

Судебная реформа Екатерины II – это реформа судоустройства и судопроизводства, осуществленная Екатериной II в 1775 году.

Судебная реформа Екатерины Великой была проведена в 1775 году и историками считается, как продолжение Губернской реформы, для структуризации судопроизводства на всех уровнях в губерниях и уездах. В 1782 году судебная реформа была дополнена полицейской, а после и коллегиальной (1784-1786) реформами.

Главной характеристикой судебной реформы является то, что суд впервые за всю историю России получил полную независимость от административных вышестоящих органов, а также был структурирован для всех сословий.

Причины реформы

Екатерина пришла к власти в 1762 году, изначально обозначив важнейшей задачей полностью изменить систему судов, которая по её мнению слишком устарела и не соответствовала действительности.

Причиной для воплощения в жизнь судебной реформы стало личное желание Екатерины руководить процессом законотворчества. Значительная часть судебных преобразований произошла во время Губернской реформы 1775 года, Придя к власти, Екатерина быстро ознакомилась со всеми недостатками судебной системы и даже выпустила указ «Об удержании судей и чиновников от лихоимства», но на деле указ носил больше рекомендательный характер, нежели юридический.

Важными причинами для проведения реформы также являлось следующее:

  • необходимость деления функций между административными и судебными учреждениями;
  • перестройка структуры судебных органов;
  • разграничить судебные полномочия на разных уровнях – империя – губерния – уезд.

Реформа была проведена не сразу, так как началась русско-турецкая война (1768-1774), лишь после её окончания реформу начали воплощать в жизнь.

Екатерина 2 взошла на престол в 1762 году и практически сразу обозначила одну из важнейших задач — изменить систему судов, которая сильно устарела, и не соответствовала требованиям реальности.1769 году. Это время работы Уложенной комиссии, которая подготовила закон «О судебных местах». Реформа не была проведена из-за русско-турецкой войны 1768-1774 годов. Только после окончания войны правительство вновь вернулось к реформе.

Читайте также  Система охлаждения двигателя КАМАЗ

Готовые работы на аналогичную тему

Суть реформы

Судебная система в стране была выстроена согласно классовому признаку – для каждого социального слоя свой суд, чего только стоили названия этих судов.

Прежде всего, судебная система строилась по классовому признаку — для каждой социальной группы своя форма суда. Причем очень показательными являются названия этих судов:

  • суд – для дворянства;
  • магистрат – для городского населения;
  • расправа – для крестьянства.

На каждом уровне было создано два департамента: первый рассматривал только уголовные дела, а второй – гражданские. В городах, где шли суды над городскими жителями – купцами и мещанами, магистрат являлся выборным органом, жители города сами выбирали его состав. После того как прошли выборы этот состав утверждал сам Губернатор.

Суды для дворян – Верхний земский суд, Нижний земский суд. Суды для горожан – Губернский магистрат, Уездный магистрат. Суды для крестьян – Верхняя расправа, Нижняя расправа.

Крестьянский суд предполагал суды над государственными крестьянами, так как крепостных крестьян, как правило, судили напрямую сами помещики, которые ими владели. Уездные суды были организованы по такому же принципу. Исключение составлял лишь Нижний земский суд, состав которого избирался самими дворянами уезда сроком на три года.

Суды на губернаторском уровне наряду с инстанциями двух групп рассматривали не только уголовные и гражданские дела, но и принимали и рассматривали апелляции, в свою очередь уездные суды рассматривали только инстанции 1 уровня.

Судебная реформа Екатерины Великой 1775 года являлась попыткой наладить систему справедливых судов, но судебная реформа не решила следующие серьезные проблемы.

Сама политика абсолютизма предполагала функционирование общегражданских судов, но создать в 18 веке в России единую систему судов для всех сословий у Екатерины не получилось. В результате суды были отдельными для дворянства, для городского населения и для крестьянства.

Сама по себе идея бессословного суда для России в 1775 году была странной, особенно если учитывать, что в стране было крепостное право, где значительная часть населения была крепостными крестьянами, помимо этого предшествующая судебной, губернская реформа предполагала опору власти исключительно на дворянское сословие, в результате этого дворяне стали полноправной элитой на местах.

Отделение судебной власти от исполнительной. Во многих учебниках по истории пишут о том, что это было достигнуто, но это не совсем так. Все губернские суды назначались и утверждались Правительством, губернатор имел право отменить вынесенный приговор, а все приговоры, касающиеся смертной казни, и вовсе требовали его личного согласия.

Итоги реформы

В результате в стране была выстроена иерархическая судебная система подконтрольных друг другу учреждений.

Увеличилось количество судей, среди чиновников процветало взяточничество во всех инстанциях. Как итог – главная цель реформы выполнена не была.

Таким образом, основа правовой системы была заложена, но с другой стороны появилось большое количество разных инстанций с пересекающимися функциями, что значительно усложняло деятельность. Представители дворянства, несмотря на утвержденную императрицей выборность и независимость судов, по-прежнему влияли на ход рассмотрения дел.

Дополнение к реформе

Судебную реформу принято считать начальным этапом на пути изменения правовой системы в России. В последующие годы реформа была дополнена:

  1. В 1782 году полицейской реформой – была создана Управа благочиния, которая выполняла полицейские функции.
  2. В 1784-1786 года коллегиальной реформой – ликвидированы Коллегии, занимающиеся финансами. Было сохранено только четыре Коллегии: юстиции, военная, иностранная и адмиралтейская коллегии. Наряду с этим были расширены функции Сената.

Губернская реформа 1775 г. Судебная и полицейская реформы.

Документом, определившим направление новой губернской реформы стали «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» (1775 г.).

Накануне реформы территория России разделялась на двадцать три губернии, шестьдесят шесть провинций и около ста восьмидесяти уездов. Проводимая реформа планировала осуществить разукрупнение губерний, их число было удвоено, через двадцать лет после ее начала число губерний достигло пятидесяти.

Деление на губернии и уезды осуществлялось по строго административному принципу, без учета географических, национальных и экономических признаков. Основной целью деления было приспособление нового административного аппарата к фискальным и полицейским делам. В основу деления был положен чисто количественный критерий — численность населения. На территории губернии проживало около четырехсот тысяч душ, на территории уезда — около тридцати тысяч душ.

Старые территориальные органы после ряда преобразований (изменения в статусе воевод проводились в 1728, 1730 и 1760 гг.) ликвидировались. Упразднялись провинции, как территориальные единицы.

Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. В своей деятельности он опирался на губернское правление, в которое входили губернский прокурор и два сотника. Финансовые и фискальные вопросы в губернии решала казенная палата. Вопросами здравоохранения, образования ведал приказ общественного призрения.

Надзор за законностью в губернии осуществлял губернский прокурор и два губернских стряпчих. В уезде те же задачи решал уездный стряпчий. Во главе уездной администрации (а число уездов по реформе также удваивалось) стоял земский исправник, избираемый уездным дворянством, как и коллегиальный орган управления — нижний земский суд (в котором кроме исправника действовали два заседателя).

Земский суд руководил земской полицией, наблюдал за проведением в жизнь законов и решений губернских правлений. В городах была учреждена должность городничего. Руководство несколькими губерниями поручалось генерал-губернатору. Ему подчинялись губернаторы, он признавался главнокомандующим на своей территории, если там в данный момент отсутствовал монарх, мог вводить чрезвычайные меры, непосредственно обращаться с докладом к императору.

Губернская реформа 1775 г. усилила власть губернаторов и а разукрупнив территории, упрочила положение административного аппарата на местах. С той же целью создавались специальные полицейские, карательные органы и преобразовывалась судебная система.

Попытки отделить суд от администрации (на губернском уровне) делались еще в работе уложенной комиссии (1769 г.), на одном из заседаний было заявлено: «Лучше будет отделить совсем суд и расправу от государственных дел». Предполагалось создать четырехзвенную систему судов: уездные судные приказы — провинциальные судные приказы — губернские, апелляционные надворные суды или расправные палаты — Сенат (апелляционная инстанция).

В городах предполагалось сохранить уездные и губернские суды магистратов. Планировалось также создание сословных судов для крестьян и земских мировых судов для дворян. Депутаты предлагали сделать судебное разбирательство гласным и открытым, однако выступили за создание определенно сословных судов. Это стремление сохранить сословную систему и принципы судопроизводства в конечном счете препятствовало отделению судебной функции от административной: защитить особый статус и привилегии дворянского сословия можно было только путем усиления административного вмешательства. Тем не менее, многие предложения, сделанные в ходе работы уложенной комиссии, вошли в практику и послужили основанием для реформистских преобразований 1775 г (в территориальном делении, судебной реформе) и 1784 — 1786 гг. (реформа коллегий).

Еще в 1769 г. был подготовлен законопроект «О судебных местах», в котором регламентировались начала судебного права «просвещенного абсолютизма».

Предполагалось установить несколько видов судов: духовный (по делам веры, закона и внутрицерковным делам); уголовный, гражданский, полицейский (по делам о благочинии); торговый (по купеческим и маклерским делам); военный: придворный (по уголовным делам придворных чинов); специальный (по таможенным делам).

Читайте также  Стадии совершения преступления

Уголовные, гражданские и полицейские суды предполагалось создать по территориальному принципу — земские и городские В городах, кроме того, должны были создаваться цеховые суды.

Все суды входили в единую систему по трехзвенной соподчиненности

Судебные органы должны были получить право оценивать указы центрального управления с точки зрения государственного интереса. Земские и городские суды предполагалось сделать выборными, а судебное разбирательство гласным.

Все выработанные комиссией предложения имели большое значение для судебной реформы 1775 г.

В процессе этой реформы была сформулирована и упрочена сословная судебная система.

1. Для дворян в каждом уезде создавался уездный суд, члены которого (уездный судья и два заседателя) избирались дворянством на три года

Апелляционной инстанцией для уездных судов стал верхний земский суд, состоявший из двух департаментов, по уголовным и гражданским делам. Верхний земский суд создавался один на губернию. Ему принадлежало право ревизии и контроля за деятельностью уездных судов.

Верхний земский суд состоял из назначенных императором председателя и вице-председателя, избранных на три года дворянством десяти заседателей.

2. Для горожан низшей судебной инстанцией стали городские магистраты, члены которых избирались на три года.

Апелляционной инстанцией для городских магистратов были губернские магистраты, состоявшие из двух председателей и заседателей, избираемых из состава горожан (губернского города)

3. Государственные крестьяне судились в уездной нижней расправе, в которой уголовные и гражданские дела рассматривали назначаемые властями чиновники.

Апелляционной инстанцией для нижней расправы стала верхняя расправа, дела в которую вносились под денежный залог в течение недельного срока

4. В губерниях учреждались совестные суды, состоявшие из сословных представителей (председателя и двух заседателей). дворян — по дворянским делам, горожан — по делам горожан, крестьян — по крестьянским делам.

Суд носил характер примирительного суда, рассматривал гражданские иски, а также характер специального суда — по делам о преступлениях малолетних, умалишенных и делам о колдовстве

5. Апелляционный и ревизионной инстанцией в губернии стали судебные палаты (по гражданским и уголовным делам).

В компетенцию палат входил пересмотр дел, рассмотренных в верхнем земском суде, губернском магистрате или верхней расправе.

К апелляционной жалобе прилагался солидный денежный залог.

6. Сенат оставался высшим судебным органом для судов всей системы.

Реформа 1775 г сделала попытку отделить суд от администрации. Попытка не удалась: губернаторы имели право приостанавливать исполнение приговоров, некоторые приговоры (к смертной казни и лишению чести) утверждались губернатором.

Председатели всех судов назначались правительством (представители сословий могли избирать только заседателей). Целый ряд дел рассматривался городскими полицейскими органами. Продолжала существовать и действовать вотчинная юстиция

Система полицейского управления также обсуждалась в процессе работы уложенной комиссии и проект был закончен к 1771 г. Предполагалось создать полицейские органы в городах, как аппарат для охраны «благочиния, покоя и добронравия»

Сфера полицейского воздействия охватывала различные недозволенные поступки и формы городской жизни нарушение порядка при богослужении, крестном ходе, проявление излишней роскоши, распутство, скорую езду, кулачные бои.

Полиция подвергала цензуре книги и контролировала народные развлечения, чистоту города, рек, воды, съестных продуктов, наблюдала за порядком торговли, санитарным состоянием и пр.

В обязанности полиции входили также организация городской стражи, борьба с бродягами и грабителями, пожарами, нарушителями спокойствия и тайными сборищами.

Полиция принимала меры по обеспечению города продуктами питания, для соблюдения правил торговли на рынках, соблюдения мер и весов, правил содержания трактиров и наемных слуг.

Наконец на полицию возлагались обязанности по контролю за архитектурной планировкой города, организацией праздников и налогообложением.

Материалы, разрабатываемые в комиссии, легли в основу «Устава благочиния» 1782 г. По «Учреждению о губернии» 1775 г. предусматривалось создание специальных органов полицейского управления: нижних земских судов, возглавляемых земскими исправниками.

С 1779 г. начинается работа над проектом «Устава о благочинии», которая была завершена в 1781 г. В 1782 г. Устав был опубликован. Он разделялся на четырнадцать глав, двести семьдесят четыре статьи.

Устав регламентировал структуру полицейских органов, их систему и основные направления деятельности, перечень, наказуемых полицией деяний.

Главными источниками Устава стали: «Учреждение о губернии», материалы уложенной комиссии и иностранные полицейские нормы и правовые трактаты.

Органом полицейского управления в городе стала управа благочиния, коллегиальный орган в который входили: полицмейстер, обер-комендант или городничий, приставы гражданских и уголовных дел. выборные от граждан ратманы-советники.

Город делился на части и кварталы по числу зданий. В части главой полицейского управления был частный пристав, в квартале — квартальный надзиратель. Все полицейские чины вписывались в систему «Табели о рангах». Руководство полицией возлагалось на губернские власти: губернское правление решало все вопросы о назначении и смещении полицейских должностей. Сенат контролировал полицейское управление в столицах.

Главная задача полиции определялась как сохранение порядка, благочиния и добронравия. Полиция наблюдала за исполнением законов и решением местных органов власти, контролировала соблюдение церковных порядков, сохранение общественного спокойствия. Она наблюдала за нравами и развлечениями, принимала меры к сохранению «народного здравия», городского хозяйства, торговли и «народного продовольствия».

Полиция пресекала мелкие уголовные дела, вынося по ним собственные решения, осуществляла предварительное следствие и розыск преступников.

Устав вводил должность частного маклера, который контролировал наем рабочей силы, условия найма, регистрировал наем.

Аналогичная должность учреждалась для контроля за обращением недвижимостей.

По мелким уголовным делам полиция осуществляла суд. В отдельных частях города создавались словесные суды для решения устных жалоб по гражданским делам и для примирительных решений.

«Устав благочиния» перечислял ряд правонарушений и санкций, относящихся к ведению полицейских органов.

К ним правонарушениям относились:

1) действия, связанные с непослушанием законам или решениям полицейских властей;

2) действия, направленные против православной веры и богослужения;

3) действия, нарушающие общественный порядок, охраняемый полицией;

4) действия, нарушающие нормы благочиния (пьянство, азартные игры, брань, непотребное поведение, самовольная застройка, недозволенные представления);

5) действия, нарушающие порядок управления или суда (взяточничество);

6) преступления против личности, имущества, порядка и др.

Полиция могла применять санкции только за некоторые правонарушения из перечисленных сфер: ведение споров против православия, несоблюдение воскресных и праздничных дней, передвижение без паспорта, нарушение правил маклерского посредничества, неразрешенное ношение оружия, нарушение таможенных правил и некоторые имущественные преступления.

В большинстве других случаев полиция ограничивалась проведением предварительного следствия и передачей материала в судебные инстанции. По политическим преступлениям полиция следствия не проводила, это была компетенция других органов.

Наказания, применяемые полицией были следующими: штраф, запрещение определенной деятельности, порицание, арест на несколько суток, заключение в работный дом.

«Устав благочиния» фактически сформировал новую отрасль права — полицейское право.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: