Сущность стандартизации, ее цели и функции - ABCD42.RU

Сущность стандартизации, ее цели и функции

Сущность, цели и задачи стандартизации. Принципы стандартизации.

КУРС ЛЕКЦИЙ

Лекция 1. Сущность, цели и принципы стандартизации.

План лекции

1. Сущность, цели и задачи стандартизации. Принципы стандартизации.

2. Основные органы и службы по стандартизации.

Сущность, цели и задачи стандартизации. Принципы стандартизации.

Действие Закона РФ «О защите прав потребителей», планирование вступления России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) и принятие в декабре 2002 года Федерального закона «О техническом регулировании» резко повышают роль и значимость деятельности в области стандартизации, метрологии и сертификации. Стандартизация играет важную роль в повышении безопасности и качества продукции, так как располагает объективными возможностями совершенствования средств производства, внедрения новых прогрессивных технологических процессов, новых методов организации управления производством. Несмотря на имеющиеся сегодня в России экономические трудности стандартизация остаётся средством упорядочения деятельности в той или иной сфере жизни общества.

Стандартизация– деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Стандарт – документ, в котором устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Основнымицелями стандартизации являются:

— повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, государственного имущества или физических и юридических лиц, экологической безопасности и безопасности жизни или здоровья животных и растений;

— повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

— обеспечение научно-технического прогресса;

— повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг;

— рациональное использование ресурсов;

— техническая и информационная совместимость;

— сопоставимость результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;

Основными задачами стандартизации являются:

— обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями;

— установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции;

— унификация на основе установления и применения параметрических и типоразмерных рядов;

— установление метрологических норм, правил и требований;

— нормативно-техническое обеспечение контроля, сертификации и оценки качества продукции;

— установление требований к технологическим процессам;

— создание и ведение систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации;

— создание системы каталогов для обеспечения потребителей информацией о номенклатуре и основных показателях продукции.

Принципы стандартизации:

— добровольное применение стандартов;

— максимальный учет при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

— применение международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение невозможно вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим, географическим или техническим особенностям РФ или по иным основаниям;

— недопустимость создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ или оказанию услуг;

— недопустимость установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;

— обеспечение условий для единообразного применения стандартов.

ОСНОВЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. Результаты деятельности стандартизации является нормативный документ, применение которого является способом упорядочения в определенной области.

Нормативный документ — документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов. Этот термин охватывает такие понятия, как стандарты и иные нормативные документы по стандартизации — правила, рекомендации, кодексы установившейся практики, общероссийские классификаторы.

Стандарт — документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

В переводе с английского слово «стандарт» означает образец, норму, основу. Стандарты основываются на обобщенных результатах науки, техники, практического опыта и должны являться надежным гарантом качества товаров, поступающих на внутренний и внешний рынки. В зависимости от сферы действия различают стандарты разного статуса или категории: международный стандарт, региональный стандарт, государственный стандарт, стандарт общественного объединения, стандарт предприятия.

Стандартизацию надо рассматривать в трех аспектах: как практическую деятельность, как часть системы управления и как науку. Стандартизация как практическая деятельность заключается в разработке, внедрении и применении нормативных документов и надзоре заь выполнением требований, правил и норм, изложенных в них. Стандартизация как составная часть управления опирается на комплекс основополагающих документов в области технической политики и управления качеством продукции. Стандартизация как наука выявляет, обобщает и анализирует закономерности, влияющие на те или другие изменения качества товара, развивает и обосновывает нормы и требования к объектам стандартизации.

Важнейшими целями стандартизации являются:

• повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействие соблюдению требований технических регламентов;

• повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• обеспечение научно-технического прогресса;

• повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг;

• рациональное использование ресурсов;

• техническая и информационная совместимость;

• сопоставимость результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;

Основными задачами стандартизации являются:

• обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями (заказчиками);

• установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции в интересах потребителя и государства, в том числе обеспечивающих ее безопасность для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

• установление требований по совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

• согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее элементов, комплектующих изделий, сырья и материалов;

• унификация на основе установления и применения параметрических и типоразмерных рядов, базовых конструкций, конструктивно-унифицированных блочно-модульных составных частей изделий;

• установление метрологических норм, правил, положений и требований;

• нормативно-техническое обеспечение контроля (испытаний, анализа, измерений), сертификации и оценки качества продукции;

• установление требований к технологическим процессам, в том числе в целях снижения материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости, обеспечения применения малоотходных технологий;

• создание и ведение систем классификации и кодирования технико- экономической информации;

• нормативное обеспечение межгосударственных и государственных социально-экономических и научно-технических программ (проектов) и инфраструктурных комплексов (транспорт, связь, оборона, охрана окружающей среды, контроль среды обитания, безопасность населения и т. д.);

• создание системы каталогизации для обеспечения потребителей информацией о номенклатуре и основных показателях продукции;

• содействие реализации законодательства Украини методами и средствами стандартизации.

Выделяют следующие категории стандартов:

• Государственный стандарт Украины (ДСТУ);

• стандарты отраслей (ОСТ);

• стандарты научно-технических, инженерных обществ и других

Сущность стандартизации, ее цели и функции

Работы по стандартизации в России осуществляются на основе принятых Федеральных законов:

Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года, разработанная национальным органом Российской Федерации по стандартизации — Росстандартом, одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2012 г. № 1762-р.

Читайте также  Структурный подход к проектированию информационных систем

Разработка указанной Концепции обусловлена необходимостью актуализации предыдущей редакции Концепции национальной системы стандартизации (НСС) Российской Федерации на период до 2010 года.

Актуализация Концепции НСС осуществлялась на основе осмысления и фиксации новых целей и задач, стоящих перед национальной системой стандартизации в контексте необходимости интенсификации экономического развития страны, ее технологической модернизации, улучшения качества жизни населения, охраны окружающей среды, усиления процессов интеграции в рамках СНГ, образования Таможенного союза, расширения внешнеэкономической деятельности и активизации процессов, связанных с вступлением Российской Федерации в ВТО, а также подготовки заключения Соглашения о сотрудничестве между Европейской организацией по стандартизацией (CEN/CENELEC) и Росстандартом.

Сбалансированная система стандартизации, построение которой предусмотрено Концепцией развития НСС до 2020 года, должна содействовать эффективному решению этих сложнейших экономических, социальных, политических и экологических задач.

  • содействие социально-экономическому развитию Российской Федерации;
  • содействие интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера;
  • улучшение качества жизни населения страны;
  • обеспечение обороны страны и безопасности государства;
  • техническое перевооружение промышленности;
  • повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции российского производства.
  • добровольность применения документов по стандартизации;
  • обязательность применения документов по стандартизации в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона;
  • обеспечение комплексности и системности стандартизации, преемственности деятельности в сфере стандартизации;
  • обеспечение соответствия общих характеристик, правил и общих принципов, устанавливаемых в документах национальной системы стандартизации, современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому отечественному и зарубежному опыту;
  • открытость разработки документов национальной системы стандартизации, обеспечение участия в разработке таких документов всех заинтересованных лиц, достижение консенсуса при разработке национальных стандартов;
  • установление в документах по стандартизации требований, обеспечивающих возможность контроля за их выполнением;
  • унификация разработки (ведения), утверждения (актуализации), изменения, отмены, опубликования и применения документов по стандартизации;
  • соответствие документов по стандартизации действующим на территории Российской Федерации техническим регламентам;
  • непротиворечивость национальных стандартов друг другу;
  • доступность информации о документах по стандартизации с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа.

К документам по стандартизации в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ относятся:

  • документы национальной системы стандартизации;
  • общероссийские классификаторы;
  • стандарты организаций, в том числе технические условия;
  • своды правил;
  • документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» Национальный орган Российской Федерации по стандартизации (далее – национальный орган по стандартизации):

  • осуществляет подготовку предложений о формировании государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации и представляет их в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации;
  • реализует государственную политику Российской Федерации в сфере стандартизации;
  • разрабатывает и утверждает программы по стандартизации, а также вносит в них изменения;
  • организует работы по стандартизации в национальной системе стандартизации, международной стандартизации и региональной стандартизации, а также по межгосударственной стандартизации;
  • организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», иных государственных корпораций, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, совещательных органов по стандартизации в части разработки документов национальной системы стандартизации и осуществляет организационное и методическое руководство в этой сфере;
  • организует проведение научных исследований в области стандартизации с привлечением в установленном порядке научных организаций, в том числе осуществляющих деятельность в сфере стандартизации, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации;
  • организует формирование, ведение и опубликование перечня национальных стандартов и информационно-технических справочников, ссылки на которые содержатся в нормативных правовых актах;
  • утверждает правила достижения консенсуса при разработке национальных стандартов;
  • устанавливает порядок проведения работ по стандартизации, определяет формы и методы взаимодействия участников работ по стандартизации, включая порядок учета предложений о разработке национальных стандартов, предварительных национальных стандартов;
  • определяет порядок проведения экспертизы проектов документов национальной системы стандартизации;
  • организует разработку документов национальной системы стандартизации;
  • утверждает, изменяет (актуализирует), отменяет документы национальной системы стандартизации, устанавливает дату введения их в действие, а также разрабатывает и регистрирует основополагающие национальные стандарты и правила стандартизации, устанавливает дату введения их в действие;
  • вводит в действие межгосударственные стандарты, отменяет действие межгосударственных стандартов и приостанавливает действие межгосударственных стандартов;
  • регистрирует в Федеральном информационном фонде стандартов документы национальной системы стандартизации, своды правил, международные стандарты, региональные стандарты и региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств;
  • организует официальное опубликование документов национальной системы стандартизации и общероссийских классификаторов;
  • организует издание и распространение документов национальной системы стандартизации, общероссийских классификаторов, международных стандартов и региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, документов международных организаций по стандартизации и региональных организаций по стандартизации, а также организует размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о размере платы за их предоставление и порядка их распространения;
  • организует проведение работ по оценке соответствия документов национальной системы стандартизации современному уровню научно-технического развития, а также по внесению в них изменений (актуализации) или их отмене с учетом результата таких работ;
  • утверждает изображение и описание знака национальной системы стандартизации;
  • организует размещение в свободном доступе на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о продукции с маркировкой знаком национальной системы стандартизации;
  • заключает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации межведомственного характера в установленной сфере деятельности, в том числе по информационному обмену, применению и распространению международных стандартов, региональных стандартов и региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, иных документов по стандартизации иностранных государств на территории Российской Федерации;
  • представляет Российскую Федерацию в международных и региональных организациях по стандартизации;
  • определяет порядок и условия применения международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов, а также стандартов иностранных государств;
  • определяет с учетом потребностей экономики необходимость разработки национальных стандартов на основе международных стандартов, региональных стандартов, стандартов иностранных государств;
  • организует формирование и ведение Федерального информационного фонда стандартов;
  • принимает решения о создании и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, определяет порядок внесения изменений в решение о создании технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утверждает положения о технических комитетах по стандартизации, о проектных технических комитетах по стандартизации, устанавливает форму заявки на участие в техническом комитете по стандартизации, утверждает форму уведомления о приеме заявок на участие в техническом комитете по стандартизации, формирует составы технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, устанавливает порядок создания, деятельности и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утверждает типовое положение о техническом комитете по стандартизации;
  • формирует комиссию по апелляциям, утверждает положение о комиссии по апелляциям и ее состав;
  • осуществляет методическое руководство деятельностью технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, координацию их деятельности, контроль за их работой, мониторинг и оценку эффективности деятельности указанных технических комитетов, организует их участие в разработке международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов и других документов по стандартизации;
  • дает официальные разъяснения заинтересованным лицам по применению документов национальной системы стандартизации;
  • организует подготовку кадров и дополнительное профессиональное образование в сфере стандартизации;
  • обеспечивает научную и методическую поддержку проведения работ по стандартизации;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Читайте также  Энергетический метаболизм микроорганизмов

При подаче заявок для формирования программы разработки национальных стандартов технические комитеты по стандартизации руководствуются федеральным законом «О техническом регулировании» (глава 3), Приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и Перечнем критических технологий в Российской Федерации. (pdf , 0.10 Мб)

Контрольная на тему «1. Сущность стандартизации, ее цели, принципы и функции. 2. Объекты, виды и методы измерений. 3. Сертификация услуг.»

Отзывы на автора Олеся

Олеся сделала всё замечательно и очень быстро. огромнейшее спасибо.

огромное спасибо. всё отлично и ооочень быстро.

Напишем.ру — биржа помощи студентам!

95 000 экспертов

На твой заказ откликнуться несколько исполнителей, и ты сам сможешь выбрать с кем работать.

Система аукциона надежно защищает от переплат. Эксперт оценивает задание, а ты выбираешь стоимость.

Предоплата от 25%

Можно не вносить всю сумму сразу. Заказ пойдет в работу сразу после предоплаты.

Наши эксперты работаю с любыми системами проверки уникальности. Просто укажите в задании какая система нужна.

Эксперт не получает оплату пока не вышлет готовое задание. Даём гарантий период на каждый заказ, заключаем договор. Всегда на связи и всегда готовы помочь.

Псс. где-то на этой странице спрятан код на скидку .

  • от 2 дней
  • в среднем 1970 р.
  • уникальность 70%

Код скидки на 10% secret10 введите перед оплатой

  • от 1 дня
  • в среднем 500 р.
  • уникальность 50%

Код скидки на 5% secret5 введите перед оплатой

  • от 1 дня
  • в среднем 535 р.
  • уникальность 50%

Код скидки на 7% secret7 введите перед оплатой

  • от 5 дней
  • в среднем 7000 р.
  • уникальность 70%

Код скидки на 11% secret11 введите перед оплатой

  • от 1 дня
  • в среднем 700 р.
  • уникальность 90%

Код скидки на 7% secret7 введите перед оплатой

Отчет по практике

  • от 1 дня
  • в среднем 700 р.
  • уникальность 70%

Код скидки на 11% secret11 введите перед оплатой

  • от 1 дня
  • в среднем 700 р.
  • уникальность до 100%

Код скидки на 10% secret10 введите перед оплатой

  • от 1 дня
  • в среднем 700 р.

Код скидки на 5% secret5 введите перед оплатой

Другие работы по этому предмету

Остались вопросы?

Здесь вы найдете ответы

Какова стоимость написания работы?

Стоимость выполнения заказа напрямую зависит от таких факторов, как отрасль науки, тема, срочность, наличие исходных материалов и готовых глав. На размер цены влияет также опыт исполнителя. Новички обычно указывают в заявке более низкую сумму, чем имеющие опыт авторы.

За какой период выполняется заказ?

Средний срок написания работы составляет 3 суток с момента подачи заявки. Если речь идет о сложных темах, требующих проработки огромного количества материала, то период увеличивается. Узнать о возможных сроках можно, ознакомившись с откликами авторов, которые они присылают после публикации заказа.

Нужно ли вносить аванс при подаче заказа?

Да, такая необходимость существует. Объем предоплаты напрямую зависит от желания исполнителя. В отклике он может указать 25, 50 или 100% от общей стоимости. Средства являются своеобразной гарантией выполнения сторонами условий соглашения. Деньги не сразу попадают на счет автора, а блокируются на счету биржи. Автор может воспользоваться средствами только после полного завершения заказа.

Как оплачивают заказы?

Биржа предоставляет клиентам возможность оплатить услуги разными способами. Это может быть Qiwi, Яндекс.Деньги, банковские карты, Халва и другие варианты. Детальную информацию можно получить в личном кабинете или у менеджеров компании.

Есть ли возможность вернуть материалы на доработку, и нужно ли за это платить?

Вернуть заказ на доработку можно в период согласования его с клиентом. Этот срок варьируется от 10 до 30 дней и напрямую зависит от типа работы.

Какие существуют гарантии для клиентов?

Интересы клиента защищены договором оферты. С его содержанием можно ознакомиться на сайте.

Электронная библиотека

Общей целью стандартизации является защита интересов потребителей и государства по вопросам качества продукции, процессов и услуг. Согласно Закону РФ «О стандартизации» стандартизация как деятельность направлена на достижение следующих целей:

1) безопасность продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

2) безопасность хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

3) обороноспособность и мобилизационная готовность страны;

4) техническая и информационная совместимость, а также взаимозаменяемость продукции;

5) единство измерений;

6) качество продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;

7) экономия всех видов ресурсов.

Принципы стандартизации. Стандартизация как наука и как вид деятельности базируется на определенных исходных положениях – принципах. Можно выделить семь важнейших принципов стандартизации.

1. Сбалансированность интересов сторон, разрабатывающих, изготавливающих, предоставляющих и потребляющих продукцию (услугу). Участники работ по стандартизации, исходя из возможностей изготовителя продукции и исполнителя услуги, с одной стороны, и требований потребителя – с другой, должны найти консенсус.

2. Системность и комплексность стандартизации. Системность – это рассмотрение каждого объекта как части более сложной системы. Комплексность предполагает совместимость всех элементов сложной системы.

3. Динамичность и опережающее развитие стандарта. Стандарты должны адаптироваться к происходящим переменам. Динамичность обеспечивается периодической проверкой стандартов, внесением в них изменений, отменой НД. Для того чтобы вновь создаваемый стандарт был меньше подвержен моральному старению, он должен опережать развитие общества.

4. Эффективность стандартизации. Применение НД должно давать экономический или социальный эффект. В целом вложение в стандартизацию выгодно государству: 1 р., направленный в эту сферу, дает, как показывает международная практика, 10 р. прибыли.

5. Приоритетность разработки стандартов, способствующих обеспечению безопасности, совместимости и взаимозаменяемости продукции (услуг). Важное требование к стандарту – это пригодность его для Целей сертификации. Стандарты, содержащие четко выделенные по тексту обязательные требования и методы их объективной проверки, являются «обязательными стандартами» и отвечают указанному требованию.

6. Принцип гармонизации. Этот принцип предусматривает разработку гармонизированных стандартов. Обеспечение идентичности документов, относящихся к одному и тому же объекту, но принятых как организациями по стандартизации в нашей стране, так и международными (региональными) организациями, позволяет

разработать стандарты, которые не создают препятствий в международной торговле.

7. Четкость формулировок положений стандарта. Возможность двусмысленного толкования нормы свидетельствует о серьезном дефекте НД.

Функции стандартизации. Для достижения социальных и технико-экономических целей стандартизация выполняет определенные функции.

1. Функция упорядочения – преодоление неразумного многообразия объектов (раздутой номенклатуры продукции, ненужного многообразия документов).

2. Охранная (социальная) функция – обеспечение безопасности потребителей продукции (услуг), изготовителей и государства, объединение усилий человечества по защите природы от техногенного воздействия цивилизации. Реализация этой функции позволяет достигнуть целей 1, 2, 3, отмеченных выше.

3. Ресурсосберегающая функция обусловлена ограниченностью материальных, энергетических, трудовых и природных ресурсов и заключается в установлении в НД обоснованных ограничений на расходование ресурсов.

4. Коммуникативная функция обеспечивает общение и взаимодействие людей, в частности специалистов, путем личного обмена или использования документальных средств, аппаратных (компьютерных, спутниковых и пр.) систем и каналов передачи сообщений. Эта функция направлена на преодоление барьеров в торговле и на содействие научно-техническому и экономическому сотрудничеству.

Читайте также  Соглашение о разделе продукции

5. Цивилизующая функция направлена на повышение качества продукции и услуг как составляющей качества жизни (для достижения цели 6).

6. Информационная функция. Стандартизация обеспечивает материальное производство, науку и технику и другие сферы нормативными документами, эталонами мер, образцами – эталонами продукции, каталогами продукции как носителями ценной технической и управленческой информации. Ссылка в договоре (контракте) на стандарт является наиболее удобной формой информации о качестве товара как главного условия договора (контракта).

7. Функция нормотворчества и правоприменения проявляется в узаконивании требований к объектам стандартизации в форме обязательного стандарта (или другого НД) и его всеобщем применении в результате придания документу юридической силы. Соблюдение обязательных требований НД обеспечивается, как правило, принудительными мерами (санкциями) экономического, административного и уголовного характера.

В соответствии с Законом «О стандартизации» в РФ действует Государственная система стандартизации. Методологические вопросы ее организации и функционирования изложены в комплексе государственных основополагающих стандартов «Государственная система стандартизации Российской Федерации». Данный комплекс включает следующие документы:

· ГОСТ Р 1.0-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения»;

· ГОСТ Р 1.2-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки Государственных стандартов»;

· ГОСТ Р 1.4-93 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения»;

· ГОСТ Р 1.5-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов»;

· ПР 50.1.001-93 «Правила согласования и утверждения технических условий».

Метод стандартизации – это совокупность приемов, с помощью которых

достигаются цели стандартизации.

Стандартизация базируется на общенаучных и специфических методах. В работах по стандартизации широко применяются следующие методы: 1) упорядочение объектов стандартизации; 2) параметрическая стандартизация; 3) унификация продукции; 4) агрегатирование; 5) комплексная стандартизация; 6) опережающая стандартизация.

Упорядочение объектов стандартизации – универсальный метод в области стандартизации продукции, процессов и услуг. Упорядочение как управление многообразием связано, прежде всего, с сокращением многообразия. Результатом работ по упорядочению являются, например, ограничительные перечни комплектующих изделий для конечной готовой продукции; альбомы типовых конструкций изделий; типовые формы технических, управленческих и прочих документов. Упорядочение как универсальный метод состоит из отдельных методов: систематизации, селекции, симплификации, типизации и оптимизации.

Систематизация заключается в научно обоснованном, последовательном классифицировании и ранжировании совокупности конкретных объектов стандартизации. Примером результата работы по систематизации продукции может служить Общероссийский классификатор промышленной и сельскохозяйственной продукции (ОКП).

Селекция объектов стандартизации – деятельность, заключающаяся в отборе таких конкретных объектов, которые признаются целесообразными для дальнейшего производства и применения в общественном производстве.

Симплификация – деятельность, заключающаяся в определении таких конкретных объектов, которые признаются нецелесообразными для дальнейшего производства и применения в общественном производстве.

Типизация объектов стандартизации – деятельность по созданию типовых (образцовых) объектов – конструкций, технологических правил, форм документации. В отличие от селекции отобранные конкретные объекты подвергают каким-либо техническим преобразованиям, направленным на повышение их качества и универсальности.

Оптимизация объектов стандартизации заключается в нахождении оптимальных значений главных параметров (параметров назначения), а также значений всех других показателей качества и экономичности.

Параметрическая стандартизация. Параметр продукции – это количественная характеристика ее свойств. Наиболее важными параметрами являются характеристики, определяющие назначение продукции и условия ее использования: размерные параметры; весовые параметры; параметры, характеризующие производительность машин и приборов; энергетические параметры.

Продукция определенного типа, характеризуется рядом параметров. Набор установленных значений параметров называется параметрическим рядом. Разновидностью параметрического ряда является размерный ряд. Например, для посуды размерный ряд состоит из отдельных значений вместимости.

Процесс стандартизации параметрических рядов – параметрическая стандартизация – заключается в выборе и обосновании целесообразной номенклатуры и численных значений параметров. Решается эта задача с помощью математических методов.

Унификация продукции – деятельность по рациональному сокращению числа типов деталей, агрегатов одинакового функционального назначения.

Результаты работ по унификации оформляются по-разному: это могут быть альбомы типовых (унифицированных) конструкций деталей, узлов, сборочных единиц; стандарты типов, параметров и размеров, конструкций, марок и др.

Степень унификации характеризуется уровнем унификации продукции – насыщенностью продукции унифицированными, в том числе стандартизированными, деталями, узлами и сборочными единицами. Одним из показателей уровня унификации является коэффициент применяемости (унификации) , который вычисляют по формуле:

где n – общее число деталей в изделии, шт.; n – число оригинальных деталей (разработанных впервые), шт.

Агрегатирование – это метод создания машин, приборов и оборудования из отдельных стандартных унифицированных узлов, многократно используемых при создании различных изделий на основе геометрической и функциональной взаимозаменяемости. Агрегатирование очень широко применяется в машиностроении и радиоэлектронике.

Комплексная стандартизация. При комплексной стандартизации осуществляются целенаправленное и планомерное установление и применение системы взаимоувязанных требований как к самому объекту комплексной стандартизации в целом, так и к его основным элементам в целях оптимального решения конкретной проблемы. Применительно к продукции – это установление и применение взаимосвязанных по своему уровню требований к качеству готовых изделий, необходимых для их изготовления сырья, материалов и комплектующих узлов, а также условий сохранения и потребления (эксплуатации).

В связи с резким сокращением финансирования работ по стандартизации в последнее время работы по комплексной стандартизации выполняются в очень ограниченном объеме, в основном в рамках федеральных целевых программ, которые содержат раздел по нормативному обеспечению качества и безопасности работ и услуг.

Своеобразной формой комплексной стандартизации является комплексная сертификация.

Опережающая стандартизация. Метод опережающей стандартизации заключается в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм и требований к объектам стандартизации, которые согласно прогнозам будут оптимальными в последующее время.

Стандарты не могут только фиксировать достигнутый уровень развития науки и техники, так как из-за высоких темпов морального старения многих видов продукции они могут стать тормозом технического прогресса. Для того чтобы стандарты не тормозили технический прогресс, они должны устанавливать перспективные показатели качества с указанием сроков их обеспечения промышленным производством. Опережающие стандарты должны стандартизировать перспективные виды продукции, серийное производство которых еще не начато или находится в начальной стадии.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: