Свадебные обряды в русской культуре - ABCD42.RU

Свадебные обряды в русской культуре

Русская свадьба

Свадьба издревле считалась самым главным событием в жизни. Православие не предусматривает возможности развода, поэтому женились люди лишь один раз. И хотя наша религия продвигает целомудрие и воспевает непорочность, во время празднования молодежи разрешались некоторые веселые вольности.

В дохристианскую эпоху обряд женитьбы символизировал расцвет природы и плодородие. После Крещения Руси некоторые языческие элементы сохранились, к ним добавились новые традиции. И в богатых семьях, и у простых крестьян, решение важного вопроса выбора спутника жизни главы семейств оставляли за собой. Но не все было так плохо. Молодые понимали сложившийся порядок и находили свои способы склонить отца к выбору полюбившегося суженного или суженой.

Основные этапы:

  • Русская свадебная традиция
  • Свадебные костюмы:
  • Наряд жениха
  • Наряд невесты
  • Русский свадебный обряд:
  • Сватанье
  • Смотрины
  • Обручение
  • Подготовка
  • Свадьба:
  • «Свадебный поезд»
  • «Выкуп» за невесту
  • Венчание
  • Гулянье и пир
  • Второй день свадьбы – блинный

Русская свадебная традиция

Во все времена обряд женитьбы делился на несколько частей, растянутых во времени. Каждый этап требовал не только определенных слов и действий, но и других обязательных атрибутов – костюмов, подарков, украшения помещений или средств передвижения.

Весь процесс занимал от одной недели до трех месяцев. У крестьян даты расставлялись в соответствии с церковным и сельскохозяйственным календарями. Участие принимали не только родственники, но и друзья жениха и невесты.

Особенной красотой, торжественностью и великолепием отличался центральный этап – венчание.

Свадебные костюмы

Важная роль отводилась одежде участников церемоний. Главные цвета – красный и белый. Красный символизировал мужскую силу и богатство, а белый – женскую чистоту, непорочность и красоту. Тканые вещи украшались причудливой вышивкой с символическими узорами.

Интересно, что в Древнем Риме и Средневековой Европе красный цвет одежды могли позволить себе только очень богатые люди. Краситель добывался из раковин средиземноморских моллюсков и стоил дорого. На Руси красная краска делалась из кармина, вещества, добываемого из насекомых кошенили. Поэтому русская невеста, даже из бедняков, могла позволить себе шикарный наряд красивого, темно-красного цвета.

Наряд жениха

Если в западных странах молодой надевает невзрачный костюм и теряется в пестрой толпе, то на русской свадьбе его одежда выделяется сред других. Главный элемент – красная рубаха или косоворотка. В холодное время года ее мог заменить кафтан того же цвета. Часто для пошива костюма использовалось не грубое сукно, а тонкая и изящная льняная ткань. Рубаха жениха тоже украшалась вышивкой, но в меньшем количестве, чем у невесты. Чаще всего тонкий слой вышитой ткани покрывал только ворот. Богатые люди зимой надевали шубы.

На ноги жених надевал штаны или как говорили на Руси – портки, часто черного цвета, и сапоги. Нижняя часть мужского костюма не имела особого значения.

Головной убор жениха – обязательно шапка, вне зависимости от сезона. Меха всегда стоили дорого и являлись признаком достатка. Поэтому жених мог надеть меховую шапку, украшенную бархатом или жемчугом, даже летом. Простые люди носили шапки из войлока.

Наряд невесты

Молодая обувала на ноги сандалии, лапти или шерстяные валенки, в зависимости от сезона. Ближе к началу ХХ века часто стали использоваться кожаные сапожки.

Под одежду невеста надевала рубаху из домотканого полотна. В те времена еще не существовало нижнего белья, его функции выполняла эта деталь гардероба. Повседневные рубахи были простыми и грубыми. Другое дело – свадебная. Невеста начинала украшать и вышивать свои наряды еще до того, как определялась дата венчания. Чаще всего применялись нитки красного и желтого цветов.

На рубаху надевался сарафан – платье с лямками, не без рукавов. Он мог состоять сразу из нескольких частей и обычно имел клиноподобную форму. Портные в те времена не уделяли внимания женской талии, самое узкое место сарафана находилось вверху, в районе груди. А самое широкое – у земли. Цвет почти всегда был красным, в редких случаях – белый или черный с обилием разноцветной вышивки.

Поверх сарафана надевали передник, который служил своеобразной «визиткой» невесты. Девушки тратили годы на украшение его вышивкой. Весь костюм стягивался одним или несколькими поясами.

Отдельно стоит отметить головной убор новобрачной. Практически во всех регионах России женщины носили кокошники. Могла отличаться только форма или декоративные элементы. По традиции, невеста должна была снять кокошник только перед своим будущим мужем, на церемонии венчания. Священник возлагал на склоненные головы молодоженов венцы и начинал обряд. В разных губерниях кокошник называли сорокой, кичкой, повойников. Но суть всегда была одна и та же – твердый околыш и цветастая ткань, украшенная бисером.

Русский свадебный обряд в деталях

Интересно, что многие традиции дожили до наших дней. Но, хотя форма их осталась почти прежней, суть полностью изменилась.

Сватанье

Если сейчас сваты приходят добиваться согласия молодой, то раньше они шли за благословением отца. Приходили обычно не родители жениха, а его родственники или знакомые, обладающие самым высоким социальным статусом. Весь процесс мог проходить без невесты, ее желание мало интересовало участников церемонии.

Что характерно, на сватовстве было не принято говорить прямо, использовались косвенные выражения. «У вас товар, у нас купец» или «У вас курочка, у нас петушок». Сваты заводили разговор издалека, ведь отец молодой первый раз должен был ответить отказом. Хотя во многих случаях, именно он был больше всех заинтересован в браке. Поэтому церемония отдаленно напоминала торговлю – будущий тесть расхваливал свою дочь и приданное, а сваты хвалили жениха и его род.

Смотрины

Во время сватания вопрос женитьбы еще не решался положительно. Поэтому следующий этап – это смотрины, визит родителей невесты к жениху. По старой православной традиции муж забирал жену к себе домой. Поэтому отец будущей новобрачной ехал смотреть на хозяйство, в котором будет жить и работать его дочь.

Формально именно во время смотрин родители жениха впервые могли посмотреть на невесту и пообщаться с ней. В некоторых регионах обряд смотрин проходил иначе – родители жениха ехали (после сватов) к родителям невесты.

В любом случае, именно на смотринах семьи принимали окончательное решение о браке и о размере приданного. Для невесты этот день был самым важным. Понятно, что формально решение принимал всегда глава семьи. Но мы то знаем, что решение вместо мужчины часто принимает женщина, будущая свекровь.

Обручение в русской традиции

Помолвка в православном мире сильно отличалась от западного. Хотя наши предки тоже использовали кольца для венчания, этот аксессуар не играл главенствующей роли. Самым важным было официальное объявление согласий отцов каждой из стороны и объявление даты. Стороны как бы заключали «свадебный договор», который скреплялся привселюдным «рукобитием» – отцы семейств пожимали друг другу руки. Именно отсюда пошло крылатое выражение «ударить по рукам».

Интересно, что в процессе обручения окончательно утверждался не только размер «приданного», но и размер «клада». Этим словом называли гарантии материального обеспечения невесты со стороны семьи жениха. В том случае, если будущий муж не справится со своими новыми обязанностями, жена должна была какое-то время жить за счет этих средств.

Подготовка

(Подготовка невесты к свадьбе)

Дальнейшие действия в русской свадебной традиции сильно менялись, в зависимости от эпохи и региона. В целом, их суть сводилась к подготовке торжественной церемонии венчания. Будущая невеста носила уже другую одежду чем сообщала окружающим о предстоящем событии. Иногда проводился девичник, только суть его отличалась от современных гуляний женской компании. Молодая собирала незамужних девушек, чтобы они помогли ей вышить свадебную одежду и подготовить приданное.

Жених тоже не бил баклуши. Ему нужно было позаботиться о выкупе, свадебном поезде и месте для пира. А уже перед самой церемонией венчания, молодой вместе с друзьями шел в баню, чтобы очиститься от всех грехов холостяцкой жизни.

Свадьба

«Свадебный поезд»

Под этим термином в старину подразумевался кортеж из лошадей и подвод, на котором жених и невеста ехали в церковь. Пешая свадебная процессия была только у самых бедных слоев населения.

Сбруя лошадей украшалась цветами и лентами, участники процессии пели песни и желали здоровья и благополучия новобрачным. Мужчины, участвовавшие со стороны жениха, надевали красные рубахи либо украшали свой наряд красными поясами и лентами.

«Выкуп» за невесту

В нашей православной традиции всевозможные ритуалы, связанные с «покупкой» невесты или права проезда жениха, могли проходить на всех этапах свадебной церемонии. В некоторых селах символическую плату брали даже со сватов, которые только шли с предложением.

В большинстве случаев размер платы был символичным или взимался в виде совершения какого-то действия. Иногда предметом выкупа могла быть не сама невеста, а что-то из ее вещей или часть свадебных угощений. Эта часть церемонии во все времена была самой веселой и интересной. Наши предки тоже любили подшутить над женихом, например, предлагая ему другую девушку.

Венчание в церкви

Самое важное таинство во всем свадебном ритуале. Именно тут невеста становилась женой, а жених – мужем. На церковный обряд бракосочетания священнослужитель надевал самые красивые и торжественные одежды. На головы молодоженом возлагались венцы, часто имеющие форму короны.

Ряд ритуальных действий во время венчания символизировал единение молодоженам. Им связывали руки одним полотенцем или поясом, они пили из одной чаши или ели один кусок хлеба. На севере России было принято давать молодым один платок, они должны были, держась за него, войти в церковь.

Только сейчас церковный обряд венчания обрел одинаковую форму по всей стране. В старину священники старались следовать традициям той местности, в которой служили. Они могли накрывать головы молодых тканью или «сталкивать их лбами». Иногда молодые обходили алтарь, становились на одно полотенце, платок или пояс. Вы удивитесь, но традиция после выхода из церкви закрывать символический замок на ключ и бросать его в реку, существует уже несколько столетий.

Гулянье и пир

Сразу после завершения обряда в церкви начинались гулянья. Проходили они, как правило, в доме жениха. Из-за обилия красного цвета в одежде новобрачных, в некоторых регионах России традиционное застолье еще называют «красным обедом».

Свадебных столов могло быть сразу несколько. Гости делились по полу, социальному статусу либо родственным связям. В любом случае, самой важной деталью обряда был процесс рассаживания гостей. Молодые как бы обозначали свое отношение к каждому из гостей. Тут впервые молодожены могли вместе сесть за стол, на самое почетное место, под иконами.

Второй день свадьбы – блинный

Почти во всех регионах России принято продолжать гуляния и на второй день после свадьбы. Только на эту церемонию приглашают уже не всех гостей, а только самую близкую родню и друзей. Тёща пекла блины и накрывали семейный стол.

Свадебные обряды и традиции на Руси

С давних пор именно свадьба считается самым важным событием в жизни. Наши предки создавали семью, придерживаясь традиций и строго соблюдая особые правила. Отголоски свадебных обрядовых традиций Руси присутствуют и в современном бракосочетании.

Традиции свадебных обрядов славян насчитывают не один век: наши предки крайне внимательно следили за соблюдением правил. Создание семьи было сакральным и наполненным смыслом действием, которое в среднем занимало три дня. С того времени до нас дошли свадебные приметы и суеверия, на Руси передающиеся из поколения в поколение.

Свадебные обряды древних славян

Для наших предков свадебный обряд был крайне важным событием: к созданию новой семьи подходили крайне ответственно, надеясь на помощь Богов и судьбы. Само слово «свадьба» состоит из трех частей: «сва»-небо, «д»-деяние на земле и «ба»-благословленное Богами. Получается, что исторически слово «свадьба» расшифровывается как «земное деяние, благословленное Богами». Из этого знания и исходили древние свадебные обряды.

Читайте также  Прогнозирование развития агропромышленного комплекса

Вступление в семейную жизнь в первую очередь всегда направлено на продолжение здорового и сильного рода. Именно поэтому древние славяне накладывали несколько ограничений и запретов на создание новой пары:

  • возраст жениха должен быть не меньше 21 года;
  • возраст невесты — не меньше 16 лет;
  • род жениха и род невесты не должны быть близки кровно.

Вопреки существующему мнению, и жениха, и невесту редко выдавали замуж или женили против их воли: считалось, что Боги и сама жизнь помогают новой паре найти друг друга в особом, гармоничном состоянии.

В наше время достижению гармонии тоже уделяется много внимания: к примеру, все больше людей начинают использовать специальные медитации для привлечения любви. Наши предки лучшим способом гармоничного слияния с ритмами матери-природы считали танец.

В день Перуна или в праздник Ивана Купалы молодые люди, желающие встретить свою судьбу, собирались в два хоровода: мужчины вели круг «посолонь» — по ходу солнца, а девушки — «противосолонь». Таким образом оба хоровода шли спинами друг к другу.

В момент сближения танцующих столкнувшихся спинами парня и девушку выводили из хоровода: считалось, что их свели Боги. Впоследствии, если девушка и парень были любы друг другу, устраивались смотрины, родители знакомились между собой, и, если все было в порядке, назначалась дата свадьбы.

Считалось, что в день бракосочетания невеста умирала для своего рода и его духов-хранителей, чтобы возродиться в роду жениха. Этой перемене придавалось особое значение.

В первую очередь, о символической смерти невесты для своего рода говорил свадебный наряд: у наших предков было принято красное свадебное платье с белым покрывалом вместо нынешней полупрозрачной фаты.

Красный и белый на Руси были цветами траура, а плотное покрывало, которым полностью закрывали лицо невесты, символизировало ее нахождение в мире мертвых. Снять его можно было только во время свадебного пира, когда благословение Богов над молодыми уже было совершено.

Подготовка к свадебному дню как для жениха, так и для невесты начиналась накануне вечером: подруги невесты вместе с ней отправлялись в баню для ритуального омовения. Под горькие песни и слезы девушку омывали водой из трех ведер, символически указывая на ее присутствие между тремя мирами: Яви, Нави и Прави. Невеста и сама должна была плакать как можно больше, чтобы получить прощение духов своего рода, которых она покидает.

Утром дня свадьбы жених присылал невесте подарок, означающий верность его намерений: шкатулку с гребнем, лентами и сладостями. С момента получения подарка невесту начинали переодевать и готовить к обряду бракосочетания. Во время одевания и причесывания подруги также распевали самые печальные песни, а невеста должна была плакать еще больше, чем накануне: считалось, что чем больше слез будет пролито до свадьбы, тем меньше их прольется во время супружеской жизни.

Тем временем в доме жениха собирался так называемый свадебный поезд: повозки, в которых сам жених и его дружина отправлялись за невестой с дарами ее подругам и родителям. Чем богаче семья жениха, тем длиннее должен быть поезд. Когда все приготовления завершались, поезд отправлялся к дому невесты под пение и танцы.

По прибытию родственники невесты проверяли намерения жениха вопросами и шуточными заданиями. Эта традиция сохранилась и в наше время, превратившись в «выкуп» невесты.

После того, как жених прошел все проверки и получал возможность увидеть невесту, свадебный поезд вместе с молодыми, дружиной и родственниками направлялся на капище. Ехали на него всегда долгой дорогой, закрыв лицо невесты плотным покрывалом: считалось, что в это время будущая жена наполовину находится в мире Нави, и видеть ее «полностью живым» людям было нельзя.

По приезду на капище ожидающий молодых волхв проводил обряд благословения союза, тем самым подтверждая лад в паре и скрепляя клятву молодых перед Богами. С этого момента жених и невеста считались семьей.

После обряда все гости во главе с семейной парой отправлялись на пир в честь свадьбы, который мог длится до семи дней с перерывами. Во время угощения молодые получали подарки, а также многократно одаривали своих гостей поясами, куколками-оберегами и монетами.

Кроме того, в течение полугода семейной жизни новая семья, оценив подарок каждого гостя, должна была нанести ответный визит и подарить так называемый «отдарок» — ответный дар, стоимостью превышающий подарок гостя. Этим молодая семья показывала, что подарок гостя пошел впрок, увеличив их благосостояние.

Со временем непоколебимые свадебные традиции претерпели некоторые изменения, вызванные переселениями и войнами. Изменения прижились и принесли нам память о русских народных свадебных обрядах.

Русские народные свадебные обряды

С появлением христианства на Руси свадебные обряды изменились коренным образом. За несколько десятилетий обряд благословения Богов на капище перешел в обряд венчания в церкви. Люди не сразу приняли новый уклад, и это прямым образом сказалось на проведении такого важного события, как свадьба.

Поскольку без венчания в церкви брачный союз не считался действительным, свадебный обряд состоял из двух частей: венчание в церкви и обрядовая часть, пир. «Волхование» не поощрялось высшими церковными чинами, но некоторое время церковнослужители участвовали в «невенчальной» свадебной части.

Так же, как и у древних славян, в традиции русской народной свадьбы долгое время сохранялись традиционные обычаи: сватовство, смотрины и сговор. На общих смотринах, проходивших на гуляньях, семья жениха присматривала невесту, справляясь о ней и ее семье.

Найдя девушку подходящего возраста и статуса, родственники жениха засылали сватов в семью невесты. Сваты могли приходить до трех раз: первый — заявить о намерениях семьи жениха, второй — присмотреться к семье невесты, и третий — получить согласие.

В случае удачного сватовства назначались смотрины: семья невесты приезжала в дом жениха и осматривала хозяйство, делая вывод: хорошо ли будет жить здесь их дочери. Если все было в порядке и соответствовало их ожиданиям, родители невесты принимали приглашение разделить трапезу с семьей жениха. В случае отказа сватовство прекращалось.

Если и этап смотрин оказывался успешным, то родители жениха приезжали с ответным визитом: они лично знакомились с невестой, наблюдали за ее умением вести хозяйство и общались с ней. Если в итоге они не разочаровывались в девушке, то к невесте привозили жениха.

Девушка должна была показаться во всех своих нарядах, показать, насколько она хороша как хозяйка и собеседница. Жених тоже должен был показать свои лучшие качества: в вечер «третьих смотрин» невеста в большинстве случаев имела право отказаться от жениха.

Если молодые смогли понравиться друг другу и не возражали против свадьбы, их родители начинали обсуждать материальные затраты на свадьбу своих детей, размер приданого невесты и подарки от семьи жениха. Эта часть называлась «рукобитием», потому что, договорившись обо всем, отец невесты и отец жениха «били руки», то есть скрепляли договор рукопожатием.

После завершения договора начиналась подготовка к свадьбе, которая могла продолжаться до месяца.

В день свадьбы подруги невесты одевали ее в подвенечный наряд под причитания о ее девичьей веселой жизни. Невеста должна была постоянно плакать, провожая свое девичество. Тем временем жених с друзьями приезжал к дому невесты, готовясь выкупать свою будущую жену у ее семьи и подруг.

После удачного выкупа и символических испытаний жениха молодые ехали в церковь: жених с друзьями отправлялся шумно и с песнями, а невеста — отдельно, долгой дорогой, не привлекая к себе особого внимания. Жених непременно должен был прибыть к церкви первым: таким способом будущая жена избегала клейма «брошенной невесты».

Во время венчания невесту и жениха ставили на расстеленную белую ткань, осыпанную монетами и хмелем. Также гости внимательно следили за венчальными свечами: считалось, что кто выше свою свечу держит, тот и в семье главенствовать будет.

После завершения венчания молодые должны были задуть свечи одновременно, чтобы умереть в один день. Погашенные свечи следовало хранить всю жизнь, оберегать от повреждений и зажигать ненадолго только во время появления первого ребенка.

После венчального обряда создание семьи считалось законным, и далее следовал пир, на котором в значительной степени проявлялись обрядовые действия древних славян.

Этот обычай существовал долгое время, пока не видоизменился в современные свадебные традиции, которые все же сохранили многие обрядовые моменты старинных свадеб.

Старинные свадебные обряды

Многие люди в наше время даже не догадываются о том, какое сакральное значение имеют ставшие привычными моменты любой свадьбы. Вместо аутентичного обряда на капище или венчания в церкви, долгое время являющегося обязательным, теперь происходит государственная регистрация брака с последующим банкетом. Казалось бы, что в этом осталось от древнего уклада? Оказывается, очень многое.

Традиция обмена кольцами. Обмен кольцами существует очень долгое время: еще наши предки надевали друг другу кольцо в знак соединения перед Богами на небе и на земле. Только в отличие от современного обычая носить обручальное кольцо на правой руке, раньше его надевали на безымянный палец левой руки — ближней к сердцу.

Возжигание семейного очага. Самый трогательный момент современной свадьбы — совместное возжигание очага родителями жениха и невесты. Эта традиция восходит ко времени, когда брачный союз заключался волхвом, с родительского благословения и в присутствии всего рода, перед Богами.

Свадебный каравай. Еще один старинный свадебный обряд, полностью сохранившийся в современном браке — изготовление свадебного каравая. Наши предки пекли каравай, который считался символом долгой и крепкой совместной жизни молодых. Традиция печь каравай сохраняется и сейчас: многие пекут его отдельно, а большая часть вступающих в брак заказывает большой торт, который тоже произошел от свадебного каравая.

Выбрать удачное время для вступления в брак вам поможет свадебный календарь по месяцам.

7 секретов традиционной русской свадьбы

П рипевки и корилки, запытывание и гадания — в каждой местности на Руси были свои свадебные обряды. Как проходил девичник у наших прабабушек, кто продавал косу невесты и что подавали на праздничный стол — знакомимся с особенностями русской традиционной свадьбы.

Припевки. «Тили-тили тесто, жених и невеста»

Традиционные обряды раньше сопровождали невесту и жениха еще до официального сватовства. Например, помочь молодым влюбленным соединиться в браке должны были специальные «припевки». По традиции в них обязательно упоминали имена будущих супругов: «Хороший молодец — Иван Иванович! Ему понравилась Мария Ивановна!» или «Молодой князек — Иван Васильевич! Молода княгинюшка — Любовь Ивановна!» Раньше такие песни исполняли во время «толоки» — общей работы — на строительстве домов, во время косьбы или уборки хлеба. В Псковской области их называли «полевой голос» или «голос полешный».

«Ой, молодой-то молодец у нас Лександра Лексеевич!» Припевание пары на толоках в деревне Горбунова Гора Палкинского района Псковской области

Сватовство. Разведка боем

По традиции о свадьбе молодых договаривались сваты и родители. Перед сватовством часто проводили предварительное «запытывание» — узнавали, готова ли избранница выходить замуж. Разговор сваты вели иносказательно: «Вот, говорят, у вас овечка есть. А у нас — купец», «У вас тут телушечка заблудилась!» или «Наши охотники ходили в округе и нагледили лису. Лиса побежала к вам во двор». Жениха нужно было показать с лучшей стороны — если и не принцем на белом коне, то обязательно хорошим хозяином и семьянином.

Чтобы на первом «свидании» не отказали, в Ленинградской области, войдя в хату, старались «завалить клюки» (кочерги или ухваты), а по казачьей традиции мать жениха прятала под кофтой веник. Гости приносили для родителей невесты пирог. Если «запытывание» проходило неудачно, пирог возвращали обратно. В Белгородской области гостям после отказа могли вынести «гарбуз» (тыкву) — но только в том случае, когда жених не устраивал категорически. Чтобы насолить невесте, отвергнутые сваты, уходя, старались «закрывать дверь задом». Считалось, что к привередливой девушке после этого никто не посватается.

Читайте также  Холодильники и холодильное оборудование: устройство и эксплуатация

Если «запытали» успешно, мать невесты делила пирог от сватов на две или четыре части, а будущая жена в знак своего согласия дарила жениху платок, покрывало или простынь. Родители могли сразу же договориться об официальном сватовстве — этот обряд в каждом регионе назывался по-своему. На сговоре (или магарыче, пропое, барыше, запоинах) пели веселые застольные песни. На стол подавали традиционные блюда: пироги, холодец и окрошку. Родня жениха приносила с собой сало, ржаной хлеб и крепкий алкоголь.

Свадебная песня «Пьяница-пропойница» в исполнении А.И. Курской и М.И. Долженко из села Купино Шебекинского района Белгородской области

После окончательного сговора невеста уже не могла отказать жениху, это считалось оскорблением. Наступал период подготовки подарков будущим родственникам. Обычно невеста шила или вязала для жениха какую-нибудь одежду: шарф и перчатки, нижнее белье или даже весь свадебный костюм. К торжеству также готовили «сундук» — приданое. Полотенца, наряды и постельное белье шила и украшала вышивкой сама невеста с близкими родственницами.

Девичник. «Прощай, молодость!»

За несколько дней до свадьбы устраивали девичник. На Руси в этот день прощались с молодостью и родительской заботой. Невеста собирала подруг, девушки пели традиционные песни:

Грустные «причитания» исполняли те, кого печалил переезд в семью мужа:

Свадебное причитание невесты «Голубушки, милые подруженьки» в исполнении П.А. Ревуновой из села Теблеши Бежецкого района Тверской области

Пели на девичнике и «благодарности» родителям:

  • Иван Купала. Вода, огонь и травы
  • Тест на знание славянских традиций
  • Гулянья на Троицу

Однако девичник в первую очередь оставался праздником, и отмечали его с песнями, танцами и гостями. Иногда на него приглашали и жениха с друзьями. В Курской области на девичнике гости разыгрывали сценки. Девушки выстраивались в ряд, третьей по счету становилась будущая жена. Жених трижды проходил мимо них, танцуя, напевая и «выбирая» суженую. Потом гости водили хоровод, или «кривульки», как его называли в Архангельской области.

Свадебная песня «На широкой, на улочке», которую пели на девичнике, в исполнении ансамбля из деревни Кеба Лешуконского района Архангельской области

Гадания. Кто в доме хозяин?

Перед самой свадьбой и жених, и невеста, и их родственники гадали, чтобы узнать, как сложится совместная жизнь молодоженов.

Некоторые свадебные обряды помогали составить психологический портрет избранника надежнее, чем гороскоп. Родственники невесты утром в день свадьбы привозили в дом жениха украшенную лентами курицу. Ее запускали под стол и угощали пшеном. Если курица громко кудахтала и хлопала крыльями, то жениху следовало приготовиться: жена будет сварливой. А невесте дополнительные беспокойства доставлял сломанный каблук. Эта примета говорила, что у мужа будет тяжелый характер.

С помощью караваев «решали», кто будет хозяином в доме. Чья сваха — жениха или невесты — выше поднимала каравай, тот и будет главенствовать в семье. В Свердловской области судьбу молодой семьи также определяли свахи: при встрече они здоровались за руки и обменивались наполненными рюмками. Затем чокались, и каждая старалась перелить вино в рюмку другой. Чьей свахе это удавалось, тот и будет хозяином в доме.

В Белгородской области гадали на каравае с двумя свечками. Одна из них олицетворяла жениха, другая — невесту. Каравай сажали в печь: чья свеча гасла, тот и разлюбит свою половинку первым.

Обмен свах хлебами — фрагмент свадебного обряда в исполнении Л.В. Кораблевой и Е.А. Тебеньковой из деревни Слобода Афанасьевского района Кировской области

Свадебный поезд. Дорогу жениху!

Утром в день свадьбы жених отправлялся к невесте на свадебном «поезде». Первый конь в упряжке был самым нарядным — с лентами, колокольчиками и цветами. Родственники невесты старались перекрыть путь процессии и «продавали дорогу». Жених откупался наливкой или подарками.

Перегораживание дороги в свадебном обряде деревни Марьино Глинковского района Смоленской области

В доме невесты его также ждали непредвиденные расходы: он выкупал места за столом и для себя, и для своих гостей.

Коса невесты шла отдельным лотом. Аукционистом по традиции назначался младший брат будущей супруги. Он стучал скалкой о стол и приговаривал: «Моя коса не рублевая, моя коса сторублевая», пока жених не давал достойный выкуп за символ девичества. Не все женихи охотно платили за каждый свой шаг. На этот случай придумывались дразнилки:

А в некоторых регионах дразнилки и корилки были отдельной свадебной традицией. И родственники устраивали на свадьбах песенные перепалки.

Корения представителей родов жениха и невесты в свадебном обряде деревни Петрищево Духовщинского района Смоленской области

Свадебный пир. В перерывах — танцы

В день свадьбы невесту ждал особый обряд — повивание. Девушку причесывали и меняли головной убор на новый — замужний. Сваха прикрывала ее от сглаза фатой, заплетала две косы «на бабий манер» и укладывала их пучком или «рожками». А поверх прически надевали головной убор, обозначающий новый социальный статус. Это был чепец или почапушник, сорока или кукошник — в зависимости от региона.

Повивание невесты на свадьбе в селе Большебыково Красногвардейского района Белгородской области

Одевание невесты в женский костюм на второй день свадьбы в селе Белица Беловского района Курской области

На стол в день свадьбы подавали куриную лапшу, холодец, пироги, кисели, узвары (компоты) и кашу. На праздничном ужине появлялись и особые блюда — «шишечки» (маленькие булочки) и свиной окорок, который перед свадьбой варили целые сутки. Тут же резали свадебный каравай и раздавали всем по кусочку. Жених и невеста, опасаясь сглаза, иногда ели в отдельной комнате.

Ни одна традиционная русская свадьба не проходила без музыки и танцев. В Псковской области на торжестве играли свадебные марши — на скрипках и цимбалах.

«Надельный марш» — свадебный наигрыш на скрипке и цимбалах в исполнении Я.П. Петрова (скрипка), В.А. Борисова (цимбалы) из деревни Бондари Себежского района Псковской области

В Подмосковье под праздничные песни плясали «проходки». Этот танец обычно разучивали прямо на свадьбе.

Проходочная песня «Яровая солома» в исполнении фольклорного ансамбля из деревни Субботино Павлово-Посадского района Московской области

Первая брачная ночь также сопровождалась обрядами. На стол ставили кувшин с калиной, который символизировал невинность молодой жены. В Воронежской области брачное ложе молодых «согревала» другая пара — друзья или родственники, которые были счастливы в браке.

Рассказ о брачной ночи группы исполнительниц из деревни Липовка Шумячского района Смоленской области

Второй день свадьбы. Испытания невесты

Второй день свадьбы — время испытаний молодой жены на хозяйственность (и стрессоустойчивость). Ее могли отправить к колодцу, а затем снова и снова выливали воду, пока она не откупится традиционными подарками — водкой, носовыми платками или табачными кисетами.

Обряд выливания воды с ряжеными на второй день свадьбы в селе Белица Беловского района Курской области

Во время другого испытания молодая хозяйка должна была, подметая, отделить деньги от соломы, почти как Золушка. Солому вперемешку с монетами по полу рассыпали родственники, приговаривая: «Не слепая ли наша молодайка?» В Тверской области на второй день свадьбы в избе расставляли столы. Их невеста застилала сотканными ею скатертями. Если их было много, молодую жену ждали почет, уважение и звание хорошей рукодельницы.

Потом родственники и гости съезжались пировать в дом родителей жены. После застолья всех ждали карагодные (хороводные) танцы и песни, посвященные молодой семье.

Плясовой наигрыш «Чеботуха» с припевками в исполнении А.А. Ельниковой, М.С. Ельниковой, Е.Г. Чупахиной, А.П. Беловой из села Белица Беловского района Курской области

Особый обряд существовал на случай, если вдруг свадьба затянулась, а гости засиделись. Жители Белгородской области, например, по полу рассыпали табак и поджигали его. Гости, понимая намек, вскоре расходились.

Свадебные традиции от Древней Руси до современной России

Свадебные обряды и традиции у древних славян

Церемония бракосочетания – это в какой-то степени мистическое действо, ведь ещё вчера совершенно чужие и незнакомые друг другу люди после проведения определенного обряда вдруг становятся одной семьей, единым целым.

Как и большинство исторических фактов, о жизни древних славян в первую очередь мы узнаем из «Повести временных лет». Нестор летописец писал, что именно во время свадебного обряда проявляется нравственная сущность того или иного народа.

Поляне считались мирными людьми, которые почитали церемонию бракосочетания как священную, а мирную жизнь и взаимопонимание в семье – непреложным условием для будущей совместной жизни. Свадеб в то время не праздновали так, как сейчас празднуем мы. Невесту просто приводили в дом её будущего жениха.

У древлян же каких-то определенных моральных устоев не было, поэтому в этом народе было принято воровать невест. Вот только сложно утверждать, было ли это спонтанным решением или же между будущим мужем и женой были какие-то определенные договоренности.

Вятичи, северяне и радимичи, как правило, жили в лесах. Браков они обычно никаких не заключали, но зато они устраивали специальные представления и игрища, на которых представители нескольких поселений (мужчины) похищали для себя будущих жен. Тут также не исключено, что пары заранее договаривались о том, кто с кем будет. К тому же в этих народах было принято многоженство.

В основном все языческие свадебные традиции и свадебные обряды можно разделить условно на два типа:

  1. «ведение» жен, когда вслед жениху да и самой невесте несли приданное, что чем-то даже напоминает традиционный славянский брак;
  2. «похищение» невесты, грубый вариант, конечно, но он до сих пор популярен у многих народов даже сегодня.

С развитием общества развивалась и расширялась новыми традициями и свадебная церемония славян. По истечению определенного промежутка времени она приобретала определенный смысл и порядок. Также, начали появляться новые божества, а самым веселым и добрым из них был Ладо – бог благополучия и любви. Славяне поклонялись ему и в его день заключались чаще всего брачные союзы. Сегодня же таким днем можно считать день святого Валентина, когда все пары стремятся заключить брак именно в эту дату.

Брак на Руси во время христианства

Киевская Русь приняла христианство в конце IX века в 988 году. Новые свадебные христианские традиции входили в жизнь простого народа с большим трудом. Одно из самых главных нововведений – освещение брака в церкви. Правда, привить эту традицию славянам православной церкви до конца не удалось, и поэтому это правило не было обязательным, а каждый народ продолжал отмечать свадьбу как мог.

Многие свадебные обычаи и традиции были заимствованы из других народов. Так, к примеру, из Греции мы позаимствовали обряд обмена кольцами, а также фата (покрывало) на голову невесты, венки, свадебные свечи, и в конце ритуал соединения рук новобрачных.

Античных жениха и невесту было принято осыпать зерном, деньгами и хмелем, а наш русский каравай лишь переделанная древнеримская традиция.

Интересный факт: любовь и свадьба между собой никак не пересекались. Как считают социологи, брак по любви и взаимному согласию стал возможен лишь в начале XX века, когда женщины получили некоторые права. В древние времена же играли свадьбу не юноша и молодая девушка, а их семьи, которые хотели породниться ради взаимной выгоды. Так было заведено как у крестьян, так и у знати.

Время для свадьбы напрямую зависело от работ на поле или в хозяйстве, а помимо этого появились ещё и церковные запреты. Например, во время поста жениться было запрещено, также и накануне великих христианских праздников, во время Масленицы и Пасхальной недели, накануне пятницы или же среды, и, конечно же, в мае, так как в народе даже ходило поверье, что те, кто женится в мае, будет «всю жизнь маяться».

Читайте также  Оценка, расчет и выбор конструктивных параметров двигателя

Жениться девушкам приходилось в возрасте 12-13 лет, но уже к этому времени они были полностью подготовленными хозяйками и знали все свадебные обычаи. Даже приданное уже было кое-какое накоплено для свадьбы. Самое главное для молодой невесты – суметь вышить своими руками подарок для своего будущего супруга, всем гостям и его семейству.

Древние народные свадебные обряды и традиции русские

Впервые друг с другом молодожены знакомились во время собственного венчания. Очень редко им везло, поэтому не случайно, что у славянок было столько «плачей». Народные свадебные обряды и традиции у славян состояли из нескольких этапов:

  • Сватовство;
  • Смотрины»
  • Рукобитье (сговор) – определение и назначение даты свадебной церемонии, подсчет расходов и т.д.;
  • Вытие – плач молодой невесты в доме родителей по поводу будущего расставания и грядущих перемен. На этом этапе мать расплетала косу своей дочери;
  • Девичник – невеста все также продолжает плакать, подружки помогают ей доделать подарок жениху и его семье, а после девушку моют в бане;
  • Выкуп невесты;
  • Венчание;
  • Свадебное застолье.

В Древней Руси каждому свадебному этапу соответствовал ряд традиций, которые выполняли определенные люди. Так, например, сваха должна была снять с невесты девичий венок, закрутить волосы и надеть на её голову уже кику (женский головной убор). Поверх которого надевали ещё и покрывало. Когда отец отдавал свою дочь мужу, он слегка бил её плеткой, чтобы мужа слушалась, а после передавал эту плетку её будущему супругу.

Свадебный пир был испытанием не только для гостей и их желудков, но и для самих молодых. Длился он, как правило, целых три дня. За столом для молодых места не было, поэтому они сначала принимали поздравления от всех своих родичей, а после отправлялись в специально устроенное для них свадебное ложе в сеннике с оберегами и символами.

На второй день свадьбы молодоженов уже садили за стол, а после застолья их вели в баню, сваха показывала всем желающим рубаху невесты, на которой должна была быть кровь в качестве подтверждения её невинности. На третий день свадьбы молодая новоиспеченная жена демонстрировала всем желающим свои хозяйственные навыки, а гости лишь изредка ей помогали.

Свадебные обряды и традиции России сегодня

В современной свадьбе соединились не только традиции славян, но и обряды современные, связанные с реалиями и возможностями нашего времени, а также красочные свадебные обряды других стран. Традиционные моменты современной русской свадьбы:

  • Сватовство;
  • Выкуп невесты;
  • Регистрация брака в ЗАГСе;
  • Венчание в церкви (по желанию молодых);
  • Поездка или прогулка по красочным местам города с фотографом;
  • Свадебный банкет с содержанием некоторых традиций (снимание фаты и надевание платка на голову, танец молодой жены и незамужних девушек, бросание свадебного букета и т.д.).

Особое значение у выкупа невесты, так как именно эта традиция, в основном, задает ритм всему празднику, так как он должен быть интересным, веселым и запоминающимся. В зависимости от фантазии организатора, его проводят в самых различных стилях: романтическом, пиратском, сказочном и т.д.

Свадьба – это одно из событий в нашей жизни, которое навечно остается в памяти молодых, а вот традиции в древности были направлены на охрану будущей семьи от различных бед и дурного сглаза.

Свадебные традиции в России

Традиционная русская свадьба сохранила многие давние традиции, некоторые из которых трансформировались в новые свадебные обряды, и переняла несколько западных мероприятий. Это по-прежнему большое событие в жизни возлюбленных, яркий, насыщенный праздник с множеством развлечений и ритуалов на счастье. Рассмотрим основные из них.

Русские традиции перед свадьбой

Накануне свадьбы жених и невеста отмечают прощание с добрачной жизнью, устраивая по отдельности вечеринки по этому поводу – мальчишник и девичник.

Девичник

Девичник на Руси представлял собой последнюю встречу невесты с подругами, обряд её прощания с девичеством. Подружки расплетали девушке косу под её драматичные причитания об уходе из родительского дома и веселые песни присутствующих. Вечером их навещал жених с лакомствами. Будущая жена угощала его чаем и давала фигурку медведя, символизирующую защитника, трудолюбивого хозяина, главу семьи. Современный девичник в России – вечеринка молодой без присутствия жениха с близкими подругами, которым она раздает наплечные ленты на память.

Мальчишник

Мальчишник – предсвадебный вечер жениха для друзей по случаю прощания с холостяцкой жизнью. Он сопровождался угощениями, играми, загадками, посещением бани. Нынешние мальчишники – веселые домашние или городские мероприятия, включающие посещение кафе, бара, ресторана, сауны. Празднование обычно оплачивает жених, но по поверью его организовывают, финансируют его друзья.

Современные свадебные традиции в России

Современные русские свадьбы длятся зачастую 2 дня: первый предназначен для церемонии венчания, официальной регистрации брака в ЗАГСе, праздничного банкета, а второй проходит среди близких людей.

На торжестве молодых сопровождают помощники – свидетель, исторически «дружка» (неженатый брат либо близкий друг жениха) и свидетельница (незамужняя родственница или подруга новобрачной).

Русские традиции на церемонии бракосочетания

Официально гражданская церемония бракосочетания регистрируется в ЗАГСе. Мероприятие длится 20-30 минут под торжественную мелодию марша Мендельсона. Молодые обмениваются обручальными кольцами, расписываются, получают свидетельство о заключении брака. После объявления пары мужем и женой происходит их первый поцелуй.

При выходе из ЗАГСа популярны обычаи разбивать два хрустальных бокала на счастье, выпускать в небо двух белых голубей, воздушные шары. Новобрачным бросают под ноги лепестки цветов, монеты, рис на удачу, крепкий союз.

Клятвы

Свадебные клятвы верности восходят к древним временам, когда молодожены произносили слова верности, обещания любить друг друга. Возлюбленные чаще всего произносят клятвы под арочным алтарем на выездных церемониях.

Свадебная прогулка

Вслед за регистрацией брака молодожены на праздничном кортеже со свидетелями, близкими друзьями посещают городские достопримечательности: военные мемориалы, исторические места, площади, где устраивают фотосессию.

Праздничный банкет

Традиция организации праздничного банкета в России сохранилась со времен свадебного пира у славян – главного торжества по поводу бракосочетания с застольем, обрядами. После городской прогулки молодожены отправляются в кафе или ресторан, где встречают гостей, принимают подарки, затем садятся в центре стола, и начинается застолье.

Развлекательную программу, как принято, ведет «тамада», объявляющий тосты, организующий конкурсы, танцы. Первый тост, как правило, за молодоженов. Им неоднократно кричат «Горько!», что призывает к долгим поцелуям, длящимся до тех пор, пока с губ не исчезнет горький вкус шампанского. Второй тост произносится за родителей. Затем объявляют первый танец молодоженов. Застолье, танцы могут продолжаться до полуночи. Под конец торжества подают свадебный торт с фигурками пары, знаменующий сладкую семейную жизнь.

Танец невесты с отцом

Танец суженной с отцом – трогательная традиция на свадебном банкете, символизирующий прощание с родительским домом.

Старинные православные традиции

Многие русские свадьбы по-прежнему включают многие старинные суеверия и ритуалы – церковные обряды, традиции и шуточные мероприятия для развлечения гостей. Ниже приведены наиболее распространенные из них.

Выкуп невесты

Утром в день свадьбы жених со свидетелем, друзьями, родственниками приезжает за невестой по дороге к венцу. По приезду он должен заплатить выкуп за будущую жену. Практиковался ритуальный обман, когда выводили другую (часто пожилую), подставную женщину, закрытую платком, затем ему приходилось снова выкупать возлюбленную или идти искать ее. На вечернем праздничном банкете также инсценируют похищение молодой жены или её туфельки, за что просят выкуп.

Старая традиция венчания

Венчание в культуре славян – церковная церемония бракосочетания, проводимая для получения божественного благословения супружеского союза. Она проходила в церкви утром дня вслед за Божественной литургией и состояла из двух частей – обручения (обмен кольцами), венчания.

В Восточной Православной Церкви заключение брака сопровождается возложением венцов на головы возлюбленных, поэтому называется «венчанием». Во время венчания священник проводит пару в центр церкви. Они встают на розовую ткань, означающую начало семейной жизни. После молитв священник возлагает на их головы короны, которые держат свидетели. Священник снова произносит молитвы, благословляя союз пары. Новобрачные пьют вино из общей чаши. Паре соединяют руки и 3 раза проводят вокруг аналоя с Евангелием, что символизирует их совместную супружескую жизнь. Когда-то молодожены носили венцы 8 дней, теперь их снимают по окончанию службы.

С древних времен после венца жених отвозил невесту в свой дом, где их благословляли его родители с хлебом, иконой. Пара откусывала хлеб на успех, процветание. По поверьям, муж должен вносить жену домой на руках, не наступая на порог, чтобы духи её приняли.

Обмен обручальными кольцами

Обмен обручальными кольцами (обручение) изначально проходил при помолвке, но теперь он обычно совершается на венчании или гражданской церемонии бракосочетания. При обручении на венчании священник дает паре зажженные свечи, читает молитвы, подает обручальные кольца с алтаря и благословляет обручение.

Замок на мост

Некоторые новобрачные в день заключения брака вешают на мост замок в знак вечной любви, прочного союза. Это давняя итальянская традиция, когда после замыкания замка ключик от него выбрасывали в реку, как символ вечной любви, верности, прочности союза.

Свадебный каравай

Свадебный каравай – главный хлеб торжества на русской свадьбе, символизирующий счастье, достаток, изобилие, плодородие в новой семье. Его выпекали в доме жениха накануне события женщины, счастливые в браке. Круглый, многослойный богато украшенный каравай предназначался для угощения гостей в знак того, что семья делится своим счастьем. Крестный отец новоиспеченного мужа или жены делил каравай, отдавая верх новобрачным, середину – гостям, низ с запеченными монетами, – музыкантам.

Обряд вручения подарков молодым

Считается, что традиция дарить подарки на славяской свадьбе восходит к древнему подношению богам, чтобы задобрить их. На Руси молодым дарили предметы, символизирующие благополучие, процветание, в основном текстиль, меха, украшения. В богатых домах дарили ковры, драгоценности, в бедные дома приносили сорочки, перины, рушники. Презент должен был предназначаться для совместного использования пары: украшения для обоих, 2-х спальное постельное белье и пр.

Перед отъездом в церковь будущая свекровь дарила невестке вещь из семейной реликвии – обычно кольцо или другое украшение как оберег будущей семьи и хранения традиций семьи мужа.

Обряд броска букета невесты

Букет невесты – обязательный аксессуар в её наряде, изначально предназначенный для защиты от нечистой силы при переходе в новую жизнь. Современные букеты обычно состоят из белых цветов, символизирующих невинность, чистоту. Обязательный обряд бросать через плечо букет незамужним подружкам пришла из запада. По поверьям, девушка, поймавшая его, следующей выйдет замуж. Чтобы сохранить себе оригинальный букет, для свадебного обряда часто используется букет-дублер.

Второй, третий день празднования

Второй день русской свадьбы издавна был предназначен для проверки хозяйственности, характера новоиспеченной жены. Девушка демонстрировала свои способности, послушание, терпеливость. Она неоднократно подметала пол, ходила за водой с двумя ведрами на коромысле. Вечером проходило застолье с угощениями от приглашенных родственников, соседей во главе с новобрачными.

На третий день свадьбы родственники молодоженов гостевали друг у друга для более близкого знакомства. Празднование сопровождалось угощением, играми, шутками, плясками. Один из распространенных обрядов – розыгрыш пропажи молодой «искать ярку», когда сваху возили по селу в корыте, а свата водили завернутым в рогожу, перевязанным веревками. Русская свадьба – торжество с многовековой историей, наполненное старинными и современными традициями. Мероприятие, организованное по народным обычаям, станет ярким, веселым символическим событием, которое запомнится всем участникам торжества и привлечет удачу, счастье в жизнь семейной пары.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: