Свобода средств массовой информации - ABCD42.RU

Свобода средств массовой информации

Свобода СМИ реальная или мнимая?

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую,
национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального,
расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять
информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную
тайну, определяется федеральным законом.
5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

( Конституция Российской Федерации Статья 29 )

Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное
выражение их; это право включает свободу беспрепятственно
придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и
распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от
государственных границ.

( Всеобщая декларация прав человека Статья 19 )

Свобода от всех этических и моральных норм, правил, законов, идеологии, политики, культуры социума – хаос. Любое государство упорядочивает жизнедеятельность социума правовыми, политическими, экономическими, социальными, идеологическими, информационными и иными инструментами, имеющимися в распоряжении государства.

Важнейшим инструментом любой государственной власти являются средства массовой информации. Информационное поле формирует ценности, приоритеты социума, продвигает те или иные идеи, как основу государственного строя, консолидирует общество для достижения нужных экономических, политических и культурных целей.

Основными регулянтами государства выступают правовое, идеологическое и информационное поле. Правовым полем охвачены все возможные сферы и этапы жизнедеятельности человека, при этом, как известно, незнание закона или законов не освобождает от ответственности. Каждое действие, взаимодействие или качественное состояние, регулируемое законодательством, несёт права и обязанности гражданина страны перед государством.

В рамках данного эссе мне хотелось бы сосредоточиться на провозглашаемой государством свободе СМИ и свободе слова в частности.

Есть разница между свободой и вседозволенностью, как есть разница между отсутствием наказания и безнаказанностью. Отсутствие наказания предполагает (в идеале) доказанную невиновность, а безнаказанность проявляет себя даже тогда, когда вина, в рамках закона, доказана и совершенно очевидна. Вседозволенность уже соотносится с категорией действия и представляет любое безнаказанное действие или бездействие человека. Свобода СМИ и свобода слова, в частности, должны давать возможность свободно, не опасаясь преследований и репрессий за это, выражать своё мнение и излагать свои мысли в письменной или устной форме.

Правовое поле любого государства устанавливает ограничения на свободу слова и регулируют свободу СМИ на своей территории и это – неоспоримый факт.
Конституция Российской Федерации запрещает пропаганду, инициирующую и поддерживающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также копирование, распространение и передачу сведений, составляющих государственную тайну. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, устанавливает Закон РФ “О государственной тайне”.

Какой может быть информация? Информация может быть достоверной или недостоверной. Кроме того, даже достоверная информация может быть ограничена перед её массовым распространением. Распространение недостоверной информации и ограничение свободы слова дискредитирует саму концепцию свободы СМИ и основополагающие принципы свободы, изложенные в Статье 19 Всеобщей декларации прав человека и Статье 29 Конституции Российской Федерации.

Правда в 20, 50, 99% — не может быть правдой. Документальные факты истории страны, мира, о первой или второй мировой войне, например, в том числе о зверствах, злодеяниях, применении оружия массового поражения, пытках, опытах над военнопленными, планы и афоризмы лидеров фашистской Германии, колонизации территорий другими странами с целью разграбления природных ресурсов и многое другое – достойно внимания, нужно нам и подрастающему поколению, в каком виде и объёме? Нужно, ибо это – история, основанная на достоверной информации, документально подтверждённые факты определённого исторического отрезка. Можно ли считать разжиганием межнациональной розни исторические факты зверств нацистов Германии? Нет, ибо история творится каждое прожитое мгновение на макро и микроуровне; история вне политики, она вбирает в себя каждую минуту, миг жизни на Земле, молниеносно становясь именно тем, чем и является: интегралом фактов Бытия человека и человечества.
Но СМИ боятся, что их обвинят в пропаганде расовой дискриминации, идей фашизма, и, на фоне искусственно созданного вакуума, активизируются средства пропаганды, преподающие те же факты в искажённом свете. Место грамотно выстроенной идеологической среды, воспитания патриотизма и любви к Родине в нашей стране ещё не занято, оно только начинает заполняться. Говорить только строго выхолощенными фразами из допустимого цензурой шаблона и бояться исторических фактов – в этом ли главная задача СМИ?
Неоспорима роль президента каждой страны в этом вопросе, ценностей нации, приоритетов развития, но нельзя президенту приписывать роль единственного государственного регулянта и исполнителя намеченных им же приоритетов.

СМИ практически любого государства боятся свободы слова, провозглашая публично эту свободу и ратуя за неё. Несомненно, СМИ не должны создавать социальную напряжённость, расовую нетерпимость, дестабилизировать обстановку в государстве, но кто, кроме СМИ способен освещать события в стране и за её пределами; консолидировать общество для достижения нужных экономических, политических и культурных целей; стать инструментом созидания, а не разрушения, сеющего страх, подозрительность, создающий и/или углубляющий в обществе политический, идеологический, и социальный раскол?

СМИ любого государства несвободны. Свобода СМИ декларативна и ограничена. Есть ограничения разумные и необходимые, тогда СМИ находятся на службе государства и народа, а есть циничное использование СМИ, как инструмента внешней, внутренней политики, формирования сознания социума и его ценностей.

Социум любой страны видит мир и события в мире сквозь призму СМИ. Но для того, чтобы информация стала достоверной, необходимо, чтобы эта призма была кристально чиста и независима от политической воли, финансового и правового давления. Казалось бы вот он — незатейливый рецепт свободы СМИ, но мы забываем о том, что в этих СМИ работают люди и эти люди, их души, сердца и сознание должны быть такими же кристально чистыми, ум спокойным, а мотивы — высокими и светлыми.

Человечество ещё не вышло на тот рубеж, когда свобода мнимая канет в воды Леты, когда идеологическое, религиозное и политическое противостояние исчезнут безвозвратно.
Но человек свободолюбив по своей природе. Мысль не вписывается в рамки закона, придуманного человеком.
И это стремление к свободе мысли и её изложения у людей всех рас, разного вероисповедания, и цвета кожи, никогда и никем не отнять.

© Copyright: Евгений Воробьёв, 2017
Свидетельство о публикации №117121304209

СМИ как оружие пропаганды и информационных войн

Игорь Болошин блогер

Любая крупная медийная структура – это чей-то проект, за которым стоят вполне конкретные люди с деньгами и властью, имеющие свои цели и интересы. Это просто инструмент в их руках. А какой хозяин захочет и позволит, чтобы, скажем, молоток, который должен забивать конкретные гвозди «здесь и здесь», имел собственное особое мнение по принципиально значимому поводу, совершая действия, идущие вразрез нуждам владельца? Разумеется, такого никогда не будет.

ПО ТЕМЕ

России предстоит пройти очередной «краш-тест»

Запад начал атаку на российскую атомную энергетику

Как переписывают нашу историю

За что ненавидят либералов

И если рассматривать ситуацию с повесткой дня мировых СМИ, то здесь общая картина напоминает, скорее, пульт помощника режиссера в театре и оборудование светооператора, где нажатием на определенные кнопки и манипуляциями, можно сменить день на ночь (придать нужный эмоциональный окрас), подсветить или затемнить те или иные участки декораций (события текущей реальности), а то и вовсе опустить занавес, скрыв от любопытных глаз то, как в данный момент на сцене работает «внутренняя кухня».

В нашей стране есть специалисты, которые занимаются мониторингом обстановки в международном медийном пространстве. Они отмечают, что значимые мировые события нередко сопровождаются соответствующими информационными процессами, которые вполне можно назвать спланированными операциями. Этими специалистами разрабатываются и высчитываются количественные показатели, позволяющие видеть общую картину в большом масштабе. Например, измеряется «индекс агрессивности» по отношению к России – количество негативных публикаций о нашей стране по отношению к нейтральным за единицу времени, а также другие параметры.

При рассмотрении большого массива данных становится наглядно видно, как, например, обострение отношений между странами приводит к усугублению негативной риторики их СМИ. А стоит двум высокопоставленным политикам с улыбками пожать друг другу руки и заключить какое-нибудь значимое соглашение, как по мановению волшебной палочки «свободные и независимые» внезапно «прикручивают краник» и меняют свой тон.

Читайте также  Оппортунистические инфекции и опухоли

Программирование массового сознания прежде всего собственного населения и информационные атаки на противника – все это планомерная, неспешная работа в условиях современных гибридных войн, протекающих под маской как бы мирного времени. Но у СМИ есть и другие функции.

Например, не секрет, что государства и власть имущие наднациональные элиты могут по публичным информационным каналам обмениваться друг с другом посланиями, на которые широкая публика едва ли обратит внимание. Иногда это называют частью «дипломатического сигнализирования», «неформальной коммуникацией», «черными метками» и прочими терминами.

Это может быть широко растиражированное выражение «озабоченности» и «личного мнения» какой-либо публичной фигуры по некоторому вопросу, вывод в свет чьего-либо протеже (открытое утверждение его принадлежности к конкретной группировке и статуса), выраженное метафорой предупреждение о применении активных действий в ответ на возможный нежелательный шаг противника – и так далее, вплоть до дебрей недоказуемой конспирологии.

Фото: uwe umst?tter/imageBROKER.com/www.globallookpress.com

В данном случае СМИ и журналисты выступают в качестве посредников. Подобный способ коммуникации имеет ряд особенностей по сравнению с прямыми заявлениями официальных лиц. Это позволяет оказать закамуфлированное давление на противника, минуя рафинированные каноны дипломатического общения, предупредить его о последствиях некоторых действий; узнать реакцию ключевых фигур субъекта-получателя на посылаемые сигналы; при этом сохраняется возможность при необходимости отыграть все назад, ведь официальных ответственных заявлений сделано не было; также заинтересованная сторона, формально не участвующая в неком конфликте или политическом процессе, но влияющая на него из теневой зоны, может выразить свою позицию, которая должна быть принята адресатами к сведению, и так далее.

Таким образом, мировые СМИ – это «ментальная артиллерия» в условиях конфликтов современного мира. Орудие пропаганды, социокультурного программирования, канализации энергии широких масс и неофициального внедипломатического общения. От этого никуда не деться.

И тем, кто следит за своей информационной гигиеной, как минимум, следует держать данный факт во внимании. А также почаще в фоновом режиме задаваться вопросами: что это за СМИ, кому оно принадлежит и чьи интересы отстаивает, какова целевая аудитория того или иного сообщения, какова глубинная суть материала, и какую задачу сейчас решают его авторы. Это поможет сделать потребление информации более осознанным.

Почему важна свобода прессы и что можете сделать лично вы

  • Доносит до граждан информацию и идеи, является важным источником знаний.
  • Улучшает работу правительства, помогая гражданам общаться с органами власти.
  • Дает гражданам возможность привлекать внимание к нарушениям их прав.
  • Обеспечивает связь правительства с народом, помогая политикам лучше понять, как воспринимаются их действия.

Если, как показывают результаты недавнего исследования, “состояние свободы прессы во всем мире вызвает глубокую тревогу”, всем нам важно найти пути решения этой проблемы. Эти решения включают в себя улучшение финансирования, творческое использование новых информационных технологий и правовую защиту законных прав журналистов.

Укрепление свободы прессы

Средства массовой информации могут быть по-настоящему независимыми только тогда, когда они имеют надежное финансирование, а спонсоры не вмешиваются в дела редакции. Где же можно найти такую поддержку?

Такие организации, как Глобальная сеть расследовательской журналистики и Фонд поддержки расследовательской журналистики, предлагают значительные стипендии. Например, текущий стипендиат Фонда Найта в области международной журналистики Рахма Мухаммад Миан создает в Пакистане лабораторию взаимодействия с гражданами, задача которой – сбор данных для медиа-проектов и создание сетей с целью улучшения сотрудничества между СМИ и правительством.

Местные газеты и их онлайн-версии являются важными источниками “новостей, которые вы можете использовать” (© Tupungato/Shutterstock.com

Некоторые журналисты в поисках финансирования обращаются к краудфандингу. Например, в 2013 году журналисты в Нидерландах собрали с помощью краудфандинга 1,7 млн долларов и основали интернет-платформу De Correspondent, которая предлагает справочную информацию, анализ и журналистские расследования на нидерландском и английском языках. А сайт Krautreporter, запущенный в 2013 году, является краудфандинговой платформой, направленной на поддержку журналистики в немецкоговорящем мире.

В США Texas Tribune, некоммерческий новостной сайт, поддерживаемый средствами, собираемыми со всего донорского спектра – политического и корпоративного секторов, благотворительных фондов и правительства, – публикует материалы о политической жизни в штате Техас, не отражающие точку зрения той или иной политической партии. Его успех привел к новостному партнерству с New York Times, а в последнее время также с Washington Post. Редактор Tribune Эмили Рэмшо сказала в интервью NiemanLab: “Если наши читатели не могут получить нужную информацию в другом месте, этот материал подходит для Texas Tribune”.

Сотрудники Malaysiakini во главе с учредителями-редакторами Стивеном Ганом и Премешом Чанраном на демонстрации в поддержку журналистов телеканала Al Jazeera, заключенных в тюрьму в Египте, в рамках кампании #freeAJstaff (Malaysiakini/Lim Huey Teng)

Для Malaysiakini, независимого мультимедийного новостного онлайн-ресурса в Малайзии, творческое финансирование идет рука об руку с редакционной независимостью. “Мы – как упрямые школьники, которые не боятся хулигана и не уступают ему ”, – сказал соучредитель и редактор веб-сайта Стивен Ган, выступая перед гостями на мероприятии по случаю 15-й годовщины Malaysiakini. Чтобы сохранять независимость в условиях ограничений на деятельность СМИ в Малайзии, Malaysiakini опирается на подписку, интернет-рекламу и гранты благотворительных фондов, избегая спонсорства политических партий и корпораций. Основной стимул сайта таков: “Без бдительных СМИ власть имущие будут использовать свою финансовую мощь для подкупа влиятельных лиц, а свои правоохранительные полномочия – для ограничения инакомыслия. Такие действия, осуществляемые в интересах немногих, приводят к разобщению нации и распаду общества”. Среди спонсоров Malaysiakini – Международный центр журналистики и Национальный фонд поддержки демократии.

Электронные СМИ: сотрудничество профессиональных журналистов и гражданских активистов

Базирующиеся в интернете платформы электронных СМИ открывают новые ресурсы для профессиональных журналистов и дают возможность гражданским активистам освещать важные события через социальные сети и блоги. Цифровые сайты являются гибкими и дешевыми в обслуживании.

Инновационные платформы, такие как Ushahidi, могут распространять новости для спасения жизни людей во время кризисов. Идея нескольких технически подкованных журналистов, которые создали сайт Ushahidi, а позже одноименное приложение, позволяет гражданам сообщать и картографировать инциденты в режиме реального времени по электронной почте и текстовым сообщениям. Ushahidi помогает журналистам вести карту сирийского конфликта и отслеживает вспышки лихорадки Эбола в Африке.

Мобильные устройства и интернет-СМИ изменили журналистику. Журналистка делает снимок на смартфон на мероприятии для прессы в Мехико (© AP Images)

С 2005 года сайт Global Voices публикует трендовые новости и очерки, представляемые более чем 1200 авторами, аналитиками, медиа-экспертами и переводчиками (в основном добровольцами) из 167 стран. Global Voices освещает темы, которые часто не получают значительного внимания средств массовой информации, например, “Малайзийский карикатурист обещает продолжить борьбу против злоупотреблений правительства, несмотря на обвинения в подстрекательстве к мятежу”, или “Новые интернет-правила в Китае нацелены на имена пользователей и аватары в качестве подрывных инструментов”, или “Что мы делаем с мозгами наших детей?” – о влиянии химических веществ на окружающую среду. Сотрудники Global Voices проверяют и переводят материалы перед их публикацией на 43 языках. Кроме того, Global Voices выступает в поддержку прав в интернете и свободы прессы, а также обучает и оснащает инструментами гражданских журналистов в недостаточно представленных общинах.

Реальное преимущество новых электронных СМИ – способность передавать информацию через убедительные видеоматериалы. Такие организации, как WITNESS, помогают распространять необходимые навыки: обладающие международным опытом кинематографисты и технически подкованные журналисты по правам человека просвещают граждан о безопасной, этической видеожурналистике. Советы онлайн можно получить в “Инструментах журналиста” Общества профессиональных журналистов. И Фонд Найта финансирует различных партнеров в деле совершенствования навыков цифровой журналистики.

Забота о безопасности журналистов

Финансирование и интернет-грамотность – это еще не все. Пресса не является по-настоящему свободной, пока профессиональные и гражданские журналисты вынуждены опасаться за свою физическую безопасность.
По данным Комитета по защите журналистов (КЗЖ), из-за своей работы в 2014 году погибли более 60 журналистов. Страны почти всех континентов представлены в ежегодном Индексе безнаказанности КЗЖ “Безнаказанность за убийства”.

Читайте также  Основные категории человеческого бытия

После того как в парижской редакции сатирического журнала Charlie Hebdo были убиты 11 человек, журналисты всего мира, в том числе эта женщина в Ливане, взяли в руки плакаты “Я – Шарли”, чтобы продемонстрировать поддержку свободы прессы (© AP Images)

Одним из ключевых средств защиты свободной прессы является свободная и сильная судебная система. Агнес Калламард, директор Центра глобальной свободы самовыражения и информации при Колумбийском университете, отмечает, что суды подтверждают право на свободу слова даже в тех странах, правительства которых не склонны защищать свободу слова или журналистов. Ее организация недавно высоко оценила работу судов и организаций юристов по защите свободной прессы в Зимбабве, Турции и Буркине-Фасо через суды.
Свобода прессы – это результат общих усилий, и когда люди, организации и правительства объединяются для ее защиты, выигрывают все.

Рейтинг стран мира по уровню свободы средств массовой информации

Информация об исследовании

Свобода прессы в мире (Freedom of the Press) — это ежегодное исследование и сопровождающий его рейтинг о состоянии свободы средств массовой информации в странах мира. Выпускается международной неправительственной организацией Freedom House, которая оценивает степень свободы печатных, вещательных и онлайновых средств массовой информации в странах мира, начиная с 1980 года.

Авторы исследования подчёркивают, что признают существующие культурные различия, различные национальные интересы и различные уровни экономического развития государств, однако руководствуются универсальными критериями свободы информации, отправной точкой для которых является Статья 19 Всеобщей Декларации прав человека, которая гласит: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ». Главной преградой на пути свободы прессы организация называет правительственный контроль над средствами массовой информации (СМИ).

Исследование основано на методологии экспертных оценок. Информацию для данного проекта собирают как зарубежные корреспонденты, так и консультанты Freedom House. Используются и данные различных международных организаций, занимающихся мониторингом в области прав человека и свободы прессы, правительственные отчёты, информация местных и международных СМИ. Факты нарушения свободы прессы для Freedom House отслеживают участники Международной сети обмена информацией о состоянии свободы слова (Freedom of Expression Exchange Network).

Выводы о состоянии свободы средств массовой информации в той или иной стране специалисты организации делают на основе 109 показателей, включая оценку таких критериев, как свобода слова, степень правительственного контроля над СМИ, условия работы журналистов в стране, случаи применения насилия по отношению к журналистам, экономическая и политическая ситуация в стране, и так далее. В исследовании используется система оценки государств в трёх номинациях — правовой, политической и экономической. Суммарно они показывают положение страны в общем рейтинге, где показатель свободы СМИ оценивается по 100-балльной шкале. Чем выше общий балл, тем хуже положение страны и соответственно более низкое место в рейтинговой таблице. Все государства разделены на три условные группы:

  1. Страны со свободными СМИ (от 0 до 30 баллов).
  2. Страны с частично свободными СМИ (от 31 до 60 баллов).
  3. Страны с несвободными СМИ (от 61 до 100 баллов).

Достоинством проекта является достаточно подробная матрица анализа, которая позволяет унифицировать процедуры исследования, стилистику страновых обзоров, обеспечить их глубину и всесторонность, а многолетний мониторинг анализируемых стран мира позволяет оценить динамику их развития. Методология проекта периодически корректируется. Подробное описание методологии формирования рейтинга и источников данных для него приводится в ежегодном докладе Freedom House по результатам очередного сравнительного исследования.

Результаты исследования

Эта страница содержит актуальный (периодически обновляемый) список стран мира и административных территорий без государственного статуса, упорядоченных по показателю состояния свободы средств массовой информации и разделённых в соответствии с этим на три группы: «свободные», «частично свободные», «несвободные». Текущие данные представлены по состоянию на 2017 год (опубликованы в мае 2017 года).

Рейтинг стран мира по уровню свободы прессы

Новости по теме

Freedom House: Рейтинг свободы СМИ в странах мира в 2015 году

Накануне Всемирного дня свободы прессы, который ежегодно отмечается 3 мая, международная неправительственная организация Freedom House опубликовала глобальный обзор и сопровождающий его рейтинг свободы прессы в мире 2015 года (Global Press Freedom 2015).

Freedom House: Рейтинг свободы СМИ в странах мира в 2014 году

Накануне Всемирного дня свободы прессы, который ежегодно отмечается 3 мая, международная неправительственная организация Freedom House опубликовала глобальный обзор и сопровождающий его рейтинг свободы прессы в мире 2014 года (Global Press Freedom 2014).

Freedom House: Рейтинг свободы СМИ в странах мира в 2013 году

Накануне Всемирного дня свободы прессы, который ежегодно отмечается 3 мая, международная неправительственная организация Freedom House опубликовала глобальный обзор и сопровождающий его рейтинг свободы прессы в мире 2013 года (Global Press Freedom 2013).

Freedom House: Рейтинг свободы СМИ в странах мира в 2012 году

Накануне Всемирного дня свободы прессы, который ежегодно отмечается 3 мая, международная неправительственная организация Freedom House опубликовала глобальный обзор и сопровождающий его рейтинг свободы прессы в мире 2012 года (Global Press Freedom 2012).

Freedom House: Рейтинг свободы СМИ в странах мира в 2011 году

Накануне Всемирного дня свободы прессы, который ежегодно отмечается 3 мая, международная неправительственная организация Freedom House опубликовала глобальный обзор и сопровождающий его рейтинг свободы прессы в мире 2010 года (Global Press Freedom 2011).

Freedom House: Рейтинг свободы СМИ в странах мира в 2010 году

Накануне Всемирного дня свободы прессы, который ежегодно отмечается 3 мая, международная неправительственная организация Freedom House опубликовала глобальный обзор и сопровождающий его рейтинг свободы прессы в мире 2010 года (Global Press Freedom 2010).

Freedom House: Рейтинг свободы СМИ в странах мира в 2009 году

Накануне Всемирного дня свободы прессы, который ежегодно отмечается 3 мая, международная неправительственная организация Freedom House опубликовала глобальный обзор и сопровождающий его рейтинг свободы прессы в мире 2009 года (Global Press Freedom 2009).

Freedom House: Рейтинг свободы СМИ в странах мира в 2008 году

Накануне Всемирного дня свободы прессы, который ежегодно отмечается 3 мая, международная неправительственная организация Freedom House опубликовала глобальный обзор и сопровождающий его рейтинг свободы прессы в мире 2008 года (Global Press Freedom 2008).

Freedom House представила новый доклад о ситуации с прессой в странах СНГ

19 июля международная неправительственная организация Freedom House опубликовала доклад о ситуации со средствами массовой информации в странах СНГ: «Намордник на СМИ. Возвращение цензуры в Содружестве Независимых Государств».

В России обиделись на западные рейтинги свободы СМИ и решили составить свой собственный рейтинг

Во Всемирный день свободы прессы Россия в очередной раз подверглась жёсткой критике в отношении свободы СМИ со стороны международных организаций, что породило в стране сразу две ответные инициативы.

Freedom House: Рейтинг свободы СМИ в странах мира в 2007 году

Накануне Всемирного дня свободы прессы, который ежегодно отмечается 3 мая, международная неправительственная организация Freedom House опубликовала глобальный обзор и сопровождающий его рейтинг свободы прессы в мире 2007 года (Global Press Freedom 2007).

«Средства массовой информации в современном обществе: смена вех конституционно-правового регулирования»

Деятельность средств массовой информации, на сегодняшний день, является одним из наиболее весомых факторов, который непосредственным образом влияет на стабильность межнациональных и федеративных отношений современной России. Степень качества информационных технологий и их использование становятся определяющими для характеристики жизни общества, вопроса о взаимоотношении общества и средств массовой информации, степени свободы средств массовой информации от общества, власти и государства. Исходя из данных посылов, считаем целесообразным конституционно-правовой анализ регулирования деятельности средств массовой информации в России и мире.

Анализируя Конституции зарубежных стран, принятых в довоенный период, мы пришли к выводу о том, что в них нет прямого закрепления норм, регулирующих деятельность средств массовой информации (Конституция Австрии т 10 ноября 1920 г., Основной закон Федеративной республики Германии 23 мая 1949 г., Основной закон Королевства Нидерланды от 17 мая 1814 г.). Более того, в конституциях, принятых и в поствоенный период, мы также не выявили специализированных норм, регламентирующих правовой статус института средств массовой информации. В качестве примера может послужить Конституция Франции 1958 г. Однако, после принятия Всеобщей Декларации прав человека в 1948 г. (далее – Декларация)[1] и Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее – Конвенция) [2] , которые содержали нормы, закрепляющие право на свободу выражения мысли, стало необходимым приведение в соответствие европейским стандартам национальных стран. (Декларация: ст., ст. 18, 19; Конвенция: ст. 10.)

Читайте также  Юмор и сатира в рассказах Чехова

Европейский суд по правам человека постановил, что свобода СМИ требует особой защиты, в целях обеспечения им возможности играть жизненно важную роль общественного стража и распространять представляющую общественный интерес информацию[3]. Письменно в конституциях таких стран, как Австрия (ч. 5 ст.29), Германия (ч. 1 ст. 5), Нидерланды (ст.7), Норвегия (ст.100), Франция (III,13,ст.118) закреплена свобода мнений. Очевидно, что возможна и другая ситуация в сфере гарантий свободы мнения. В качестве примера можно привести Великобританию и Австралию, в которых законодатели утверждают о правовом закреплении гарантий в неписанных конституциях.

Размышления о конкретных проявлениях смены парадигмы правового регулирования информационных отношений в связи и по поводу обмена массовой информацией ориентирует наше исследовательское внимание, прежде всего, в сторону опыта наших соседей по Европе – Франции, Финляндии, Австрии[4]. Очевидно, что адекватно отвечающие на вызовы глобального информационного общества свежие примеры креативных законодательных инноваций мы сможем обнаружить в информационном законодательстве указанных выше стран. В качестве примера следует привести принятый летом 2000 г. во Франции закон, (внес существенные поправки в закон от 30 сентября 1986 г. «О свободе коммуникации») значительно реформирующий организационно-правовые основы предоставления онлайновых информационно-коммуникационных услуг. Указанный выше акт стал итогом оживленных трехлетних общественно-государственных дискуссий.

Следует учесть тот факт, что согласно разделу IV закона Франции 2000 г.: «Положения об услугах сетевых сообщении, не являющихся частной коммуникацией», была введена обязанность установления личности создателей сайтов. Кроме того, статьи 43-7 и 43-8 установили ответственность владельцев серверов.

В 2003 г. была осуществлена серьезная модернизация национального медийного законодательства в Финляндии. Итогом ее стало принятие закона Финляндской республики «Об осуществлении свободы выражения в средствах массовой информации» (вступил в силу с 1 января 2004 г.[5]). В соответствии с этим актом вмешательство в деятельность любого СМИ правомерно только тогда, когда оно в полной мере является неизбежным и в должной мере учитывает важность свободы выражения в демократическом обществе.

Что касается Австрии, то здесь целесообразным представляется указать закон 1981 г. «О прессе и других публицистических средствах массовой информации» (Mediengesetz)[6], который стал доступным для общественности летом 2004 г. В положениях, касающихся деятельности сетевых информационных объектов были устранены различного рода пробелы путем ориентированности данного законопроекта на усовершенствование законодательства в данной сфере. Ряд новых понятий, а также изменение понятийного аппарата прослеживается в указанном выше законе.

На наш взгляд, одним из важнейших аспектов данного медиазакона является положение о том, что пакет поправок в австрийском законе дифференцирует сетевые информационные объекты согласно критерию их публичности.

Относительно судебной практики также следует указать, что поправки внесли изменения в положения, регламентирующие исполнения решений суда. В качестве примера можно привести меры по изъятие и конфискацию продукции СМИ, которые могут быть реализованы австрийскими судами посредством закрытия любых сайтов, которые содержат любые материалы незаконного характера[7].

Представляется целесообразным, опираясь на мнением В.Н. Монахова, указать тот факт, что своеобразным лейтмотивом процессов обсуждения форм законов, конкретных норм и правомочий может и должна стать следующая интерпретация знаменитого кантовского категорического императива: новое онлайн-право в ходе неизбежной модификации его нормативной составляющей ни в коем случае не должно отказываться от тех системообразующих принципов, что дарованы нам предшествующим тысячелетним опытом его офлайн-развития[8].

Очевидно, что на сегодняшний день свобода массовой информации гарантируется нормами Конституций, как зарубежных стран, так и Российской Федерации. Кроме того, производные от конституций законы более детально описывают осуществление деятельности средств массовой информации. Таким образом, институт массовой информации, выступая в качестве института интеллектуальной собственности, базируется как на правовом фундаменте, так и на основной информационной конституционной норме.

Резюмируя вышеизложенное, мы пришли к выводу о том, что Российская Федерация не отстает от зарубежных стран в сфере конституционно-правового регулирования деятельности средств массовой информации. Так, например, основополагающим в данной сфере стал Закон от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации[9], в котором нашли отражение правовые нормы, регламентирующие организацию деятельности средств массовой информации (Глава II), распространение информации (Глава III), отношения средств массовой информации с гражданами и организациями (Глава IV) и т.д.

Свобода массовой информации и запрет цензуры закреплены также и в ч. 5 ст. 29 Конституции РФ 1993 г. В этой же статье Конституции каждому гарантируется «свобода мысли и слова» (ч. 1), «право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» (ч. 4), недопустимость принуждения человека «к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них» (ч. 3). Среди конституционных гарантий свободы массовой информации важную роль играет признание в ст. 13 Конституции РФ идеологического разнообразия.

В качестве конституционных гарантий свободы массовой информации от государства и произвола его чиновников, можно перечислить большое количество различных норм – об ответственности должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств. (ч. 3 ст. 41), об открытости заседаний палат Федерального собрания (ч. 2 ст. 100) и открытости судопроизводства (ч. 1 ст. 123) и т.д.

Одна из особенностей российского законодательства о СМИ заключается в том, что он был написан в другую политическую и социально-экономическую эпоху, для совершенно другого общества, — то есть еще в СССР. Основная цель этого Закона – обеспечение абсолютной свободы СМИ от государства и его политической цензуры. Эту задачу закон выполнил, однако его авторы просто не увидели многих социальных проблем, связанных с реализацией принципа свободы СМИ – отсюда и многочисленные пробелы в функционировании закона сегодня.

[1] Всеобщая декларация прав человека (Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.) // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1. – М.: БЕК, 1996.

[2] Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) // СЗ РФ. – 2001. – № 2. – Ст. 163.

[3] См.: Законы о печати. Журнал Inter – Nations. Дата создания оригинала документа: 10. 04. 2003. Дата индексирования:10. 04. 2003. 111 Kb |koi8-r | http://www.deutschebotschaft-moskau.ru/ru/biblioth

[4] См.: Информационное право: актуальные проблемы теории и практики: колл. Монография / под общ. ред. И.Л. Бачило. – М.: Издательство Юрайт, 2009. – С. 340.

[5] См.: Finlex [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.finex.fi/english/laws/index.php, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. англ.

[6] См.: Bundesgesetz mit dem das Bundesgesetz ber die Press und anderepublizistische Medien Mediengesetz ge ndert wird [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://merlin.obs.coe.int/redict.php?id=9166, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. нем.

[7] См.: Информация о законах Франции, Финляндии и Австрии представлена с использованием материалов, опубликованных на страницах ЗИП №10 за 2000 г., а также №3 и 9 за 2004 г.

[8] См.: Информационное право: актуальные проблемы теории и практики: колл. Монография / под общ. Ред. И.Л. Бачило. – М.: Издательство Юрайт, 2009. – С. 351.

[9] См.: Российская газета. Федеральный выпуск. 2010, 18июня.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: