Тарифные методы регулирования внешней торговли - ABCD42.RU

Тарифные методы регулирования внешней торговли

Таможенное регулирование в России

Таможенное регулирование — это управление внешнеэкономической деятельностью (ВЭД), осуществляемое с целью пополнения бюджета и для защиты отечественного производителя. Его целью является экономическая безопасность и достижение стабильного экономического роста. У России, как члена Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС), общее с ним таможенное пространство. Поэтому юридической основой таможенного регулирования в России является Таможенный Кодекс ЕАЭС и Федеральный закон о таможенном регулировании 289. Эти законодательства гармонизированы между собой и позволяют полностью регламентировать все нюансы таможенного регулирования. Более того именно вопросы таможенного регулирования подтолкнули страны объединиться в таможенный союз. Таможенное регулирование ВЭД в России осуществляют таможенные органы.

Федеральный закон о таможенном регулировании 289 ФЗ

Федеральный закон о таможенном регулировании 289 ФЗ появился в связи с принятием нового Таможенного Кодекса ЕАЭС и вступил в силу в 2018 году. Этот закон направлен на реализацию международных договоров между Россией и ЕАЭС и на обеспечение экономической безопасности России. Он призван на национальном уровне регулировать отношения, связанные с ввозом и вывозом товаров, а также вопросы таможенного регулирования в России. Этот закон состоит из 8 разделов и насчитывает более чем 500 страниц, он полностью охватывает правовые основы таможенного регулирования.

Федеральный закон о таможенном регулировании 289-ФЗ от 3 августа 2018 года
О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

Виды таможенного регулирования

Предметом таможенного регулирования являются отношения, связанные с ввозом и вывозом товаров. При этом применяются меры таможенного тарифного регулирования, а также меры нетарифного регулирования: запреты и ограничения, связанные с защитой рынка от: недобросовестной конкуренции, некачественных товаров не соответствующих требованиям безопасности. Виды таможенного регулирования делят на две группы: тарифное таможенного регулирования и нетарифного таможенное регулирование.

Таможенно тарифное регулирование

Таможенно тарифное регулирование ВЭД применяется для защиты отечественных производителей от зарубежной конкуренции и для пополнения бюджета с помощью ставок таможенных пошлин на ввозимые и вывозимые товары.

Основным инструментом тарифного регулирования является тариф. Методы его применения устанавливаются законодательством. Таможенный тариф – это ставки таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС. Размер ставок устанавливается законодательно, в соответствии с принятой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). В отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, применяются таможенные преференции. Кроме того, преференции предусмотрены при торговле со странами, входящими в ЗСТ.

Кроме определения ставок таможенных пошлин на товары, устанавливается порядок их применения: определение таможенной стоимости товара, страны происхождения товара.

Нетарифное регулирование

Нетарифное регулирование служит для защиты отечественных производителей от зарубежной конкуренции, при резко возросшем импорте товаров, а также при ввозе импортных товаров по заниженным, демпинговым ценам. Меры нетарифного регулирования используются для контроля вывоза продукции, например, для ограничения вывоза товаров для стимулирования обрабатывающей промышленности. Эти меры применяют для поддержания баланса между спросом и предложением, а также для стабилизации цен на товары ограничительными и запретительными методами. Меры нетарифного регулирования используются, чтобы оградить рынок от некачественных товаров, не соответствующих требованиям безопасности.

Нетарифное регулирование – это совокупность мер по управлению ввозом товаров (импорт) и вывозом товаров (экспортом), включающее в себя разрешительные и запретительные, ограничительные меры.

Меры прямого ограничения

1) Квотирование — это ограничение по количеству или стоимости на определённое время ввозимых (импортная квота) или вывозимых (экспортная квота) товаров.

  • Глобальные – устанавливают количество конкретного товара, которое можно ввезти;
  • Сезонные – устанавливают период времени для ввоза товара;
  • Тарифные – устанавливают количество товара, которое можно ввезти по установленным тарифам или совсем без уплаты пошлины.

Размер квот устанавливается на Правительственном уровне.

2) Лицензирование – это контроль за ввозом и вывозом конкретных товаров с помощью выдачи компетентными органами лицензий.

  • для временного ограничения ввоза или вывоза товаров;
  • для контроля над ввозом или вывозом опасных товаров, неблагоприятно воздействующих на окружающую среду и человека;
  • для предоставления исключительного права;
  • для выполнения международных обязательств.

Специальные защитные меры

Это меры, служат для предотвращения нанесения ущерба экономике из-за резко возросшего импорта товаров или из-за ввоза товаров по заниженным, демпинговым ценам. В качестве таких мер используется:

  • Специальные пошлины – применяются при резко возросшем импорте;
  • Антидемпинговая пошлина – применяются при ввозе товаров по демпинговым ценам;
  • Компенсационные пошлины — применяются при ввозе товаров, получивших субсидию со стороны иностранного государства.

Меры технического регулирования

Это меры по ограничению ввоза в страну некачественных товаров, не соответствующих регламентам: национальному и союзному. Разрешается ввоз только тех товаров, на которые оформлен подтверждающий документ: Декларация или Сертификат соответствия.

Другие меры регулирования

Это меры, связанные с соблюдением действующего законодательства и обеспечением безопасности использования перемещаемых, ввозимых или вывозимых товаров. Предотвращения угрозы для жизни и здоровья граждан, а также их имущества. Они регулируются выдачей разрешительных документов:

Заградительные пошлины взимаются помимо ввозных таможенных пошлин. Их можно ввести только на определённый срок и по специальному Решению Правительства России. Все запреты и ограничения опираются на законодательную базу.

Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности

Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности позволяет успешно решить все поставленные цели: фискальные – пополнение бюджета, так и протекционистские – защита отечественных производителей. Главная цель – это экономическая безопасность и стабильный рост, поддержание баланса между спросом и предложением.

Мировая экономика: конспект лекций.

ЛЕКЦИЯ № 13. Инструменты внешнеторговой политики. Тарифные и нетарифные ограничения.

Внешнеэкономическая политика – это деятельность, которая регулирует экономические отношения страны с другими государствами. Она играет значительную роль в снабжении эффективного использования внешнего фактора в национальной экономике. В результате эволюции международных экономических отношений сложился обширный инструментарий внешнеэкономической политики. Следует выделить, что формировался он на базе теории и практики рыночного хозяйства, а не принципов внешнеэкономической деятельности государств с планируемой из центра экономикой.

Формирование инструментов регулирования внешнеэкономических связей исходило как на национальном, так и на межгосударственном уровне. Международная координация в этой сфере намеревается установить международные режимы (выработка договоренностей, определяющих нормы, правила и процедуры).

Международные режимы, которые содержат общепринятые стандарты и правила, в свою очередь могут оказывать воздействие на национальное регулирование. Их можно применять как ориентир при реформировании национальной экономики, ее законов и норм. Это особенно актуально для России, проходящей болезненный процесс приспособления к универсальной системе прав и обязанностей, сложившихся в мировом хозяйстве.

Множество инструментов, которые имеются в распоряжении государства для регулирования внешнеэкономической деятельности, можно условно распределить на три группы:

1) тарифные ограничения (таможенные тарифы);

2) нетарифные ограничения;

3) формы стимулирования экспорта.

Все они имеют исконно протекционистскую направленность. В зависимости от внешних и внутренних обстоятельств, господствующих в тот или иной период представлений о национальных интересах и действующих международных правилах, государство увеличивает или уменьшает эту направленность. Это относится и к такой важнейшей составной части государственного регулирования внешнеэкономической сферы как тарифное регулирование.

Самым распространенным видом регулирования внешнеторговой деятельности является таможенная пошлина на импорт. Она представляет собой государственный денежный сбор с ввозимых товаров, пропускаемых через границу страны под контролем таможенного ведомства. При включении тарифа отечественная цена импортного товара поднимается выше мировой цены.

Имеется два основных вида таможенных пошлин:

1) специфические (в виде фиксированной суммы с единицы измерения);

2) адвалорные (устанавливаются в виде процента от таможенной стоимости товара).

Таможенный тариф в ограниченном смысле представляет собой перечень товаров, облагаемых таможенными пошлинами, употребляемыми данной страной к импортируемым товарам, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Употребление таможенных пошлин, как и всех торговых инструментов, требует учета их многостороннего воздействия на экономическую ситуацию.

С точки зрения целевой направленности можно выделить протекционистский или фискальный характер тарифов. Протекционистский характер тарифов применяется тогда, когда государство, поднимая таможенную пошлину, повышает тем самым национальные цены на импортируемый товар, уменьшает его конкурентоспособность и охраняет внутренний рынок.

Целью фискальных пошлин является преимущественное обеспечение государственного бюджета налоговыми поступлениями. Эту функцию обычно осуществляют пошлины на товар, который не производят в данной стране. Обычно они бывают не очень высокими.

Читайте также  Основные этапы работы с информацией

Таможенные тарифы объединяют в себя обычно три вида пошлин:

1) максимальные (используются в торговле со странами, с которыми нет торговых соглашений);

2) минимальные (используются, когда существуют торговые договоры при соглашении о введении режима наибольшего благоприятствования);

3) преференциальные (льготные) – разновидность торговых пошлин – обычно используются при импорте товаров из развивающихся стран.

Тариф на экспорт.

Введение таможенного тарифа на экспорт может быть рациональным в том случае, если цена на какой-либо продукт находится под административным контролем государства и удерживается на уровне ниже мирового, а также путем выплаты соответствующих субсидий производителям. Ограничение экспорта рассматривается государством как нужная мера для поддержания достаточного предложения на внутреннем рынке и предупреждения избыточного экспорта субсидируемого продукта. Государство может быть заинтересовано в определении экспортного тарифа и с точки зрения роста доходной части бюджета. В основном экспортные тарифы используются в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Промышленно развитые страны экспортные тарифы не используют, а в США налогообложение экспорта запрещено конституцией.

Таможенный союз.

Одним из направлений развития тарифных методов регулирования внешнеторговой деятельности является координация таможенной политики между странами с помощью создания зон свободной торговли или таможенных союзов. При создании зоны свободной торговли участвующие в ней страны устраняют таможенные пошлины в торговле между собой. Однако каждая страна сохраняет свой уровень таможенной защиты по отношению к третьим странам. Таможенный союз предлагает не только беспошлинную торговлю между странами-участницами союза, но и установление единого внешнего таможенного тарифа.

На сегодняшний день в мире насчитывается около 30 различных интеграционных объединений во всех частях света, безусловное большинство которых использует в той или иной мере координацию тарифной политики. Наиболее развитое интеграционное объединение – Европейский союз (ЕС), одним из первых этапов которого стало создание западноевропейскими странами таможенного союза.

Нетарифные методы регулирования.

Нетарифные ограничения являются наиболее расширенными формами и методами регулирования внешнеторговой деятельности по сравнению с тарифными методами. Они представляют такую же угрозу либерализации торговли. К нетарифным инструментам относятся разнообразные экономические, политические и административные методы прямого или косвенного ограничения внешнеэкономической деятельности.

Квотирование.

Самой распространенной формой нетарифного ограничения является квота, или контенгент. Квотирование (контингирование) – это ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, позволенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период.

Квотируется в основном импорт товаров. Оно (квотированные) играет роль, подобную протекционистской пошлине, т. е. способствует снижению конкуренции на внутреннем рынке.

К нетарифным барьерам относится также государственная монополия (как исключительное право государства на осуществление определенных видов внешнеэкономической деятельности, национальные налоговые системы, национальные стандарты и т. п.).

Государственное воздействие влияет и на регулирование ввоза и вывоза капитала. Государство, с одной стороны, должно обеспечить благоприятный инвестиционный климат с гарантией от национализации иностранной собственности, с другой – защитить собственные интересы, например через установление максимальной доли иностранного капитала в совместных предприятиях, установление перечней отраслей, доступных для иностранных инвесторов, участие национальных кадров в управлении, доступность информации и т. д.

Квотирование внешнеторговой деятельности должно претворяться в жизнь путем лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и одновременно накладывать запрет на нелицензированную торговлю. Лицензирование имеет и самостоятельную значимость как инструмент внешнеторговой политики, когда, например, государство дает право какому-либо импортеру ввозить товары без ограничения или только из указанных стран (так называемая генеральная лицензия).

Имеется также практика автоматического лицензирования. Это когда для ввоза или вывоза определенных товаров необходимо получить лицензию, что позволяет государству выполнить наблюдение за торговлей этими товарами и в случае необходимости быстро ввести ограничительные меры. В настоящее время положения ГАТТ и ВТО позволяют вводить полные ограничения импорта в результате резкого неравновесного баланса.

Добровольные экспортные ограничения.

Особое распространение получила форма количественного ограничения импорта – это добровольные экспортные ограничения, когда страна-импортер вводит квоту, а страны-экспортеры сами берут на себя обязательства по ограничению экспорта в данную страну. Такие экспортные ограничения считаются не добровольными, а вынужденными: они включаются либо в результате политического давления страны-импортера, либо под влиянием угроз применить жесткие протекционистские меры. В настоящее время в рамках ГАТТ и ВТО поставлена задача отмены добровольных экспортных ограничений.

Экспортные субсидии.

В особенную группу мер, используемых государством для регулирования отношений страны с мировым хозяйством, относится так называемый активный протекционизм или различные формы стимулирования экспорта.

Государство может не только ограничивать импорт, но и поощрять экспорт для защиты национальных производителей. Одной из форм стимулирования отечественных экспортных отраслей являются экспортные субсидии. Экспортные субсидии – это льготы финансового характера, которые предоставляются государством экспортерам для расширения вывоза товаров за границу. В результате таких субсидий экспортеры приобретают возможность продавать товар на внешнем рынке по цене более низкой, чем на внутреннем.

Экспортные субсидии бывают прямыми и косвенными. Прямые экспортные субсидии – выплата дотации производителю при его выходе на внешний рынок. Косвенные – путем льготного налогообложения, кредитования, страхования и т. п.

В соответствии с правилами ГАТТ и ВТО применение экспортных субсидий запрещается. Но если они все-таки применяются, то импортирующим странам разрешено принимать ответные меры путем взыскания компенсационных импортных пошлин.

Демпинг.

Демпинг – распространенная форма конкурентной борьбы на мировом рынке. Экспортер продает свой товар на зарубежном рынке по цене ниже нормальной. Демпинг является, во-первых, следствием государственной внешней политики (экспортер получает субсидию); во-вторых, демпинг может стать результатом типично монополистической практики дискриминации в ценах (фирма-экспортер, занимающая монопольное положение на внутреннем рынке при неэластичном спросе максимизирует доход, повышая цены, тогда как на конкурентном зарубежном рынке при достаточно эластичном спросе она добивается максимизации дохода путем снижения цены и расширения объема продаж).

Дискриминация в ценах возможна в том случае, если рынок сегментирован, т. е. затруднено выравнивание цен внутреннего и внешнего рынка путем перепродажи товара из-за высоких транспортных расходов или установленных государством ограничений торговли.

Международные картели.

Еще одной формой внешнеторговой политики, которая связана с монополизацией рынка, является международные картели. Это монополистические объединения экспортеров, которые путем обеспечения контроля за объемами производства ограничивают конкуренцию между продавцами для установления выгодных цен.

Такие картели создавались многократно на рынках сырьевых и сельскохозяйственных товаров, характеризующихся низкой эластичностью спроса по цене с ограниченным числом продавцов.

Экономические санкции.

Формой государственного ограничения внешней торговой деятельности являются экономические санкции. Примером может быть торговое эмбарго – это запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны товаров. Введение эмбарго на торговлю с другой страной устанавливается в основном по политическим мотивам. По отношению к какой-либо стране экономические санкции могут также нести коллективный характер, например по решению ООН.

Методы и формы государственного регулирования, рассмотренные выше, это лишь основные инструменты внешнеторговой политики. На практике их гораздо больше. В последнее время широкое распространение получили технические барьеры, которые представляют собой административное регулирование, в результате которого происходит дискриминация импортных товаров в пользу отечественных при помощи специфических стандартов качества, норм безопасности, санитарных ограничений и др.

Государственное регулирование внешней торговли

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие и сущность государственного регулирования внешней торговли

Государственное регулирование внешней торговли — это регулирование государством сферы внешнеторговых отношений.

На сегодняшний день все государства мира активно взаимодействуют между собой в различных сферах, включая экономическую. Одной из наиболее распространенных форм международных отношений между странами в сфере экономики выступает международная или внешняя торговля. Выступая основой внешнеэкономической деятельности, она может вестись как от лица государств, так и между отдельно взятыми субъектами экономики (предприятиями, организациями, фирмами).

Оплотом государственного регулирования внешней торговли выступает разработка и реализация внешнеторговой политики страны. В общем смысле она представляет собой целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами. Основными ее направлениями считаются:

  • политика свободной торговли;
  • протекционизм.
Читайте также  Экологические катастрофы и их последствия

В первом случае государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, роль основного регулятора отводя рынку. Речь здесь идет о либерализации торговых и внешнеэкономических связей между государствами и снижении барьеров, которые препятствовали бы их развитию. Во втором случае имеет место быть защита отечественной экономики и иностранной конкуренции, а в некоторых случаях – и захват внешних рынков. Крайней формой протекционизма считается экономическая автаркия, при которой страна ограничивает импорт исключительно тем товарами, изготовление которых внутри страны невозможно.

Внешнеторговая политика, проводимая тем или иным государством, может преследовать различные цели, будь то обеспечение экономического роста, сохранение экономической и/или политической независимости страны, поддержание стабильности национальной валюты, обеспечение страны необходимыми ресурсами и пр.

Методические основы государственного регулирования внешней торговли

Готовые работы на аналогичную тему

Методы государственного регулирования внешней торговли представляют собой те способы и инструменты, посредством которых государство регулирует сферу внешнеторговых отношений на различных уровнях иерархии.

В основе государственного регулирования внешней торговли лежит использования тарифных и нетарифных методов (рисунок 1). Рассмотрим их более подробно.

Рисунок 1. Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Методы тарифного порядка предполагают регулирование внешнеторговых связей страны посредством системы таможенных пошлин. Методы нетарифного регулирования включают в себя все остальное. Рассмотрим тарифные и нетарифные методы государственного регулирования внешней торговли более подробно.

Тарифные методы регулирования внешней торговли

Под таможенными пошлинами понимается разновидность акцизного налога, который взимают таможенные органы при перемещении товаров через государственную границу.

Таможенные пошлины поддаются множественной классификации по различным основаниям. Так, в зависимости от объекта налогообложения они подразделяются на экспортные, импортные и транзитные, а в зависимости от способов взимания могут быть адвалорными (процент от таможенной стоимости товара), специфическими (исчисляются в денежных единицах с определенного количества товара) или комбинированными. По своему происхождению они делятся на автономные и договорные. В зависимости от типов ставок они могут быть постоянными и переменными.

Обычно таможенные пошлины выполняют три базовых функции. Ими являются:

  • регулирующая функция (регулирование выходящих и входящих товарных потоков);
  • протекционистская функция (защита отечественных товаропроизводителей);
  • фискальная функция (пополнение государственного бюджета).

Базируются таможенные пошлины на таможенных тарифах. В общем смысле под ними понимают перечень ставок таможенных пошлин, которые применяются по отношению к импортируемым и экспортируемым товарам. Таможенные тарифы служат важным инструментом государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с рынком внешним.

Пошлины и тарифы утверждаются на государственном уровне либо на уровне торговых союзов и исполняют функцию налога.

Нетарифные методы регулирования внешней торговли

Нетарифные барьеры представляют собой ограничения внешней торговли, не опосредованные использованием таможенных пошлин. К числу нетарифных методов государственного регулирования внешней торговли относятся методы прямого и косвенного ограничения.

Меры прямого ограничения определяются осуществлением количественного контроля и включают в себя такие инструменты, как лицензирование, квотирование, компенсационные сборы и пошлины, антидемпинговые пошлины и соглашения о добровольных ограничениях экспорта.

Меры косвенного ограничения носят неколичественный характер и включают в себя два основных направления – совокупность мер, не направленных на какие-либо конкретные ограничения, либо совокупность финансовых мер, регулирующих экспортно-импортные потоки.

Таким образом, к числу основных нетарифных мер государственного регулирования внешней торговли могут быть отнесены лицензирование, квотирование, эмбарго, субсидии, налога на экспортно-импортные операции, административные барьеры и валютный контроль.

В системе международных отношений в сфере экономики нетарифные метолы государственного регулирования внешней торговли подразделяются на несколько категорий:

  • количественные;
  • скрытые;
  • финансовые.

Первые основаны на квотировании, лицензировании и «добровольном» ограничении экспорта. Вторые включают в себя политику государственных закупок, внутренние налоги и сборы, технические барьеры, а также требования относительно содержания местных компонентов. Третьи определяются экспортным кредитом, субсидиями и антидемпинговыми мерами.

В отдельную категорию выделяются негосударственные методы регулирования внешней торговли, включающие в себя установление режимов торговли и сами торговые договора.

Тарифные и нетарифные методы регулирования ВЭД

  • Особенности методов регулирования ВЭД
  • Структура методов регулирования внешней торговли
    • Тарифные методы
    • Нетарифные методы
  • Динамика цен на отдельные товары на мировых товарных рынках
  • От чего зависит уровень таможенного обложения

Особенности методов регулирования ВЭД

Тарифные методы являются важными инструментами таможенной политики.

Таможенная политика — это сфера регулирования государством внешнеэкономической деятельности страны, ее участия в международной торговле, устанавливающая условия и объем импорта и экспорта.

Ее функции:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • регулирование товарообмена;
  • защита внутреннего рынка от иностранных производителей, поддержка национального производителя;
  • развитие экономической системы;
  • укрепление макроэкономических показателей;
  • решение торговых задач страны;
  • формирование единого торгового пространства в стране;
  • сбор обязательных платежей в пользу бюджета государства.

Таможенная политика устанавливает общие правила ведения хозяйственной деятельности, защищает интересы потребителей. Особое внимание уделяется государственному регулированию внешней торговли.

Структура методов регулирования внешней торговли

Тарифные методы

Тарифные методы исторически возникли самыми первыми. Им присущи следующие особенности:

  • применяются государством;
  • обязательны для исполнения;
  • влияют на отношение собственности и распределение благ в обществе;
  • носят правовой характер;
  • основными источниками выступают нормативные акты;
  • связаны с аспектами товарно-денежных отношений.

Предметом тарифного регламентирования являются материальные блага, имеющие стоимость. Пример: таможенная пошлина.

Инструменты тарифного регулирования:

  • тариф;
  • декларация;
  • проведение таможенных процедур;
  • ведение товарной номенклатуры таможенной деятельности.

Одним из ключевых инструментов тарифных методов выступает тариф.

Тариф — это перечень пошлин, подлежащих уплате с экономических благ при пересечении ими таможенной границы. Действует в отношении ввоза и вывоза продукции. Распространяет свое действие одновременно на экспорт и импорт товаров.

Нетарифные методы

Помимо прямых способов воздействия на внешнеторговый оборот существуют еще нетарифные, косвенные методы.

Нетарифные методы — это способы воздействия на внешнеэкономические процессы, не относящиеся к таможенно-тарифным инструментам политики.

Являются исключением из правила свободной торговли и могут применяться только в определенных целях:

  • временные количественные ограничения по экспорту или импорту для защиты домашнего рынка;
  • исполнение международных обязательств;
  • разрешительный порядок ввоза ряда товаров, которые могут быть потенциально опасными;
  • использование особых защитных антидемпинговых мер;
  • защита правопорядка и культурных ценностей;
  • сохранение внутренней безопасности.

Их признаки:

  • не зависят от международных обязательств и регулируются исключительно государством;
  • отличаются гибкостью и позволяют эффективно влиять на экспорт и импорт с учетом положения дел в мировой экономике;
  • не оказывают влияния на рост обязательных платежей и не влияют на конечную цену товара или услуги.

В общем виде нетарифные методы разделяют на три группы:

  • количественные;
  • скрытые;
  • финансовые.

Пример количественных ограничений: квотирование. Оно определяет максимально допустимый объем продукции, разрешенной к ввозу или вывозу.

Квоты бывают:

  • общая (ее определяют для государственных нужд);
  • естественная (зависит от пропускной способности терминалов);
  • исключительная (ее выдают для защиты безопасности границ);
  • тарифная (разрешают ввозить определенное количество продукции по сниженным пошлинам) ;
  • экспортная (подразумевает ограничение количества экспорта);
  • импортная (включает ограничение объема импорта).

Еще один пример: выдача лицензий. Лицензирование представляет собой ограничения на получение права на совершение каких-либо таможенных операций.

Торговое эмбарго — это запрет государством на ввоз и вывоз в какую-либо страну.

Также используются и скрытые методы. Они подразумевают искусственное создание технических барьеров, мешающих выходу товаров на рынок. Сюда относят необходимость соблюдения национальных стандартов, получение сертификатов и разрешений.

К скрытым рычагам воздействия на ВЭД еще относят налоговые ставки, которые влияют на формирование конечной цены продукции, а также государственные закупки в целях поддержки внутреннего производства.

Финансовые способы включают демпинг цен на международном рынке, государственное субсидирование экспорта и кредитование экспортеров.

Классификация, разработанная ВТО различают следующие виды нетарифных методов:

  • ограничения, вызванные участием государства во внешней торговле (субсидии экспортерам, дотации);
  • таможенные правила;
  • технические барьеры в торговле;
  • санитарные меры;
  • особые ограничения (эмбарго, валютный контроль, квотирование);
  • импортный сбор;
  • иные (защита интеллектуальной собственности).

Конференция ООН по развитию и торговле разработала свою систему инструментов нетарифного регулирования:

  • технические меры в области импорта (санитарные, технические регламенты, таможенные формальности);
  • нетехнические ограничения в сфере импорта (лицензирование, квоты, ценовой контроль);
  • экспортные меры (все, что касается ограничений в отношении экспорта).
Читайте также  Спрос, предложение и рыночное равновесие

Такой рычаг воздействия на внешнюю торговлю как таможенные формальности тоже делят на подгруппы:

  • пограничный налог, подлежащий уплате по факту пересечения границы;
  • сборы, связанные с оформлением таможенных документов;
  • иные сборы (портовый сбор);
  • импортный депозит залог под оплату пошлин, вносимый перед закупкой товара.

Особый вид ограничительных мер представляет собой сертификация. Ввозимые в РФ товары должны соответствовать техническим, санитарным, экологическим и иным стандартам, установленным в стране. Поэтому на товары должны быть сертификаты, должна стоять маркировка или знак соответствия.

Динамика цен на отдельные товары на мировых товарных рынках

Особое значение для формирования цены товара и услуги имеют ставки пошлин, по сути это налог на ввоз товаров из-за границы.

Пошлины делятся на:

  1. Импортные — предусмотрены в отношении ввозимых товаров.
  2. Экспортные — регулируют экспорт товара.
  3. Транзитные — устанавливают для товаров, ввозимых транзитом.

По способу вычисления различают виды пошлин:

  1. Адвалорную рассчитывают как определенный процент от стоимости товара, пересекающего границу.
  2. Специфическая определяется в виде фиксированной суммы с единицы измерения.
  3. При альтернативной пошлине таможня самостоятельно выбирает между специфической и адвалорной в зависимости от их величины.

В зависимости от торгового режима между странами различают:

  • преференциальные;
  • максимальные;
  • минимальные пошлины.

Ставки преференциальных часто равны нулю, и обусловлены членством в экономических союзах. Например, такие платежи действуют в рамках ЕС.

Максимальная ставка в несколько раз выше остальных и намеренно дискриминирует товары, которые ввозят из конкретной страны.

При использовании таможенного тарифа увеличивается цена на импортную продукцию. Возрастает предложение товаров на внутреннем рынке, однако спрос падает. Как следствие импорт уменьшается.

От чего зависит уровень таможенного обложения

На таможенное обложение оказывает влияние импортный таможенный тариф.

Импортный таможенный тариф — это систематизированный перечень ввозимых товаров, облагаемых пошлинами, а также совокупность методов взимания пошлин, правила определения страны происхождения и подсчета таможенной стоимости.

Его составляющие:

  • номенклатура ввозимых товаров;
  • определение таможенной стоимости;
  • механизм введения или отмены пошлин;
  • правила определения страны происхождения;
  • полномочия органов исполнительной власти в таможенной сфере.

Такой тариф выполняет ряд функций:

  • фискальная (пополнение бюджета);
  • защитная (поддержка национального производителя);
  • регулирующая (регламентирует порядок ввоза и вывоза продукции);
  • торгово-политическая.

Правовую основу регулирования составляют таможенные кодексы стран, принятые на законодательном уровне каждой страны.

Принципиальное значение имеют правила определения страны происхождения товара, поскольку от принадлежности к определенному государству зависит размер пошлины. Базовые ставки действуют в отношении государств, в отношении которых принят режим наибольшего благоприятствования. Суть заключается в том, что при снижении размера таможенных пошлин для третьих стран, страна, применяющая данный режим, сразу должна уменьшить пошлины и для страны по договору.

Для развивающихся стран в силу сложившейся практики ставки обязательных платежей в несколько раз меньше, чем для развитых.

Тарифные методы регулирования внешней торговли. Функции и структура таможенного тарифа

Существуют две основные группы методов протекционизма: таможенно-тарифные и нетарифные. Таможенно-тарифные методы предполагают установление и взимание различных таможенных пошлин к внешнеторговой деятельности.

Наиболее распространенным и традиционным способом таможенно-тарифного регулирования внешней торговли является таможенная пошлина.

Таможенная пошлина — это косвенный налог, который взимается за товар, ввозимый или вывозимый из таможенной территории, и который не может изменяться в зависимости от двух факторов: от общего уровня налогообложения и от стоимости услуг, оказываемых таможней.

По направлению товарного потока: 1) экспортные; 2) импортные

По времени воздействия: 1) постоянные; 2) сезонные

По способу установления: 1)преференциальные; 2) конвенционные (устанавливаются в ходе переговоров сторон); 3) автономные (пошлины, установленные страной (государственной властью) вне двухсторонних или многосторонних договоров)

По способу начисления пошлины (по типам ставок) могут быть: 1) адвалорные; 2) специфические; 3) комбинированные.

Адвалорные пошлины устанавливаются в процентах от таможенной стоимости товара. Специфические — в зависимости от единиц измерения товаров (за 1 т, за 1 шт., за 1 см3 и т.п.). Комбинированная сочетает адвалорный и специфический способ начисления. Ставки таможенных пошлин связаны с различными режимами внешнеторговой деятельности. Минимальная ставка (называемая базисной) устанавливается на товары, происходящие из стран, с которыми есть договор о режиме наибольшего благоприятствования в торговле (РНБ). Максимальная — для стран, с которыми не заключено соглашение о РНБ. Льготная, или преференциальная, ставка является самой низкой и устанавливается на товары, происходящие из ряда развивающихся стран. Кроме того, согласно мировым внешнеторговым правилам, существует группа беднейших стран, сельхозпродукция и сырье которых вообще не облагаются таможенными пошлинами.

Антидемпинговые, компенсационные и специальные пошлины относятся к особым защитным мерам. Они не прописываются в таможенном тарифе, вводятся в особых случаях. Это особая защитная группа мер.

Таможенный тариф –это законодательный акт, содержащий перечень ставок таможенных пошлин, упорядоченных в соответствии с товарной номенклатурой, которая применяется для классификации товаров во внешней торговле той или иной страны.

Содержанием таможенного тарифа является перечень товаров, облагаемых (и не облагаемых) таможенной пошлиной и совокупность ставок таможенных пошлин, соответствующих каждому виду товара.

Общая структура таможенного тарифа РФ представляет собой табличные данные, имеющие следующий вид:

Код товара по ТН ВЭД России Наименование позиции Дополнительные единицы измерения Ставка Таможенной пошлины

Наименования и обозначение товаров в таможенном тарифе РФ осуществляется в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской федерации.
Все товары в ТН ВЭД России классифицированы по таким признакам как происхождение, вид материала (из которого изготовлен товар), назначение товаров, их химический состав, степень обработки (сырье, полуфабрикаты, готовая продукция).

Основными функциями Таможенного тарифа, выступающего инструментом торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров РФ при его взаимосвязи с мировым рынком являются;

1) рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ;

2) поддержание рационального соотношение вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ;

3) создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в РФ;

4) защита экономики РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции; обеспечение условий для эффективной интеграции РФ в мировую экономику.

17Методы стимулирования экспорта.

Стимулирование экспорта — поощрение деятельности национальных предприятий-экспортеров.

1. Экспортные премии (субсидии) — финансовые льготы, предоставляемые правительством или частными институтами фирмам-экспортерам на вывоз определенных товаров за границу.

2. Экспортные кредиты распространяются в основном на готовую продукцию, Включают в себя как долгосрочные, так и краткосрочные кредиты. Кредитование осуществляется путем выплат из специальных фондов, рефинансирования, субсидирования или страхования. Реализуется через банки и межправительственные банковские организации, создание специальных фондов кредитования.

3. Страхование экспорта осуществляется через предоставление государственных гарантий на экспортные кредиты. Гарантии выдаются банкам, предоставляющим экспортные кредиты. Страхование покрывает не только традиционные коммерческие, но и политические риски. Распространяется в настоящее время на широкий круг товаров и стран, сроки страхования достаточно разноообразны. Реализуется через специальные учреждения типа Экспортно-импортного банка (США), Департамент гарантий экспортных кредитов (Великобритания) или через частные страховые компании, располагающие государственными средствами на эти цели (Германия, Бельгия).

4. Налоговые и таможенные льготы предоставляются путем освобождения экспортеров от уплаты прямых или косвенных налогов.

5.Валютный курс крайне важен с точки зрения распределения ресурсов в экономике. Многие страны, успешно развивающие свой экспорт (Чили, Колумбия, Мексика, Тайвань, Китай, Южная Корея, Индонезия) для стимулирования экспорта прибегали к поддержанию искусственно заниженного курса своих валют.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: