Теория болезней цивилизации и социальной дезадаптации - ABCD42.RU

Теория болезней цивилизации и социальной дезадаптации

Болезни цивилизации как проблема современного человека

Болезни цивилизации как проблема современного человека

Жизнь есть источник радости,

но в ком говорит испорченный желудок, отец печали,

для того отравлены все источники.

Фридрих Вильгельм Ницше

Патология. Факторы риска. Гипокинезия. Гиподинамия. Болезни цивилизации. Социально значимые заболевания. Социально обусловленные заболевания. Предотвратимая смертность.

Существует множество теорий обусловленности здоровья. Одной из самых распространенных среди них является теория «болезней цивилизации» и социальной дезадаптации. Эту теорию представили еще в 50-х гг. XX в. французские медики Э. Гюан и А. Дюссер в книге «Болезни нашего общества». Эта теория представляет собой ответ на вопрос о причинах резких изменений общественного здоровья, особенно сокращение его потенциала и возникновения массовой патологии. Патология (от греч. раthos+logia — переживание, страдание, болезнь + учение, наука) — болезненное проявление, не норма для организма.

Б.Н. Чумаков иллюстрирует понятие «болезни цивилизации» следующими фактами. Интересен результат вскрытия более 300 погибших солдат американской армии во время Корейских событий в пятидесятые годы, возраст которых равнялся 22 годам, яе имевших признаков атеросклероза. При жизни они считались абсолютно здоровыми. При патологоанатомическом вскрытии у 75% из них были поражены коронарные сосуды атеросклеротическими бляшками. У каждого четвертого просвет артерий оказался суженным на 20%, а у каждого десятого — на 50%. Такую картину можно наблюдать у жителей стран с высоким жизненно-экономическим потенциалом.

А вот как выглядит ситуация в менее цивилизованных странах. Итальянский врач Липичирелла при обследовании 203 погонщиков верблюдов в 1962 г. в Сомали не обнаружил ни у одного из них признаков атеросклероза.

При вскрытии 6500 умерших местных жителей в Уганде не было выявлено ни одного случая коронарного атеросклероза или инфаркта миокарда.

При обследовании 776 негров в Западной Африке с помощью ЭКГ, лишь в 0,7% случаев наблюдались незначительные отклонения со стороны сердечно-сосудистой системы.

Г.Л. Апанасенко считает, что развитие многих соматических заболеваний связано с негативным воздействием некоторых социально-гигиенических факторов. Так, у людей в возрасте 35-64 лет риск развития ИБС увеличивается при ожирении в 3,4 раза, при гиподинамии — в 4,4, при высоком уровне холестерина крови — в 5,5 раза, при повышенном уровне АД — в 6 раз, а при курении — в 6,5 раза. При объединении нескольких неблагоприятных социально-гигиенических факторов вероятность развития заболевания увеличивается в разы. Лица, у которых отсутствуют признаки заболеваний, но выявлены перечисленные факторы риска, формально относятся к группе здоровых, но у них возможность развития ИБС в ближайшие 5-10 лет весьма вероятна.

Факторы риска — общее название факторов внешней и внутренней среды организма, поведенческих привычек, не являющихся непосредственной причиной определенной болезни, но способствующих увеличению вероятность ее возникновения и развития, ее прогрессированию и неблагоприятному исходу.

Среди бесспорных факторов риска наиболее существенными и распространенными являются следующие:

• гипокинезия и гиподинамия;

• переедание и связанная с ним избыточная масса тела;

• постоянное психоэмоциональное напряжение, неумение отключаться и правильно отдыхать;

• злоупотребление алкоголем и табакокурение.

Гипокинезия (от греч.

hypokinesia — недостаточность движения) — ограничение количества и объема движений, обусловленное образом жизни, особенностями профессиональной деятельности, постельным режимом в период заболевания и сопровождающееся в ряде случаев гиподинамией.

Гиподинамия (от греч. hypodynamia — недостаточность силы) — уменьшение мышечных усилий, затрачиваемых на удержание позы, перемещение тела в пространстве, физическую работу. Она возникает при иммобилизации, пребывании в замкнутых помещениях малого объема, малоподвижном образе жизни.

Эти две категории характеризуют малоподвижный образ жизни современного человека, связанный с вхождением в нее водопровода и централизованного отопления, автомобилей, стиральных машин и электрических плит и т.д. Все эти механизмы облегчают наш быт, делают жизнь приятной и беззаботной с од ной стороны, а с другой — приводят наши мышцы и сосуды в дряхлое состояние.

В переедании современного человека виноват его непо мерно большой, доставшийся от диких предков желудок. Вспомните, как добывал себе пищу первобытный человек. Сначала ои без экскаватора и даже лопаты должен был выкопать целый котлован. Потом с диким криком бегать, устрашать и загонять гуда мамонта. А какого размера булыжник должен был быть, чтобы этого мамонта им убить? А как потом снять с него шкуру без но жа? А вытащить из котлована без подъемного крана? И тут только начинался момент поедания пищи. А вокруг уже ждали гиены к грифы остатков от пиршества человека. Про запас пищу некуда было девать — холодильников не существовало. Так длилось миллионы лет, и выживал только тот, у кого желудок был больше, кто мог одномоментно набить туда большое количество пищи Ведь новый случай отобедать мамонтятиной мог представиться только через недели.

Современный человек добывает пищу легким движением руки, открывая дверку холодильника несколько раз в день. Его желудок при приеме больших ее количеств не растягивается, как воздушный шарик, а просто в нем расходятся складочки, из которых он состоит. Постоянное переедание приводит к увеличению массы тела — ожирению, а ожирение — к болезням ССС.

Кроме того, современный человек ушел от гармонии с природой, он уже не ложится спать с заходом солнца и не просыпается, когда его первые лучи проникают в пещеру и т.д. Пробуждение от звонка будильника уже не физиологично и вызывает стресс, и так целый день на протяжении многих лет. А неуверенность в завтрашнем дне, бесконечные революции, войны, перестройки и кризисы? Все это привело к тому, что современный человек, по мнению ученых, находится в состоянии хронического стресса и горе тому, кто не умеет с этим стрессом бороться.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что «болезни цивилизации», к которым относятся в первую очередь болезни ССС, онкологические и аллергические, формируются из-за невозможности человеческого организма адаптироваться к стремительным изменениям окружающей среды, ритма и образа жизни, которые происходят под воздействием техногенной модернизации условий жизни, достижений научно-технического прогресса, развития цивилизации.

На сегодняшний день выделяют три основные группы заболеваний, нехарактерных для человека, как биологического вида:

• социально значимые заболевания;

• социально обусловленные заболевания.

Этими болезнями на протяжении 6 млрд. лет наши предки не страдали, а появились они в основном всего лишь десятки лет назад.

Болезни цивилизации — это заболевания, распространенные в экономически развитых странах, происхождение которых связано с достижениями научно-технического прогресса. К ним относятся ишемическая болезнь сердца, атеросклероз, гипертония, инфаркты, инсульты, злокачественные новообразования, аллергии, остеохондроз позвоночника и др., речь о которых пойдет позже.

Социально значимые заболевания являются основной причиной заболеваемости, инвалидности и смертности, особенно среди трудоспособной части населения развитых стран, Эти болезни наносят серьезный экономический ущерб в силу выбывания из производственной цепочки производителей материальных благ, если они погибают из-за болезни, либо общество берет на себя бремя выплаты им социальных пособий, если они становятся инвалидами. К социально значимым заболеваниям относятся болезни системы кровообращения, злокачественные новообразования, травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин, сахарный диабет, туберкулез.

Социально обусловленные заболевания формируются под воздействием ближайшего окружения человека и связаны с социально-экономическим состоянием страны проживания, К этой группе относятся болезни наркологического профиля, венерические, туберкулез, вирусный гепатит В и др.

Поскольку социально обусловленные заболевания распространены в одних и тех же группах населения, они часто ассоциируют (сочетаются) друг с другом, что усугубляет течение и затрудняет лечение каждой из них. Так, по данным ВОЗ более 3 млн. человек являются одновременно инфицированными возбудителями туберкулеза и ВИЧ. Более 90% ВИЧ-инфицированных — наркоманы. Среди заболевших ИППП около 70% злоупотребляют алкоголем, 14% страдают хроническим алкоголизмом либо наркоманией. Если в 1991 г. из 531 тысячи больных венерическими заболеваниями было выявлено 12 ВИЧ-инфицированных (2,3 на 100 тыс.), то в 1999 г. — из 1739,9 тысяч больных с ИППП 822 человека были с ВИЧ-инфекцией (47,2 на 100 тыс.).

Смертность от болезней цивилизации не естественна для человека, как для биологического вида, ее можно избежать, ведя ЗОЖ, поэтому она называется предотвратимой.

Смертность от болезней ССС и рака можно и нужно успешно снижать путем раннего их выявления и адекватной диагностики при профилактических осмотрах. Как раз на решение этой проблемы направлена диспансеризация трудоспособного населения России, проводимая в рамках Национального проекта «Здоровье».

Предотвращение смертности от алкоголизма и наркомании должно происходить через профилактику поведенческих факторов риска, путем формирования ЗОЖ у населения, а особенно у детей и подростков, разработку мер антиалкогольной политики.

Таким образом, при ведении здорового образа жизни современный человек имеет все возможности избежать вышеперечисленных заболеваний и оставаться здоровым и активным на долгие годы.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое болезни цивилизации?

2. Какие факторы риска развития болезней вам известны?

3. Расскажите о гиподинамии и гипокинезии.

4. Что вам известно о социально значимых заболеваниях?

5. Какие заболевания относятся к социально зависимым и почему?

6. Исследуйте устойчивость своего организма к перепадам поступления кислорода, сделайте выводы (приложение 5).

7. Запомните новые термины и определения, встретившиеся Вам при изучении данной темы.

Читайте также  Таблица возрастной периодизации

31Теории здравоохранения и медицины («болезни цивилизации», теория общего адаптационного синдрома г.Селье, фрейдизм и неофрейдизм, неогиппократизм).

Теория болезней цивилизации и социальной дезадаптации

Это одна из самых распространенных теорий медицины. Здравоохранения и даже народонаселения . Теория дает ответ на вопрос прос о причинах резких изменений общественного здоровья, особенно о сокращении его потенциала возникновении массовой патологии. Самый общий отвт на этот вопрос:причина в бурном развитии современной цивилизации с ее негативными явлениями — урбанизацией, индустриализацией, технизацией, загрязнением окружающей среды, психоэмоциональным напряжением.К этим резким изменениям условий и образа жизни люди не успевают приспособиться за короткий исторический срок и поскольку остановить развитие современной цивилизации невозможно,неизбежно наступают истощение потенциала здоровья общества, массовая невротизация.

Теория стресса и общего адаптационного синдрома г. Селье

Состояние здоровья, по Г. Селье, обусловлено воздействием многообразных раздражителей — факторов окружающей среды и внутреннего мира человека, которые он назвал стрессорами. Стрессоры вызывают функциональное напряжение всех систем организма — состояние стресса. Стресс в нормальных условиях обеспечивает здоровье (эустресс)1, а измененный под влиянием неблагоприятных условий стресс вызывает патологические реакции,заболевания (дистресс). Патологический процесс (дистресс) проходит определенные стадии — тревоги, резистентности, истощения. Если организм не преодолевает последнюю стадию, наступает его гибель. Следовательно, стресс — это не только болезнь, но и состояние борьбы с заболеванием, состояние преодоления дистресса и формирования эустресса.

Другим основополагающим положением теории Г. Селье является концепция общего адаптационного синдрома (ОАС) — механизма реализации стресса в организме человека. Ведущую роль

в обеспечении реакций стресса, по Г. Селье, осуществляют адаптивные гормоны коры надпочечников, передней доли гипофиза,

тимуса как узловые звенья управления и координации функций

Г. Селье создал учение о неспецифической реакции организма на самые различные стрессовые воздействия, подробно охарактеризовав морфологические и функциональные изменения в организме.

Наряду с типичными для патологических процессов проявлениями

общего адаптационного синдрома Г. Селье указал, что при нем происходят и восстановительные реакции.

Теории фрейдизма, неофрейдизма, психоаналитической

Теория Зигмунда Фрейда получила широкое распространение

не только в психиатрии, психологии, но и в социологии, искусствоведении и других сферах. З. Фрейд попытался объяснить мотивы

и психологические механизмы поведения людей, причины и патогенез многих заболеваний. Он вторгся в неизведанную ранее область под(бес)сознательного, увидев в ней источник жизненной

энергии и психоэмоциональной деятельности человека. Клинические наблюдения и психологический анализ он использовал в кон-

струировании абстрактно-логической концепции психической деятельности человека. З. Фрейд представил ее состоящей из 3 слоев,

1) основы, главной сферы — под(бес)сознательного, так сказать,дна психического состояния, которое он обозначил с использованием греческой терминологии (как и все другие структуры) —

2) сферы сознания,интеллектуальной

3) сферы контроля, цензуры психологических, эмотивных, подсознательных актов — СУПЕРЭГО.

Взаимодействие этих сфер и составляет психическую деятельность, которая направляет и определяет поведение человека, егосудьбу, его здоровье и болезни. З. Фрейд исходил из того, что психическое причинно не связано с окружающей природой и социальной средой, а представляет собой как бы автономную область, которая сформировалась еще на заре человеческой истории, во время первобытной общины.

Другой частью фрейдизма, которым обычно обозначают все учение, является психоанализ, т.е. метод расшифровки содержания психического, прежде всего ОНО. Метод заключается в про никновении в сферу под(бес)сознательного, определения и идентификации наполняющих его эмоций, инстинктов и доведения

содержания ОНО до сознания человека, пациента (т.е. осознание).

Такая процедура, как установил З. Фрейд, дает лечебный эффект.

Психоанализ стал господствующим методом психотерапии. В числе методических приемов психоанализа З. Фрейд и его последователи применяли толкование сновидений, оговорок, языковых ошибок, свободные ассоциации (беседы с пациентами по специальной

Среди неофрейдистов особенно известны Альфред Адлер, Карл

А. Адлер — основатель так называемой индивидуальной психологии. Он указывал на значение социального интереса, социального чувства, противостоящего ОНО. Из конфликта социального

окружения и подсознательного у человека возникает комплекс

неполноценности, влияющий на индивидуальную судьбу, здоровье и возникновение болезней.

К. Юнг — основатель аналитической психологии, автор концепции о коллективном подсознательном – психологическом наследстве человечества с доисторических предков, организованном в виде эмоциональных комплексов — архетипов. Из него

возникают различные комплексы, составляющие глубинное ядро личности, от которого зависят поведение и здоровье человека.

Применение идей классического учения и неофрейдизма в медицине сформировало учение о психоаналитической психосоматике. Наиболее яркий ее представитель — Франц Александер.

Психосоматики обосновали ряд механизмов заболеваний, исходя из представлений о примате под(бес)сознательного. Один из них — соматизация эмоций, т.е. трансформация эмоций в соматические нарушения. В этом механизме большое значение придается так называемому символическому языку органов: не в состоянии выразить эмоции бессознательного обычным, речевым образом, они трансформируются, сублимируются в патологические симптомы — язык органов. Представители этого направления исходят из положений о целостности, психосоматическом единстве организма, используют концепции стресса, нервизма, достижения физиологии, клинической медицины. Следует особо выде-

лить применение так называемого иографического метода подробного обследования личности, определения профилей личности и индивидуального подхода к пациентам, которые используются в неофрейдизме и психоаналитической психосоматике.

Доклад: Теория болезней цивилизации и социальной дезадаптации

Министерство образования и науки РФ ФГОУ «Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова»

Кафедра организации и экономики здравоохранения

Заведующий кафедрой доцент: Викторов Юрий Николаевич

Теория «болезней цивилизации» и социальной дезадаптации.

Выполнила: студентка группы М-07(2)-07

Кузикова Светлана Анатольевна

Капитова Ирина Николаевна

Болезни цивилизации

«Долг каждого врача взять в свои руки людей здоровых, предохранить их от болезней, предписывая им надлежащий образ жизни, ибо легче предохранить от болезней, нежели их лечить». Эти слова принадлежат одному из знаменитых русских врачей Х1Х века Матвею Яковлевичу Мудрому.
Все люди получают в наследство способность к здоровой и длительной жизни. Эта способность передается в наших генах и связывает с нашими предками, жившими тысячелетия до нас.
Темпы социальных, экономических, климатических изменений в мире требуют от нас быстрой адаптации к современной жизни и деятельности. Гены, правда, все еще в наличии, но мы умудряемся сами разрушать нашу наследственность.
Снижение функциональных резервов органов и систем организма в целом, нарушение саморегуляции, уменьшение количества и качества потомства- характерные черты, отличающие нас от предков.
Кроме того, в последнее время мы все чаще сталкиваемся с патологическими полисиндромными состояниями человека. Каждый «узкий специалист» вполне обоснованно ставит «свой» диагноз. Но попытки воздействия на каждый синдром в отдельности бесперспективны. По данным ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), 99% населения сегодня имеют хронические состояния. Семьдесят пять процентов всех случаев смерти в индустриальных странах относятся к болезням цивилизации. Первое место занимают сердечно-сосудистые заболевания. Далее-онкологические, заболевания органов пищеварения. На четвертом месте- ятрогенные заболевания , т.е. заболевания, возникающие от перенасыщенности современными лекарствами.
В последнее время стала появляться новая тенденция. Люди больше не хотят быть «пассивными» больными, принимающими прописанные и патентованные лекарства, не задавая вопросов. Они хотят участвовать в собственном лечении и предпринимать активные шаги во избежание медицинских кризисов в своей жизни. Отмечается резкий подъем интереса к альтернативным методам лечения и профилактике заболеваний. Многие уже осознали, что они должны сами отвечать за свое здоровье и здоровье своих близких.
Проблема, как сохранить здоровье наших детей , касается почти каждой семьи. Уменьшается число детей с нормальным физическим развитием, главным образом за счет низкой массы тела Кроме того, в результате бесконтрольного самолечения современными антибиотиками, развивается дисбактериоз, т.е. нарушение микрофлоры. И связанные с этим нарушения пищеварения, приводят снижению иммунитета и нарушениям обмена веществ. Организм, привыкая к постоянному употреблению медикаментов, вырастает иммунологическим « недорослем», отвыкая сам бороться с болезнями.
Все эти воздействия особенно важны до зачатия ( важным фактором является здоровье родителей), а также во время закладки органов и систем плода ( первые три месяца беременности), во время роста и развития детского организма, когда активизируется эндокринная система, повышается потребность в микроэлементах и витаминах.
Проблемы несбалансированного питания приобрели особую остроту в наше время, когда махровым цветом расцвели такие болезни цивилизации, как ожирение, гипертония, ишемическая болезнь сердца, рак , аллергия, сахарный диабет.
При правильном питании на клеточном уровне, пищевые продукты могут рассматриваться как один из источников многоканального поступления энергии и жизненно важных веществ во внутреннюю среду организма.
Еще в Библии было сказано, что растения и травы были созданы на третий день сотворения и впоследствии даны Адаму и Еве в качестве пищи. Природа была устроена в идеальной гармонии для того ,чтобы поддерживать жизнь.
По мере развития человеческой культуры были разработаны более сложные методы выживания. Мы стали терять нашу связь с природой. Продукты питания проходят все более тщательную очистку и консервацию в каждом последующем поколении.
Мы предали забвению систему натуральных продуктов и заменили ее всегда имеющейся возможностью получить , так называемую «Фаст-Фуд», содержащий рафинированные углеводы, жиры и сахара.
Для всех нас пришло время посмотреть более пристально на старейшую традиционно более важную часть практики здоровья.

Социальная дезадаптация

Социальная дезадаптация — это процесс утраты социально значимых качеств, препятствующих успешному приспособлению индивида к условиям социальной среды. Социальная дезадаптация проявляется в широком перечне отклонений в поведении подростка: дромомания (бродяжничество), ранняя алкоголизация, токсикомания и наркомания, венерические заболевания, противоправные действия, нарушения морали. Подростки переживают болезненное взросление — разрыв между взрослым и детским периодом — создается некая пустота, которую надо чем-то заполнить. Социальная дезадаптация в подростковом возрасте ведет к формированию людей малообразованных, не имеющих навыков трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Они легко переходят границу моральных и правовых норм. Соответственно, социальная дезадаптация проявляется в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок.

Читайте также  Основные понятия языка программирования Турбо Паскаль

Актуальность проблемы дезадаптации подростков связана с резким увеличением девиантного поведения в этой возрастной группе. Социальная дезадаптация имеет биологические, личностно-психологические и психопатологические корни, тесно связана с явлениями семейной и школьной дезадаптации, являясь ее следствием. Социальная дезадаптация — явление многогранное, в основе которого лежит не один, а множество факторов. К числу таковых некоторые специалисты относят:

психолого-педагогические факторы (педагогическая запущенность);

i. социальные факторы.

Индивидуальные факторы, действующие на уровне психобиологических предпосылок, затрудняющие социальную адаптацию индивида: тяжелые или хронические соматические заболевания, врожденные уродства, нарушения двигательной сферы, нарушения и снижение функций сенсорных систем, несформированность высших психических функций, резедуально-органические поражения ЦНС с церебрастенией, снижением волевой активности, целенаправленности, продуктивности познавательных процессов, синдромом двигательной расторможенности, патологические черты характера, патологический протекающий пубертат, невратические реакции и неврозы, эндогенные психические заболевания. Природа преступности и делинквентности рассматривается наряду с формами отклоняющегося поведения, такими как неврозы, психоастении, состояние навязчивости, сексуальные расстройства. Лиц с отклоняющимся поведением, включая нервно-психические отклонения и социальную девиацию, отличают чувства повышенной тревожности, агрессивность, регидность, комплекс неполноценности. Особое внимание уделяется природе агрессивности, которая служит первопричиной насильственных преступлений. Агрессия — это поведение, целью которого является нанесение вреда некоторому объекту или человеку, возникающее в результате того, что по различным причинам не получают реализации некоторые изначальные врожденные неосознаваемые влечения, что и вызывает к жизни агрессивную энергию разрушения. Подавление этих влечений, жесткая блокировка их реализации, начиная с раннего детства, порождает чувства тревожности, неполноценности и агрессивности, что ведет к социально-дезадаптивным формам поведения.

Экологические, экономические, демографические и иные неблагоприятные социальные факторы последних лет привели к значительным изменениям здоровья детско-подростковой популяции. Подавляющее большинство детей еще в возрасте до одного года обнаруживают функционально-органические недостаточности головного мозга в диапазоне от легчайших, выявляющих себя лишь в условиях неблагоприятной среды или сопутствующих заболеваний, до очевидных дефектов и аномалий психофизического развития. Усиленное внимание органов образования и здравоохранения к вопросам охраны здоровья обучающихся имеет под собой серьезные основания. Число детей с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья среди новорожденных составляет 85%. Среди детей поступающих в первый класс свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации. Из них около 30% обнаруживают расстройство нервнопсихической сферы еще в младшей группе детского сада. Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в два раза, достигнув 30%. Во многих случаях нарушение здоровья носят пограничный характер. Число детей и подростков со слабо выраженными проблемами постоянно возрастает. Заболевания приводят к снижению работоспособности, пропуску учебных занятий, снижению их результативности, нарушению системы отношений со взрослыми (учителями, родителями) и сверстниками, возникает сложная зависимость психологического и соматического. Переживания по поводу указанных изменений могут нарушить функционирование внутренних органов и их систем. Возможен переход соматогении в психогению и наоборот с возникновением в ряде случаев «порочного круга». Помочь выйти больному из «порочного круга» могут психотерапевтические воздействия в комплексе с другими методами лечения.

В профилактике дезадаптированного поведения подростков особое значение приобретает психологическое знание, на основе которого исследуется природа отклоняющегося поведения подростков, а также разрабатываются профилактические меры по предупреждению асоциальных проявлений. Ранняя профилактика должна решаться в следующих основных направлениях:

— во-первых, своевременная диагностика асоциальных отклонений и социальной дезадаптации подростков и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения;

— во-вторых, выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий.

Список используемой литературы:

1. Березин Ф.В. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. Л. 1988

2. «Биологически активные добавки к пище». Савченко А. Н.

3. Глозман Ж.М., Самойлова В.М. Социально дезадаптированный подросток: нейропсихологический подход // Психол. наука и образование. — 1999

4. Кейск К., Голас Т. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков. — 1999

5. Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков. // Вопр. психологии. — 1997

6. Баландин Р. К., Бондарев Л. Г. Природа и цивилизация. — М.: Мысль, 1988

Теория болезней цивилизации и социальной дезадаптации

Министерство образования и науки РФ ФГОУ «Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова»

Кафедра организации и экономики здравоохранения

Заведующий кафедрой доцент: Викторов Юрий Николаевич

Теория «болезней цивилизации» и социальной дезадаптации.

Выполнила: студентка группы М-07(2)-07

Кузикова Светлана Анатольевна

Капитова Ирина Николаевна

Болезни цивилизации

«Долг каждого врача взять в свои руки людей здоровых, предохранить их от болезней, предписывая им надлежащий образ жизни, ибо легче предохранить от болезней, нежели их лечить». Эти слова принадлежат одному из знаменитых русских врачей Х1Х века Матвею Яковлевичу Мудрому.
Все люди получают в наследство способность к здоровой и длительной жизни. Эта способность передается в наших генах и связывает с нашими предками, жившими тысячелетия до нас.
Темпы социальных, экономических, климатических изменений в мире требуют от нас быстрой адаптации к современной жизни и деятельности. Гены, правда, все еще в наличии, но мы умудряемся сами разрушать нашу наследственность.
Снижение функциональных резервов органов и систем организма в целом, нарушение саморегуляции, уменьшение количества и качества потомства- характерные черты, отличающие нас от предков.
Кроме того, в последнее время мы все чаще сталкиваемся с патологическими полисиндромными состояниями человека. Каждый «узкий специалист» вполне обоснованно ставит «свой» диагноз. Но попытки воздействия на каждый синдром в отдельности бесперспективны. По данным ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), 99% населения сегодня имеют хронические состояния. Семьдесят пять процентов всех случаев смерти в индустриальных странах относятся к болезням цивилизации. Первое место занимают сердечно-сосудистые заболевания. Далее-онкологические, заболевания органов пищеварения. На четвертом месте- ятрогенные заболевания , т.е. заболевания, возникающие от перенасыщенности современными лекарствами.
В последнее время стала появляться новая тенденция. Люди больше не хотят быть «пассивными» больными, принимающими прописанные и патентованные лекарства, не задавая вопросов. Они хотят участвовать в собственном лечении и предпринимать активные шаги во избежание медицинских кризисов в своей жизни. Отмечается резкий подъем интереса к альтернативным методам лечения и профилактике заболеваний. Многие уже осознали, что они должны сами отвечать за свое здоровье и здоровье своих близких.
Проблема, как сохранить здоровье наших детей , касается почти каждой семьи. Уменьшается число детей с нормальным физическим развитием, главным образом за счет низкой массы тела Кроме того, в результате бесконтрольного самолечения современными антибиотиками, развивается дисбактериоз, т.е. нарушение микрофлоры. И связанные с этим нарушения пищеварения, приводят снижению иммунитета и нарушениям обмена веществ. Организм, привыкая к постоянному употреблению медикаментов, вырастает иммунологическим « недорослем», отвыкая сам бороться с болезнями.
Все эти воздействия особенно важны до зачатия ( важным фактором является здоровье родителей), а также во время закладки органов и систем плода ( первые три месяца беременности), во время роста и развития детского организма, когда активизируется эндокринная система, повышается потребность в микроэлементах и витаминах.
Проблемы несбалансированного питания приобрели особую остроту в наше время, когда махровым цветом расцвели такие болезни цивилизации, как ожирение, гипертония, ишемическая болезнь сердца, рак , аллергия, сахарный диабет.
При правильном питании на клеточном уровне, пищевые продукты могут рассматриваться как один из источников многоканального поступления энергии и жизненно важных веществ во внутреннюю среду организма.
Еще в Библии было сказано, что растения и травы были созданы на третий день сотворения и впоследствии даны Адаму и Еве в качестве пищи. Природа была устроена в идеальной гармонии для того ,чтобы поддерживать жизнь.
По мере развития человеческой культуры были разработаны более сложные методы выживания. Мы стали терять нашу связь с природой. Продукты питания проходят все более тщательную очистку и консервацию в каждом последующем поколении.
Мы предали забвению систему натуральных продуктов и заменили ее всегда имеющейся возможностью получить , так называемую «Фаст-Фуд», содержащий рафинированные углеводы, жиры и сахара.
Для всех нас пришло время посмотреть более пристально на старейшую традиционно более важную часть практики здоровья.

Социальная дезадаптация

Социальная дезадаптация — это процесс утраты социально значимых качеств, препятствующих успешному приспособлению индивида к условиям социальной среды. Социальная дезадаптация проявляется в широком перечне отклонений в поведении подростка: дромомания (бродяжничество), ранняя алкоголизация, токсикомания и наркомания, венерические заболевания, противоправные действия, нарушения морали. Подростки переживают болезненное взросление — разрыв между взрослым и детским периодом — создается некая пустота, которую надо чем-то заполнить. Социальная дезадаптация в подростковом возрасте ведет к формированию людей малообразованных, не имеющих навыков трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Они легко переходят границу моральных и правовых норм. Соответственно, социальная дезадаптация проявляется в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок.

Читайте также  Тема: «Подведомственность и подсудность дел арбитражным судам»

Актуальность проблемы дезадаптации подростков связана с резким увеличением девиантного поведения в этой возрастной группе. Социальная дезадаптация имеет биологические, личностно-психологические и психопатологические корни, тесно связана с явлениями семейной и школьной дезадаптации, являясь ее следствием. Социальная дезадаптация — явление многогранное, в основе которого лежит не один, а множество факторов. К числу таковых некоторые специалисты относят:

психолого-педагогические факторы (педагогическая запущенность);

i. социальные факторы.

Индивидуальные факторы, действующие на уровне психобиологических предпосылок, затрудняющие социальную адаптацию индивида: тяжелые или хронические соматические заболевания, врожденные уродства, нарушения двигательной сферы, нарушения и снижение функций сенсорных систем, несформированность высших психических функций, резедуально-органические поражения ЦНС с церебрастенией, снижением волевой активности, целенаправленности, продуктивности познавательных процессов, синдромом двигательной расторможенности, патологические черты характера, патологический протекающий пубертат, невратические реакции и неврозы, эндогенные психические заболевания. Природа преступности и делинквентности рассматривается наряду с формами отклоняющегося поведения, такими как неврозы, психоастении, состояние навязчивости, сексуальные расстройства. Лиц с отклоняющимся поведением, включая нервно-психические отклонения и социальную девиацию, отличают чувства повышенной тревожности, агрессивность, регидность, комплекс неполноценности. Особое внимание уделяется природе агрессивности, которая служит первопричиной насильственных преступлений. Агрессия — это поведение, целью которого является нанесение вреда некоторому объекту или человеку, возникающее в результате того, что по различным причинам не получают реализации некоторые изначальные врожденные неосознаваемые влечения, что и вызывает к жизни агрессивную энергию разрушения. Подавление этих влечений, жесткая блокировка их реализации, начиная с раннего детства, порождает чувства тревожности, неполноценности и агрессивности, что ведет к социально-дезадаптивным формам поведения.

Экологические, экономические, демографические и иные неблагоприятные социальные факторы последних лет привели к значительным изменениям здоровья детско-подростковой популяции. Подавляющее большинство детей еще в возрасте до одного года обнаруживают функционально-органические недостаточности головного мозга в диапазоне от легчайших, выявляющих себя лишь в условиях неблагоприятной среды или сопутствующих заболеваний, до очевидных дефектов и аномалий психофизического развития. Усиленное внимание органов образования и здравоохранения к вопросам охраны здоровья обучающихся имеет под собой серьезные основания. Число детей с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья среди новорожденных составляет 85%. Среди детей поступающих в первый класс свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации. Из них около 30% обнаруживают расстройство нервнопсихической сферы еще в младшей группе детского сада. Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в два раза, достигнув 30%. Во многих случаях нарушение здоровья носят пограничный характер. Число детей и подростков со слабо выраженными проблемами постоянно возрастает. Заболевания приводят к снижению работоспособности, пропуску учебных занятий, снижению их результативности, нарушению системы отношений со взрослыми (учителями, родителями) и сверстниками, возникает сложная зависимость психологического и соматического. Переживания по поводу указанных изменений могут нарушить функционирование внутренних органов и их систем. Возможен переход соматогении в психогению и наоборот с возникновением в ряде случаев «порочного круга». Помочь выйти больному из «порочного круга» могут психотерапевтические воздействия в комплексе с другими методами лечения.

В профилактике дезадаптированного поведения подростков особое значение приобретает психологическое знание, на основе которого исследуется природа отклоняющегося поведения подростков, а также разрабатываются профилактические меры по предупреждению асоциальных проявлений. Ранняя профилактика должна решаться в следующих основных направлениях:

— во-первых, своевременная диагностика асоциальных отклонений и социальной дезадаптации подростков и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения;

— во-вторых, выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий.

Список используемой литературы:

1. Березин Ф.В. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. Л. 1988

2. «Биологически активные добавки к пище». Савченко А. Н.

3. Глозман Ж.М., Самойлова В.М. Социально дезадаптированный подросток: нейропсихологический подход // Психол. наука и образование. — 1999

4. Кейск К., Голас Т. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков. — 1999

5. Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков. // Вопр. психологии. — 1997

6. Баландин Р. К., Бондарев Л. Г. Природа и цивилизация. — М.: Мысль, 1988

Глава 1. Взаимодействие организма со средой обитания

Е.П. Гора
Экология человека
Учебное пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2007. – 540 с.

Глава 1. Взаимодействие организма со средой обитания

1.3. Эффективность адаптации. Кратковременная и долговременная адаптация

1.3.1. Экологические аспекты заболеваний

Здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.

По мнению И. Р. Петрова, А. Д. Адо, Л. Л. Рапопорта, С. М. Павленко, А. Н. Гордиенко и др., болезнь определяется как снижение приспособляемости организма к внешней среде при одновременной мобилизации его защитных сил. В наиболее общем смысле болезни людей – следствие нарушения исторически выработанных форм связи организма с окружающей средой.

Эти определения характеризуют особенности гомеостатического регулирования в нормальных условиях. Однако и в процессе адаптации при очень сильном или длительном воздействии неблагоприятных факторов среды либо при слабости адаптационных механизмов в организме возникает дезадаптация (нарушение или срыв адаптации) и развиваются патологические состояния – болезни адаптации. Например, горная болезнь, проявляющаяся в условиях высокогорья. Иногда болезни адаптации бывают вызваны не слабостью адаптационных механизмов, а их большой инертностью. Поэтому в данном случае следует принимать во внимание индивидуальные особенности людей.

Болезни адаптации могут развиваться на разных этапах адаптационного процесса. Так, Г. Селье приписывает важное патогенетическое значение общему адаптационному синдрому, выраженному в начальный период адаптации при сильном внешнем воздействии. Когда эта реакция превышает свою биологически полезную меру или, наоборот, развивается в недостаточной степени, она приводит к патологическим сдвигам в организме. Если эта неоптимальность особенно выражена и довлеет над явлениями, вызванными специфическими особенностями раздражителя, тогда налицо различные формы болезни адаптации. Следовательно, по своим проявлениям болезнь адаптации носит полиморфный характер, охватывая различные системы организма. По мнению ученого, важное значение как в самой возможности возникновения болезни адаптации, так и в определении ее полиморфности имеют так называемые обусловливающие факторы (conditioning factors). Речь идет о том, что те или иные обстоятельства или факторы, которые не являются интегральной частью общего адаптационного синдрома, в условиях стресса могут изменить нормальный ход развития адаптационной реакции и привести к крайне нежелательным патологическим сдвигам в организме. Обусловливающие, или кондициональные, факторы имеют различную природу и могут быть как внешними (например, диета, температура, холод), так и внутренними (например, наследственность, конституция, предшествовавшее действие патогенных факторов).

Однако наиболее распространены болезни адаптации при длительном пребывании людей в неблагоприятных условиях. Вследствие продолжительного напряжения механизмов регуляции, а также клеточных механизмов, связанных с повышенными энергетическими затратами, происходит истощение и потеря наиболее важных резервов организма. Часть структур или функций выключается. Приспособление продолжается через болезнь. Решающая роль при этом принадлежит ЦНС. Сохранение жизни обеспечивается за счет дорогой вынужденной «платы». В дальнейшем может наступить гибель организма.

Дезадаптация и развитие патологических состояний происходит поэтапно (рис. 1.5).

Рис. 1.5. Классификация состояний при развитии болезней адаптации (по: Р. М. Баевский, 1980)

Переход от здоровья к болезни. Этот процесс с позиций биокибернетики представляет собой поэтапную смену способов управления. Каждому состоянию соответствует свой характер структурно-функциональной организации биосистемы.

• Начальный этап пограничной зоны между здоровьем и патологией – это состояние функционального напряжения механизмов адаптации. Наиболее характерным его признаком является высокий уровень функционирования, который обеспечивается за счет интенсивного или длительного напряжения регуляторных систем. Из-за этого существует постоянная опасность развития явлений недостаточности.

• Более поздний этап пограничной зоны – состояние неудовлетворительной адаптации. Для него характерно уменьшение уровня функционирования биосистемы, рассогласование отдельных ее элементов, развитие утомления и переутомления. Состояние неудовлетворительной адаптации является активным приспособительным процессом. Организм пытается приспособиться к чрезмерным для него условиям существования путем изменения функциональной активности отдельных систем и соответствующим напряжением регуля-торных механизмов (увеличение «платы» за адаптацию). Однако вследствие развития недостаточности нарушения распространяются на энергетические и метаболические процессы, и оптимальный режим функционирования не может быть обеспечен.

Состояние срыва адаптации (полома адаптационных механизмов) может проявляться в двух формах: предболезни и болезни.

Предболезнь характеризуется проявлением начальных признаков заболеваний. Это состояние содержит информацию о локализации вероятных патологических изменений. Данная стадия обратима, поскольку наблюдаемые отклонения носят функциональный характер и не сопровождаются существенной анатомо-морфологической перестройкой.

• Ведущим признаком болезни является ограничение приспособительных возможностей организма. Недостаточность общих адаптационных механизмов при болезни дополняется развитием патологических синдромов. Последние связаны с анатомо-морфологическими изменениями, что свидетельствует о возникновении очагов локального изнашивания структур. Несмотря на конкретную анатомо-мор-фологическую локализацию, болезнь остается реакцией целостного организма. Она сопровождается включением компенсаторных реакций, представляющих физиологическую меру защиты организма против болезни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: