Теория элит Гаэтано Моски - ABCD42.RU

Теория элит Гаэтано Моски

Теории элит

Идеи элитизма в истории политической мысли

Предшественниками современных теорий элит можно назвать Платона, Томаса Карлейля, Фридриха Ницше. Как целостная система взглядов теории элит были сформулированы в конце XIX — начале XX в. и связаны с именами Гаэтано Моски, Вильфредо Парето и Роберта Михельса.

Концепции элит Моски, Парето и Михельса объединяют такие идеи.

  1. Особые качества элиты, связанные с природными дарованиями и воспитанием её представителей, проявляющиеся в её способности к управлению или хотя бы к борьбе за власть.
  2. Групповая сплочённость, элиты — группы, объединяемой не только общностью профессионального статуса, социального положения и интересов, но и элитарным самосознанием, восприятием себя как особого слоя, притонного руководить обществом.
  3. Признание элитарности любого общества, его неизбежного разделения на привилегированное властвующее творческое меньшинство и пассивное нетворческое большинство. Хотя персональный состав элиты изменяется, её господствующее положение по отношению к массам в своей основе неизменны. Так, например, в ходе истории сменялись вожди племён, монархи, бояре и дворяне, народные комиссары и партийные секретари, министры и президенты, но отношения господства и подчинения между ними и простым людом сохранялись всегда.
  4. Формирование и смена элит в ходе борьбы за власть. Привилегированное положение стремятся занять многие люди, обладающие высокими личными и социальными качествами. Однако никто не хочет добровольно уступать им свои посты и положение. Поэтому скрытая или явная борьба неизбежна.
  5. Руководящая роль элиты в обществе. Она выполняет необходимую для социальной системы функцию управления.
  6. Стремление сохранить и передать свой статус по наследству.

Теория элиты Вильфредо Парето

Самое крупное сочинение итальянского социолога и экономиста Парето, в котором представлены его социологические теории, — «Трактат по общей социологии». В нём говорится, что индивиды неравны между собой в физическом, интеллектуальном, нравственном отношениях. Поэтому и социальное неравенство представляется Парето совершенно естественным фактом. Люди, обладающие наиболее высокими показателями в той или иной области деятельности, составляют элиту. Социальная история представляет собой непрестанную циркуляцию элит. Элиты существуют во всех обществах, независимо от формы правления.

Согласно психологической концепции Парето, все человеческие поступки делятся на логические и нелогические; первые определяются осознанными целями, вторые — неосознанны, иррациональны. Комплекс побудительных инстинктов, стремлений, чувств и интересов составляет константу любого нелогического действия, которую учёный называл «остатком». Вторым основным элементом нелогических действий являются интерпретации этих «остатков» — «производные» в терминологии Парето, Вступая во взаимодействие друг с другом, «остатки» и «производные» определяют конкретный социальный процесс.

Существуют два основных класса «остатков»:

  1. класс — «инстинкт комбинации», т. е. способность к изобретению, воображению, творческому мышлению;
  2. класс — «упорство агрегатов», т. е. вялая, консервативная тенденция.

Людям, обладающим «остатком» 2-го класса, свойственно быть массой, толпой, а те, кто наделён «остатком» 1-го типа, — элитой.

Исходя из этой схемы, Парето строил объяснение механизмов общественной жизни. По его мнению, любой общественный процесс распадается на три цикла: политический, экономический, идеологический. Каждый цикл определяется двумя основными типами элит: в политике это «львы» и «лисы», в экономике — «рантье» и «спекулянты», в идеологии — «оптимисты» и «скептики». Первые опираются на силу, храбрость, подавление, вторые — на интриги, гибкость, вероломство.

«Львы» — политические вожди, использующие власть для осуществления своих идеальных целей. Они консервативны в правлении.

«Лисами» Парето называл тех политических лидеров, которые не верят в абсолютность своих целей и для достижения власти активно применяют обман и политические спекуляции.

Парето выдвинул идею о постоянной борьбе разных типов элит за власть. Ни один тип не способен решить всех проблем управления, поэтому необходима постоянная смена (циркуляция) элит.

Циркуляция элит нужна для поддержания социальною равновесия. Между элитой и остальной массой населения непрерывно происходит обмен: часть элиты перемещается в низший слой, а наиболее способная часть последнего пополняет состав элиты.

Если элита оказывается закрытой, т. е. циркуляция отсутствует или происходит слишком медленно, это приводит к деградации элиты и её упадку.

В то же время в низшем слое растёт число индивидов, обладающих необходимыми для управления чертами и способных применить насилие для захвата власти. Но и эта новая элита утрачивает способность к управлению, если она не обновляется за счёт представителей низшею слоя.

В сфере экономики циркуляцию обеспечивают «спекулянты» и «рантье». «Рантье» — люди, живущие на проценты со своего капитала. «Спекулянты», обладая хорошими способностями в области экономических комбинаций, не довольствуются фиксированным доходом, часто незначительным, и стремятся заработать больше, идя на рискованные операции. Каждая из двух категорий выполняет в обществе особую полезную функцию. «Спекулянты» часто «служат причиной изменений и экономического, и социального прогресса». «Рантье», наоборот, составляют мощный фактор стабильности. Общество, в котором почти исключительно преобладают «рантье», остаётся неподвижным и склонно к застою и загниванию. Общество, где доминируют «спекулянты», лишено стабильности; оно находится в состоянии неустойчивого равновесия, которое легко может быть нарушено изнутри или извне.

Теория элит Гаэтано Моски

Гаэтано Моска (1858—1941), выдающийся итальянский политолог, понятию «элита» предпочитал термины «правящий класс» и «политический класс», употребляя их как синонимы. Впоследствии он вынужден был внести уточнения, отметив, что политический класс является базой для правящего.

Правящие классы не только стремятся к приобретению и сохранению богатства, но и претендуют на ключевые позиции в распространении и использовании научных знаний, к господству в духовной сфере. В любом обществе действует тенденция к образованию «наследственных каст» правящего класса.

Основные причины потери господствующего положения любым классом состоят, с точки зрения Моски, либо в утрате качеств, благодаря которым он пришёл к власти, либо в их неадекватности новой социальной среде.

Моска считал главной линией развития общества борьбу двух тенденций: желания господствующего класса удержать и передать по наследству власть и стремления нового класса изменить соотношение сил. Чередование в обществе тенденций к стабилизации и обновлению создаёт некое ритмическое развёртывание исторического процесса.

Прерывание «замкнутости» социальной системы вследствие контактов с другими народами, войн, новых религиозных и идейных движений или иных причин ведёт к тому, что «наиболее активные, ловкие и смелые» выходцы из низов начинают пробиваться на верхние ступени социальной лестницы. «Молекулярное обновление политического класса» сохраняется до тех пор, пока не наступит новый период социальной стабильности.

Структура правящего класса определяет политический тип общества в целом. Источниками его власти могут быть военная сила, богатство, особые знания, в том числе богословские. Военная сила закрепляется в собственности, а последняя порождает политическую власть (соответственно, военное общество сменяется феодальным, а затем бюрократическим).

Во всяком обществе элита стремится монополизировать свои позиции и передавать их потомкам, т. е. добивается превращения в наследственную касту. Этому препятствует возникновение новых источников богатства, знаний, религиозных идей, которые открывают путь к господству представителям нижних слоёв. Вся история цивилизованного человечества, по убеждению Моски, сводится к конфликту между двумя этими общественными силами.

Значение идей Парето и Моски в развитии итальянской и мировой социологии состоит в том, что с их именами связан переход от классических либеральных концепций к концепциям элит.

Концепцию элит, причём с акцентом на экономические явления, более детально разработал Парето. Определённое влияние на его выводы оказали взгляды итальянского мыслителя эпохи Возрождения Никколо Макиавелли, который постулировал изначальное неравенство в любом обществе и необходимость правящим группировкам удерживать власть любыми возможными средствами.

Моска основное внимание уделил структуре политического механизма. Его главная заслуга — выделение элиты как специального объекта исследования, анализ её структуры, законов функционирования, прихода к власти, причин вырождения и упадка, смены её контрэлитой. Он стремился найти хоть какие-то основания для политического развития в сторону более полной демократии, преодоления бюрократизации общества и тенденции к формированию олигархии.

Теория олигархии и понимание элиты Роберта Михельса

Политолог и социолог Роберт Михельс (1876—1936), наряду с Г. Моской и В. Парето, считается одним из основателей элитологии (теории элит), а также социологии политических партий. Главным предметом его изучения были политические партии, а не всё общество в целом.

В первых политологических сочинениях Михельса утверждалось, что подлинная демократия — прямая, а представительная демократия несёт в себе зародыш олигархичности. Однако в своём главном труде «Социология политической партии в условиях демократии» (1911) Михельс приходит к выводу, что олигархия — неизбежная форма жизни крупных социальных структур.

Читайте также  Пароконвектомат и его применение в области пищевой индустрии

Известность Михельсу принёс прежде всего сформулированный им «железный закон олигархических тенденций»: демократия, чтобы сохранить себя и достичь стабильности, вынуждена создавать организацию, а это связано с выделением элиты — активного меньшинства, которому масса должна довериться. Так что демократия неизбежно превращается в олигархию.

Демократия не может существовать без организации, управленческого аппарата, элиты, а это ведёт к закреплению постов и привилегий, к отрыву от масс. Даже функционеры левых партий меняют свой социальный статус, превращаются в правящую элиту. Харизматических лидеров, мобилизующих массы на активную политическую деятельность, сменяют бюрократы, а революционеров и энтузиастов — консерваторы и приспособленцы.

Михельс исследовал социальные механизмы, порождающие элитарность общества, особо выделяя организаторские способности, а также организационные структуры общества, стимулирующие элитарность и возвышающие управляющий слой. Он сделал вывод, что сама организация общества требует элитарности и закономерно воспроизводит её. В обществе, как и в партиях, действует «железный закон олигархических тенденций». Развитие крупных организаций неизбежно ведёт к олигархизации управления обществом и формированию элиты, поскольку руководство такими объединениями не может осуществляться всеми их членами. Чтобы их деятельность была эффективной, необходима функциональная специализация, выделение руководящего ядра и аппарата, которые постепенно, но неизбежно выходят из-под контроля рядовых членов, отрываются от них и подчиняют политику собственным интересам, заботятся в первую очередь о сохранении своего привилегированного положения. Рядовые же члены организаций недостаточно компетентны, пассивны и равнодушны к повседневной политической деятельности. В результате любой, даже демократической организацией всегда фактически правит олигархическая, элитарная группа.

В. Парето, Г. Моска и Р. Михельс — классики элитизма, сформулировавшие исходные тезисы этого направления социально-политической мысли.

Несмотря на то, что сами создатели теории элит не отрицали либерально-демократических ценностей, их выводы ставили под сомнение множество положений демократии, таких как власть народа, свобода слова, представительство общественных интересов. Поэтому концепция элитизма стала рассматриваться в качестве альтернативы западному демократизму.

Гаэтано Моска: теория элит и правящий класс

Гаэтано Моска (1858-1941)

Гаэтано Моска (1858-1941), итальянский политолог, родился в Палермо, Сицилия. Он получил в Турине степень юриста в 1881 году с диссертацией I fattori della nazionalità.

Теория элит и правящий класс

Идеи Моски были впервые систематически представлены в «Правящем классе» (1896), работе, которая, можно сказать, ознаменовала рождение политической науки в Италии. Гаэтано Моска никогда не менял азы своей теории, хотя к 1923 году, когда появилось второе издание работы, его учение было во многих отношениях углублено и разработано. Основные очертания второго издания «Правящего класса» можно резюмировать следующим образом.

Какой бы ни была форма правления, власть всегда находится в руках организованного меньшинства, “правящего класса”, который имеет власть над большинством как в силу определенных характеристик, изменяющихся в зависимости от эпохи и ситуации, так и в силу власти, производной от организации как таковой. Однако в соответствии с человеческой природой этот господствующий класс всегда пытается оправдать свое господство моральным или юридическим принципом, “политической формулой”, которая, как бы абстрактна она ни была, должна быть созвучна понятию жизни управляемого общества. Концепция политической формулы не только делает теорию Моски мощным инструментом для интерпретации исторической реальности, поскольку формула, по-видимому, раскрывает эту реальность, но и представляет собой подтверждение ценности консенсуса в организации государства.

Как указывает название программной лекции Моски “II principio aristocratico ed il democratico nel passato e nell’avvenire” (1903, “Аристократический принцип и Демократический принцип в прошлом и будущем”), он считал, что обществу присущи две противоположные тенденции: аристократическая тенденция к сохранению власти в руках потомков тех, кто управляет, и демократическая тенденция к обновлению посредством элементов, происходящих от управляемых (Гаэтано Моска вступил в ожесточенный спор с Вильфредо Парето по поводу приоритета открытия концепции циркуляции элит; приоритет Моски теперь общепризнан). Параллельно этим тенденциям существуют два принципа, также противоположные друг другу: “самодержавный”, согласно которому власть передается вниз, и “либеральный”, согласно которому власть делегируется снизу. Эти две противоположности независимы и могут сосуществовать.

Теория приобретает более жесткую артикуляцию благодаря различению двух уровней внутри правящего класса, причем на одном уровне находится собственно правительство, а на другом, более низком уровне — все существующие политические силы. Наконец, теория венчается понятием “юридической защиты”, возможной только при наличии “баланса общественных сил” и, следовательно, правового государства, осуществляющего “относительную справедливость”. Правовая защита, то есть, может быть осуществлена только тогда, когда существует множество сил, независимых и контролирующих друг друга и разделяющих власть правительства.

Использование Моской понятия юридической защиты явно оправдывает его отнесение к категории либералов (в европейском смысле этого слова), поскольку оно вводит ценностное суждение о политических системах: лучше те политические системы, которые гарантируют большее уважение к “моральному чувству». По мнению Мейзеля, для Моски имело значение не столько содержание этого морального чувства, сколько наличие социальных механизмов, позволяющих ему процветать. Эти механизмы, скорее всего, будут существовать в условиях политической свободы. Более того, ценностное суждение также подразумевается в утверждении, что “открытый” правящий класс предпочтительнее “закрытого”. К 1923 году Гаэтано Моска фактически изменил свою позицию в отношении представительного правительства, которое он резко отличал от парламентской системы (вырожденная форма); он приписывал представительной системе самую высокую степень юридической защиты, когда-либо достигнутую в истории.

Не совсем ясно, как Гаэтано Моска пришел к своей теории правящего класса и политической формуле. Известно, что с детства он был заядлым читателем истории, и среди историков есть, конечно, те, кто более или менее сознательно осознает, что в человеческих обществах всегда есть небольшая группа, которая осуществляет фактическое управление. Более конкретно, именно Тэн оказал влияние на развитие мышления Моски, его антиэгалитаризм и его концепция добродетельной аристократии в частности и в целом пессимистический взгляд на человечество, с которым тесно связана его интерпретация истории и политики.

Когда Гаэтано Моска впервые представил его, теория правящего класса не имела никакого влияния ни как инструмент исторической интерпретации, ни как рычаг для нового обсуждения природы политики; только позже, в результате работ Парето, концепция правящего меньшинства утвердилась. Вместо этого резкая критика Моски парламентской системы имела широкие последствия, и было справедливо обвинено, что, хотя он был либералом, его атака на институты, которые исторически представляют собой попытку реализовать либеральный идеал, на самом деле способствовала подрыву свободы.

Теория элит Г. Моски

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО.

Элита (от фр. elite) означает «лучший, отборный, избранный». Начиная с XVI в. слово «элита» стало употребляться для обозначения определенной избранной категории людей, занимающих в иерархической социальной структуре общества привилегированное положение. При этом в каждой сфере жизнедеятельности, как правило, имеется своя элита, например: «литературная элита», «научная элита», «творческая элита» и т. д.

Теория элит. Концепции элит возникали еще в глубокой древности. Например, Платон выделял особую привилегированную группу людей (философов-аристократов), которая знает, как управлять государством, и выступал против того, чтобы к управлению допускались выходцы из низов. В последующем подобные взгляды высказывали Н. Макиавелли, Ф. Ницше, Г. Карлейль, А. Шопенгауэр и др. Система взглядов и представлений в виде теорий элит сформировалась в социологии и политологии на рубеже XIX-XX вв. Все теории элит сходятся в том, что в любом обществе, в любой сфере жизнедеятельности существует сравнительно немногочисленный высший слой людей, который доминирует над остальными. Смысл большинства теорий в том, что народные массы не способны управлять государством и это осуществляется верхушкой общества — его элитой. Элиты фор­мируются по различным признакам (происхождение, образова­ние, опыт, способности и проч.), при этом они могут пополняться за счет наиболее способных представителей масс. Современные сторонники этой теории считают, что существует несколько элит, между которыми идет борьба за власть, причем народ контроли­рует их деятельность, используя избирательное право. Отмечая негативные стороны этой теории (отстранение населе­ния от власти, отрицание ее классового характера и т.п.), следует отметить и следующее. Реализация власти практически всегда осуществляется через весьма ограниченный круг людей: депута­тов, работников государственного аппарата и проч. Важно, чтобы эти лица реально выражали интересы народа, различных социаль­ных слоев и групп. А для того чтобы это обеспечить, необходимо сознавать элитарный характер народных избранников и представителей, обеспечить действенный контроль за их работой.

Читайте также  Профессиональное мастерство экскурсовода

У истоков теории элит стояли итальянские ученые Гаэтано Моска и Вильфредо Парето, а также немецкий ученый Роберт Михельс (жил и работал в Италии).

Теория элит Г. Моски

Г. Моска в работе «Правящий класс» утверждал, что во всех обществах существуют два класса: класс управляющих (элита) и класс управляемых. Правящий класс является малочисленным, он монополизирует власть и осуществляет управленческие функции. Господство меньшинства предопределено тем, что это господство организованного меньшинства над инертным, неорганизованным большинством.

Правящий класс стремится упрочить свое господство, используя свои знания и опыт в сфере государственного управления, военную силу, священнический статус, распространяя и поддерживая в обществе ту идеологию, которая способствует легитимации его власти. Вхождение в состав правящего класса, по мнению Г. Моски, обусловлено следующими критериями: способностью к управлению другими людьми (организаторская способность), а также интеллектуальным, моральным и материальным превосходством. Правящий класс постепенно обновляется.

Существуют две тенденции в его развитии. Аристократическая тенденция проявляется в стремлении передать власть наследникам или ближайшим соратникам, что постепенно приводит к вырождению элиты. Демократическая тенденция реализуется посредством включения в состав правящего класса лучших представителей из класса управляемых, что предотвращает дегенерацию элиты. Оптимальное сочетание этих двух тенденций наиболее желательно для общества, т.к. позволит обеспечить преемственность и стабильность в руководстве страной и качественное обновление правящего класса.

Дата добавления: 2016-03-04 ; просмотров: 1109 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Теория элит Гаэтано Моски и Вильфредо Парето

Во второй половине XIX в. в связи с дальнейшей централизацией и бюрократизацией политической жизни наступил период критической переоценки опыта представительного правления и либерально-демократических ценностей. Это нашло свое отражение в теории элит Вильфредо Парето (1848—1923) и в концепции политического класса Гаэтано Моски (1858— 1941). Теория элит Гаэтано Моски

Гаэтано Моска – выдающийся итальянский политолог, родился в 1858г.

В 1896 г. вышла его книга «Элементы политической науки», а в 1923 г. — её дополненное издание. В 1939 г. эта книга была переведена на английский язык и издана под названием «Правящий класс».

Понятию «элита» Моска предпочитал термины «правящий класс» и «политический класс», употребляя их как синонимы. Впоследствии он вынужден был внести коррективы, отметив, что политический класс является как бы базой для правящего класса.

Теория правящего класса

Правящие классы стремятся не только к приобретению и сохранению богатства, но и претендуют на ключевые позиции в распространении и использовании научных знаний, к господству в духовной сфере. В любом обществе действует тенденция к образованию «наследственных каст» правящего класса.

Но чем можно объяснить деградацию господствующего класса и появление на его месте нового?

Основные причины потери господствующего положения любым классом состоят, с точки зрения Моска, либо в утрате качеств, благодаря которым он пришел к власти, либо в их неадекватности новой социальной среде.

Моска считал генеральной линией развития общества борьбу двух тенденций: стремления господствующего класса удержать и передать по наследству власть и стремления нового класса изменить соотношение сил. Чередование в обществе тенденций к стабилизации и обновлению создает некое ритмическое развертывание исторического процесса.

Прерывание «замкнутости» социальной системы вследствие контактов с другими народами, войн, новых религиозных и идейных движений или иных причин ведет к тому, что «наиболее активные, ловкие и смелые» выходцы из низов начинают пробиваться на верхние ступени социальной лестницы. «Молекулярное обновление политического класса» сохраняется до тех пор, пока не наступит новый «период социальной стабильности».

Структура правящего класса определяет политический тип общества в целом. Источниками его власти могут быть военная сила, богатство, особые знания, в том числе, знания богословские. Военная сила закрепляется в собственности, а последняя порождает политическую власть (соответственно, военное общество сменяется феодальным, а затем бюрократическим обществом).

Во всяком обществе элита стремится монополизировать свои позиции и передавать их своим потомкам, стремится к превращению в наследственную касту. Этому препятствует возникновение новых источников богатства, знаний, религиозных идей, порождающее периодические конфликты элиты с определенными частями нижних слоев.

«В действительности можно сказать, что вся история цивилизованного человечества, – говорит Г. Моска, – сводится к конфликту между стремлением господствующих элементов монополизировать политическую власть и передавать обладание этой властью по наследству и стремлением к вторжению на их место новых сил».

Теория элиты Вильфредо Парето

Вильфредо Парето, социолог и экономист родился 15 июля 1848 г. в Париже.

Правящая и неправящая элиты

Согласно этому трактату, индивиды неравны между собой в физическом, интеллектуальном, нравственном отношениях. Поэтому и социальное неравенство представляется Парето совершенно естественным, очевидным и реальным фактом. Люди, которые обладают наиболее высокими показателями в той или иной области деятельности, составляют элиту. В каждой сфере деятельности существует своя элита.

В качестве синонимов этого термина Парето использует термины «правящий класс», «господствующий класс», «аристократия», «высший слой», это просто объективно «лучшие» в определенной области деятельности: «Может быть аристократия святых или аристократия разбойников, аристократия ученых, аристократия преступников и т.п.».

В целом социальная структура общества изображается в его теории в виде пирамиды, состоящей из двух слоев: ее вершину составляет немногочисленная элита («высший слой»), а остальную часть — основная масса населения («низший слой»).

Элиты существуют во всех обществах, независимо от формы правления.

С одной стороны, он характеризует представителей элиты как наиболее способных и квалифицированных в определенном виде деятельности, как своего рода результат естественного отбора.

С другой стороны, в «Трактате» встречаются утверждения, что люди могут носить «ярлык» элиты, не обладая соответствующими качествами.

И все-таки в целом у Парето доминирует представление о том, что элиты формируются из людей, действительно обладающих соответствующими качествами и достойных своего высшего положения в обществе.

В основу всех общественных явлений Парето положил определенную классификацию «остатков» и «производных», которые, вступая во взаимодействия друг с другом и определяют конкретный социальный процесс. Существуют два основных класса остатков:

Класс 1й — «инстинкт комбинации», то есть способность к изобретению, воображению, творческому мышлению и

Класс 2й — «упорство агрегатов», то есть вялая, консервативная тенденция.

Вполне естественно, что людям, обладающим остатком 2го класса свойственно быть массой, толпой, а те, кто наделён остатками первого типа — быть элитой, выдвигать политических лидеров.

Исходя из этой схемы, Парето строил объяснение механизмов общественной жизни.

По его мнению любой общественный процесс распадается на 3 цикла: политический, экономический, идеологический. Каждый цикл определяется двумя основными типами элит — в экономике это рантье и спекулянты, в идеологии — оптимисты и скептики, в политике — львы и лисы.

Львами Парето называл политических вождей, убежденных в абсолютности своей веры в идеальные цели, использующих власть для их осуществления. Для этого типа элит характерен консерватизм в правлении.

Лисами Парето называл тех политических лидеров, которые не верят в абсолютность своих целей и используют для достижения власти обман и политические спекуляции.

Львы отдают предпочтение насилию для подавления оппозиции.

Лисы стремятся поддерживать свою власть пропагандой, прибегать к гибкости, хитрости, силе убеждения. Этот тип элиты свойственен демократическим режимам, которые Парето называл «плутократической демагогией».

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Теория элит

Идеи политического элитизма, согласно которым функцию управления обществом должны выполнять избранные, лучшие из лучших, аристократы, появились еще в глубокой древности. Представляем описания наиболее распространенных теорий элит.

Идеи политического элитизма, согласно которым функцию управления обществом должны выполнять избранные, лучшие из лучших, аристократы, появились еще в глубокой древности. Наиболее четко эти идеи прослеживаются в работах Конфуция, Платона, Макиавелли, Карлейля, Ницше. Но серьезного социологического обоснования эти идеи еще не получили. Как определенная система взглядов элитарные теории были сформулированы в конце XIX — начале ХХ века в работах итальянских мыслителей Гаэтано Моска (1858-1941), Вильфреда Парето (1848-1923) и немецкого социолога Роберта Михельса (1878-1936).

Читайте также  Современное телевидение и его место в медиапространстве

Теория элит Г. Моски

Г. Моска в работе «Правящий класс» утверждал, что во всех обществах существуют два класса: класс управляющих (элита) и класс управляемых. Правящий класс является малочисленным, он монополизирует власть и осуществляет управленческие функции. Господство меньшинства предопределено тем, что это господство организованного меньшинства над инертным, неорганизованным большинством.

Правящий класс стремится упрочить свое господство, используя свои знания и опыт в сфере государственного управления, военную силу, священнический статус, распространяя и поддерживая в обществе ту идеологию, которая способствует легитимации его власти. Вхождение в состав правящего класса, по мнению Г. Моски, обусловлено следующими критериями: способностью к управлению другими людьми (организаторская способность), а также интеллектуальным, моральным и материальным превосходством. Правящий класс постепенно обновляется.

Существуют две тенденции в его развитии. Аристократическая тенденция проявляется в стремлении передать власть наследникам или ближайшим соратникам, что постепенно приводит к вырождению элиты. Демократическая тенденция реализуется посредством включения в состав правящего класса лучших представителей из класса управляемых, что предотвращает дегенерацию элиты. Оптимальное сочетание этих двух тенденций наиболее желательно для общества, т.к. позволит обеспечить преемственность и стабильность в руководстве страной и качественное обновление правящего класса.

Теория «циркуляции элит» В. Парето

В. Парето, введший в политическую науку термин «элита», так же, как и Моска, считал, что все общества делятся на управляющих (элиту) и управляемых. В элите он выделял два главных типа, последовательно сменяющих друг друга: элиту «львов» и элиту «лис». Для «львов» характерно использование силовых методов правления, консерватизм. «Лисы» предпочитают поддерживать свою власть пропагандой, они мастера политико-финансовых комбинаций, обмана, хитрости, изворотливости. Правление «лис» эффективно, когда политическая система неустойчива, когда требуются новаторы, комбинаторы. Но «лисы» не способны применять насилие, когда оно необходимо. Тогда им на смену приходит элита «львов», которая готова действовать решительно. Постоянная смена одной элиты другой обусловлена социальной динамикой общества. Каждый тип элиты обладает определенным преимуществом, которое постепенно перестает соответствовать потребностям руководства обществом. Поэтому обеспечение равновесия социальной и политической системы требует постоянной замены одной элиты другой.

Парето выделял также правящую и неправящую элиты. Представители, входящие в состав потенциальной эли- ты (контрэлиты), наделены характерными для элиты качествами, но не обладают властью из-за своего социального статуса. Со временем правящая элита начинает вырождаться и неэффективно управлять обществом, тогда активизируется контрэлита, претендующая на власть. Но чтобы прийти к власти, ей необходима поддержка масс, которые она побуждает к активным действиям и с помощью которых свергает правящую элиту. Очередная правящая элита со временем также утратит свои выдающиеся качества, придет в упадок и будет отстранена от власти новой контрэлитой. Через некоторое время процесс «циркуляции элит» повторится вновь и вновь. Парето считал, что постоянная смена и циркуляция элит позволяет понять историческое движение общества, которое предстает как история постоянной смены аристократий: их возвышений, властвования, упадка и замены новым правящим привилегированным меньшинством. Поэтому революции, с точки зрения Парето, — лишь борьба элит, смена правящей и потенциальной элиты.

«Железный закон олигархичеких тенденций» Р. Михельса

Р. Михельс исследовал социальные механизмы, порождающие элитарность общества, и пришел к выводу, что сама организация общества требует элитарности и закономерно воспроизводит ее. В обществе действует «железный закон олигархических тенденций». Его суть состоит в том, что развитие общества сопровождается формированием крупных организаций. Руководство такими организациями не может осуществляться всеми ее членами. Для эффективного функционирования организациям (в том числе и политическим партиям) требуется создание системы иерархически организованного управления, которое приводит в конечном счете к концентрации власти в руках правящего ядра и аппарата. Происходит, таким образом, образование правящей элиты. Правящая элита обладает преимуществами перед рядовыми членами: она в большей степени обладает навыками политической борьбы, имеет превосходство в знании и информации, осуществляет контроль над формальными средствами коммуникации. Рядовые члены организации недостаточно компетентны, информированы и зачастую пассивны.

Правящая элита постепенно выходит из-под контроля своих рядовых членов, отрывается от них и подчиняет политику собственным интересам, заботясь о сохранении своего привилегированного положения. В результате любой, даже демократической организацией, реально правит олигархическая группа, члены которой не уступают свою власть массам, передавая ее другим лидерам. Во всех партиях независимо от их типа «демократия ведет к олигархизации». Это закономерность развития политической организации. Олигархизация означает, что власть в организации концентрируется в руках руководящего аппарата, происходит снижение роли рядовых членов организации в принятии решений.

Увеличивается разница между интересами и идейной позицией руководителей и членов партий с преобладанием интересов руководящего звена. По существу, Михельс сформулировал одну из первых концепций бюрократизации правящей элиты.

Современные концепции элитаризма

Классические теории элит послужили основой для формирования современных концепций элитаризма. Во второй половине ХХ века сложились различные подходы к изучению проблемы элитарности общества, ведущими среди кото- рых являются макиавеллистский, ценностный, структурнофункциональный и либеральный.

Основы макиавеллистского подхода заложены в работах Г. Моска и В. Парето. Для представителей данного под- хода (Дж. Бернхэм) характерно представление об элите как о властвующем привилегированном меньшинстве, обладающем выдающимися качествами и способностями к управлению во всех сферах жизни общества и в первую очередь в политике и экономике. Главной функцией элиты признается ее управленческая, административная функция, определяющая ее руководящее, господствующее положение в обществе по отношению к пассивному, нетворческому большинству населения. Формирование и смена элит происходит в ходе борьбы за власть. При этом внимание на нравственных качествах представителей элиты и моральных аспектах ее борьбы за власть не акцентируется.

В ценностном подходе (Ортега-и-Гассет, Н. Бердяев) элита рассматривается не только как организованное управляющее меньшинство, но и как наиболее ценный элемент социальной системы, обладающий высокими способностями и показателями в важнейших сферах государственной деятельности, заботящийся в первую очередь об общем благе. Элита — это наиболее творческая и продуктивная часть общества, обладающая высокими интеллектуальными и нравственными качествами. Взаимоотношения между элитой и массой приобретают характер управления, базирующегося на заслуженном авторитете власть имущих. Формирование элиты происходит вследствие естественного отбора обществом наиболее ценных представителей.

Для структурно-функционального подхода (Г. Лассуэлл, С. Липсет) типично выделение в качестве главного признака элиты ее социального статуса в системе властных структур. В состав элиты входят индивиды, обладающие высоким социальным положением в обществе, занимающие ключевые командные позиции в важнейших институтах и организациях общества (экономических, политических, военных), осуществляющие наиболее важные управленческие функции в обществе, оказывающие определяющее влияние на выработку и принятие важнейших для общества решений. Г. Лассуэлл, в частности, считал, что основную роль в разработке и принятии политических решений играет интеллектуальное знание. Поэтому к политической элите он относил тех, кто обладает этим знанием и имеет наибольший престиж и статус в обществе.

Либеральный подход к элитарности общества (Й. Шумпетер, Ч. Миллс) отличает демократичность и отрицание ряда жестких установок классических теорий элит. Демократия трактуется в данном подходе как конкуренция между потенциальными руководителями за доверие избирателей. Таким образом, демократия не означает отсутствие страты элиты, она характеризуется новым способом рекрутирования и новым самосознанием элиты. Элита рассматривается как властвующее меньшинство, занимающее в государственных и экономических институтах общества стратегические позиции и оказывающее значительное влияние на жизнь большинства людей.

Ашин Г. К. Смена элит: Общественные науки и современность. — 1995. — № 1

Ашин Г. Элитизм и демократия // Общественные науки и современность. — 1996. — № 5.

Гаман-Голутвина О. В. Политическая элита — определение основных понятий // Политические исследования

Либман Г. И., Варбузов А. В., Сухарева Э. О. Теории элит: Социально-политический журнал. — 1997. — № 4.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: