Точные курсовые системы ТКС И ГМК - ABCD42.RU

Точные курсовые системы ТКС И ГМК

Точные курсовые системы ТКС И ГМК

Точная курсовая система типа ТКС-П обладает более высокой точностью измерения курса, чем системы КС-6, ГМК-1Г, ГИК-1 и др., используемые в гражданской авиации. Система ТКС-П устанавливается на самолете Ил-62, Ту-154.

Рис. 9.31. Общая функциональная схема курсовой системы
ТКС-П:

ДИСС—доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса; АРК—автоматический радиокомпас; ЦГВ—центральная гировертикаль; НВ—навигационный вычислитель; ВК—выключатель коррекции; АК—астрокомпас; УШ-3—указатель штурмана; КУШ-1—контрольный указатель штурмана; БП-5—блок пеленгов; ГА-3—гироагрегат; К.М-5—коррекционный механизм; ИД-3—индукционный датчик; ЗК-4—задатчик курса; ПУ-11—пульт управления

Курсовая система ТКС-П представляет собой совокупность магнитного, гироскопического, радиотехнического и астрономического измерителей курса самолета . Для обеспечения работы ТКС-П необходимо иметь на борту самолета:
гировертикаль (ЦГВ-10, ТВ Г, АГД-1), выдающую в курсовую систему отклонение самолета по крену;
доплеровский измеритель путевой скорости и утла сноса (ДИСС), снабжающий систему значением угла сноса (УС);
автоматический радиокомпас (АРК), определяющий курсовые углы радиостанций;
выключатель коррекции (ВК-53РШ), производящий определенные переключения в системе на развороте самолета;
дистанционный астрокомпас (ДАК-ДБ-5В) или звездно-солнечный ориентатор (ЗСО), измеряющий истинный или ортодромический курс.
Если на самолете установлен навигационный вычислитель НВГ то в курсовую систему от него поступают заданный путевой угол ЗПУ и сигнал, пропорциональный м3 sin ср, где ср — текущая географическая широта пролетаемого места.
Из функциональной схемы ТКС-П (рис. 9.31) видно, что она сложнее схемы КС-6 как по количеству элементов, используемых в системе, так и по функциональным связям.
Назначение курсовой системы ТКС-П:
— определение и индикация ортодромического, истинного и гиромагнитного курсов;
— выдача сигнала курса потребителям;

  1. индикация пеленга радиостанций при совместной работе с АРК;
  2. индикация заданного путевого угла (ЗПУ) при совместной работе с навигационным вычислителем;

— индикация угла сноса и текущего путевого угла (ПУ) при совместной работе с ДИСС.
Курсовая система ТКС-П может работать в одном из следующих режимов: гирополукомпаса (ГПК), магнитной коррекции (МК), астрокоррекции (АК), курсозадатчика (ЗК).
Принцип работы ТКС-П такой же, как и КС-6, т. е. при измерении курса используется комплексирование компасов, основанных на различных физических принципах с целью максимального извлечения их преимуществ и взаимной компенсации погрешности измерителей. В ТКС-П применены некоторые схемные и конструктивные решения, позволяющие существенно повысить точность работы системы в целом, а особенно в режиме ГПК.

Режим гирополукомпаса (ГПК)

Основной режим работы ТКС-П, при котором определяется ортодромический курс,—режим гирополукомпаса. В курсовой системе два абсолютно одинаковых гироагрегата, которые условно называются «Основной» и «Контрольный».
В режиме ГПК оба гироагрегата работают как гирополукомпасы, получая коррекцию на величину от навигационного вычислителя или от пульта управления в зависмости от положения переключателя на пульте управления. Так же, как и в КС-6, внешняя ось карданова подвеса гироагрегатов стабилизируется в вертикальном положении по крену дополнительной рамой, управляемой от ЦГВ. Следящая система выработки гиромагнитного курса имеет две скорости: малую, равную 2,5 град/мин, которая, как известно, необходима для осреднения магнитного курса и превращения его в гиромагнитный, и большую — 5 град/с, используемую для быстрого согласования системы.
Скорость работы следящей системы изменяется электромагнитной муфтой ЭМ при нажатии кнопки быстрого согласования КС изменением передаточного числа редуктора.
Кнопка быстрого согласования расположена в левом нижнем углу на лицевой стороне КУШ-1. Во время разворотов выход усилителя У2 отключается от двигателя М2 контактами реле P1, которое управляется выключателем коррекции ВК-53РШ.
Если на коррекцнонном механизме кремальерой ввести величину магнитного склонения AM, то описанная выше следящая система будет вырабатывать истинный курс, если ввести условное магнитное склонение,-—ортодромический курс. Стрелка «1» контрольного указателя КУШ-1 предназначена для индикации гиромагнитного курса; курса, вырабатываемого в астрокомпасе, и магнитного пеленга радиостанции. Стрелка «1» разворачивается специальной следящей системой, в которую входят: отрабатывающий двигатель М3, усилитель Уз и сельсин СП3. Задающими сельсинами этой следящей системы могут быть: сельсин СП2 выработки гиромагнитного курса, сельсин астрокомпаса и сельсин блока пеленгов. Подключение производится переключателями «АК», «МК», «РК», которые расположены на лицевой стороне указателя КУШ-1.
Если переключатель стоит в положении МК, то существует следящая система ИД-3-КМ-стрелка «1» КУШ-1. Стрелка «1» показывает гиромагнитный курс или истинный и ортодромический в зависимости от введенных на коррекционном механизме величин AM и АМусл.
Если переключатель стоит в положении «АК», то стрелка «1» показывает истинный или ортодромический курс астрокомпаса в зависимости от режима его работы. Следует подчеркнуть, что это — истинный курс, не осредненный гироагрегатом.
Индикация магнитного пеленга радиостанции осуществляется стрелкой «1», когда переключатель стоит в положении РК. В этом случае сельсин СД4 блока пеленгов подключается к следящей системе поворота стрелки «1» в КУШ-1. Сельсин СД4 расположен в блоке пеленгов, и к его статорной обмотке подводится напряжение, пропорциональное курсовому углу радиостанции (КУР) от автоматического радиокомпаса АРК. Механически ротор СД4 разворачивается на угол гиромагнитного курса благодаря следящей системе блока пеленгов, в который входят сельсин СП5, подсоединенный параллельно к следящей системе выработки ГМК, двигатель Мб и усилитель У4. Следовательно, с роторной обмотки сельсина СД4 снимается сигнал магнитного пеленга радиостанции.
Если в это время следящая система гиромагнитного курса вырабатывает истинный курс, то стрелка «1» показывает истинный пеленг радиостанции, если ортодромический, — относительный пеленг.
Таким образом, стрелка К КУШ-1 показывает ортодромический курс контрольного гироагрегата. При этом должно светиться световое табло ГПК на лицевой стороне указателя КУШ-1.
Стрелка «1» индицирует гиромагнитный курс, истинный или ортодромический от астрокомпаса, магнитный пеленг радиостанции (истинный пеленг, условный пеленг) в зависимости от положения переключателя на КУШ-1.
Если переключатель «Коррекция» «Осн.-Контр.» на пульте управления ПУ-11 системой поставить в положение «Контрольный», то функции основного и контрольного гироагрегатов меняются. В этом положении указатель КУШ-1 и его потребители подключаются к основному агрегату, а указатель УШ-3 и его потребители к контрольному гироагрегату. Кроме того, переключателем «Потребители» «Осн.-Контр.» можно также подсоединить указатель УШ-3 и его потребителей контрольному гироагрегату, а КУШ-1 и его потребителей — к основному. Большое количество вариантов подключений указателей к гироагрегатам необходимо для того, чтобы, определив в полете гироагрегат, который в данной ситуации работает лучше, использовать его показания.

Режим магнитной коррекции (МК)

Курсовая система ТКС-П работает в режиме магнитной коррекции, когда переключатель рода работы на пульте управления установлен в положение МК

Режим астрокоррекции (АК)

Курсовая система ТКС-П работает в режиме астрокор­рекции, когда переключатель рода работы системы на пульте управления установлен в положение «АК», а переключатель на задагчике курса ЗК-4 — я положение «АК». Режим работы астрокоррекции в принципе аналогичен режиму работы магнитной коррекции. При астрокоррекции источником информации о курсе служит астрокомпас. В положении «Контрольный» курс астрокомпаса показывает КУШ-1 (стрелка К), в положении «Основной» УШ-3 (стрелка /С).
Следует отметить, что в зависимости от типа астрокомпаса на самолете связь его с гироагрегатом может осуществляться с помощью одноканальной и двухканальиой сельсинной следящей систем.
Кроме канала коррекции гироагрегата от астрокомпаса, в курсовой системе существует также канал непосредственного указания астрокурса на КУШ-1 при установке его переключателя в положение «АК». Но в отличие от астрокурса, индицируемого стрелкой «К», стрелка / указывает неосредненный курс.

Читайте также  Пожарная безопасность и профилактика пожаров

КУРСОВЫЕ СИСТЕМЫ САМОЛЕТА

На современных самолетах устанавливаются централизованные устройства, рационально объединяющие гироскопические, магнит­ные, астрономические и радиотехнические средства определения курса. Это позволяет использовать одни и те же комбинированные указатели и повышает надежность и точность измерения курса. Такие устройства получили название курсовых систем.

Курсовая система состоит из ряда приборов, количество и тип которых определяются назначением самолета. Принципиальная блок-схема курсовой системы приведена на рис. 4.17. В курсовую систему, как правило, входят магнитный датчик курса индукцион­ного типа, гироскопический датчик курса, астрономический датчик курса и радиокомпас. С помощью этих приборов, каждый из кото­рых может использоваться как автономно, так и в комплексе друг с другом, обеспечиваются определение, и выдерживание курса в любых условиях полета. Такой комплекс курсовых приборов позво­ляет определять на указателях значения истинного, магнитного, условного (гирополукомпасного) и ортодромического курсов, соот­ветствующих ему углов радиостанции и углов разворота самолета, выдавая при необходимости любую из этих величин потребителям.

Основой курсовой системы является гироскопический датчик курса — курсовой гироскоп, периодическое исправление показаний которого осуществляется с помощью магнитного или астрономиче­ского датчика (корректора) курса.

Для уменьшения погрешностей при измерении курса, вызывае­мых кренами, курсовой гироскоп связан с центральной гироверти­калью; для уменьшения ошибок в курсе за счет ускорений он полу­чает сигналы от выключателя коррекции, а чтобы исключить ошибку за счет вращения Земли, в него вручную вводится сигнал, пропорциональный географической широте местонахождения само­лета.

В зависимости от решаемых задач и условий полета курсовая система может работать в одном из трех режимов:

Рис. 4.17. Принципиальная блок-схема курсовой системы

Курсовые системы, не имеющие астрономического датчика курса, работают в одном из двух режимов — режиме гирополуком­паса или режиме магнитной коррекции.

Основным режимом работы курсовой системы является режим гирополукомпаса. Другие режимы используются лишь для перио­дической коррекции курсового гироскопа.

Остановимся на некоторых конкретных образцах курсовых си­стем типа КС, устанавливаемых на современных самолетах.

Курсовая система КС-6А, структурная схема которой показана на рис. 4.18, состоит из следующих основных приборов: индукцион­ного датчика ИД-3, коррекционного механизма КМ-4, двух гиро­агрегатов ГА-1М, указателя штурмана УШ-1, двух указателей ги­ромагнитного и астрономического курсов УГА-1У, пульта управле­ния ПУ-1, усилителя У-11 и блока реле БР-1.

Магнитный корректор курсовой системы включает — индукцион­ный датчик ИД-3 и коррекционный механизм КМ-4.

Для обеспечения работы курсовой системы КС-6А в нее вво­дятся сигналы от выключателя коррекции ВК-53РБ и центральной [ гировертикали ЦГВ-5.

В качестве астрономического корректора в курсовой системе ис­пользуется звездно-солнечный ориентатор БЦ-63А, а для определе­ния радионавигационных величин (курсовых углов и пеленгов ра­диостанции)— сигналы автоматического радиокомпаса АРК-П.

Курсовая система КС-6Г, принципиальная схема которой пред­ставлена на рис. 4.19, состоит из следующих агрегатов: индукцион­ного датчика ИД-3, коррекционного механизма КМ-4, двух гиро­агрегатов ГА-1ПМ, указателя штурмана УШ-1, указателя УГА-1У, двух указателей УК-1, пульта управления ПУ-1, усилителя У-11П и блока реле БР-2. Датчиком углов крена для дополнительных рам гироагрегатов служит сельсин-датчик крена авиагоризонта, а астрокорректором — астрономический компас ДАК-ДБ-5В с пере­ходным блоком.

Курсовая система КС-ЗВ состоит из индукционного датчика ИД-3 с коррекционным механизмом КМ-4, одного гироагрегата

ГА-1ПМ, двух указателей УГР-4У, пульта управления ПУ-2, уси­лителя, соединительной коробки и двух кнопок согласования, Принципиальная схема курсовой системы КС-ЗВ приведена им рис. 4.20. В отличие от курсовых систем КС-6А и КС-6Г в курсовой системе КС-ЗВ режим астрономической коррекции не задействован (в связи с отсутствием на самолете астрокорректора).

Рис. 4.19. Принципиальная схема курсовой системы КС-6Г

Точная курсовая система ТКС-П, принципиальная схема кото­рой приведена на рис. 4.21, состоит из индукционного датчика ИД-3, коррекционного механизма КМ-5, двух гироагрегатов ГА-3, указателя штурмана УШ-3, контрольного указателя штурмана КУШ-Г, пульта управления ПУ-11, задатчика курса ЗК-4, блока пеленгов БП-5 и распределительного блока РБ-2. Курсовая си­стема ТКС-ГІ имеет связь с доплеровским измерителем сноса и скорости, навигационным вычислителем, астрономическим компа­сом (звездно-солнечным ориентатором) и радиокомпасом. При совместной работе с указанными устройствами курсовая система обеспечивает определение и индикацию не только курса самолета, но и других навигационных элементов полета (угла сноса, пеленга и др.). Гироскопы точной курсовой системы свободны в азимуте, то есть к ним не прикладывается корректирующий азимутальный

Рис. 4.20. Принципиальная схема курсовой си­стемы КС-ЗВ

Рис. 4.21. Принципиальная схема точной курсовой системы ТКС-П

момент. Компенсация вертикальной составляющей угловой скоро­сти вращения Земли осуществляется путем поворота статора сель­сина-датчика с угловой скоростью 0)Z, что и повышает точность определения условного курса.

Следующей ступенью в развитии курсовых систем является си­стема курса и вертикали (СКВ). Эта система может служить одно­временно указателем вертикали места и курса самолета, чем и объясняется название этого прибора. Основой устройства системы курса и вертикали является гиростабилизированная платформа (ГСП). Величина уходов ГСП в режиме стабилизации составляет 0,5° в час. Поэтому ГСП будет широко применяться в различ­ных системах навигации.

Основные данные курсовых систем следующие:

1. Погрешность в определении магнитного курса:

— по указателю штурмана УШ-1 ±1,5°;

— по указателю УГА-1У и УГР-4У ±2°.

2. Собственный уход гироскопа за 30 мин работы в нормальных условиях ± 1°.

3. Погрешность в определении курсовых углов радиостанции ±1,5°.

Точные курсовые системы ТКС И ГМК

Курсовая система (сокр.КС) — в общем случае, это комплекс оборудования объединяющий в себе датчики, основанные на различных физических принципах (магнитные, индукционные, астрономические и гироскопические курсовые приборы) для обеспечения требуемой точности измерения курса ЛА. В настоящее время КС обычно строятся на объединении компаса и гирополукомпаса (ГПК). Оба элемента обладают различными положительными и отрицательными свойствами. ГПК обладает большой устойчивостью к помехам, позволяет определять ортодромические и условные курсы, но он не обладает избирательностью и поэтому нуждается во внешней корректуре и начальной выставке. Компасы, наоборот, обладают избирательностью, но сильно подвержены влиянию внешних возмущающих факторов. Их показания неустойчивы, а подчас совсем неверны, при некоторых условиях они могут терять способность измерять курс. Объединение их в единую систему позволило создать качественно новую систему измерения курса.

Основным узлом большинства КС является ГПК, включающий в себя курсовой гироскоп с системами горизонтальной и широтной коррекции, узел согласования и выдачи курса потребителям и на индикаторы и систему стабилизации гироузла по крену. В качестве внешних корректоров в современных КС самое широкое распространение получили индукционные компасы (заменившие магнитные) и реже применяются астрокорректоры. В последних разработках измерительных систем курса применяется режим внешней коррекции, в котором в качестве корректора выступает бортовая ЭВМ, формирующая и передающая на ГПК требуемую систему отсчета курсов. ГПК от компасов-корректоров корректируются через узлы (блоки) согласования. В современных КС режим коррекции задается с пульта управления. Основным является режим ГПК, а по мере накопления погрешностей КС переключается на некоторое время на режим магнитной коррекции (МК). В зависимости от типа узла согласования в одних КС допустима длительная работа в режиме МК, в других — несколько минут. Первые образцы КС (ГИК-1) имеют-один постоянный режим — МК. В неспокойной атмосфере и при действии ускорений компасы-корректоры (в частности, индукционный датчик) выдают неустойчивые сигналы. Но прохождение этих сигналов через более устойчивый ГПК как бы осредняет их. Поэтому мы вправе считать, что гироскоп в режиме МК выступает в роли осреднителя курса, определяемого корректором.

Читайте также  Шпаргалка по Педагогике и психологии

Общая схема курсовых систем типа КС:

1 — девиационное устройство; 2 — шкала; 3 — неподвижная шкала курса; 4 — стрелка; 5 — винты; 6 — отверстия корпуса; 7, 17, 24, 32 — кремальеры; 8 — индекс склонения; 9 — кнопка «Согласование»; 10— подстроечный потенциометр основного гироагрегата; 11 — переключатель «Север —Юг»; 12 — ручка задатчика курса; 13 — переключатель режимов работы; 14 — переключатель основного или запасного гироагрегата; 15 — шкала широтного потенциометра; 16 — подстроечный потенциометр запасного гироагрегата; 18 — неподвижная шкала; 19 — курсовая шкала; 20 — шкала склонения; 21 — индекс склонения; 22 — стрелка радиокомпаса; 23 — неподвижный индекс; 25 — неподвижная шкала курсовых углов; 26 — шкала курса; 27 — стрелка радиокомпаса; 28 — неподвижный индекс; 29 — стрелка курсозадатчика; 30 — шкала курса; 31 — стрелка курсозадатчика; 33 — стрелка с индексом «А»; 34 — стрелка с индексом «Г»; 35 — установочный винт; 36 — кремальера установки шкалы; 37 — неподвижная шкала курса; 38 — силуэт самолета со стрелой; 39 — нулевой индекс.

Точная курсовая система (сокр. ТКС) — аналог определения КС.

Слово «точная» означает повышенные требования к собственному уходу гироагрегатов. Например, на самолётах Ту-154 и Ил-62, ТКС применяется в двух вариантах (ТКС-П2 и ТКС-П), различающихся комплектацией.

На самолетах Ил-62, Ил-76 кроме ТКС-П устанавливаются дополнительные блоки ИД-3, КМ-5, БДК-1. На самолете Ту-154 кроме ТКС-П2 устанавливаются дополнительные блоки ИД-3, БГМК-2, УШ-3

Точная курсовая система предназначена для определения и выдерживания курса ЛА, выдачи сигналов курса на потребители и

индикации магнитного пеленга радиостанции (МПР) от автоматического радиокомпаса. Система типа ТКС является централизованным бортовым устройством, объединяющим гироскопические, магнитные и астрономические средства определения курса. В комплектации ТКС-П при работе с измерителем угла сноса и путевой скорости, автоматическим радиокомпасом и навигационным вычислителем (НВУ, НВ-ПБ) курсовая система обеспечивает индикацию соответственно: угла сноса, пеленга радиостанции и значений заданного и фактического путевых углов самолета.

Пульт управления ПУ-11.

Предназначен для управления курсовой системой с сигнализацией завалов гироагрегатов.

Пульт управления обеспечивает:

  • Выбор режима работы широтной коррекции гироагрегатов переключателем «Авт. — Ручн.». Положение «Авт.» не задействовано. В положении «Ручн.» сигнал широтной коррекции снимается с синусного потенциометра, связанного с рукояткой φ и со шкалой с надписью «Широта φ» и делениями ±90°.
  • Выбор режима работы переключателем «МК — ГПК — АК».
  • Переключение потребителей курса на основной или контрольный гироагрегат переключателем «Потребители».
  • Коммутирование прохождения сигналов коррекции в режимах МК и ГПК на основной или контрольный гироагрегат переключателем «Коррекция».
  • Выставку гироагрегатов в режиме ГПК нажимным переключателем «Задатчик курса».
  • Включение большой скорости согласования гироагрегатов при работе курсовой системы в режиме МК кнопкой «Согласование». В режиме ГПК эта кнопка подключена к блоку БГМК-2.
  • Сигнализацию отказов гироагрегатов лампами «Отказ О» и «Отказ К».

Различия между КС и ТКС

Курсовые системы типа ТКС по принципу действия аналогичны курсовым системам КС. Отличаются меньшими величинами ухода гироскопов в азимуте (0,5- град/ч, в то время как у курсовых систем типа КС допускается 2 град/ч). Кроме того, при работе курсовой системы ТКС в режиме «ГПК» оба курсовых гироскопа работают в этом же режиме вне зависимости от положения переключателей «Коррекция» и «Потребители». В курсовых системах типа КС с двумя гироагрегатами один гироскоп (основной или запасной) работает в режиме «ГПК», а другой в режиме «МК» (магнитный курс). При работе курсовой системы ТКС в режиме «МК» или «АК» (астрокурс), независимо от коммутации сигнала курса потребителям, один гироскоп (основной или контрольный) корректируется магнитным или астрокорректором, а второй работает в режиме «ГПК». В курсовых системах типа КС в режиме «МК» корректируется тот гироскоп, к которому подключены потребители курса и указатель штурмана УШ, другой работает в режиме «ГПК». При работе курсовой системы КС в режиме «АК» запасной гироагрегат работает в режиме «МК». В курсовой системе типа КС (с двумя гироагрегатами) переключение потребителей с одного гироагрегата на другой происходит одновременно с переключением канала коррекции, в курсовой системе ТКС эти переключения выполняются отдельно. Для этого на пульте управления ПУ-11 имеются два переключателя «Коррекция» и «Потребители».

Точные курсовые системы ТКС И ГМК

Точные курсовые системы ТКС и ГМК

Точная курсовая система ТКС является централизованным устройством, объединяющим гироскопические, магнитные и астрономические средства определения курса. Она применяется на самолетах пассажирской и транспортной авиации в трех комплектациях: ТКС-П, ТКС-Пс и ТКС-П2.

Точная курсовая система предназначена:

а) во всех комплектациях:

для определения и индикации ортодромического, истинного или магнитного курса самолета;

для выдачи сигналов курса потребителям;

б) в комплектациях ТКС-П и ТКС-Пс:

для индикации пеленга радиостанции при совместной работе с АРК;

для индикации заданного путевого угла (ЗПУ) при совместной работе с навигационным вычислителем (НВ);

для индикации угла сноса и текущего путевого угла (ПУ) при совместной работе с доплеровским измерителем угла сноса и скорости (ДИСС).

Таким образом, выходные сигналы выдаются на указатели, в систему автоматического управления (САУ) и полуавтоматического (СПУ), в навигационную систему и др.

Курсовая система ТКС может работать в одном из следующих режимов:

в режиме гирополукомпаса повышенной точности (ГПК);

в режиме магнитной коррекции (МК);

в режиме астрокоррекции (АК).

Основным режимом работы ТКС является режим ГПК, обеспечивающий определение ортодромического курса в любых условиях полета самолета.

Комплектация ТКС-П применяется для самолетов, использующих освещение приборов встроенным красным светом, комплектация ТКС-ПС – для самолетов, оборудованных под ультрафиолетовое освещение (УФО). В остальном они идентичны.

В комплектации ТКС-П2 курсовая система не имеет собственных указателей курса. Для этой цели используются курсовые приборы автоматической бортовой системы управления (АБСУ).

Комплектация курсовых систем типа ТКС приведены в таблице 1.

Комплектация курсовых систем типа ТКС.

Количество в комплектациях

контрольный указатель штурмана

блок гиромагнитного курса

блок дистанционной коррекции

Примечание. Блоки ЗК-4, УШ-3, БП-5 в зависимости от состава оборудования самолета могут не поставляться.

Для обеспечения нормальной работы система ТКС должна получить информацию от других приборов:

о крене самолета – от гировертикали (ЦГВ-10, АГД-1);

об угле сноса (УС) – от ДИСС (только ТКС-П);

о курсовом угле радиостанции (КУР) – от АРК (только ТКС-П);

о выключении коррекции – от ВК-53РШ или ВК-90;

об истинном или ортодромическом курсе – от дистанционных астрокомпасов типа ДАК-ДБ-5В или звездно-солнечных ориентаторов (ЗСО);

о заданном путевом угле (ЗПУ) и синуса широты места (при автоматической широтной коррекции) – от навигационного вычислителя (НВ).

В случае отсутствия датчиков ЗПУ и синуса широты указанные величины вводятся вручную.

Функциональная схема курсовой системы ТКС-П представлена на рис. 5.29.

Условия эксплуатации. Курсовая система может эксплуатироваться на высотах до 30 км в диапазоне температур окружающего воздуха от –60 до +50C. Агрегаты системы виброустойчивы и вибропрочны в диапазоне частот вибраций и ускорений, возникающих на современных самолетах, выдерживают ударные перегрузки до 4g с частотой 40-100 ударов в 1 мин.

Читайте также  Планирование по кубановедению Класс 8 класс

Ниже приведены основные технические данные курсовой системы ТКС-П2.

Допустимый уход гироскопов в режиме ГПК в нормальных условиях полета в широтах, отличающихся от широты последней балансировки гироузлов:

дополнительный уход гироскопов в режиме ГПК при действиях линейных или виражных ускорений и при изменении

погрешность в определении гиромагнитного курса (без учета

погрешностей дистанционных передач) по курсовым сельсинам ГА-3, КУШ-1 и БГМК-2..…………..……………………………..

погрешность в индикации гиромагнитного курса:

стрелками “К” указателей УШ-3 и КУШ-1 . …………………..

стрелкой “1” указателя КУШ-1 …………………………………..

собственная погрешность сельсинных следящих систем:

3.4 Особенности построения курсовых систем

Курсовые системы представляют собой централизованную систему, включающую комбинацию различных датчиков курса. Комплексная обработка сигналов с этих датчиков позволяет получить следующую курсовую информацию:

магнитный курс, получаемый на основе сигналов индукционного датчика и гироскопа направления;

истинный курс получается путем сложения магнитного курса и введенного вручную магнитного склонения ΔМ;

приведенный (ортодромический) курс формируется путем использования гироскопа направления с азимутальной коррекцией.

Как правило, курсовые системы имеют: два гиродатчика направления, индукционный датчик, пульт управления, индикаторы курса. Кроме того в комплекте могут быть дополнительные датчики и задатчики курсовой информации для начальной выставки, коррекции, обработки и отображения информации.

Рассмотрим принцип построения и функциональные возможности некоторых курсовых систем.

3.4.1 Курсовая система гмк-1

На рисунке 3.11 показана функциональная схема курсовой системы ГМК-1 ГЭ в комплектации для самолета Л-410 УВП, АН-26 и др.

В курсовой системе ГМК-1 ГЭ два гироагрегата: основной и запасной. Один гироагрегат работает в режиме магнитной коррекции МК, другой – в режиме гирополукомпаса ГПК. Два указателя ИКУ-1 всегда подключены к гироагрегату, работающему в режиме магнитной коррекции, и выдают гиромагнитный курс. Два других указателя УГР-4 УК в зависимости от положения переключателя режимов на пульте управления «МК-ГПК-АК» показывают соответственно гиромагнитный, ортодромический или истинный курс. Истинный курс формируется путем коррекции гироагрегата дистанционным астрокомпасом или вводом магнитного склонения в коррекционном механизме. Коррекционный механизм КМ всегда отображает магнитный курс из индукционного датчика.

Рис. 3.11 – Функциональная схема курсовой системы ГМК-1 ГЭ

На пульте управления (рис. 3.12) расположены следующие органы управления:

переключатель режимов «МК-ГПК-АК»;

переключатель потребителей « ОСН-ЗАП » предназначен для выбора гироагрегата (основного или запасного) для подключения к основным потребителям;

шкала и ручка «ШИРОТА» для ввода азимутальной коррекции гироскопа, работающего в режиме ГПК;

переключатель «СЕВ-ЮЖН» предназначен для изменения направления прецессии гироскопа при азимутальной коррекции в зависимости от нахождения самолета в северном или южном полушарии Земли;

переключатель «ЗК» для включения скорости быстрого согласования в режиме МК и для установки курса при начальной выставке и при коррекции во время полета;

переключатель «0 – КОНТР – 300» предназначен для проверки работоспособности курсовой системы в режиме МК;

лампы «ЗАВАЛ ГА» для сигнализации отклонения главной оси гироскопов от горизонтального положения.

Рисунок 3.12 – Пульт управления курсовой системы ГМК-1 ГЭ

3.4.2 Точная курсовая система ткс-п

Точная курсовая система имеет в своем составе магнитный, гироскопический, астрономический и радиотехнический измерители курса. Кроме традиционных устройств: индукционного датчика, курсовых гироскопов и астрокомпаса для работы системы используются сигналы автоматического радиокомпаса, центральной гировертикали, допплеровского измерителя путевой скорости и угла сноса ДИСС, навигационного комплекса. В результате этого кроме основной курсовой информации на индикаторах курса отображается дополнительная информация: заданный и текущий путевые углы, астрономический курс, курсовые углы и пеленги радиостанций (см. рис. 3.15). Усовершенствование структуры курсовой системы (рис. 3.14), улучшение точностных характеристик ее элементов, избыточность курсовой информации, позволяющей своевременно выявить ошибки и сделать соответствующую коррекцию, обеспечили в целом высокую точность и надежность курсовой системы.

Оба гироагрегата в штатных условиях работают автономно в режиме ГПК (рис. 3.14). Показания каждого из них могут быть откорректированы независимо друг от друга, используя режимы МК или АК. Один гироагрегат называется основным, он выдает курс на указатель штурмана УШ-1, другие указатели, в навигационный комплекс и систему автоматического управления полетом. Второй гироагрегат, контрольный, выдает курс только на контрольный указатель штурмана КУШ-1 для сравнения с показаниями основного указателя.

Рисунок 3.13 – Внешний вид пульта курсовой системы

Рисунок 3.14 – Принципиальная схема курсовой системы ТКСП

а) задатчик курса ЗК — 4; б) указатель КУШ — 1;в) указатель УШ – 3

Рисунок 3.15 – Лицевые части индикаторов:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: