Толерантность в современном обществе - ABCD42.RU

Толерантность в современном обществе

Проблемы толерантности в современном обществе

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность понятия «толерантность»

Толерантность – это терпимость к чужому образу жизни и поведению, чуждым обычаям и традициям, иному мировоззрению.

Человечество сегодня живет в условиях интенсивных трансформаций социального мира. Это делает актуальным вопросы об ответственности, субсидиарности и, конечно же, толерантности. Принципы толерантности произошли от философии, а ее проблематика и особенности продиктованы социально-культурными и политическими реалиями мира.

Понимание толерантности осложнено тем, что в разных культурах предполагается разное толкование этого явления. Многое зависит от исторического опыта, а также не стоит игнорировать культурную составляющую общества и текущую ситуацию, которая определяет характеристики толерантности. Но в чем исследователи соглашаются друг с другом, так это в том, что толерантность сегодня – это самый настоящий феномен, который нуждается в изучении и постоянно актуализации.

Французы понимают под толерантностью проявление уважительного отношение к другому человеку, к его образу жизни, традициям и обычаям, интересам. Согласно арабской традиции, толерантность – это прощение, снисходительное отношение, мягкость и принятие, даже своего рода покровительство. Толерантность – понятие антропологическое, и выстраивается оно в качестве понимания индивида как личности. У него есть свои языковые и культурные особенности, и все они могут проявляться в коммуникации с другими людьми. При этом делают акцент на уникальности индивида, на многомерности его личности. Таким образом выстраивается полноценный и многомерный диалог, взаимодействие между людьми оценивается как планомерное и наполненное событиями. Без взаимопонимания и принятия особенностей друг друга становится невозможным полноценный диалог. Чаще всего культурные различия отталкивают людей, социальные группы, и поэтому без толерантного и гуманного отношения невозможно выстраивать крепкие взаимодействия, которые в дальнейшем помогут справиться с кризисными ситуациями и даже преодолеть конфликты.

Готовые работы на аналогичную тему

Толерантность в современном мире предполагает сосуществование огромного количества людей, которые привержены разным традициям и культурам. Они также могут отличаться по:

  1. Расам;
  2. Национальностям;
  3. Обычаям;
  4. Вероисповеданию.

Толерантность направлена на то, чтобы выстраивать между людьми отношения равенства. Это и равенство этносов, и равенство культурное. Однако сохраняется разделение на господствующие и подчиненные культуры и нации. Какие-то из них более развитые, а какие-то – менее. Что касается человека, то он самостоятельно определяет границы своей толерантности и толерантного отношения к тем или иным расам и нациям. И здесь находит свое отражение принцип свободы, в частности – свободы выбора. Свобода человека, индивида состоит в том, что он может выбрать социальную или этнонациональную группу, к которой будет причислять себя, а также группы, к которым будет выстраиваться то или иное толерантное поведение. Однако право человека никто не может ущемлять, поскольку оно закреплено Конституцией. И выбор при этом не должен противоречить действующему законодательству, иначе он будет признан незаконным, опасным для других социальных групп.

Толерантность в глобальном обществе

Проблема толерантности в разное время поднималась разными авторами. Для того, чтобы объяснить это понятие и его сущность, конфликтологами и психологами, социологами и политологами использовалось описание принципов межличностного взаимодействия. Именно за счет него происходит ассимиляция культур, обмен опытом и знаниями, данными о тех или иных ценностях и традициях. И именно во взаимодействии рождаются основы толерантного, терпимого отношения друг к другу как к представителям разных культур, этносов и наций. Упоминается и теория символизма, поскольку за счет символики люди могут высказывать свое настоящее отношение к сложившейся ситуации, а также свою социальную установку. В дальнейшем человек интерпретирует символы по отношению друг к другу, он может не только самовыражаться, но и считывать отношение других людей к самому себе.

Толерантное отношение существует тогда, когда человек ставит себя на место другого, предпринимает попытки смотреть на ситуацию не только со своей точки зрения, но и с позиции другого индивида. При этом толерантность сама по себе не одномерная, она может выражаться в различных социальных и психологических установка. Исследователи выделяют несколько разновидностей толерантности, существующих в современном глобальном мире. Это:

  1. Гендерная толерантность;
  2. Расовая и национальная толерантность;
  3. Религиозная толерантность;
  4. Политическая толерантность;
  5. Сексуальная толерантность;
  6. Образовательная толерантность.

В культурах толерантность может ассоциироваться с понятием «терпимость». Однако в более широком смысле толерантность – это не просто терпимость к чему-то абстрактному: толерантность – это терпимость к чужим традициям и обычаям, ценностям и образу жизни. Даже если человек понимает, что эти традиции не вписываются в его систему координат, что эти ценности и традиции не могут стать для него единственно верными, подходящими под его образ жизни, он так или иначе воспринимает их как одно из проявлений нормы, не отрицает их и ни в коем случае не дает повода усомниться в своем нейтральном или положительном отношении.

Толерантность – это терпение, но в силу того, что современная жизнь очень активно меняется и преобразовывается, меняются и оттенки самого понятия. Толерантность теперь трактуют с разных точек зрения, и поэтому в определении понятия «толерантность» авторам следует проявлять собственную толерантность, терпимость и адекватность. Уважение должно быть основано на реальном восприятии мира и на понимании того, что мир очень разнообразен, в нем есть множество интересов. Умение слушать и слышать, адекватно высказывать свою точку зрения и воспринимать точки зрения окружающих, учитывать многонациональность и мультикультурность даже малой группы, в которой живет человек – все это поможет миру жить в согласии и не допускать опасных конфликтов и даже военных действий.

Понятие толерантности в современном мире

Понятие толерантности в современном мире. Толерантность – это необходимое в современном мире условие общения. От терпимости каждого из нас зависит культурное и моральное развитие общества. Каждый человек – это личность, индивидуальность, неповторимость, к каждому человеку нужно найти свой подход и быть толерантным в каждой ситуации, которая бы не случилась в нашей жизни. Виды социологической толерантности.

Слово «толерантность» является достаточно актуальным в условиях современной жизни. Тем не менее, определение этого понятия каждый из нас понимает по-своему и осознает по-разному. Так что же оно означает простыми словами.

Понятие толерантности

Толерантность (от латинского tolerantia – терпение) означает отношение с пониманием к чувствам, чужому мнению, поведению, установкам, мировоззрению другого человека. Синонимами являются терпимость, принятие, терпеливость. Толерантный человек – это личность, которой присущи духовные, моральные ценности и качества. Противоположным примером толерантности является: отстаивание ребенком своих собственных интересов, постоянное настаивание на своем, применение силы для разрешения различных детских конфликтов.

История развития

Основоположником принципа толерантности считается известный древний философ Вольтер, который сказал: «Мне ненавистны ваши убеждения, но я готов отдать жизнь за ваше право высказывать их». Это высказывание отражает внутреннее содержание понятия толерантности. Позже этот термин использовался в медицине (применительно к иммунной системе), психологии (способность человека направлять в безопасное русло чувство неприятия, протеста по отношению к какому-либо другому человеку или явлению).

В условиях растущей глобализации с помощью усилий международных организаций, больше всего ЮНЕСКО, в ХХІ веке толерантность получила статус общечеловеческого морального императива, того стержня, на котором должны строиться человеческие взаимоотношения как в рамках одного государства, так и на международном уровне.

Виды социологической толерантности

Социологи ДЖ. Мид и Г.Блумер изучали проблему толерантности на уровне микросоциологии, на основе чего они выделили следующие виды социологической толерантности:

  • гендерная – уважительное отношение к противоположному полу;
  • расовая – терпимость по отношению к представителю другой расы;
  • национальная – уважительное отношение к людям других национальностей;
  • по отношению к инвалидам;
  • религиозная – уважение и принятие представителей другого вероисповедание;
  • сексуально-ориентационная – уважительное отношение к людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией;
  • политическая – терпимость к представителям разных политических партий и движений;
  • образовательная – равное отношение к людям без образования и с высшим образованием;
  • межклассовая – уважение всех людей независимо от их материального благосостояния.

Отличие безразличия от толерантности

Первое означает отсутствие интереса к жизни другого человека, второе – терпимость по отношению к жизни другого (к его взглядам, мнению, поступкам, поведению и т.д.), осознание права другого на жизнь в соответствии с собственным мировоззрением.

Важно! Толерантность проявляется в уважении и правильном понимании других взглядов, культур, методов самовыражения и проявления индивидуальности. Она против социальной несправедливости, уступок чужим взглядам и убеждениям, жестокого навязывания своего мнения окружающим.

Читайте также  Редуктор двухступенчатый соосный двухпоточный

Плюсы и минусы

Как и у любого явления, у толерантности есть две стороны: хорошая и плохая.

Плюсы толерантности:

  • ведет к гуманности и пониманию других людей;
  • помогает преодолеть страхи, связанные с общением с людьми с непохожими взглядами, благодаря умению построить эффективную коммуникацию;
  • способствует отношению с пониманием к людям, которые проявляют себя разными, порой не соответствующим общепринятым представлениям, способами;
  • посредством передачи опыта и знаний, путем взаимодействия людей с разными точками зрения ведет к личностному росту и общественному развитию.

Минусы толерантности:

  • позволяя удерживаться на расстоянии от человека с непохожими взглядами, уважать его права издалека, не сближает, а отдаляет людей друг от друга;
  • выступает способом разрушения традиционного уклада, религий, когда терпение, которое является главной библейской добродетелью, подменяется терпимостью к греху;
  • в современных реалиях вместо решения реальных социальных проблем только лицемерно декларируется уважение прав представителей других наций, культур, рас, вероисповеданий и т.д.;
  • невозможно провести точную грань, когда терпимость перерастает в рабское терпение, нанося ущерб личности человека;
  • многие под видом благих намерений манипулируют сознанием людей;
  • может восприниматься как равнодушие, безразличие, нежелание отстаивать свое мнение и бороться за него;
  • в мире современных цифровых технологий истинные ценности подменяются ложными.

Пример негативного момента

Примером, когда толерантность привела к негативным последствиям, является переселение части беженцев из арабских стран в цивилизованные Европейские города. Проблема состоит в том, что они пришли в «чужой монастырь со своим уставом». Их культурные ценности, присущие для слаборазвитых стран, противоречат ценностям цивилизованных стран и выступают своего рода атавизмом, пережитком прошлого, дикостью. В перечень таковых ценностей входят различные средневековые ритуалы (приношение жертвы, жестокие бои и т.д.) или грубое, порой с применением насилия, отношение к женщинам.

Самое главное и удивительное то, что беженцы требуют относиться толерантно к их жизненному укладу, абсолютно не принимая и порицая систему ценностей той страны, которая дала им приют. На данном примере можно видеть ситуацию, когда необоснованная терпимость иного образа жизни привела к отрицательным последствиям и возникновению новых сложностей.

Толерантность – это необходимое в современном мире условие общения. От терпимости каждого из нас зависит культурное и моральное развитие общества.

Каждый человек – это личность, индивидуальность, неповторимость, к каждому человеку нужно найти свой подход и быть толерантным в каждой ситуации, которая бы не случилась в нашей жизни. Поскольку нормы и ценности зависят от личности каждого человека, нужно все усилия направить именно на тщательную работу, связанную с их правильным формированием.

Важно! Практика свидетельствует: чем образованнее и культурнее человек, тем более толерантно он относится к людям вокруг, и к миру в целом.

«Толерантность, как проблема российского общества»

Данная работа посвящена исследованию проблемы толерантности в российском обществе, на основе анализа литературы, данных полученных в ходе опроса студентов нашей академии, а так же личного наблюдения. В работе сделана попытка исследовать содержания понятия толерантности, а так же выявить возможные причины интолерантности.

Содержание:

1.1. Анализ содержания понятия толерантности и история его применения в России.

1.2 Проблема осмысления толерантности в современном российском обществе

1.3 Возможные причины возникновения интолерантности в студенческой среде

3. Список использованной литературы.

Введение

Россия сформировалась в ходе своего развития как многонациональное и многоконфессиональное государство. На протяжении всей истории на ее бескрайних просторах мирно сосуществовали представители разных народов, рас (европеоиды и монголоиды), различных верований. Такой уклад жизни слагался веками. Фундаментом, на котором выстроилось и окрепло государство Российское, явилась идея диалога между культурами Востока и Запада, Европы и Азии. «Пограничное» географическое и культурное положение нашей страны заставило русских людей проявлять гибкость и терпимость при контактах со своими многочисленными соседями, которые существенно отличались друг от друга своими религиозными взглядами и укладом жизни.

В состав Российской империи также входили народы, относящиеся к разным культурам и исповедующие самые разнообразные верования, однако все они занимали свое место в мультикультурной и полирелигиозной структуре нашего Отечества, способствуя его общему созиданию. В России проживали и в настоящее время проживают представители всех мировых религий: православные, католики, протестанты, мусульмане, буддисты. Традиционными для России религиями стали православие, ислам, буддизм и иудаизм. Большая часть населения страны и по сей день исповедует православие. Вместе с тем, нельзя отрицать, что проблемы расовой и религиозной нетерпимости встали и перед современной российской культурой.

Процессы глобализации, в которые в конце 90-х годов активно включилась Россия, породили новые неизвестные ранее проблемы, от воздействия на сознание и поведение людей новых информационных технологий до проблемы наплыва трудовых мигрантов из ближнего зарубежья, постепенно заполняющих крупные города России. В быстро изменившейся обстановке прежние, наработанные века механизмы сосуществования различных народов оказались подорваны, идейная и идеологическая база обеспечивающая культурных компромисс ушла в прошлое вместе с советскими идеями интернационализма и перед нашим обществом встала проблема выработке новых механизмов культурного диалога.

Наша работа, конечно, не претендует на исчерпание этой сложной и объемной темы, мы лишь хотим разобраться в истоках этой проблемы, и, может быть, предложить практические варианты ее решения на частном уровне.

В нашей Академии тоже учатся студенты из других стран, это китайцы, марокканцы, нигерийцы, жители Конго, индийцы, сирийцы, вьетнамцы, узбеки, таджики, евреи и многие другие. Мы ежедневно встречаемся с ними в учебных аудиториях, живем бок о бок в одном студенческом общежитии. И стоит признаться, не всегда отношения между нами складываются гладко, поэтому нас заинтересовала предложенная тема и мы решили принять участие в конкурсе.

Цели и задачи нашей работы:

Раскрыть содержание понятия толерантности, путем этимологического и логико-исторического анализа;

На основе анализа литературы, социологических опросов, личного наблюдения составить общее представления об уровне толерантности существующем в современном российском обществе;

Выявить возможные причины нетерпимости по отношению к представителям других рас, культур и вероисповеданий;

Предложить возможные подходы к решению этой проблемы в среде студенческой молодежи.

Для решения этих задач, мы использовали методы этимологического и исторического анализа понятий, аналитический обзор литературы. Кроме этого мы стремились обобщить результаты наших личных наблюдений и мнения наших товарищей по вопросам взаимоотношения представителей разных народов и вер в молодежной среде. В ходе исследования мы проводили беседы, опросы (в том числе и с использованием готовых методик по исследованию толерантности). Результаты, к которым мы пришли мы представили в нашей работе.

К вопросу о толерантности в современном мире

Автор ставит проблему толерантности в условиях нарастающей глобальной взаимозависимости, обращая внимание на перекосы как в интерпретации самого термина, так и в определении линии поведения, ориентированного на толерантность. По мнению автора, особую актуальность данная проблема приобретает в России, где серьезной трансформации подвергаются годами и веками устоявшиеся ценности.

Ключевые слова: толерантность, политкорректность, образование, воспитание, идентичность, кризис, культура.

The author raises a problem of tolerance under growing global interconnectedness. He pays attention to the defects of the interpretation of the very term as well as in the line of tolerance-oriented behaviour. In the author’s opinion, this problem is of special urgency in Russia where conventional for years and centuries values are seriously transformed.

Keywords: tolerance, political correctness, education, upbringing, identity, crisis, culture.

Вот уже третий год обсуждается экономический кризис, охвативший мир. Но кризис экономический – лишь одна сторона общего кризиса. Кризисные явления происходят в культуре, общественной психологии. Люди теряют себя, свое «Я». И здесь одинаково опасно как стремление выпятить свою идентичность (национальную, расовую, религиозную и т. д.), так и стремление обходить ее, затушевывать, нивелировать. Все чаще звучит мысль: «Чтобы выжить, человечеству надо отказаться от самого себя», то есть от всего, что позволяет выделить человека среди других, что делает его личностью. Отсюда и боязнь всего, что может показаться «человеческим, слишком человеческим», боязнь человеческих отношений. Задача нивелирования ставится директивными решениями уже и перед технологизированным, сведенным к тестам образованием.

Приняв глобальный характер, установка на нивелирование любых различий принимает абсурдные формы. Так, на уровне Европарламента обсуждается предложение отказаться от привычных «мистер/миссис», «мсье/мадам», «герр/фрау» – из соображений политкорректности. Это из того же ряда, что табу на произнесение цвета кожи, вплоть до того, что в США собираются «прошерстить» произведения Марка Твена, заменив в них выражение «негр», простодушно употребляемое автором, как это было принято тогда и как все еще употребляем мы, правда, уже испуганно озираясь (зато уже говорим труднопроизносимое «Башкортостан»; слава Богу, Армения и Грузия еще не требуют от России называть их так, как на родных языках, – Айастан и Сакартвело).

Читайте также  Пластическая деформация и рекристаллизация металлов и сплавов

Вернемся к Марку Твену и попробуем себе представить произведения, где фигурируют многочисленные афроамериканцы, и не подозревающие, что их именно так следует называть. Понятно: в США исторически так сложилось, что выражение «nigger» носило отчетливо расистский характер; но почему нельзя употреблять «black», говоря о цвете кожи? С равным основанием можно тогда в произнесении слова «white» усмотреть, как бы это выразиться, афроамериканский расизм. Тревожные мысли начинает уже вызывать и «афроквадрат» Малевича. Кстати, как быть с людьми темного цвета кожи, которые родились/проживают не в США и не в Африке, а в Европе или в России? Называть их афрорусскими? «Не догоняю», – сказал бы герой кинофильма «Жмурки», русский, как он подчеркивал, который выглядел чистым эфиопом. К счастью, эфиопорусскому Пушкину не довелось испытать обсуждения подобных проблем. У него бы поучиться русскому языку поколению, для которого выбрали ЕГЭ. Мало кто мог так выразить щемящую красоту русской природы, как великий русский художник Левитан, еврей по национальности. Кстати, почему в присутствии евреев не положено рассказывать еврейские анекдоты (совершенно замечательные), а вот армянские в присутствии армян – пожалуйста?

Нет ли в подобной политкорректной осмотрительности, когда нельзя называть цвет кожи, национальность, а теперь уже и пол, плохо замаскированного (по умолчанию) отношения к тем, кого не называют, как к людям низшего сорта? Ведь это не то же самое, что обсуждение хромоты или горба в присутствии людей, обладающих подобными недостатками.

В период особо жарких споров вокруг расовой сегрегации в США американский певец Джеймс Браун спел песню, которая была выпущена миллионным тиражом: «I say it loud, I’m black, and I’m proud» («Я говорю это громко, я – черный, и горд этим»). Это было в контексте, но если чуточку задуматься, то цвет кожи, национальность, пол не являются ни недостатком, ни достоинством, и гордиться ими столь же бессмысленно, что и стыдиться, – не мы же их выбираем. Когда человек с гордостью говорит о том, что принадлежит к той или иной великой культуре, неизбежно возникает вопрос если не о его собственном вкладе в нее, то хотя бы о том, насколько он впитал в себя и несет ее живительные соки. Вероятно, правильней говорить об ответственности, когда тебя воспринимают не просто как Ивана, Аршака или Гиви, а еще как представителя соответствующей национальности (культуры). Идешь по улице, никого не трогая, и никому дела нет до твоей национальности, а вот если чем-то привлек внимание… Кстати, не верьте людям, заявляющим, что они знают и принимают только свою великую культуру (русскую, французскую, украинскую…), – они и ее не знают (многократно проверено), и подобные заявления – лакмусовая бумажка, безошибочно выделяющая бескультурье.

Чрезмерная озабоченность проблемой идентичности неизбежно принимает характер демонстрации, вызова. Не так давно возникла идея построить в Кельне, славном на весь мир своим готическим собором, крупнейшую в Европе мечеть. И когда многие горожане, вполне корректные и толерантные в религиозном и в любом другом отношении (центр Европы!), но опасающиеся за облик своего города, собрались выйти на заранее объявленную демонстрацию, ее запретили под предлогом того, что полиция не гарантирует безопасность ее участников от тех, кому эта демонстрация могла не понравиться. Попробуем, однако, представить строительство крупнейшего в Азии православного храма или католического костела в Мекке – разве это не будет восприниматься как вызов с такими последствиями, что никакая полиция не поможет? И разве непонятно, что корректней не строить в Нью-Йорке на месте башен-близнецов ни мечеть, ни какое угодно другое религиозное сооружение, – вопреки рассуждениям о том, что это будет способствовать культурной толерантности? Зачем бередить души людей? В том же Нью-Йорке много других возможностей культурного взаимообогащения – прекрасные музеи, Центральный парк, где гуляют люди любого цвета кожи, проводят концерты музыканты со всего мира.

Можно ли обвинить в политнекорректности москвичей, которые не могут попасть в метро или даже к себе домой на проспекте Мира, где с невиданным размахом проводится праздник ураза-байрам с шокирующими непривычных к этому людей ритуальными жертвоприношениями и кучей мусора после этого? Разве соблюдение своих традиций не предполагает уважения к окружающим? в конце концов, это и уважение к самим себе. А если кто-то из участников праздника ведет себя вызывающе, то это порождает волну негатива ко всему мероприятию и его участникам. Не по этой ли причине в «разных заграницах» так нервно воспринимают приезжих из России, совершенно независимо от их религиозных и национальных особенностей?

А вот еще тема, где представления о политкорректности расходятся. Сколько уже копий поломано вокруг гей-парадов, с невиданным размахом, на уровне бразильских карнавалов проходящих во многих городах мира. Многих вполне толерантных и политкорректных людей раздражает шумиха, характер демонстрации и даже вызова, который они принимают. Ведь не проводят же свои парады люди с пока еще преобладающей традиционной ориентацией. Можно ведь жить так, как тебе естественно, не манифестируя это. Недавно было выдвинуто анекдотичное предложение – выделять на футбольных стадионах сектора или даже трибуны для геев, чтобы изолировать их от возможных агрессивных нападок. Не говоря уже об экономической неприемлемости (нет гарантии заполненности таких секторов), так еще больше возрастает риск нападок, которых бы не было, если бы они пришли просто как зрители, а не демонстранты. Вспоминается ситуация из кинофильма, где Брюс Уиллис оказывается вынужденным стоять в Гарлеме с табличкой на груди «I hate niggers»*. Там хотя бы и он, и те, кто его вынудил, прекрасно понимали последствия подобной манифестации.

Все это – проявления нашей «фельетонической» (какой ее предвидел еще в середине ХХ в. Герман Гессе) эпохи, и можно было бы добродушно посмеяться, если бы все не было так серьезно. Свежий пример. В момент обострения и без того непростых турецко-израильских отношений израильской футбольной команде выпало играть в Стамбуле, на стадионе, приветствующем иностранные и даже просто иногородние команды транспарантом: «Добро пожаловать в Ад!». Проблема обсуждалась на межправительственном уровне, и турки все же решились на проведение матча – из расчета 20 полицейских на каждого болельщика из Израиля.

Как не вспомнить слова: «Если душа не занята Богом, его место занимает неуемный злой дух». Неважно, как называется этот Бог, а в широком смысле это может означать и дело, которым живет человек, которым заполнена его душа, не оставляя места злобной суетности и лихорадочному самоутверждению любой ценой. Можно ли представить на демонстрациях или тем более столкновениях на почве цвета кожи, национальности, сексуальной ориентации, симпатий к футбольной команде и т. д. ученых, философов, людей искусства? Как нельзя представить у них любые формы идолопоклонства, тем более доходящие до фанатизма и нетерпимости.

Толерантность, уважение к иной культуре, цвету кожи, иному мнению достижимы не репрессиями, но и не прекраснодушными призывами «жить дружно», а долгой, кропотливой работой, «возрастанием к культуре», разумно построенным образованием и воспитанием. Такое воспитание должно начинаться даже не со школы – с детского сада, с семьи, предполагая одно весьма трудновыполнимое сегодня условие – воспитанность самого воспитателя. Особенно актуально это в такой болезненно перемалывающей годами и веками устоявшиеся ценности стране, как Россия.

Толерантность в современном обществе

8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru

Быть толерантным!

Мы живём в век глобализации экономики и всё большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур.

Одна из задач школы – научить людей жить вместе. В современной социокультурной ситуации школа является местом, где создаются благоприятные условия для межэтнического общения, где обучающимся прививается уважение к своей культуре и культурам других народов, формируются толерантные качества личности в процессе поликультурного образования.

Читайте также  Патологическая анатомия рожи свиней

Предлагаем вашему вниманию методические материалы для проведения классного часа «Быть толерантным!»

Автор: Т. В. Рябцева

Рекомендации по работе с презентацией тематического занятия (классного часа) «Быть толерантным!»
для обучающихся 8−9-х классов

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]

Цель: воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Задачи:

  • познакомить обучающихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности;
  • дать обучающимся возможность оценить степень своей толерантности;
  • способствовать развитию уважительного отношения между школьниками, воспитанию чувства коллективизма, сплочённости;
  • способствовать развитию у обучающихся самосознания.

Методический материал носит рекомендательный характер. Педагог, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество, менять этапы тематического занятия.

Учитель предлагает обучающимся послушать китайскую притчу «Ладная семья», которая поможет сформулировать тему классного часа.

Китайская притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была непростая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала эта семья целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: «Ну и что, мало ли больших семейств на свете!» Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе ни ссор, ни ругани, ни, боже упаси, драк и раздоров.

Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада. Пришёл к главе семьи: «Расскажи, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье?» Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.

− Да, − сказал старик, − это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И подумав, добавил:

Вопросы:

  • Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи?
  • Как вы думаете, о чём мы сегодня с вами будем говорить?

Опираясь на ответы обучающихся, классный руководитель, формулирует тему классного часа.

А что значит быть толерантным?

Что такое толерантность?

Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

Задание:

  • Используя различные источники, найдите определение слова «толерантность». (Приложение 1)
  • Что объединяет эти определения?
  • Почему, на ваш взгляд, в разных источниках определения различны?
  • Какое из определений вы считаете наиболее важным для себя?

На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий, как признание, принятие, понимание.

Признание – это способность видеть в другом именно другого как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.

Принятие – это положительное отношение к отличиям.

Понимание – это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

Учитель предлагает школьникам ответить на вопрос «Что такое толерантность?», начиная с фразы «Толерантность – это …».

— Толерантность – это милосердие.

— Толерантность – это уважение.

— Толерантность – это понимание.

— Толерантность – это снисхождение.

— Толерантность – это поддержка.

16 ноября 1995 года государства, члены ЮНЕСКО, приняли Декларацию принципов терпимости и Программу действий. Этот день был объявлен Международным днём толерантности.

Задание:

Ознакомьтесь с Декларацией принципов терпимости (Приложение 2) и ответьте на вопросы:

  • Что провозглашает Декларация принципов терпимости? (Все люди по своей природе различны, но равны в своих достоинствах и правах.)
  • Как вы понимаете утверждение Декларации о том, что терпение является необходимым условием мира и социально-экономического развития всех народов?
  • Что, согласно Декларации, является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости?
    (Воспитание, которое начинается с разъяснения людям их прав и свобод с целью обеспечения соблюдения этих прав, а также с поощрения стремления к защите прав других.)
  • Какие синонимы слову «толерантность» использованы в Декларации?
  • Почему толерантность так актуальна в настоящее время?

Учитывая ответы обучающихся, учитель даёт комментарии.

Современные реалии таковы, что практически каждый человек цивилизованного мира живёт в поликультурном пространстве.

Все мы разные, чем-то мы отличаемся друг отдруга, в чём-то мы похожи.

Задание:

Назовите черты сходства и различия людей.

После выполнения задания учитель предлагает обучающимся вопросы для открытого обсуждения.

Вопросы:

  • Как влияют сходства и различия людей на жизнь общества?
  • Что значит быть терпимым в отношениях с людьми?
  • Возможно ли жить без конфликтов?
  • Сказываются ли различия в возрасте на общении людей и почему?
  • Какие факторы влияют на ваши взаимоотношения с людьми?

Людей делят на толерантных и интолерантных. Деление это весьма условно. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Однако склонность вести себя так или иначе может стать устойчивой личностной чертой.

Задание:

Как вы думаете, какие черты присущи толерантной личности, а какие – интолерантной?

Работа в группах.

Обучающиеся делятся на две группы.

1-я группа описывает основные черты, присущие толерантной личности;

2-я группа – черты, присущие интолерантной личности.

По окончании работы обсуждаются её результаты.

Каждый человек выбирает свой стиль, свой путь общения. Следовательно, существует и два пути общения.

Таким образом, есть два пути развития личности: интолерантный и толерантный.

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой.

Игра «Волшебная рука»
(приём поиска толерантной позиции)

Участники обводят на листе бумаги свою руку. Предлагается написать на пальцах свои хорошие качества, а на ладошке – то, что хотелось бы изменить в себе.

Не стесняйтесь говорить о себе хорошо, хвалите себя, если вы можете найти в себе что-то хорошее, то и окружающие смогут увидеть это в вас. Чем чаще мы видим что-то хорошее в себе, тем больше хорошего мы видим в других.

Каждый человек является носителем только ему присущих, индивидуальных позитивных качеств и достоинств, которые позволяют ему выстоять в любых, даже самых критических ситуациях.

Учитель:

• Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни своё поведение, ни поведение других людей.

• Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.

• Важно не только то, о чём мы говорили и во что играли на классном часе, но и то, что мы из него вынесем в реальную жизнь, как изменим отношения с людьми, с которыми встречаемся.

Класс – это маленькая семья. Хотелось бы, чтобы в классе всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание.

Давайте посмотрим, какой мы класс!

Используются итоги игры «Волшебная рука».

При желании ребята оглашают написанные определения своих качеств.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: