Томирис царица саков - ABCD42.RU

Томирис царица саков

Царица Томирис: истина и мифы

В 1976 году 7 молодых парней, студентов исторического факультета, участвовали в раскопках сакского кургана, на окраине города Талгар. Руководила группой к.и.н. А. Максимова. Во время раскопок мы нашли останки воина, одежда которого была обшита золотыми бляшками. Это были изумительные изделия тонкой работы в виде летящей птицы, черепахи, змеи и т.д. Там же была обнаружена печать крылатого грифона с конской головой. Было определено руководителем группы, что захоронение относится к VI-IV вв. до н.э., т.е. к времени династии Ахеменидов.

Позже в отделе археологии я помогал В.И. Садомскову и А.О. Итенову реставраторам всемирно известного «Золотого воина». Это были выдающиеся открытия в археологии Казахстана, но кто знал тогда, что в эпоху независимости эти древние артефакты сыграют такую важную роль. Уже в период независимости элементы искусства саков нашли воплощение в государственных символах нового Казахстана.

Вышедший недавно на экраны фильм режиссера А. Сатаева «Томирис» возвращает нас к тем древним временам. Сюжет фильма, в целом, выстроен на информации греческого автора, «отца истории» Геродота. В своих трудах он описал подвиги царицы саков-массагетов Томирис, которая, по преданиям, после гибели Кира в проигранном сражении, приказала найти его голову и бросить ее в бурдюк, наполненный человеческой кровью. Впрочем, сам автор называет эту версию одной из многочисленных рассказов о смерти великого царя Персии.

Как сообщают авторы книги «Казахстан. Летопись трех тысячелетий» С.Г. Кляшторный, Т.И. Султанов, Кир действительно погиб в сражении на берегах Амударьи в начале августа 530 г. до н.э., но его тело не стало добычей врагов. Напротив, оно было доставлено в Пасаргады и погребено в великолепной гробнице, которая сохранилась до сих пор. Поэтому, кстати, понятно и недовольство фильмом современных деятелей культуры Ирана.

Отношения саков с персидскими правителями хорошо отражены на Бехистунской скале, сохранились и высеченные на скалах изображения саков в их остроконечных шапках.

Как «Золотой воин», найденный близ Алматы, так и ряд других похожих находок, относятся к периоду саков-скифов. Но в любом случае, древние саки жили в этих степях и возможно позже были поглощены легендарными ариями, согдийцами и тюрками.

На территории современного Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана было найдено большое количество так называемых «сакских котлов», вооружения, мечей-акинаков и вообще сакских курганов. «Сакский звериный стиль» был распространен на огромных просторах от Алтая до Дуная, включая и Крымский полуостров. Этот стиль совершенно не похож на искусство персидских народов; стиль художественных произведений саков оригинален и не повторяет культуру других народов, например, древнего Китая или Индии. Этот стиль является достоянием автохтонных народов и находит отражение в традициях, одежде, военном искусстве современных казахов.

Создатели фильма «Томирис» учли многие особенности культуры и быта саков, в частности, остроконечные шапки, собрания, на которых решались наиболее важные вопросы.

Спорным для меня является язык, на котором говорили саки. Предположительно это синкретический язык, вобравший в себя как персидский, так и тюркский языки. Но такого языка мы сейчас не знаем. Возможно, создатели фильма попытались использовать опыт фильма «Искушение Христа», где современники говорят на арамейском. Но арамейский язык сохранился в библейских книгах, и на нем говорят в деревнях Палестины и сегодня. Язык же, на котором говорят саки, явно искусственного происхождения, в связи с этим не очень понятен выбор режиссера.

Слишком однотипной выглядит одежда саков, она слишком тяжела для среднеазиатского региона. Такую одежду могли одевать зимой, но в районе Амударьи очень жаркий климат, поэтому летние одеяния у них были совершенно другого покроя.

Похоронный обряд саков довольно хорошо описан учеными. Имеется серия великолепных картин художника Горелика, да и наш учитель, выдающийся археолог Кемаль Акишев описал это в монографии «Курган Иссык». Под редакцией автора этой статьи вышли 4 тома «Иллюстрированной истории Казахстана», в которой целые главы посвящены сакам.

В целом, нет претензий к работе актеров и каскадеров.

Но в конце фильма слабо показана сама Томирис. Прекрасная работа исполнителя роли не дополнена визажистами и дизайнерами. На лице актрисы нет эмоциональных переживаний, нет тревоги за исход битвы, не видно ни сострадания, ни восхищения победой. Повторюсь еще раз — это недочеты визажистов, художников и режиссера фильма.

Серьезное замечание касается историка-хронографа. Как уже было отмечено, история царицы Томирис была описана Геродотом, представителем Греции, а история Кира и Дария была отражена в трудах персидских ученых. На мой взгляд, в роли летописца необходимо было показать самого Геродота. Это придало бы фильму особую реалистичность и достоверность. По сюжету летописец восточного вида пишет не руническим, а арабским письмом, хотя арабская вязь появилась гораздо позже. Я не помню, чтобы о Томирис писали арабские историки.

В фильме мы видим передачу одного из стереотипных шаблонов — это танец восточных красавиц. Эти кадры были как в «Кочевниках», так и в «Казахском ханстве». Но в VI-IV веках до нашей эры были другие традиции, в том числе и в танцевальном искусстве. В дальнейшем подобные повторы должны убираться.

В заключение хочется сказать, что при создании художественных фильмов, авторы имеют полное право на свободу изображения и творчества. Мои замечания являются только пожеланием простого зрителя.

Б.Г. Аяган,

директор Института истории государства КН МОН РК, доктор исторических наук, профессор

Легенда о Томирис, Узбекистан

Легенда о Томирис – царице массагетов

На бескрайних просторах евразийских степей в глубокой древности царили легендарные воины-кочевники скифского круга: саки, массагеты, сарматы и скифы. На протяжении тысячелетия, начиная с VIII в. до н.э. до IV в. н.э., они наводили страх на цивилизации Востока и Европы: Грецию, Рим, Египет и Персию. К восточным племенам принадлежали саки и массагеты, которые проживали на территории Центральной Азии.

В VI веке до н.э. была образована первая мировая империя Ахеменидов в Персии. Персидский царь Кир II, объединив страны Месопотамии, начинает завоевательную политику. Он задумал большой завоевательный поход в Египет. Однако Кир прозорливо предвидел, что война с таким большим государством, которое стало сильнее благодаря политике фараона Амасиса, будет тяжелой. Кир решил отложить поход на Египет и обезопасить восточные границы империи, где в бескрайних степях находились кочевья саков и массагетов. Степные племена обладали внушительной военной силой, были непредсказуемы в своих перемещениях и потому могли в любое время года обрушиться на завоеванные персами среднеазиатские области. В 530 г. до н.э. Кир Великий двинулся во главе своей огромной армии на Восток.

Массагетами в это время управляла царица Томирис. Она была дочерью Спаргаписа – вождя всех массагетских племён. После смерти вождя, как его единственный ребёнок, Томирис наследовала власть, но многие племенные вожди, недовольные тем, что ими руководит женщина, попытались свергнуть её правление. Томирис всю свою молодость боролась за право руководить массагетами и она доказала это своим мужеством, воинской отвагой и преданностью своему народу.

Существует легенда о том, как Томирис сама выбрала себе мужа. Спаргапис во время войны с другими сакскими племенами попросил о помощи своего союзника – вождя саков-тиграхауда Кавада. Кавад в это время так же воевал на своих границах, поэтому он отправил вместо себя своего любимого сына Рустама. Когда Рустам приехал в становище массагетов, там проходили состязания между батырами. Призом в этом состязании была рука дочери вождя Томирис. Тот, кто поймает Томирис в состязании на конях, тот и станет её мужем. Томирис была одной из лучших наездниц в своём племени, поэтому лишь лучший из воинов мог её догнать. Состязание выиграл Рустам.

Когда Томирис узнала о нападении Кира II, она приказала массагетам покинуть становище и уйти в степь. Кир, в свою очередь, решил хитростью захватить власть над массагетами. Он направляет посланца с письмом к царице Томирис. В нём Кир восхваляет её красоту и ум, и предлагает стать его женой. Тем самым спасти свой народ от кровопролитной войны. Но мудрая Томирис поняла, что персидскому владыке нужна не она, а ее царство, и отказала. Казалось, что военный поход начинался для персов успешно. Массагетская конница, прикрывавшая все дальше уходящие в степь кочевья, старалась не ввязываться в серьезные боевые столкновения и отступала перед продвигавшейся армией персов. Эта была тактика заманивания врага в степь. Массагеты всегда после стычек успешно уходили от погони на своих быстрых конях. Таким образом, персы дошли до Яксарта.

Читайте также  Социальный статус судьи по легкой атлетике

Здесь Кир решил применить хитрость. Он приказывает разбить лагерь отравить в нём всех раненых и больных солдат, а сам с основными силами притаился в засаде. Массагеты во главе с сыном Томирис Спаргаписом ночью напали на лагерь, но не получив отпора, решили, что персы бежали. Празднуя победу, они выпили вина, оставленные персами, которые были отравлены. Ночью, когда большая часть массагетского отряда заснула, персы напали и перебили почти весь отряд. Сын Томирис попал в плен. Узнав об этом, царица Томирис отправила к Киру посланца и потребовала освободить ее сына, поскольку тот был взят в плен «не силой оружия в честном бою». Массагетская царица грозно предупредила персидского владыку: «Если же ты этого не сделаешь, то клянусь тебе богом солнца, владыкой массагетов, я действительно напою тебя кровью, как бы ты не был ненасытен». Кир отказал Томирис, а Спаргапис покончил жизнь самоубийством, не желая, что бы Кир с его помощью манипулировал Томирис.

Томирис, узнав о смерти сына, принимает решение напасть на персов. В степи состоялось сражение, в котором массагеты обрушили всю свою мощь и ярость на персидские войска. В бою погибает Кир II. Томирис приказала наполнить винный мех кровью и, отрезав голову Киру, бросила её в мех со словами: “Ты хотел крови, так напейся же ты её вдоволь”.

Победа Томирис над Киром стала легендарной. На долгое время саки и массагеты обезопасили свои границы от персов. Царица Томирис стала символом свободы и силы сако-массагетского воинства.

Мифы и правда | Что мы знаем о Томирис?

Многообещающий казахстанский проект «Томирис» перешел в съемочный период. Как сообщается в СМИ, на главную роль претендовали 1500 человек. Но что мы, собственно, знаем о легендарной царице саков-массагетов? Читайте в нашей подборке разбор нескольких распространённых нарративов.

Томирис и Кир

Утверждение: Царица саков-массагетов, в отместку за гибель сына, погрузила голову, побежденного ею персидского царя Кира в мешок, наполненный кровью, при этом сказав: «Хотя я вижу и победила тебя в сражении, но ты причинил мне тяжкое горе, коварством отнявши у меня сына, и я насыщу тебя кровью, как угрожала» (Геродот. История. Книга I «Клио») или так: «…Ты жаждал крови, царь персов, так пей ее теперь досыта!» (Булат Джандарбеков “Томирис”)

Вердикт: Без вердикта

Наряду с версией Геродота, существуют и другие. Например, по мнению Ктезия – античного историка и придворного врача Артаксекса Мнемона, Кир II (Куруш) был ранен в войне с дербиками и умер от раны на третий день. “Дербики (в союзе с индийцами) поместили слонов в засаду и обратили конницу Кира в бегство. Сам Кир упал с коня, и индиец… поразил упавшего Кира дротиком ниже тазобедренного сустава , и это стало причиной его смерти». Вавилонянин, историк Берос утверждал, что Кир погиб в битве с дахами (тоже, в общем, скифы). Имеются и версии о смерти по естественным причинам. При этом общеизвестно, что царь был погребен в Пасаргадах – с толице его империи, основанной им самим. Гробница сохранилась до наших дней.

Также известно, что останки Кира видел Александр Македонский: Когда Алек­сандр узнал, что моги­ла Кира раз­граб­ле­на, он велел каз­нить Пола­ма­ха совер­шив­ше­го это пре­ступ­ле­ние, хотя это был один из знат­ней­ших граж­дан Пел­лы. ( Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Александр.)

Таким образом имеются некоторые основания полагать, что Кир погиб не в битве с массагетами и, возможно, в жизни царицы саков не было эпизода с его головой.

В Средние века Томирис была весьма популярна на Западе

Вердикт: Правда

Сюжет Геродота показался весьма впечатляющим (а может и привычным) и для средневековых художников…

… и для – живописцев более позднего периода. Питера Пауль Рубенс писал Томирис дважды – в 1620 и 1622 гг.

История про Томирис и голову Кира стала символом правосудия, поэтому картины чаще писали по заказу – ими украшали залы судов. Более того, в Средневековье Томирис стала чуть ли не прообразом Девы Марии, торжествующей над Сатаной. Источник: http://e-history.kz/ru/publications/view/2908

Томирис — это «золотой человек», найденный в Иссыкском кургане

Вердикт: Ложь

В иссыкском кургане все-таки были обнаружены останки юноши. Вот, что об этом пишет сам Кемаль Акишев в книге “Курган Иссык. Искусство саков Казахстана”:

В этой же книге можно найти информацию о том, что рост молодого воина составлял примерно 165 см. Исследуя украшения, оружие и прочие артефакты, найденные в гробнице (посредством сравнительного анализа) археолог пришел к выводу, что “курган Иссык относится к V веку до нашей эры”. Но если говорить о более широких хронологических рамках, то время захоронения можно отнести к VII-IV веку до н.э..

В иссыкском кургане найден сын Томирис — Спаргапис

Вердикт: Ложь

Первое издание культовой книги Булата Джандарбекова “Томирис” состоялось в 1991 году. Сцена погребения Спаргаписа впечатляет:

Обмытый, одетый в роскошный наряд, Спаргапис более походил на спящего, чем на покойника. Мгновенная смерть не успела исказить его черты. На нем бы панцирь из тысячи нашитых золотых бляшек, ноги обуты в золотые сапожки, на голове был шлем изумительной работы с золотыми стрелами. Шею обвивали две гривны — одна с изображением разъяренного тигра, другая — грозного грифона с распростертыми крыльями, фамильные знаки царского рода массагетов и тиграхаудов. В уши были вдеты спиральные серьги из тонкой золотой проволоки, на руках красовались широкие и массивные серебряные браслеты. Справа к поясу – прикреплен акинак в драгоценных ножнах, слева от покойника лежали лук и колчан со стрелами. В ногах покоился бронзовый щит .

Судя по всему, благодаря таланту писателя, легендарный Иссыкский воин стал ассоциироваться с не менее легендарным Спаргаписом, который погиб, если верить Геродоту, где-то близ реки Аракс в 530 г. до н.э. (по одной из версий, Аракс – ныне уже не существующий приток Аму-Дарьи), и хотя по времени (конечно, с учетом широких хронологических рамок, применяемых к иссыкскому захоронению – от VII до IV века до н.э.) все сходится, логично было бы предположить, что в условиях войны его предали земле, недалеко от поля битвы.

Для Томирис иранский язык – родной

Вердикт: Без вердикта

Хотя по общепринятой версии, саки относились к ираноязычным кочевым народам (к этой же северо-иранской группе относят: авестийский, древне-персидский, мидийский, согдийский, хорезмийский, бактрийский, парфянский и др. языки), существует и версия, например, Мурада Аджи, о том, что родным для саков был прототюрксий язык. Почитать можно здесь . Кемаль Акишев упоминает мнение тюркологов, считающих, что надпись на чаше из иссыкского кургана представляет собой древнетюркское руническое письмо, хотя и не исключает, что предмет может быть – трофеем.

Томирис – личность полуисторическая-полулегендарная

Вердикт: Правда

Консультант фильма о Томирис, известный историк Алмас Ордабаев утверждает :

К сожалению, сведений о Томирис, кроме того, что написал Геродот о ее победе над Киром, больше нет.

Однако Томирис в контексте войны с Киром II упоминает и готский историк Иордан (6 век н.э.), вот здесь в главе X, называя ее, по сути, королевой Готии (в англ. версии Tomyris, Queen of the Getae). Хотя возможно, Иордан, как и другие авторы (например, Страбон) опирались на сведения Геродота, который, при таком раскладе, внес неоценимую лепту в историю Казахстана и самосознание казахстанцев.

Томирис царица саков

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

Томирис- царица скифов-массагетов.

Нередко жизнь знаменитых людей древности, вызывавшая у современников чувство страха, ужаса или удивления, бывает изукрашена кажущимися потомкам баснословными рассказами – мифами, легендами или сагами. Такова и история царицы небольшого народа среднеазиатских скифов-массагетов — Томирис, сумевшей достойно наказать одного из величайших и кровожадных завоевателей древности, создателя громаднейшей Персидской державы- Кира ( Куруша 1).
Вся жизнь персидского царя Кира старшего, из династии Ахеменидов, от самого рождения до трагической смерти, предается его биографами облеченною в чарующие сказания. Повинный смерти в первый день жизни, вследствие странного сновидения, увиденного его дедом, лидийским царем Астиагом, Кир чудесным образом остается в живых, возвращается затем ко двору Астиага, которого впоследствии свергает с престола и разрушает его могущественное царство, основывая на его месте новое, еще более могущественное персидское государство. Оно простиралось от восточных берегов Средиземного моря до Инда, чрез всю западную Азию, и далеко превосходило по обширности и могуществу все прежние, до того существовавшие, государства, включая наряду с культурными народами того времени и дикие орды кочевников.
Создать такое государство, объединить в одно целое столь различные части, в состав его входившие, представлялось уму древних чем-то сверхъестественным, исполинским, недоступным простому человеку; почему события жизни этого персидского царя носят на себе характер чудесного и, начиная с Геродота, все позднейшие историографы древности, Ксенофонт, избравший в своей Киропедии Кира предметом поучительного романа, Ктесий, Николай Дамаскин и др. перемешивают действительность с басней, описывая историю царствования Кира. Неоспоримо только то, что Кир был человеком необычайным, стоявшим выше всех своих современников, честолюбивым и тщеславным, одаренным страстью завоевания, которую он соединял с громадною энергиею и большими государственными талантами. Достигнув неожиданной высоты могущества, жертвуя для достижения своих планов и целей тысячами человеческих жизней, Кир внезапно испытывает перемену до того благотворившей ему судьбы, терпит неудачу, поражение и находит сам внезапную смерть.
Геродот рассказывает следующее: покорив плодоносный Юг, Кир задумал подчинить своей власти и те свободные племена, которые кочевали в северной части средней Азии, у Каспийского и Аральского морей. Прежде всего, Кир обратил свое оружие на массагетов,– бедный, но воинственный народ, живший за Яксартом (нынешнею Сыр-Дарьей). Формальной причиной этой войны выставляется отказ, который получил Кир от царицы массагетов, Томирис, когда он домогался ее руки. Перейдя Яксарт, Кир заманил в засаду массагетское войско, нанес им тяжкое поражение, умертвив несколько тысяч человек и еще более захватив в плен. В числе пленных находился сын Томирисы, Спарганиз. Последний не захотел перенести такого позора и просил царя освободить его от оков; но как только их с него сняли, он тут же умертвил себя. Потеря сына привела царицу Томирис в отчаяние. Она воззвала к своему народу и другим племенам скифов, собрала новое громадной войско и пошла против Кира.
Произошло сражение в 529 г. до Р. Х., самое кровопролитное изо всех, какие бывали между варварами, говорит Геродот. Убитые тысячами устилали землю;– в конце концов, персы были разбиты и сам, до тех пор непобедимый Кир пал на поле битвы. Когда был найден труп царя, разгневанная Томириса велела отрубить ему голову, и бросила ее в кожаный мех, наполненный человеческою кровью, чтобы ненасытный завоеватель и истребитель народов мог вдосталь упиться ею. Этот момент и воспроизвел художник «Нивы» (№42 1887 г.) на помещенном выше рисунке. Впрочем, Ктесий, придворный врач персидского царя Артаксеркса, написавший историю персов до 399 го. до Р. Х., передает что Кир был ранен в войне с дербиками и умер от раны на третий день. Тело Кира было погребено в Пассаргадах. Александр Великий посетил гробницу, от которой еще и теперь, в развалинах Кала-и-Дара, близь города Дарабшерд, заметны кой-какие остатки.
Как бы то ни было, именно Томирис преподала скифам, и всем народам, пошедшим от скифского корня, в том числе и своим отдаленным потомкам -славянам, главный урок обращения с иноземными завоевателями- Вы хотите крови? Мы заставим вас ею захлебнуться!

Читайте также  Требования безопасности при работе на высоте

Отрывок из Истории Геродота:
Итак, с запада Каспийское море ограничено Кавказом, с востока к нему примыкает равнина на необозримом пространстве. Значительную часть этой обширной равнины занимают массагеты, против которых и задумал идти войною Кир.
Царицею массагетов в это время была вдова умершего царя; называлась она Томирис. Кир через послов пытался было свататься для виду, как бы желая иметь ее своей женой. Но Томирис поняла, что Кир сватается не к ней, а к царству массагетов, и отвергла предложение. Когда хитрость не удалась, Кир двинулся с войском к реке Араксу и открыто начал войну против массагетов; для переправы войска он положил через реку мосты, а на судах поставил башни с переправляющимися воинами.
Когда Кир занят был этой работой, Томирис послала к нему вестника с следующими словами: «Перестань, царь мидян, хлопотать над тем, чем ты занят теперь; ведь ты не можешь знать, благополучно ли кончатся твои начинания. Остановись, царствуй над своим и не мешай нам царствовать над тем, над чем мы царствуем.
Но если не желаешь последовать этим советам и ни за что не хочешь оставаться в покое; если напротив у тебя есть сильная охота помериться с массагетами, изволь, но не трудись над соединением речных берегов; на три дня пути мы отойдем от реки, тогда переходи в нашу землю. Если же предпочитаешь допустить нас в твою землю, то сделай то же самое». Выслушавши это, Кир созвал персидских вельмож, собрал их вместе и изложил перед ними дело, спрашивая, как поступить ему. Мнения всех их сошлись на том, чтобы Томирис и войско ее пропустить в их землю.
Однако присутствующий здесь лидийский царь Крез осуждал это мнение и в следующих выражениях предложил план противоположный. Если мы решим допустить неприятеля в нашу землю, то от этого произойдет для тебя следующая опасность: в случае поражения ты погубишь все твое царство, ибо ясно, что раз массагеты победят, они не убегут назад, но устремятся в твои владения. В случае победы, ты не одолеешь их настолько, чтобы, перешедши в землю массагетов, победоносно следовать всюду за обращенными в бегство врагами,- в этом случае я предполагаю то же, что и в первом, именно: если ты одержишь победу над врагом, то двинешься вперед во владения Томирис. Но и помимо сказанного, будет нестерпим позором, если Кир, сын Камбисы, побежденный женщиной, уступит ей страну. Поэтому я полагаю, что нам следует перейти реку и подвинуться вперед настолько, насколько отступит враг, и только после того попытаться одолеть его. Насколько я знаю, массагеты не вкусили благ персидской жизни, и им не знакомы большие удовольствия. Поэтому советую зарезать для этого народа множество скота и приготовить угощение в нашем лагере, поставивши там кроме того в изобилии чаши чистого вина и всякого рода яства; все это сделавши, советую оставить в лагере негоднейшую часть войска, а с остальным возвратиться к реке. Если только в своем предложении я не ошибаюсь, неприятель при виде стольких благ кинется на них, а нам останется прославить себя громкими подвигами». Советы были противоположны, Кир отверг прежний совет и предпочел мнение Креза; затем предложил Томирис отступить, так как он сам вступает в ее владения. Царица отступила согласно первоначальному обещанию. Креза Кир передал на руки сыну своему Камбисе, к которому переходила и царская власть. если бы поход на массагетов кончился несчастливо. Сделавши такое распоряжение и отославши их обоих к персам, Кир вместе с войском стал переправляться через реку. Тем временем Кир отошел от реки Аракса вперед на восемь дней пути и привел в исполнение совет Креза. После этого Кир вместе с боевою частью войска отступил назад к Араксу, тогда как на месте остались негодные к битве персы. Засим третья часть войска массагетов напала на покинутых воинов Кира, перебила их не без сопротивления и, заметивши приготовленное угощение, расположилась пировать, как бы после победы над врагом; наелись досыта, напились и легли спать. В это время персы напали на них, многих умертвили, но гораздо больше взяли в плен, между прочим и сына царицы, предводителя массагетов; назывался он Спаргаписес.
Узнавши об участи своего войска и сына, царица послала к Киру вестника со следующими словами: «. не гордись, что столь коварно, такими средствами овладел ты моим сыном, а не в сражении и не военною доблестью. Теперь послушай меня, потому что советую тебе благое: возврати мне моего сына и удаляйся из нашей страны, свободный от наказания за то, что так нагло ты поступил с третьей частью моего войска. Если же не сделаешь этого, клянусь солнцем, владыкою массагетов, я утолю твою жажду крови, хоть ты и ненасытен».
На речь эту Кир не обратил никакого внимания. Сын царицы Томирис Спаргаписес, протрезвившись и постигши всю меру своего несчастья, просил Кира освободить его от оков и, получивши свободу и возможность располагать руками, тотчас умертвил себя. Так умер Спаргаписес.
Когда Кир не послушал Томирис, она собрала все военные силы и напала на него. Мне кажется, сражение это было наиболее жестоким из всех, в каких когда-либо участвовали варвары. Происходило оно, как я слышал, так: вначале оба войска обстреливали друг друга из луков на значительном расстоянии, потом, когда стрелы были истощены, перешли в рукопашную и бились копьями и мечами. Войска долго стояли друг против друга, и ни одна сторона не обращалась в бегство; наконец массагеты победили. Большая часть персидского войска пала на месте сражения, сам Кир был убит. Процарствовал он двадцать восемь лет. Томирис наполнила мешок человеческой кровью и велела розыскам, среди павших труп Кира. Нашедши, она погрузила голову его в мешок и, издеваясь над нею, сказала: «Хотя я вижу и победила тебя в сражении, но ты причинил мне тяжкое горе, коварством отнявши у меня сына, и я насыщу тебя кровью, как угрожала».
Образ Томирис в искусстве Средневековья и Возрождения:

Андреа дель Кастаньо,1450 г., фреска из галереи Уффици, Флоренция

Питер Пауль Рубенс, холст, масло, The Museum of Fine Arts, Boston, MA, USA

«Томирис и Кир» Франческо Аллегрини,XVII век, карандаш, коричневые чернила, бумага
Achenbach Foundation for Graphic Arts

Победа царицы Томирис, гобелен, ок. 1600 г.,шерсть, шелк

Северо Кальзетта да Равенна,XVI век,бронза

Средневековые миниатюры к Истории Геродота.

Томирис

Томирис (др.-перс. Tahm-Rayiš [1] , приблизительно 570—520 гг. до н. э.) — полулегендарная царица саков-массагетов, кочевого скотоводческого иранского народа, проживавшего в Центральной Азии к востоку от Каспийского моря. Время её жизни примерно определяется как 530-е годы до нашей эры. Рассказ о войне Томирис и персидского царя Кира приводит древнегреческий историк Геродот («История» I 205—214).

Читайте также  Принципы оперативно-розыскной деятельности

Содержание

История

Имена Томирис и её сына Спаргаписа, который был главой её армии, имеют иранское происхождение. Поскольку те историки, которые впервые писали о ней, были греками, греческая форма её имени с тех пор используется наиболее часто.

Многие греческие историки писали о том, что она «победила и убила» персидского царя Кира Великого во время его вторжения и попытки завоевания её страны. Геродот, живший примерно с 484 до 425 годы до н. э., является наиболее ранним (по времени жизни) из древнегреческих писателей, повествующим о её жизни, писавшим о ней почти сто лет спустя времени её предполагаемой жизни. Её история была хорошо известна в античном мире и стала легендой. Такие писатели античности, как Страбон, Полиэн, Кассиодор и Иордан (в De Origine actibusque Getarum), также писали о ней [2] .

По свидетельству греческих историков, Кир одержал победу в своём первом нападении на массагетов. Его советники предложили устроить необычную ловушку для преследующих их войско массегетов: персы оставили после себя заброшенный лагерь, по-видимому, содержащий богатый запас вина. Массагеты не были знакомы с вином, предположительно используя в качестве одурманивающих веществ гашиш и ферментированное козье молоко [3] , поэтому вследствие употребления вина впали в сильное опьянение. Персы напали на лагерь, когда их противники были недееспособными, разбив силы массагетов и захватив сына Томирис Спаргаписа, военачальника её армии. Примерно одна треть сражавшихся массагетских сил была захвачена в плен, а затем убита. Согласно Геродоту, Спаргапис уговорил Кира снять с него оковы, что позволило ему совершить самоубийство в персидском плену [4] .

Томирис затем якобы направила послание Киру, осуждая его вероломство, и со всеми своими силами вызвала его на второе сражение. В битве, которая последовала, массагеты, по сообщению Геродота, одержали верх, и персы якобы были разбиты с высокими потерями. Кир был убит, а Томирис обезглавила и распяла его труп [5] , а его голову сунула в бурдюк, наполненный человеческой кровью. Она, как сообщается, при этом сказала: «Я предупреждала, что утолю твою жажду крови, и я сделаю это» [6] [7] .

Отражение в культуре

История Томирис была отражена в традиции западного искусства. Художники Рубенс [8] , Аллегрини [9] , Лука Феррари [10] , Маттиа Прети, Гюстав Моро и скульптор Северо Кальзетта да Равенне [11] относятся к числу многих деятелей искусства, которые изображали события в жизни Томирис и её победу над Киром и его армией.

В астрономии

В честь Томирис назван астероид (590) Томирис (англ.) русск. , открытый в 1906 году.

Примечания

  1. Этимологию имени см.: F. Altheim und R. Stiehl, Geschichte Mittelasiens im Altertum (Berlin, 1970).pp. 127-8
  2. The Origin And Deeds Of The Goths. ucalgary.ca (22 апреля 1997). Архивировано из первоисточника 21 августа 2012.Проверено 14 мая 2010.
  3. Mayor, Adrienne. Greek Fire, Poison Arrows, and Scorpion Bombs: Biological and Chemical Warfare in the Ancient World. New York, Overlook Duckworth, 2003; p. 158.
  4. Halsall, PaulHerodotus: Queen Tomyris of the Massagetai and the Defeat of the Persians under Cyrus. Internet Ancient History Sourcebook (August 1998). Архивировано из первоисточника 21 августа 2012.Проверено 14 мая 2010.
  5. Mayor, pp. 157-9.
  6. Геродот, Книга первая (205)-(214)
  7. More Women Rulers. Women in World History Curriculum (1996-2010). Архивировано из первоисточника 21 августа 2012.Проверено 14 мая 2010.
  8. Питер Пауэль Рубенс (Peter Paul Rubens). Queen Tomyris before the Head of Cyrus. Масло на холсте. The Museum of Fine Arts, Boston, MA, USA. staratel.com (Russian) (2006). Архивировано из первоисточника 21 августа 2012.Проверено 14 мая 2010.
  9. Francesco Allegrini, attrib. to Italian, 1587 — 1663, Tomyris and Cyrus, 17th century. Fine Arts Museums of San Francisco (2006). (недоступная ссылка — история) Проверено 14 мая 2010.
  10. Queen Tomyris with the head of Cyrus the Great by Ferrari, Luca (1605-54). Bridgeman Art Library. Архивировано из первоисточника 21 августа 2012.Проверено 14 мая 2010.
  11. The Frick Collection. collections.frick.org (1998–2005). (недоступная ссылка — история) Проверено 14 мая 2010.

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Томирис
  • ЦАРИЦА МАССАГЕТОВ ТОМИРИС

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Томислав
  • Томислав I

Смотреть что такое «Томирис» в других словарях:

ТОМИРИС — • Tomўris, Τόμυρις, царица массагетов, по словам Геродота (1, 205 слл.) победившая и убившая царя Кира Старшего в войне, предпринятой ею в отмщение за сделанное им на массагетов нападение, в котором Кир победил их хитростью, уничтожил … Реальный словарь классических древностей

Спаргапис — (Σπαργαπίσης.;6 век до н. э.) сын царицы Томирис, полководец массагетов, попал в плен Киру II Великому и покончил жизнь самоубийством. Спаргапис в русском переводе Истории Геродота « Геродот. 4. 211. А Кир между тем проник с… … Википедия

Массогеты — Массагеты (лат. Massagetae) древнеиранский народ. Содержание 1 Название 2 Обычаи 3 Исторические сведения 4 … Википедия

Ордабасы — ФК «Ордабасы» Полное название Ордабасы Футбо … Википедия

Ордабасы (футбольный клуб) — Ордабасы Полное название Ордабасы Футбол Клубы Основан 2000 Стадион Стадион им. Кажимукана Мунайтпасова … Википедия

История Узбекистана — История Узбекистана … Википедия

Юдифь — (יהודית) «Юдифь» с головой … Википедия

Массагеты — Массагеты[1] (др. греч. Μασσᾰγέται, лат. Massagetae) собирательное имя, используемое античными авторами для обозначения среднеазиатских кочевых и полукочевых племен в описаниях скифов[2]. Культура массагетов тесно связана с саками… … Википедия

Кубок Казахстана по футболу 1999-2000 — годов восьмой розыгрыш кубка. Финальный матч состоялся 6 июля 2000 года в Астане на стадионе имени К. Мунайтпасова. Победителем Кубка стал алматинский футбольный клуб «ФК Кайрат», обыгравший в финале петропавловский «Аксесс Голден Грейн».… … Википедия

Евниев — Евниев, Арман Кайратович Арман Кайратович Евниев Арман Қайратұлы Евниев Род деятельности: Вице министр сельского хозяйства Республики Казахстан … Википедия

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: