традиционное и современное понимание денег - ABCD42.RU

традиционное и современное понимание денег

Теории денег. Традиционное и современное понимание природы и функции денег. Законы денежного обращения

В экономической литературе сложились три основные теории денег: металлистическая, номиналистическая и количественная.

Сторонники металлистической теории (или товарно-металлистической) отождествляли денежное обращение с товарным обменом. Они утверждали, что золото и серебро по своей природе являются деньгами. В итоге деньги, по их мнению, являются простым техническим орудием обмена. Эта теория возникла в Средние века, а дальнейшее развитие получила в эпоху первоначального накопления капитала. Ее представителями явились меркантилисты У Стаффорд (1554-1612), Т. Мен (1571-1641) и др. Они связывали металлисти- ческую теорию с учением о деньгах как богатстве нации.

С отменой золотого стандарта металлистическая теория окончательно утратила свое значение и начался постепенный переход к количественной теории денег.

В соответствии с номиналистической теорией деньги рассматриваются как условные знаки. Шотландский экономист Дж. Стюарт (1712-1780) выступил с концепцией «идеальной денежной единицы», согласно которой деньги выполняют лишь функцию масштаба цен. Английский экономист Дж. Беллерс (1654-1725) утверждал, что деньги — только условные знаки. Представители номиналистической теории обосновывают возникновение денег тем, что последние являются продуктом соглашения между людьми с целью облегчения обмена. Представители этой теории смешивают функцию денег как меры стоимости с масштабом цен.

Количественная теория денег. Придерживавшиеся металлистической теории денег меркантилисты считали, что чем больше денег в стране, тем богаче нация. Представители количественной теории, в частности Д. Юм (1711-1776), доказывали, что увеличение коли-чества денег в обращении ведет лишь к росту цен товаров, но никак не к увеличению богатства. Отсюда делался вывод о том, что стоимость денег и уровень товарных цен определяются изменениями количества денег: чем больше денег в обращении, тем цены выше, и наоборот. Придерживавшийся количественной теории денег Д. Рикардо утверждал, что стоимость как металлических, так и бумажных денег определяется их количеством в обращении, а значит, его увеличение может привести к тому, что стоимость золотых денег в обращении понизится по сравнению с внутренней стоимостью заключенного в них товара. Количественная теория денег нашла широкое распространение в западной экономической литературе.

Количество бумажных денег, необходимых для обращения, теоретически определяется как сумма цен товаров, деленная на число оборотов одноименных денежных единиц.

Представители неоклассической теории (А. Маршалл, И. Фишер) установили зависи-мость уровня цен от денежной массы:

где М — масса денежных единиц; V — скорость обращения денег; Р — цена товара; Q — количество товаров, представленных на рынке. Отсюда следует

Если количество бумажных денег в обращении превысит требуемую массу, то они обесценятся, их покупательная способность уменьшится, а цены на товары повысятся, т. е. произойдет инфляция.

Закон стоимости и форма его проявления в сфере обращения — закон денежного обращения характерны для всех общественных формаций, в которых существуют товарно-денежные отношения. Анализируя пути развития форм стоимости и денежного обращения, К. Маркс открыл закон денежного обращения, сущность которого выражается в том, что количество денег, необходимых для выполнения функции средства обращения, должно быть равно сумме цен реализуемых товаров, деленной на число оборотов (скорость обращения) одноименных единиц. Закон денежного обращения выражает экономическую взаимозависимость между массой обращающихся товаров, уровнем их цен и скоростью обращения денег.

Если обращение обслуживается банкнотами, не разменными на золото, или бумажными деньгами (казначейскими билетами), то в этом случае обращение наличных денег совершается в соответствии с законом бумажно-денежного обращения; «Специфический закон обращения бумажных денег может возникнуть лишь из отношения их к золоту, лишь из того, что они являются представителями последнего. И закон этот сводится к тому, что выпуск бумажных денег должен быть ограничен тем их количеством, в каком действительно обращалось бы символически представленное ими золото (или серебро)».

Следовательно, когда количество выпущенных бумажных денег будет равно теоретическому количеству золотых денег, необходимому для обращения, никаких отрицательных явлений не возникнет — бумажные деньги или неразменные банкноты будут исправно играть роль денежных знаков, т.е. заместителей золотых денег. Указанное требование обеспечивает устойчивость денег и имеет силу во всех общественных формациях, где существует денежное обращение.

Ничем не ограниченная эмиссия денег приводит к нарушению этого закона, переполнению сферы денежного обращения I излишними денежными знаками и их обесценению.

Условия и закономерности поддержания денежного обращения определяются взаимодействием двух факторов: потребностями хозяйства в деньгах и фактическим поступлением денег в оборот. Если в обороте больше денег, чем требуется хозяйству, то это ведет к обесценению денег — понижению покупательной способности денежной единицы.

Реферат: традиционное и современное понимание денег

Деньгами в обширном смысле могут быть названы всякие знаки ценности, служащие для размена, приобретения других предметов, покупки или найма человеческого труда.

Деньги — это общественный институт, который увеличивает богатство, снижая издержки обмена и способствуя большей специализации в соответствии с имеющимися у людей сравнительными преимуществами.

Деньги являются неотменным атрибутом не только сегодняшней экономики, но и всей жизни в целом. Они являются важным элементом сегодняшних отношений, на базе которого строится деятельность всего человечества. Сложно представить мир без денег. Поэтому актуальность данной темы будет всегда неоспоримой во все времена. Однако для эффективного применения и использования денег необходимо изучить и познать их во всех аспектах.

Цель данной работы — подробно рассмотреть традиционную и современную природу денег, а также их сущность и функции.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

1) охарактеризовать сущность денег в соответствии с их историей развития;

2) рассмотреть деньги как экономическую и историческую категорию;

3) выявить функции денег как меры стоимости, средства обращения, средства накопления и сбережения, функции денег как мировых денег.

Объектом исследования в работе выступают деньги как экономическая и историческая категория. Предметом исследования — их сущность, история возникновения и развития, их функции.

1. Традиционное и современное понимание природы денег

В глубокой древности возник обмен товаров и носил случайный характер, так как еще не существовало разделение труда. Продукты создавались для удовлетворения собственных потребностей. Лишь в исключительных случаях, когда появлялся некоторый излишек продуктов, повышающий потребности людей, продукты использовались для обмена. Случайным было и то, на какие продукты, и в какой пропорции они обменивались.

Этой начальной ступени обмена была свойственна простая, или случайная, форма стоимости. Стоимость одного товара выражалась в каком-нибудь другом товаре. Например, мера зерна обменивалась на топор. В этом случае зерно играет активную роль, оно выражает свою стоимость в другом товаре — топоре и находится в относительной форме стоимости. Другой товар — топор играет пассивную роль, он служит лишь для выражения стоимости зерна и находится в эквивалентной форме стоимости.

Первое крупное общественное разделение труда (отделение скотоводства от земледелия) привело к росту производительных сил, увеличению количества создаваемых материальных благ и расширению круга обмениваемых товаров. Обмен стал более регулярным. Для этой ступени характерна полная, или развернутая, форма стоимости: 1 мера зерна = 1 топору, или = 2 корзинам соли и т. д.

Здесь товар, находящийся в относительной форме стоимости, уже не случайно, а систематически обменивается на другие товары. Он выражает свою стоимость во всех других товарах, выступающих в функции эквивалента. Труд, его создавший, выражен как труд, равнозначный всякому другому человеческому труду, независимо от того, какой натуральной формой обладает последний. Стоимость зерна остается одинаковой независимо от того, выражается ли она в топоре, копье и т.д.

Дальнейшее развитие производства и расширение хозяйственных связей между людьми на основе развивающегося общественного разделения труда выявило ограниченные возможности такой формы обмена. Это привело к тому, что из мира товаров выделился один товар, на который можно было обменять все другие товары. Он и превратился во всеобщий эквивалент. Стоимость всех товаров теперь получает единообразную форму выражения — в потребительной стоимости товара, который играет роль всеобщего эквивалента.

В роли всеобщего эквивалента выступали те товары, которые являлись наиболее распространенными продуктами обмена на той или иной хозяйственной территории. У одних народов это был скот, у других — меха, у третьих — слоновая кость, соль и т.д.

Но разнообразие эквивалентов препятствует дальнейшему расширению обмена, который уже вышел за пределы местного рынка. поэтому роль всеобщего эквивалента закрепляется за одним товаром, который и стал деньгами. Роль денег постепенно, по мере развития производства, прочно закрепилась за благородными металлами — золотом и серебром, а со второй половины XIX в. — только за золотом. С натуральной формой золота окончательно срастается эквивалентная форма стоимости. Денежная форма стоимости является законченным выражением развития формы стоимости.

Золото в качестве денег есть товар и как таковой имеет потребительную стоимость и стоимость. Деньги — результат стихийного развития товарного хозяйства и обмена и его противоречий.

Практически всю экономическую историю деньги были «товаром особого рода». Уникальная особенность денежного товара состояла в том, что он обладал общепризнанной и постоянной целью для всех участников рынка и поэтому мог выступать «товаром – посредником» в обмене всех других товаров.

Очень долго «деньгами» были благородные металлы (золото и серебро). Физические свойства благородных металлов (однородность, прочность, собственная ценность) идеально отвечали требованиям к денежному товару.

Читайте также  Страхование квартир и имущества физических лиц

Металлические деньги позволили перейти к весовому типу денег – к чеканке «монеты» (гарантированному государством количеству золота).

Сущность денег состоит в том, что деньги являются всеобщим эквивалентом по отношению к другим товарам, т. е. служат воплощением стоимости всех других товаров. Деньги обладают свойством непосредственной обмениваемости на любой другой товар. С их возникновением только обмен товаров на золото удостоверяет, что они являются продуктами абстрактного общественного труда, имеют стоимость. Посредством денег реализуются экономические связи между товаропроизводителями.

Цена любого товара зависит как от его стоимости, так и от стоимости товара, являющегося всеобщим эквивалентом, т. е. от стоимости золота. С уменьшением стоимости золота цена данного товара при прочих равных условиях возрастает. Цена товара может изменяться и в зависимости от соотношения спроса на данный товар и его предложения.

С развитием мировой торговли и кредитных отношений расчеты между странами осуществляются не в золоте непосредственно, а в валютах тех стран, которые на данном этапе играют ведущую роль в мировых экономических связях.

Товары находятся в обращении с определенной ценой, а деньги — с определенной стоимостью. Количество денег, необходимое для обращения товаров в течении данного периода времени, равно сумме цен товаров, деленной на среднее число оборотов одноименных денежных единиц. Сумма денег, необходимая для обмена продуктов труда, зависит от количества товаров, движения их цен и скорости обращения денег. Таков объективный закон обращения золотых денег.

Золотые монеты, выполняя функцию обращения, находятся в непрерывном движении и постепенно изнашиваются. Уменьшается их вес, появляется различие между номинальным и реальным содержанием монеты. Однако продолжая находиться в обращении, монета по — прежнему реализует цены товаров в соответствии со своим номиналом, поскольку свою функцию средства обращения она выполняет мимолетно. В результате этого монеты становятся знаком, символом, представителем своей первоначальной стоимости. Поэтому в качестве обращения полноценные монеты могут быть заменены знаками стоимости, знаками золота.

Но – парадокс рыночной экономики – как только золото утвердилось в роли денег, оказалось, что оно не обязательно должно непосредственно участвовать в обращении, а может быть заменено любым его «представителем». Три столетия назад такие заменители появились в виде бумажных денег. И весь этот период бумажные деньги действительно были представителями золота, свободно обмениваясь на него.

И только в семидесятых годах двадцатого века произошло грандиозное, неизбежное, но до сих пор малоизвестное событие, – деньги разорвали связь с золотом, экономика вошла в эпоху «бумажных денег», а золото вновь стало обыкновенным товаром.

Бумажные деньги представляют собой знаки золота. Они являются заместителями золота в обращении. Выпускает их государство, которое наделяет их номинальным золотым содержанием. Однако реальная покупательная способность бумажных денег зависит от их количества в обращении по сравнению с количеством золота, требуемого для обращения товаров. Если количество бумажных денег будет соответствовать количеству золотых денег, необходимых для обращения товаров, то они будут обладать той же покупательной способностью, что и золотые деньги. Если бумажных денег будет выпущено, предположим, вдвое больше, чем требуется золотых денег для обращения данного количества товаров, то они обесцениваются. В таком случае каждая бумажно-денежная единица будет представлять только половину стоимости соответствующей золотой единицы. В результате цены товаров возрастут вдвое, деньги обесцениваются. В нашей стране деньги не обеспечены.

Экономическая суть денег

Несмотря на многочисленные исследования денег, их суть как особого общественного средства, способного выполнять роль всеобщего эквивалента, до сих пор дискутируется. Не отвергая другие утверждения, мы исходим из того, что деньги — это особый товар, общественная полезность которого заключается в способности быть всеобщим эквивалентом и формой стоимости товаров, выражать затраты общественно необходимого труда, что воплощенный в товаре, опосередковувати движение и обмен товаров, объединять частную труд товаропроизводителей в систему общественного труда, обеспечивать эквивалентность обмена между товаропроизводителями.

Деньги служат не только средством взаимодействия товаропроизводителей, но и определяют эффективность функционирования хозяйственного механизма общества. Являясь средством обмена и накопления, они обеспечивают перенос стоимости во времени и пространстве. Наряду с другими споживними качествами деньги является общей потребляемой стоимостью и всеобщим средством обмена. Поэтому категория «деньги» — это супертовар, что имеет общеэкономическое нагрузки.

Ныне деньгами называют все, что является носителем покупательной способности и принимается как плата за товары и услуги. Вот почему к денег относят банкноты, монеты, банковские активы, долговые обязательства, а также товарные деньги, то есть потребительские товары, которые могут использоваться как средство обмена.

Для этого они должны иметь следующие свойства:

а) стабильность, то есть как можно дольше сохранять одинаковое покупательную силу. Где отсутствует стабильность, там деньги тратятся, чтобы не обесцениться, или же откладываются в надежде, что вырастут в своей стоимости;

б) портативность — способность легко перемещаться, быть небольшими, чтобы люди могли их носить и использовать в нужных расчетах;

в) износостойкость — изготавливаться из прочного материала. К примеру, купюры гривны выдерживают более 400 изгибам и надежно гарантируют продолжительность пребывания в каналах обращения;

г) однородность — деньги одного и того же номинала независимо от формы должны иметь одинаковую стоимость;

д) делимость — способность делиться на части и иметь кратные номиналы;

є) узнаваемость — деньги должны быть легко узнаваемыми по характерным признакам и тяжелыми для подделки. Для изготовления купюр гривни уже применяют более 30 элементов защиты. Ликвидация системы золотого стандарта и замена его бумажными знаками стоимости в последствии привело к тому, что стоимость современных форм денег уже ни прямо, ни косвенно не привязана к стоимости золота или другого металла. Процесс ограниченного использования золота в каналах денежного обращения, начавшись с ликвидации золотого стандарта во внутреннем денежном обороте, теперь охватил и сферу международного денежного обращения. Главные причины распространения бумажной формы денег, что не размениваются на золото, связанные с утверждением крупномасштабного серийного производства, в котором увеличение произведенной товарной массы значительно опережает темпы прироста добычи золота. К тому же опережающими темпами растут объемы использования уже добытого золота в технических и других целях. Несоответствие между количеством золота и товарной массой в обращении усугубляется появлением различного рода механизмов, ограничивающих рыночную конкуренцию, усиливают экономическую роль государства, расширяют вывоз капиталов и стимулируют интернационализацию хозяйственной жизни.

В этих процессов прибавилось раздвоение меновой стоимости золота как товара и золота в качестве денег. Если на стоимость золота в качестве обычного товара непосредственно влияют уровень производительности общественного труда в золотодобывающей промышленности и изменения общественных потребностей в данном товаре, то на стоимость золота в качестве денег влияют еще и изменения общественных потребностей в деньгах, динамика золотых запасов, что накопленные в предыдущие века, и другие факторы. На этом основании стоимость золота в меньшей степени зависит от изменений в добыче, чем стоимость золота как товара. Золото (как деньги) выполняет сугубо общественную роль, поэтому в качестве денег, кроме золота могут использоваться знаки стоимости, которые выполняют функции денег лишь настолько, насколько они представляют отсутствует в обращении золото.

Общественное назначение денег — быть средством обращения и носителем капитала. Деньги как средство обращения преимущественно используются для реализации имеющейся потребительной стоимости, в том числе в процессе их расходования на покупку товаров и услуг для личного потребления. Как посредник деньги ускоряют движение товаров до потребителей на эквивалентной основе.

Деньги как носители капитала превращаются в средство накопления стоимости и ее продуктивного использования в производстве с целью самороста в форме ссудного капитала. Движение денег для обеспечения роста стоимости реализуется в формуле:

Г — Т — Ч’

Самороста в процессе замкнутого движения становится возможным, если деньги используются как промышленный и торговый чек, капитал, кругооборот рост которых опирается на формулу:

где разница (Г — Т) составляет величину прироста интенсивности. Использование денег в качестве капитала существенно увеличивает роль денег в экономической жизни общества. В то же время оно не ограничивает их использование в качестве денег в функциях меры стоимости и средства обращения.

Следовательно, различия между деньгами как, собственно, деньги и деньгами как капитал достаточно условны. Они касаются преимущественно назначение денег в процессе использования экономическими субъектами.

Стремление дать исчерпывающий ответ на вопрос о деньгах как экономическую категорию пронизывает всю историю научной мысли. Еще в 1857 г. английский ученый. Джевонс высказал мнение, что «деньги для экономической теории — это то же, что квадратура круга в геометрии». Поэтому деньги, как отмечал Ф. Хайек, «которыми мы ежедневно пользуемся, является вещью совершенно непостижимой и рядом с сексом, объектом найбезумніших фантазий».

Представители школы меркантилизма В. Стаффорд (1554-1612), Т. Ман (1571-1641) и Д. Норса (1641-1691), обосновывая металістичне понимание денег, определяли деньги как богатство государства, которое отождествляли с драгоценными металлами. На этом основании сущность денег они связывали с природными свойствами золота и серебра. Представители номіналістичної теории денег Дж. Беркли (1685-1753) и Дж. Стюарт (1712-1780) сущность денег сводили до выполнения чисто технических функций средства обмена товаров и идеальной единицы обмена. Немецкий экономист Г. Кнапп в книге «Государственная теория денег» (1905г.) определял деньги как хартальний платежное средство, то есть знаки, которым государство предоставило определенную покупательную силу. Австрийский экономист Ф. Бендиксен в труде «О ценность денег» определял деньги, как свидетельство о предоставлении услуг членам общества, что дает право на получение встречных услуг.

Читайте также  Социологическое мышление и воображение

К. Маркс в работе «Капитал» деньги толковал как особый товар, общий стоимостный эквивалент и овеществленный производственные отношения. Он считал, что в процессе развития общественного разделения труда, возникла потребность в регулярном обмене результатами труда. Товары обмениваются, потому что на их производство затрачено соответствующее количество общественно-необходимого труда, что составляет их стоимость. Деньги являются товаром-эквивалентом для выражения стоимости. Они возникли эволюционным путем, является выражением золота, которое сохранило свою товарную природу.

После демонетизации золота проблема определения природы и сущности современных денег преимущественно ограничивается выполняемыми ими функциями. Этот подход сформировал английский экономист Дж. Хикс в книге «Стоимость и капитал». Л. Гаррис в труде «Денежная теория» деньги толкует как общественный феномен, потому деньгами становится любой товар, который способен выполнять функции средства обращения, платежа и обмена стоимости. Аналогичное определение дал и Е.Дж.Долан. В своей книге «Деньги, банки и денежно-кредитная политика» он отмечает: «Деньги — это средство оплаты товаров и услуг, средство обмена стоимости и средство хранения (накопления) стоимости».

Следовательно, в этих и других определениях современных денег упор делается на чисто прикладных аспектах роли денег и откидывается их товарная природа. Понимание сути денег здесь сводится лишь к понятия ликвидности и декретных денег. Использование современных денег как загальновизначеного средства обмена объясняется неоклассической школой традиционными обычаями людей иметь в качестве денег бумажные купюры. Их стоимость для людей определяется ценностью. По их мнению, люди ценят деньги, поэтому изготавливают их из бумаги. Если люди договорятся считать нечто деньгами, то оно и будет деньгами.

В настоящее время деньги «декретуються» правительством, поэтому их ценность в значительной мере определяется доверием к правительству, который держит под своим контролем объемы денежной массы в обращении государства. На этом основании современной кредитно-бумажную денежную систему называют фідуціальною (от лат. fiducia — соглашение), которая основывается на доверии.

Постоянство современных денег опирается не на золотой запас, а определяется их ограниченным количеством в обращении. Если бумажные деньги не будут обладать свойством редкости, то их ценность уменьшится.

Итак, современная экономическая теория сущность денег определяет их функциями, а стоимость тем, как хорошо деньги выполняют свои функции и насколько ограничена их количество в обращении.

Традиционное и современное понимание культуры.

Типы культурной динамики.

В понятие культура вкладывают самый различный смысл в узком смысле под культурой понимают лишь ценности духовной жизни, а иногда это понятие сужается и до явлении искусства литературы.

В широком смысле под культурой понимают определенную идеологию (общепринятые, утвердившиеся в обществе формы жизни — обычаи, нормы, институты, включая государство и экономику), призванную обслуживать обеспечивать хозяйственные задачи. Явление культуры чрезвычайно богато, многообразно и всеобъемлюще. Поэтому культурологи давно затрудняются дать ему определение.

В своем этимологическом значении понятие культуры восходит к античности. Латинское слово culture означало — возделывание обработка почвы, ее культивирование те изменение в природном объекте под воздействием человека его деятельности, а отличие от тех изменении, которые вызваны естественными причинами. Уже в первоначальном содержании термина язык выразил важную особенность — единство культуры, человека и его деятельности.

Предмет культурологии — исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентиров и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусства, права. Смысл культурологии на сегодняшний день в том, чтобы учить человека на уровне культуры, как её создателя. В зависимости от целей и предметных сфер, уровня знания и обобщения выделяют фундаментальную и прикладную культурологию. Фундаментальная — изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого феномена, занимается разработкой категориального аппарата и методами исследования; на этом уровне можно выделить философию культуры. Прикладная, опираясь на фундаментальные знания о культуре, изучает отдельные её подсистемы — экономическую, политическую, религиозную, художественную — с целью прогнозирования, проектирования и регулирования актуальных культурологических процессов.

При определении предмета культурологии необходимо помнить о неоднородном характере науки. В культурологию до сих пор вносят вклад разные дисциплины антропология, социология, психология история педагогика, языкознание, семиотика. Все эти дисциплины с разных сторон и по-разному изучают культуру и культурные явления.

Однако, наличие многих теорий культуры и неоднородный характер культурологии приводят некоторых культурологов к парадоксальному выводу о том, что не существует вообще такого объекта, как культура, во всяком случае, в том же смысле, в котором мы говорим про объекты естественных наук.

Понятие «культура» подразумевает не теорию или модель, позволяющую двигаться к «правильному» объяснению человеческих феноменов, а концептуальное поле для их адекватного отбора, упорядочения, интерпретации.

Таким образом, понятие «культура» фиксирует точку зрения исследователя на совместную жизнь людей, а не на некоторый реально существующий «объект». Но с другой стороны существует античная культура, средневековая культура, российская культура, или такой объект, как «культура вообще», то есть речь идет о содержании понятия, а не целостности изучаемого объекта.

Процесс социализации — это непрерывный процесс овладения культурой и вместе с тем индивидуализации личности, ибо ценности культуры ложатся на конкретную индивидуальность человека — его характер, психический склад темперамент – менталитет.

Противоречия процесса социализации показывают, что культура — это сложная система, вбирающая и отражающая противоречия всего мира, которые проявляются в противоречии между социализацией и индивидуализацией личности, нормативностью культуры и той свободой, которую она предоставляет человеку традиционностью культуры, и тем обновлением, которое происходит в ее организме.

Эти противоречия составляют не только сущностную характеристику культуры, но и являются источником ее развития. В культуре ведется постоянная селекция и отбор форм оказавшихся наиболее эффективными с точки зрения утилитарных функций (наиболее приемлемые по своей социальной цене и последствиям, способствующим повышению уровня взаимопонимания и консолидированности членов сообщества). Они обретают статус общепринятых норм по осуществлению соответствующих функций, включаются в систему ценностей, отражающих социальный опыт данного сообщества, приобретают характер ценностных ориентации регулирующих практическую деятельность и транслируются следующим поколениям в качестве культурных традиций.

Культуре присущи собственные законы функционирования, которые помогают объяснять изменения, происходящие в культуре, так как часто это невозможно объяснить одними социальными или иными причинами.

В настоящее же время насчитывается до 500 определений термина культура. Латинское слово культура, первоначально означавшее обработку земли, возделывание почвы, стали определять как нечто противостоящее природе, созданное самим человеком.

В ХХ веке крупнейший российский социолог П.А. Сорокин характеризовал культуру как систему ценностей, с помощью которых общество интегрируется, поддерживает функционирование и взаимосвязь своих институтов.

Культура — это система средств человеческой деятельности, благодаря которой программируется, реализуется, стимулируется активность индивида, групп, человечества в их взаимодействии с природой и между собой. Эти средства создаются людьми, постоянно совершенствуются и состоят из трех содержательных типов культур — материальной, социальной и духовной.

Материальная культура — совокупность вещественно-энергетических средств бытия человека и общества. Она включает орудия труда, активную и пассивную технику, физическую (телесную) культуру индивида и населения, благосостояние человека и общества и т.д.

Социальная культура — система правил поведения людей в различных видах общения и специализированных сферах общественной деятельности. Она включает этикет, профессиональную, правовую, религиозную, нравственную, экономическую и другие разновидности нормативной деятельности.

— Духовная культура — система знаний, состояний, эмоционально-волевой сферы психики и мышления индивидов, а также непосредственных форм их выражений — знаков. Универсальный знак — язык — естественный и искусственный, звуковой (речь) и письменный. Основные виды духовной культуры — мораль, право, мировоззрение, идеология, искусство, наука и т. д.

Типы культурной динамики

В культурологии культурная динамика описывается тремя основными типами взаимодействия: фазовой или этапной; циклической и инверсионной. Наиболее простая концепция культурного развития — традиционная теория линейного прогресса, т.е. целенаправленного поступательного движения культурных форм, который понимается в духе эволюционизма как совершенствование человеческого рода, общества, отдельного человека, а также результатов ее материальной и духовной деятельности. Этот тип культурной динамики получил название фазового, или этапного. Для его изучения используется метод исторической периодизации, ведущим критерием которого является доминантный тип общественных отношений, т.е. социальность.

Циклический тип культурной динамики исходит из представления о том, что изменения в мире подчинены закону повторяемости, обратимости. Каждая культура проходит определенный жизненный цикл от рождения до смерти, двигаясь по замкнутому кругу к исходному состоянию хаоса. Подобные взгляды были распространены в V-IV вв. до н. е. в греческой (Аристотель, Полибий) и древнекитайской (Сыма Цянь) философии. Идея цикличности противостояла идее прогрессивного поступательного развития человеческой культуры и в XIX-XX вв., Найдя свое отражение в теории культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского, в понятии «культурных организмов» концепции О. Шпенглера, круговорота «локальных цивилизаций» А. Тойнби.

Еще одним типом культурной динамики называют инверсию, которую иногда рассматривают как частный случай циклических изменений. Однако это не совсем правильно, ибо инверсия описывает изменения, которые движутся не по кругу, а совершают маятниковые движения — от одного полюса культурных значений к другому и обратно. Такой тип динамики возникает в обществах, где не сложилось устойчивое культурное ядро, «золотая середина» или прочная структура.

Читайте также  Оперативное хранение документов

Финансы и деньги – разница есть

Искать в себе рокфеллеровские задатки или развивать таковые — сегодня чрезвычайно популярное занятие. Интернет-пространство и полки книжных магазинов пестрят всевозможными рекомендациями по достижению материального достатка, а практически в каждом переулке поджидает персональный консультант, готовый за символическую плату раскрыть вам все тайны обретения финансового благополучия. Но поинтересуйтесь, например, у прохожих, что такое финансы? Наверняка, услышите ответ «деньги». Иногда еще — «капитал». Вполне логично. Эти некогда успешно запущенные в обиход определения понятны каждому и потому удобны в повседневном общении. Далеко ходить за примерами не требуется: достаточно фраз вроде «Джордж Сорос – финансовый воротила» или «Джордж Сорос сколотил капитал», и все мгновенно понимают, что речь о богатстве уроженца Будапешта, в бытность трудившегося разнорабочим. И когда сетуют, что с финансами проблемы, что финансы поют романсы – тоже подразумевают деньги. Но отчего-то считается правильным говорить именно о финансовой грамотности или безграмотности, а не о денежной, и почему-то специалисты в области финансов именуются финансистами, а не, предположим, деньжистами, если вдаваться в словотворчество. В чем же разница?

Как поэту, в шутку сочетающему в рифме несочетаемое, в разговорной речи играть понятиями можно сколько угодно, но непосредственно в мире валютных курсов, биржевых индексов и прочих экономических явлений, хотите вы этого или нет, каждый предмет или процесс мгновенно приобретает строго очерченную классическую форму, научную консервативность и официальное «паспортное» имя. Аналогично с «финансами» и «деньгами». Разумеется, можно не озадачиваться размышлениями об этом и не выяснять суть, но если не понимать, как по проводам течет электрический ток, можно получить удар — иногда порядком дезорганизующий. Конечно, провода можно не трогать, обходить стороной и время от времени для работы с ними вызывать мастера, кстати, попутно оплачивая ему услугу. А можно мирно уживаться с электричеством или даже подчинить его себе – достаточно понимать законы, по которым оно действует. Одним словом, все как в финансовом мире: не умеешь управлять – платишь специалистам; пытаешься работать сам, но без понимания – рискуешь оказаться в нокауте. Свобода выбора в чистом виде.

Чтобы понять различие и сходство денег и финансов, представим, например, яблоню. Еще лучше — много яблонь. Предмет для сравнения, казалось бы, странный, но весьма иллюстративный. Итак, в вашем саду растут яблони с чудесными, ароматными яблоками. Но у вас нет грушевых деревьев, а груш очень хочется. Зато через забор вы видите в соседском саду раскидистые ветви с заветными плодами. И вот незадача – по какой-то причине у вас нет денег, чтобы пойти к соседу, купить груш и в конце-концов прекратить мучиться. Что вы сделаете? Вероятнее всего, предложите соседу обменяться: он вам — груши, вы ему – яблоки. Если у соседа будет потребность в яблоках, или он просто сжалится над вами, то, вероятнее всего, ваша «авантюра» удастся, с чем вас и поздравляем. Ах, да. Вначале мы не упомянули, что сад вы приобрели недавно, и никаких деревьев кроме яблонь там нет. А у других соседей в это время поспевают сливы — наливаются на солнце темной густой синевой, под тяжестью сочной мякоти срываются вниз. Определенно они вам пригодились бы для хорошего джема. И вы действуете по отработанной схеме — вновь предлагаете яблоки, получая в обмен сливы.

Что мы имеем в итоге? В итоге мы получаем пример простейшего натурального обмена с элементами денежного обращения. «Где здесь деньги?», — спросите вы. В роли денег выступили яблоки. Причем если в первом случае они были исключительно единичным предметом обмена, то в первом и втором – всеобщим, что и является одной из определяющих характеристик денег. Всеобщность объясняется тем, что предложенные вами яблоки были приняты в качестве оплаты как первым, так и вторым соседом. Аналогичная система товарно-денежных отношений действовала на ранних этапах развития человечества.

Появление денег традиционно связывают с общественным разделением труда и развитием обмена, который наши первобытные предки проводили по схеме, аналогичной вашему примеру. То есть на ранних стадиях развития обмена всеобщим эквивалентом (= деньгами) становился товар (= продукт), наиболее востребованный в данной местности. Вспомните, как школьные преподаватели истории рассказывали о соли, зерне, шкурах зверей, ракушках и камнях, которые люди обменивали на необходимые им продукты. Тогда все эти, странные на наш взгляд, предметы абсолютно полноценно исполняли роль денег. Однако время шло, представители разных племен осваивали новые территории, вступали в диалог с местным населением. И здесь тоже требовалось обмениваться продуктами. Но как, когда «валюты» так разнятся? Это — то же самое, что вы приносите соседу яблоки в обмен на груши, а они ему не нужны — у него в этом году свой огромный урожай яблок. Необходимо было создавать принципиально новое, единое для всех, орудие обмена. На выручку пришел металл (золото, серебро, медь), из которого изготавливались прообразы современных монет, заменивших все существовавшие до этого «деньги». А дальше пошло-поехало: казначейские билеты (они же бумажные деньги), векселя, банкноты, чеки, электронные деньги… Прогресс человеческой цивилизации сопровождался прогрессом в мире денег. Разумеется, это максимально упрощенный и ускоренный вариант их исторического развития, не претендующий на научность. Точные факты, цифры, подробности появления, становления и работы денег всегда можно найти в любом учебнике финансов. А, собственно, о финансах.

Чтобы не запутаться в объяснениях еще на начальном этапе, воспользуемся научными трактовками. Наиболее точным определением финансов принято считать следующее: « Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства». Этого мнения придерживается не только Дробозина Л.А., к чьим словам мы обращаемся, но это не означает и единственно возможного определения финансов. В действительности у них очень много характеристик, но наиболее кратко и при этом емко суть объясняет именно упомянутая нами фраза.

Финансы, условно говоря, — целенаправленные манипуляции с деньгами. Но это не просто манипуляции с обменом, а нечто иное. Снова пофантазируем и представим, что денег и даже их понятия еще не существует. В очередной раз вернемся и к нашим яблокам. Предположим, будто бы люди выясняют, что яблоки можно с успехом обменивать не только на сливы и груши, но на что угодно – как было с разными предметами у наших пращуров. В итоге яблоки становятся единым инструментом обмена. И в них нуждаются все, но не всем их хватает. Необходима мощная структура, которая могла бы обеспечить яблоками каждого. Такой структурой становится государство. Оно создает специальный фонд яблок, пополнять который предполагается за счет изъятия части этих фруктов у их владельцев (современные налоги). Оно же распределяет яблоки между гражданами, при этом контролируя соблюдение баланса при распределении. Как видим, все условия в определении финансов соблюдены. Яблоки вновь выступили в качестве денег, всеобщего орудия обмена, сформировавшего финансы — взаимосвязи, экономические отношения между их собственниками. Безусловно, в таком контексте возможно говорить о финансах организации и даже о финансах семьи. Другое дело, что их определение через демонстрацию работы государства нагляднее и дает более масштабное понимание. Но в любой из рассматриваемых ситуаций деньги будут выступать базисом, а финансы – надстройкой.

Таким образом, деньги – детище первобытно-общинного строя, когда существовал прямой обмен; финансы – результат развития государственных основ, когда потребовалось масштабное регулирование процессов. Это общепринятая норма определений. Так что финансисты именуются финансистами по причине их работы не просто с деньгами, но и со всеми взаимосвязями, в основе которых лежит денежное обращение. Иными словами, возвращаясь еще к одному нашему сравнению: деньги – это электрический ток, финансы – провода, экономические отношения между владельцами денег – проявление работы электрического тока, зависящее от многих условий.

Но если вам по-прежнему удобно называть финансами деньги, то в разговоре с друзьями вас никто не стесняет, однако помните, что, например, брокеры могут вас неправильно понять. И все почему? Потому что в профессиональном мире у денег совершенно другие синонимы. Об этом мы продолжим говорить в следующий раз.

  • мера стоимости;
  • средство обращения;
  • средство платежа;
  • средство накопления.
  • распределительная;
  • контрольная;
  • также выделяют регулирующую и стабилизирующую функции.

При использовании информации активная ссылка на сайт www.banknn.ru обязательна.

Данный текст рубрики «Школа финансовой грамотности» не является официальным учебным материалом, направлен на элементарное объяснение терминов и не может применяться в качестве научного толкования.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: