Тушение пожаров на железнодорожном транспорте - ABCD42.RU

Тушение пожаров на железнодорожном транспорте

Тушение пожаров на железнодорожном транспорте.

Получив извещение о пожаре подвижного состава,начальник дежурного караула определяет путь следования к горящему объекту,так как число переездов через железнодорожные пути ограничено. Если пожар возник в поезде,находящемся в пути следования,и к нему нет проезжих дорог,к месту пожара следуют по железной дороге на специально выделенном поез­де.

В процессе разведки РТП устанавливает : вид груза в горящем и смежных вагонах,угрозу соседним вагонам и в первую очередь эшелонам с людьми,огнеопасными,взрывоопасными или ядовитыми грузами ; возможность вывода всего состава или отдельных горящих вагонов на свободные пу­ти,где огонь не будет создавать угрозы распространения пожара,или от­вода от места пожара на безопасное расстояние соседних вагонов,местные силы и средства,которые могут быть использованы для ликвидации пожара и эвакуации ; расположение водоисточников и возможность их использова­ния. При горении пассажирских вагонов РТП организует тщательную раз­ведку во всех купе и других помещениях вагонов.

По данным разведки РТП определяет пути и способы прокладки рукав­ных линий с расчетом непрерывного движения поездов и возможностью от­вода горящего состава в безопасное место. При необходимости и возмож­ности отвода горящего состава в безопасное место РТП как можно быстрее связывается с диспетчером железнодорожного узла,который выделяет для этой цели тепловоз (электровоз).

Рукавные линии прокладывают вдоль путей и под рельсами. Для быст­рой подачи первых стволов к горящим вагонам рукавные линии прокладыва­ют через рельсы. В это же время подготовляют параллельные рукавные ли­нии и кладут их под рельсы. По мере готовности линий действующие ство­лы присоединяют к разветвлениям,установленных на рукавных линиях,про­ложенных под рельсами. У действующих стволов создают запас рукавов для удобства маневрирования ими и подачи на места передвижения горящих ва­гонов.

Решение по вводу огнетушащих средств — воды,пены различной крат­ности,раствора смачивателей в воде и др.,интенсивности их подачи — РТП принимает в зависимости от вида и свойств груза. Число стволов опреде­ляется из расчета подачи 1. 2 стволов на один горящий вагон.

Стволы вводят внутрь вагона (контейнера) через боковые и крышевые люки,двери и отверстия для труб. При необходимости для подачи стволов в очаг пожара или в места наиболее интенсивного горения пробивают от­верстия непосредственно в крышах и стенах кузовов вагонов (контейне­ров). Вскрытие дверей и люков вагонов,контейнеров,а также упаковки груза,находящегося на открытом подвижном составе,производят только после выяснения рода груза по документам и подготовки средств пожаро­тушения.

При пожаре цистерн с ЛВЖ и ГЖ их немедленно охлаждают водяными струями. горение паров жидкости над незакрытой горловиной цистерн прекращают закрывая крышку или набрасывая кошму. Эти работы выполняют под защитой водяных струй. При растекании горящей жидкости устраивают обвалование участка или отводят ее в безопасное место по канавам в естественные или искусственные выемки,котлованы и кюветы. Горение ЛВЖ и ГЖ,вытекающих через нижнее сливное устройство или трещину,образовав­шуюся в цистерне,можно ликвидировать отсечением компактной струи горя­щей жидкости от трещины или сливного устройства. На тушение разлив­шейся жидкости подают пенные стволы.

Для тушения пожаров в вагонах со сжатыми и сжиженными газами в баллонах в зону горения подают мощные водяные струи. Чтобы предотвра­тить несчастные случаи от возможного взрыва баллонов,водяные струи по­дают из-за укрытия (искусственных сооружений,складок местности и т.п.).

При развившемся пожаре и угрозе соседним составам немедленно при­нимаются меры к отводу из угрожающей зоны в первую очередь составов с людьми,взрывоопасными и огнеопасными грузами. До прибытия тепловоза (электровоза) организуют защиту стволами соседних составов. При явной угрозе принимают меры к эвакуации соседних составов или горящего состава путем расцепления и откатки вагонов силами пожарных подразде­лений и железнодорожных рабочих.

При тушении пожаров в вагонах с разрядными грузами — взрывчатыми­отравляющими и ядовитыми веществами — пожарные подразделения подают максимальное число мощных водяных струй,чтобы покрыть водой всю по­верхность горения. При определении позиций ствольщиков и расстановке людей,работающих на пожаре вагонов с разрядными грузами,РТП обязан предусмотреть возможность их быстрого укрытия в случае необходимости,а также обеспечения условий для предотвращения отравления опасными для жизни газами,которые выделяются при горении отравляющих и ядовитых ве­ществ. Все мероприятия по организации и тушению пожаров в вагонах с разрядными грузами,сопровождаемыми специалистами грузоотправите­ля,должны осуществляться совместно с ними. Ликвидация пожаров в ваго­нах с отравляющими веществами производится только в специальной защит­ной одежде и КИПах.

Пожары в поездах на электрофицированных участках ликвидируют только после получения РТП письменного разрешения электромонтера дистанции контактной сети с указанием номера приказа энергодиспетчера и времени снятия напряжения. До снятия напряжения запрещается прибли­жаться к контактным проводам и другим частям контактной сети на расстояние менее 2 метров. К оборванным проводам контактной сети до их заземления нельзя подходить на расстояние менее 10 м. Применение для тушения пожаров на электрофицированных участках воды или пенных средств допускается только при снятом напряжении с контактной сети и ее заземлении в установленном порядке. Тушение горящих предме­тов,расположенных на расстоянии свыше 7 м. от контактной сети,находя­щейся под напряжением,может быть допущено без снятия напряжения. При этом необходимо следить,чтобы струя воды или пены не касалась контакт­ной сети и других частей,находящихся под напряжением.

При следовании к месту пожара РТП должен уточнить через ЦППС у поездного диспетчера:

— местонахождение горящего подвижного состава,наличие дорог и подъездов к нему;

— принятые меры к расцепке и эвакуации соседних вагонов,поездов;

— обесточены ли электроконтактные провода над местом пожара;

— выслана ли бригада сля снятия остаточного напряжения и маневро­вый локомотив;

— время отправки пожарных и ремонтно-востановительных поездов к месту пожара.

При тушении пожара подвижного состава на железнодорожном транс­порте,товарных и сортировочных станциях РТП обязан:

— установить местонахождение подвижного состава,вид горящего гру­за,принятые меры к расцепке и отводу соседних вагонов,обесточиванию сетей;

— поддерживать постоянную связь с поездным диспетчером отделения дороги,привлекая его для выяснения обстановки и консультации по вопро­сам эвакуации вагонов и передвижения поездов;

— до начала тушения в районе прохождения контактных электросетей потребовать у электродиспетчера письменное подтверждение о снятии нап­ряжения;

— использовать пути и способы прокладки рукавных линий с учетом движения или маневрирования поездов,осуществляя прокладку рукавных ли­ний,как правило,под рельсами и вдоль путей;

— с учетом особенностей железнодорожного транспорта назначить лиц,ответственных за обеспечение техники безопасности;

— принять меры к защите личного состава от отравления токсичными веществами;

— установить наличие угрозы соседним поездам; возможность вывода всего состава или отдельных горящих вагонов в безопасное место;

— организовать при необходимости защиту и отвод негорящих вагонов из состава или смежных путей из опасной зоны,в первую очередь вагонов с людьми,взрывчатыми и отравляющими грузами,цистерн с ЛВЖ и ГЖ;

— при растекании горящей жидкости организовать устройство обва­ловки участка или лотков для стока горящей жидкости в безопасное место;

— при недостатке воды затребовать подачу железнодорожных цистерн с водой.

При пожарах в подвижном составе на перегонах (в пути следования) потребовать у соответствующих служб железной дороги отправки к месту пожара маневровых локомотивов,пожарных и ремонтно-востановительных по­ездов,платформ для погрузки пожарных автомобилей,доставки автомобилей и цистерн с водой к месту пожара,обесточивания электросети и снятия остаточного напряжения с контактных проводов.

Тушение пожаров подвижных составов на железнодорожном транспорте, на товарных и сортировочных станциях

1.1 Тушение пожаров подвижных составов на железнодорожном транспорте, на товарных и сортировочных станциях

При пожарах подвижных составов на железнодорожном транспорте, на товарных и сортировочных станциях возможны:

— наличие большого количества подвижного состава с пассажирами и различными грузами;

— быстрое распространение огня внутри грузопассажирских вагонов, распространение пожара на соседние поезда, здания и сооружения;

— растекание горючих, токсичных и ядовитых жидкостей из цистерн и образование загазованных зон на прилегающей территории;

— наличие угрозы людям, находящимся в вагонах горящего и соседних поездов, возникновение паники;

— наличие большого количества путей, непрекращающееся движение поездов;

— сложность выяснения вида горящих веществ, материалов;

— ограниченность подъездов и подступов к горящим вагонам и сложности в прокладке рукавных линий;

— наличие высоковольтных контактных сетей, находящихся под высоким напряжением.

При следовании к месту пожара РТП должен уточнить через ЦППС (ПСЧ) у поездного диспетчера:

— местонахождение горящего подвижного состава, наличие дорог и подъездов к нему;

— принятые меры к расцепке и эвакуации соседних вагонов поездов;

— обесточены ли электроконтактные провода над местом пожара;

— выслана ли бригада для снятия остаточного напряжения и маневровый локомотив;

— время отправки пожарных и ремонтно-восстановительных поездов к месту пожара.

При тушении пожара подвижного состава на железнодорожном транспорте, товарных и сортировочных станциях РТП обязан:

— установить местонахождение подвижного состава, вид горящего груза, принятые меры к расцепке и отводу соседних вагонов, обесточиванию сетей;

— до начала тушения в районе прохождения контактных электросетей потребовать у электродиспетчера письменное подтверждение о снятии напряжения;

— использовать пути и способы прокладки рукавных линий с учетом движения или маневрирования поездов, осуществляя прокладку рукавных линий, как правило, под рельсами и вдоль путей;

— с учетом особенностей железнодорожного транспорта назначить лиц, ответственных за обеспечение техники безопасности;

— принять меры к защите личного состава от отравления токсичными веществами;

— установить наличие угрозы соседним поездам;

— возможность вывода всего состава или отдельных горящих вагонов в безопасное место;

— организовать при необходимости защиту и отвод не горящих вагонов из состава или смежных путей из опасной зоны, в первую очередь вагонов с людьми, взрывчатыми и отравляющими грузами, цистерн с ЛВЖ и ГЖ;

— при недостатке воды затребовать подачу железнодорожных цистерн с водой.

При пожарах в подвижном составе на перегонах (в пути следования) потребовать у соответствующих служб железной дороги отправки к месту пожара маневровых локомотивов, пожарных ремонтно-восстановительных поездов, платформ для погрузки пожарных автомобилей, доставки автомобилей и цистерн с водой к месту пожара, обесточивания электросети и снятия остаточного напряжения с контактных проводов.

1.2 Особенности тушения пожаров в вагонах, груженых опасными грузами

При обнаружении пожара в вагоне груженом хлопко-волокном и другими аналогичными грузами, локомотивная бригада после остановки поезда организует тушение пожара на месте первичными средствами пожаротушения. Как правило, следует ликвидировать пламенное горение и пролить тюки водой без их выгрузки. Окончательная ликвидация пожара с выгрузкой груза производится на станциях.

Наиболее эффективным средством тушения кип хлопко-волокна, ваты и других волокнистых грузов является вода со смачивателем и без смачивателя в виде распыленных струй, а также пена, средней или высокой кратности.

При обнаружении пожара в пути следования поезда в вагонах с легковоспламеняющимися грузами локомотивной бригадой одновременно с вызовом пожарной службы производится расцепка состава и удаление горящих вагонов или цистерн от других вагонов на расстояние более 200 м.
Для ликвидации пожара в подвижном составе с опасными грузами средства пожаротушения вводятся внутрь вагона (контейнера) через боковые и крышевые люки, двери и отверстия дымовытяжных труб. В необходимых случаях для подачи огнетушащих веществ в очаг пожара и в места наиболее интенсивного горения пробиваются отверстия непосредственно в крышах и стенах кузовов вагонов (контейнеров). Вскрытие дверей и люков вагонов, контейнеров, а также упаковки груза, находящегося на открытом подвижном составе, производятся только после выяснения рода груза и полного боевого развертывания пожарного поезда, пожарных автомобилей и подготовки необходимых средств пожаротушения.

Читайте также  Протекторная защита магистрального газопровода от коррозии

При пожарах в подвижном составе с легковоспламеняющимися или горючими жидкостями до прибытия пожарных подразделений тушение производится пенными, порошковыми огнетушителями, землей, песком. Вытекающая жидкость отводится по каналам в естественные и искусственные выемки, котлованы и кюветы с одновременной засыпкой песком. В необходимых случаях создаются заградительные земляные валы или отводные каналы.

Руководитель тушения пожара немедленно обязан организовать охлаждение горящих цистерн компактными водяными струями и приступить к тушению горящей жидкости путем введения пенных стволов внутрь цистерны через горловину загрузочного люка, действуя при этом в строгом соответствии с требованиями Боевого устава пожарной службы.

При горении легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, вытекающих через нижнее сливное устройство или трещину, образовавшуюся в цистерне, рекомендуется, помимо пенных стволов, подавать водяной ствол с целью отсечения компактной струёй горящей жидкости от трещины или сливного устройства.

Участок железнодорожного пути, на котором производилась ликвидация пожара в цистернах с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, прилегающая к нему территория должны быть взяты под наблюдение пожарной службой или специально выделенными для этой цели работниками до полного удаления остатков разлитой жидкости. Применение открытого огня на путях, залитых горючими жидкостями и заход туда локомотивов запрещается.

Тушение пожаров на железнодорожном транспорте

особенности развития пожаров:

1. Наибольшую опасность для людей представляют пожары в пассажирских вагонах. Скорость развития пожара в них достигает в коридоре — 5 м/мин, в купе 2,5 м/мин. В течение 15-20 мин огнем полностью охватывается весь вагон. Температура в вагоне повышается до 950°С. Необходимое время эвакуации пассажиров с учетом воздействия опасных факторов пожара составляет 1,5-2 минуты до блокирования основных выходов.

2. При горении твердых горючих материалов в грузовом подвижном составе время охвата пламенем одного вагона — 20 минут. Через 30 — 40 минут прогорает пол в вагоне, и горящие материалы попадают на железнодорожные пути. В результате этого температура на поверхности ходовой части вагонов и рельсов повышается в среднем на 12-15 0 С в минуту и через 15 — 20 минут происходит деформация путей, что делает невозможной эвакуацию подвижного состава.

3. Воздействие открытого пламени и высокой температуры на железнодорожные цистерны с ЛВЖ и ГЖ приводят к воспламенению слоя на их поверхности. Наличие неполадок и неисправностей запорной арматуры на цистернах может стать причиной вспышки паров жидкости над горловинами цистерн.

4. Взрыв железнодорожных цистерн с нефтепродуктами происходит, как правило, через 16-24 минуты после начала воздействия на них открытого факела пламени. Высота факела при взрыве ЛВЖ, ГЖ в цистернах достигает 50 м. Взрыв одной цистерны способствует увеличению площади пожара до 1500 м 2 .

5. Горение железнодорожных цистерн со сжиженными углеводородами или газами может сопровождаться взрывами с выбросом пламени на высоту до 120 -150 м с последующим горением. Осколки взорвавшихся цистерн и емкостей разбрасываются на расстояния до 1 50 м, а в отдельных случаях до 450 м.

6. Время ликвидации крупных пожаров на железнодорожных станциях, в основном, составляет от 2,5 до 4,5 часов, но может достигать 8-12 часов. При этом требуется от 12 до 24 оперативных отделений и до 150 человек личного состава.

Организации тушения пожаров

Администрация, диспетчер, машинисты и другие работники железнодорожного транспорта при обнаружении пожара должны:

1. Немедленно сообщить о пожаре на ЦУС или ЦППС гарнизона пожарной охраны и в местные органы внутренних дел.

2. Обеспечить эвакуацию пассажиров, расцепку поездов и отвод вагонов на безопасные расстояния.

3. Снять напряжение с контактной цепи на участке выполнения работ.

4. Принять меры по ликвидации очага горения первичными средствами пожаротушения.

5. Через диспетчера станции или машиниста произвести расшифровку грузов в горящих и соседних вагонах.

обязанности РТП на пожаре

1. Боевое развертывание должно осуществляться путем прокладки рукавных линий под железнодорожными путями и вдоль них.

2. Для боевого развертывания выбираются участки с наименьшим количеством пересекающихся путей.

3. В порядке исключения, для обеспечения быстрой подачи стволов, боевое развертывание можно провести путем прокладки рукавных линий по железнодорожным путям до окончания прокладки магистральных линий под путями (за исключением главных путей).

4. Наиболее целесообразно применять способ прокладки во встречном направлении.

5. Для проведения успешной боевой работы личного состава между вагонами путем их растяжки необходимо по возможности проделывать проходы (разрывы) шириной 10-20 м.

Рабочие линии подключаются только через разветвления, установленные между путями. В этих местах следует иметь резерв рукавов

способы тушения применяются при ликвидации пожаров на железнодорожном транспорте

1. При горении горловин цистерн без разлива жидкостей, цистерны отделяют от не горящих вагонов, подают на специальную площадку для пожаротушения подвижного состава.

2. Поврежденные цистерны с горящими жидкостями эвакуировать запрещается.

3. Разлившиеся из поврежденных железнодорожных цистерн ЛВЖ и ГЖ необходимо тушить пеной средней кратности или распыленной водой.

4. При наличии в зоне пожара вагонов (цистерн) с взрывоопасными грузами, сжиженными газами, ЛВЖ, ГЖ, ЯВ, РВ, в первую очередь необходимо принять меры по их защите путем охлаждения с выводом из зоны пожара.

5. Горение над горловиной цистерны ликвидируется с помощью стволов ГПС-600, брезента или кошмы, смоченных водой.

19 Гарнизонная служба пожарной охраны

ГАРНИЗОННАЯ СЛУЖБА – вид службы пожарной охраны, организуемой в гарнизоне пожарной охраны для обеспечения боевой готовности подразделений пожарной охраны и их взаимодействия с медицинскими, охраны общественного порядка, аварийными и иными службами жизнеобеспечения.

Основными задачами гарнизонной службы являются: создание необходимых условий для эффективного применения сил и средств пожарной охраны гарнизона для тушения пожаров создание единой системы управления силами и средствами гарнизона; организация взаимодействия со службами жизнеобеспечения; организация и проведение общегарнизонных мероприятий.

При выполнении задач гарнизонной службы осуществляется учёт и контроль состояния сил и средств гарнизона; планируется применение их для тушения пожаров, в т. ч. порядок привлечения сил и средств; разрабатываются расписание выезда на пожары и другие регламентные документы службы гарнизона пожарной охраны обеспечиваются профессиональная и иные виды подготовки личного состава, в т. ч. должностных лиц гарнизона пожарной охраны, путем проведения гарнизонных пожарно-тактических учений, соревнований, сборов и иных мероприятий; организуется пожарная связь, создаются автоматизированные системы управления пожарной охраны; обеспечивается работоспособность системы приёма и регистрации вызовов, а также систем информационного обеспечения службы пожарной охраны разрабатываются мероприятия по привлечению личного состава подразделений гарнизона, свободного от несения гарнизонной и караульной служб, к тушению крупных пожаров при ликвидации последствий ЧС; создаются нештатные службы гарнизона пожарной охраны, назначаются должностные лица гарнизона, разрабатываются и утверждаются их функциональные обязанности; разрабатываются и утверждаются соглашения (совместные инструкции) по осуществлению взаимодействия пожарной охраны со службами жизнеобеспечения; осуществляются другие мероприятия, необходимые для выполнения задач гарнизонной службы.

20. Особенности ведения разведки и боевого развёртывания в школах и детских садах

Разведка и спасение детей. Тушение пожаров в детских учреждениях.

В разведке пожара РТП определяет:

количество и возраст учащихся или детей,

— кратчайшие и наиболее безопасные пути эвакуации и угрозу от огня и дыма;

— началась ли эвакуация детей и как она проходит; сколько человек из обслуживающего персонала можно использовать для эвакуации.

В процессе разведки пожара РТП определяет состояние путей эвакуации и при необходимости вводит стволы от автоцистерны и внутренних пожарных кранов на их защиту. При этом особое внимание уделяют удалению дыма из помещений, коридоров и лестничных клеток путем вскрытия окон. Двери из задымленных лестничных клеток и коридоров, ведущие в классы, групповые и другие помещения, где находятся люди, необходимо плотно закрывать.

Эвакуацию учащихся и детей осуществляют по заранее разработанным планам эвакуации. При возникновении пожаров в школах учащихся эвакуируют по классам под руководством классных руководителей или педагогов, проводящих занятия в классе, а в детских учреждениях — по группам под руководством воспитателей и нянь. Поэтому по прибытии на пожар РТП должен немедленно оказать помощь педагогам и воспитателям в планомерной и быстрой эвакуации детей, в первую очередь детей младшего возраста. Основными путями эвакуации детей являются лестничные клетки и стационарные пожарные лестницы. Иногда для вывода детей из задымленных помещений в безопасное место используют незадымленные помещения, расположенные в противоположной части здания, с последующим их выводом из здания. Из горящих и отрезанных дымом помещений учащихся и детей пожарные спасают через окна и балконы по пожарным лестницам, спасательным рукавам и с помощью спасательных веревок. При спасании детей по пожарным лестницам необходимо помнить, что детей дошкольного возраста и учащихся младших классов пожарные должны выносить на руках или, закрепившись на пожарной лестнице, передавать их из рук в руки.

После эвакуации всех детей распределяют по группам или классам, проверяют по спискам и размещают, особенно в зимний период, в ближайших теплых помещениях, которые предусматривают заранее и указывают в оперативных карточках и планах эвакуации.

При пожарах в школах и детских учреждениях РТП обязан тщательно проверить, не остались ли дети в классах, игровых и спасательных комнатах и других задымленных помещениях. При этом следует проверять, нет ли детей в шкафах, за шкафами и под кроватями, за занавесками и различной мебелью.

Боевое развертывание — действия личного состава по приведению прибывших к месту вызова пожарных машин в состояние готовности к выполнению боевых задач по тушению пожаров.

Скорость боевого развертывания зависит от:

— от обстановки на пожаре,

— от количества личного состава в боевом расчете,

— от типов вводимых стволов,

— от места введения пожарных стволов

21. Особенности проведения разведки, действия первого подразделения при тушении пожаров в культурно- зрелищных учреждениях

Обстановка на пожаре.К театрально-зрелищным учреждениям относятся здания, имеющие зрительский комплекс, состоящий из зрительного зала и прилегающих к нему помещений.

Читайте также  Система инструментального обеспечения автоматизированного производства

Театральные здания делятся на две части: сценическую и зрительную, которые отделяются друг от друга противопожарной стеной. Демонстрацию представлений осуществляют через портальный проем, площадь которого может достигать 200—300 м 2 . В театрах сценический комплекс включает в себя сцену, карманы и склады декорации, артистические уборные, мастерские по изготовлению декорации и бутафории и другие помещения.

Сцена состоит из сценической коробки, трюма, планшета, рабочих площадок и колосников. Сценическую коробку выполняют из негорючих материалов высотой 25—40 м и более. Трюм с механизмами поворотных кругов и подъема или опускания отдельных участков планшета сцены и противоположного занавеса, пунктом управления освещением располагается под планшетом сцены и может иметь один, два и три яруса, которые устраивают из деревянных настилов. Трюм, как правило, имеет входы с планшета сцены или засценных помещений и лестничных клеток сценической части и выходы в оркестровую яму и на пункт управления освещением.

Боевые действия по тушению пожаров.Тушение пожара в зрелищных учреждениях связано с необходимостью проведения спасательных работ, особенно в период их работы. При пожарах в зрелищных предприятиях люди могут погибать от отравляющих действий продуктов сгорания, от высокой температуры, от недостатка кислорода, а также в результате паники.

Первые действия по эвакуации людей и тушению пожара осуществляет администрация. При возникновении пожара в сценической части дежурные местной пожарной охраны вызывают пожарные подразделения, закрывают декоративный занавес и спускают огнезащитный, при необходимости включают его орошение и насосы-повысители и приступают к тушению пожара.

Разведка пожара устанавливает наличие зрителей, артистов, обслуживающего персонала, определяет теперь угрозы их жизни и выясняет, как осуществляется эвакуация. В дальнейшем определяют место и характер горения; особенности и пути распространения огня и дыма, опасность обрушения конструкций и декораций, опущен ли огнезащитный занавес, включены ли стационарные установки пожаротушения и необходимо ли вскрывать дымовые люки. При наличии зрителей во многих случаях разведку целесообразно проходить со стороны сцены, начиная из комнаты пожарного поста так, что бы зрители, находящиеся в зале, не видели работников пожарной охраны. Появление работников пожарной охраны в боевой одежде может ; вызвать панику среди зрителей.

2.3. Тушение пожаров на железнодорожном транспорте

Ответственность за организацию и руководство тушением по­жара до прибытия пожарных подразделений, спасение пассажиров, эвакуацию подвижного состава и грузов на станциях возлагается на начальника станции, его заместителя, а в их отсутствие на дежурного по станции. На перегонах — на машинистов (помощников) и бригады специалистов сопровождения опасных грузов.

При возникновении пожара на перегоне после оценки обста­новки и доклада машинист по согласованию с поездным диспетчером принимает решение либо следовать до ближайшей станции (разъезда), либо остановить поезд на участке, по возможности горизонтальном и удобном для подъезда пожарных автомобилей (у шоссейных дорог, переездов).

Получив сообщение о возникновении пожара на перегоне, де­журный по станции и поездной диспетчер должны немедленно сооб­щить в территориальные органы ГОЧС и пожарную охрану место по­жара, наименование и количество груза в горящем и смежных с ним вагонах, принятые меры по отцепке и эвакуации соседних вагонов, обесточиванию участка контактной сети, характер (вид, степень) опасности грузов, находящихся в зоне пожара, и другие необходимые сведения.

Тушение пожара до прибытия пожарных подразделений на станциях осуществляется добровольной пожарной дружиной (ДЦЦ). В первую очередь организуется эвакуация пассажиров, подвижного состава с людьми и опасными грузами в безопасное место. До прибы­тия пожарного поезда освобождаются соседние пути с обеих сторон от очага пожара. Вагоны из опасной зоны выводятся на расстояние не менее 200 м

Добровольная пожарная дружина, работники станции и локо­мотивная бригада на перегоне должны выполнить следующие перво­очередные задачи:

приступить к локализации (предотвращению распростране­ ния) и тушению пожара согласно указанию аварийной карточки с ис­ пользованием первичных средств пожаротушения;

проложить рукавную линию от ближайших источников воды и при условии обеспечения личной безопасности осуществлять с по­ мощью распыленных струй воды защиту работников, выполняющих

операции по эвакуации пострадавших, подвижного состава и опасных грузов;

предотвратить растекание легковоспламеняющихся и горючих жидкостей; емкости с такими жидкостями, по возможности, перемес­ тить в безопасное место;

заземлить после получения информации о снятии напряжения контактную сеть на участках работ в возможно короткий срок.

При необходимости к выполнению работ могут быть при­влечены любые работники железнодорожного транспорта, но при ус­ловии обеспечения их безопасности.

После прибытия к месту пожара подразделений пожарной ох­раны их руководитель возглавляет работы по тушению пожара и управляет подразделениями пожарной охраны, участвующими в лик­видации пожара. Дальнейшие действия работников станции по эва­куации и рассредоточению подвижного состава осуществляются по указанию руководителя тушения пожара или по согласованию с ним.

Между руководителем тушения пожара и штабом ликвидации аварии должна быть организована устойчивая связь.

Руководителем тушения пожара могут создаваться боевые уча­стки по тушению пожара, защите или обеспечению эвакуации под­вижного состава, охлаждению выведенных из зоны пожара железно­дорожных вагонов, в том числе вагонов-цистерн.

Ликвидация пожара на электрифицированном участке должна производиться только после получения руководителем тушения по­жара (начальником ПП) письменного разрешения о снятии напряже­ния в контактной сети от электромонтера сетевого района, с указани­ем номера приказа энергодиспетчера и времени снятия напряжения.

В тех случаях, когда до прибытия электромонтера и получения разрешения о снятии напряжения требуется время, за которое может произойти значительное развитие пожара с опасными последствиями, допускается получение разрешения по имеющимся средствам связи.

До снятия напряжения в контактной сети тушение горючих грузов, крыш вагонов и локомотивов, находящихся на расстоянии ме­нее 2 м от контактной сети, разрешается проводить только углеки-слотными, аэрозольными и порошковыми огнетушителями, не при­ближаясь к проводам контактной сети ближе 2 м. Использование во­ды, химических, пенных или воздушно-пенных огнетушителей и средств пожаротушения разрешается только после снятия напряжения и заземления контактной сети.

Тушение горючих материалов, расположенных на расстоянии более 7 м от контактной сети, находящейся под напряжением, допус­кается любыми средствами пожаротушения без снятия напряжения. При этом необходимо следить, чтобы струя воды или пенного раство­ра не приближалась к контактной сети на расстояние менее 2 м.

Для тушения огня необходимо, как правило, выполнение трех условий: охлаждение очага горения; вытеснение, либо предотвраще­ние доступа кислорода, воздуха или другого окислителя из очага го­рения; ограничение и предотвращение поступления в очаг горения окислителя и горючего вещества.

Для тушения пожаров применяются следующие материалы (вещества): вода, водяной пар, водо-воздушная пена, углекислота, синтетический порошок, инертные газы, составы на основе галоиди-рованных углеводородов.

В зависимости от условий и средств пожаротушения действия при пожаре могут быть следующими:

изолировать горючую среду;

не приближаться к горящим емкостям;

не прекращать горения, пока не устранена утечка;

охлаждать водой с максимального расстояния;

— тушить тонко-распыленной водой, воздушно-механической или химическими пенами и инертными газами.

Воду для тушения пожаров применяют в виде цельных, распы­ленных и мелкораспыленных струй и водяного пара.

Цельные (компактные) струи воды механически сбивают пла­мя. Их в основном используют в случаях, когда невозможно прибли­зиться к очагу пожара или для подачи воды в большом количестве.

Распыление струй воды, имеющее хороший эффект тушения в закрытых объемах, используют для экранирования лучистой энергии пламени. В таких случаях значительное количество тепловой энергии уходит от очага пожара на испарение.

Мелкораспыленные струи воды имеют свойство производить «осаждение» газов и дыма при горении в задымленных помещениях, а также быстрее превращаться в пар.

Водяной пар, разбавляя воздух, снижает процентное содер­жание в нем кислорода и этим способствует прекращению горения. Бго рекомендуется применять для тушения огня в закрытых произ­водственных помещениях. Огнегасительные свойства пара заключа­ются в разбавлении им воздуха, в результате чего снижается концен­трация кислорода и температура в очаге пожара. Концентрация водя-

ного пара для эффективного гашения огня должна составлять не ме­нее 35% объема воздуха.

Углекислота в основном применяется для тушения тлеющих материалов: хлопка, изоляции и т.п.

Синтетические смеси и порошки в сочетании со сжатым возду­хом применяются для тушения щелочных металлов и др. материалов.

При тушении пожаров с веществами, обладающими ядовитыми и едкими (коррозионными) свойствами и применении в качестве огне-тушащего средства воды должны быть приняты меры против попада­ния этих веществ на слизистые оболочки и кожные покровы людей, занятых в ликвидации аварии.

Железнодорожные пожарные обеспечивают защиту от огня на чемпионате мира по футболу

Это лето выдалось непростым для работников Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» (ВО ЖДТ РФ): с начала сезона пожарные поезда более 250 раз выезжали на тушение возгораний. О работе пожарных-железнодорожников рассказывает заместитель генерального директора ВО ЖДТ РФ – главный пожарный инспектор на железнодорожном транспорте Валерий Аксютин.

– Валерий Петрович, сколько поездов входит в противопожарную группировку?
– В неё входит 310 поездов. Каждый должен находиться от такого же другого поезда на расстоянии не более 100 км, или в полутора часах езды.
Каждый год с началом весенне-летнего пожароопасного периода все эти поезда приводятся в повышенную готовность, около двух тысяч человек, входящих в караулы, ежедневно заступают на дежурство. Сроки пожароопасного периода для каждого региона разнятся, в среднем он начинается с 15 мая.
С этого момента Национальный центр управления кризисными ситуациями России каждую пятницу проводит селекторные совещания, в которых я принимаю участие как представитель ФГП ВО ЖДТ РФ. Здесь мы узнаём информацию о пожарной ситуации в регионах, информируем руководителей филиалов о возможности привлечения пожарных поездов для тушения конкретных возгораний.

– Что представляет собой пожарный поезд?
– Пожарный поезд состоит из двух цистерн с водой, между ними находится технический вагон. В нём располагаются две насосные установки, пожарно-техническое оборудование, запасы пенообразователя и помещение для личного состава пожарного отделения – караула.
В настоящее время в состав группировки входят 134 поезда нового поколения и 176 старых. По программе обновления их парка полная замена должна пройти до 2020 года. До конца этого года группировка пополнится 25 новыми пожарными поездами. Конкурс на их изготовление выиграл в этом году Воронежский вагоноремонтный завод. В новых поездах по сравнению со старыми в два раза больше запас пенообразователя, улучшены бытовые характеристики помещения для личного состава: в них появились душ, кондиционер, устройства по ионизации воздуха. На крыше технического вагона установлены мощные прожекторы, управлять которыми можно из самого вагона. Две модернизированные цистерны-водохранилища поезда снабжены электронными датчиками, которые позволяют следить за температурой и уровнем наполняемости цистерн водой. Каждый пожарный поезд оборудован навигационной системой ГЛОНАСС.

Читайте также  Региональные налоги и сборы в РФ

– Кто входит в экипаж пожарного поезда?
– Пожарное отделение, или караул поезда, состоит из шести человек – начальника отделения, машиниста насосной установки, четырёх пожарных. Кроме этого, в боевой расчёт может входить начальник пожарного поезда. Итого семь человек.
При несении службы в составе караула в ожидании вызова на тушение личный состав размещается на станции дислокации поезда в специальном стационарном или модульном помещении. В нём есть спальное помещение для отдыха, учебные классы, туалетная комната, душ, кондиционер. Питается караул в специально отведённом месте либо в точке общепита в шаговой доступности от бытового помещения. В самом пожарном поезде есть трёхдневный запас сухого питания, ведь иногда тушение пожара продолжается несколько суток. Караулы несут службу сменным способом, через сутки личный состав отделения меняется.

– Входит ли локомотивная бригада, доставляющая поезд к месту пожара, в состав пожарного отделения?
– Нет. Машинист и его помощник не проходят специальную подготовку, как наши пожарные. Задача локомотивной бригады – своевременно доставить отделение к месту возгорания. До прибытия сил и средств МЧС на месте пожара его тушением руководит командир отделения или начальник поезда. Соответственно, без согласования с начальником отделения машинист и его помощник не имеют права передвигать поезд. При тушении пожара ситуация всегда сложная и непредсказуемая, под поездом могут находиться люди, пожарные рукава.

– Как часто выезжают пожарные поезда на тушение возгораний?
– Если говорить о регионах Сибири и Дальнего Востока, то в июне наши поезда выезжали на тушение пожаров в среднем от 20 до 25 раз в неделю, в том числе по запросам руководителей МЧС России. Тушим возгорания в полосе отвода и за её пределами, защищая инфраструктуру железнодорожного транспорта от лесных и степных пожаров. В настоящее время пожарные поезда активно участвуют в тушении пожаров на Южно-Уральской, Приволжской, Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной дорогах. При жаркой погоде, сильном ветре площадь пожаров за сутки может вырасти в несколько раз.
Комплексное применение пожарных поездов позволило эффективно бороться с природными пожарами в Республике Хакасия и Забайкальском крае в апреле 2015 года. В тушении этих пожаров приняли участие шесть пожарных поездов филиала ВО ЖДТ РФ на Красноярской дороге, а также семь пожарных поездов филиала на Забайкальской магистрали. Боевые расчёты пожарных поездов участвовали в тушении пожаров в жилом секторе в посёлках Кравченко, Шира, Усть-Бюр, городе Черногорске и других.
Наши поезда одновременно с тушением пожаров также заправляли «летающую цистерну» – самолёт Бе-200 и пожарные машины МЧС. Один поезд сопоставим с 40–60 пожарными машинами по запасу воды.
В этом году усиливать группировку пожарных поездов не было необходимости ни на одной дороге.

– Как проходит подготовка к пожароопасному периоду?
– Согласно регламентирующим документам. Если в них вносятся изменения, то они выполняются. Корректировку может внести и неблагоприятный долгосрочный метеопрогноз.
В этом году некоторые изменения внёс проходящий в стране чемпионат мира по футболу. В расчёты отделений пожарных поездов, которые дислоцированы рядом с городами, где проходят матчи мундиаля, мы отбирали наиболее профессиональных пожарных. Не секрет, что тушить пожары приходится в средствах защиты, кислородных масках. Такие нагрузки не каждый выдержит, поэтому предельный возраст для пожарных, которые несут дежурство на объектах чемпионата, был установлен не старше 45 лет. Помимо этого, на период проведения матчей в пожарных расчётах отменены отпуска, а пожарные поезда запрещено отправлять на все виды технического обслуживания.

– Какие силы и средства задействованы в противопожарных мероприятиях при подготовке к чемпионату мира по футболу?
– Более 8 тыс. наших работников осуществляют охрану объектов ОАО «РЖД» в области пожарной безопасности. В 11 городах, где проходят матчи, находится большое количество железнодорожных объектов. В их числе вокзалы, вагонные и локомотивные депо, станции, где останавливаются поезда с организованными группами болельщиков. Меры пожарной безопасности повышены на стационарных объектах и подвижном составе восьми дорог – Октябрьской, Калининградской, Московской, Горьковской, Северо-Кавказской, Приволжской, Куйбышевской и Свердловской. В начале июня перед открытием чемпионата в 50-километровой зоне от мест проведения игр в постоянной боевой готовности дислоцированы 25 пожарных поездов.
Пожарные инспекторы вместе с работниками компании проверили состояние каждого локомотива и пассажирского поезда, предназначенных для перевозки болельщиков и гостей чемпионата. Всего подобную проверку прошли около 800 поездов и свыше тысячи локомотивов. Была проверена безопасность всех вокзалов в городах, где проходят футбольные матчи. На путях эвакуации при выходе из зданий всех вокзалов, которые принимают «футбольные» поезда, установлены специальные двери, открывающиеся только изнутри. Это позволяет своевременно эвакуировать пассажиров при возможном пожаре и исключает доступ снаружи.
В конце мая во всех городах, принимающих чемпионат, прошли совместные с МЧС учения. На них отрабатывались тушение условных пожаров на вокзалах и эвакуация пассажиров с вокзальных комплексов. Более того, впервые в истории ФГП ВО ЖДТ РФ 5,5 тыс. наших работников были аттестованы как силы обеспечения транспортной безопасности. Они усилили охрану вокзалов в городах – участниках чемпионата: обеспечивают досмотр багажа с использованием рамок металлодетекторов. Для облегчения общения наших работников с иностранными пассажирами по решению нашего руководства были изданы разговорники на нескольких языках. Каждый наш работник, задействованный в обеспечении транспортной безопасности, получил его, чтобы при случае объяснить, где выход с вокзала или куда надо ставить багаж для проверки.

– При ликвидации пожаров очень важно взаимодействие всех сил и средств, которые участвуют в тушении. Как это происходит?
– Каждый поезд оборудован системой радиосвязи. Начальник отделения связывается по радио с машинистами, его команды слышат все подчинённые. Кроме того, как я отмечал, все пожарные поезда оборудованы системой ГЛОНАСС. На своём рабочем месте я могу видеть, где в режиме реального времени находится каждый пожарный поезд.
По любому случаю тушения пожара наши инспекторы и командир отделения организуют фото- и видеосъёмку. Они необходимы как свидетельство при выяснении причин возникновения пожара на локомотиве, подвижном составе или в полосе отвода.

– Как устанавливаются причины пожаров?
– Мы пользуемся лабораториями, которые есть в МЧС России. Прибегаем к помощи коллег только в спорных случаях, когда причина не очевидна или вызывает сомнения у эксплуатационников или производителей подвижного состава. При выяснении причин пожара инспекторы действуют в соответствии с регламентом по организации служебных расследований, учёта пожаров и их последствий в ОАО «РЖД». В нём расписано, кто возглавляет комиссию по расследованию происшествия и так далее. К примеру, если возгорание происходит на локомотиве, руководит комиссией обычно собственник, главный инженер дороги или его заместитель. А наш специалист готовит техническое заключение о причинах возникновения пожара. Вся информация о пожарах заносится в автоматизированную систему учёта пожаров. Эти данные систематизируются и ежедневно докладываются руководству ОАО «РЖД».

– Кто в РЖД контролирует вашу работу?
– О количестве выездов пожарных поездов, о всех возгораниях мы ежедневно информируем заместителя генерального директора – главного инженера ОАО «РЖД» Сергея Кобзева и Департамент охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля. А еженедельно в их адрес направляем информацию о всех выездах пожарных поездов на ликвидацию пожаров и ЧС, включая выезды по запросу МЧС для тушения пожаров на объектах, не входящих в инфраструктуру железнодорожного транспорта.

– На сеть поступают новые вагоны, пассажирские и грузовые, появились скоростные двухэтажные поезда, газотурбовозы. Как меняются нормы противопожарной безопасности для них?
– Совместно с ОАО «РЖД» в настоящее время подготовлена третья редакция «Рекомендаций по тушению пожаров на железнодорожном транспорте», в которых отражены новые виды подвижного состава. Также мы участвуем в подготовке стандартов. Так, с декабря будет введён в действие ГОСТ 34394-2018 «Локомотивы и моторвагонный подвижной состав. Требования пожарной безопасности». Введённый в 2012 году ГОСТ Р 55182-2012 «Пассажирские вагоны локомотивной тяги. Требования пожарной безопасности» является действующим.
В соответствии с ним ведётся строительство новых пассажирских вагонов, в том числе и двухэтажных. Все технические условия и технические задания на строительство нового подвижного состава в обязательном порядке проходят согласование с нами на соответствие требованиям пожарной безопасности.

– Какие критерии отбора существуют для того, чтобы стать железнодорожным пожарным?
– Необходимо получить специальное образование в училищах, колледжах или вузах МЧС по специальности «пожарная безопасность». Кандидат должен иметь крепкое здоровье, хорошую физическую форму, пройти медосмотр.
К тушению пожаров допускаются только те из них, кто прошёл аттестацию и получил статус «спасатель». Стать им непросто, кандидаты должны подтвердить свою профессиональную и физическую подготовку.
Первоначальная подготовка пожарных осуществляется в наших 30 учебных пунктах и 13 учебных центрах, в 10 учебных центрах имеется соответствующая образовательная лицензия. По закону 75% от штатной численности подразделения должны быть в обязательном порядке аттестованы на «спасателя».
Для поддержания физической формы в свободное от службы время спасатели тренируют на специальных спортплощадках свою выносливость, по планам подготовки они проводят здесь ежедневные двухчасовые занятия. По мере возможности стараемся популяризировать среди расчётов отделений пожарно-прикладной вид спорта.

– Проводите соревнования?
– Каждый год соревнования по пожарно-прикладному виду спорта проходят сначала между пожарными поездами на полигонах дорог. Участники команд поднимаются по штурмовой лестнице на учебную башню, пробегают стометровку с препятствиями и пожарную эстафету. Лучшие дорожные команды проводят соревнования между собой. Самые достойные из них команды участвуют в чемпионате Федерального агентства железнодорожного транспорта, который проходит раз в два года.
В следующем году осенью в Липецке пройдут седьмые по счёту такие соревнования.
Кроме того, сборная пожарных-железнодорожников ежегодно участвует во Всероссийских соревнованиях на Кубок памяти В.М. Максимчука, которые проводит МЧС России. В прошлом году на состязании, проходившем в Ставрополе, наша сборная победила в пожарной эстафете. В этом году соревнования пройдут в конце августа в Перми. Планируем побороться за первое место в эстафете и в преодолении стометровки с препятствиями.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: