Учение о биосфере 2 - ABCD42.RU

Учение о биосфере 2

Биосфера

Биосфера (греч. bios — жизнь + sphaira — шар) — наружная оболочка Земли, населенная живыми организмами, составляющими в совокупности живое вещество планеты. Термин «биосфера» предложен австрийским геологом Э. Зюссом, учение о биосфере было создано и развито российским и советским ученым Вернадским Владимиром Ивановичем.

Биосфера — совокупность всех биогеоценозов, это открытая система, структура и свойства которой определяются деятельностью организмов в прошлом и настоящем. Биосферу можно рассматривать как часть лито-, гидро- и атмосферы, заселенную живыми существами.

Запомните, что наибольшая концентрация живого вещества сосредоточена на границе сред (к примеру, на границе литосферы и атмосферы).

Границы биосферы

Общая толщина биосферы приблизительно 17 км. Живые организмы проникают вглубь литосферы на расстояние до 6-7 км, заселяют всю толщу гидросферы (до самого дна мирового океана). В атмосфере живые организмы встречаются в нижней части — тропосфере, которую сверху ограничивает озоновый слой (часть стратосферы).

Выше «озонового экрана» существование жизни в привычном для нас виде невозможно, так как губительное УФ (ультрафиолетовое) излучение уничтожает все живое. Возникновению жизни в недрах Земли препятствует высокая температура, оказывающая разрушительное воздействие.

Вещество биосферы

Многокомпонентная сложная система биосферы включает несколько отдельных элементов. Вернадский В.И. создал учение, в соответствии с которым вещество биосферы состоит из:

    Живое вещество

Совокупность всех живых организмов на нашей планете. Именно Вернадский показал, что деятельность живых существ — важнейший фактор геологических изменений планеты.

Формируется без участия живых организмов. Базальт, гранит, песок, золотоносные руды. К косному веществу можно отнести горные породы магматического происхождения, образовавшиеся в результате извержения вулканов.

Это вещество образуется живыми организмами в процессе их жизнедеятельности. Примерами биогенного вещества могут послужить залежи известняка, природный газ, кислород, нефть, каменный уголь, торф.

Биокосное вещество создается одновременно деятельностью живых организмов и косными процессами. Таким образом, биокосное вещество объединяет в себе живое и косное вещества.

К биокосному веществу относятся пресная и соленая вода, почва, воздух. Почва является верхним наиболее плодородным слоем литосферы Земли. Почва — уникальный продукт совместной деятельности живых организмов, то есть биологических и геологических процессов, протекающих в живой природе.

Функции живого вещества

Важнейший компонент биосферы — живое вещество, то есть — живые организмы. Их деятельность приводит к наиболее значительным геологическим изменениям в биосфере, они обеспечивают круговорот веществ — главное условие зарождения новой жизни.

Перечислим важнейшие функции живого вещества:

    Энергетическая

Живые организмы постоянно получают и преобразуют энергию. Растения преобразуют энергию солнечного света в энергию химических связей, а животные передают ее по цепочке. После смерти растений и животных энергия возвращается в круговорот благодаря бактериям и грибам — сапротрофам (греч. sapros – гнилой), разлагающим мертвое органическое вещество.

Деятельность живых организмов обеспечивает постоянный газовый состав атмосферы. В ходе дыхания животные поглощают кислород и выделяют углекислый газ, а растения в ходе фотосинтеза поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Бактерии хемотрофы также выделяют в атмосферу некоторые газы, полученные окислением сероводорода, азота.

Я никогда не перестану восхищаться этой функцией живого вещества. Вы только вдумайтесь: на одной и той же почве, рядом друг с другом, растут совершенно разные растения по форме, размеру и окраске плодов, цветков! Каждый раз задумываешься: как это возможно?

Это связано с тем, что каждое живое существо избирательно накапливает определенные химические элементы. К примеру, многие моллюски накапливают кальций, образуют известковый скелет — раковину. После их смерти раковины опускаются на дно, в результате чего создаются залежи полезных ископаемых — известняка (мела).

В результате жизнедеятельности мха сфагнума образуется полезное ископаемое — торф, а папоротниковидные образуют каменный уголь. Это концентрат углеродистых и кальциевых соединений в погибших растениях, которые тысячелетиями отмирали и образовали залежи ископаемых.

Живые организмы способны окислять и восстанавливать различные химические вещества. На реакциях окисления и восстановления основан метаболизм (обмен веществ) любого живого существа, подобные реакции протекают постоянно в ходе фотосинтеза, энергетического обмена.

Без разрушения «старой» жизни, невозможно возникновение «новой». После смерти живых существ их останки подвергаются разрушению, из них высвобождается энергия, накопленная в связях химических веществ. Непрерывный круговорот должен продолжаться всегда — это главное условие жизни.

Теория биогенной миграции атомов Вернадского В.И.

При непосредственном участии живого вещества в биосфере непрерывно осуществляется биогенная миграция атомов. Даже сейчас, с каждым вашим вдохом, атомы кислорода соединяются с гемоглобином эритроцитов, доставляются по крови к клеткам тканей организма и становятся частью ваших клеток.

Откуда взялся кислород, которым мы дышим? Его в процессе фотосинтеза выделили растения. Для процесса фотосинтеза необходим углекислый газ, который в процессе дыхания выделяют животные, углекислый газ, который образуется при разложении останков растений и животных. Получается круговорот атомов.

Все атомы, которыми мы обладаем, которые стали частью наших рук, глаз, носа, языка — все эти атомы кому-то принадлежали до нас! За миллиарды лет существования Земли они успели побывать в мириадах растений, грибов и животных. То, что наши атомы сейчас с нами — великое чудо и немыслимая случайность.

Я искренне восхищаюсь этой теорией, она показывает непрерывность жизни, бесконечность нашего существования и единство всего живого.

Ноосфера

Ноосфера (греч. noos — разум и sphaira — шар) — термин введенный русским ученым В.И. Вернадским. Ноосфера подразумевает взаимодействие природы и общества, при котором человек является главным определяющим фактором эволюции. Человек становится крупнейшей геологической силой.

Споры о том, можно ли считать современный этап развития цивилизации ноосферой остаются открытыми. Основная идея ноосферы — разумное, рациональное поведение человека, при котором он сосуществует в гармонии со всеми другими формами жизни.

К сожалению, нынешняя ситуация напоминает старую поговорку: «Пока не потеряешь, не осознаешь ценность». Неужели растения должны исчезнуть с лица Земли, чтобы мы вспомнили о том, что благодаря фотосинтезу в их листьях мы дышим кислородом? В этом случае чувство нашего ложного величия может сильно пострадать.

Круговорот веществ

Углерод находится в природе в основном в составе углекислого газа, угольной кислоты и ее нерастворимых солей — карбоната кальция (из которого состоят раковины моллюсков). Отмирая, живые организмы образуют залежи полезных ископаемых: торф, древесину, каменный уголь, нефть. Известняк может надолго исключить углерод из круговорота веществ.

Подобно этому, долгое время нефть и уголь были почти полностью исключены из круговорота веществ, однако в настоящее время человек «вернул их в строй» вместе с выхлопными газами.

Азот находится в воздухе, которым мы дышим, и составляет 78% от его объема. Большая часть азота поступает в почву и воду благодаря деятельности микроорганизмов, бактерий и водорослей.

Широко известны клубеньковые бактерии на корнях бобовых растений, находящиеся с ними в симбиозе. Клубеньковые бактерии переводят атмосферный азот в нитраты, которые необходимы для роста и развития растения и могут быть усвоены им, в отличие от атмосферного азота (газа).

В листьях в процессе биосинтеза азот преобразуется в белки. Травоядные животные поедают растения, таким образом, белок включается в их состав. После смерти животных белки разлагаются сапротрофами, которые выделяют аммиак, нитраты. Часть нитратов усваивается растениями, а часть восстанавливается бактериями до атмосферного азота — цикл замыкается.

© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Учение Вернадского о биосфере

Большие достижения в естественных науках совершил В.И. Вернадский. У него есть множество работ, и он стал основателем биогеохимии – нового научного направления. В его основе лежит учение о биосфере, которое основывается на роли живого вещества в геологических процессах.

Сущность биосферы

На сегодняшний день существует несколько понятий биосферы, основным среди которых считается следующее: биосфера – это среда существования всех живых организмов. Область охватывает большую часть атмосферы и заканчивается в начале озонового слоя. Также в биосферу входит вся гидросфера и некоторая часть литосферы. В переводе с греческого слово означает «шар» и именно в пределах этого пространства обитают все живые организмы.

Ученый Вернадский считал, что биосфера – это организованная сфера планеты, которая находится в контакте с жизнью. Он первый создал целостное учение и раскрыл понятие «биосферы». Работа российского ученого началась в 1919 году, а уже в 1926 гений презентовал миру свою книгу «Биосфера».

Согласно Вернадскому биосфера – это пространство, область, место, которое состоит из живых организмов и среды их обитания. Кроме того, ученый считал биосферу производным. Он утверждал, что она является планетарным явлением, имеющим космический характер. Особенностью данного пространства является «живое вещество», которое населяет пространство, а также придает уникальный облик нашей планете. Под живым веществом ученый понимал все живые организмы планеты Земля. Вернадский считал, что на границы и развитие биосферы влияют различные факторы:

  • живое вещество;
  • кислород;
  • углекислый газ;
  • вода в жидком состоянии.

Эту среду, в которой сосредоточена жизнь, могут ограничивать высокие и низкие температуры воздуха, минеральные вещества и чрезмерно соленая вода.

Состав биосферы по Вернадскому

Изначально Вернадский считал, что биосфера состоит из семи разных веществ, связанных между собой геологически. К ним относятся:

  • живое вещество – данный элемент состоит из огромной биохимической энергии, которая создается в результате непрерывного рождения и умирания живых организмов;
  • биокосное вещество – создается и перерабатывается благодаря живым организмам. К данным элементам относится почва, горючие ископаемые и др.;
  • косное вещество – относится к неживой природе;
  • биогенное вещество – совокупность живых организмов, например, лес, поле, планктон. В результате их гибели образуются биогенные породы;
  • радиоактивное вещество;
  • космическое вещество – элементы космической пыли и метеориты;
  • рассеянные атомы.
Читайте также  Разрушение озонового слоя 2

Чуть позже ученый пришел к выводу, что в основе биосферы лежит живое вещество, под которым понимается совокупность живых существ, взаимодействующих с неживым костным веществом. Также в биосфере есть биогенное вещество, которое создается с помощью живых организмов, а это преимущественно горные породы и минералы. Помимо этого, в биосферу входит биокосное вещество, произошедшее вследствие взаимосвязи живых существ и косных процессов.

Свойства биосферы

Вернадский тщательно изучал свойства биосферы и пришел к выводу, что основой функционирования системы является бесконечный круговорот веществ и энергии. Данные процессы возможны только в результате деятельности живого организма. Живые существа (автотрофы и гетеротрофы) создают необходимые химические элементы в процессе своего существования. Так, с помощью автотрофов происходит преобразование энергии солнечного света в химические соединения. Гетеротрофы, в свою очередь, потребляют созданную энергию и приводят к разрушению органических веществ до минеральных соединений. Последние являются фундаментом для создания новых органических веществ автотрофами. Таким образом, происходит цикличный круговорот веществ.

Именно благодаря биологическому круговороту биосфера представляет собой самоподдерживающуюся систему. Циркуляция химических элементов является основополагающей для живых организмов и существования их в атмосфере, гидросфере и почве.

Основные положения учения о биосфере

Ключевые положения учения Вернадский изложил в работах «Биосфера», «Область жизни», «Биосфера и космос». Ученый обозначил границы биосферы, включив в нее всю гидросферу вместе с океаническими глубинами, земную поверхность (верхний слой литосферы) и часть атмосферы до уровня тропосферы. Биосфера является целостной системой. Если один из ее элементов погибнет, то биосферная оболочка разрушится.

Вернадский первый из ученых, кто стал употреблять понятие «живое вещество». Жизнь он определял как фазу развития материи. Именно живые организмы подчиняют себе другие процессы, которые происходят на планете.

Характеризируя биосферу, Вернадский утверждал следующие положения:

  • биосфера является организованной системой;
  • живые организмы являются доминирующим фактором на планете, и они сформировали современное состояние нашей планеты;
  • на земную жизнь оказывает влияние космическая энергия

Таким образом, Вернадский заложил основы биогеохимии и учений о биосфере. Многие его утверждения актуальны на сегодняшний день. Современные ученые продолжают изучать биосферу, но они также уверенно опираются на учение Вернадского. Жизнь в биосфере распространена везде и всюду обитают живые организмы, которые за пределами биосферы существовать не могут.

Вывод

Работы известного российского ученого распространены по всему миру и используются в наше время. Широкое применение учений Вернадского можно увидеть не только в экологии, но и в географии. Благодаря работам ученого охрана и забота о человечестве стала одной из самых актуальных задач на сегодняшний день. К сожалению, с каждым годом проблем с окружающей средой становится всё больше, что ставит под угрозу полноценное существование биосферы в будущем. В связи с этим, необходимо обеспечить устойчивое развитие системы и минимизировать развитие негативных воздействий на окружающую среду.

ОСНОВЫ УЧЕНИЯ О БИОСФЕРЕ

Лекция 5

1. Общее понятие о биосфере. Учение В.И. Вернадского о биосфере.

Биосфера (от греч. биос — жизнь, сфера — шар) – это сложная наружная оболочка Земли, область распространения жизни, которая включает все живые организмы и все элементы неживой природы, образующие среду обитания живых.

Термин «биосфера» впервые употребил в начале XIX веке Жан-Батист Ламарк, а в 1875 году австрийский ученый Эдуард Зюсспридал ему геологический смысл в работе «Лик Земли». Под биосферой он понимал сферу обитания живых организмов, или сферу занятую жизнью, определял биосферу как «тонкую пленку жизни» на поверхности Земли, в значительной мере определяющую внешний облик планеты.

Современные представления о биосфере как области жизни планетарного масштаба, объединяющей в себе всю совокупность биологических систем и среду их обитания, связаны с работами выдающегося русского ученого Владимира Ивановича Вернадскогои прежде всего с его основополагающей работой «Биосфера», опубликованной в 1926 году. В этом произведении глубоко анализируются сложные взаимоотношения живых организмов и неживой природы Земли.

Учение о биосфере стало крупнейшим обобщением в комплексе наук о Земле (геология, география, геохимия, биология). Начав свою научную деятельность (как геолог) с изучения осадочных пород земной коры, В.И. Вернадский выявил огромную роль живых организмов в сложных геохимических процессах нашей планеты.

Его работа несколько опередила время. Лишь во второй половине ХХ в., на фоне обострения экологических проблем, его учение о биосфере получило широкое распространение.

В учении В.И. Вернадского впервые была раскрыта роль живых организмов в процессах планетарного масштаба, показано, что живые организмы и продукты их жизнедеятельности являются наиболее мощной геологической силой, играющей первостепенную роль в механизмах разрушения горных пород, круговорота веществ, изменения водной и воздушной оболочек планеты, эволюции верхних слоев литосферы.

2. Важнейшие научные положения и принципы учения В.И. Вернадского о биосфере.

Учение В.И. Вернадского о биосфере – целостное фундаментальное учение, органично связанное с важнейшими проблемами сохранения и развития жизни на Земле, знаменующее собой принципиально новый подход к изучению планеты как развивающейся саморегулирующейся системы в прошлом, настоящем и будущем.

В учении о биосфере выделяют следующие основные подходы:

* энергетический (связь биосферных явлений с космическим излучением (прежде всего, излучением Солнца) и радиоактивными процессами в недрах Земли);

* биогеохимический (роль живого в распределении атомов в биосфере);

* информационный (принципы организации и управления в живой природе);

* пространственно-временной (формирование и эволюция различных структур биосферы);

* ноосферный (глобальные аспекты воздействия человека на окружающую среду).

Важнейшие научныеположения:

· Живое вещество есть планетное явление и не может быть оторвано от биосферы, геологической функцией которого является. В пределах биосферы везде встречаются либо живое вещество, либо следы его биохимической деятельности. Горные осадочные породы (известняки, глины, торф и др.) и их метаморфические производные (мрамор, сланцы, угли и др.), природные воды и газы атмосферы (кислород, азот, углекислый газ) в своей основе созданы живым веществом планеты. Слои земной коры, лишенные в настоящее время живого вещества, но переработанные им в геологическом прошлом, В.И. Вернадский относил к «былым биосферам».

· Космические излучения, идущие от всех небесных тел, охватывают биосферу, проникают всю ее и всё в ней, и биосфера должна рассматриваться как область превращения космической энергии.

· Биосфера есть планетное явление космического характера.

Учение о биосфере основано на следующих принципах:

1. Принцип целостности утверждает, что биосфера, вся жизнь, всё живое вещество существуют как единое целое. Жизнь является необходимой и закономерной частью стройного космического механизма.

2. Принцип гармонии биосферы заключается в ее организованности, стройности, неразрывной связи в ней живых и неживых компонентов.

3. Принцип значительности роли живого в эволюции Земли утверждает, что на земной поверхности нет химической силы, более постоянно действующей и более могущественной по своим конечным последствиям, чем организмы, взятые в целом. Облик Земли как небесного тела фактически сформирован жизнью.

4. Основная космическая роль биосферы состоит в трансформации солнечной энергии в действенную энергию Земли. Вернадский подчёркивал важное значение энергии и называл живые организмы механизмами превращения энергии.

5. Принцип давления жизни. Космическая энергия вызывает давление жизни, которое достигается размножением. Размножение организмов уменьшается по мере увеличения их количества. Размеры популяции возрастают до тех пор, пока среда может выдерживать их дальнейшее увеличение, после чего достигается равновесие. Численность колеблется вблизи равновесного уровня.

6. Принцип растекания жизни. Растекание жизни есть проявление её геохимической энергии. Живое вещество, подобно газу, растекается по земной поверхности в соответствии с правилом инерции. Мелкие организмы размножаются гораздо быстрее, чем крупные. Скорость передачи жизни зависит от плотности живого вещества.

7. Принцип автотрофности. Автотрофными называют организмы, которые берут все нужные им для жизни химические элементы из окружающей их косной материи и не требуют для построения своего тела готовых соединений другого организма. Поле существования этих зелёных автотрофных организмов определяется областью проникновения солнечных лучей.

8. Принцип поля жизни. Жизнь целиком определяется полем устойчивости зелёной растительности, а пределы жизни – физико-химическими свойствами соединений, строящих организм, их неразрушимостью в определённых условиях среды. Максимальное поле жизни определяется крайними пределами выживания организмов. Верхний предел жизни обуславливается лучистой энергией, присутствие которой исключает жизнь и от которой предохраняет озоновый щит. Нижний предел связан с достижением высокой температуры. Интервал в 433 0 С (от –252 0 С до +180 0 С) является предельным тепловым полем.

9. Принцип постоянства жизни. Биосфера в основных своих чертах представляет один и тот же химический аппарат с самых древних геологических периодов. Жизнь оставалась в течение геологического времени постоянной, менялась только её форма. Само живое существо не является случайным созданием.

10. Принцип повсеместности жизни в биосфере (принцип всюдности жизни). Жизнь постепенно, медленно приспосабливаясь, захватила биосферу, и захват этот не закончился. Поле устойчивости жизни есть результат приспособленности в ходе времени.

11. Принцип нахождения живых элементов. Формы нахождения живых элементов: а) горные породы и минералы; б) магмы; в) рассеянные элементы; г) живое вещество. Закон бережливости в использовании живым веществом простых химических тел гласит: раз вошедший элемент проходит длинный ряд состояний, и организм вводит в себя только необходимое количество элементов.

12. Принцип постоянства количества живого вещества в биосфере. Живое вещество является посредником между Солнцем и Землёй и стало быть: либо его количество должно быть постоянным, либо должны меняться его энергетические характеристики.

13. Принцип устойчивого равновесия. Всякая система достигает устойчивого равновесия, когда её свободная энергия равняется или приближается к нулю, то есть когда вся возможная в условиях системы работа произведена.

Читайте также  Оценка эффективности элементов комплекса маркетинга

Учение о биосфере 2

вЙПУЖЕТБ (ЗТЕЮ. bios ЦЙЪОШ, sphaira ЫБТ) — УЖЕТБ ЦЙЪОЙ. чЧЈМ ЬФП РПОСФЙЕ ОЕНЕГЛЙК ХЮЈОЩК, РТПЖЕУУПТ мЕКРГЙЗУЛПЗП ХОЙЧЕТУЙФЕФБ ж.тБФГЕМШ (1845-1904) Ч ЛОЙЗЕ «пТЗБОЙЮЕУЛЙК НЙТ Й ЕЗП РТПЙУИПЦДЕОЙЕ» (1869). ч ЬФПК ЛОЙЗЕ ПТЗБОЙЮЕУЛПЕ ОБУЕМЕОЙЕ ъЕНМЙ Ч ГЕМПН ПО ТБУУНБФТЙЧБМ ЛБЛ ЦЙЧПК РПЛТПЧ РМБОЕФЩ, Б ЕЈ РПЧЕТИОПУФШ ОБЪЩЧБМ «РТПУФТБОУФЧПН ЦЙЪОЙ» — der Lebensraum. ьФП УМПЧП Ч УПЧТЕНЕООПН ОЕНЕГЛПН СЪЩЛЕ РПОЙНБЕФУС ЛБЛ УЙОПОЙН ВЙПУЖЕТЩ.

уБН ЦЕ ФЕТНЙО ВЙПУЖЕТБ УПЪДБМ БЧУФТЙКУЛЙК ЗЕПМПЗ ь.ъАУУ Ч ЛОЙЗЕ «мЙЛ ъЕНМЙ» (1875). ь.ъАУУ РЙУБМ П ВЙПУЖЕТЕ ЛБЛ ПУПВПК ПВПМПЮЛЕ ъЕНМЙ, ПИЧБЮЕООПК ЦЙЪОША, ОБТБЧОЕ У БФНПУЖЕТПК, ЗЙДТПУЖЕТПК, МЙФПУЖЕТПК.

пУПВПЕ ЪОБЮЕОЙЕ ДМС РПРХМСТЙЪБГЙЙ ЗЕПЗТБЖЙЮЕУЛПЗП РТЕДУФБЧМЕОЙС П ВЙПУЖЕТЕ ЙНЕМЙ УПЮЙОЕОЙС з. чБЗОЕТБ (1840-1923). з. чБЗОЕТ — РТПЖЕУУПТ зЈФФЙОЗЕОУЛПЗП ХОЙЧЕТУЙФЕФБ, БЧФПТ ЫЙТПЛП ЙЪЧЕУФОПЗП «хЮЕВОЙЛБ ЗЕПЗТБЖЙЙ», ЛПФПТЩК ЧЩДЕТЦБМ 10 ЙЪДБОЙК. вЙПУЖЕТХ ПО РПОЙНБМ ЛБЛ РТПУФТБОУФЧП, ОБУЕМЈООПЕ ЦЙЧЩНЙ УХЭЕУФЧБНЙ, ИПФС ДТХЗЙЕ ЗЕПЗТБЖЩ ФПЗП ЧТЕНЕОЙ РПОЙНБМЙ ВЙПУЖЕТХ ЛБЛ УПЧПЛХРОПУФШ ПТЗБОЙЪНПЧ.

фЕТНЙОПН ВЙПУЖЕТБ ЕЗП УПЧТЕНЕООЙЛЙ-ВЙПМПЗЙ ОЕ РПМШЪПЧБМЙУШ. рЕТЧЩН, ЛФП УФБМ РПМШЪПЧБФШУС ЬФЙН ФЕТНЙОПН Ч ТХУУЛПК МЙФЕТБФХТЕ (1892, 1900 ЗЗ.) ВЩМ ь.а. рЕФТЙ. ь. рЕФТЙ — БОФТПРПМПЗ РП ОБХЮОПК УРЕГЙБМЙЪБГЙЙ. пЛПОЮЙМ уБОЛФ-рЕФЕТВХТЗУЛХА нЕДЙЛП-ИЙТХТЗЙЮЕУЛХА бЛБДЕНЙА, ЪБОЙНБМ ЛБЖЕДТХ ЗЕПЗТБЖЙЙ Й БОФТПРПМПЗЙЙ Ч уБОЛФ-рЕФЕТВХТЗЕ У 1884 З.

рТЕЕНОЙЛ ь.а. рЕФТЙ р.й. вТПХОПЧ Ч УЧПЈН ХЮЕВОЙЛЕ РП ЖЙЪЙЮЕУЛПК ЗЕПЗТБЖЙЙ ЧЧЈМ РПОСФЙЕ ОБТХЦОБС ПВПМПЮЛБ ъЕНМЙ. рП НОЕОЙА вТПХОПЧБ ОБТХЦОБС ПВПМПЮЛБ ъЕНМЙ СЧМСЕФУС БТЕОПК ПТЗБОЙЮЕУЛПК ЦЙЪОЙ Й УПУФПЙФ ЙЪ МЙФП-, ЗЙДТП-, БФНП- Й ВЙПУЖЕТЩ, ЛПФПТЩЕ РТПОЙЛБАФ ПДОБ Ч ДТХЗХА Й УЧПЙН ЧЪБЙНПДЕКУФЧЙЕН ПВХУМПЧМЙЧБАФ ЧУЕ СЧМЕОЙС ОБ ъЕНМЕ. ъБДБЮБ ЖЙЪЙЮЕУЛПК ЗЕПЗТБЖЙЙ, РП НОЕОЙА р.й. вТПХОПЧБ, ЛБЛ ТБЪ Й ЪБЛМАЮБЕФУС Ч ЙЪХЮЕОЙЙ ЬФЙИ ЧЪБЙНПДЕКУФЧЙК.

ч.ч. дПЛХЮБЕЧ (1846-1903), ЙЪЧЕУФОЩК ТХУУЛЙК ЗЕПЗТБЖ Й РПЮЧПЧЕД, ПВТБФЙМ ЧОЙНБОЙЕ ОБ УМПЦОЩЕ Й НОПЗППВТБЪОЩЕ УППФОПЫЕОЙС ЦЙЧПК Й НЕТФЧПК РТЙТПДЩ: НЕЦДХ ТБУФЙФЕМШОЩН, ЦЙЧПФОЩН Й НЙОЕТБМШОЩН ГБТУФЧБНЙ. хЮЕОЙЛЙ ч.ч. дПЛХЮБЕЧБ ТБЪЧЙМЙ Й ХЗМХВЙМЙ ЬФЙ РТЕДУФБЧМЕОЙС. о.н. уЙВЙТГЕЧ ПВЯСУОЙМ ЪОБЮЕОЙЕ ВЙПМПЗЙЮЕУЛЙИ РТПГЕУУПЧ Ч РПЮЧППВТБЪПЧБОЙЙ; б.о. лТБУОПЧ УЧСЪЩЧБМ ТБУРТЕДЕМЕОЙЕ ПТЗБОЙЪНПЧ У ТБУРТЕДЕМЕОЙЕН ЖЙЪЙЮЕУЛЙИ УЙМ Й ПВЭЙН УФТПЕН ОБЫЕК РМБОЕФЩ Ч ОБУФПСЭЕН Й РТПЫМПН; з.о. чЩУПГЛЙК ЙЪХЮБМ ЧМЙСОЙЕ МЕУБ ОБ ЗЙДТПЗЕПМПЗЙЮЕУЛЙК ТЕЦЙН. ч.й. чЕТОБДУЛЙК ЗМБЧОПК УРЕГЙБМШОПУФША ЙЪВТБМ НЙОЕТБМПЗЙА. пФ НЙОЕТБМПЗЙЙ ПО РЕТЕЫЈМ Л ЙУУМЕДПЧБОЙА ЙУФПТЙЙ ИЙНЙЮЕУЛЙИ ЬМЕНЕОФПЧ Й ЪБМПЦЙМ ПУОПЧЩ ЗЕПИЙНЙЙ. еЗП ХЮЕОЙЛ б.е. жЕТУНБО Ч 1912 З. РТПЮЙФБМ РЕТЧЩК ЛХТУ ЗЕПИЙНЙЙ Й УФБМ ЗМБЧПК ПФЕЮЕУФЧЕООПК ЗЕПИЙНЙЙ. уБН ЦЕ ч.й.чЕТОБДУЛЙК УПУТЕДПФПЮЙМ УЧПЈ ЧОЙНБОЙЕ ОБ ТПМЙ ЦЙЧЩИ ПТЗБОЙЪНПЧ Ч ЗЕПИЙНЙЮЕУЛЙИ РТПГЕУУБИ. фБЛ ЧПЪОЙЛМБ ПФТБУМШ ЗЕПИЙНЙЙ — ВЙПЗЕПИЙНЙС.

чЕТОБДУЛЙК (1863-1945) УПЪДБМ ХЮЕОЙЕ П ВЙПУЖЕТЕ. уЧПЙ ЙДЕЙ ПО ЮЈФЛП УЖПТНХМЙТПЧБМ Ч ЪОБНЕОЙФПН ФТХДЕ «вЙПУЖЕТБ» (1926). дМС ЬФПЗП ПО У 20-И ЗЗ. РТПЧПДЙМ УРЕГЙБМШОЩЕ ЙУУМЕДПЧБОЙС РТЙТПДОЩИ ЗБЪПЧ, ЧПД, ИЙНЙЮЕУЛПЗП УПУФБЧБ РПЮЧЩ, ЦЙЧПЗП ЧЕЭЕУФЧБ Й ЪЕНОПК ЛПТЩ. тЕЪХМШФБФЩ ЬФЙИ ЙУУМЕДПЧБОЙК ЙЪМПЦЕОЩ Ч НОПЗПЮЙУМЕООЩИ ДПЛМБДБИ, ЧЩУФХРМЕОЙСИ, РХВМЙЛБГЙСИ. ъБЧЕТЫБАЭЙК ФТХД «иЙНЙЮЕУЛПЕ УФТПЕОЙЕ ВЙПУЖЕТЩ ъЕНМЙ Й ЕЈ ПЛТХЦЕОЙЕ» ЧЩЫМП Ч УЧЕФ Ч 1965 З. ХЦЕ РПУМЕ ЛПОЮЙОЩ ХЮЈОПЗП. ч НОПЗПЮЙУМЕООЩИ РХВМЙЛБГЙСИ ч.й. чЕТОБДУЛПЗП ГЕОФТБМШОПЕ НЕУФП ЪБОЙНБЕФ ХЮЕОЙЕ П ВЙПУЖЕТЕ. пОП РПМХЮЙМП ТБУРТПУФТБОЕОЙЕ ФПМШЛП У 60-И ЗПДПЧ. уЕКЮБУ УМПЧП «ВЙПУЖЕТБ» ОЕ УИПДЙФ УП УФТБОЙГ ЗБЪЕФ, ЦХТОБМПЧ Й НОПЗПЮЙУМЕООЩИ ЛОЙЗ.

рП ч.й. чЕТОБДУЛПНХ, ВЙПУЖЕТБ — ПВТБЪПЧБОЙЕ ЛПУНЙЮЕУЛПЕ, РМБОЕФБТОПЕ (УТБЧОЙФЕ У ЗЕПЗТБЖЙЮЕУЛПК ПВПМПЮЛПК) — «ОБ ОБЫЕК РМБОЕФЕ Ч ВЙПУЖЕТЕ УХЭЕУФЧХЕФ ОЕ ЦЙЪОШ, ПФ ПЛТХЦЕОЙС ОЕЪБЧЙУЙНБС, Б ЦЙЧПЕ ЧЕЭЕУФЧП, ФП ЕУФШ УПЧПЛХРОПУФШ ЦЙЧЩИ ПТЗБОЙЪНПЧ, ФЕУОЕКЫЙН ПВТБЪПН УЧСЪБООБС У ПЛТХЦБАЭЕК ЕЈ УТЕДПК ВЙПУЖЕТЩ». цЙЧЩН ЧЕЭЕУФЧПН ч.й. чЕТОБДУЛЙК ОБЪЩЧБМ: Б) УПЧПЛХРОПУФШ ЦЙЧЩИ ПТЗБОЙЪНПЧ, ЧЩТБЦЕООХА В) Ч ЧЕУЕ, Ч ИЙНЙЮЕУЛПН УПУФБЧЕ, Ч) Ч НЕТБИ ЬОЕТЗЙЙ Й З) Ч ИБТБЛФЕТЕ РТПУФТБОУФЧБ.

фБЛЙН ПВТБЪПН, ч.й.чЕТОБДУЛЙК ПВПУОПЧБМ ХЮЕОЙЕ П ВЙПУЖЕТЕ, П ЗЕПМПЗЙЮЕУЛПК ДЕСФЕМШОПУФЙ ЦЙЧПЗП ЧЕЭЕУФЧБ.

вЙПУЖЕТБ — УМПЦОБС РТЙТПДОБС УЙУФЕНБ. пОБ УПУФПЙФ ЙЪ:

ЧЕЭЕУФЧБ ЛПУНЙЮЕУЛПЗП РТПЙУИПЦДЕОЙС.

цЙЧПЕ ЧЕЭЕУФЧП — ЬФП ВЕУЮЙУМЕООПЗП НОПЦЕУФЧП ЦЙЧЩИ ПТЗБОЙЪНПЧ.

вЙПЗЕООПЕ ЧЕЭЕУФЧП — ЬФП ЧЕЭЕУФЧП, УПЪДБООПЕ Й РЕТЕТБВПФБООПЕ ЦЙЪОША (ЛБНЕООЩЕ ХЗМЙ, ЙЪЧЕУФОСЛЙ, ВЙФХНЩ).

лПУОПЕ ЧЕЭЕУФЧП — ЬФП ЧЕЭЕУФЧП Ч ПВТБЪПЧБОЙЙ ЛПФПТПЗП ЦЙЪОШ ОЕ ХЮБУФЧХЕФ (ЗПТОЩЕ РПТПДЩ, ЗБЪЩ).

вЙПЛПУОПЕ ЧЕЭЕУФЧП — ЬФП ЧЕЭЕУФЧП, ЛПФПТПЕ УПЪДБЈФУС ПДОПЧТЕНЕООП ЦЙЧЩНЙ ПТЗБОЙЪНБНЙ Й ЛПУОЩНЙ РТПГЕУУБНЙ (РТЙТПДОБС ЧПДБ, ЛПТБ ЧЩЧЕФТЙЧБОЙС, ФТПРПУЖЕТБ).

тБДЙПБЛФЙЧОЩЕ ЬМЕНЕОФЩ ЙНЕАФ УМПЦОЩК ЙЪПФПРОЩК УПУФБЧ, ЙДХЭЙК ЙЪ ЗМХВЙОЩ, ДЙУРЕТУОП ТБУУЕСООЩК, УПЪДБАЭЙК Й НЕОСАЭЙК ЬОЕТЗЕФЙЛХ ВЙПУЖЕТЩ.

зМБЧОЩЕ УЧПКУФЧБ ВЙПУЖЕТЩ, ОБ ЛПФПТЩЕ ПВТБЭБМ ЧОЙНБОЙЕ ч.й. чЕТОБДУЛЙК:

— ОБМЙЮЙЕ Ч ОЕК ЦЙЪОЙ;

— ОБМЙЮЙЕ ЬОЕТЗЙЙ ЦЙЧПЗП ЧЕЭЕУФЧБ.

рП УРПУПВХ РЙФБОЙС ПО ТБЪДЕМСЕФ ЦЙЧПЕ ЧЕЭЕУФЧП ОБ ДЧЕ ТБЪМЙЮОЩЕ ЗТХРРЩ:

БЧФПФТПЖОЩЕ ПТЗБОЙЪНЩ — ЬФП ПТЗБОЙЪНЩ, ОЕЪБЧЙУЙНЩЕ Ч УЧПЈН РЙФБОЙЙ ПФ ДТХЗЙИ ПТЗБОЙЪНПЧ Й ЙУРПМШЪХАЭЙЕ ОЕПТЗБОЙЮЕУЛЙЕ ЧЕЭЕУФЧБ;

ЗЕФЕТПФТПЖОЩЕ ПТЗБОЙЪНЩ — ЬФП ПТЗБОЙЪНЩ, ЙУРПМШЪХАЭЙЕ ПТЗБОЙЮЕУЛЙЕ ЧЕЭЕУФЧБ, УПЪДБООЩЕ ДТХЗЙНЙ ПТЗБОЙЪНБНЙ.

бЧФПФТПЖОЩЕ Ч УЧПА ПЮЕТЕДШ, ТБЪДЕМЕОЩ ОБ ДЧЕ РПДЗТХРРЩ:

ЪЕМЈОЩЕ БЧФПФТПЖЩ — ТБУФЕОЙС, ЮШЈ УХЭЕУФЧПЧБОЙЕ ПРТЕДЕМСЕФУС ПВМБУФША РТПОЙЛОПЧЕОЙС УПМОЕЮОЩИ МХЮЕК. йИ НБУУБ ПЮЕОШ ЧЕМЙЛБ, ПОЙ УПЪДБАФ УЧПВПДОЩК ЛЙУМПТПД;
БЧФПФТПЖОЩЕ (ПЛЙУМСАЭЙЕ) ВБЛФЕТЙЙ, ЦЙЧХЭЙЕ ЪБ УЮЈФ ПЛЙУМЕОЙС УЕТЩ, ЦЕМЕЪБ, БЪПФБ, ХЗМЕТПДБ. пЛЙУМСАЭЙЕ ВБЛФЕТЙЙ, ЧЩЙУЛЙЧБС УТЕДХ УЧПЕЗП УХЭЕУФЧПЧБОЙС, ТБУРТПУФТБОСАФУС Ч РПЮЧБИ, ЙМЕ, НПТУЛПК ЧПДЕ.

жПТНЩ ЦЙЪОЙ ЮТЕЪЧЩЮБКОП ТБЪОППВТБЪОЩ. йЪЧЕУФОП ДП 500 ФЩУ. ЧЙДПЧ ТБУФЕОЙК Й 1,5 НМО. ЧЙДПЧ ЦЙЧПФОЩИ. зМБЧОБС НБУУБ ЦЙЧПЗП ЧЕЭЕУФЧБ УПУТЕДПФПЮЕОБ Ч ПИЧБЮЕООПК УПМОЕЮОЩН УЧЕФПН ЮБУФЙ РМБОЕФЩ. рТЙ ЬФПН УЗХЭЕОЙС ЦЙЪОЙ ФЕН ЧЩЫЕ, ЮЕН СТЮЕ ЕЈ ПУЧЕЭЕОЙЕ. лПТПФЛПЧПМОПЧПЕ ХМШФТБЖЙПМЕФПЧПЕ ЙЪМХЮЕОЙЕ ХВЙЧБЕФ ЧУЕ ЖПТНЩ ЦЙЪОЙ. рПТБЦБЕФ ОЕ ФПМШЛП ТБЪОППВТБЪЙЕ ЖПТН ЦЙЪОЙ, ОП Й «ЧУАДОПУФШ ЦЙЪОЙ», ТБУРТПУФТБОЕОЙЕ ЕЈ ОБ ЧУЕЧПЪНПЦОЩЕ РТЕДЕМЩ РМБОЕФЩ. лБЦДЩК ПТЗБОЙЪН ЙНЕЕФ УЧПЙ РТЕДЕМЩ ЦЙЪОЙ.

чЕТИОЙК РТЕДЕМ ЦЙЪОЙ НПЦОП РТПЧЕУФЙ Ч УФТБФПУЖЕТЕ, ОБ ХТПЧОЕ ПЪПОПЧПЗП ЬЛТБОБ, РПЗМПЭБАЭЕЗП ЛПУНЙЮЕУЛПЕ ЛПТПФЛПЧПМОПЧПЕ ЙЪМХЮЕОЙЕ. жБЛФЙЮЕУЛЙ ПТЗБОЙЪНЩ ТБУРТПУФТБОСАФУС ОЙЦЕ ЕЗП ЗТБОЙГЩ. дП 5 ЛН, Ч ТЕДЛЙИ УМХЮБСИ ДП 10 ЛН, У РПФПЛБНЙ ЧПЪДХИБ, У РЩМША НПЗХФ РПДОЙНБФШУС Ч БФНПУЖЕТХ УРПТЩ Й НЙЛТППТЗБОЙЪНЩ. оБ 7 ЛН Ч ЧЩУПФХ ЙЪ РФЙГ РПДОЙНБЕФУС ЛПОДПТ. ч ЗПТБИ ОБ 8-ЛЙМПНЕФТПЧПК ЧЩУПФЕ ОБВМАДБМЙУШ ФМЙ, ОБ 6-ЛЙМПНЕФТПЧПК ЧЩУПФЕ ЧУФТЕЮБМЙУШ ВБВПЮЛЙ, ГЧЕФЛПЧЩЕ ТБУФЕОЙС — ОБ ЧЩУПФЕ 6,5 ЛН.

оЙЦОСС ЗТБОЙГБ ЦЙЪОЙ ПРТЕДЕМСЕФУС ФЕНРЕТБФХТОЩНЙ ХУМПЧЙСНЙ (100°C — ФЕНРЕТБФХТБ ЛЙРЕОЙС ЧПДЩ) зМХВЦЕ 3 ЛН ПФ ЪЕНОПК РПЧЕТИОПУФЙ ЦЙЧЩЕ УХЭЕУФЧБ ОЕ НПЗХФ УХЭЕУФЧПЧБФШ Ч УПЧТЕНЕООПН ЧЙДЕ. ч ПЛЕБОЕ ЦЙЪОШ ЧПЪНПЦОБ ОБ ЧУА ЗМХВЙОХ. ч РПЮЧБИ ЗТБОЙГБ ЦЙЪОЙ ПРТЕДЕМСЕФУС ЗМХВЙОПК РТПОЙЛОПЧЕОЙС УЧПВПДОПЗП ЛЙУМПТПДБ — ОЕУЛПМШЛП ЗМХВЦЕ 10 Н (ОБ ВПМПФБИ ФПМШЛП 30 УН).

еУМЙ РТЙОСФШ ЬФЙ ЗТБОЙГЩ ТБУРТПУФТБОЕОЙС ЦЙЧПЗП РП ч.й. чЕТОБДУЛПНХ, ФП ФПЗДБ ЗТБОЙГЩ ВЙПУЖЕТЩ ВМЙЪЛЙ Л ЗТБОЙГБН ЗЕПЗТБЖЙЮЕУЛПК ПВПМПЮЛЙ. оЕЛПФПТЩЕ ХЮЕОЩЕ (у.ч. лБМЕУОЙЛ, л.л. нБТЛПЧ, йО.р. зЕТБУЙНПЧ) ПФПЦДЕУФЧМСАФ ЬФЙ РПОСФЙС. оП д.м. бТНБОД УЮЙФБЕФ, ЮФП ЗЕПЗТБЖЙЮЕУЛБС ПВПМПЮЛБ РТЕДЫЕУФЧХЕФ ЦЙЪОЙ, РПУЛПМШЛХ ВЙПУЖЕТБ ЛПТПЮЕ ЧП ЧТЕНЕОЙ Й РТПУФТБОУФЧЕ ЗЕПЗТБЖЙЮЕУЛПК ПВПМПЮЛЙ. ч РТПУФТБОУФЧЕ ПОЙ НПЗХФ УПЧРБДБФШ, Й ФПЗДБ, ПЮЕЧЙДОП, ВЙПУЖЕТХ УМЕДХЕФ ТБУУНБФТЙЧБФШ ЛБЛ ПУПВХА УФБДЙА Ч ТБЪЧЙФЙЙ ЗЕПЗТБЖЙЮЕУЛПК ПВПМПЮЛЙ.

зЕФЕТПФТПЖОЩЕ ПТЗБОЙЪНЩ Й БЧФПФТПЖОЩЕ ВБЛФЕТЙЙ РТПОЙЛБАФ Ч ЪЕНОЩЕ РЕЭЕТЩ Й НПТУЛЙЕ ЗМХВЙОЩ. уРПТЩ ЗТЙВПЧ Й ОЕЛПФПТЩИ ВБЛФЕТЙК ЧЩДЕТЦЙЧБАФ ФЕНРЕТБФХТЩ Ч 140° Ч ФЕЮЕОЙЕ 20 ЮБУПЧ, НПЗХФ ЧЩДЕТЦБФШ ФЕНРЕТБФХТЩ ДП -252°C. уРПТЩ ВБЛФЕТЙК Ч ЦЙДЛПН ЧПЪДХИЕ УПИТБОСМЙ ЦЙЪОЕУРПУПВОПУФШ Ч ФЕЮЕОЙЕ НОПЗЙИ НЕУСГЕЧ РТЙ ФЕНРЕТБФХТЕ -200°C. зТЙВЩ Й ВБЛФЕТЙЙ ЧЩДЕТЦЙЧБАФ ДБЧМЕОЙЕ 3000 БФН., Б ДТПЦЦЙ — 8000 БФН. бОБЬТПВОЩЕ ВБЛФЕТЙЙ ЦЙЧХФ Ч УТЕДЕ, МЙЫЈООПК УЧПВПДОПЗП ЛЙУМПТПДБ, ВПЗБФПК НЙОЕТБМШОЩНЙ УПМСНЙ. еУФШ ВБЛФЕТЙЙ, ТБУРТПУФТБОЈООЩЕ Ч ЗПТСЮЙИ ВПТОЩИ ЙУФПЮОЙЛБИ Й ЧЩДЕТЦЙЧБАЭЙЕ 10-РТПГЕОФОЩК ТБУФЧПТ УЕТОПК ЛЙУМПФЩ.

цЙЧПЕ РТЕДУФБЧМСЕФ ОЕТБЪТЩЧОПЕ ГЕМПЕ, ЪБЛПОПНЕТОП УЧСЪБООПЕ НЕЦДХ УПВПК Й У ПЛТХЦБАЭЕК УТЕДПК.

Лекция №4. 2. Учение Вернадского о биосфере.

1. Эволюция биосферы.

2. Учение Вернадского о биосфере.

3. Эмпирические обобщения Вернадского.

4. Концепция ноосферы.

5. Классификация природных ресурсов

Возникновение жизни на земле и биосферы на земле. (гипотезы)

Существует несколько гипотез о происхождении т.к. среди ученых нет единого мнения. Классифицировать их можно следующим образом:

1. а) по принципу, что идея (разум) первично, а материя вторично (идеалистическое)

б) по принципу, что материальное первично, а идеи и разум вторичны (материалистическое)

2. по принципу, что жизнь существовала всегда, и будет существовать вечно (гипотезы стационарного состояния)

3. по принципу, что живое только от живого (биогенеза) или возможно само зарождение живого от не живого (абиогеноза)

4. по принципу, что жизнь на земле была занесена из космоса (гипотеза панспермии)

1. Жизнь была занесена творцом (идея разума)

2. Стационарного состояния жизнь и сама вселенная существовали всегда, и будут существовать вечно. Т.к. не имеющее начала не имеет и конца и вместе с тем существуют отдельные тела и образования (звезды, планеты, и.т.д.) ограниченно во времени. Они возникают, рождаются и погибают. Общепризнанной теорией образования вселенной является теория большого взрыва, согласно которой вселенная существует ограниченное время, она существует около 15 млрд лет.

3. Гипотеза панспермии.

Жизнь на земле была занесена из космоса и прижилась здесь после того, как на земле сложились благоприятные для этого условия. Вопрос о том, как возникла жизнь в космосе в силу объективных трудностей его решения, отодвигается на неопределенный срок. Она могла бы быть создана творцом, существовать всегда или возникнуть из неживой материи. В 1924 году А.И.Опарин высказал предположение, что живое возникло на Земле из неживой материи, в результате химической эволюции (сложных химических преобразований молекул) этому событию благоприятствовали сложившиеся на Земле условия. В 1953 году С.Миллер в лабораторных условиях получил ряд органических веществ из неорганических соединений. Была доказана принципиальная возможность неорганического пути образования биогенных органических соединений, но не живых организмов. А.И.Опарин полагал, что органические вещества могли создаваться в первичном океане из простых неорганических соединений. В результате накопления в океане органических веществ образовался “первичный бульон”. Затем, объединяясь, белки и другие органические молекулы образовали капли коацерватов, которые служили прообразом клеток. Капли коацерватов подвергались естественному отбору и эволюционировали.

Читайте также  Реклама и пиар

1-е организмы были гетеротрофными. По мере исчерпания запаса, “первичного бульона” возникли автотрофы. С точки зрения теории вероятности, вероятность синтеза сверхсложных био молекул при условии случайных соединений их составных частей крайне низка.

К настоящему времени ни одна из существующих теорий прямыми доказательствами не обладает.

УЧЕНИЕ ВЕРНАДСКОГО О БИОСФЕРЕ

Биосфера – совокупность живых организмов на земле. По Вернадскому – биосфера – сфера единства живого и неживого. На основании уже выше изложенного, существует несколько вариантов происхождения жизни на Земле:

1. Жизнь возникла до образования Земли и была занесена на нее;

2. Жизнь зародилась после образования Земли;

3. Жизнь возникла с формированием Земли.

Вернадский считал, что нет убедительных научных данных, что живое когда-либо не существовало на Земле. Под биосферой Вернадский понимал оболочку Земли, в которой все процессы протекают под прямым воздействием живых организмов.

Вернадский сформировал три биологических принципа:

1. Биогенная миграция химических элементов в биосфере всегда стремится к своему максимальному проявлению;

2. Эволюция видов в ходе геологического времени, приводящая к созданию в биосфере устойчивых форм и размеров жизни, идет в направлении, усиливающем биологическую миграцию атомов.

3. Живое вещество находится непрерывно в общении с окружающей его средой, создается и поддерживается на Земле космической энергией Солнца.

Эти принципы соотносятся со следующими выводами Вернадского:

1) Начала жизни в том космосе, который мы наблюдаем, не было, поскольку не было начала этого космоса, жизнь вечна поскольку вечен космос и всегда передавалась путем биогеоценоза (от живого к живому).

2) Жизнь извечно присущая вселенной явилась новой на земле. Ее зародыши приносились из вне постоянно, но укрепились на земле лишь при благоприятных условиях.

3) Жизнь на земле была всегда, пока существовала планета. Это лишь время существования на ней жизни. Жизнь геологически вечно планетарная величина. Возраст планеты не определим

4) Жизнь никогда не была чем-то случайным, ютящимся на каких-то отдельных оазисах. Это противоречит расчетам, сделанным Вернадским о скорости захвата организмами пространства: для бактерий она сравнима со скоростью звука в воздушной среде. Вся загадочность тезиса о всегдашней оживленности планеты связана со словом всегда, т.е. понятием времени. Вернадский подчеркивал, что все характеристики жизни и времени совпадают: жизнь и время необратимы, они всегда направлены одинаковым образом из прошлого в будущее. Время биологически содержательно, Оно строится причинно обусловленными событиями: сменой поколений. Мерными единицами биологического времени Вернадский считал делящиеся бактерии. Он утверждал, что мы не имеем права говорить о времени до создания биосферы. “Всегда без жизни нет, а есть другие формулы времени, которые нам существам, принадлежащим биологическому времени, не столь близки и понятны”

5) Древнейшие формы жизни — дробянки способные выполнять функции в биосфере, значит, возможна биосфера, состоящая из одних прокариот. Вероятно, что таковая и была в прошлом (дробянки-сине-зеленные водоросли и бактерии, в них нет хромосом, нет полового процесса размножения).

6) Живое вещество не могло произойти от косного, между этими 2-я состояниями материи нет не каких промежуточных ступеней. Напротив, в результате воздействия жизни происходила эволюция земной коры.

ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ОБОБЩЕНИЕ ВЕРНАДСКОГО

1. Принципы целостности биосферы. Строение Земли есть согласованный механизм. “Твари земли являются созданием космического процесса, необходимой закономерной частью встроенного космического механизма” Само вещество (живое) не является случайным созданием.

2. Принцип гармонии биосферы и ее организованности. В биосфере по Вернадскому “все учитывается и все приспособляется с той же точностью, с той же механичностью и с тем же подчинением меры и гармонии, какую мы видим в стройных движениях небесных светил и начинаем видеть в системах атомов вещества и атомов энергии”.

3. Закон биогенной миграции атомов в биосфере, т.е. в биосфере миграция хим. элементов происходит при непосредственном участии живых организмов.

4. Всюдность жизни в биосфере. Жизнь, постепенно приспосабливаясь, захватила биосферу.

5. Закон бережливости в использовании живым веществом простых химических тел. Раз вошедший элемент проходит длинный ряд состояний и вводит в себя только необходимое количество элементов. Формы нахождения химических элементов:

1. Горные породы и минералы

3. Рассеянные элементы

4. Живое вещество

6. Постоянное количество живого вещества в биосфере. Количество кислорода того же порядка (1.5•10 -21 г) что и живого вещества (10 20 -10 21 г), причем это справедливо в рамках значительных геологических отрезков времени, это следует из того, что живое вещество является посредником между солнцем и землей.

7. Никогда не наблюдается зарождение живого от неживого.

8. В геологической истории нет эпох, в которых не существовала бы жизнь

9. Современное живое вещество генетически родственно всем прошлым организмам

10. В современную эпоху живое вещество также влияет на химический состав земной коры, как и в прошлые эпохи. Биосфера в основных своих чертах представляет собой один и тот же хим. аппарат, самых древних геологических периодов. Жизнь оставалась в течение геологического времени постоянной, менялась только ее форма.

Ноосфера — мыслящая оболочка, сфера разума, высшая стадия развития биосферы, сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная деятельность человека становится главным определяющим фактором развития.

Ноосфера-среда, в которой природные ресурсы обмена вещества и энергии контролируются обществом, это естественное необходимое следствие человеческих усилий, преобразованная людьми биосфера соответственно познанным законом её строения и развития. Это новое состояние глобальной суперсистемы. Это совокупность трёх мощных подсистем: человек, производство, природа, три взаимосвязных элемента при активной роли подсистемы «человек». Становление ноосферы длительно, биосфера рано или поздно перейдет в ноосферу. Человек будет вынужден взять на себя ответственность за дальнейшую эволюцию планеты. Признаки превращения биосферы в ноосферу:

1. Возрастание количества механически извлекаемого материала земной коры (рост разработки месторождений полезных ископаемых). Геохимическая деятельность человека становится сравнимой по масштабам с геологическими и биологическими процессами.

2. Массовое потребление (сжигание) продуктов фотосинтеза прошлых геологических эпох ( нефть, газ и т.д.)

3. Рассеивание энергии в отличие от ее накопления в биосфере до появления человека является основанным следствием энергетического загрязнения биосферы.

4. Образование больших количеств веществ в природе ранее отсутствующих (чистые металлы, пластмассы и т.д.). В результате наблюдается химическое загрязнение биосферы, ее загрязнение промышленными отходами.

5. Создание в ничтожно малых количествах трансурановых хим. элементов (плутония и т.д.). Основание ядерной энергии за счет деления тяжелых ядер и термоядерной энергии за счет синтеза легких ядер. Возникает опасность теплового загрязнения радиоактивными отходами ядерной энергетики.

6. Расширение границ ноосферы за пределы Земли в связи с научным техническим процессом. Возникновение космонавтики обеспечило выход человека за предел планеты; ноосфера в будущем займет большее пространство, чем биосфера до появления человека, И создается принципиальная возможность создания искусственных биосфер на других планетах.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

Ресурсы — то, что извлекается из природной среды для удовлетворения потребностей и желаний общества. Главное назначение ресурсов – удовлетворение материальных потребностей: то есть создание материальных благ. Природные ресурсы – природные объекты и явления, которые человек использует для создания материальных благ, обеспечивающих не только поддержание существования человечества, но и постепенное повышение качества жизни. Природные объекты и явления – различные тела и силы природы, используемые человеком как ресурсы.

В основу классификации положено 3 признака:

1. –по источникам происхождения

2. –по использованию в производстве

3. –по степени истощаемости ресурсов.

По источникам происхождения ресурсы делятся на:

Биологические ресурсы – все живые средообразующие компоненты биосферы (консументы, продуценты) с заключённым в них генетическим материалом. К ним относятся промысловые объекты, культурные растения, домашние животные.

Минеральные ресурсы – все пригодные для употребления вещественные составляющие биосферы, используемые в хозяйстве как минеральное сырьё или источники энергии. Минеральное сырьё может быть рудным и нерудным. Если эти богатства используются как топливо, (атомная энергия) и одновременно как источник энергии (для получения пара и электричества), то их называют топливно-энергетическими ресурсами.

Энергетические ресурсы — это совокупность энергии солнца, термальных, атомно-энергетических, топливно-энергетических и других источников энергии.

Классификация по использованию в производстве:

-земельный фонд: земли, входящие по своему назначению в следующие категории:

— не сельскохозяйственного назначения (промышленные)

-лесной фонд – это часть земельного фонда земли, на которой может произрастать лес

-водные ресурсы – это количество подземных и подводных вод, которые могут быть использованы для различных целей в хозяйстве

-ресурсы фауны (количество обитателей лесов, отмелей, используемые человеком, не нарушая экологического равновесия)

-полезные ископаемые (рудные, нерудные, топливно-энергетические) – природное скопление минералов в земной коре, которое может быть использовано в хозяйстве.

Истощение природных ресурсов с экологической точки зрения – это несоответствие между безопасными нормами изъятия природных ресурсов из природной экосистемы и недр и потребностями человечества.

Классификация по степени истощаемости:

a. Неисчерпаемые (ветер, солнце)

— возобновимые (лес) – способность к восстановлению через размножение и другие природные процессы за срок соизмеримый со сроком их потребления.

— относительно возобновимые (почва)

— невозобновимые (топливо) – не восстанавливается за срок существования человеческого общества.

Чем выше уровень использования извлеченных природных ресурсов, тем ниже уровень загрязнения окружающей природной среды.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: