Умельцы и мудрецы казахских степей - ABCD42.RU

Умельцы и мудрецы казахских степей

Умельцы и мудрецы казахских степей

Умельцы и мудрецы казахских степей

Александр Кадырбаев, Турсун Султанов

История непредсказуема. Порою громкое событие, будоражившее общество, может скоро забыться и стать рядовым фактом прошлого. Порою, наоборот, казалось бы, самое ординарное событие, самое обыденное явление может при стечении обстоятельств иметь поразительные последствия в жизни страны и судьбе ее населения. Это положение хорошо иллюстрирует история возникновения казахской национальной государственности — Казахского ханства.

Казахское ханство было основано двумя султанами — Гиреем и Джанибеком. В 864/1459-60 гг. Гирей-султан, Джанибек-султан и некоторые другие Чингизиды из рода Джучи, старшего сына Чингиз-хана, недовольные властью хана Абу-л-Хайра (правил в Узбекском улусе, государстве, возникшем в степях западного и центрального Казахстана в результате распада Золотой Орды, в 1428-1469 гг.), с подвластными им родами и племенами покинули Узбекский улус и прикочевали в пределы округа Чу и Козы-Баши на юго-востоке Казахстана.

Кто мог тогда, в 864/1459-69 годах предвидеть, что откочевка за пределы страны группы недовольных верховной властью родов и племен во главе с султанами окажется судьбоносной. Между тем, история сложилась так, что именно это событие стало началом нынешнего Казахстана. Да и возникновение самого топонима Казакстан — один из конкретных результатов той перекочевки.

приключений, употреблялось тюркское слово казак, известное еще с первой половины XIII века. Так как Гирей, Джанибек и их приверженцы были людьми, ушедшими от своих и скитавшимися по окраинам государства кочевых узбеков Восточного Дешт-и Кипчака, к которому они принадлежали и находившимися с ними в состоянии войны, то их прозвали узбеками-казаками, т. е. узбекскими казаками, или просто казаками. Имя это за ними закрепилось.

Умер Абу-л-Хайр-хан. В Узбекском улусе началась борьба за верховную власть. В этой обстановке Гирей, Джанибек и их казачья вольница вернулись в Узбекский улус и в 875/1470-71 гг. захватили верховную власть в стране. Так впервые была основана династия собственно казахских султанов. Имя казак сначала передалось ханству, а затем стало названием народности. С первых десятилетий ХV1 века за страной закрепилось название Казакстан («Страна казаков»).

С тех далеких пор и до ныне коренные жители этой огромной страны себя иначе и не называют как казаками. Под этим же названием они были известны у соседних народов. И в русских документах ХVI-ХVII вв. их именовали казаками, а их государство Казачьей, или Казатцкой Ордой. С XVIII столетия в русских источниках, а затем и в европейской литературе казаков (казахов) ошибочно стали называть киргизами, киргиз-казаками и киргиз-кайсаками, а их государство — Киргиз-Кайсацкой Ордой. В 1925 году было восстановлено самоназвание народа «казак». Широко распространенное ныне слово казах представляет собой поздний (XIX века) русский вариант тюркского казак и было введено в официальное обращение с 1936 года.

Казахское ханство представляло собой типичное кочевническое государство, в котором продолжали жить традиции монгольской империи. Государство казахов рассматривалось в качестве собственности всей царствующей фамилии и распадалось на множество крупных и мелких владений. Управление находилось в руках Чингизидов — потомков Чингиз-хана, для обозначения которых употреблялся термин султан.

Султаны Чингизиды составляли высшее сословие социальной иерархии — ак-суйек («белая кость»). Только султана можно было провозгласить ханом. Султаны не относили себя ни к одному из жузов, ни к одному из тюрко-монгольских племен, не разделялись на колена и составляли замкнутое аристократическое сословие. Султаном надо было только родиться. Родство по женской линии с «золотым родом» султанов не делегировало зятю никаких прав и привилегий Чингизидов.

«первенствующим сословием» еще в XIV веке. Сайидами называются в мусульманском мире потомки пророка Мухаммада (умер в 632 г. н. э.) от его дочери Фатимы и четвертого халифа Али (правил в 656-616 гг.). Они пользовались у мусульман не только почетом, но и многими привилегиями. В частности, только они могли безнаказанно говорить всю правду мусульманским государям и даже укорять их за неправедный образ жизни. Сайиды считались главными представителями религиозных идей мусульманства и не подлежали смертной казни. Звание сайид высоко ценилось.

Ходжа (букв, «хозяин», «господин») в Средней Азии и Казахстане — почетное прозвание людей, которые считаются потомками ближайших сподвижников пророка Мухаммада, а именно: четырех праведных халифов — Абу Бакра, Омара, Османа и Али (за исключением потомков последнего от брака с дочерью пророка Мухаммада Фатимой). Таким образом, в отличие от сайидов, ходжи не имеют единой генеалогии. Ходжи стояли вне родовых общин, а также не причисляли себя ни к казахам, ни к узбекам, ни к таджикам. Они как султаны и сайиды, составляли замкнутое сословие, занимали место на вершине социальной пирамиды и пользовались привилегированным положением.

«белой кости» остальной народ назывался кара-суйек («черная кость»).

В казахском обществе прочно сохранялось деление на отдельные роды и племена. С начала ХVП века все казахские роды и племена были объединены в три группы, именуемые самими казахами Улу жуз (Большой или Старший жуз), Орта жуз (Средний или Серединный жуз) и Киши жуз (Малый или Младший жуз). В дореволюционной исторической литературе вместо жуз употреблялся в давние времена пришедший в русский язык термин орда.

Общественное положение каждого отдельного представителя кара-суйек, будь он потомственным бием (родоначальникам) или рядовым кочевником, определялось степенью привилегированности его рода и племени. Наличие же трех жузов делала общество казахов глубоко ранжированным сообществом: существовало старшинство не только между родами внутри каждого жуза, но и между самими жузами.

Согласно этнографическим наблюдениям, порядок — старшинства соблюдался: при определении места в боевом порядке; при разделении военной добычи; при вступлении в дом и рассаживании по местам; при открытии торжества; при представлении качества предлагаемого в гостях и на пирах кушанья. С XVIII века, после смерти последнего общеказахского хана, каждый жуз представлял собой самостоятельное политическое образования. Окончилась история Казахского ханства. Началась история Казахских ханств (жузов — орд). В XIX веке Казахские жузы были присоединены к Российской империи.

Дни кочевников Великой Степи

и верблюдов. Крупный рогатый скот занимал в их хозяйстве незначительное место, так как не приспособлен к условиям круглогодичного выпаса и особенно к добыванию корма зимой из-под снега. Ведущее место по хозяйственному значению у казахов занимали овцы. Степных овец отличает выносливость и хорошие мясо-молочные качества.

Надо ли говорить, что значила в жизни кочевников лошадь. Кочевник от лошади неотделим. Он не пойдет пешком даже на малое расстояние. Лошадь, по понятию кочевника, возвышает человека. Отсюда установилось правило, согласно которому тот, кто желает оказать уважение при встрече другому лицу, должен сойти с лошади на землю. Только равный с равным могут приветствовать друг друга, оставаясь на лошадях.

лошадей с несущимся впереди долгогривым красавцем-жеребцом. Верблюды в хозяйстве казахов были незаменимы при перекочевках и перевозках грузов. Их, как и быков, использовали для перевозки домов-кибиток, поставленных на колеса. Кроме того, с верблюдов снимали шерсть, а калорийный и вкусный напиток шубат ценился наравне с кумысом.

Скот был частно-семейной собственностью. Зато право общинного пользования пастбищами принадлежало всем свободным членам кочевого общества. Правила перекочевок, выработанные многовековым опытом, основывались на учете травяного покрова в том или ином районе в соответствии с сезонами года. Вся территория выпасов делилась на четыре типа сезонных пастбищ: зимние (кыстау), весенние (коктеу), летник (джайлау), и осенние (кузеу).

Места для зимовок чаще всего выбирались возле рек. На берегах рек находились густые заросли камыша и кустарника, служившие в суровую зимнюю пору кормом для скота и хорошо защищавшие его от снежных метелей и пурги.

поставленные на небольшие углубления — ямы и занесенные снежными сугробами юрты и кибитки, в которых беспрерывно разводился огонь. Для скота заранее строили загоны, чаще всего из камыша, кый, бараньего помета.

и возвышенностях. Весь световой день кочевники проводили вне жилых помещений, под открытым небом. Здесь отощавший за зиму скот набирал вес, приносил приплод.

В летние дни, когда наступает зной таммуза (июльская жара) и время множества пожаров, казахский народ занимает места по окраинам степи. На летовках жили более сплоченно, чем зимой. Жизнь на джайлау была самым привольным временем. Тут справлялись свадьбы, проводились различные игры, конные скачки, устраивались состязания борцов, певцов, музыкантов и сказителей.

С наступлением осени скотоводы уходили на осенние пастбища, которые в большинстве случаев совпадали с весенними. Здесь производилась осенняя стрижка овец. Тут же производилась баранта, т. е. насильственный угон скота за неуплаченный долг, калым, но непременно с ведома старейшин рода истца. Осенью же проходили народные собрания с участием всех взрослых мужчин казахского общества, на которых решались важные для страны дела.

Читайте также  Пещера Шульган–Таш (Капова)

их жизнь лучше жизни горожан и земледельцев, запертых в тесном пространстве домов и кварталов. Это настроение прекрасно выражено у среднеазиатского автора Ибн Рузбихана, который писал в 1509 году: «В настоящее время казахи ничего не знают о радостной жизни, благоденствии и довольстве узбеков. Суровый и грубый образ жизни, который они ведут, они представляют себе основой спокойствия и досуга. не признают ничего более благородного и приятного».

Жилище на арбе

В эпоху ранней истории Казахского ханства расстояния между зимовками и местами сезонной кочевки исчислялись сотнями километров и составляли путь длиной в несколько месяцев. Столь большая длина пути определяла и некоторые особенности быта жителей Дешт-и Кипчака, заключавшаяся, в частности в том, что тогда кочевали не отдельными аулами как в ХVШ-Х1Х вв., навьючив все имущество и войлочный дом на верблюдов и делая привалы через каждые 25-30 км, но целыми улусами, то есть одновременно по степи медленно двигались десятки и сотни тысяч людей и животных. Поскольку и народу было много и животных огромное число, приходилось двигаться широким фронтом, чтобы идущие впереди не уничтожили всю траву и кустарники, необходимые для тех, которые шли сзади. Промежуток между флангами «движущегося народа» составлял до двухсот и больше километров.

Жилище и прочее имущество семья перевозила на телегах, запрягавшихся волами, лошадьми или верблюдами. Основным жилищем степняков в ту эпоху были легкие кибитки, так называемые кутарме. Их не разбирали, а целиком ставили на повозки. Для обозначения повозки, крытой телеги кочевников Дешт-и Кипчака употребляются монгольское слово телеген персидское — гардуне, но чаще всего — тюркское слово арба (араба).

Арбы кочевого населения Великой Степи были двух родов: двуколка и телега на четырех больших колесах. Их возили лошади, волы и верблюды. Остов и колеса арбы сделаны обычно из березы. Их изготовляли в апреле и мае, когда дерево легко гнется. Сама же постройка производилась летом. Прочные и крепкие арбы имели по меньшей мере двоякое назначение: при обороне кочевники образовывали укрепление, окружив свой лагерь поставленными в ряд арбами. Остов домов-повозок строили следующим образом. Брали деревянный обруч диаметром в полтора шага или более и на нем устанавливали несколько полуобручей, пересекающихся в центре; промежутки застилали камышовыми циновками, которые, в зависимости от достатка, покрывали либо войлоком, либо сукном, либо шелковыми, шитым золотом, покрывалами. Когда устраивался большой привал, кочевники Кипчака снимали эти дома с повозки, ставили на землю и жили в них.

«подвижные дома» имели двери и решетчатые оконца. Окошечки обтягивались сукном или зашторивались войлочными занавесками. Величина, обстановка домов-повозок и их количество отражали знатность и богатство хозяев. «Дома-повозки», принадлежавшие султанам и знати, могли вместить одновременно человек двадцать или более. Такой большой шатер укрепляли на повозке, в повозку впрягали несколько верблюдов, волов или лошадей. Дома-повозки простых казахов отличались меньшими размерами, их вез один, иногда несколько верблюдов. Когда множество повозок, нагруженных домами, двигалось по степени одновременно, то издали казалось, что двигается большой город со своими жителями.

По утверждению очевидцев, в Кипчакских степях «всякий человек спит и ест только в своей арбе во время езды»; пищу также варили во время самой езды. Постоянными обитателями шатра на колесах были в основном женщины, дети и больные.

Дома-повозки, как основной вид жилища и транспорта, исчезли среди кочевников Дешт-и Кипчака с ХУII века. Их заменило передвижение верхом. Кочевники Великой Степи перешли к разборным юртам, которые ставились прямо на землю и перевозились в разобранном виде на верблюдах.

Интеллектуальная игра к уроку «Мудрецы казахской степи»

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Описание презентации по отдельным слайдам:

ИГРА Личный сайт http://shkolnayastrana.ucoz.ua Автор идеи и шаблона : Курипко Ольга Анатольевна Донецкая ОШ № 150 Украина 2014 ЧТО? ГДЕ? КОГДА? Мудрецы казахской степи викторина 10 кл. Пунегова Любовь Андреевна КГУ Есильская СШ №1

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

ВОПРОС 1 Младший современник Яссави, ученик и единомышленник , известный в народе как Хаким Ата? Сулейман Бакыргани ответ

ВОПРОС 2 Аль Фараби ответ Как называется первый российский музей? О ком писал ибн Хаукаль «Он один из самых крупных философов..»

ВОПРОС 3 «Поэт поэтов, предводитель мудрецов», автор книги «Хибатул-Хакайк» (Подарок истины) Кто этот гений? Адиб Ахмет Мухмуд-улы Йугнеки ответ

ВОПРОС 4 Кто в иерархии мусульманских святых Средней Азии и Казахстана занимает высшую ступень? Арыстан — баба ответ

ВОПРОС 5 Его предки, начиная с эпохи караханидов, были приближёнными ханов. В его знаменитом труде, написанном, когда он жил в Касимовском ханстве, приводится характеристика тюркских племён. Что за труд, кто автор? Жалаири « Жамигат таурих» ответ

ВОПРОС 6 «Книга о премудрости»- «Дивани хикмет» Ясави была написана в 12 веке. Вариант сочинения какого времени сохранился до наших дней? Переписанные в 15-17 веках варианты сочинения. ответ

ВОПРОС 7 По мнению исследователей, главный труд своей жизни этот автор написал в 1072, либо в 1078 году? Кто он и что за труд? Махмуд Кашгари. «Словарь тюркских наречий» ответ

ВОПРОС 8 ответ Добровольно спустившись в подземную келью в 63 года, оставался там до конца жизни. Кто и почему? . Как Яссави. Нельзя жить больше пророка

ВОПРОС 10 Великий казахский учёный 19 века назвал этого человека «Философом кочевого ногайско-казахского улуса» Назовите имена учёного и философа ? Чокан Валиханов. Асан Кайгы. ответ

ВОПРОС 11 «Кутатгу билиг» Юсуфа Баласагуни ответ ВПервый, дошедший до нас, письменный памятник светской литературы тюркоязычных народов . Кто его автор?

ВОПРОС 12 Выходец из огузов, племени баят, мать была из рода кыпчаков. В казахских легендах –святой, искавший вечную жизнь. Создатель музыкального инструмента. Какого ? О ком идёт речь? Коркыт. Кобыз. ответ

Друзья, вы очень умные люди! Игра окончена! Поздравляю с победой!

Ссылки http://easyengl.ucoz.ru/_bl/26/51253304.gif http://st2.imhonet.ru/element/large/84/26/84260e3e645565c3b6071ebd7cba12fc.jpg http://i.ck.cz/f/82759/12.jpg http://cp12.nevsepic.com.ua/83/1350253528-0099736-www.nevsepic.com.ua.jpg http://www.tiewrussia.com/images/1181031094.jpg http://cs625223.vk.me/v625223026/48b94/OQI5ie0MS1w.jpg http://history-of-wars.ru/uploads/posts/2011-01/1296251290_russkij-voennyj-mundir-xviii-veka22.jpg http://cs627127.vk.me/v627127780/22bb0/te6-Qn4MumE.jpg

http://img3.proshkolu.ru/content/media/pic/std/3000000/2849000/2848859-b8846235fd758f56.gif http://school-collection.lyceum62.ru/ecor/storage/655b0062-64dd-4be7-b161-c9d8f80fdee0/Images/[IS10IO_2_3-12]_[GA_04]d.jpg http://realtyport.su/images/kvartiri/95727205836cec1faee1b000b3a65618.fd41c27f-9c62-40e8-bb1b-5f229d45f2b2 http://rpp.nashaucheba.ru/pars_docs/refs/165/164308/img3.jpg http://tatiana-tatiana86.narod.ru/olderfiles/1/359ff.png http://rayskiyepodarki.ru/d/309285/d/product_img_1116.jpg Таймер — автор: Важенин С.В., учитель истории МОУ СОШ с. Закаринье Слободского района Кировской области Викторину разработала Пасечник Елена Аркадьевна, учитель истории МБОУ «СОШ№6 »г Братска Иркутской обл. Автор шаблона: Курипко Ольга Анатольевна Донецкая ОШ № 150 Украина 2014

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

  • Пунегова Любовь АндреевнаНаписать 821 05.03.2018

Номер материала: ДБ-1291603

  • Всеобщая история
  • 10 класс
  • Презентации
    05.03.2018 461
    05.03.2018 13880
    05.03.2018 193
    05.03.2018 397
    05.03.2018 199
    05.03.2018 245
    05.03.2018 206
    05.03.2018 308

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В Минпросвещения рассказали о системе оценок по физкультуре в школах

Время чтения: 0 минут

Половина российских студентов отдают предпочтение гибридному формату обучения

Время чтения: 1 минута

В украинском университете открылся первый в мире факультет TikTok

Время чтения: 1 минута

ЕГЭ в 2022 году может пройти в допандемийном формате

Время чтения: 1 минута

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

С ЕГЭ удаляют за списывание около тысячи человек в год

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также  Понятие и виды времени отдыха 4

Волшебники казахской степи

Считалось, что они обладали сверхъестественными способностями, могли прочесть прошлое, предсказывать будущее, вылечить человека или наоборот навести порчу.

Объяснение их способностям искали первоначально в язычестве, а с распространением ислама на территории Казахстана, целительство и провидческий дар стали связывать со священными писаниями. Нередко в обрядах использовали тексты Корана, а связь с потусторонним миром объясняли посредничеством с ангелами.

Встречались и случаи мошенничества, когда лицедеи манипулировали людьми с помощью внушений и приемов, демонстрировавших существование «магии» и общение с потусторонним миром. Население охотно верило в разыгрываемые чудеса и добровольно расставалось с деньгами, чтобы задобрить духов, получить желанное исцеление и заглянуть в будущее. Известный немецкий ученый Георги оставил упоминание о казахских баксы:

Баксы походят на языческих шаманов или камов. Они хвастают, что имеют знакомство со злыми духами, призывают их при различных шалостях… и для того все обиженные дьяволом должны искать у них помощи. Многие из сих волшебников живут весьма достаточно[1].

Тем не менее, из поколения в поколение передаются сведения о людях, чьи способности не разгаданы современной наукой. В мировой истории такую славу, например, приобрели Нострадамус, Ванга. В казахской истории знаменитым целителем считается Отейбойдак Тлеукабылулы, провидцем – Майкы би.

Традиционной медицине и врачам-специалистам предшествовали знахари, целители, которые постигали физиологию, анатомию человеку собственными методами, с помощью различных экспериментов, подбирали необходимые способы лечения, изготавливали снадобья и мази, против инфекций и воспалений.

Сынықшы – костоправы лечили сложные переломы, когда еще не использовался гипс, они умело перевязывали бинтом ушибы, переломы, так что кости срастались. Самые умелые целители могли провести операцию только появившемуся на свет ребенку – они извлекали раздробленную часть черепа младенца и заменяли его кусочком панциря черепахи.

Целители также верили в сильную энергетику человека. Они считали, что некоторые люди обладают мощным сглазом. Так, известный казахский ученый Отейбойдак Тлеукабылулы, живший в XIV веке, в своем «Трактате о целительстве» описал разные части тела человека, которые поддаются сглазу. Несмотря на подобные утверждения, которые в настоящее время кажутся нам наивными, О. Тлеукабылулы внес значительный вклад в развитие народной медицины, которая зачастую является опорой в традиционной медицине.

Баксы – шаманы пользовались уважением в обществе, которое не могло объяснить явления природы и силы стихий, потому они считались носителями загадочных сил, сокровенного знания, позволяющего им контактировать с духами. Им могли являться как добрые, так и злые силы. К добрым духам, покровителям, помощникам относились духи предков (аруақ), ангелы (періште), феи (перизат). Злые силы – шайтаны, демоны в женском обличии: албасты, жезтырнак – пытались обмануть человека, искусить на дурной поступок. Эти герои являются персонажами древнего тюркского фольклора, но другие считают, что они выходят за рамки вымыслов и мифов. Кроме того, добрые и злые духи запечатлены на страницах священных писаний.

Балгер – гадатель, он мог видеть события прошлого и настоящего, свидетелем которых непосредственно не был, обладал способностью предсказывать будущее. Инструментами гадателя могли выступать разные вещи: лопатки животных, бараньи катышки, спички, линии рук и даже священный Коран.

Ш. Уалиханов говорил о них: «Прежде чем гадать на двух пальцах, он держит камчу, сохраняя баланс, при этом говорит, демонстрируя игру».

Болжаушы – предсказатель, глубокий мыслитель, таящий большую внутреннюю силу, обладающий спокойствием и уверенностью. Существуют легенды, что знаменитые батыры Отеген и Раймбек сделали друг другу предсказания об их будущем месте захоронения.

Райымбек батыр со своей армией спасался от джунгар, когда путь им пресекла бурная река. Но после того, как он прочитал молитву и попросил Всевышнего о милости, течение остановилось. Тогда Отеген батыр предсказал, что мазар Райымбек батыра будет находиться в шумном месте. Райымбек батыр тоже вскоре смог ответить на такое предсказание: «О, Отеген, бесстрашный, коль шума, пыли ты боишься, останешься ты под водой».

Так и случилось, захоронением Райымбек батыра стал современный Алматы, на оживленном проспекте, названным его именем. Могила Отеген батыра в 1973 году могла действительно остаться под водой при строительстве Капчагайского водохранилища, но по просьбе его потомков, батыра перезахоронили в Кордайском районе, ауле Отеген. По другой версии, место захоронения Райымбек батыра предсказал Кабан акын (Кабылиса жырау), и он же предвидел перезахоронение Отеген батыра.

В казахском обществе были также свои звездочеты – жулдызшы, которые составляли прогноз погоды, наблюдая за небесными светилами. Степные жители уделяли большое внимание астрологическим прогнозам. При решении важных национальных вопросов учитывались эти прогнозы. Зведочеты были советчиками в житейских вопросах, а также в военных, таких как защита населения, методы сражения, состав армии.

С распространением ислама гадание, предсказания стали считаться табуированными действиями, но они все еще были популярны среди народа. Целители читают молитвы, строки из Корана, а потребность в защите и покровительстве высших сил выражается в ношении тумаров, на которых могут содержаться аяты из священного писания.

При подготовке публикации были использованы материалы
сайта http://www.anck.kz/Spravochnik/4.htm

[1] И. Георги. Описание всех в Российском государстве обитающих народов, 2-е издание СПб, 1779. С. 141.

Умельцы и мудрецы казахских степей

История непредсказуема. Порою громкое событие, будоражившее общество, может скоро забыться и стать рядовым фактом прошлого. Порою, наоборот, казалось бы, самое ординарное событие, самое обыденное явление может при стечении обстоятельств иметь поразительные последствия в жизни страны и судьбе ее населения. Это положение хорошо иллюстрирует история возникновения казахской национальной государственности — Казахского ханства.

Казахское ханство было основано двумя султанами — Гиреем и Джанибеком. В 864/1459-60 гг. Гирей-султан, Джанибек-султан и некоторые другие Чингизиды из рода Джучи, старшего сына Чингиз-хана, недовольные властью хана Абу-л-Хайра (правил в Узбекском улусе, государстве, возникшем в степях западного и центрального Казахстана в результате распада Золотой Орды, в 1428-1469 гг.), с подвластными им родами и племенами покинули Узбекский улус и прикочевали в пределы округа Чу и Козы-Баши на юго-востоке Казахстана.

Кто мог тогда, в 864/1459-69 годах предвидеть, что откочевка за пределы страны группы недовольных верховной властью родов и племен во главе с султанами окажется судьбоносной. Между тем, история сложилась так, что именно это событие стало началом нынешнего Казахстана. Да и возникновение самого топонима Казакстан — один из конкретных результатов той перекочевки.

Дело в том, что в ту эпоху для обозначения временного состояния вольных людей, оторвавшихся по разным причинам от своей социальной среды или государства и принужденных обстоятельствами вести жизнь искателей приключений, употреблялось тюркское слово казак, известное еще с первой половины XIII века. Так как Гирей, Джанибек и их приверженцы были людьми, ушедшими от своих и скитавшимися по окраинам государства кочевых узбеков Восточного Дешт-и Кипчака, к которому они принадлежали и находившимися с ними в состоянии войны, то их прозвали узбеками-казаками, т.е. узбекскими казаками, или просто казаками. Имя это за ними закрепилось.

Умер Абу-л-Хайр-хан. В Узбекском улусе началась борьба за верховную власть. В этой обстановке Гирей, Джанибек и их казачья вольница вернулись в Узбекский улус и в 875/1470-71 гг. захватили верховную власть в стране. Так впервые была основана династия собственно казахских султанов. Имя казак сначала передалось ханству, а затем стало названием народности. С первых десятилетий ХV1 века за страной закрепилось название Казакстан («Страна казаков»).

С тех далеких пор и до ныне коренные жители этой огромной страны себя иначе и не называют как казаками. Под этим же названием они были известны у соседних народов. И в русских документах ХVI-ХVII вв. их именовали казаками, а их государство Казачьей, или Казатцкой Ордой. С XVIII столетия в русских источниках, а затем и в европейской литературе казаков (казахов) ошибочно стали называть киргизами, киргиз-казаками и киргиз-кайсаками, а их государство — Киргиз-Кайсацкой Ордой. В 1925 году было восстановлено самоназвание народа «казак». Широко распространенное ныне слово казах представляет собой поздний (XIX века) русский вариант тюркского казак и было введено в официальное обращение с 1936 года.

Казахское ханство представляло собой типичное кочевническое государство, в котором продолжали жить традиции монгольской империи. Государство казахов рассматривалось в качестве собственности всей царствующей фамилии и распадалось на множество крупных и мелких владений. Управление находилось в руках Чингизидов — потомков Чингиз-хана, для обозначения которых употреблялся термин султан.

Читайте также  Развитие понятия числа

Султаны Чингизиды составляли высшее сословие социальной иерархии — ак-суйек («белая кость»). Только султана можно было провозгласить ханом. Султаны не относили себя ни к одному из жузов, ни к одному из тюрко-монгольских племен, не разделялись на колена и составляли замкнутое аристократическое сословие. Султаном надо было только родиться. Родство по женской линии с «золотым родом» султанов не делегировало зятю никаких прав и привилегий Чингизидов.

К ак-суйек относились также сайиды и ходжи, которых Чингизиды признали «первенствующим сословием» еще в XIV веке. Сайидами называются в мусульманском мире потомки пророка Мухаммада (умер в 632 г.н.э.) от его дочери Фатимы и четвертого халифа Али (правил в 656-616 гг.). Они пользовались у мусульман не только почетом, но и многими привилегиями. В частности, только они могли безнаказанно говорить всю правду мусульманским государям и даже укорять их за неправедный образ жизни. Сайиды считались главными представителями религиозных идей мусульманства и не подлежали смертной казни. Звание сайид высоко ценилось.

Ходжа (букв, «хозяин», «господин») в Средней Азии и Казахстане — почетное прозвание людей, которые считаются потомками ближайших сподвижников пророка Мухаммада, а именно: четырех праведных халифов — Абу Бакра, Омара, Османа и Али (за исключением потомков последнего от брака с дочерью пророка Мухаммада Фатимой). Таким образом, в отличие от сайидов, ходжи не имеют единой генеалогии. Ходжи стояли вне родовых общин, а также не причисляли себя ни к казахам, ни к узбекам, ни к таджикам. Они как султаны и сайиды, составляли замкнутое сословие, занимали место на вершине социальной пирамиды и пользовались привилегированным положением.

В противоположность «белой кости» остальной народ назывался кара-суйек («черная кость»).

В казахском обществе прочно сохранялось деление на отдельные роды и племена. С начала ХVП века все казахские роды и племена были объединены в три группы, именуемые самими казахами Улу жуз (Большой или Старший жуз), Орта жуз (Средний или Серединный жуз) и Киши жуз (Малый или Младший жуз). В дореволюционной исторической литературе вместо жуз употреблялся в давние времена пришедший в русский язык термин орда.

Общественное положение каждого отдельного представителя кара-суйек, будь он потомственным бием (родоначальникам) или рядовым кочевником, определялось степенью привилегированности его рода и племени. Наличие же трех жузов делала общество казахов глубоко ранжированным сообществом: существовало старшинство не только между родами внутри каждого жуза, но и между самими жузами.

Согласно этнографическим наблюдениям, порядок — старшинства соблюдался: при определении места в боевом порядке; при разделении военной добычи; при вступлении в дом и рассаживании по местам; при открытии торжества; при представлении качества предлагаемого в гостях и на пирах кушанья. С XVIII века, после смерти последнего общеказахского хана, каждый жуз представлял собой самостоятельное политическое образования. Окончилась история Казахского ханства. Началась история Казахских ханств (жузов — орд). В XIX веке Казахские жузы были присоединены к Российской империи.

  • Дни кочевников Великой Степи
  • Жилище на арбе

Рекомендуемые статьи:

Мифоритуальный характер советской культуры
История идей упирается в историю чувства, историю ментальности человека. Ход ее имеет зигзагообразный рисунок и напоминает траекторию маятника, в амплитуде которого крайней точке рационализма и прагматизма соответствует последующий накал .

Литературные пристрастия В.В.Верещагина
Выдающийся художник В.В.Верещагин был весьма внимательным и пристрастным читателем современной литературы. Он следил за журнальными новинками. Как и во всех других отношениях, имел чёткое мнение о художественных достоинств тех или иных ав .

Эстетическое основание становления мира
«Человек живет сегодня в мире, о котором знает меньше, чем мы это предполагаем. Он утратил цельный образ мира и стал жертвой образов. То, что наш век называет образом, стало на самом деле одной из абстракций»,— так описал наш мир известны .

Умельцы и мудрецы казахских степей

Умельцы и мудрецы казахских степей

Александр Кадырбаев, Турсун Султанов

История непредсказуема. Порою громкое событие, будоражившее общество, может скоро забыться и стать рядовым фактом прошлого. Порою, наоборот, казалось бы, самое ординарное событие, самое обыденное явление может при стечении обстоятельств иметь поразительные последствия в жизни страны и судьбе ее населения. Это положение хорошо иллюстрирует история возникновения казахской национальной государственности — Казахского ханства.

Казахское ханство было основано двумя султанами — Гиреем и Джанибеком. В 864/1459-60 гг. Гирей-султан, Джанибек-султан и некоторые другие Чингизиды из рода Джучи, старшего сына Чингиз-хана, недовольные властью хана Абу-л-Хайра (правил в Узбекском улусе, государстве, возникшем в степях западного и центрального Казахстана в результате распада Золотой Орды, в 1428-1469 гг.), с подвластными им родами и племенами покинули Узбекский улус и прикочевали в пределы округа Чу и Козы-Баши на юго-востоке Казахстана.

Кто мог тогда, в 864/1459-69 годах предвидеть, что откочевка за пределы страны группы недовольных верховной властью родов и племен во главе с султанами окажется судьбоносной. Между тем, история сложилась так, что именно это событие стало началом нынешнего Казахстана. Да и возникновение самого топонима Казакстан — один из конкретных результатов той перекочевки.

Дело в том, что в ту эпоху для обозначения временного состояния вольных людей, оторвавшихся по разным причинам от своей социальной среды или государства и принужденных обстоятельствами вести жизнь искателей приключений, употреблялось тюркское слово казак, известное еще с первой половины XIII века. Так как Гирей, Джанибек и их приверженцы были людьми, ушедшими от своих и скитавшимися по окраинам государства кочевых узбеков Восточного Дешт-и Кипчака, к которому они принадлежали и находившимися с ними в состоянии войны, то их прозвали узбеками-казаками, т.е. узбекскими казаками, или просто казаками. Имя это за ними закрепилось.

Умер Абу-л-Хайр-хан. В Узбекском улусе началась борьба за верховную власть. В этой обстановке Гирей, Джанибек и их казачья вольница вернулись в Узбекский улус и в 875/1470-71 гг. захватили верховную власть в стране. Так впервые была основана династия собственно казахских султанов. Имя казак сначала передалось ханству, а затем стало названием народности. С первых десятилетий ХV1 века за страной закрепилось название Казакстан («Страна казаков»).

С тех далеких пор и до ныне коренные жители этой огромной страны себя иначе и не называют как казаками. Под этим же названием они были известны у соседних народов. И в русских документах ХVI-ХVII вв. их именовали казаками, а их государство Казачьей, или Казатцкой Ордой. С XVIII столетия в русских источниках, а затем и в европейской литературе казаков (казахов) ошибочно стали называть киргизами, киргиз-казаками и киргиз-кайсаками, а их государство — Киргиз-Кайсацкой Ордой. В 1925 году было восстановлено самоназвание народа «казак». Широко распространенное ныне слово казах представляет собой поздний (XIX века) русский вариант тюркского казак и было введено в официальное обращение с 1936 года.

Казахское ханство представляло собой типичное кочевническое государство, в котором продолжали жить традиции монгольской империи. Государство казахов рассматривалось в качестве собственности всей царствующей фамилии и распадалось на множество крупных и мелких владений. Управление находилось в руках Чингизидов — потомков Чингиз-хана, для обозначения которых употреблялся термин султан.

Султаны Чингизиды составляли высшее сословие социальной иерархии — ак-суйек («белая кость»). Только султана можно было провозгласить ханом. Султаны не относили себя ни к одному из жузов, ни к одному из тюрко-монгольских племен, не разделялись на колена и составляли замкнутое аристократическое сословие. Султаном надо было только родиться. Родство по женской линии с «золотым родом» султанов не делегировало зятю никаких прав и привилегий Чингизидов.

К ак-суйек относились также сайиды и ходжи, которых Чингизиды признали «первенствующим сословием» еще в XIV веке. Сайидами называются в мусульманском мире потомки пророка Мухаммада (умер в 632 г.н.э.) от его дочери Фатимы и четвертого халифа Али (правил в 656-616 гг.). Они пользовались у мусульман не только почетом, но и многими привилегиями. В частности, только они могли безнаказанно говорить всю правду мусульманским государям и даже укорять их за неправедный образ жизни. Сайиды считались главными представителями религиозных идей мусульманства и не подлежали смертной казни. Звание сайид высоко ценилось.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: