Интермодальные и мультимодальные технологии перевозок - ABCD42.RU

Интермодальные и мультимодальные технологии перевозок

В чем разница между интермодальными, мультимодальными, комбинированными и смешанными перевозками грузов?

Содержание

Перевозки по схеме «от двери к двери», подразумевающие под собой применение нескольких видов транспорта, называют интермодальными, комбинированными, смешанными, мультимодальными. При этом даже сами логисты нередко путаются в понятиях. И винить их не за что: даже авторы учебных пособий часто расходятся во мнении, что подразумевается под тем или иным термином.

Попробуем разобраться самостоятельно.

Смешанная перевозка

Смешанной называют перевозку, которую осуществляют на двух и более видах транспорта. При этом перевозчиков может быть много — по числу транспортных средств. Если доставкой занимается одна компания, речь идет о прямой смешанной перевозке.

По сути, это классическая и самая простая для понимания схема транспортировки. Пусть и не самая эффективная.

Комбинированная перевозка

В данном случае груз также переходит с одного транспорта на другой: с судна на автомобиль, с автомобиля — на платформу поезда и т.д. Однако на всем протяжении пути груз находится в одном контейнере. Именно контейнер перегружается с одного транспорта на другой. Сам груз при этом не выгружают из контейнера до момента прибытия в пункт назначения.

Получается, что комбинированная перевозка — это разновидность смешанной.

Интермодальная перевозка

С интермодальной перевозкой все чуть интереснее.

Во-первых, под «интермодальностью» понимают наличие единого перевозочного документа. Во-вторых, она подразумевает отсутствие владельца груза при всех погрузочно-разгрузочных работах. Проще говоря, вам не придется лично договариваться с транспортными компаниями при перегрузке товара с одного вида транспорта на другой. Это значит, за интермодальной перевозкой следит одна компания — оператор.

Наконец, в отдельных определениях встречается упоминание об «одной грузовой единице», под которой можно подразумевать несколько единиц товара, связанных вместе, выложенных на один поддон или упакованных в одну коробку. С натяжкой грузовой единицей можно назвать и контейнер, но в этом случае получается, что интермодальная и комбинированная перевозка — это одно и то же.

Не совсем: если отталкиваться от общего определения комбинированной транспортировки, между этими видами есть разница. И заключается она в едином перевозочном документе.

Таким образом, интермодальную перевозку можно назвать разновидностью смешанной.

Мультимодальная перевозка

Под мультимодальной перевозкой понимают наличие единого оператора, отвечающего за груз во время транспортировки, и одного транспортного документа (накладной). В других источниках говорят еще и о едином сквозном тарифе на перевозку.

Мультимодальная перевозка, как и смешанная, комбинированная, интермодальная, подразумевает применение нескольких видов транспорта.

Разница между интермодальными и мультимодальными перевозками

Если с различиями между комбинированной и смешанной перевозкой все понятно (а заключается оно в наличии/отсутствии одного контейнера), то с понятиями мульти- и интермодальности возникает путаница.

Перед тем, как искать разницу между интермодальными и мультимодальными перевозками, определимся со сходствами. Итак, и то, и другое подразумевает:

  • применение нескольких видов транспорта;
  • доставку по схеме «от двери к двери»;
  • наличие единого транспортного документа;
  • отсутствие у владельца груза необходимости лично контролировать перегрузку.

Под последним пунктом подразумевается наличие одного оператора, транспортной компании, которая несет ответственность за груз. Таким образом, и мультимодальные, и интермодальные перевозки организует одна компания. Она может пользоваться услугами субподрядчиком: владеть собственным транспортом оператору необязательно.

Является ли единый сквозной тариф отличительной особенностью мультимодальной перевозки?

Вопрос спорный. С одной стороны, это указано в определении. С другой, такой тариф могут предоставить и при интермодальной перевозке.

В определениях можно уловить и еще одно различие: в понятии «интермодальная перевозка» есть упоминание о некой «грузовой единице», то есть нескольких единицах груза, связанных между собой (на одном поддоне, упаковке и т.д.). В определении «мультимодальная перевозка» такого понятия нет, и речь идет просто о грузе.

Подведем итоги

Многие компании и даже авторы учебных пособий по логистике смешивают понятия интермодальных, мультимодальных, комбинированных, смешанных перевозок. Как вы теперь понимаете, это не совсем правильно. Разница есть. Как и сходства.

Впрочем, сходство лишь одно — применение транспорта разных видов во время перевозки.

Коротко пройдемся по каждому понятию:

  • Смешанная перевозка — перевозка груза транспортом разных видов;
  • Комбинированная перевозка — перевозка груза в одном контейнере на разном транспорте (контейнер не вскрывается, груз из него не переносится в другое место);
  • Интермодальная перевозка — перевозка грузовой единицы (нескольких грузов в единой упаковке) транспортом разных видов под организацией одного оператора и по единому транспортному документу;
  • Мультимодальная перевозка — доставка груза на транспорте разных типов под организаций одной компанией, с использованием единого транспортного документа (накладной) и сквозного тарифа.

Чем отличаются мультимодальная от интермодальной перевозки, мы уже рассмотрели.

Поделиться в соц сетях:

смотрите также

Полезные материалы

Создание Таможенного союза и ТК привело к новшествам, в том числе структурным, в институте участников ВЭД. Появление нового специалиста – уполномоченного экономического оператора – одно из нововведений в сфере внешнеэкономической… подробнее

В стандартной ситуации, когда груз в контейнере или автомобиле принадлежит одной компании, а его транспортировкой через границу занимается один перевозчик, растаможка проходит по привычной схеме. Владелец или его официальный представитель… подробнее

новости компании

Все операции на терминале NINGBO MEISHAN приостановлены. подробнее

Наша компания предлагает экспортные отправки из Москвы в порты ЮВА. Любые грузы кроме акцизных. Предлагаем тарифы на экспорт на август:… подробнее

Реферат: Интермодальные и мультимодальные технологии перевозок

Интермодальные и мультимодальные технологии перевозок Понятие, цели,признаки ….

Список используемой литературы……………………………..….

1. Интермодальные и мультимодальные технологии перевозок Понятие, цели,признаки.

Интермодальная перевозка – это система доставки груза несколькими видами транспорта по единому перевозочному документу с его перегрузкой в пунктах перевалки с одного вида транспорта на другой без участия грузовладельца. При интермодальной перевозке грузовладелец заключает договор на перевозку груза по всему маршруту следования с одним посредником (оператором). Чаще всего оператором выступает экспедиторская компания, которая выступает от имени грузовладельца и осуществляет все транспортные операции на пути следования груза.

Мультимодальная перевозка осуществляется оператором за пределы страны.

Договор перевозки груза заключается между грузовладельцем и первым перевозчиком (оператором). Договор считается заключенным в момент передачи груза к перевозке, факт сдачи-приемки груза удостоверяется в документах подписями отправителя и представителя транспортной организации, а также календарным штемпелем последней. Срок перевозки грузов рассчитывается как сумма сроков его доставки каждым перевозчиком в соответствии с правилами, действующими на каждом виде транспорта. Каждый перевозчик несет ответственность перед первым перевозчиком за груз с момента принятия его у грузоотправителя или у предыдущего перевозчика до момента передачи его следующему перевозчику или выдачи получателю.

Признаками интермодальной и мультимодальной перевозок являются:

— присутствие оператора, осуществляющего перевозку от начального до конечного пункта пути следования;

— единый сквозной тариф за перевозку;

— единый транспортный документ;

— единая ответственность за груз и исполнение договора перевозки.

Интермодальная перевозка предполагает следующие принципиальные положения.

1. Единообразный коммерческо-правовой режим, который предусматривает упрощение и совершенствование законодательной базы и документального оформления транспортировки грузов. В частности, этот принцип интермодальных перевозок подразумевает:

— совершенствование правил перевозок грузов (в частности,в контейнерах) на всех видах транспорта с целью повышения уровня их согласованности и синхронности работы в соответствии с выбранными критериями эффективности функционирования транспортной системы в целом;

Читайте также  Информационные технологии в банковской деятельности 2

— упрощение таможенных процедур;

— разработку и внедрение унифицированных перевозочных документов для внутригосударственного транспорта;

— использование стандартных коммерческих и перевозочных документов международного образца для работы на внешнем транспортном рынке.

2. Системный подход к решению финансово-экономических аспектов организации перевозки предусматривает следующие направления:

— установление унифицированных тарифных правил перевозок грузов несколькими видами транспорта, в том числе перевозок грузов в международном сообщении и транзитных перевозок;

— разработку метода обоснованного распределения сквозных транспортных тарифов в СКВ между всеми элементами транспортной системы;

— разработку механизма финансовой ответственности за нарушение качества услуг для каждого субъекта, осуществляющего перевозку.

3. Использование различных информационных систем, при помощи которых осуществляется более оперативное и качественное выполнение заказа, т.е. планирование, управление и контроль за всеми этапами транспортировки. Современные информационные системы также позволяют отслеживать геогрфическое положение груз и его состояние.

4. Взаимоувязанность всех элементов транспортной системы в организационно-технологическом аспекте, а также единая форма функционирования и координации этих элементов. Так как элементами транспортной цепи выступают представители разнообразных видов транспорта, для их качественной работы необходима их кооперация.

Для того чтобы организовать бесперебойную и быструю работу системы, осуществляющей мультимодальные перевозки, нужна хорошо развитая транспортная инфроструктура, главным элементом которой является система терминалов. В настоящее время количество терминалов, как государственных, так и частных, увеличивется. Например, в Западной Европе существует Европейская система терминалов, включающая в себя интерконтейнерную сеть и объединяющая различные виды транспорта нескольких стран.

Современные терминалы выполняют ряд операций, сопутствующих непосредственно транспортировке. Различают пять типов функций, определяющих специализацию терминалов:

— услуги по перевозке;

— обслуживание грузовых мест (аренда, лизинг, складирование, ремонт);

— обслуживание автотранспортных средств (аренда, лизинг, стоянка, ремонт, техобслуживание, мойка);

— обслуживание сети перевозки (начально-конечные операции, таможенное обслуживание, система контроля за движением);

— услуги, связанные с грузом (погрузка, выгрузка, предоставление склдов).

Новая концепция терминальных систем заключается в переходе от множества изолированных мультимодальных терминалов к единому грузовому распределительному центру, где терминал будет главным элементом. Интеграция транспортных систем и сфер производства и потребления нашла отражение в создании центра, который будет взаимосвязывать деятельность товаропроизводителей и потребителей.

Такой распределительный центр оказывает услуги по сортировке видов груза, его отборе, сборке и укрупнению партий груза, а также их разделению, упаковке, складированию, хранению, обработке, пакетированию, контейнеризации, поставке и транспортировке. Торговый распределительный центр имеет несколько основных характеристик:

— мощность, т.е. объем перерабатываемого груза в определенный промежуток времени;

— конкретное территориальное месторасположение, которое определяет зону экономических интересов;

— отношение к транспортной системе, по которой проходит реализуемая продукция.

Региональные центры обеспечивают движение товарных и транспортных потоков, грузообработку, начиная единичной (штучной) продукцией и заканчивая крупнотоннажным контейнером.

Сейчас услугами таких распределительных центров пользуются сотни товаропроизводителей, номенклатура товаров которых измеряется тысячами наименований. Качественное выполнение услуг обеспечивается за счет высокого уровня автоматизации выполнения операций, отвечающей последним достижениям науки, техники и технологии. Для увеличения скорости выполнения заявок в информационных базах содержатся все необходимые данные о фирмах-клиентах, заказах, товарах, сроках, транспортных средствах.

В 1979 г. в рамках ЕЭК ООН была создана Рабочая группа экспертов, деятельность которых связана с решением экономических, технических, административных и правовых вопросов, возникающих в процессе осуществления мультимодальных перевозок. В настоящее время существует несколько направлений такой деятельности:

— изучение национальной транспортной политике в области смешанных перевозок;

— разработка международных правовых документов;

— исследование тенденций спроса грузоотправителей на смешанные перевозки;

— решение вопросов по изменению габарита и весовой массы грузовых едениц и о последствиях организации смешанных перевозок;

— создание единой европейской сети важнейших линий международных смещанных перевозок с соответствующей инфраструктурой.

На сегодняшний момент в Западной Европе существует два мультимодальных транспортных коридора: западная магистраль, включающая пути сообщения Франции, Испании и Португалии, и восточная, в которую входят пути сообшения Германии, Австрии, Швейцарии. Восточная магистраль обеспечивает более 80% перевозок грузов в Европе.

10. СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аксенов И.Я. Единая транспортная система: Учебник для вузов. — М.:Высшая школа, 1991. — 383 с.

2. Единая транспортная система: Учебник для вузов / В.Г.Галабурда, В.А.Персианов, А.А.Тимошен и др./ Под ред. В.Г.Галабуры. — М.: Транспорт,1996. — 295 с.

3. Коммерчиская и грузовая работа на железнодорожном транспорте: Учебник / В.М.Семенов, В.Н.Кустов, М.Н.Тертертов, И.И.Романова. — Спб.: Петербургский государственный университет путей сообщения, 1995. — 262 с.

4. Логистика: управление на грузовых транспортно-логистических системах: Учеб. Пособие / Под ред. д-ра техн. наук Л.Б. Миротина. — М.: Юристъ, 2002. — 414 с.

Мультимодальные перевозки грузов — основные отличия, особенности и преимущества

М ногие бизнесмены, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, наверняка сталкивались с ситуацией, когда доставка груза при помощи одного вида транспорта стоит очень дорого. К счастью, в таких случаях можно использовать мультимодальные перевозки грузов. Но как организовывается такая транспортировка? Каковы ключевые особенности перевозок этого типа? И какими преимуществами они обладают? Ниже мы узнаем ответы на эти вопросы.

Что такое мультимодальные и интермодальные международные перевозки грузов?

Мультимодальные перевозки — это перевозки, которые осуществляются различными видами транспорта, но в рамках одного договора. Тип транспорта значения не имеет — это может быть железнодорожный транспорт, водный, автомобильный и так далее.

Интермодальные перевозки — это перевозки, которые осуществляются различными видами транспорта, а заказчик может привлекать несколько компаний для транспортировки. Тип транспорта в случае интермодальных транспортировок также может быть любым, а ответственность равномерно распределяется между всеми участниками.

Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:

Москва и область: +7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)

Санкт-Петербург: +7 (812) 309-93-24

В чём разница?

Мультимодальные и интермодальные транспортировки очень похожи друг на друга, однако есть и различия:

  • В случае мультимодальных перевозок транспортировкой занимается только одна компания, тогда как в случае интермодальных транспортировок заказчик самостоятельно нанимает несколько компаний.
  • Ответственность при интермодальных перевозках распределяется между всеми участниками транспортировки груза. Из-за этого, например, в случае повреждения каких-либо товаров очень сложно найти виновника.
  • При мультимодальных транспортировках обычно оформляется один общий пакет документов на все товары; в случае интермодальных, разница в том, что понадобится несколько пакетов документов (для всех участников перевозки груза).

Организация мультимодальных контейнерных перевозок

Мультимодальная международная перевозка осуществляется в рамках единого транспортного документа, который называют коносаментом. Осуществляет транспортировку один перевозчик, которого называют оператором мультимодальной перевозки (ОМП), а в качестве оплаты используется единая сквозная ставка.

Оператор выполняет следующие функции:

  • Составляет план маршрута.
  • Заключает договоры с фактическими перевозчиками.
  • Рассчитывается с фактическими перевозчиками за выполненную работу.
  • Несёт полную ответственность за груз перед заказчиком на всех этапах транспортировки.
  • Организовывает и руководит перевозками (морскими, железнодорожными, автомобильными и так далее).
  • Арендует специализированные терминалы.
  • Занимается таможенной очисткой и оформлением товаросопроводительных документов.
  • Выполняет некоторые другие функции (аудиторские, лизинговые и так далее).

Организация мультимодальных контейнерных транспортировок обычно выглядит так:

  • Обращение заказчика в компанию, которая занимается мультимодальными транспортировками. Заказчику необходимо иметь при себе все необходимые документы (информация о заказчике, документы на все товары и так далее).
  • После этого представитель компании осматривает груз, сверяет документы и составляет маршрут. Также производится расчёт стоимости всех необходимых услуг.
  • Клиент подписывает контракт с компанией, а все товары передаются перевозчику.
  • После этого производится транспортировка товаров в соответствии с планом.
Читайте также  Технология ремонта поглощающих аппаратов вагонов

Особенности

Нужно помнить следующие особенности мультимодальных транспортировок:

  • Клиент должен предоставить компании верную информацию о грузе (тип товаров, их вес, объём и так далее). Компания-исполнитель может провести независимую экспертизу, чтобы проверить информацию клиента. Если окажется, что клиент исказил информацию о товарах, то ему придётся заплатить штраф.
  • ОМП несёт полную ответственность за сохранность и целостность товаров. Также ОМП обязывается доставить груз во время.
    В случае возникновения форс-мажорной ситуации ОМП может прекратить доставку. Для этого он передаёт владельцу груз, а после передачи всех товаров доставка считается выполненной.
  • Если прошло более 90 дней с момента, когда заказчик должен был получить груз согласно договору, то такой груз считается утерянным.
  • Заказчик имеет право требовать у генерального исполнителя информацию обо всех контрагентах, которые будут участвовать в транспортировке.
  • В тексте договора должна быть чётко указана информация относительно стоимости всех работ. Если стоимость работ не указывается точно, то необходимо согласовать цены в отдельных соглашениях. Также следует обратить внимание на сроки выполнения этих работ, поскольку в случае срыва сроков заказчик имеет право на получение справедливой денежной компенсации.
  • В большинстве случаев такие транспортировки используются в ситуациях, когда между отправителем и получателем груза нет прямого сообщения. Также такие перевозки могут быть востребованы, если доставка одним видом транспорта стоит очень дорого либо доставка занимает большое количество времени.
  • составление сопроводительной документации,
  • поиск и заключение договоров с фактическими перевозчиками,
  • аренда терминалов,
  • растаможивание груза и так далее.

Преимущества

У мультимодальных транспортировок следующие преимущества:

  1. Снижение расходов. Заказчик оформляет договор с одной компанией, а не с несколькими, что позволяет минимизировать расходы.
  2. Уменьшение длительности доставки. Если заказчик будет заниматься доставкой груза самостоятельно, то ему придётся договаривается с несколькими компаниями. При мультимодальных транспортировках доставкой занимается не заказчик, а фирма-исполнитель.
    ОМП самостоятельно найдёт всех участников перевозки груза и заключит с ними договоры (многие ОМП имеют предварительные договорённости с фактическими исполнителями), с помощью чего можно сэкономить массу времени.
  3. Оптимизация доставки грузов. В ряде случаев доставка груза одним транспортом из точки А в точку Б стоит дорого. С помощью мультимодальных перевозок можно разбить маршрут на несколько частей, чтобы доставка груза осуществлялась различными видами транспорта, что позволяет не только сэкономить деньги, но и ускорить доставку груза.
  4. Безопасность. Всю ответственность берёт на себя исполнитель. Если получателю будет доставлен повреждённый груз, то исполнителю придётся заплатить справедливую денежную компенсацию.
  5. Не нужно оформлять большое количество документов. Заказчику нужно собрать лишь один пакет документов и вручить их исполнителю. Конечно, для транспортировки может потребоваться оформление дополнительных документов, однако в большинстве случаев оформлением этой документации занимается ОМП.

Тем, кто только разворачивает свой бизнес в сторону Китая, нередко сложно найти контрагента и выбрать вид товара, который будет востребован в отечестве. Кантонская ярмарка — крупнейшая выставка в Поднебесной, её посещение поможет понять китайский рынок и найти свою нишу.
О порядке приобретения автомобиля в лизинг читайте тут. Это отличный вариант кредитования для юридических лиц.

Подробнее о мультимодальных или смешанных перевозках в этом видео:

Подведём итоги. Во-первых, мультимодальные перевозки — это перевозки, которые осуществляются различными видами транспорта в рамках одного договора. Во-вторых, фирма-исполнитель выполняет следующие функции — организовывает и руководит перевозками, составляет маршрут, занимается оформлением товаросопроводительной документации и так далее. В-третьих, основными преимуществами таких перевозок является безопасность и низкая стоимость доставки.

О том, какие виды и типы контейнеров используются для грузоперевозок, вы сможете прочитать в нашей статье здесь.

Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Контейнерные грузоперевозки.

Cмешанные, интермодальные, мультимодальные перевозки грузов

Процедура перевозки с использованием традиционной схемы «от двери к двери» предполагает практическое применение разных видов транспортных средств. Подобный метод получил название интермодальных, смешанных и мультимодальных. Часто возникают ситуации, когда даже опытные логисты совершают ошибки в подобных определениях.

Смешанная перевозка грузов – это перемещение продукции, которое выполняется с использованием двух и более транспортных средств. Одновременно с этим возможно применение многочисленных перевозчиков. При выполнении доставки одной компанией применяется определение прямой смешанной перевозки. Данная схема является наиболее простой и распространенной в случае оказания профильных услуг.

Следует обратить внимание на то, что прямая смешанная перевозка предполагает использование в процессе оказания услуги специального единого документа. В таком случае фактическая ответственность определена только одним лицом, а оплата выполнена с применением единой сквозной тарифной ставки. Определение актуально только для территории России, а в странах Европы действуют два других термина: мультимодальные и комбинированные. Процедура смешанной перевозки предполагает строгое соблюдение регламента перемещения разных типов грузов, строгое соответствие заявленным требованиям.

Пример смешанного типа перевозок

Грузоперевозки смешанного типа можно рассмотреть на классическом примере осуществления поставки угля на экспорт. Материалы транспортируются с применением железнодорожного и морского транспорта. При перемещении формируется специальная железнодорожная накладная, а также морской консамент. В такой ситуации нельзя рассматривать реализацию процедуры с единым перевозчиком, а также с применением всего документа. Сохраняется только единая сквозная ставка, которая предоставляется стороной экспедитора, выступающего организатором процесса перемещения продукции. Большая часть людей, которые сталкиваются с аналогичной ситуацией на данном этапе перевозки, начинают путаться в определениях и основных процедурах.

В том случае, если из числа использованных в процессе перевозки грузов не менее двух будет осуществляться в рамках международного сообщения, подобная процедура будет относиться к смешанной международной. При рассмотрении описанного примера можно сделать вывод, что подобная перевозка не будет относиться к международным, поскольку только морской транспорт будет на практике перемещаться через границу. В таком случае действует применение только термина смешанной перевозки без добавления международности процесса.

Что такое комбинированные и интермодальные, мультимодальные перевозки: какие между ними отличия?

При реализации комбинированных перевозок грузы перемещаются от одного транспортного средства к другому. Примером является транспортировка продукции на автомобиль от судна или поезда. На протяжении всего сообщения груз сохраняется в рамках всего одного контейнера. Именно этот контейнер в конечном итоге переносится от одного транспортного средства к другому, а выгрузка самих материалов не выполняется до самого пункта итогового назначения. На практике комбинированное перемещение продукции может являться одним из подтипов смешанной перевозки.

Интермодальная перевозка предполагает использование в процессе перемещения грузов специального единого документа, а также практическое отсутствие владельца материалов при осуществлении работ по погрузке и разгрузке. За всей процедурой перемещения наблюдает только профильный оператор, а также нет необходимости договариваться персонально с транспортными компаниями.

В ряде некоторых определений вводится упоминание «одной грузовой единицы», которое может на практике предполагать одновременно несколько единиц товара, связанных вместе и распределенных на одном поддоне. В широком смысле грузовой единицей можно обозначить контейнер, а основная разница заключается в применении для осуществления деятельности единого перевозочного документа.

При реализации мультимодальной перевозки грузов предполагается присутствие единого оператора, который несет ответственность за доставку груза на протяжении всего периода транспортировки, а также одной накладной. В ряде других источников отмечается возможность применения единого сквозного тарифа. Аналогично с другими типами перемещения материалов мультимодальная перевозка предполагает использование одновременно нескольких видов транспортных средств.

Читайте также  Технология производства листового стекла

Основная разница между смешанной и комбинированной перевозками заключается в отсутствии или наличии одного контейнера. Основная путаница заключается в определении понятий мультимодальности и интермодальности. Каждый из данных видов перевозки предполагает использование в процессе перевозки нескольких видов транспорта, перемещение по схеме «от двери к двери», присутствие единого профильного транспортного документа. У владельца продукции отсутствует необходимость лично реализовывать контроль за процессом доставки груза.

Последнее предполагает использование услуг только одной транспортной компании, которая целиком несет ответственность за процедуру перевозки. Она может выступать в качестве субподрядчика, а оператор не обязательно должен иметь в своем распоряжении собственные транспортные средства. Единый тариф может применяться в интермодальной и мультимодальной перевозке.

В ключевых определениях также встречается еще одно различие, при котором для мультимодальной перевозки не существует понятия о «грузовой единице». Между описанными вариантами транспортировки грузов актуально только одно определение, которое их связывает – использование транспорта при обеспечении доставки. Соблюдение основных требований – гарантия правильного и своевременного осуществления процесса перемещения грузов.

Интермодальные перевозки

  • Назначение и виды перевозок
  • В чем отличие от мультимодальных перевозок
  • Какие виды транспорта задействуются
  • Что такое организация интермодальных перевозок
  • В чем преимущества и недостатки

В современном мире быстрая доставка грузов даже в самые труднодоступные места приобретает важное значение. Для этого используются различные виды транспорта и способы транспортировки. Интермодальные перевозки приобрели широкую популярность и заслуживают особого внимания.

Назначение и виды перевозок

Интермодальные перевозки (ИМП) представляют собой услуги по доставке грузов, которые осуществляют несколько транспортных компаний по договорам с одним заказчиком. Для этого используется несколько видов транспорта и логистических схем, при этом груз находится в одном и том же контейнере.

Основное назначение ИМП — обеспечение доставки товара (в т. ч. негабаритного) в любую точку земного шара по принципу «от двери до двери», когда возникает необходимость его перемещение по авто и железным дорогам, морю и воздуху.

В чем отличие от мультимодальных перевозок

Комбинированную доставку грузов можно обеспечить с помощью интермодальных и мультимодальных перевозок. В чем разница между ними? Мультимодальная (ММП) — это перевозка разными видами транспорта, за которую отвечает одна компания. Заказчик заключает один договор с логистической компанией, и она несет всю ответственность за груз.

Таким образом, в этом варианте появляется посредник, обеспечивающий доставку своим транспортом или с привлечением партнеров. Таким способом предпочитают пользоваться крупные фирмы, поставляющие разнообразную продукцию в разном направлении, а также для перевозки ценных вещей, когда особо важна их сохранность.

В отличие от ММП, при ИМП заказчик сам заключает договора с несколькими транспортными компаниями, обеспечивающими доставку груза разными видами транспорта. Соответственно, транспортная организация несет ответственность только за свой этап транспортировки. Объединяют оба способа перевозки такие факторы — транспортировка обеспечивается в одном контейнере (без перегрузки) и по одному транспортному документу.

Какие виды транспорта задействуются

При организации ИМП могут быть задействованы железнодорожный, автомобильный, авиационный и водный транспорт. Его тип выбирается с учетом расположения начального и конечного пункта транспортировки, характера груза и сроков доставки. На разных этапах перевозки могут использоваться грузовые автомобили разного типа (в т. ч. рефрижераторы, цистерны и т. д.), речные или морские суда разного назначения (обычно контейнеровозы), транспортные самолеты или вертолеты и иные виды транспорта.

Для перевозок разным транспортом без перегрузок используются специальные контейнеры:

  • Open Top — контейнеры с металлическими стенками и открытым верхом (брезентовым тентом);
  • Flatracks — специальная платформа с торцевыми стальными стенками.

Такие контейнеры обеспечивают перевозку негабаритных, нестандартных грузов. Их универсальная конструкция специально разработана с возможностью установки в разные виды транспорта. Емкость обоих типов контейнеров составляет 20 или 40 футов.

Что такое организация интермодальных перевозок

При организации ИМП отправителю необходимо решить такие задачи:

  1. Определение оптимальной схемы транспортировки груза от начальной точки до конечного пункта.
  2. Самостоятельный поиск транспортных компаний, способных обеспечить транспортировку нужного груза. Заключение с ними двухсторонних договоров.
  3. Организация маршрута и контроля перемещения. Важно учитывать, что за конечный срок поставки и сохранность ответственность перед грузополучателем несет сам отправитель. Транспортная компания исполняет только свои обязательства по договору на конкретном этапе.
  4. Поддержание постоянной связи с операторами транспортных компаний для обеспечения сроков поставки. Согласование перегрузки контейнеров в разные транспортные средства.
  5. Своевременное оформление необходимых документов для пересечения межгосударственных границ.

В обеспечение ИМП могут быть вовлечены:

  1. Операторы смешанного транспорта или комплексные перевозчики (NVOCC), имеющие или арендующие транспорт разного типа. Они выдают сквозной коносамент.
  2. Линейные перевозчики, обеспечивающие транспортировку определенным видом транспорта.
  3. Экспедиторские компании, обеспечивающие ответственное сопровождение груза.

Важно понимать, что конечный результат ИМП в большой степени зависит от правильности действий владельца (отправителя) груза. До отправки его с начальной точки должен быть подготовлен весь комплект документов, в т. ч. договора с компаниями, обеспечивающими транспортировку на всех этапах следования.

Контроль перемещения необходимо обеспечить с помощью логистических информационных систем. В настоящее время они позволяют его осуществлять в режиме онлайн. В процессе движения производится корректировка и уточнение схемы. Любые сбои по времени на любом этапе должны быть тут же учтены на последующих этапах.

В чем преимущества и недостатки

Применение схем ИМП обеспечивает следующие преимущества:

  • доставка груза в любую точку с использованием разных типов транспорта и стандартных логистических схем;
  • ускорение перевозки;
  • четкое планирование доставки груза получателю;
  • экономия средств за счет самостоятельного подбора транспортных компаний на разных этапах перевозки;
  • контроль движения груза в режиме реального времени по логистической информационной системе;
  • возможность получения льготных тарифов за счет транзитного перемещения;
  • перевозка разным транспортом в одном и том же контейнере.

Необходимо отметить и определенные недостатки ИМП:

  1. Ответственность за сохранность несут транспортные компании только на своем этапе перевозки. Полная ответственность перед получателем лежит на отравителе (владельце) груза. С учетом наличия нескольких исполнителей, найти виновника повреждения товара порой просто невозможно.
  2. Необходимость заключения нескольких договоров, что увеличивает срок подготовки полного комплекта документов.
  3. При возникновении сбоя на любом этапе перегрузки с одного транспорта на другой обязательства по срокам доставки в конечный пункт возлагаются только на отправителя. Он вынужден согласовывать изменения со всеми последующими исполнителями.

Следует также учитывать существенное влияние таких факторов, как несовершенство таможенного законодательства, несоответствие складского оборудования и транспортных технических средств современным требованиям в разных регионах, нестыковки режимов работы транспорта и т. п. Порой подводит и система информационного обеспечения

Интермодальные перевозки просто необходимы в современном мире, где требуется транспортировка грузов в разные, порой труднодоступные, места. При правильной организации они достаточно эффективно справляются со своей задачей. Важно обеспечить четкий контроль на всех этапах транспортировки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: