Интернет - технологии в электронном бизнесе и коммерции - ABCD42.RU

Интернет — технологии в электронном бизнесе и коммерции

Интернет-технологии в электронном бизнесе и коммерции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 13:54, курсовая работа

Описание

Начиная с середины 90-х годов во всем мире наблюдается рост активности в области онлайновой торговли. Вслед за крупными компаниями, производящими компьютерное оборудование в Сеть стали выходить торговцы традиционными товарами. Появилось большое количество книжных магазинов, магазины компакт-дисков и видеокассет, винные магазины. Сейчас практически любые товары можно купить через Сеть.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….……3 – 4
Глава 1. Теоретические основы интернет — технологий и электронной коммерции.
Зарождение электронной коммерции…………………………………….5 – 7
Виды коммерции, участники…………………………………………….7 – 11
Особенности электронного бизнеса…………………………………. 11 – 15
Современные Интернет — технологии………………………………….15 – 16

Глава 2. Интернет магазины, как самый распространенный вид электронной коммерции.
2.1. Функциональные возможности современных интернет магазинов…17 — 18
2.2. Структурные элементы интернет магазина…………………………..18 – 29
2.3. Создание интернет магазина……………………………………….….29 – 35
Глава 3. Обзор программ, которые применяются в деятельности интернет магазина.
3.1. Платежная система Z-Payment………………………………………..36 – 43
3.2. Программа 1С:Торговля и склад…………………………………. …39 – 43
Заключение……………………………………………………………………………44 – 45
Список используемой литературы……………………………………………………. …46

Работа состоит из 1 файл

Готовый курсовик.docx

Федеральное агентство по образованию РФ

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Финансы и кредит

Курсовая работа по дисциплине:

Информационные системы в экономике

На тему:

«Интернет-технологии в электронном бизнесе и коммерции».

Киселева Ирина Сергеевна

Глава 1. Теоретические основы интернет — технологий и электронной коммерции.

      1. Зарождение электронной коммерции…………………………………….5 – 7
      2. Виды коммерции, участники…………………………………………….7 – 11
    1. Особенности электронного бизнеса…………………………………. 11 – 15
    2. Современные Интернет — технологии………………………………….15 – 16

Глава 2. Интернет магазины, как самый распространенный вид электронной коммерции.

2.1. Функциональные возможности современных интернет магазинов…17 — 18

2.2. Структурные элементы интернет магазина…………………………..18 – 29

2.3. Создание интернет магазина……………………………………….….29 – 35

Глава 3. Обзор программ, которые применяются в деятельности интернет магазина.

3.1. Платежная система Z-Payment………………………………………..36 – 43

3.2. Программа 1С:Торговля и склад…………………………………. …39 – 43

Список используемой литературы…………………………………………………… . …46

Введение.

Начиная с середины 90-х годов во всем мире наблюдается рост активности в области онлайновой торговли. Вслед за крупными компаниями, производящими компьютерное оборудование в Сеть стали выходить торговцы традиционными товарами. Появилось большое количество книжных магазинов, магазины компакт-дисков и видеокассет, винные магазины. Сейчас практически любые товары можно купить через Сеть.

Электронная коммерция (e-commerce) — это ускорение большинства бизнес-процессов за счет их проведения электронным образом. В этом случае информация передается напрямую к получателю, минуя стадию создания бумажной копии на каждом этапе.

Термин «электронная коммерция» объединяет в себе множество различных технологий, в числе которых — EDI (электронный обмен данными), электронная почта, Интернет, интранет (обмен информацией внутри компании), экстранет (обмен информацией с внешним миром). Таким образом, электронную коммерцию можно характеризовать как ведение бизнеса через Интернет.

Системы электронной коммерции можно разделить на два класса — системы для организации розничной торговли и системы для взаимодействия с деловыми партнерами (системы бизнес для потребителя и бизнес для бизнеса).

Под определение электронной коммерции подпадают не только системы, ориентированные на Internet, но также и «электронные магазины», использующие иные коммуникационные среды — BBS, VAN и т.д. В то же время процедуры продаж, инициированных информацией из WWW, но использующих для обмена данными факс, телефон и пр., могут быть лишь частично отнесены к классу электронной коммерции. Отметим также, что, несмотря на то, что WWW является технологической базой электронной коммерции, в ряде систем используются и другие коммуникационные возможности. Так, запросы к продавцу для уточнения параметров товара или для оформления заказа могут быть посланы и через электронную почту.

Мой выбор темы состоит в том, что она достаточно актуальная, так как с каждым днем появляются все новые и новые технологии, которые улучшают и делают удобной жизнь людей. И это не может быть не интересно.

В работе я хочу рассмотреть подробнее сущность электронной коммерции, развитие новых форм торговли, изучить особенности каждого из видов электронной коммерции, в частности Интернет – магазина: его особенности, какими возможностями он обладает, как функционирует и что необходимо, чтобы создать свой интернет-магазин. Подвести итоги.

Цель исследования — изучить особенности одного из видов электронной коммерции — Интернет-магазин.

Глава 1. Теоретические основы интернет — технологий и электронной коммерции.

1.1.Зарождение электронной коммерции.

Подавляющее большинство понимают под Интернет-коммерцией, в свою очередь, только одну ее составляющую, а именно работающую с Web-технологиями. Возможно, все дело в том, что в России на рынке электронной коммерции действуют главным образом те, кто пришел в эту область из Web-дизайна и программирования.

Но пора переосмыслить текущие процессы и попытаться понять, что же на самом деле происходит и к чему это должно привести.

Суть происходящих процессов не в распространении Интернет-технологий. Напротив, Интернет-технологии ведения бизнеса появились в ответ на возникновение потребности в них.

Потребность обусловлена тем, что мировая экономика в последние 15 — 20 лет существенно изменилась. Переход от индустриального к постиндустриальному — информационному — миру, о котором много говорили западные аналитики и который считали ересью советские идеологи, наконец совершился. Его суть в том, что радикально изменилось соотношение ролей экономических агентов. В индустриальную эпоху главным товаром были материальные предметы. В постиндустриальную — информация, идеи, права, словом, нематериальные активы. Соответственно ведущая роль в индустриальную эпоху принадлежала владельцу средств производства, а в постиндустриальную эта роль переходит к владельцу прав на интеллектуальную собственность.

Эксперты связывают с этим переход от «детройтской» модели производства к «голливудской». В «детройтской» модели собственник средств производства организует рабочие места и процесс производства и нанимает персонал для выполнения несложных операций. За это он платит работникам относительно незначительное вознаграждение (незначительное в сравнении с основным доходом, получаемым собственником средств производства). Работники зависят от нанимателя (так как могут зарабатывать себе на жизнь, лишь используя в производственном процессе принадлежащие ему средства производства) и легко взаимозаменяемы; их роль в процессе производства сводится к добавлению стоимости продукта.

В «голливудской» модели в центре производства — не процесс, а продукт (основную долю его стоимости составляют нематериальные активы). Для его создания собирается команда, состав которой, как правило, меняется от продукта к продукту, а структура может быть неформализованной (и, кстати, нестабильной). Поскольку роль работников в создании нематериальных активов существенна, каждый из них имеет права на конечный продукт, что выражается в оплате его труда через авторские гонорары — отчисления с каждого экземпляра, показа, постановки и т. д. (royalties). Работник участвует в доходах от продажи продукта в размере, сопоставимом с долей владельца средств производства. В «голливудской» модели работник обладает специфическими индивидуальными качествами, делающими невозможным его замену другими работниками. Материальная инфраструктура производства (студия, съемочное оборудование и т. д.) фактически предоставляется в аренду на время производства продукта, к тому же для многих категорий продуктов вообще не требуются дорогостоящие средства производства. Соответственно и доля собственника этой инфраструктуры в доходах существенно ниже, чем в «детройтской» модели. Стоит еще обратить внимание на то, что собственник авторских прав на продукт (т. е. тот, кто получает наибольшую долю дохода) может не быть собственником объектов материальной инфраструктуры.

Интересно, что параллельно меняется и то, за что покупатель в конечном счете платит. Если в «детройтской» модели покупатель платит за право собственности на продукт, то в «голливудской» — за право потребления продукта или пользования им.

Хороший пример — это процессы, происходящие сейчас в области музыкальной звукозаписи. Появление формата MP3 и переносных плейеров для него привело к тому, что крупные фирмы звукозаписи начали терять доходы, так как потребители получили возможность не платить посредникам. Ранее основные доходы получали именно компании звукозаписи, которые приобретали права у авторов. Это обуславливалось значительными затратами на производство и распространение готовой продукции: авторы и исполнители, которым такие расходы оказывались не по карману, были вынуждены передавать свои права звукозаписывающим компаниям. Сегодня это положение радикально меняется: продукцию (звукозапись, а довольно скоро и видеозапись) можно быстро и дешево доставить конечному пользователю по Интернету. Тенденция такова, что через несколько лет основные доходы будут получать авторы и исполнители, тогда как студии звукозаписи лишь фиксированную оплату за выполненную работу.

Это явление, названное «дезинтермедиация» — устранение или сокращение числа посредников между производителем продукта и его конечным потребителем, также стало одной из самых заметных тенденций последнего десятилетия.

Индустриальная эпоха завершилась, когда в основном была создана инфраструктура производства и перемещения материальных товаров. Появление и быстрое распространение Интернета положило начало развитию столь же эффективной инфраструктуры производства и перемещения нематериальных активов, потребность в которой чувствовалась в последние десятилетия XX века.

Однако, для того чтобы Интернет действительно стал такой инфраструктурой, необходимы две «мелочи»: коренной пересмотр концепции авторского права и создание единой и общепризнанной системы микроплатежей. Ни то ни другое не может быть, к сожалению, сделано быстро. Стимул к введению изменений в авторском праве появится не раньше, чем ведущие игроки на этом поле (компании звукозаписи, разработчики программного обеспечения и т. п.) осознают, что регулировать традиционным способом потребление продуктов, защищенных авторским правом, более невозможно.

Еще сложнее обстоит дело с микроплатежами. Интернет — среда глобальная, и механизм микроплатежей начнет работать в полную силу не раньше, чем он будет принят во всем мире.

    1. Виды коммерции,участники.

Электронная коммерция в Интернете — это коммерческая деятельность в сфере рекламы и распространения товаров или услуг через Интернет. Электронная коммерция постоянно развивается, её годовой оборот постоянно растёт. Рассмотрим основные виды электронной коммерции.

Хостинг

Одной из самых быстроразвивающихся областей электронной коммерции является хостинг (от англ. «host» — «сервер»), т. е. услуги по размещению информации во Всемирной паутине. Хостинг включает в себя предоставление дискового пространства для размещения Web-сайтов на Web-сервере, предоставления к ним доступа по каналу связи с определенной пропускной способностью, а также прав администрирования сайта.

Информационно-рекламная деятельность

Важной составляющей электронной коммерции является информационно-рекламная деятельность. Многие фирмы размещают на своих Web-сайтах в Интернете важную для потребителя информацию (описание товаров и услуг, их стоимость, адрес фирмы, телефон и e-mail, по которым можно сделать заказ и др.).

Электронная коммерция

E-commerce или электронная коммерция – это предпринимательская деятельность, которая, так или иначе, связана с распространением, рекламированием, продвижением, продажей услуг или товаров через Интернет. Если упростить, то любые действия с коммерческим уклоном в глобальной сети подпадают под определение онлайн-коммерция. Эта сфера зародилась в США, потом получила развитие в Европе и в конце 90-х годов прошлого века стала активно развиваться в Китае и России.

Электронная коммерция объединяет такие глобальные категории – онлайн-продажи, интернет-банкинг, бронирования билетов и отелей, транзакции в платежных системах, онлайн-маркетинг и реклама.

Читайте также  Технология листовой штамповки

В техническом плане электронная коммерция в Интернете стоит на трёх основах – сервер, база данных и система доставки товара или услуги покупателю. Критически важна первая составляющая – качественный и быстрый сервер. База данных нужна крупным объектам, а доставка электронных товаров или услуг не требует сложной логистики.

Виды электронной коммерции в Интернете

Сфера E-commerce подразделяется на виды в зависимости от целевой аудитории, с которой работает компания:

  1. B2B (Business-to-Business). Ниша «Бизнес для бизнеса» подразумевает коммерческие отношения между юридическими лицами, экономическими субъектами рынка. То есть компании, производители взаимодействуют между собой – заключают сделки, партнерские контракты на поставку, продажу, покупку товаров или услуг. Для налаживания контактов, поиска партнеров и переговоров в В2В используются специализированные интернет-площадки, интерактивные базы данных.
  2. B2C (Business-to-Consumer). Сфера «Бизнес для потребителя» предполагает торговлю товарами и услугами между юридическими и физическими лицами. Это своего рода розничные продажи, но только с помощью онлайн-площадок – магазины, сервисы, банки и прочее. Преимущество клиентов в большем ассортименте выбора, удобстве заказа и доставки товаров на дом или в офис. Электронная коммерция позволяет предпринимателю снизить затраты на содержание торговых и складских площадей.
  3. B2G (Business-to-Government). Ниша «Бизнес для правительства» включает в себя следующих участников рынка: юридические лица – компании, корпорации, бренды с одной стороны и муниципальные органы, государственные инстанции – с другой. Яркий пример – это портал госзакупок РФ. Сделки в B2G осуществляются на основе конкурсов, тендеров или котировок. Эта сфера электронной коммерции работает с крупными размерами сделок, что предъявляет строгие требования к участникам рынка. Компания, участвующая в торгах должна иметь высокий статус и безупречную репутацию.

С2С (Consumer-to-Consumer). Электронная коммерция в нише «Потребитель для потребителя» подразумевает осуществление сделок между физическими лицами. Успех таких интернет-площадок как Авито, Юла, Ebay, Молоток и других основан на коммерческих отношениях пользователей через электронную систему объявлений.

G2C (Government-to-Citizens). Довольно популярный вид электронной коммерции в последние годы «Правительство для граждан» — обеспечение доступа к государственной информации через онлайн-сервисы. Например, оплата налогов и штрафов, регистрация проектов и форм коммерческой деятельности, получение разрешительных документов и другое. К этой категории относятся также и информационная поддержка граждан, поэтому G2C не полностью относится к коммерческой нише.

C2B (Consumer-to-Business). Интересный вид электронной коммерции «Потребитель для компании», где клиент сам устанавливает стоимость товаров и услуг. То есть покупатели с помощью голосования определяют цену, за которую они хотели бы приобрести предлагаемый продукт. Однако окончательное решение «продать или нет» принимает владелец товара. В системе С2В сайт или любая другая электронная площадка выступает в качестве брокера-посредника, который ищет продавцов за сформированную цену потенциальных покупателей.

G2G (Government-to-Governmen). Сфера электронной коммерции «Правительство для правительства» подразумевает деловые отношение госорганов между собой: поставки продукции, оказания услуг и прочее. Реализуется такое взаимодействие через онлайн-технологии.

  • B2P (Business-to-Partners) или B2L (Business-to-aLLiance). Ниша «Бизнес для партнеров» — это коммерческие отношения с поставщиками услуг и товаров, между филиалами, партнерскими организации одной сети или сторонними компаниями.
  • B2E (Business-to-Employee). Сфера взаимоотношений с персоналом также может быть коммерциализирована. «Бизнес для сотрудников» подразумевает использование различных систем автоматизации управления бизнес-процессами, корпоративными задачами. Такие системы объединяются во внутрикорпоративную сеть – интранет, которая имеет выход в глобальную систему по защищенным каналам.

  • B2B2С (Business-to-Business-to-Customer). Пример объединения двух видов электронной коммерции – «Бизнес для бизнеса и для потребителя». Интеграция систем В2В и В2С в единой платформе. Например, компания закупает товары в Китае, заключает договоры со складами Карго на отправку заказов по адресам покупателей. Получается цепочка: компания-продавец (В2В) – склад (В2В) – покупатель (В2С).
  • E2E (Exchange-to-Exchange). Узкоспециализированный вид электронной коммерции «Биржа для биржи», когда продавцы и покупатели взаимодействуют между различными электронными биржами. Например, сервисы обмена электронной валюты.
  • Сегодня большую часть занимают ниши В2В и В2С. Сектор госзакупок имеет достаточно высокий порог входа, поэтому не выделяется массовостью. Хорошо развиваются ниши G2C и С2С. В любом случае, интернет-коммерция должна включать следующие элементы:

    • площадка (сайт, аккаунт, онлайн-магазин, Landing Page);
    • каналы привлечения трафика (SEO, SMM, контекстная реклама, таргетированная реклама);
    • системы обработки заказов, работы с клиентами – CRM, отделы продаж, службы поддержки;
    • службы закупок, снабжения, доставки, возврата товаров.

    Как работает электронная коммерция

    Рассмотрим принцип работы E-commerce на примере с заказом товара в онлайн-магазине. Алгоритм следующий:

    Шаг первый – покупатель, просматривая онлайн-каталог, решает выбрать продукт. Его ПК или мобильное устройство через браузер взаимодействует с сервером, на котором находится магазин.

    Шаг второй – сервер, получив заявку пользователя, отправляет её менеджеру в систему обработки заказов.

    Шаг третий – Менеджер делает запрос в базу данных о наличии товара на складе. Если товара нет, то делается запрос производителю, выясняется время поставки на склад, после чего клиенту предоставляется конкретная информация.

    Шаг четвертый – если товар на складе, сотрудник магазина продолжает обработку заявки.

    Шаг пятый – обращение к финансовой системе с запросом на обработку транзакции – оплаты от клиента.

    Шаг шестой – финансовая система разрешает или блокирует проведение сделки в зависимости от ситуации со счетом клиента (недостаток денег, нерабочая карта и другое). Если сделка совершается успешно, то менеджер подтверждает транзакцию и уведомляет об этом сервер.

    Шаг седьмой – сервер выводит покупателю сообщение, что оплата успешно проведена, заказ принят в обработку.

    Шаг восьмой – заявка направляется на склад, где формируется товар для отправки по адресу клиента.

    Шаг девятый – сотрудники логистического отдела доставляют товар клиенту.

    Шаг десятый – после отправки заказа со склада, сервер высылает клиенту оповещение на e-mail или телефон (SMS), что товар находится в пути.

    Алгоритм для онлайн-сервисов, интернет-банкинга примерно одинаковый за исключением, что услуги могут не иметь физического воплощения. Например, продажа доступа к полному функционалу программы, покупка электронных книг и другое.

    Примеры электронной коммерции

    Приведем несколько ниш успешной реализации E-commerce:

    • Онлайн-сервисы приема коммунальных платежей, штрафов, регистраций и прочее. Уже давно ушли в прошлое многометровые очереди в банк для оплаты коммунальных услуг. Электронные сервисы доступны с любого компьютера или гаджета. Достаточно подключить интернет-банкинг и спокойно платить из дома за квартиру, аренду, кредит и прочие услуги.
    • Сайты-каталоги, доски объявлений, агрегаторы услуг и товаров. Популярность Авито, Юлы, сайтов торговли между физическими лицами, компаниями зашкаливает. Возможность бронирования билетов, номеров в гостиницах открывает большие перспективы для развития этой ниши.
    • Сайты-распространители фильмов, книг на платной основе, онлайн-кинотеатры и другое. Интеллектуальная собственность стала также и цифровым продуктом, поэтому результаты труда писателей, музыкантов, режиссеров активно продаются в онлайн-пространстве.
    • Онлайн-магазины, интернет-аукционы, интернет-банкинг, реклама, маркетинг и многие другие сферы прекрасно себя чувствуют в виртуальной среде.

    Начиная с 1998 года электронная коммерция плавно вышла на оборот 3-3,5 триллионов долларов за 20 лет деятельности. Лидеры E-commerce – Китай, США. Россия занимает 10 место в рейтинге, но имеет хорошие шансы подняться на несколько ступенек выше, благодаря плотному сотрудничеству с китайскими онлайн-гигантами – Али Экспресс, Тао-Бао и другими.

    Преимущества и недостатки

    Электронная коммерция, как и любая ниша на рынке, имеет свои плюсы и минусы. Рассмотрим подробнее.

    1. Снижение затрат. Электронная торговля упрощает бизнес-процессы во многих отраслях предпринимательства. Например, чтобы открыть онлайн-магазин не нужно арендовать физическую площадь, нанимать штат продавцов и сотрудников доставки. Все действия можно автоматизировать, а, если товар электронный, то и упросить в разы сервис доставки. В итоге транзакционные издержки ниже, что сказывается на стоимости продукции или услуг.
    2. Расширение целевой аудитории. Через Интернет можно продавать по всему миру без особых затрат. Конечно, если бизнес связан с физическими товарами, то придется поломать голову с доставкой. Простое решение – это сотрудничество с транспортными компаниями. Но если вы продаете электронные товары, услуги – электронные книги, программы, сервисы и прочее, то рынок неограничен.
    3. Меньше посредников. Электронная коммерция позволяет работать напрямую с производителем, исключая цепочку посредников. Так создается прямой канал между продавцом и покупателем, что сказывается на стоимости товаров и качестве обслуживания.
    4. Возможность со 100% точностью анализировать продажи, продвижение, развитие бизнеса в сети. Системы аналитики, коллтрекинга позволяют следить за ситуацией и своевременно принимать меры.

    Недостатки электронной коммерции:

    1. Зависимость от информационно-коммуникационных технологий. Не во всех регионах есть свободный доступ к Интернету на высокой скорости, этот фактор сильно тормозит развитие электронного бизнеса.
    2. Особенности законодательства, налоги. Отсутствие правового регулирования онлайн-коммерции часто служит препятствием при заключении тех или иных сделок.
    3. Безопасность информации. Онлайн-торговля и бизнес в сети требует высокой гарантии конфиденциальности данных пользователей, покупателей, участников коммерческой деятельности. Активно внедряется сертификация, авторизация, капча и другие варианты борьбы с мошенничеством.
    4. Авторское право. Защита прав собственности – это давно не новая проблема для сети Интернет. Пиратские копии программного обеспечения, «слитые» в свободный доступ мастер-классы, книги и другая продукция интеллектуального труда – все это становится проблемой для электронной коммерции во всем мире.

    Резюме

    Мы изучили, что такое электронная коммерция. Узнали, какие виды E-commerce используются на рынке, в каких нишах активно развивается электронная торговля. Несмотря на серьезные вызовы для каждой компании, за бизнесом в сети будущее торговли.

    Катаев Алексей Владимирович

    к.э.н., директор ООО «АУП-Консалтинг»

    Электронный бизнес и электронная коммерция: основные понятия

    В статье приведены основные понятия электронного бизнеса и электронной коммерции…

    1. Понятие электронного бизнеса

    Электронный бизнес — форма ведения бизнеса, при которой значительная его часть выполняется с применением информационных технологий (локальные и глобальные сети, специализированное программное обеспечение и т.д.).

    Электронный бизнес включает: продажи, маркетинг, финансовый анализ, платежи, поиск сотрудников, поддержку пользователей, поддержку партнерских отношений и др.

    Части электронного бизнеса, связанные с Интернетом, включают в себя:

    • Бизнес на Интернете(интернет-провайдинг, хостинг, контент-провайдинг и сервис-провайдинг).
    • Бизнес вокруг Интернета(поставка технических средств, поставка программных средств, web-дизайн, программирование и сопутствующие услуги).
    • Бизнес в Интернете(интернет-реклама, интернет-магазины, интернет-аукционы, интернет-расчеты, интернет-маркетинг, интернет-коммерция, информационная подписка, СМИ в Интернете).

    2. Электронная коммерция как сфера сетевой экономики

    Первоначально электронная коммерция («е-commerce») представляла собой форму организации продаж. Не претендуя на самостоятельность, она лишь воспроизводила методы традиционной коммерции, перенося их в среду Интернет. В последствие, электронную коммерцию стали рассматривать как сферу сетевой (электронной, цифровой, веб и др.) экономики.

    Под сетевой экономикой понимается хозяйственная деятельность, осуществляемая с помощью электронных сетей (цифровых телекоммуникаций). Сетевая экономика технологически представляет собой среду, в которой юридические и физические лица могут контактировать между собой по поводу совместной деятельности.

    В настоящее время существует множество определений термина «электронная коммерция». Наиболее общее определение «электронной коммерции» как сферы экономики звучит следующим образом:

    «Электронная коммерция — это сфера экономики, которая включает в себя все финансовые и торговые транзакции, осуществляемые при помощи компьютерных сетей, и бизнес-процессы, связанные с проведением таких транзакций».

    Читайте также  Интермодальные и мультимодальные технологии перевозок

    Электронная коммерция обеспечивает выполнение ключевых функций сетевой экономики, способствующих проведению сделок с использованием возможностей сети Интернет. В целом эти возможности сводятся к трансформации цепей поставок, информированию покупателей, а также организации приёма заказов и платежей.

    Электронная коммерция состоит из шести основных элементов, обеспечивающих проведение бизнес-операций:

    1. Электронный обмен данными(ElectronicDataInterchange,EDI) – обмен информацией с использованием цифровых средств коммуникации стандартизированными бизнес-документами (заказы и счета) между покупателями и продавцами. Основу электронного обмена данными составляют стандарты форматирования и передачи информации, разрабатываемые Международной организацией по стандартизации (ISO).

    В частности, обмен данными регулируется стандартом EDIFACT (ISO 9735) – «Электронный обмен данными в управлении, торговле и на транспорте». Кроме этого, существуют региональные стандарты, например: ГОСТ 6.20.1-90 (Россия), ANSI X.12 (США). Электронный обмен данными позволяет унифицировать документооборот между торговыми партнёрами, снизить количество возможных ошибок и автоматизировать потоки информации. Стандарты EDI представляют собой перечень допустимых значений, из числа которых продавец выбирает для определенного документа (например, инвойса) необходимые элементы исходя из специфики своего бизнеса.

    1. Электронное движение капитала(ElectronicFundsTransfer,EFS) –электронный обмен или перевод денег с одного счета на другой. В электронной коммерции EFS связано с проведением электронных денежных трансакций. Механизм EFS предполагает обмен данными между серверами, обрабатывающими денежные трансакции и связанную с ними информацию.

    В качестве примера такого обмена данными можно привести систему международных межбанковских расчётов SWIFT (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications). В электронной коммерции такие системы используются для осуществления не только межбанковских, но и любых иных видов платежей. Электронное движение капитала классифицируется по содержанию трансакций (дебетовые, кредитовые), по сфере их применения (например, бизнес-трансакции) или по видам операторов (банки, провайдеры). При этом операторами трансакций могут выступать и «виртуальные организации» (например, сервисы для обмена виртуальных денег).

    1. Электронная торговля(e-trade) – проведение торговых операций и сделок в сети Интернет, посредством которых совершается покупка (продажа) товаров, а также их оплата. Операции в электронной торговле включают в себя выбор товара, подтверждение заказа, приём платежей и обеспечение доставки.

    Обычно реализация этих функций обеспечивается не непосредственно продавцами, а оказывающими посреднические услуги провайдерами. Причём оплата и доставка может быть не связана с использованием сети Интернет (например, по почте или транспортной компанией). Хотя тенденция развития электронных продаж свидетельствует о постепенном переходе к использованию возможностей Интернета на всех этап цикла продажи товара.

    1. Электронные деньги (e-cash) – денежные обязательства эмитента перед доверителем в электронном виде. Электронные деньги одновременно являются средством платежа и обязательством эмитента. Их преимущество заключается в скорости безналичных расчётов, а недостаток – в ограниченности сферы применения. Перевести электронные деньги в обычные можно только в рамках взаимоотношений между их владельцем и эмитентом.

    Использование электронных денег в платёжных системах подразумевает наличие электронных кошельков, представляющих собой сервис онлайновых трансакций, сохраняющий платёжную информацию пользователей. Разновидностью электронных денег являются предоплаченные пластиковые карты, которые обладают всеми характеристиками пластиковых карт, но не предполагают возможности пополнения.

    1. Электронный маркетинг(e-marketing) – комплекс маркетинговых мероприятий, связанный с анализом рынка и продвижением товаров в сети Интернет. Обычно с электронным маркетингом связывают размещение
      в сети маркетинговой информации (сайты, блоги, реклама и т.д.), а также управление размещенным контентом (веб-проектирование, веб-дизайн, веб-программирование и веб-администрирование).

    Вместе с тем, если рассматривать электронный маркетинг как деятельность, связанную с продвижением товаров и услуг в сети Интернет, то здесь можно обнаружить все элементы традиционного комплекса маркетинга. Ориентированность сетевой коммерции на взаимодействие с неопределённым кругом потребителей на неопределенной территории делает электронный маркетинг незаменимым инструментом продвижения товаров в сети Интернет.

    1. Электронный банкинг(e-banking) – технология дистанционного банковского обслуживания, при которой доступ к счетам и операциям клиента осуществляется посредством сети Интернет. В России эта технология называется «банк-клиент» и широко применяется большинством российских банков.

    Электронный банкинг включает в себя: денежные переводы, оплату товаров и услуг, проверку остатков на банковских счетах и пластиковых картах и др. На основе технологий дистанционного обслуживания через Интернет работают многие системы электронного банкинга и онлайновые биржи. Среди технических стандартов интернет-банкинга можно выделить: Open Financial Exchange (OFX), Homebanking Computer Interface (HBCI) и Bank Internet Payment System (BIPS).

    3. Основные секторы коммерческого взаимодействия (модели взаимодействия)

    Традиционно сферы электронной коммерции разделяют на секторы в зависимости от участников сделок и направления взаимодействия (см. рисунок 1)

    Рисунок 1. 9 секторов коммерческого взаимодействия

    Остановимся подробно на четырех основных секторах коммерческого взаимодействия в зависимости от участников:

    1. B2C(Business-to-Consumer) – вид электронной коммерции, подразумевающий осуществление сделок между юридическими и физическими лицами. Чаще всего речь идет о розничной торговле через Интернет. Это могут быть специализированные порталы продавцов, электронные торговые площадки или адресные рассылки. В результате клиенты получают возможность, не выходя из дома, выбирать и оплачивать товары на основе конкурентных предложений продавцов. Продавцы сокращают товарные запасы и ускоряют оборот, уходя от затрат на содержание торговых помещений и персонала, а также напрямую получают информацию о потребительских предпочтениях.
    2. B2B(Business-to-Business) – подразумевает осуществление сделок между предприятиями (юридическими лицами и предпринимателями). Технически такое взаимодействие обычно осуществляется на базе специализированных открытых интернет-платформ со стандартным набором инструментов и правил. Интерактивные базы данных позволяют не только обеспечить большой объём предложения, но и отслеживать процесс исполнения заказа. К сделкам «B2B» часто относят организацию оптовых поставок товара и размещение заказов на производственных предприятиях.
    3. С2С (Consumer-to-Consumer) – вид электронной коммерции, подразумевающий осуществление сделок между физическими лицами. Обычно это связано с торговлей через электронные доски объявлений ( «Avito» и др.) или на электронных торговых площадках («Meshok», «eBay», «Delcampe» и др.).
    4. B2G (Business-to-Government) – подразумевает осуществление сделок между экономическими субъектами (юридическими лицами) с одной стороны и государственными (муниципальными) органами управления
      с другой. В широком смысле данное понятие включает в себя любые платные услуги, оказываемые экономическими субъектами государственным или муниципальным учреждениям с использованием электронного обмена данными. Примером может служить портал госзакупок РФ.

    Согласно нормам действующего законодательства сделки B2G осуществляются в форме конкурсов, тендеров или котировок. В качестве преимуществ B2G можно выделить крупные размеры сделок, высокую платёжеспособность покупателя и имиджевость заключаемых контрактов. Для этого вида бизнеса существуют довольно высокие входные барьеры, преодолеть которые под силу только очень крупным компаниям.

    4. Жизненный цикл изделия и коммерческий цикл

    Для наглядного представления основных процессов и действий, которые могут выполняться с применением информационных технологий в электронном бизнесе, рассмотрим жизненный цикл изделия и коммерческий цикл.

    Жизненный цикл изделия (продукции) — временной интервал и совокупность действий, выполняемых от момента выявления потребностей в определенной продукции или услугах до момента удовлетворения этих потребностей и утилизации продукта (см. рисунок 2). Жизненный цикл изделия включает множество этапов, отображенные на рисунке 2, включая разработку товара и подготовку производства, освоение производства товара, производство, сбыт (продажи), сервисные услуги (доставка, послепродажное обслуживание, техническая, консультационная и другая поддержка), общефирменные функции (бухгалтерские учет, управление персоналом и др.)

    Рисунок 2. Жизненный цикл изделия (продукта)

    На рисунке 3 упрощенно представлен коммерческий цикл, включающий процесс коммерческой деятельности (розничная и оптовая торговля) от формирования идеи бизнеса до послепродажного обслуживания и поддержки.

    Рисунок 3. Традиционный и «электронный» коммерческий цикл

    ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ И ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ

    Широкое внедрение средств телекоммуникаций привело к появлению новых интернет-технологий в бизнесе и коммерции.

    На мировом рынке Интернет-коммерции доминируют США (примерно 73% всего оборота). На долю Европы приходится лишь 16%, а на азиатские страны ¾ 7%, все остальные регионы ¾ 4%.

    Интернет-торговля представляет собой процесс покупки и продажи товаров, услуг, в котором весь цикл коммерческого или финансового взаимоотношения либо его часть осуществляется электронным образом с применением интернет-технологий. Интернет-торговля составляет часть электронной коммерции.

    Электронная коммерция (e-commerce) — это любая форма бизнес-процесса, в котором взаимодействие между субъектами происходит электронным образом.

    Возможны различные формы присутствия предприятия в Интернете:

    Электронная визитная карточкапредставляет собой несколько страниц в сети Интернет с информацией о предприятии и его деятельности. Основная функция подобного представительства — предоставить возможность потенциальному клиенту познакомиться с товарами и услугами предприятия, аналогично бизнес-справочнику или рекламному объявлению. Более продвинутой формой информирования клиента является веб-витрина с подробной информацией о товарах и услугах, а часто — и о текущих ценах. Электронный магазин позволяет не только выбрать товар или услуги, но и оформить заказ и совершить покупку через Интернет. Торговая интернет-система объединяет в единое целое интернет-магазин и традиционный офф-лайновый магазин, имеющие единую систему управления базой данных товаров, систему логистики и т. п.

    Сегодня на российском рынке программных продуктов представлены многочисленные программы для электронной коммерции. Это программы «1С: Предприятие 7.7» для Интернета, «1С: Предприятие 7.7 WEB-расширение», «1С: Аркадия Интернет-магазин», «1С: Удаленный склад» и др.

    Основные виды ЭК:

    1. B2B (Business-to-Business)или бизнес-бизнес¾ представляет собой ЭК между предприятиями, основной особенностью этого вида ЭК является автоматическое взаимодействие в электронном виде систем управления предприятием.

    2. B2C (Business-to-Consumer, Customer) или бизнес-потребитель ¾ вид ЭК, связанный с электронными коммерческими операциями, производимыми между предприятием и потребителями.

    Преимущества использования ЭК:

    · Простота развертывания приложений и управление ими. Достаточно лишь освоить программу для просмотра, и покупатели сразу получают доступ к средствам электронной торговли.

    · Уменьшение времени на доставку информации о товаре потребителю.

    · Сокращение числа промежуточных звеньев (посредников), установление прямой связи производитель ¾ покупатель.

    · Уменьшение затрат времени на приобретение необходимого товара.

    · Неограниченный рост числа потенциальных заказчиков. При использовании Интернет вы можете расширить рынок сбыта за счет зарубежных покупателей.

    · Информацию о товаре вы можете представлять в различном виде. Web позволяет передавать не только текст, графику, но и видео, голос.

    · Возможность проводить анализ спроса, предпочтений для планирования своей деятельности.

    · Возможность идентифицировать покупателя.

    · Сокращение затрат на персонал и аренду помещений.

    · Возможность круглосуточного доступа.

    Создание полноценного Интернет-магазина стоит не менее 10 тыс. долл. У многих фирм таких денег нет, но они могут воспользоваться услугами таких фирм как «АйТи» и Tops, которые предлагают в аренду законченную инфраструктуру для открытия Интернет-магазинов на своих «торговых рядах». Аренда магазина в «торговых рядах» Tops обходится владельцам в 150 долл. в месяц.

    Электронные магазины — не единственный путь оказания услуг через Интернет. Популярны сегодня аукционы, финансовые, банковские услуги, туристические, медицинские, страховые, платные информационные сервисы, онлайновая оплата счетов.

    Важным моментом в развитии ЭК является проведение электронных платежей.

    Имеется больше десятка различных систем, позволяющих перечислять деньги за товары в онлайновом режиме. Эти системы можно разделить на несколько типов:

    · для платежей по пластиковым картам (ППК) международных систем Visa, Eurocard/Mastercard, American Express и т.п.;

    · для платежей с пользовательских счетов провайдеров;

    · для платежей с использованием «электронного кошелька»;

    Читайте также  Информационные технологии на предприятии

    Какие технологии будут двигать вперед e-commerce: разбираем технотренды на 2021 год

    В 2020 году наблюдался всплеск онлайн-продаж: почти 150 млн человек впервые сделали покупки в интернете с начала пандемии до июля 2020-го. В США объем продаж в e-commerce вырос на 40,3%, в России, по прогнозам, онлайн-торговля будет расти в среднем на 33,2% с 2020 по 2024 год. Также потребители начали активно покупать и за пределами своих стран: в первое полугодие 2020 года трансграничная электронная торговля выросла на 21% в годовом исчислении.

    Это привело к тому, что интернет-магазины должны адаптироваться к потоку покупателей, офлайн-ритейлеры — переходить в онлайн. Также в e-commerce активно идут компании из других отраслей. Например, страховые компании, финансовые организации все чаще предлагают своим клиентам онлайн-страховки и другие услуги, а дистрибьюторы фармкомпаний осваивают онлайн-продажи.

    Кроме того, развиваются маркетплейсы услуг. По прогнозам экспертов , доля мультикатегорийных маркетплейсов на внутреннем e-commerce-рынке РФ вырастет с 26% в 2019 году до 75% в 2025 году. Растут и международные платформы: выручка Shopify за третий квартал 2020 года выросла на 96% при росте GMV на 109% в годовом исчислении. И все это требует внедрения новых технологий, помогающих компаниям адаптироваться к изменениям.

    Я Леонид Аникин, директор по развитию Mail.ru Цифровые технологии, расскажу о технологических трендах в электронной торговле на примере успешных кейсов — посмотрим, какие технологии могут помочь перезагрузить e-commerce и позволяют современным онлайн-компаниям обойти конкурентов.

    Расширение сферы e-commerce, появление новых игроков и маркетплейсов — рост спроса на цифровизацию и гибкую IT-инфраструктуру

    В целом онлайн-услугами уже никого не удивишь. Но пандемия вынуждает уходить в e-commerce и тех игроков и отрасли, которые больше ассоциируются с офлайн-продажами. Например, в страховом бизнесе видна отчетливая тенденция к персонализации и цифровизации: полный уход от бумаг в документообороте; облачная ИТ-инфраструктура с гибким масштабированием; услуги компании, которые можно быстро и легко активировать с помощью специальных приложений, и другое.

    Эти два фактора являются движущими силами, которые создают постоянные инновации в динамике страхового сектора. Данные исследования около 500 страховщиков из 52 стран показывают, что 65% опрошенных компаний сейчас сосредоточены на активной цифровизации страховой цепочки. Дистрибьюторы фармкомпаний создают масштабные e-commerce-проекты для онлайн-продаж, такие как Apteka.ru компании «Катрен».

    Маркетплейсы в целом показывают взрывной рост по продажам. И в эту сферу тоже приходят новые игроки из других отраслей. Так, маркетплейсы расширяют список услуг, отходя от традиционной модели продажи только товаров. На Ozon появились страховые услуги: первым продуктом, доступным в каталоге маркетплейса, стало ОСАГО. В 2021 году платформа страхования Ozon дополнится и другими направлениями. К сервисам B2C-страхования также планируется добавить страхование для юридических лиц, в том числе для продавцов и партнеров площадки.

    Финансовый сектор не отстает. TCS Group уже планирует выйти на рынок e-commerce. А Сбербанк собирается запустить мультикатегорийный маркетплейс.

    Для развития таких проектов компании пересматривают требования к инфраструктуре: она должна быть гибкой, позволять адаптироваться к изменениям и быстро выпускать на рынок новые IT-продукты.

    Так, онлайн-сервис «Тендертех», площадка для выдачи банковских тендерных гарантий через интернет, перешел на управляемую облачную инфраструктуру и использует такие сервисы облака, как Kubernetes. Это позволяет проекту быстро получать нужные IT-ресурсы и сократить расходы на оборудование и штат поддержки.

    Бесперебойная работа сервисов и приложений

    Взрывной рост онлайн-продаж и потока клиентов также приводит к увеличению требований к надежности работы сайтов и приложений. Они не должны падать, а должны адаптироваться под увеличивающуюся нагрузку. Нужна оптимизация инфраструктуры, чтобы она работала 24/7.

    Многие онлайн-игроки распределяют свою инфраструктуру на несколько ЦОД или дублируют ее в облаке, чтобы минимизировать риск простоя и не терять клиентов в случае форс-мажора. Есть и другие технологии, которые позволяют это сделать. Допустим, при использовании облачных сервисов можно применять автомасштабирование, для того чтобы подключать нужные ресурсы по мере увеличения нагрузки.

    Хороший пример обеспечения бесперебойности в черную пятницу можно увидеть у компании Burger King. Рост скачиваний приложения компании за несколько дней до распродажи и оформления заказов в саму пятницу обычно кратно увеличивал нагрузку на IT-инфраструктуру, которая с трудом справлялась. После переноса приложения в облако меню в приложении стало загружаться в 4 раза быстрее, обработка заказов ускорилась в 2 раза, приложение даже при таких повышенных нагрузках работает стабильно, а заказы принимаются без задержек.

    Больше выгоды от потока клиентов и дополнительные продажи

    Компании в сфере e-commerce стремятся получать больше прибыли с каждого клиента. Этого можно достичь с помощью индивидуального подхода, например рекомендаций товаров с учетом прошлых покупок или персонализированных рекламных кампаний.

    Согласно опросу Salesforce Research, около 80% опрошенных хотят, чтобы компания знала их потребности и выстраивала индивидуальное взаимодействие с ними, основанное на прошлых взаимодействиях. Персонализировать работу с клиентами, а также прогнозировать спрос и управлять товарооборотом можно с помощью технологий аналитики больших данных, искусственного интеллекта и машинного обучения.

    Новое исследование, проведенное Juniper Research , показало, что к 2022 году глобальные расходы ритейлеров на технологии, основанные на искусственном интеллекте, достигнут 7,3 млрд долларов в год по сравнению с 2 млрд долларов в 2018 году как раз потому, что ритейлеры нацелены на новые возможности для повышения персонализации опыта работы с клиентами.

    Также мировая пандемия сильно повлияла на потребительский спрос. В e-commerce задаются вопросом: «Как предвидеть подобные изменения?» Традиционные методы прогнозирования могут не справляться с современным объемом задач, поскольку многие e-сommerce компании сегодня используют большие данные. Оптимизировать системы прогнозирования, повысить точность прогнозов в условиях неопределенности нынешней реальности снова помогут технологии машинного обучения и облачные технологии анализа больших данных.

    Методы машинного обучения позволяют прогнозировать количество продуктов и услуг, которые будут приобретены в течение определенного периода в будущем. Программная система учится на данных для улучшения анализа, которые включают тенденции, циклические колебания, сезонность и модели поведения.

    Для внедрения технологий работы с большими данными и машинного обучения необходимо развернуть мощную инфраструктуру: в частности, нужны большие мощности для тренировки нейросетей. Облачные платформы для работы с большими данными и PaaS, в частности Kubernetes, позволяют эти мощности получить.

    Так, «Ашан» построил платформу анализа данных и машинного обучения в публичном облаке Mail.ru Cloud Solutions, чтобы точно планировать запасы и сократить издержки. Использование алгоритмов ML должно помочь ритейлеру на 2% сократить издержки на складах и на 5% повысить продажи за счет прогнозирования спроса.

    Изменения в инфраструктурах ритейлеров в связи с маркировкой товаров

    Введение в России с 2019 года закона об обязательной маркировке товаров и постепенное расширение категорий продукции, которые нужно маркировать, сподвигло ритейлеров, в том числе e-commerce, к корректировке многих бизнес-процессов и доработке инфраструктур: модернизации ИТ-систем, приобретению, внедрению и поддержке специального ПО и оборудования (принтеры, сканеры), доработке систем учета для печати ярлыков DataMatrix и отправки информации об этом в ЦРПТ.

    Все это усилило нагрузку на инфраструктуру и привело к необходимости перехода на облачные технологии, позволяющие быстро получать нужные мощности. В качестве успешного кейса здесь можно привести компанию L’Oreal, которая внедрила платформу «iDocs: Маркировка» в свою инфраструктуру с помощью облачных сервисов, что позволило заблаговременно автоматизировать процесс заведения и учета кодов маркировки.

    Растущее внедрение новых технологий доставки

    Звено, которое важно оптимизировать для интернет-ритейла, — логистика «последней мили». Именно быстрая доставка от распределительного центра до дома клиента (а также быстрое предоставление возможности самовывоза) стала одним из факторов, решающих, останется ли покупатель лояльным бренду.

    В 2020 году 40% мировых лидеров розничной торговли рассматривали значительную модернизацию логистических сетей как важную инициативу. Варианты оптимизации «последней мили» варьируются от низкотехнологичных услуг типа «кликни и забери поблизости» (идею, когда покупатели забирают заказ из удобных им соседних магазинов, в свое время предложила «Икеа Дания») до высокотехнологичной робототехники, которая быстро доставляет скоропортящиеся продукты или обеды домой.

    Логистические процессы идут по пути сокращения участия людей в массовых рутинных операциях и информировании. Выход крупных маркетплейсов в города среднего размера требует инвестиций в оптимизацию IT и маршрутной сети, а также расширение пула офлайн-партнеров по выдаче заказов.

    Так, одно из наиболее перспективных направлений в упрощении и ускорении доставки — это доставка товаров с использованием автономных средств: роботов-курьеров и беспилотных летательных аппаратов (дронов). Компания Amazon в настоящее время разрабатывает сервис службы доставки Prime Air, который с помощью небольших дронов доставит посылки весом до 2,2 кг (5 фунтов) за полчаса или меньше. Ее китайский конкурент Alibaba разработал робота-курьера G Plus и «умный» ящик с технологией распознавания лиц для доставки онлайн-заказов Cainiao box.

    Ожидается , что общий рынок роботов-доставщиков вырастет с 121 млн долларов в 2019 году до 2,2 млрд долларов к 2025 году. Также эффективным способом оптимизации службы доставки для упрощения сбора заказов и, соответственно, ускорения доставки будет автоматизация складской деятельности, в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта.

    Робототехника и искусственный интеллект станут основными драйверами ускорения этих процессов. Помимо этого, они станут работать и на диверсификацию цепочек поставок, необходимость которой также проявилась во время тотальных локдаунов.

    Привлечение покупателей через виртуальную и дополненную реальности (VR и AR) не только крупными брендами

    Сила технологий виртуальной реальности (VR) и дополненной реальности (AR) в том, что они делают возможной визуализацию продукта. Виртуальный тур по магазину, виртуальная примерка или возможность посмотреть, как предмет интерьера будет выглядеть в доме покупателя, — этот новый яркий покупательский опыт, который еще недавно можно было получить лишь у таких крупных брендов, как IKEA, сегодня стал доступен покупателям не только у гигантов отрасли. К 2022 году более 120 тысяч магазинов будут использовать технологии дополненной реальности, предлагая более интересный опыт покупок.

    Например, производители вина сотрудничают с компанией Treasury Wine Estates Vintners Limited — ее приложение Living Wine Labels превращает этикетки на бутылках в дополненную реальность, уникальную для каждого урожая. Мебельный бренд Burrow создал приложение Burrow at Home , помогающее покупателям визуализировать, как диваны бренда впишутся в их гостиные: реалистичные 3D-модели диванов Burrow размещаются на личных фотографиях интерьеров клиентов.

    Новые технологии, которые ритейл и другие секторы бизнеса планировали постепенно внедрять в течение первых пяти лет 2020-х годов, стали популярны буквально за год из-за резкого изменения покупательского поведения за время пандемии. Чтобы оставаться успешными в условиях увеличивающейся конкуренции, пожалуй, стоит не отставать от технологических тенденций: знать и использовать их в своем бизнесе — смело, но расчетливо.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: