Национальная инновационная система - ABCD42.RU

Национальная инновационная система

Национальная инновационная система

В условиях глобальной конкурентной борьбы на первое место выходит ориентированность страны на инновационную деятельность, что обуславливает необходимость эффективного использования имеющегося потенциала инновационных систем в процессе интеграции в международное инновационное сотрудничество с целью получения эффекта от коммерциализации и реализации новейших технологий на рынке. Как демонстрирует мировой опыт, инновации являются наиболее действенным катализатором оживления экономики, всесторонне способствуя экономической реструктуризации и росту производительности экономической системы, и выступая одним из важнейших источников экономического роста.

Соответственно, Российской Федерации необходимо осуществить качественный технологический прорыв: на первом этапе – путем привлечения и освоения новых технологий, на следующем – благодаря развитому потенциала усвоения, генерировать и распространять собственные инновации, для чего необходимо развивать собственный сектор перерабатывающей промышленности и вести активную промышленную политику, тесно интегрированную с инновационной, научно-технической и образовательной политикой.

Для успешного развития инновационной системы предлагается опираться на опыт зарубежных стран, адаптируя его к российским реалиям. При этом необходимо понимать, что инновационная сфера зависит от экономических возможностей и эффективных инструментов государственного стимулирования. В то же время создание действенного механизма инновационной системыпозволит обеспечить стране высокий процент коммерциализации конкурентоспособных инновационных продуктов и войти в число инновационно развитых государств, которые используют потенциал возможностей пятого технологического уклада.

Различным проблемам построения национальных инновационных систем посвящены труды Е.С. Гаврилюка [1], В.С. Горбунова [2], Е.В. Капраловой [3], Д.В. Карпова [4], Е.Е. Коноваловой [5], Н.В. Косаревой [7], З.Л. Муратовой [10], В.В. Смирнова [11], М.С. Соколова [13] и др. Однако, анализ научных исследований свидетельствует о важности формирования национальных инновационных систем с учетом зарубежного опыта.

Исследования позволили выделить особенности инновационного развития в некоторых странах, а также выделить факторы их успешного развития (таблица).

Для определения возможностей имплементации зарубежного опыта построения национальных инновационных систем можно выделить группу скандинавских стран (Дания, Финляндия, Швеция), немецкоязычных стран (Германия, Австрия, Швейцария). Выбор стран обусловлен тем, что их технологический уровень существенно выше по большинству показателей по сравнению с Российской Федерацией [6, 9, 14].

Указанные страны мира лидерских позиций в инновационном развитии достигли по-разному. Так, США сделали ставку на высокие затраты в высокотехнологических отраслях промышленности.Дания и Финляндия – через внедрение мер по росту секторов с высокой добавленной стоимостью и относительно низкими затратами на инновации.

В Швеции на государственном уровне поддерживается инновационная деятельность крупных компаний, в Германии – сектор малых и средних предприятий, которые имеют ограниченные возможности создания и внедрения инноваций по сравнению с крупными компаниями.

В рамках международного сотрудничества ряд стран предоставляют преференции, как составляющую государственной политики, исключительно своим предприятиям (Тайвань, Израиль), а другие (в частности, Финляндия) на государственном уровне способствуют экспорту, инвестициям национальных компаний за рубеж и международному научно-техническому сотрудничеству.При этом Тайвань на государственном уровне не только разработал стратегию развития инновационной деятельности, но и осуществляет государственное финансирование исследовательской сферы, уделяя значительное внимание коммерциализации разработок.

Государство осуществляет финансирование инновационных проектов и создание фондов венчурного капитала в таких странах, как Финляндия и Израиль. Кроме того, в Финляндии и Дании при финансировании инноваций интенсивно используется инструмент государственно-частного партнерства.

Особенности инновационного развития ряда стран

Особенности инновационного развития

Фактор успешного развития инновационной системы

Сетевые компетенции в составе прикладных унивреситетов. Повышение ценности знаний. Поощрение взаимодействия между наукой и обществом, которые выступают как основа развития науки и экономики. Прямые государственные инвестиции не требуют коммерциализации инновационных разработок. Инструменты инновационной политики ориентированы на научные исследования

Последовательностьинновационной политики и международная направленность предприятий.

Стабильная экономическая система, которая способствует становлению инновационной деятельности. Хорошо организованная работа государственных институтов при внедрении инновационных процессов. Высокий уровень квалификации и постоянное обновление персонала в сфере инновационных технологий и процессов. Значительное количество университетов и студентов, которые предлагают и внедряют инновации. Инновационная идеяпринадлежит исследователю. Университеты ориентированы на внедрение исследований и реализацию их продуктов на рынок, то есть имеют предпринимательский характер

Долговременные масштабные вложения в развитие науки и совершенная система университетского образования, что дает возможность стране оказаться в рейтинге самых инновационных стран мира

Преобладающее место в развитии инновационных процессов принадлежит региональному уровню. Активное участие в международных программах инновационного сотрудничества, которые координируются министерствами и агентствами. Привлечение предприятий к участию в международных инновационных проектах. Развернутая система трансфера технологий и научных университетов

Поддержка ключевых инновационных регионов, сформированный научно-образовательный комплекс, включающий систему поддержки студентов и исследователей

Тесное взаимодействие государства и частного бизнеса. Особое внимание уделяется передаче федеральных технологий. С помощью крупномасштабных целевых проектов осуществляется государственное регулирование инноваций в направлении стимулирования создания венчурных фирм и исследовательских центров

Целенаправленное создание условий по поддержке предпринимательства

Существование значительного количества инновационных центров. Поощрение регионального развития инвестиционных процессов

Ориентация на самостоятельную инициативу

Источник: составлено авторами.

В Швейцарии государство почти не вмешивается непосредственно в регулирование инновационной деятельности, поскольку государственные усилия направлены, прежде всего, на создание условий по повышению уровня конкурентоспособности и активизацию предпринимательства как инновационного фундамента развития экономки страны.Такие страны, как Германия, Австрия, Швейцария, опираясь на высокий уровень образования и культуры труда, встраивают инновационную деятельность компаний в конкретную социально-экономическую модель страны, основанную на консенсусе и высоких общечеловеческих ценностях, а собственно инновации понимаются как новый способ решения социальных задач и проблем [8, 12].

Так, в США интенсивно привлекают из-за рубежа ведущих ученых для осуществления инновационной деятельности в научных учреждениях. Тайвань и Израиль обеспечивают государственную поддержку исследований в промышленности, в том числе в направлении международного сотрудничества со странами, которые продуцируют инновации.Эстония и Словения на основе диагностики своих возможностей сосредоточились на тех направлениях инновационного развития, в которых они имеют преимущества (в случае Эстонии – это развитие информационного общества, биотехнологии и медицинские технологии, в случае Словении – развитие промышленных кластеров).

Действенную систему государственной поддержки в сфере науки и инноваций демонстрирует Германия, обеспечивая благоприятный инвестиционный климат для негосударственных инвестиций, и таким образом способствуя росту национальной экономики и развитию инновационной системы. Кроме того, быстрый экономический рост за короткий период продемонстрировала Япония, которая в результате эффективной реализации инновационной политики и способности эффективно внедрять данную политику достаточно быстро стала инновационным лидером среди стран мира.

Приоритетной особенность инновационной политики Японии является обеспечение долгосрочной перспективы роста доходности при поддержке исследователей, модернизация научно-технической базы, увеличениефинансирования научной сферы, поддержка научно-технического сотрудничества на международном уровне, повышение качества образования, поощрение сотрудничества между университетами и частным сектором.

В то же время Инновационная политика ЕС направлена на создание Инновационного союза с целью достижения таких целей: создание Европейского научного пространства, разработка программстратегических исследований;улучшение рамочных условий для инновационного бизнеса;внедрение партнерства в инновационной сфере между ЕС и национальнымиуровнями для технологического развития [15, 16].

Исходя из приоритетности для Российской Федерации промышленного вектора инновационного развития ключевое значение для развития инновационной деятельности имеет создание национальной технологической платформы по примеру ЕС, которая будет представлять собой дифференцированные секторальные объединения усилий (инновационно-производственные сети) промышленных предприятий с университетами, научно-исследовательскими организациями, международными институтами, построенные на принципах децентрализации, функционирование «снизу вверх», взаимовыгодного партнерства, поддержки инициативы всех заинтересованных сторон.

Поэтому формирование действенной государственной политики с учетом реальных потребностей общества и экономики является необходимым требованием развития инновационной деятельности. Важность определения приоритетов инновационной деятельности обусловлено тем, что наличие стратегии инновационной деятельности определено обязательным условием получения финансирования из структурных фондов ЕС на реализацию инновационных проектов, иопределение на основе зарубежного опыта приоритетных направлений инновационной деятельности позволит обеспечить соответствие базовой государственной стратегии экономического развития и инновационной стратегии государства, результатом чего станет полноценная реализация инновационного потенциала страны.

5. Национальная инновационная система и ее структура

Национальная инновационная система (НИС) представля­ет собой совокупность взаимосвязанных хозяйственных субъек­тов (предприятий, научных учреждений, инвестиционных фон­дов и др.) и институтов (правовых, законодательных, финансо­вых, социальных), взаимодействующих в процессе производ­ства, распределения и использования знаний, и конкуренто­способных технологий, направленных на реализацию стратеги­ческих целей устойчивого развития экономической системы в пределах национальных границ и способствующих повышению конкурентоспособности на международном уровне ее субъек­тов (предприятий, регионов, отраслей, страны в целом) [8].

Для НИС как сложноструктурированной организационно- экономической подсистемы национальной экономики, отража­ющей особенности развития ее технологических укладов, ин­ституциональных и социально-экономических условий ее фун­кционирования на макро-, мезо- и микроуровнях экономики, характерны некоторые общие императивы организации и раз­вития, а именно:

• развитие многообразия форм и расширение «поля» интег­рации ресурсов науки, образования, производства, рыночной инфраструктуры;

• усиление роли государства и его ресурсов в формирова­нии и развитии НИС по стратегическим направлениям общена­ционального значения;

• рост уровня инновационной ориентации инвестиционных ресурсов и инвестиционного процесса;

Читайте также  здоровьесберегающие технологии обучения в начальной школе

• расширение роли регионов, локальных территориально- хозяйственных систем в ресурсном обеспечении НИС.

В России начало формирования национальной инновацион­ной системы было положено выходом в 2007 г.

В развитие этого документа были утверждены «Приоритет­ные направления развития технологий науки и техники в Рос­сийской Федерации» и «Перечень критических технологий Рос­сийской Федерации» (Указ Президента РФ от 07.07.2011 г. № 899).

В структуре национальной инновационной системы выде­ляются следующие базовые элементы:

1. Институты разработки и реализации государственной политики в сфере инновационного развития экономики:

• Центр стратегических разработок;

• система государственных закупок;

• Межведомственные комиссии по научно-технической по­литике;

2. Законодательство. Нормативно-правовая база инноваци­онной деятельности:

• Федеральный закон «О науке и государственной научно- технической политике»;

• Гражданский кодекс РФ, часть 4;

• Стратегия инновационного развития Российской Федера­ции на период до 2020 года;

• стратегии социально-экономического развития регионов России, разработанные и принятые в субъектах РФ;

• общефедеральные и отраслевые нормативные акты, ре­гулирующие инновационную деятельность предприятий и орга­низаций.

3. Институты производства и распространения знаний:

• Российская Академия наук РФ;

• национальные исследовательские университеты;

• система образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования;

• учреждения послевузовского профессионального образо­вания, аспирантура, докторантура;

• государственные инновационные корпорации — «Росна- но», «Сколково».

4. Институты инфраструктурного обслуживания инноваци­онного процесса:

• центры трансфера технологий.

5. Рыночные институты коммерциализации инновационных продуктов и услуг:

• Венчурный инновационный фонд, региональные венчур­ные фонды;

• центры и агентства защиты прав интеллектуальной соб­ственности.

6. Организационно-производственные интегрированные бизнес-структуры — субъекты инновационного процесса:

• международные стратегические альянсы;

• институты государственно-частного партнерства;

•промышленные кластеры, свободные экономические зоны (технологические, промышленно-внедренческие и др.);

• малый и средний бизнес.

Таким образом, основными акторами национальной инно­вационной системы выступают государство, научно-образова­тельный инновационный комплекс, система организаций инф­раструктурного обслуживания воспроизводства инвестиций, бизнес-структуры, институты рыночной инфраструктуры.

Ключевым элементом национальной инновационной систе­мы выступает государство, обеспечивающее всестороннюю под­держку инновационных процессов в экономике, их стратегичес­кие приоритеты и координацию.

Как указано в Федеральном законе «О науке и государ­ственной научно-технической политике»: «Государственная поддержка инновационной деятельности — совокупность мер, принимаемых органами государственной власти РФ . в целях создания необходимых правовых, экономических и организаци­онных условий, а также стимулов для юридических и физичес­ких лиц, осуществляющих инновационную деятельность».

Система государственного регулирования инновационных процессов состоит из двух основополагающих и взаимосвязан­ных блоков или подсистем. Первый блок должен обеспечивать управление инновационной деятельностью самого государства в лице соответствующих органов государственной власти и управления.

Вся система государственного управления инновационны­ми процессами базируется на инновационной стратегии государ­ства.

Функцией государства на стартовом этапе создания национальных инновационных систем является их финансовая и организационная поддержка, создание условий и стимулов для инновационной деятельности.

Реализация функций государства по созданию благопри­ятных экономических условий развития инновационной сферы осуществляется с помощью инструментария экономического регулирования двух видов:

1. Общесистемные инструменты макроэкономического ре­гулирования:

• общеэкономические (индекс инфляции, ставка рефинан­сирования, тарифы и налоги, доходность бюджета);

• общеадминистративные (комплекс государственных ус­луг, защита прав собственности, организационные формы уп­равления).

2. Специфические для инновационной сферы инструменты регулирования:

• экономические (система госзакупок, распределение эко­номических рисков между государством и бизнесом, льготы, преференции, программы государственно-частного партнерства и т.п.);

• социальные (поддержка персонала, творческих инициа­тив, качество менеджмента).

В системе сложившихся рыночных отношений спектр ре­гулирующих экономическое развитие в инновационной сфере направлений деятельности государства можно свести к трем главным функциям:

— восполнение недостатков («провалов») рынка;

Все три функции государства имеют непосредственное от­ношение к регулированию инновационной деятельности. В час­тности, антимонопольные меры государства, регулирующие рыночные отношения, должны снимать барьеры входа на ры­нок инновационным компаниям, а также создавать условия для распространения инноваций, находящихся в монопольном вла­дении, формировать рыночные институты в пространстве на­циональной инновационной системы.

Восполнение недостатков рынка («провалов рынка») осуще­ствляется развитыми государствами на путях поддержки фун­даментальных исследований, системы образования, наукоемких секторов промышленности, т. е. там, где бизнес не может полу­чить достаточной рентабельности своих затрат, а положитель­ные внешние эффекты имеют общегосударственное значение.

Перераспределение ВВП, концентрация в бюджетной системе необходимых финансовых средств должны способствовать позитив­ным структурным изменениям в экономике, созданию с помощью государства инфраструктуры инновационной деятельности.

В России складывается многоуровневый комплекс мер пря­мой и косвенной поддержки инновационных проектов, в кото­рых на паритетных основах участвует государство и бизнес. Их можно сгруппировать следующим образом.

1. Прямое государственное финансирование инноваций, которое осуществляется через поддержку на конкурентной ос­нове отдельных проектов и федеральных инвестиционных про­грамм отраслевого и регионального характера.

2. Создание государственных организационно-финансовых структур, деятельность которых направлена на концентрацию финансовых средств, инвестиций, объединения научного и тех­нологического потенциала. (Например, созданы и функциони­руют государственные космическая, авиастроительная, судо­строительная корпорации.)

3. Создание в рамках частно-государственного партнерства новых рыночных институтов развития, обеспечивающих финан­совую среду поддержки государством и бизнесом инновацион­ного развития. К ним относятся Инвестиционный фонд РФ, Все­российский банк развития регионов; Евразийский банк разви­тия, Российская венчурная компания, Российская корпорация нанотехнологий и др.

Перспективным механизмом государственной поддержки инноваций является создание особых экономических зон двух типов — технико-внедренческих и промышленно-производ- ственных, предполагающих таможенные и налоговые преферен­ции для предприятий-резидентов. Кроме того, из федерального бюджета финансируется создание инфраструктуры таких зон.

4. Косвенное стимулирование инноваций через налоговые и таможенные регуляторы. В настоящее время существуют льготы по налогообложению на прибыль корпораций (включе­ние в затраты расходов на НИОКР, возможность нелинейной амортизации отдельных видов оборудования, используемого для инновационной деятельности).

Традиционным направлением косвенной поддержки инно­вационной деятельности является предоставление налоговых льгот, прежде всего по налогу на прибыль, корпорациям, что соответствует мировой практике. В процессе государственного регулирования инновационной сферы важно обеспечить неук­лонное возрастание роли государства как ключевого системо­образующего инновационного инвестора и интегратора.

Это прежде всего обусловлено постоянно повышающейся ресурсоемкостью инновационной деятельности, вследствие чего многие инновационные проекты и программы не могут быть ус­пешно реализованы только силами частного бизнеса и требуют финансовой поддержки государства.

В рамках экономических институтов государственной поддер­жки инновационной деятельности ключевое значение имеет струк­тура и качество портфеля управленческих инноваций (рис. 3).

Государство, как сказано в упомянутом выше законе, пер­востепенное значение в своей системе поддержки инновацион­ной деятельности придает опережающему развитию инноваци­онной инфраструктуры.

Ниже представлен состав сервисной инфраструктуры как части национальной инновационной системы (рис. 4).

турами сервисного инфраструктурного типа, как коуч-центры, специализированные образовательные программы, информаци­онно-коммуникативные центры, центры управления интеллек­туальными активами, временные творческие лаборатории, аген­тства инжиниринговых услуг и др.

Необходима дальнейшая оптимизация и развитие инсти­тутов сервисной инфраструктуры, инструментария регулиро­вания национальной инновационной системы, совершенствова­ние прежде всего нормативно-правовой базы, законодательства в области научно-технической политики, государственно-част­ного партнерства.

ВопросыЕ /ря закрепления материала

1. Какова роль инновационной системы России и ее совре­менное состояние?

2. Каковы общие императивы развития НИС России?

3. Каковы базовые структурные элементы НИС России?

4. Назовите основные институты НИС России.

5. Какова роль государства в развитии НИС России?

Национальная инновационная система

В Федеральном законе от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» даются определения научной (научно-исследовательской) деятельность, фундаментальным научным исследованиям, государственной научно-технической политике, инновационному проекту, инновационной инфраструктуре и инновационной деятельности, но все они не подходят под базовые определения НИС.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. говориться: «переход экономики государства на инновационный тип развития невозможен без формирования конкурентоспособной в глобальном масштабе национальной инновационной системы, представляющей собой совокупность взаимосвязанных организаций (структур), занятых производством и (или) коммерческой реализацией знаний и технологий, и комплекса институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих взаимодействие образовательных, научных, предпринимательских и некоммерческих организаций и структур во всех сферах экономики и общественной жизни» [1]. Это определение является официальным для характеристики национальной инновационной системы России. Слова «представляющей собой» перед основным определением НИС говорят о нечёткой формулировке и о том, что национальная инновационная система находится на этапе своего становления и будет в дальнейшем приобретать новые составляющие в своей структуре.

Проект Стратегии инновационного развития РФ до 2020 г. рассматривает национальную инновационную систему как «совокупность субъектов, институтов, инфраструктуры, обеспечивающих производство и распространение инноваций в экономике и обществе» [2]. В принятой Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г. определение национальной инновационной системы отсутствует, разработчики Стратегии ограничились предложением: «повышение эффективности национальной инновационной системы обеспечивается слаженным взаимодействием существующих и создаваемых ее элементов».

Из всего этого можно сделать вывод, что термин «национальная инновационная система» в российской законодательной базе используется крайне редко, а в Стратегии инновационного развития РФ до 2020 года вообще отсутствует.

Существующие подходы к исследованию национальных инновационных систем были отражены в работах зарубежных и российских видных ученых.

Читайте также  Технология производства томатного сока

Так, первым кто предложил термин «национальная инновационная система» был профессор Университета Сассекса (Великобритания) Кристофер Фримэн. По Фримэну, НИС — это «сеть частных и государственных институтов и организаций, деятельность и взаимодействие которых приводят к возникновению, импорту, модификации и распространению новых технологий».

Мозеса Абрамовиц, в 1986 году опубликовавший в журнале Journal of Economic History статью «Догоняя, перегоняя и отставая», в этой работе были рассмотрены важнейшие элементы экономико-технологического потенциала различных стран и факторы, влияющие на динамику его развития. В совокупности эти факторы, по Абрамовицу, определяют так называемую социальную способность государств, то есть их исходные возможности по наращиванию экономико-технологического потенциала, и среди ключевых факторов им были названы: национальная техническая компетенция (уровень образования), опыт в организации и управлении крупномасштабными производствами и проектами, наличие развитых финансовых институтов и рынков, способных мобилизовать приток капитала для таких крупномасштабных производственных проектов, уровень «честности» различных государственных и частных институтов и общественного доверия к ним, стабильность государственной власти и ее эффективность в определении правил игры и контроле за их соблюдением.

Лин Су Кимом была дополнена предложенная Абрамовицем концепция «социальной способности». По его мнению, концепция «технологической способности» определяется инновациями, производством и инвестициями. У стран, стремящихся к экономическому лидерству, процессы привлечения инвестиций, модернизации производства и развития инноваций должны идти параллельно, а не последовательно [4].

Как отмечает профессор Квебекского университета Хорхе Ниози, «в то время как финансовый капитал относительно легко пересекает национальные или региональные границы, переток через эти границы знаний происходит значительно медленнее, что объясняется более герметичным характером последних, то есть тем, что многие из этих знаний хранятся в человеческих мозгах. Трансфер знаний, в свою очередь, напрямую зависит от трансфера человеческого капитала, мобильность которого весьма ограничена» [3]. И уровень этой мобильности прежде всего определяется особенностями механизмов государственного регулирования и эффективностью работы различных государственных и полугосударственных институтов, то есть всеми теми факторами, при изучении которых и необходимо принимать во внимание наличие национальных границ». Соображения Ниози остаются справедливыми и в пределах государственных границ, поэтому развитие НИС носит, как правило, «очаговый», или сетевой, характер: НИС растет локально, создаются зоны с особо благоприятными для инноваций условиями, затем число зон (узлов) увеличивается, их опыт тиражируется.

Каждый из авторов предлагает свое определение НИС, акцентируя внимание на ее отдельных элементах и взаимосвязях. В то же время все они придерживаются общих методологических принципов:

  • особую роль в экономическом развитии играет знание;
  • главным фактором экономической динамики является конкуренция между предпринимателями, в основе которой лежат инновации;
  • институциональный контекст инновационной деятельности прямо влияет на ее содержание и структуру.

Видные российские ученые дают такое определение НИС.

По мнению Н.А. Ивановой национальная инновационная система — это совокупность взаимосвязанных организаций (структур), занятых производством и коммерческой реализацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ (мелкие и крупные компании, университеты, лаборатории, технопарки и инкубаторы). В то же время НИС — комплекс институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих инновационные процессы и имеющих прочные национальные корни, традиции, политические и культурные особенности.

Согласно позиции Голиченко О.Г. НИС — это совокупность национальных государственных, частных и общественных организаций и механизмов их взаимодействия, в рамках которых осуществляется деятельность по созданию, хранению и распространению новых знаний и технологий.

Как отмечает академик РАН В.М. Полтерович, «современные национальные инновационные системы — очень сложные системы, при широком определении в них приходится включать едва ли не все экономические институты».

С.П. Лапаев считает, что НИС — это совокупность различных элементов и составляющих, комплекс мер и механизмов, инструмент экономической политики государства, объект управления (со стороны государства).

Национальная инновационная система, как считают Е.В. Моргунов и Г.В. Снегирев — это совокупность институтов, комплекс сопряженных экономических механизмов и видов деятельности, часть национальной экономической системы [5].

Таким образом получается, что в отечественной литературе отмечаются такие основные характеристики НИС, как:

1) системный характер, то есть рассмотрение ее как совокупности особым образом взаимодействующих элементов;

2) институциональный аспект, то есть влияние существующих в обществе формальных и неформальных институтов на темпы и масштабы развития инноваций;

3) распространение новых знаний и технологий как главная функция НИС.

Проанализировав исследования российских и зарубежных авторов в контексте национальной инновационной системы и российское законодательство, мной была сформулирована авторская концепция понимания сущности национальной инновационной системы:

Национальная инновационная система — это совокупность взаимодействующих между собой институтов государства, общества и частных организаций, деятельность которых направленна на создание и внедрение новых технологий и знаний, в основе которой лежит конкуренция, для повышения эффективности национальной экономики, ее модернизации и структурной перестройки, итогом которой должно стать повышение уровня жизни граждан Российской Федерации.

В авторской концепции понимания НИС особое внимание уделяется наличию конкуренции, как инструменту создания новых, востребованных технологий, продуктов и услуг, ведь конкуренция в экономике является элементом максимально эффективного использования ресурсов и капитала. В концепции так же точно сформулирована цель НИС, система должна стать одним из факторов повышения уровня жизни граждан России. Главная цель государства — это повышение уровня жизни ее граждан, национальная инновационная система может стать важным фактором для достижения этой цели через модернизацию и повышение эффективности национальной экономики, уход от сырьевой модели.

По итогам 2014 года в сфере инноваций Правительство РФ добилось следующих результатов [6]:

В 22 субъектах Федерации в рамках 49 проектов ОАО «Роснано» состоялось 54 пуска новых производств и R&D-центров.

В трёх субъектах Федерации начали функционировать центры внедрения инноваций, реализуются восемь отраслевых и корпоративных программ (ОАО «РЖД», ОАО «Газпром», ОАО «АК «Транснефть»», Федеральное дорожное агентство, Росрезерв, МЧС России, ГК «Автодор», ОАО «Газпромнефть»), разработаны и утверждены 12 новых профессиональных стандартов для наноиндустрии.

Заметна существенная патентная активность стартапов «Сколково» — подано свыше 280 патентных заявок.

ОАО «РВК» продолжена работа по развитию инновационно-венчурной экосистемы: охвачено более 2850 инновационных проектов (команд), принявших участие в конкурсах, премиях и отборах, организованных и поддержанных ОАО «РВК»; организуемый ОАО «РВК» федеральный конкурс — акселератор технологических стартапов Generation S в 2014 году собрал более 1850 заявок из 65 регионов России.

В 2014 году в организациях-участницах 25 инновационных кластеров, получающих государственную поддержку, ожидается создание более 39 тыс. высокопроизводительных рабочих мест (в 2013 году было создано более 35 тыс. высокопроизводительных рабочих мест).

Планируется значительный рост ежегодного объёма работ и проектов в сфере научных исследований и разработок, выполняемых организациями — участницами кластеров. В 2014 году сумма по данному показателю, по прогнозным данным участников кластеров, составит 97,8 млрд рублей.

Утверждён перечень расходных материалов для научных исследований, аналоги которых не производятся в России, ввоз которых на территорию РФ и иные территории, находящиеся под её юрисдикцией, не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость. Это позволяет снизить издержки, связанные с проведением научных исследований, и повысить конкурентоспособность российских исследователей, научных организаций.

За девять месяцев 2014 года число результатов интеллектуальной деятельности, ориентированных на промышленное применение, увеличилось до 23,8 тыс., что на 7,2% выше показателя 2013 года.

Доля исследователей в возрасте до 39 лет в государственных мероприятиях и программах поддержки составляет по состоянию на ноябрь 2014 года 41%, что свидетельствует о достижении запланированного на 2014 год показателя 40%. Основные мероприятия для улучшения этого показателя направлены на увеличение привлекательности научной деятельности для заинтересованных молодых исследователей.

В Госдуму внесён законопроект, предусматривающий формирование системы финансирования научных исследований, основанной на развитии государственных и негосударственных фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности. Предусматривается наделение фондов функциями не только по распределению полученных бюджетных средств, но и по поиску и выбору перспективных направлений научных исследований.

Национальная инновационная система должна служить для перехода экономики от сырьевой модели развития к инновационной, где главным элементом является знание, а продуктом — новая технология.

Рецензенты:

Горенбургов М.А., д.э.н., профессор кафедры Государственного и муниципального управления ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», г. Санкт-Петербург;

Шопенко А.Д., д.с.н., профессор кафедры Государственного и муниципального управления ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», г. Санкт-Петербург.

Виктор Зубарев о проекте «Национальная инновационная система»

Прошу несколько минут вашего внимания, чтобы поделиться некоторыми планами и проблемами Партийного проекта «Нацио-нальная инновационная система», идея создания которого при-надлежит Б.В. Грызлову. Думаю, что проблемы, о которых я буду говорить, затронут каждого. Ведь, партий много, но Родина у нас одна.

Миссия проекта «Национальная инновационная система», прежде всего, идеологическая, и я в первую очередь хочу ска-зать об идеологии нашей государственной инновационной полити-ки.

Читайте также  Защита информации Компьютерные вирусы и антивирусные программы

Я говорю о прагматичной идеологии, основным содержанием которой является ответ на вопрос, ЧТО же мы создаем, ЧТО стро-им, произнося как заклинание «инновационная экономика». Пара-доксально, но, ни в одном документе, декларирующем задачу по-строения инновационной экономики, развернутого ответа на этот вопрос нет! А вопрос не праздный.

О каких стратегиях, каких дорожных картах можно говорить, если мы не определились с целями!?

Очевидно, что отсутствие ответа на вопрос, что скрыва-ется за мантрой «инновационная экономика», тормозит разви-тие законодательства об инновационной деятельности, фор-мирование институциональной архитектуры и инфраструктур новой экономики. Как говорили древние мудрецы, для того, кто не знает, куда плыть, не бывает попутного ветра.

В рамках Партийного проекта «НИС» мы больше года работа-ли в режиме форсайта, чтобы составить «карту новой экономики». Работой этой было охвачено более тысячи экспертов. И, прежде всего, мы выяснили, что сколько экспертов, столько и мнений, вплоть до отрицания самого факта существования новой экономи-ки.

Но несомненно одно – на этой «карте будущего» Россия должна определить свое место. Нужно ответить на вопросы, в каких конкретно процессах и отношениях Россия хочет и сможет играть стратегические роли, какие ниши контролировать, какие тренды оседлать в целях экономического серфинга.

Этот вопрос вообще не беспокоит чиновников. Такое впечат-ление, что появляющиеся одна за другой «стратегии, концепции, программы инновационного развития» появляются посредством доставания из мешка очередной «волшебной палочки», взмах ко-торой должен решить все наши проблемы. Я еще раз подчеркну: тому, кто не знает, чего хочет и не в состоянии сформулировать целей, не поможет даже волшебная палочка.

Для того, чтобы вовлечь в созидание будущего профессио-нальные сообщества, стейкхолдеров, интеллигенцию, широкие кру-ги общественности, нужен захватывающий воображение образ бу-дущего.

Формирование образа будущего России является на сегодня критической задачей нашей инновационной политики. Прав Вла-дисла́в Ю́рьевич Сурко́в: «здесь, как уже не раз говорил прези-дент Дмитрий Анатольевич Медведев, подразумеваются два на-правления работы. Первое — это … модернизация, то есть под-тягивание экономики до современного уровня …. Конечно, тут надо видеть проблему: понимать, какие именно технологии нам нужны, где их взять. Но это не так сложно — были бы деньги. Вторая часть куда сложнее. Ее можно было бы назвать футури-зацией … . Это, собственно говоря, и есть путь инновационного развития

Вторая Миссия Партпроекта – консолидация всех здо-ровых сил общества на целях и задачах формирования инно-вационной экономики.

Одна из проблем консолидации. Многие чиновники – как федеральные, так и региональные – вообще не понимают за-дачи формирования общественного субъекта управления бу-дущим. Они полагают, что будущим можно распорядиться кулуар-но, кабинетно — также как, например, земельными участками.

Мне, увы, приходится слышать от чиновников: ну зачем эти-форумы, сессии, конференции и прочее на сто человек, сядем в кабинете и все порешаем … .

С такой бюрократической алхимией будущее будет, увы, ли-бо инерционным, либо революционным, но только не инновацион-но-эволюционным.

Брешь в этом бюрократическом затворничестве может про-бить только публичная политика, представителями которой явля-емся мы, парламентарии.

Инновационное развитие страны предполагает массовость творчества, причем не только технического, но и иституционально-го. Пробивать эту брешь — первоочередная задача каждого пуб-личного политика.

На кону будущее страны, а будущее либо созидается людьми, ощущающими себя совопросниками и соработникамим в общем де-ле, либо «сваливается на голову» как метеорит.

«Волшебные палочки»такие, как «технологические платфор-мы». «форсайты» и т.п. работают только в комплекте с другими ус-ловиями формирования инновационной среды. В этот «комплект условий» должны входить, как минимум:

1. Система управления развитием (управления будущим), включая систему интеллектуального обеспечения управления развитием («фабрики мысли», форсайт, «технологические плат-формы»).

2. Система управления портфелями инновационных проектов .

3. Институциональная архитектура инновационной экономики, включающая в себя не менее 14-ти институтов. В том числе, ин-стититуты государственной поддержки, защита отечественных ин-новационных предприятий от иностранной экспансии, госзаказ и правила проведения тендеров, представляющие преференции отечественным производителям инновационной и импортозаме-щающей продукции.

4. Ликвидация институционального подполья.

5. Инфраструктуры инновационной деятельности.

6. Спрос на инновации.

7. Менталитет сотрудничества и система управления «челове-ческим капиталом».

8. Программы инноватизации экономических, социальных и бытовых инфраструктур.

9. Лояльные условия доступа к основным ресурсам производ-ства.

Проблема перехода на инновационные рельсы, уверяю вас, не в извлечении очередной волшебной палочки из мешка деда-мороза, а в том, что «комплект условий» должен быть реализован. Именно системность должна стать краеугольным камнем иннова-ционной политики.

Именно на этом сделал акцент Владимир Владимирович Пу-тин на ПАРТКОНФЕРЕНЦИИ в Новосибирске.

главное

Владимир Путин: Работая над бюджетом, восьмому созыву Госдумы важно сохранить преемственность и слаженность командной работы с Правительством

Только так можно добиться реальных результатов для каждого жителя нашей страны, подчеркнул глава государства.

Андрей Макаров: Ввод моратория на проверки для малого и среднего бизнеса – показатель доверия со стороны государства

По мнению Председателя комитета по бюджету и налогам, именно антикризисные программы по поддержке МСП позволили установить новые взаимоотношения между бизнесом и государством.

Ольга Окунева: Законопроект «ЕДИНОЙ РОССИИ» поддержит совершеннолетних выпускников школ, получающих пенсию по потери кормильца

Сейчас выплата гражданам этой категории прекращается до 1 сентября, если совершеннолетие наступило в период после окончания школы и до поступления в институт или колледж.

Национальная инновационная система

Концепция формирования национальных (государственных) инновационных систем (НИС) получила свое развитие в 80–90-х гг. прошлого века. Основными разработчиками концепции национальных инновационных систем (НИС) стали К. Фримен (1987) [1], Б. Лундвалл (1992) [2], Р. Нельсон (1993) [3]. Авторы концепции НИС отвели важную роль процессам обучения и накопления знания, особо уделяя внимание их институциональному аспекту (т.е. организациям, принципам и формам, в которых происходят эти процессы) и непосредственному влиянию институционального контекста инновационной деятельности на ее содержание и структуру.

Национальная инновационная система, по мнению К. Фримена, является системообразующим механизмом, лежащим в основе результативности инноваций [1]. Первоначальная трактовка национальной инновационной системы делала акцент на науке и технологиях, как основных факторах, определяющих среду, в которой действуют предприятия. Согласно другому, более позднему, подходу, национальная инновационная система – это совокупность субъектов и институтов, деятельность которых направлена на осуществление (поддержку в осуществлении) инновационной деятельности. К концу 1990-х годов концепция НИС пополнилась утверждениями о том, во-первых, что НИС включает в себя различные элементы социально-экономической системы, и, во-вторых, что уровень развития инноваций определяется национальными особенностями социоисторического развития страны [4].

В настоящее время под национальной инновационной системой понимается совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции и осуществляющих свою деятельность в рамках проводимой государством политики в области развития инновационной системы. Существующие на сегодняшний день национальные инновационные системы различных стран (США, Японии, большинства стран — членах ЕС) существенно отличаются друг от друга (таблица) [5].

Основные направления развития НИС в мире

Оптимизация структуры национальной инновационной системы

Оптимизация государственной системы управления и планирования в сфере инноваций

Япония, Норвегия, Индия, Чили

Оптимизация государственного финансирования науки и инновационной сферы

США, Франция, Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Тайвань, Австралия

Развитие фундаментальных исследований

Великобритания, Швеция, Словения

Стимулирование инновационной кооперации бизнеса и науки (университетов) внутри страны

Стимулирование симметричного сближения университетов и корпораций

Крупные государственные вложения в науку и инновационную сферу и привлечение национального частного капитала

Стимулирование инновационной активности частного сектора с привлечением иностранных капиталов в инновационную сферу

Великобритания, Ирландия, Китай, Корея, Малайзия, Индия, Израиль

Стимулирование инновационной инициативы научного сектора

Германия, Япония, Новая Зеландия, Дания

Интеграция в международные инновационные сети

Финляндия, Израиль, Нидерланды, Китай

Корея, Малайзия, Сингапур, Тайвань, Индия

Налаживание внутренних инновационных сетей

Создание особых условий для образования связей в инновационной сфере

США, Норвегия, Ирландия

Стимулирование инициативы национальных регионов

Франция, Германия, Финляндия

Формирование национальной инновационной системы

Реструктуризация госсектора науки

Болгария, Польша, Литва

Инициирование интеграции науки и образования

Латвия, Эстония, Чехия

Вовлечение малого и среднего бизнеса в инновационную сферу

Румыния, Чехия, Словакия, Латвия, Эстония, Турция, Чили

Определение приоритетных экспортных направлений в области высоких технологий

Чехия, Румыния, Чили, Турция

Таким образом, обобщающим результатом интенсификации инновационных коммуникаций стало формирование НИС – самовоспроизводящихся комплексов отношений между экономическими акторами по поводу генерации, распространения и использования нововведений, что вызывает необходимость существенных модификаций в механизмах регулирования научно-инновационного пространства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: