Психологические технологии в социальной работе - ABCD42.RU

Психологические технологии в социальной работе

Психотехнологии в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 23:32, реферат

Описание

Для того чтобы психологический метод или методика стали технологией, необходимо прежде всего определить, к кому и с какими целями будет применено воздействие, каковы приемы и ожидаемые результаты воздействия.

Работа состоит из 1 файл

ПСИХОТЕХНОЛОГИИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ.docx

ПСИХОТЕХНОЛОГИИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

§ 1. Принципы применения психотехнологий в социальной работе

Для того чтобы психологический метод или методика стали технологией, необходимо прежде всего определить, к кому и с какими целями будет применено воздействие, каковы приемы и ожидаемые результаты воздействия.

Психосоциальная технология — это психотехнология, интегрированная в систему социальной работы. Можно определить психосоциальную технологию и как социальную технологию, использующую психологические методы. Так или иначе, в психосоциальной технологии психологический инструментарий определяется целями и задачами социальной работы и адаптируется к ее организационным формам.

В соответствии с данным подходом можно выделить следующие виды психосоциальных технологий:

превентивные — направленные на профилактику психических и социальных девиаций;

реабилитационные — направленные на восстановление психики после полученного деструктивного влияния;

социализирующие — направленные на повышение социальной адаптации клиента;

коррекционные — направленные на исправление негативных тенденций в психике;

интегративные — оказывающие неспецифическое оптимизирующее влияние на психику. Они могут быть использованы как превентивные, реабилитационные, социализирующие и коррекционные. В потенциале интегративные психотехнологии, примененные в массовом воспитании, образовании и социальной практике, могут качественно повысить уровень психического здоровья и способностей человека и улучшить общество в целом.

В социальной работе психотехнологии используются в деятельности специализированных психосоциальных учреждений и социальных служб.

Специализированная психологическая служба, как правило, располагает необходимой материальной базой для психологической работы: оборудованными помещениями для тренингов и консультаций с соответствующей мебелью, аудио- и видеоаппаратурой. Она имеет возможность приобретения тестов и других психотехнологий, а также средств обеспечения психологических процедур: музыкальные программы, аудио- и видеоматериалы, программы для обработки данных, бланки и другие материалы. Кроме того, в ней работают высококвалифицированные психологи, как правило, имеющие узкую специализацию по какой-либо проблеме.

Таким образом, осуществлять специализированную психологическую помощь (семейное и профессиональное консультирование, глубинную психокоррекцию и др.) лучше всего в психологических службах у профильных специалистов.

Недостатком подобных учреждений является ограниченность организационных форм работы. Как правило, она реализуется по модели оказания амбулаторной медицинской помощи: индивидуальный прием, в результате которого назначаются процедуры, по которым имеются специалисты или необходимое оборудование. Психологическая помощь при этом осуществляется изолированно, без использования традиционных мер социальной работы: посещения, патронажа и назначения непсихологических видов помощи — лечения, отдыха, трудоустройства и др. Из-за отсутствия комплексного подхода к клиенту психологическая помощь может быть неэффективной.

Включение специалистов-психологов в работу социальных служб продолжает отечественную традицию социального развития предприятий, в которых совместно работали психологи, социологи, экономисты, специалисты по социальному планированию, по идеологической, культмассовой и организационной работе. Преимущество такой организации — в комплексном подходе к клиенту: психологические методы используются в сочетании с другими формами социальной помощи. Недостатком является невозможность оказания сложных и долговременных видов психологической помощи из-за невысокой квалификации специалистов и отсутствия материальной базы.

Возможность применения психотехник и психотехнологий широко используют специалисты других направлений гуманитарной сферы. В основном новейшие психологические методы применяют педагоги, социальные педагоги и специалисты по социальной работе. Проблема заключается в том, что они не имеют достаточной квалификации, чтобы интегрировать психологические методы в процесс педагогического и социального воздействия, обеспечивая его безопасность и эффективность.

Для того чтобы обеспечить эффективное использование психотехнологий в социальной работе, необходимо соблюдать следующие организационные принципы.

  1. Добровольность. Психологическая диагностика, коррекция должны осуществляться на строго добровольной основе. Если получателем психологической помощи является несовершеннолетний, необходимо согласие родителей или лиц, их заменяющих. Исключением могут быть случаи, когда ребенок сам обратился за помощью.
  2. Научность. Методы, применяемые для оказания психологической помощи, должны быть научно обоснованы.
  3. Профессионализм. Психологические техники, технологии должны применяться профессиональными психологами.
  4. Внервлигиозность. В социальной работе недопустимо применение религиозных практик, техник и ритуалов для оказания психологической помощи, недопустима подмена психологической помощи отправлением религиозных культов, а также привлечение священнослужителей в качестве агентов психологической помощи. В противном случае у человека с дезорганизованной психикой может возникнуть новая (религиозная) зависимость, часто основанная на страхе, что в результате лишь осложняет ситуацию. Многие религиозные организации используют психологическую помощь как средство вербовки новых адептов своих культов, так как человек с ослабленной психологической защитой особенно подвержен внушению и нерефлексивной вере.
  5. Субъектность. Клиент психосоциальной работы — субъект самоизменений, от целей, намерений, усилий которого будет зависеть ее результат. Подход к клиенту как к активному субъекту процесса предполагает четкую постановку целей, разъяснение методов и раскрытие механизма действия технологий. Человек получает средства для самоанализа, самодиагностики, отслеживания изменений и знания о возможностях самостоятельного использования психотехник.

  1. Тренинговый формат. Контекст помощи меняется в психосоциальной работе на контекст самопомощи, предполагающий осознанность и активность клиента. Поэтому организация взаимодействия должна строиться как занятия, учеба, тренинг, курс, программа, т. е. как некоторый формат учебы. Тренинг, тренировка — форма освоения практических навыков, применяемая в спорте и уже освоенная практической психологией, — больше всего соответствует сути и результату применения психотехнологий. Ведущим в этом процессе является тренер или инструктор.
  2. Отбор клиентов. Работа с интенсивными психотехнологиями предполагает отсев клиентов с низким уровнем физического здоровья, психическими аномалиями и низкой мотивацией самоулучшения.
  3. Технологизация и стандартизация программ. В психосоциальной работе необходима разработка стандартных программ психологической помощи для определенных категорий клиентов, где четко технологизирован весь процесс. В результате составления, апробации, валидизации, технологизации и стандартизации таких программ возникает психосоциальная технология.
  4. Сочетание групповой и индивидуальной работы. Процесс психологической помощи наиболее эффективен, когда применяются и индивидуальные, и групповые психотехнологии. Для стандартных программ наиболее подходящей является групповая форма работы. На стадиях предварительного консультирования, коррекции и поддержки, а также в особых случаях необходима индивидуальная работа.

При использовании психотехнологий в социальной работе психолог руководствуется также методическими принципами.

9. Природосообразность. Как сложное системное образование психика имеет мощные ресурсы оздоровления и развития, поэтому
наиболее эффективными будут технологии, использующие естественные механизмы, повышающие целостность человека как части природы.

10. Системность. Воздействие на любую часть психики приводит к изменению всей системы, поэтому необходимо отслеживать воздействие на всех уровнях психического.

  1. Культуросообразность. При использовании психотехник необходимо учитывать культурную среду: язык, религию, доминирующую идеологию. Использование чуждых в данной культуре терминов, идей и способов коммуникации деструктивно.
  2. Психологический климат. Для эффективной работы психолог должен создать общий психологический климат принятия другого человека, климат, в котором отсутствует суд и оценивание, климат, особенно важный в работе с психологическими техниками, когда каждый человек пытается проявить свою индивидуальность.

Эффективное применение психотехник и психотехнологий требует знания основных закономерностей и этапов психологического воздействия и трансформации. В процессе психотехнического воздействия независимо от его содержания можно выделить три обязательных этапа: активацию, трансформацию, интеграцию.

Активация — это подготовительный этап, необходимый для настройки, разогрева, энергетизации, т.е. приведения психики в определенный функциональный режим.

Трансформация — главная рабочая часть процессинга, ее задача: качественные изменения психики в соответствии с конструктивной целью. В психотехнологиях существуют два основных трансформационных процесса: продукция и очистка.

  • Продукция (создание новообразований) — это развитие, творчество, новые навыки, знания, смыслы, цели, переосмысление, переоценка, изменение отношения, актуализация потенциала, развитие способностей, освоение новых способов жизни и общения, приобретение нового опыта, создание продуктов, достижение целей, улучшение результатов деятельности. Новообразования могут произойти на всех уровнях психики; они осуществляются при помощи стимулирования развития в определенных направлениях.
  • Очистка (клиринг, катарсис) — это освобождение психики от груза деструктивного опыта, подавленных комплексов, ограничивающих идей, телесной и душевной боли, невыраженных эмоций, приводящих к дезинтеграции и болезням. Это целенаправленное устранение нарушений в психике. Наиболее известные процессы очистки — вербальный, телесный и эмоциональный катарсис.

Интеграция. В психотехническом смысле интеграция — это заключительная фаза любого трансформационного процесса, ее содержанием является приведение в новую целостность претерпевшей изменения психики, сборка, соединение в гармоничное состояние. На стадии интеграции нет действия — это последействие, наступающее спонтанно за счет собственных интеграционных процессов психики и за счет первичных ресурсов фазы активации. Интеграция — длительный процесс, наиболее интенсивная часть которого сравнима со временем трансформационной фазы (собственно интеграция), затем от нескольких часов до нескольких дней происходит менее выраженное последействие (так называемая сборка), и примерно месяц длится полная интеграция клирингового, или творческого, опыта.

Психотехнологии для детей и подростков.

При использовании детских и подростковых программ следует учитывать особенности возраста:

— относительную сохранность естественных механизмов интеграции психики;

— высокую скорость всех психических процессов;

— низкий уровень развития сознания (открытость бессознательного и высокую внушаемость);

  • высокую спонтанность и пластичность;
  • жизнь в пространстве игры и творчества.

У детей 6—11 лет преобладают телесные, эмоциональные и творческие механизмы психической интеграции, развитие мышления находится на уровне предметно-действенного и образного, сфера сознания и связанного с ним произвольного регулирования поведения слаба.

Основными видами деятельности ребенка являются игра и учеба, общение также имеет в основном игровые формы. Это необходимо учитывать при конструировании психосоциальных программ для детей: все они должны иметь игровой формат, опираться на телесные техники и включать творческую работу с образами.

Читайте также  Технология приготовления тяжёлого бетона

Все словесные инструкции должны минимизироваться, необходимо абсолютно исключить оценивание и жесткие команды. Контекст как смысловая настройка должен иметь метафорическую форму: сказку, фантазию — и быть предельно обобщенным и положительным по содержанию. Сложные контексты преодоления, борьбы, а также темы страданий («страшная сказка») можно использовать лишь в специфических терапевтических целях (например, при реабилитации детей-беженцев, сирот и т.п.).

Детям необходима работа по диагностике и коррекции движений, отработке мышечных зажимов и блоков. Если существует блокировка в эмоциональной сфере, то необходимы эмоциональная активация и коррекция эмоциональной сферы. Эти технологические задачи интегрирует творческий процесс (танец, живопись, театр).

Психологические технологии в социальной работе (стр. 1 из 3)

«Психологические технологии в социальной работе»

1. Сущность и значение психологии в социальной практике

1.2 Социально-технологические методы

2. Характеристика и специфика применения психологических методов в социальной работе

Современное российское общество подвергается мощным психологическим травмам: количество людей, вынужденных обращаться к психологам, за последние 4-5 лет возросло в 1,5 раза. Социальные катаклизмы вызывают неврологический синдром, который поражает не только отдельные лица, но и целые слои общества. Например, 41-50% беженцев страдают от психических расстройств. Психиатры утверждают, что 80% выпускников детских домов имеют психические расстройства и являются их потенциальными пациентами. Поэтому так остра необходимость развития системы психологической помощи населению, подготовки квалифицированных специалистов, владеющих технологией работы в этой области.

1. Сущность и значение психологии в социальной практике

Пристальное внимание к психологии обусловлено сложным характером задач, стоящих перед человеком в эпоху «технологических революций», которая сопровождается кризисом традиционных институтов социализации личности, изменениями общественной структуры и в конечном счете возрастанием роли личностного фактора в жизнедеятельности общества.

Социальный работник часто должен ответить клиенту на вопрос о смысле нашего существования на Земле, имеющий для человека исключительное, жизненно важное значение, «ибо тайна человеческого бытия, — как писал Ф.М. Достоевский, — не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить». Психология как наука возникла и опирается на знания, которые давно и активно применяются в религии, искусстве, медицине, в социальных технологиях управления массами.

Сегодня в психологии выделяются и утверждаются относительно самостоятельные отраслевые науки: инженерная психология, медицинская психология, юридическая психология, психодиагностика, психотерапия и др. По существу, каждый вид профессиональной деятельности включает в себя психологические аспекты. Особенность социальной работы, ее технологических аспектов, развивающихся на стыке общей психологии, социальной психологии, психодиагностики и т.д., состоит в том, что она рассматривает целенаправленную социальную деятельность, учитывающую особенности психики человека, опираясь на социальную сущность индивидов.

Основная задача, которую ставит перед собой психология, это помочь человеку сделать жизнь более осмысленной, значимой, развить жизненные силы, оказывать помощь и поддержку нуждающимся не только формально-организационно, но и личностно-осознанно, инициативно.

Для этого в психологии используются различные научные методы и их варианты:

наблюдение — внешнее (наблюдение со стороны), внутреннее, свободное, стандартизированное, включенное;

опрос — устный, письменный, свободный, стандартизированный;

тест — тест-опросник, тест-задание, проективный тест;

моделирование — математическое, логическое, техническое, кибернетическое;

эксперимент — естественный, лабораторный.

Эти методы (и их варианты) предназначены для сбора и обработки первичной информации с целью выявления фактов и получения путем их интерпретации выводов. Здесь применяются также методы математической статистики и количественного анализа.

Социально-технологические методы.

Социально-технологические методы, методики, приемы и средства, процедуры обладают относительной самостоятельностью, но они в первую очередь зависят от той научной школы, в рамках которой они были созданы. Психология предоставляет большие возможности использования в социальной работе различных методов воздействия на личность. Существующие психологические методы содержат не только разнообразные методологические и теоретические положения, но и предлагают различные технологии.

Понятие «психологическая защита» было введено представителями психоаналитического направления и трактовалось ими как способность предотвращения грозных клинических последствий конфликта сознательного и бессознательного. Современные психодинамические теории имеют довольно широкий спектр различий, но всех их объединяет опора на идеи классического психоанализа 3. Фрейда. В ранней концептуальной схеме 3. Фрейда (сознательное — подсознательное — бессознательное) психологическая защита выступает как средство разрешения конфликта между сознательным и бессознательным. По Фрейду, защитные механизмы врожденны, запускаются в экстремальных ситуациях и выполняют функцию «снятия» внутреннего конфликта. В дальнейшем в эту первоначальную концепцию были внесены существенные коррективы: психологическая защита понимается уже не как врожденный, а как приобретаемый в процессе индивидуального развития структурный компонент психики; акцентируется направленность психологической защиты, прежде всего, на социогенные конфликты; механизмы и варианты психологической защиты рассматриваются как продукты развития и научения; набор защитных механизмов, в отличие от стереотипных схем З.Фрейда («Оно» — «Я» — «Сверх Я»), определяется как глубоко индивидуальная характеристика личности, обусловливающая общий уровень адаптированности.

Человек с раннего детства переживает различные кризисы, конфликты между внешними (социальными) силами и внутренними (бессознательными), где он (личность) пытается найти определенный баланс. Поэтому социальному работнику как психологу необходимо знать и научить клиента пользоваться механизмом самосознания как регулятором развития личности, преодоления устойчивых отрицательных явлений, или «комплексов».

Существуют различные варианты основных защитных механизмов личности, с помощью которых индивид оберегает себя от психологических травм и неприятных переживаний. Остановимся кратко на нескольких из них: «вытеснение» — неисполнимые желания и неприемлемые представления вытесняются из сознания ради спокойствия, это приносит моментальное освобождение; «замещение» — перенос болезненных симптомов на замещающий объект (недостатки: отреагировавший чувствует освобождение, а замещающий объект часто страдает, однако может возникнуть эффект бумеранга — возврат негатива к первоначальному субъекту); «сублимация» — энергия напряжения полностью реализуется в социально-полезной деятельности: творчество, спорт и т.д. (недостатки: упускаются причины напряжения, сублимированное напряжение не исчезает — возможна фрустрация); «бегство» — человек избегает критики и благодаря этому — психологического напряжения (недостатки: причины не выясняются, возможны в будущем проблемы с саморегуляцией); «оглушение» — наркотики (алкоголь) устраняют конфликты, страхи, достигается ощущение силы, создается иллюзия ухода от пугающей действительности (недостатки: зависимость от алкоголя, наркотиков, развитие болезней).

Также важными механизмами психологической защиты являются: фиксация (задержка на одной стороне, форме защиты), регрессия (возврат при угрозе стресса в более раннюю стадию развития), перенос (перемещение бессознательных переживаний в физическую сферу, например в головную боль), провокационное поведение — человек ведет себя так, чтобы спровоцировать у другого человека гнев или любовь.

Бихевиористское (психология поведения) направление в социальной работе — социальное научение, тренинг социальной компетентности; самообучение; когнитивная терапия; рационально-эмоциональная терапия (А. Эоллис) и др. Сущность этого направления заключается в том, чтобы использовать влияние окружения на поведение человека. Для бихевиоризма важны мысли и поступки человека, их мотивы. Исходная методологическая позиция — это акцент на конкретных действиях и поступках человека.

Поэтому при данном подходе социальному работнику необходимо вступить в такое взаимодействие с клиентом, которое раскрыло бы ему ценность и смысл жизни, его место в социальной действительности, индивидуальность, а с другой стороны, — найти и показать перспективы жизнедеятельности, новые ценностные ориентиры.

В технологическом аспекте социальная работа строится на следующих методических принципах: открытость и ясность плана работы с клиентом для его активизации; анализ и владение информацией о поступках и поведении клиента; учет детерминированности поступка и его результатов предшествующим действием (функциональный анализ); совместная выработка социально значимых целей, предполагающих конкретный план действий на будущее. Возможны и другие методы, технические приемы, например: тренировка настойчивости, тренировка релаксации, моделирование поведения и поощрения за желаемое поведение, стратегия предотвращения рецидивов и многое другое.

Одной из форм психологической защиты, реализуемой на поведенческом уровне, являются феномены «избегания» (некоторых тем, имеющих эмоционально-личностное значение, ситуаций, книг, фильмов и т.д.) и «ухода» (из семьи, профессиональной или возрастной группы).

Многие феномены психологической защиты проявляются в рамках высшей формы социальной регуляции — нравственного выбора, реализуемого в виде молчаливого осуждения или одобрения, либо в виде активной защиты.

В социальной практике основное внимание следует направлять на достижение изменений в поведении клиентов — оказывать им помощь в умении правильно организовать свое поведение. Идеи бихевиоризма полезны в социальной работе при решении детских проблем, вопросов отношений детей и родителей, применении методов поощрения и наказания, полезны они и в работе с группой.

Когнитивная психология как направление возникла в связи с развитием кибернетики, информатики, программирования ЭВМ и в определенной степени явилась реакцией на недостатки психологических концепций, игнорирующих сознание и принижающих роль мышления (например, бихевиоризм, гештальт теории) в детерминации поведения человека. Здесь главным считается то, как человек воспринимает, перерабатывает и хранит разнообразную информацию о себе, о мире и каким образом он ее использует при принятии решений, как действует в рамках определенной социальной действительности. Когнитивную психологию интересует, как устроено сознание человека, его система знаний.

SociologyBest

Основы социологии

Применение психологических технологий в практике социальной работы

Социальная работа направлена на оказание помощи человеку в его семье, социальной среде, в коррекции его межличностных отношений и внутриличностного статуса. Поэтому психологические технологии и методики по праву активно используются и в подготовке специалиста, и в его профессиональной деятельности. Многообразие психологических технологий, которые активно разрабатываются, практикующий специалист применяет в зависимости от своего основного подхода к человеку и обществу.

Читайте также  Технология выращивания капусты поздней

Для практики социальной работы особенно важное значение приобретают следующие направления:

2) психологическое консультирование,

3) использование техник, методов и приемов психологического взаимодействия с клиентом.

Психодиагностика — отрасль психического знания, связанная с постановкой психологического диагноза. Современная психодиагностика понимает термин «психологический диагноз» не только как установление любого отклонения от нормального психологического функционирования или развития, но и как определение психического состояния конкретного объекта (индивида, семьи, группы), той или иной психической функции или процесса у конкретного лица. Например, может быть проведена диагностика уровня психического развития дошкольника, психодиагностика интеллекта, произвольного внимания, кратковременной и долговременной памяти, акцентуаций характера, типа темперамента и т.д.

Сбор информации о клиенте рекомендуется проводить, используя один из приемов — пятишаговую модель, описанную Е. Айви. Полезно вести наблюдения и за экспрессией (мимикой, пантомимикой, позой, движениями), по которым можно понять истинные переживания, состояние человека, а не оценивать их только по его словам. Установлено, что именно невербальные проявления в коммуникациях наиболее верно сигнализируют об истинных, а не показных чувствах партнера. Результаты наблюдений следует анализировать по специальной схеме. Кроме того, в психодиагностике распространены специальные психодиагностические методики: тесты, вопросники, проективные процедуры. Отмечая необходимость профессионализма при их использовании и интерпретации результатов, специалисты обращают внимание на следующие достоинства этих методик:

1) они позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки;

2) представляют информацию не вообще о человеке, а о тех или иных его особенностях (интеллекте, тревожности, чувстве юмора и пр.);

3) информация поступает в виде, пригодном для качественного и количественного сравнения индивида с другими людьми;

4) информация, получаемая с помощью психодиагностических методик, полезна с точки зрения выбора средств вмешательства, а также прогноза развития, общения, эффективности той или иной деятельности индивида.

Социальный работник, используя в своей практике простые психодиагностические процедуры для получения более полной и объективной характеристики клиента, при необходимости направляет его к профессиональному психологу, формулируя последнему психодиагностические задачи. Особо следует предостеречь от неквалифицированного применения психодиагностического тестирования.

Тест — очень тонкий и порой коварный инструмент. Недостаточно иметь в руках тест, нужно хорошо знать его потенциальные возможности, правила интерпретации, четкость процедуры тестирования, правила соотнесения результатов, полученных с помощью разных тестов.

Требования, предъявляемые к отчетности
Должны отвечать двум требованиям: v достоверность и точность данных, т.е. соответствие данных реальности. Выполнение этого требования зависит от статистов, подготавливающих и проводящих исследование, от используемого ими инструментария .

Разрешение конфликта.
Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение инцидента. Именно завершение, а не временное прекращение. Устранение, прекращение инцидента – необходимое, но недостаточное условие погашения конфликта. Часто, прекратив акти .

Социальный статус.
Характеризуя социальный статус людей старшего поколения в России, выявляется распространенность одиночества и вызываемые им проблемы. В настоящее время, в результатах опроса, проблемы одиноких пожилых женщин вышла на первое место по степе .

2. Характеристика и специфика применения психологических методов в социальной работе

Профессия специалиста социальной работы еще очень молода. В настоящее время из 120 тыс. социальных работников почти половина имеет высшее или среднее профессиональное образование, но профильное, т.е. социальное, медицинское, юридическое, педагогическое или экономическое, — только 8% из них.

Варианты психологической помощи человеку разнообразны. Но они только тогда эффективны, когда применяются в сочетании теории, методологии и технологии использования психологических знаний. Специалисту в области социальной работы важно уметь выбрать и использовать в практической деятельности методы, соответствующие индивидуальности конкретного человека и учитывающие его социальные потребности и интересы.

К сожалению, оказание психологической помощи населению не имеет сложившихся культурно-исторических традиций в российском обществе. Для сравнения: во Франции рано или поздно к психологу обращается 80% населения, тогда как для нашего соотечественника характерно критическое отношение (страх) перед визитом к психологу (психиатру, психоаналитику). Современная практическая психология становится конкретной живой наукой, когда изучает и дает ответы на многие вопросы воспитания и обучения, психического развития человека (ребенка), трудовой деятельности, вносит нормы поведения в повседневную жизнь. В работе практического психолога сложились четыре основных направления: психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и психопрофилактика. Такое разделение труда и последующая глубокая специализация в каждой области, включающая как дополнительные теоретические знания, так и технологическую практику, позволяет достичь высокого уровня профессионализма.

Социальная помощь населению оказывается по тем же направлениям практической психологии:

— сообщение клиенту объективной информации о его расстройствах на основе психодиагностики. Клиент вырабатывает собственное отношение к получению информации и принимает решение о ее использовании;

психологическая коррекция, с помощью которой для клиента разрабатывается индивидуальная программа определенного вида деятельности (чтение, письмо, счет и т.п.) в соответствии с общими требованиями;

психологическое консультирование, цель которого — помочь индивиду найти как можно больше вариантов поведения, мыслей, чувств, поступков для активного взаимодействия с людьми и социальными группами внутри социума;

психопрофилактическая работа, направленная на то, чтобы заблаговременно предупреждать возможные нарушения в развитии индивида, создавая условия для полноценного психического развития на каждом возрастном этапе.

Важным направлением является психотерапия — организованное воздействие на психику клиента с целью ее восстановления или трансформации. Как правило, она осуществляется социальными работниками при содействии медиков. Терапевтическая технология располагает большим количеством психотехнических, инструментальных, тренинговых методов воздействия. Как правило, специалист социальной службы работает со своим подопечным в будничной, житейской обстановке и пытается решить социальные проблемы с ориентацией на его самочувствие, психологическое состояние. Социальный работник не всегда имеет возможность непосредственно сотрудничать с профессиональными психологами, психотерапевтами, и поэтому ему приходится рекомендовать клиенту обратиться к психотерапевту. Но он должен оказать первичную социальную помощь, опираясь на принципы и нормы правильного психологического общения с клиентом. При всей своей эффективности психологическая помощь не решает собственно социальных проблем, а лишь обеспечивает психологически благоприятный фон, смягчает субъективную тяжесть существующего положения.

Анализ технологии работы психологов позволяет выделить четыре типа взаимодействия его с клиентами.

Первый тип. Решение социальных задач. Ориентация на определенные критерии и нормы социального поведения, понимания. Попытка клиента осознать и следовать новым социальным ценностям ведет к дискомфорту и даже психосоматическим заболеваниям. В этом случае требуется изменить и ввести новые критерии, оценки, которые помогут клиенту увидеть свою цель в другом свете, расширить перспективы, позволят отойти от шаблонного поведения и переживания.

Второй тип. Этические задачи. Клиент стоит перед выбором между общественным мнением и собственной оценкой существующей проблемы. Здесь технология предписывает показать клиенту ограниченность его оценочной шкалы «хорошо — плохо», которая не дает возможности активизировать деятельность, сделать правильный выбор.

Третий тип. Нравственные задачи. Необходимость ориентации на критерии добра и зла, которые требуют осуществления нравственного выбора того или иного поступка. Здесь важно показать ограниченность критериев и границ добра и зла, которыми пользуется индивид.

Четвертый тип. Собственно психологические задачи, т.е. помощь клиенту в осознании и изменении своей системы переживаний, в понимании проблем, системы оценок, которые приводят к иным переживаниям и целям деятельности.

Технология решения психологических задач предполагает:

понимание психологических особенностей и закономерностей формирования основных психических состояний человека;

понимание психологических механизмов коррекции и самокоррекции психических состояний с целью устранения отрицательных состояний (в том числе стрессовых) и целенаправленного формирования положительных, продуктивных состояний;

овладение приемами самоуправления жизненным тонусом, уровнем работоспособности и творческим потенциалом;

выработку необходимых навыков психогигиены, рациональных привычек, свойств личности, черт характера;

рациональную постановку и разумное обоснование жизненных целей (как ближайших, так и перспективных), выбор приемлемых путей их достижения;

понимание прямого влияния нравственного облика на устойчивость нервно-психической сферы и состояние здоровья человека;

знание психологических приемов и методов, которые непосредственно применяются на практике;

четкое представление об используемых психосоциальных и терапевтических методах профилактики, влиянии лекарственных средств и о возможных побочных эффектах их применения.

В социальной сфере, функционируют различные виды психологических служб, складывающиеся в сложную многоуровневую структуру. Она включает социально-реабилитационные центры для несовершенно летних, социальные приюты для детей и подростков, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Психосоциальные технологии в работе с молодежью

Психосоциальная технология — это психотехнология, адаптированная к организационным формам социальной работы. Можно выделить следующие виды психосоциальных технологий:

• Превентивные — направленные на профилактику психических и социальных девиаций.

• Реабилитационные — направленные на восстановление психики после полученного деструктивного влияния.

• Социализирующие — направленные на повышение социальной адаптации клиента.

• Коррекционные — направленные на исправление негативных тенденций в психике.

• Интегративные — технологии повышения целостности психики. Под целостностью понимается взаимосвязанность, согласованность, системность всех уровней психической деятельности, а также непротиворечивость содержания субъективного опыта индивида. Интегративные психотехнологии представляют собой комплексные программы групповой и индивидуальной психологической работы, направленные на все уровни психики: двигательную сферу, эмоционально-волевую сферу, сознание и самосознание, социальные и личные отношения, духовную сферу. В интегративных психотехнологиях используются разнообразные оптимизирующие, развивающие, катарсические и трансформационные методы, которые конструктивно сочетаются между собой таким образом, чтобы обеспечить системный результат воздействия. Он выражается в следующем:

1) улучшение здоровья (физического, психического и социального);

2) развитие психических функций и способностей;

3) повышение уровня самостоятельности и независимости личности.

Целостная психика эффективно функционирует и развивается, нарушенная психика функционирует неэффективно.

В жизни это проявляется в дезадаптации, неспособности справляться с проблемами. Клиент социальной работы — это человек с дезинтегрированной психикой, и для оказания ему помощи необходимо восстановить целостность психики. Существует ряд факторов, которые нарушают эту целостность: травмы, болезни, физические и моральные страдания, недостаток любви и ласки в детстве, негативные эмоции (страх, горе, вина, неприятие, злость, ненависть, зависть), одиночество, унижение, отверженность, эмоциональная и физическая беззащитность, насмешки, обесценивание личности, а также результатов творчества и деятельности, включение в антисоциальные и девиантные группы, неблагополучие в семье, стыд за родителей, деструктивные внушения и установки («я никому не нужен», «из меня ничего не выйдет», «я слабый», «я тупой», «я буду всех ненавидеть» и т. д.).

Читайте также  Технологии заготовки сенажа

При оказании психологической и социальной помощи ребенку, подростку и молодому человеку нужно прежде всего исключить или нейтрализовать действие этих негативных факторов, а также устранить последствия этих влияний. Необходимо извлечь молодого человека из деструктивной среды и обеспечить ему нормальные социальные условия, основанные на уважении к его личности и чувствам, воспитывать его в духе преодоления негативного жизненного опыта и веры в свои возможности. Кроме того, необходимо восстановление целостности психики, а для этого нужно оптимизировать интегративные механизмы, при помощи которых сама психика восстанавливает свою целостность.

Основные интегративные механизмы психики: сон, связное дыхание, спонтанное движение, творчество и созидательная деятельность, положительные эмоции, осознавание, проговор, социальное участие.

Восстановление глубокого, спокойного сна и ровного дыхания позволяет оптимизировать нарушенную психическую деятельность и эмоциональную сферу, для этого применяются методы релаксации и дыхательные методы. Подавленные эмоции (невыраженный плач, смех, гнев) нарушают психическую деятельность, как бы «застревают» в бессознательной сфере, а при их выражении наступает успокоение. На этом основаны методы эмоционального катарсиса (очищения), а также игровые и боевые виды спорта.

Расслабление и спонтанное движение тела оптимизируют психическое и физическое состояние. Этому способствуют танцы, подвижные игры на свежем воздухе, особенно с использованием спортивных снарядов.

Положительные эмоции интегрируют психику и являются предпосылкой для творчества и деятельности. События, приносящие ребенку и подростку радость, являются наилучшим способом психологической реабилитации.

Творчество и созидательная деятельность, особенно коллективная, способствуют гармонизации психики, преодолению негативного опыта, являются необходимой предпосылкой для адаптации в коллективе, для развития мышления и сознания.

Проговор событий жизни внимательному собеседнику позволяет проявить эмоции и лучше осознать жизненный опыт.

Социальная востребованность, включенность в жизнедеятельность социальной группы является важнейшим фактором интеграции человека и общества, развития личности и самосознания. Особенно важным является ощущение успеха и собственной значимости для группы.

Особенностью социальной работы с молодежью является то, что многие психологические проблемы преодолимы методами социального воспитания и не требуют вмешательства психотерапевта. Обязательно нужно включить ребенка или подростка в нормативную социальную группу: кружок по интересам, спортивную секцию, лагерь, где бы он мог усваивать социально одобряемые способы жизни, поведения, взаимоотношений под руководством чуткого педагога. В этом случае коррекция психики происходит естественным путем, за счет психологических ресурсов группы. Необходимо отметить, что в группу социально здоровых личностей можно включить не более 20% клиентов с отклонениями в поведении, и они не должны обособляться, отвергаться группой. Основную группу надо настроить на психологическую терпимость и помощь трудным подросткам. При этом применение педагогических методов необходимо сочетать с восстановлением интегративных механизмов сна, связного дыхания, спонтанного движения, эмоций и творчества.

Для обеспечения эффективного использования психотехнологий в социальной работе необходимо соблюдение следующих организационных и методических принципов:

1. Добровольность. Психологическая диагностика, коррекция должны осуществляться на строго добровольной основе. В случае, если получателем психологической помощи является несовершеннолетний, необходимо согласие родителей или лиц, их заменяющих. Исключением могут быть случаи, когда сам ребенок обратился за помощью.

2. Научность. Методы, применяемые для оказания психологической помощи, должны быть научно обоснованы.

3. Профессионализм. Психологические техники, технологии должны применяться профессиональными психологами.

4. Внерелигиозность. В социальной работе недопустимо применение религиозных практик, техник и ритуалов в качестве оказания психологической помощи, недопустима подмена психологической помощи отправлением религиозных культов, а также привлечение священнослужителей в качестве агентов психологической помощи.

5. Принцип постепенности. Любое воздействие является определенной нагрузкой на психику, к которой человек должен адаптироваться. Мера таких нагрузок выражается в следующем: в длительности и интенсивности воздействия, глубине погружения в бессознательный материал, количестве новых психологических навыков, количестве коммуникаций и т. д. Все эти нагрузки должны возрастать постепенно.

6. Принцип последовательности. Начинать интенсивное психологическое воздействие необходимо с проработки телесного уровня (дыхания, сна), затем эмоционального и творческого. Интегративный результат при этом проявится на всех уровнях психики.

7. Учет возрастных особенностей. При работе с детьми и подростками необходимо учитывать психологические особенности данного возраста и не применять психотехнологии, рассчитанные на другой возраст.

8. Комплексное использование психотехнологий. В рамках одной психосоциальной программы могут сочетаться различные психотехники для обеспечения оптимального результата. При этом необходимо учитывать совместимость психотехник в рамках одной программы.

9. Наблюдаемость результатов. Использование психотехнологий должно приводить к очевидному для самого человека и окружающих улучшению физического, психического и социального здоровья. Ненаблюдаемый результат есть отсутствие результата.

10. Применимость. Важной целью психологической помощи является применение клиентом полученных психологических навыков в жизни для ее улучшения.

11. Просоциальная ориентация. Все психокоррекционные программы независимо от их целей должны включать технологии коммуникации и технологии взаимопомощи.

12. Культуросообразность. При использовании психотехник необходимо учитывать культурную среду: язык, религию, доминирующую идеологию. Использование чуждых в данной культуре терминов, идей и способов коммуникации деструктивно.

13. Психологический климат. Психолог должен создать общий психологический климат принятия другого человека, в котором отсутствуют осуждение и оценивание.

При использовании детских и подростковых программ учитываются следующие особенности возраста: относительная сохранность естественных механизмов интеграции психики, высокая скорость всех психических процессов, низкий уровень развития сознания, большая открытость бессознательного и высокая внушаемость, высокая спонтанность и пластичность психики.

Основными видами деятельности у ребенка являются игра и учеба, общение также имеет в основном игровые формы. Это накладывает дополнительные условия при конструировании психосоциальных программ для детей: все они должны иметь игровой формат, опираться на телесные техники и включать творческую работу с образами.

Все словесные инструкции должны минимизироваться, необходимо абсолютно исключить оценивание и жесткие команды. Смысловая настройка должна иметь метафорическую форму — сказки, фантазии — и быть предельно обобщенной и положительной по содержанию: добро, радость, жизнь. Сложные контексты преодоления, борьбы, а также темы страданий («страшная сказка») можно использовать лишь в специфических терапевтических целях (например, при реабилитации детей- беженцев, сирот и т. п.).

При работе с подростками можно использовать больше элементов учебного формата. У подростков более выражено подавление эмоций, они уже не столько времени проводят в подвижных играх и творчестве, в связи с этим необходимы более сложная корректировка дыхания, обучение навыкам саморегуляции, восстановление процесса естественного сна.

Продолжительность занятий для детей и подростков не должна быть более 2 часов.

Профессиональная этика психолога — это необходимость придерживаться в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения. В первую очередь это касается взаимоотношений с испытуемыми, респондентами, клиентами, обращающимися за психологической помощью.

Практический психолог не должен использовать методы, технику, процедуры, ущемляющие достоинство клиентов или их интересы. Психолог должен соблюдать гарантии конфиденциальности — неразглашения сообщенных сведений. Ему следует информировать клиентов о целях работы и сути назначенных мер. При проведении психотерапевтических процедур психолог исходит из принципа ненанесения вреда клиенту, соблюдает принципы деонтологии и врачебной этики. Психолог не должен использовать клиентов для решения своих личных проблем. Необходимо отметить, что в настоящее время нет юридических оснований для деятельности психологов, вследствие чего профессиональная этика специалиста является единственной гарантией от недобросовестной работы и злоупотребления.

Психолог — агент интенсивного влияния на человека, и в большинстве психотехнологий его личность является важнейшим фактором психологического воздействия. В связи с этим кроме этических и профессиональных требований большое значение имеют человеческие качества психолога: физические, психические, социальные и духовные.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что такое психосоциальная работа, каковы ее цели, содержание, принципы и методы?

2. Приведите примеры диагностических и коррекционных методов.

3. Что такое психосоциальная технология?

4. Какие виды психосоциальных технологий существуют и для решения каких задач они предназначены?

5. Каковы организационные и методические принципы применения психотехнологий в социальной работе?

6. Приведите пример дезинтегрирующих влияний на психику.

7. Перечислите интегративные механизмы психики.

8. Каковы особенности психотехнологий для детей и молодежи?

9. Почему важна профессиональная этика психолога?

Лексикон социальной работы / Под. ред. С. М. Кибардина, С. И. Михайлова, О. М. Чернышева. 2-е, изд. испр. и доп. М., 2001.

Психологическая диагностика: Учеб. пособие / Под ред. К. М. Гу- ревича, Е. М. Борисовой. М., 1997.

Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М., 1997.

Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. М.,

Современная психология: Справочное руководство. М., 1999.

Шемет И. С. Интегративные психотехнологии в социальной работе. М., 2004.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: